Научная статья на тему 'Об особенностях курса «Человековедение» и необходимости его преподавания'

Об особенностях курса «Человековедение» и необходимости его преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН / РЕПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / creative style of teaching. / Humanities / humanitarian sciences / content and methods of teaching humanitarian disciplines / reproductive style of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунова Х.

Статья посвящена проблеме появления тенденции к игнорированию общеобразовательных-гуманитарных дисциплин в учебном процессе и выявления причин снижения их роли и значения в восприятии обучаемых. Анализируя данную проблему, автор статьи старается показать необходимость преподавания гуманитарных наук на примере предмета «Человековедение». По наблюдениям автора статьи проблема возникновения пренебрежительного отношения к гуманитарным наукам и снижения их роли и значения в образовательной сфере связана с неправильной разработкой содержания и методов преподавания гуманитарных дисциплин. Сопоставляя содержание традиционных гуманитарных дисциплин и методику их преподавания с предметом « Человековедение», преподаваемым в Программе Ага Хана, она находит причину сложившегося пренебрежительного отношения к ним. Она объясняет это тем, что Человековедение отличается от традиционных гуманитарных дисциплин решением двух важных вопросов: во-первых «что?» изучается, и во-вторых «как?» изучается. Важным является то, что собран тот материал, и изучаются те актуальные проблемы человека, которые заставляют студентов думать и задавать вопросы. Таким образом она считает, что практика преподавания курса Человековедения заслуживает изучения, распространения и является образцом для применения в преподавании других гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PECULIARITIES OF THE COURSE «HUMANITIES» AND THE NECESSITIES OF TEACHING

The article is devoted to the problem concerned with ignoring humanitarian disciplines of general educational slant included into the teaching-learning process and finding the reasons for decreasing their role and significance on the part of students. Analysing the given problem the author of the article tries to prove the necessity of teaching general educational Humanities. By the obsrevations of the author of the article the problem of neglecting humanitarian disciplines in the educational process is connected with incorrect designing the content and methods of teaching. Having compared the content of the traditional huamnitarian disciplines and the methods of their teaching with Humaninities taught in Aga Khan Humanities Project she finds the reason of negative attitude to them. She explains it so that Humanities differ from other traditional humanitarian courses by solving two main questions: what is to be learnt? and how is it to be learnt? The main point is just that these are the proper collected material and actual human problems discussed in the course of Humanities that really make students think and ask questions. Thus, she considers that the teaching experience of the Humanities course in Aga Khan Humanities Project is worthy to be learnt and spread being an example for using it in the teaching of humanitarian disciplines.

Текст научной работы на тему «Об особенностях курса «Человековедение» и необходимости его преподавания»

ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА

X. Урунова

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ» И НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Ключевые слова: человековедение, гуманитарные науки, содержание и методика преподавания гуманитарных дисциплин, репродуктивный стиль обучения, творческий стиль обучения

В последнее время в нашем образовательном пространстве можно наблюдать тенденцию к игнорированию роли и значения гуманитарных наук и знаний. Недостаточно уделяется внимания к их преподаванию и изучению. Такое положение дел вряд ли может свидетельствовать об уменьшении роли той области знания, которая исследует человека, самого совершенного и загадочного создания мира. Потребность познать самого себя и других, изучать обстоятельства, которые делают нас такими, какие мы есть, никогда не уменьшалась и заставляла всегда делать человека предметом интереса особого рода наук, которые называются гуманитарными.

Но, а в чем же причина уменьшения роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе?

В данной статье мы хотим уточнить причину возникновения этой проблемы и показать, насколько необходимо изучать и преподавать гуманитарные науки, но непременно изменяя подход к исследованию человеческих проблем и методику преподавания накопленных знаний в этой сфере.

Надо сказать, что понимание этой проблемы возникло в нашем сознании, когда автор статьи была включена в группу изучения Международной программы Ara Хана «Человековедение для Центральной Азии», которая была создана в 1997 в Душанбе и которая уже внесла достаточно большой вклад в реформирование преподавания гуманитарных знаний в университетах Таджикистана, Киргизстана и Казахстана. (5)

Хочу вспомнить свои студенческие годы, когда нам преподавали множество гуманитарных предметов: философию, психологию, логику, этику, эстетику историю религии и т.д. Мы, студенты, успешно сдавали экзамены, выполняли все задания и требования, предъявляемые нашими преподавателями. Но, честно говоря, как-то внутренне не чувствовали необходимости и значения гуманитарных дисциплин. К сожалению, не всем и не всегда удавалось понять суть, цель и практическую пользу этих предметов. Мы относились к этим предметам как к чему-то «ненужному и обременительному», но в то же время обязательному.

Необходимость владения гуманитарными науками, ( не только с целью успешной сдачи зачетов и экзаменов) для нашего собственного развития: (чтобы быть успешным и благополучным в личной жизни, вооружившись нужными знаниями и навыками из этой области человеческих знаний) мы почувствовали, только приобщившись к Международной образовательной программе, которая называется « Программа Ara Хана «Человековедение» для Центральной Азии.

Сопоставляя содержание данного предмета, а также методику его преподавания с традиционными гуманитарными дисциплинами, преподаваемыми в университете, мы увидели причину сложившегося пренебрежительного отношения к ним. Большой объем знаний и теорий, мало имеющих отношения к проблемам, волнующих конкретного человека, не помогающих решению его проблем и улучшению его жизненных условий - таковы некоторые особенности традиционных занятий. К тому же на занятиях чувствовалась атмосфера строгой проверки именно такого рода знаний. Строгость, требование, подчинение, беспрекословное выполнение, принуждение, давление со стороны преподавателя оставались

существенными характеристиками занятий, - в условиях, когда у стуцентов нет соответствующего желания и интереса к содержанию изучаемого материала. Педагог просто излагал содержание материала и проверял уровень его усвоения. Главным видом деятельности преподавателя являлась репродукция, не допускающая альтернатив. Мнения обучаемых просто не учитывались.

Такой стиль обучения, по определению Бордовской Н.В. и Реан A.A., называется репродуктивным. «Основу репродуктивного обучения составляет система требований преподавателя к быстрому, точному, и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Обучение осуществляется в монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу»... В условиях репродуктивного стиля обучения у учащихся или студентов перегружается память, тогда как другие психические процессы -восприятие, воображение, альтернативное и самостоятельное мышление - блокируются. Это может привести к утомленности и утрате интереса к учению. В результате такого обучения ученик или студент не умеет принимать самостоятельных решений, привыкает к подчинению (приказы и запреты), становится пассивным исполнителем и функционером. Данный вид обучения порождает два опасных синдрома: первый - это боязнь сделать ошибку. В результате студенты привыкают слушать, но разучиваются говорить, рассуждать. Второй синдром - это боязнь позабыть. Студент всегда должен помнить и суметь ответить все, о чем говорил преподаватель и что написано в учебнике. У учителя тоже может развиться синдром: «боязнь не успеть пройти программу». (3, 91)

Таким образом, анализируя ситуацию, можно придти к тому выводу, что проблема снижения роли и значения гуманитарных наук в образовательной сфере возникает из-за неправильной разработки содержания и методов преподавания. Отсюда и появляется реальное ощущение ненужности гуманитарных дисциплин в учебном процессе. Но к последнему выводу приходит только тот, кто не изучал предмет «Человековедение» и не проходил обучение по данному курсу. Студенты, изучающие «Человековедение», проявляют совершенно другое отношение к гуманитарным дисциплинам.

Вот как они выражают свое мнение об этом курсе: «Впервые в моей жизни у меня появились собственные идеи. Впервые в жизни я не боюсь высказать свою точку зрения. Впервые в моей жизни я чувствую себя личностью». (Акбарова Санавбар, студентка 2000 г. ПАХЧ, ХГУ, Таджикистан).

«Здесь меня научили мыслить аналитически и обосновывать свою точку зрения». (Азизова Мает он а, студентка 2004 г. ПАХЧ, ХГУ, Таджикистан).

Возникает вопрос: Как у этих и других студентов, прошедших обучение по этому курсу появилось положительное отношение к гуманитарным дисциплинам? Каким способом преподаватели нового курса смогли изменить свое отношение к гуманитарным знаниям? Здесь следует сказать о путях формирования новой гуманитарной дисциплины, которая называется «Человековедение». Пытаясь определить инновационную суть «Человековедения», один из разработчиков программы Джураев А., задает вопросы: «Какими же особенностями отличается «Человековедение» от традиционных гуманитарных дисциплин, какие же цели оно преследует, и почему его следует рассматривать идущим в русле реформ?

Далее он отмечает: «Человековедение отличается своим содержанием: Что мы изучаем? и методикой преподавания: Как мы изучаем?... Важно то, что обсуждаемые вопросы относятся к актуальным человеческим проблемам и заставляют студентов думать и задавать вопросы.( 7, 114-115)

Курс «Человековедение» ориентирован на переход от строго дисциплинарной модели образования к междисциплинарной, где целью обучения является не отдельный учебный курс, а комплексная междисциплинарная программа. Решение задачи происходит на основе тесной межпредметной связи. Для понимания и интерпретации изучаемого материала есть возможность использовать следующие формы работы в качестве обучающего приема: просмотр фильма, разыгрывание сценки, слушание музыки, ролевые и этические игры, танцы, пение, дебаты, дискуссии, презентации и т.д. Все они имеют не только релаксационную, но и учебно-познавательную функцию.

«Человековедение» - это прежде всего знания о человеке и его проблемах. В процессе изучения данного предмета студент видит множество актуальных вопросов и проблем, которые не раз обсуждались в повседневной жизни. Иногда человек, столкнувшись с определенной проблемой в обществе или семье, может находиться в отчаянии, его мучают какие-либо сомнения, вопросы. В процессе изучения «Человековедения» студент обнаруживает, что многие из этих сомнений и вопросов не являются исключительно его личными, а однозначно «человеческими» (5,5)

Особенностью «Человековедения» как учебной дисциплины с точки зрения ее содержания является его близость к жизни. Фактически студенты обсуждают на занятиях собственные проблемы, с учетом опыта накопленного в истории различных человеческих цивилизаций. Мы уверены, что именно это обстоятельство делает занятия по этому курсу интересными и желанными для посещения.

Следующей основной особенностью «Человековедения» является методика преподавания, по которой проходит процесс обучения по этому курсу. «Человековедение» опирается на личностно-ориентированную методику, что подразумевает усиление внимания на личности студента, активизации его роли в процессе обучения. Такая методика способствует формированию и развитию студента как самостоятельной, всесторонне развитой личности, готовой к решению собственных и общественных проблем. Как отмечает Абрамова С: «Основная функция образования состоит в том, чтобы посредством развития личности обеспечить саморазвитие общества» (1, 4-5).

Студенты при помощи множества приемов и методов знакомятся с различными источниками информации, помогающими им прийти к собственному критическому и проницательному пониманию основных вопросов (5,1). Студенты активны, потому что вопросы и проблемы, обсуждаемые на занятиях, настолько актуальны, современны, интересны и близки им, что никто из них не остается равнодушным к процессу обучения, все полностью вовлечены в процесс дискуссии. Поэтому о контроле дисциплины во время занятий со стороны преподавателя не может

быть и речи. На занятиях по «Человековедению» царит самодисциплина. Участие студентов в процессе активных обсуждений способствует формированию у них собственной инициативы, навыков аналитического и критического мышления. В таких благоприятных условиях студенты успешно расширяют и углубляют знания, развивают свои способности и связывают учебный процесс с реальной жизнью. Они более экспрессивны в своих чувствах, мыслях, идеях, так как мнение каждого студента на занятии принимается во внимание по мере возможности. Организация дебатов и дискуссий, ролевых игр развивает у студентов такие навыки, как анализ проблемы, аргументирование и обоснование собственной точки зрения и ее защита, толерантность, искусство речи, умение высказывать свое мнение обоснованно. А также дискуссия позволяет формировать у участников обсуждения умение слушать, уважать и толерантно относиться к ним. Очень важно отметить, что студент несет большую ответственность за получение знаний и свое обучение. Роль преподавателя заключается лишь в том, что он поддерживает и направляет студента. Студент не является пассивным слушателем того, что дает преподаватель. Студент становится равноправным членом учебного процесса.

Курс «Человековедения» пробуждает у студентов большой интерес и желание к изучению гуманитарных предметов, так как студент изучает себя, человеческую природу, общность и различия культур и традиций народов, и другие интересующие его темы.

Кроме того, обучение курсу «Человековедения» способствует развитию у студентов навыков аналитического чтения. Большую часть занятий занимает чтение и анализ кейс-стади (реальные жизненные ситуации в виде текстов). Кейс - это конкретный жизненный случай, произошедший в определенном месте, времени и контексте. Изучение кейса дает возможность студентам найти и определить проблему, проанализировать ее, изучить ситуацию со всех сторон и в конце прийти к собственному выводу по данному конкретному случаю. Преподаватель учит студентов самостоятельно думать, а не довольствоваться готовыми ответами. Такой индуктивный метод является намного эффективнее и

способствует развитию у студентов способностей самому, без помощи преподавателя критически мыслить и делать собственные заключения. При чтении текстов студенты вооружаются фактами, знакомятся с событиями, кроме того, они обобщают факты, находят связь между ними и делают соответствующий вывод из прочитанного. Осмысляя и перерабатывая информацию, делая всесторонний анализ замысла текста, оценивая содержание и идеи автора, студенты развивают свои навыки критического чтения и мышления. Они подвергают идеи автора анализу и обсуждению, и знают, что не всякая письменная работа, представленная в форме книги, статьи и т.д, является истиной. С помощью своих преподавателей студенты осознают, что нет единой и правильной интерпретации фактов, а существует множество возможных и приемлемых путей для их истолкования, с какими-то из них они соглашаются, с какими-то нет. Студенты учатся проникать в суть изложенного материала. Самая главная их задача заключается в поиске и понимании идеи, которую автор поддерживает, насколько сильны его аргументы в обосновании своей идеи. Понять суть, выявить проблему, найти ценность информации и связать прочитанное с проблемами реальной жизни -есть самая главная задача студентов курса «Человековедение» в процессе чтения текстов.

Обучение по курсу «Человековедение» является творческим, что подразумевает стимулирование студента к творчеству. Инициатива студентов поддерживается со стороны преподавателя. Содержание обучения носит проблемный характер. Преподаватель организовывает процесс обучения диалогически, т.е. между студентами и преподавателем происходит близкое и открытое общение, что позволяет студентам быть более экспрессивными. Задания, которые даются студентам, имеют следующие обращения: «сравните», «докажите», «сделайте выбор», «обоснуйте», «аргументируйте», «предложите свой вариант» и т.д. В таком стиле обучение носит поисковый, проблемный и исследовательский характер. Основной функцией преподавателя курса Человековедения является фасилитация, что означает облегчение и поддержку процесса обучения. Преподаватели-фасилитаторы создают психологический климат, облегчающий учение.

Преподаватель этого курса в своей педагогической деятельности выполняет следующее:

• Ставит учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу событий и фактов. Учит студентов думать, а не довольствоваться готовыми ответами;

• Стимулирует студентов к поиску новых знаний и нестандартных способов решения проблем. Развивает у студентов способность задавать исследовательские вопросы по рассматриваемым темам;

• Учит студентов работать с академическими текстами и связывать их с собственной жизнью;

• Развивает у студентов навыки аналитического мышления, поддерживает их на пути к самостоятельности (интерпретация, способность видеть разные контексты, аргументирование);

• Создает и поддерживает свободную, открытую атмосферу в аудитории (защищает право участия всех студентов в дискуссии);

• Управляет динамикой класса (объяснение задания, определение порядка работы) (6,1).

Занятия по «Человековедению» проходят по принципу дифференциации учебного процесса, т.е. преподаватель не ограничивается одним традиционным подходом к обучению, а применяет множество разных инновационных методов и приемов организации учебного процесса, что создаёт благоприятную атмосферу для изучения материала. Индивидуальный подход к каждому студенту также является характерной особенностью занятий по «Человековедению», которая проявляется в опросе ожиданий, мнений и интересов каждого студента, как письменно, так и устно. Активность студента в процессе занятия обуславливается тем, что преподаватель создает комфортные условия для самовыражения студентов, проявления их творчества и скрытых способностей. В отличие от преподавателей традиционной педагогики преподаватель курса «Человековедение» верит в своего студента, его силы, знания и способности. Его гуманность проявляется в том, что он принимает каждого студента таким, какой он есть.

Мы считаем, что опыт ПАХЧ в преподавании гуманитарных дисциплин заслуживает изучения, распространения и применения в преподавании других наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова С., Косенчук И. От «идеального» к «реальному»// Директор школы - 1994 №6

2. Адаптация из «What is the role of the Teacher», Problem Based Learning/ Stanford Centre for Innovations in Learning URL: http://scil/ stanford/edu/.

3. Бордовская H.B., Реан A.A. Педагогика, Учебник для вузов. -С Петербург, 2001

4. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый к\рс. Часть 1. - Москва: Владос. 1999

5. Программа Ara Хана Человековедение. Введение в Человековедение. Душанбе

6. Программа Ага-Хана «Человековедение», Методическое пособие. Программа Профессионального развития преподавателей. - Душанбе, 2009

7. Ученые записки/ Гуманитарные науки. - Худжанд, 2004, № 9

Об особенностях курса «Человековедение» и необходимости его преподавания

X. Урунова

Ключевые слова: человековедение, гуманитарные науки, содержание и методика преподавания гуманитарных дисциплин, репродуктивный стиль обучения, творческий стиль обучения

Статья посвящена проблеме появления тенденции к игнорированию общеобразовательных - гуманит арных дисциплин в учебном процессе и выявления причин снижения их роли и значения в восприятии обучаемых. Анализируя данную проблему, автор статьи старается показать необходимость преподавания гуманитарных наук на примере предмета «Человековедение».

По наблюдениям автора статьи проблема возникновения пренебрежительного отношения к гуманитарным наукам и снижения их роли и значения в образовательной сфере связана с неправильной разработкой содержания и методов преподавания гуманитарных дисциплин. Сопоставляя содержание традиционных гуманитарных дисциплин и методику их преподавания с предметом « Человековедение»,

преподаваемым в Программе Ага Хана, она походит причину сложившегося пренебрежительного отношения к ним. Она объясняет это тем, что Человековедение отличается от традиционных гуманитарных дисциплин решением двух важных вопросов: во-первых «что?» изучается, и во-вторых «как?» изучается. Важным является то, что собран тот материал, и изучаются те актуальные проблемы человека, которые заставляют студентов думать и задавать вопросы.

Таким образом она считает, что практика преподавания курса Человековедения заслуживает изучения, распространения и является образцом для применения в преподавании других гуманитарных дисциплин.

On Peculiarities of the Course «Humanities» and the Necessities of Teaching

Kh. Urunova

Key words: Humanities, humanitarian sciences, content and methods of teaching humanitarian disciplines, reproductive style of teaching, creative style of teaching.

The article is devoted to the problem concerned with ignoring humanitarian disciplines of general educational slant included into the teaching-learning process and finding the reasons for decreasing their role and significance on the part of students. Analysing the given problem the author of the article tries to prove the necessity of teaching general educational Humanities.

By the obsrevations of the author of the article the problem of neglecting humanitarian disciplines in the educational process is connected with incorrect designing the content and methods of teaching. Having compared the content of the traditional huamnitarian disciplines and the methods of their teaching with Humaninities taught in Aga Khan Humanities Project she finds the reason of negative attitude to them. She explains it so that Humanities differ from other traditional humanitarian courses by solving two main questions: "what is to be learnt?" and "how is it to be learnt? " The main point is just that these are the proper collected material and actual human problems discussed in the course of Humanities that really make students think and ask questions.

Thus, she considers that the teaching experience of the Humanities course in Aga Khan Humanities Project is worthy to be learnt and spread being an example for using it in the teaching ofhumanitarian disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.