3.2. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
Селиванова Евгения Сергеевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Южный федеральный университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Аннотация
Цель. Несмотря на то, что в ЖК РФ дано определение жилищных прав граждан и названы основания их возникновения, в научной литературе не выработано единого мнения о том какие права возникающие из жилищных отношений, урегулированных жилищным законодательством, являются жилищными правами, какова их правовая природа и система. От ответа на данные вопросы зависит выбор формы правового обеспечения жилищных прав граждан, роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в их реализации, а также механизмы разграничения жилищных прав с тождественными по правовой природе правами на жилое помещение. В связи со сказанным, целью исследования является выявление особенностей жилищных прав граждан и их систематизация.
Методы. При написании статьи применялись методы формальной логики - анализа, синтеза, обобщения, сравнения, а также использовался системный подход к изучению проблематики.
Результаты. В статье делается вывод о том, что жилищные права граждан составляют один из элементов жилищной правосубъектности российских граждан. Особенностью данной группы прав, придающей им жилищно-правовую природу и отличающей их от однородных по правовой природе имущественных, корпоративных, организационных, административных и др. отношений является направленность воли государства при их регулировании на достижение целей государственной жилищной политики, а также реализация при правовом регулировании подхода к жилому помещению, в первую очередь, как к социальному благу. В работе предлагается систематизировать жилищные права граждан по такому критерию, как интерес, для реализации которого граждане вступают в жилищное правоотношение.
Оригинальность/ценность. Предлагаемая систематизация жилищных прав граждан позволит определить основные направления правового регулирования соответствующих жилищных отношений нормами жилищного законодательства, а также может быть взята за основу для модернизации структуры жилищного законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова. Конституционное право граждан на жилище, жилищные права граждан, жилищное законодательство, жилое помещение, жилищные отношения.
ABOUT PARTICULAR QUALITIES AND SYSTEM OF RUSSIAN CITIZENS HOUSING RIGHTS
Selivanova Evgeniya Sergeevna, Phd at Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Southern Federal University. Department: Law department, Civil law chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Purpose. Despite the fact that the Housing Code of the Russian Federation defines the housing rights of citizens and the reasons for their occurrence, the scientific literature has not developed a consensus on what rights arising from housing relations regulated by housing legislation are housing rights, what is their legal nature and system. The choice of the form of legal support for housing rights of citizens, the role of state authorities and local self-government in their implementation, as well as mechanisms for distinguishing housing rights from the same legal rights to housing depend on the answers to the questions stated above. In connection with the foregoing, the aim of the study is to identify the characteristics of housing rights of citizens and their systematization. Method. When writing the article, formal logic methods were used - analysis, synthesis, generalization, comparison, and a systematic approach to the study of problems. Results. The article concludes that the housing rights of citizens constitute one of the elements of the housing legal personality of Russian citizens. The specialty of this group of rights that gives them a housing-legal nature and distinguishes them from property, corporate, organizational, administrative, and other relations that are homogeneous in legal nature is the orientation of the state's will when they are regulated to achieve the goals of the state housing policy, as well as the implementation under legal regulation approach to housing, in the first place, as a social good. The paper proposes to systematize the housing rights of citizens by such a criterion as interest, for the implementation of which citizens enter into a housing relationship. Originality/value. The proposed systematization of housing rights of citizens will allow to determine the main areas of legal regulation of the respective housing relations by the norms of housing legislation, and can also be taken as a basis for the modernization of the structure of housing legislation of the Russian Federation.
Keywords: Constitutional right of citizens to housing, citizens housing rights, housing legislation, living quarters, housing relations.
Постановка проблемы
В законодательстве, научной литературе, юридической практике часто используется термин жилищные права граждан. При этом даже примерный перечень таких прав в законодательстве отсутствует, а критерий, предложенный в Жилищном кодексе Российской Федерации 2004 г.[3] для определения таких прав и состоящий в отнесении к жилищным правам только тех прав, которые урегулированы жилищным законодательством, не конкретен, поскольку сами границы жилищного законодательства точно не определены и являются размытыми и подвижными. В научной литературе по- разному определяют жилищные права. Их либо отождествляют с правом на жилище, либо, несмотря на то, что разграничивают конституционное право граждан на жилище как элемент правового статуса гражданина и отраслевые жилищные права, тем не менее сводят последние только к праву на жилое помещение. Также в специальной литературе принято выделять, с учетом правовой природы жилищных отношений, конституционные жилищные права, основные гражданские жилищные права, основные административные жилищные права. Трудность в построении системы жилищных прав состоит в том, что данные права неоднородны, возникают из разноотраслевых правооотношений, а также в природе самого жилого помещения. С одной стороны, жилое помещение яв-
ляется объектом правового регулирования разных отраслей права и выступает в экономических отношениях как материальная ценность, обладающая стоимостью, как товар. С другой стороны, жилье - это социальное благо в обладании, которым у человека появляется потребность с момента рождения и существует на протяжении всей его жизни. Также, как и потребность в еде, одежде, воздухе. Отсутствие перечисленных благ влечет физическую смерь. Бездомность - смерь социальную. Именно социальная, а не стоимостная, рыночная ценность данного объекта, послужила первопричиной для формирования системы жилищных прав граждан. Несмотря на то, что жилищные права граждан, и, особенно, право граждан на жилое помещение предусматривались в нормативных правовых актах, начиная с 20-х годов двадцатого века в контексте правовых форм их реализации, впервые категория жилищные права была определена в ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации 2004 года.
Следует отметить, что вопросам определения правовой природы жилищных прав, их систематизации посвящено немного работ. В основном исследователи уделяли внимание описанию жилищных прав, возникающих по основаниям, предусмотренным в законодательстве, или изучению отдельных жилищных прав. Основная часть таких работ написана в советское время и в переходный период развития страны от социалистической системы экономики к капиталистической системе. В двадцать первом веке данная проблематика не утратила своей актуальности. Хотя и в настоящее время, как привило, внимание ученых обращено на исследование отдельных жилищных прав граждан, например, малоимущих, военнослужащих, несовершеннолетних и др. В начале двадцатого века к изучаемой проблеме обращались Литовкин В.Н., Толстой Ю.К., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Седу-гин П.И., Суслова С.И. и др.
Необходимость проведения исследования
Необходимость проведения исследования обосновывается тем, что ни в законодательстве, ни в правовой доктрине не выработано единого подхода к определению системы жилищных отношений граждан и жилищных прав граждан. Являются ли они собирательными понятиями, т.е. не обладающими собственной спецификой и, как следствие, подлежат правовому регулированию с применением методов отраслей права откуда они родом, а также соответствующих типовых способов защиты. Либо они обладают, так называемой, жилищной спецификой, требующей иного подхода и в определении форм их правового обеспечения, и в выработке механизмов разграничения жилищных прав с тождественными по правовой природе правами на жилое помещение - ограниченными вещными, корпоративными, организационными и др. Обоснование особой специфики жилищных прав и жилищных отношений подтвердит целесообразность существования самостоятельного массива законодательства - жилищного законодательства. В связи со сказанным, целью исследования является выявление особенностей жилищных прав граждан и их систематизация.
Предмет и методы исследования
Предметом исследования является советское и российское жилищное законодательство, а также научная
доктрина в сфере регулирования жилищных отношений и жилищных прав
При написании статьи применялись методы формальной логики - анализа, синтеза, обобщения, а также использовался системный подход.
Основные положения статьи
В ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельной группы прав законодатель называет жилищные права. К ним он относит права, вытекающие из отношений, урегулированных жилищным законодательством. Жилищные права впервые выделены в Жилищном кодексе Российской Федерации 2004 года, а также определено их понятие. В советском жилищном законодательстве, действовавшем до принятия ЖК РФ 2004 года, жилищные права не выделялись. В то же время в научной литературе советского периода категория жилищные права выделялась и исследовалась. Именно благодаря усилиям ученых она получила свое законодательное закрепление. Начиная с 20-х годов двадцатого века работы многих ученых были направлены на то, чтобы обосновать уникальность отношений, возникающих по поводу пользования жилым помещением, показать их отличия от иных имущественных отношений, урегулированных нормами гражданского законодательства. В частности, речь идет о договоре имущественного найма жилого помещения (аренды). Уже в 1937 году принимается первый кодификационный акт жилищного законодательства Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 года «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». [12] В нем впервые произошла интеграция разноотраслевых по своей правовой природе норм по критерию общественной значимости отношений, объектом которых возникает жилое помещение. Выл установлен приоритет потребительского использования жилого помещения. Фактически выделилась самостоятельная отрасль законодательства. Выделение в качестве самостоятельной отрасли жилищного законодательства означает, что сформировалась потребность, как на уровне государства, так и на уровне юридической практики в формировании самостоятельного массива нормативно-правовых актов, направленных на регулирование определенной сферы экономической деятельности, обеспечение конкретной функции государственного управления. Законодательство, а следовательно и его отрасли, как части целого, способствуют прежде всего проведению государственной политики в соответствующих областях деятельности. Система жилищных прав связана с теми задачами, которые призвано решать с помощью законодательства государство. «Цель автономного правового регулирования группы жилищных отношений — сформировать национальную государственную систему удовлетворения жилищных потребностей общества» - писал Литовкин В.Н. [9, с. 73] в статье «Жилищное законодательство: вчера, сегодня, завтра». Марткович И. Б. в работе «Конституционное право на жилище» отмечал, что «первая и главная задача советского жилищного законодательства состоит в том, чтобы путем формирования определенных жилищно-правовых связей обеспечить удовлетворение жилищных потребностей граждан в соответствии с имеющимися сейчас экономическими возможностями и интересами общества в справедливом распределении жилищ». [10, с.10] Он определял жилищное правоотношение как «форму удовлетворе-
ния экономической потребности людей в жилище». [10, с. 11] Басин Ю.Г. характеризуя жилищные отношения писал о том, «что по своей экономической сути эти отношения связаны с удовлетворением жилищных потребностей. С использованием жилых помещений по их потребительскому назначению». [1, с.17,97] В рассматриваемый период жилищные права граждан рассматривались, как субъективные жилищные права, возникающие из урегулированных жилищным законодательством жилищных отношений. К таковым ученые относили жилищные права, возникающие из договора найма жилого помещения, из членства в жилищностроительном кооперативе, из пользования служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях и некоторые другие. В основном акцент исследователи делали на характеристике названных прав, а не на определении их правовой природы или систематизации. С принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., в законодательство и доктрину вводится категория конституционное право граждан на жилище. Конституционному праву граждан на жилище был присущ всеобщий характер, в отличие от отдельных жилищных прав граждан. Оно определяло сущность и систему отраслевого жилищного законодательства, следовательно, и систему жилищных правоотношений и жилищных прав. Вслед за принятием новой Конституции происходит кодификация жилищного законодательства, а именно, принимаются сначала Основы жилищного законодательства Союза СССР и союзных республик 1981 г., а затем ЖК РСФСР 1983 г.. В данных нормативных правовых актах воспроизводилось положение ст. 42 Конституции РСФСР 1978 года [6] о том, что граждане РСФСР имеют право на жилище. В Ст. 1 ЖК РСФСР 1983 г. закреплялось, что это «право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». [4] Законодатель также в ст. 2 ЖК РСФСР 1983 г. применил категорию жилищные отношения. Согласно данной норме, «советское жилищное законодательство имеет задачей регулирование жилищных отношений в целях обеспечения права граждан на жилище». Такая постановка задачи предопределила и систему правовых институтов, закрепленных в ЖК РСФСР 1983 года. Большая их часть была направлена на регулирование отношений по обеспечению граждан жилыми помещениями и пользованию ими. Именно отношения по пользованию жилыми помещениями в научной литературе советского и раннего постсоветского периода, как правило, рассматривались учеными, как собственно жилищные отношения. Они полагали, что жилищное отношение может возникнуть, когда у гражданина возникло право на определенное жилое помещение. Красавчиков О.Б. писал, что «ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания является пользование жилищем, проживание в нем. Включение в жилищный закон кроме норм гражданского права норм других отраслей права является одним из средств всестороннего и взаимоувязанного регулирования как жилищных, так и иных прямо или косвенно связанных с ними общественных отношений». [8, с. 15] Соответственно, если придерживаться данной точки зрения, то жилищные
отношения являются гражданско-правовыми имущественными отношениями, в основе которых лежит пользование чужим жилым помещением, они относительны, хотя и не лишены черт абсолютного характера. В то же время были сторонники точки зрения, что все урегулированные в ЖК РСФСР 1983 года - имущественные и организационные, управленческие, процессуальные отношения являются жилищными отношениями. [14, с. 5-6] В своих работах ученые исследовали не только субъективные жилищные права граждан, возникающие из пользования чужим жилым помещением, но и организационные отношения, предшествующие им, отношения по управлению жилищным фондом, корпоративные отношения и др. Таким образом, в советский период инициативно законодателем было сформировано жилищное законодательство, которое было призвано благодаря единому законодательному комплексу обеспечить достижение одной из приоритетных целей государственного управления -удовлетворения потребности всех граждан страны в жилье. Жилищное законодательство формировалось из норм различной отраслевой принадлежности, комбинирование которых и включение в его структуру предопределялось необходимостью решения таких задач, как распределение жилья, его потребление (владение и пользование), распоряжение, управление жилищным фондом и контроль за его использованием. Независимо от того, какого мнения придерживаться при определении круга и правовой природы жилищных отношений, а, следовательно, вытекающих из них субъективных жилищных прав, отличительной особенностью последних будет являться то, что в осуществлении жилищных прав гражданина заинтересован не только он сам, но и прежде всего государство и общество. При регулировании жилищных отношений происходит конвергенция норм публичного и частного права именно в силу признания государством проблемы обеспечения граждан жильем общественно важной и значимой. В том случае, если вернуть решение данной проблемы на уровень отдельного гражданина, который только при помощи институтов гражданского права может удовлетворить свою потребность в жилье, отпадет необходимость в выделении самостоятельных жилищных прав граждан, а следовательно, и в системе жилищного законодательства.
В современной России, в сравнении с советским периодом, когда и было сформировано жилищное законодательство, задачи жилищной политики кардинально изменились. От патерналистского отношения государства к гражданам в удовлетворении их потребности в жилье, оно трансформировалось к оказанию помощи в решении жилищной проблемы лишь отдельным категориям граждан, относящимся к определенным категориям, обладающих специальным правовым статусом. Так, в ФЦП «Жилище» на 20152020 годы [16] в качестве задачи для решения ставится оказание помощи отдельным категориям граждан и создание условий для развития рынка доступного и комфортного жилья эконом-класса. Введено программное финансирование решения обозначенных выше задач. Такой подход является закономерным отражением закрепленного в ст. 40 Конституции РФ от 12.12.1993 года [5] права граждан на жилище. Конституционное право граждан на жилище является государственно-правовым институтом. Оно относится к группе социально-экономических прав граждан и принадлежит им от рождения. Несмотря на то, что нормы Конституции имеют прямое действие, тем не менее, в
самой конституционной норме предполагается, что отдельные ее положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного законодательства, которые устанавливают соответствующий правовой механизм реализации конституционной нормы. Содержание конституционного права граждан на жилище предопределяет структуру отраслевого законодательства, набор правовых институтов, направленных на реализацию данного права, систему отраслевых прав - жилищных прав. В отличие от ЖК РСФСР 1983 г. в ЖК РФ 2004 года задачи жилищного законодательства не определены. В ст. 1 ЖК РФ 2004 года сформулированы основные начала жилищного законодательства, к одному из которых относится необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Таким образом, наряду с закрепленным в Конституции РФ правом граждан на жилище в действующем Жилищном кодексе Российской Федерации выделена группа жилищных прав граждан. Следует обратить внимание на то, что в п. «к» ст. 72 Конституции РФ впервые в качестве самостоятельной отрасли законодательства выделено жилищное законодательство наряду с трудовым, семейным, земельным, лесным, водным законодательством и др. Это свидетельствует о признании государством значения и важности данной сферы его деятельности. Хотя в последние годы все чаще звучит призыв отказаться от публичных элементов в пользу частноправовых подходов в регулировании, в том числе, отношений объектом которых выступает жилое помещение. Наличие в Конституции РФ закрепления жилищного законодательства в качестве самостоятельной отрасли является гарантией сохранения отдельного блока норм, регулирующих особым образом группу жилищных отношений. Хотя частноправовые подходы все чаще применяются при регулировании жилищных отношений: от появления договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования до способов и правовых механизмов управления многоквартирными домами, осуществления капитального ремонта многоквартирных домов. Для того, чтобы определить особенности и правовую природу жилищных прав, в первую очередь, необходимо исследовать категорию жилищные отношения, закрепленную в действующем ЖК РФ Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищные отношения - это урегулированные жилищным законодательством отношения. В ст. 4 ЖК РФ закреплен их перечень. Анализ данного перечня позволяет говорить о том, что статья 4 ЖК РФ объединила разнородные по отраслевой принадлежности общественные отношения: гражданско-правовые, административные, организационные, процессуальные, материальные. Критерием такого объединения является политическая воля государства. В зависимости от стоящих перед ним задач этот перечень может быть как дополнен группой отношений, так и из него отдельные отношения могут быть исключены. Как ранее было отмечено, жилищное законодательство - это искусственное, интеграционного, межотраслевое образование: комплексная отрасль законодательства. Особенностью многих из перечисленных в ст. 4 ЖК РФ жилищных отношений является то, что на их основе возникают комплексные правовые институты. Например, институт социального найма жилого помещения, институт общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, управления многоквартирным домом и некоторые другие.
В.П. Мозолин, исследуя проблему влияния публично-правовых отраслей законодательства на частноправовые отрасли законодательства, приходит к выводу, что подавляющая масса имущественных отношений, регулируемых в динамичном режиме гражданским законодательством, уже находится в сфере комплексного правового регулирования под воздействием публичных норм права. [11, с. 27] Вследствие такого воздействия образуются комплексные отрасли законодательства, комплексные правовые институты, в структуре которых нормы административного и гражданского права не утрачивают своей отраслевой индивидуальности. Особенностью жилищных отношений является их комплексность, обусловленная сферой правового регулирования, являющейся социально-значимой. Основной задачей правового регулирования жилищных отношений является сбалансирование общественного и частного интереса, установление приоритета потребительского использования жилого помещения над предпринимательским, признание его социальной ценности, отношение к жилому помещению как к благу, а не как к объекту экономического оборота. Таким образом, выделяющим и обособляющим данные отношения из группы одновидовых отраслевых отношений, придающим им жилищно-правовую природу является направленность воли государства при их регулировании, а именно, осуществление публичного интереса в достижении цели построения социального государства. Полагаем, что жилищные права граждан в случае возникновения конфликта с иными правами лиц на жилое помещение, например, правом собственности или иными вещными правами, должны, как правило, пользоваться приоритетной защитой. Предпочтение должно быть отдано осуществлению именно жилищных прав, в частности, праву пользования гражданином единственным жилым помещением или хотя бы установленным нормативом жилой площади. Последнее предложение связано с наметившейся тенденцией в научной литературе и практике, в соответствии с которой предлагается обращать взыскание на единственное жилое помещение по обязательствам его собственника в том случае, если его площадь значительно превышает нормативную. Интерес государства в приоритетной защите права пользования жилым помещением состоит прежде всего в предупреждении бездомности граждан в случае их выселения. Хотя есть и исключения, в частности, они установлены в отношении единственного жилого помещения обремененного ипотекой, на которое может быть обращено взыскание в случае не исполнения залогодателем своих обязательств.
В современной науке жилищного права проводились исследования, направленные на систематизацию жилищных прав. Так, П.В. Крашенинников предлагает выделить следующие группы жилищных прав: конституционные жилищные права, основные гражданские жилищные права, основные административные жилищные права. [7, с.60]
Михеева Л.Ю. в качестве критерия систематизации жилищных прав граждан выделяет основания возникновения права пользования жилыми помещениями. [12 ] Однако, за пределами системы остаются жилищные права, возникающие из иных отношений, не связанных с пользованием жилым помещением.
В научной литературе предлагались и иные критерии систематизации. Большинство из них либо за пределами жилищных прав оставляет права не связанные с предоставлением и пользованием жилыми помеще-
ниями, либо группируют жилищные права по отраслевому признаку, признаку срочности их осуществления и т.п.
Полагаем, что поскольку одним из движущих факторов, побуждающих участников общественных отношений в них вступать является необходимость удовлетворения разнообразных потребностей, в первую очередь имущественных, то и побуждающим мотивом вступления в жилищные отношения является необходимость удовлетворения жилищных потребностей, в первую очередь, потребности в жилом помещении. Одним из первых ученых, исследовавших категорию «потребность» был проф. H.A. Баринов. Формой выражения потребностей выступает интерес. H.A. Баринов писал, что «интересы находят свое выражение в нормах права, являются предпосылками возникновения субъективного права и, будучи осознанными, становятся целью субъективного права». [2, с.55] В течение всей своей жизни человек испытывает потребность в обладании таким материальным благом как жилое помещение - потребность в жилом помещении. В то же время наряду с имущественными потребностями у граждан возникают и иные потребности, в частности, потребность в безопасных, благоприятных и комфортных условиях проживания в жилом помещении.
Ранее нами было сформулировано следующее определение жилищных потребностей граждан. «Жилищные потребности граждан - это совокупность естественных (первичных) и сформированных обществом интересов, связанных с жилым помещением и проживанием в нем, удовлетворение которых необходимо для обеспечения жизнедеятельности человека и достойного уровня жизни граждан.» [15, с.75]
Жилищная потребность порождает интерес, становясь его содержанием и преобразуясь в цель участия в жилищном правоотношении. Социально-значимый интерес находит закрепление в форме жилищного субъективного права гражданина.
Полагаем, что жилищные права граждан можно систематизировать по такому критерию, как интерес, для удовлетворения которого граждане вступают в жилищное правоотношение. Основываясь на данном критерии, можно выделить следующие две группы жилищных прав граждан: жилищные права, обеспечивающие удовлетворение потребности гражданина в жилом помещении и жилищные права, направленные на удовлетворение их потребности в безопасных и комфортных условиях проживания в жилом помещении.
К первой группе прав можно отнести жилищные права граждан:
- право на предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилого помещения;
- право на заключение договора поднайма;
- право на вселение временных жильцов;
- право на обмен занимаемыми жилыми помещениями;
- право на вселение в жилое помещение гражданина в качестве члена семьи нанимателя, члена семьи собственника жилого помещения, члена семьи члена ЖСК;
- право на сохранение права пользования жилым помещением в случае прекращения семейных отно-
шений с нанимателем жилого помещения, его собственником;
- право бессрочного проживания в жилом помещении граждан, которые имели право на приватизацию, но отказались от участия в ней;
- право пользования жилым помещением отказопо-лучателем, получателем ренты;
- право быть обеспеченным другим жилым помещением в случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- право нанимателя по договору социального найма жилого помещения на предоставление другого жилого помещения в случае, если дом в котором оно находится подлежит сносу, жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение, жилое помещение признано непригодным для проживания;
- право на вступление в ЖСК, созданные при содействии органов власти;
- право пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и некоторые другие.
Ко второй группе прав можно отнести такие жилищные права, как: право на осуществление переустройства и перепланировки в жилом помещении, право участия в управлении многоквартирным домом, право контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, иным требованиям законодательства, право на предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг и некоторые другие.
Следует обратить внимание, что первой группой прав наделяются не все граждане, а лишь обладающие определенным статусом - малоимущие, иные категории граждан, закрепленные в законе, нуждающиеся в жилом помещении, члены семьи собственника жилого помещения, граждане, имевшие право на приватизацию, но отказавшиеся от участия в ней и др. Это означает, что первая группа жилищных прав, как правило, не носит всеобщего характера. Она отражает интересы лишь определенных граждан, нуждающихся в жилье, либо нуждающихся в улучшении жилищных условий. Всеобщий характер носит лишь конституционное право граждан на жилище, которое реализуется не только и не столько посредством осуществления закрепленных в жилищном законодательстве жилищных прав, а за счет реализации гражданами экономических прав путем заключения гражданско-правовых сделок. Поэтому удовлетворяя свою потребность в жилье и приобретая жилое помещения по договору купли-продажи гражданин реализует не жилищное право, а свое право быть собственником имущества. Приобретая жилое помещение в собственность для проживания в нем, такой гражданин реализует свое конституционное право на жилье.
Вторая группа жилищных прав охватывает всех граждан, проживающих на территории страны. Большая часть таких прав одновременно является не только правом граждан, но и их обязанностью. Например, граждане не только наделяются правом участвовать в управлении многоквартирным домом, но и обязаны выбрать один из предлагаемых в законе способов управления.
Жилищные права первой группы урегулированы не только в ЖК РФ, но и в многочисленных нормативных правовых актах. Полагаем, что необходима их систематизация и, возможно, новая кодификация жилищного законодательства.
Результаты исследования
Особенностью жилищных отношений и, возникающих из них жилищных прав, является направленность воли государства при их регулировании, а именно, осуществление публичного интереса в достижении цели построения социального государства, который находит закрепление в программных документах, определяющих жилищную политику государства.
Жилищные права граждан составляют один из элементов жилищной правосубъектности российских граждан. Они представляют собой юридически обеспеченную возможность реализации соответствующего социально значимого интереса.
Жилищные права граждан можно систематизировать по такому критерию, как интерес, для удовлетворения которого граждане вступают в жилищное правоотношение.
Выводы
Потребность в жилищном законодательстве как интеграционном, межотраслевом образовании впервые была осознана в советский период, когда государство выступало монополистом во всех сферах экономики, в том числе и в жилищной сфере. Строительство жилья, учет нуждающихся в нем граждан, распределение, контроль и надзор за его использованием были в руках государства. В настоящее время государство отказалось от решения жилищной проблемы всех граждан страны поскольку оно перестало быть монополистом в жилищной сфере. Произошла замена его функции с обеспечивающего жильем всех на создающего условия для его приобретения. Такая пассивная роль государства в удовлетворении потребности граждан в жилье нашла отражение в системе жилищных прав граждан, всеобщий характер среди которых носят только права, направленные на обеспеченные безопасного и комфортного проживания граждан в жилом помещении. В то же время уменьшение роли государства в реализации жилищных прав граждан не привело к разрушению единой системы правового регулирования жилищных отношений и не вернуло их в лоно родных отраслей. Это подтверждает их особую правовую природу, сопряженную с социальной ценностью такого материального блага, как жилое помещение и проводимой государством политики в жилищной сфере.
Представляется, что назрела объективная необходимость в пересмотре подходов к регулированию жилищных отношений в нашей стране с учетом складывающихся социально-экономических и правовых предпосылок, изменению концепции Жилищного кодекса Российской Федерации, структура которого может быть построена по системе регулирования отдельных жилищных прав субъектов жилищных правоотношений.
Список литературы:
1. Васин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алама-Ата. 1963 г. 244 с.
2. Баринов H.A. Имущественные потребности и гражданское право: монография// Под ред. Калмыкова Ю.А. Издательство Саратовского университета. Саратов. 1987 г. 191 с.
3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14
4. Жилищный кодекс РСФСР 1983 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983г., № 26, ст. 883
5. Конституция РФ от 12.12.1993 г.// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398
6. Конституция РСФСР 1987 г.// Ведомости ВС РСФСР 1978. № 15. Ст. 407.
7. Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут. 2006. 365 с.
8. Красавчиков О.Б. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа// В межвуз. сб. научн. тр.: Основы жилищного законодательства. Свердловск. 1981. С. 3-19.
9. Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: вчера, сегодня, завтра» //Жилищное право. 2010 г. № 6. С. 71-113.
10. Марткович И.Б. Конституционное право на жилище. М.1979 г. 89 с.
11. Мозолин В.П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений. Журнал российского права. 2010. №1. С. 26-31.
12. Михеева Л.Ю. Система жилищных прав граждан на жилые помещения в свете реформы жилищного законодательства. (Подготовлена для системы Косуль-тантПлюс) // СПС «КонсультантПлюс: версия проф.»
13. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах».// СЗ СССР 1937. №69. Ст. 314.
14. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М.: Инфра-М-Норма. 2001. 320 с.
15. Селиванова Е.С. Система жилищных потребностей граждан и гражданско-правовые средства их удовлетворения. «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013 г. № 6. С. 73-77.
16. Федеральная целевая программа «Жилище на 2015-2020 годы».// «Российская газета», № 292, 23.12.2016 (опубликована без приложений).
Reference list:
1. Basin U.G. Soviet housing legislation rights. Alma-Ata. Year 1963. P 244.
2. Barionov N.A. Баринов H.A. Property needs and civil law: monograph // Ed. Kalmykova Yu.A. Publishing house of the Saratov University. Saratov. Year 1987. P. 191.
3. The Housing Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 No. 188-ФЗ // "Collection of the Legislation of the Russian Federation", January 3, 2005, No. 1 (part 1), Art. 14
4. Housing Code of the RSFSR in 1983 // Vedomosti of the Supreme Council of the RSFSR, 1983, No. 26, Art. 883
5. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 g. // "Meeting of the legislation of the Russian Federation", 08/04/2014, No. 31, Art. 4398
6. Krasheninnikov P.V. Housing law. M .: Statute. Year 2006. P. 365
7. Krasavchikov O.B. Fundamentals of housing legislation: subject of regulation and legal nature // Int. Sat scientific tr.: Basics of housing legislation. Sverdlovsk. Year 1981. P. 3-19.
8. Litovkin V.N. Housing law: yesterday, today, tomorrow "// Housing law. Year 2010, No. 6. P. 71-113.
9. Martkovich I.B. Constitutional right to housing. M. Year 1979, P. 89.
Рецензия
на статью к.ю.н., доцента Селивановой Евгении Сергеевны «Об особенностях и системе жилищных прав российских граждан»
Научная статья Е.С. Селивановой «Об особенностях и системе жилищных прав граждан» написана на актуальную тему. В последние годы на страницах научных изданий все чаще звучит призыв отказаться от публичных элементов в пользу частноправовых подходов в регулировании отношении, объектом которых выступает жилое помещение. Предлагается отказаться от Жилищного кодекса и вернуть, закрепленные в нем нормы в лоно родных отраслей права. Однако такой подход может привести к социальной катастрофе. Автор статьи верно отмечает, что конвергенция публичного и частного права в сфере регулирования жилищных отношений является объективной и предопределена социальной ценностью жилого помещения и заинтересованностью в обеспечении им граждан страны прежде всего государством, выполняющим свое социальное предназначение.
Заявленная в статье цель исследования достигнута. Следует согласиться с автором статьи в том, что особенностью жилищных отношений и, возникающих из них жилищных прав, является направленность воли государства при их регулировании, а именно, осуществление публичного интереса в достижении цели построения социального государства.
В статье автор продемонстрировала умение работать с научной литературой, ее знание по исследуемой проблематике, а также понимание влияния социально-экономических условии на развитие правовых институтов и правовых механизмов реализации целей государственной политики.
В статье высказана оригинальная идея о систематизации жилищных прав граждан по такому критерию, как интерес, для реализации которого граждане вступают в общественные отношения, а также интересное предложение о том, что предлагаемую систематизацию применить при модернизации Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья будет интересна для прочтения специалистам в области жилищного и гражданского права.
Научная статья Е.С. Селивановой «Об особенностях и системе жилищных прав граждан» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого уровня, и может быть рекомендована к опубликованию.
Д.ю.н., проф. кафедры гражданского права Южного федерального университета А.А.Лукьянцев
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,98%