УДК 658.5
Коваленко О.В.
магистрант кафедры Менеджмент Московский университет имени С.Ю. Витте (г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Климова Е.Ю.
канд. экон. наук, доцент кафедры Менеджмент Московский университет имени С.Ю. Витте (г. Москва, Россия)
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОТУРИЗМЕ
Аннотация: в работе реализовано формирование инновационной стратеги малого предприятия в экотуризме в три этапа на основе методов Space, Swot и сбалансированной системы показателей. Разработка доведена до практической реализации с использованием процессного подхода в управлении в среде пакета бизнес-моделирования "Business Studio ".
Ключевые слова: Space анализ, SWOT анализ, бизнес-процесс, инновации, стратегическая карта, показатели, пакет Business Studio.
Рынок экотуризма постоянно меняется и развивается поэтому возрастает необходимость развития инноваций. Типичными проблемами малых предприятий (МП), работающих в сфере экотуризма, является определенные проблемы и ограничения, связанные с разработкой и внедрением инновационных стратегий: финансовые и экологические ограничения, недостаточная осведомленность клиентов, текучесть кадров и их низкая профессиональная подготовка, проблемы в логистике и т.п. Для малых
предприятий особенно важно быть конкурентоспособными и привлекать клиентов, а для этого необходимо постоянно реализовывать новые идеи и нововведения.
Учитывая сложности в выборе инновационной стратегии предлагается выполнить ее формирование в несколько этапов. На первом этапе с помощью Браее-анализа удается достаточно быстро произвести выбор стратегии развития предприятия в зависимости от конкретной сложившейся обстановки на основе построения графика стратегического положения (полигона ЗРЛСЕ-матрицы) в системе координат четырех групп факторов: стабильности обстановки (СО), промышленного потенциала (ПО), конкурентных преимуществ (КП) и финансового потенциала (ФС) (рис. 1).
J Консервативное ' 4 - 3 - КП 1 " I ФС Агрессивное ^Ч^ ПО
Ч 1 11 0 \ 1 -\ :. 4 . Оборонительно е с у i у\ f Б^ктср ражкли Конкурентно е Г со
Рис. 1. Полигон SPACE-матрицы
На основе построенного полигона стратегическое состояние компании определяется как конкурентное, то есть его продукция (услуги) являются конкурентоспособными в условиях нестабильного рынка.
Следующим этапом является применение метода Swot для анализа сильных и слабых сторон малого предприятия на основе формирования матрицы стратегических мероприятий, которая дает возможность понять конкурентные
преимущества, возможности для роста и развития, а также потенциальные риски и проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия экотуризма. Анализ полученных результатов применения двух методов Space и Swot для реализации инновационной стратегии уже позволяет определить 'узкие" места в системе управления эко-предприятием. Решающим здесь является использование на третьем этапе методологии сбалансированной системы показателей (ССП или BSC), которая обеспечивает перераспределение стратегической цели предприятия в виде подцелей по всем подразделениям (перспективам) (рис. 2).
Для успешной реализации подцелей для каждой из них формируется соответствующий бизнес-процесс, к которым "привязываются" показатели, исполнители и владелец процесса. Поэтому третий и заключительный этап формирования инновационной стратегии заключается в переходе к процессному подходу в управлении со всеми присущими ему достоинствами, в том числе обеспечение инновационных предприятий стратегическим управлением на значительном временном интервале [2].
При выполнении работ по формированию инновационной стратегии МП в среде пакета бизнес-моделирования "Business Studio" имеется возможность реализовать механизм "привязки" исполнителей и показателей для каждого бизнес-процесса с помощью Окна свойств (рис. 3).
Крит с.-г м-г Свс-Рстеэ г-утдетп'
Название:
A3,1 Угфавлен« ггЖйшешге« квалификации
Содержание деятельности:
Началом Результат: Требования к фокэн: Комментарий: Текущий статус:
Процесс орохожвек^в куроэв поеьшешй квалификации сотрудниками
предприятии
Формфовате njKüiaia «а прохождение курсов
Закрытое a^Ttta о,-1аза№< я услуг
Договори ь^е
X Версий: 1,1, 3 работе, 09.05.2021, Alex
Субъекты нормативно-спрово^^е докучбнть ПОизагыи Г^мгряигмж продукты Onepai
"Показатель * Т:ге пока зателя процесса
Количество поеысиеших квалификацию Оунщцонирсеан^е
1 Количество инцидентов |Результа тивностъ
Рис. 3. Окно свойств бизнес-процесса Повышение квалификации сотрудников"
В окне свойств заносится и другая информация, которая необходима для обеспечения автоматической генерации четырех видов регламентной документации: должностные инструкции, положение о подразделении, регламенты бизнес-процессов и матрицы ответственности.
Таким образом, интеграция методов SPACE, SWOT и BSC позволяет не только сформировать инновационную стратегию малого предприятия в экотуризме, но и успешно реализовать этот проект на практике на основе процессного подхода в управлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Момин А. Анализ TOWS: структура и как она работает в четыре этапа -2021. - С. 1-6. - URL: https://pestleanalysis.com/tows-analysis/ (дата обращения 17.10.2023).
2. Трифонов Ю. В., Трифонов В. Ю., Брыкалов С. М. Процессный подход при идентификации рисков организации //Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - №. 12. - С. 3139-3148.
Kovalenko O.V.
Moscow University named after S.Yu. Witte (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Klimova E.Yu.
Moscow University named after S.Yu. Witte (Moscow, Russia)
ABOUT THE FEATURES OF FORMING AN INNOVATIVE STRATEGY FOR A SMALL ENTERPRISE IN ECOTOURISM
Abstract: the paper involves the formation of an innovative strategy for a small enterprise in ecotourism in three stages based on the Space, Swot and balanced scorecard methods. The development was brought to practical implementation using a process approach to management in the environment of the business modeling package "Business Studio ".
Keywords: Space analysis, SWOT analysis, business process, innovation, strategic map, indicators, Business Studio package.