А. М. ПОТАПОВ A. M. POTAPOV
начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультера ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Р. В. КОМБАРОВ R. V. KOMBAROV
старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы
Об основных средствах исправления осужденных в отдельных государствах -членах Содружества Независимых Государств
On issue of the main means of convicts correction in certain States of the Commonwealth of Independent States
Аннотация. В работе проводится анализ основных средств исправления осужденных в ряде государств - членов Содружества Независимых Государств. На основании оценки уголовно-исполнительного законодательства отдельных государств - членов СНГ предлагаются варианты совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства и практики применения основных средств исправления осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, лишение свободы, основные средства исправления осужденных, режим, общественно-полезный труд, воспитательное воздействие на осужденных, воспитательная работа с осужденными, общее образование, профессиональное обучение, общественное воздействие.
Annotation. In the article the main means of convicts correction in States of the Commonwealth of Independent State are analysed. On the basis of the assessment of the penal enforcement legislation of certain CIS member States, the improvement ways of the domestic penal enforcement legislation and the practice of using the main means of correction of convicts are proposed.
Key words: penal enforcement legislation, deprivation of liberty, basic means of convicts correction, regime, socially useful work, educational impact on convicts, educational work with convicts, general education, vocational training, social impact.
Основные средства исправления осужденных выступают неотъемлемым элементом механизма исполнения уголовного наказания. Их содержание определяется уровнем раз-
вития уголовно-исполнительного законодательства и системой учреждений, исполняющих наказание, а о результатах применения свидетельствует степень исправления осужденных.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
37
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
В государствах - членах Содружества Независимых Государств (далее - государства - члены СНГ) сложилась устойчивая система основных средств исправления осужденных. Этому способствовало принятие Модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств -участников СНГ (далее - Модельный кодекс), в котором в качестве основных средств исправления осужденных закреплены установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие [1].
Предлагаемая Модельным кодексом система средств исправления осужденных получила соответствующее развитие в государствах - членах СНГ. Принимая во внимание динамику развития уголовно-исполнительного законодательства в отдельных государствах - членах СНГ, обусловленную принятием новых кодифицированных актов, наличие общих правовых и организационных проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний, представляется целесообразным провести сравнительно-правовой анализ реализуемых у них средств исправления осужденных в целях использования для совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства. В данном случае стоит отметить тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства Казахстана, где с 2015 года действует новый уголовно-исполнительный кодекс (далее -УИК РК) [2], и Киргизии, где кодекс принят и вступит в силу в 2019 году [3]. Процесс совершенствования уголовно-исполнительного закона непрерывно идет и в Российской Федерации, как путем изменения действующего кодекса [4], так и в рамках создания его новой концептуальной модели [5].
Содержание режима как основного средства исправления осужденных, отраженное в уголовно-исполнительном законодательстве России, нашло аналогичную интерпретацию в законодательстве большинства государств - членов СНГ (Беларусь, Казахстан, Республика Молдова, Узбекистан и др.). При этом в отношении реализации отдельных элементов режима они имеют следующие особенности. Так, в Беларуси обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения. Запрещенные ценные вещи и предметы изымаются и сдаются на хранение, либо уничтожаются, либо реализуются. Средства от реализации изъятых предметов и ценных вещей зачисляются на счет исправительного учреждения [6]. Такой подход предупреждает появление запрещенных предметов у осужденных, что положительно влияет на поддержание порядка и дисциплины. Аналогичная норма содержится и в законодательстве Киргизии, где данные средства направляются на улучшение условий содержания осужденных.
Особый интерес в отношении режимных требований представляют положения УИК РК. Так, операторы связи обязаны обеспечить содействие установке на территории учреждений специального технического оборудования для блокирования радиосигнала либо выявления и (или) пресечения несанкционированного использования абонентских устройств либо снижения распространения радиосигнала на территории учреждений. Кроме того, в Казахстане в случае подтверждения факта попытки проноса запрещенных предметов лица, допустившие указанные правонарушения, влекущие административную ответственность, лишаются свиданий с осужденными на один год.
38
[email protected] www.or.fsin.su
Лицам, допустившим правонарушения, влекущие уголовную ответственность, свидания с осужденными не предоставляются со дня вступления приговора суда в законную силу.
Важное место в системе средств исправления осужденных занимает общественно полезный труд. При этом стоит отметить, что в государствах - членах СНГ существуют разные подходы к определению его сущности. Прежде всего это выражается в обязательности или добровольности труда осужденных. Так, в Беларуси, Киргизии, России закреплено, что осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений; в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане - что администрация учреждений трудоустраивает осужденных на предприятиях уголовно-исполнительной системы; в Молдове - что осужденный может привлекаться к труду с учетом его физического и психического состояния; на Украине осужденные к лишению свободы имеют право работать и привлекаются к общественно полезному труду в местах и на работах, определяемых администрацией колонии [4, 6, 7]. Добровольность или обязательность труда имеет значение для установления ответственности (дисциплинарной или материальной) для осужденного, отказавшегося от работы, и признания его злостным нарушителем, что существенно ограничивает его правовое положение. Данный вариант реализован в Российской Федерации. В других государствах - членах СНГ он прямо не регламентирован, закреплен только запрет осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.
При этом эффективность труда во многом зависит от уровня занятости осужденных, особенно когда речь идет об обязанности трудиться. В этой связи необходимо отметить опыт Узбекиста-
на, где государство размещает заказы на производство определенных видов продукции в учреждениях, исполняющих наказания. Кроме того, в Узбекистане установлены льготы по отчислениям из заработной платы осужденных к лишению свободы на государственное социальное страхование. Существуют и другие способы повышения эффективности труда осужденных. Например, в Казахстане это занятия индивидуальной трудовой деятельностью, использование труда вольнонаемных инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих в пределах 15 % от числа работающих осужденных в случаях, когда данные рабочие места временно не могут быть заняты осужденными. Стоит отметить и привлечение осужденных к работам по благоустройству территории исправительных учреждений без оплаты труда. Время, на которое осужденные привлекаются к таким работам, варьируется от 2-4 часов (Казахстан, Киргизия, Россия, Туркменистан, Узбекистан) до 10-14 часов (Беларусь, Республика Молдова, Украина) в неделю. Дополнительно в УИК РК закреплено, что отказ осужденных, за исключением осужденных, находящихся в стационарах медицинской санитарной части учреждения, от выполнения работ по благоустройству территории исправительных учреждений влечет применение мер взыскания. Данный законодательный подход заслуживает внимания.
Законодательная регламентация воспитательной работы как средства исправления осужденных также имеет свои особенности в государствах - членах СНГ. Следует указать, что в уголовно-исполнительном законодательстве государств - членов СНГ сформировались подходы, закрепляющие воспитательную работу в качестве основного средства исправления, и подходы, определяющие воспитательное воздействие
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
39
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
в качестве такого средства. Второй вариант динамично развивается в странах, принявших новые уголовно-исполнительные кодексы (Казахстан, Киргизия). Представляется, что в перспективе эти тенденции будут реализованы и в других государствах - членах СНГ. Считаем целесообразным рассмотреть их особенности.
В Казахстане в содержание воспитательного воздействия на осужденных включена прежде всего воспитательная работа. При этом воспитательная работа как отдельный элемент воспитательного воздействия в новом уголовно-исполнительном кодексе Киргизии не выделяется. В то же время законодатель в Киргизии указывает следующие направления воспитательного воздействия на осужденных: это исправление и ресоциализация осужденных, формирование и укрепление у них стремления к занятию общественно полезной деятельностью, соблюдение требований законодательства, повышение образовательного и культурного уровня, привитие семейных ценностей, принятие мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, участие в реабилитационных программах.
Работа по социальной адаптации и психологическая помощь выступают следующими элементами воспитательного воздействия на осужденных в Казахстане. Законодатель указал, что администрация учреждений проводит работу по социальной адаптации и психологическую работу с осужденными в индивидуальном порядке в соответствии с их потребностями. Работа по социальной адаптации осужденных осуществляется в следующих формах: разработка индивидуальных программ по работе с осужденными, разработка, организация и реализация программ, направленных на социально-правовую помощь
осужденным, содействие укреплению позитивных социальных связей осужденных, оказание помощи освобождаемым лицам.
В Киргизии данные элементы не входят в содержание воспитательного воздействия и образуют самостоятельное средство исправления - работу по социальной адаптации осужденных. Кроме того, закон включает в содержание рассматриваемого средства исправления проведение примиренческих процедур с потерпевшим. Для их проведения осужденный подает соответствующее заявление в администрацию исправительного учреждения, которая обязана в трехдневный срок направить в соответствующий орган ходатайство о назначении медиатора. Медиатор обращается к сторонам за согласием на проведение примиренческих процедур, проводит предварительные переговоры с каждой стороной, уведомляет администрацию исправительного учреждения о получении согласия сторон на проведение примиренческих процедур, организует и управляет примирительным процессом. Необходимость развития данных элементов также отмечается в международных стандартах отбывания наказания [8].
Получение общего образования и профессиональное обучение осужденных в государствах - членах СНГ имеет сходные начала, сформированные Модельным кодексом. Фактически разница сводится к обязательности обучения и получения профессии до достижения определенного возраста. Так, в Беларуси, Казахстане, России, Узбекистане границей выступает 30-летний возраст осужденного, в Республике Молдове -50-летний. Существует также особенность обучения пожизненно осужденных в государствах - членах СНГ. За исключением России, пожизненно
40
[email protected] www.or.fsin.su
осужденные в других странах могут заниматься только самообразованием.
Общественное воздействие как средство исправления осужденных также активно развивается в государствах - членах СНГ. Наиболее широкое содержание общественного воздействия сформировано в Казахстане в рамках деятельности попечительских и общественных наблюдательных советов, комитетов родителей осужденных, профессиональных союзов, трудовых коллективов, общественных и религиозных объединений, общественных и благотворительных фондов, политических партий, а также граждан путем проведения социологических и иных мониторингов, участия в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере уголовно-исполнительной деятельности, разработки и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы и социально-правовую помощь осужденным. Дополнительно необходимо отметить форму общественного воздействия, закрепленную в законодательстве Беларуси, - это деятельность общественных воспитателей осужденных.
Таким образом, рассмотрев систему основных средств исправления осужденных в ряде государств - членов СНГ, можно утверждать, что она динамично развивается. Это выражается в изменении подходов к содержанию основных средств исправления и появлению их новых видов в государствах, принявших новые уголовно-исполнительные кодексы (Казахстан, Киргизия). Данные тенденции являются следствием изменения уголовно-исполнительной политики в государствах - членах СНГ. На наш взгляд, при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства России необходимо учитывать положи-
тельную практику применения средств исправления, получивших апробацию в других государствах. ^
1. Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств - участников СНГ : утв. пост. Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 02.11.1996 // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 1997. № 12.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V // Казахстанская правда. 2014. № 134.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31.01.2017 № 17 (не введен в действие) // Эркин Тоо. 08.02.2017. № 17-18.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.
5. Селиверстов В. И. О разработке научно-теоретической модели Общей части УИК РФ // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1. С. 90-98.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 8, ст. 52.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 13.12.1999 № 142 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2000. № 3, ст. 156 ; Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан от 25.04.1997 № 409-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 6 ; Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана от 25.03.2011 № 164-IV // Ведомости Меджлиса Туркменистана. № 1 (1003) ; Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24.12.2004 № 443-^ // Официальный монитор Республики Молдова. 03.03.2005. № 34-35/112 ; Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11.07.2003 № 1129-ГУ // Официальный Вестник Украины. 29.08.2003. № 33.
8. Перрон Ю. В. Новеллы минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 64.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
41