Научная статья на тему 'Об основных партийно-политических процессах в европейских государствах'

Об основных партийно-политических процессах в европейских государствах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРОСОЮЗ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ И ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рубинский Ю.И., Ананьева Е.В., Тимошенкова Е.П., Верников В.Л., Швейцер В.Я.

Во многих европейских государствах в среднесрочной перспективе будут происходить важные изменения в партийно-политических процессах, обусловленные различными факторами, в т.ч. ростом протестных настроений, президентскими и парламентскими выборами. Ведущие учёные-страноведы ИЕ РАН дают свой прогноз развития событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных партийно-политических процессах в европейских государствах»

УДК 327

ОБ ОСНОВНЫХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Аннотация. Во многих европейских государствах в среднесрочной перспективе будут происходить важные изменения в партийно-политических процессах, обусловленные различными факторами, в т.ч. ростом протестных настроений, президентскими и парламентскими выборами. Ведущие учёные-страноведы ИЕ РАН дают свой прогноз развития событий.

Ключевые слова: партийно-политические процессы, Евросоюз, парламентские и президентские выборы.

Партийно-политические процессы в ведущих странах ЕС

Великобритания1

На партийно-политическую систему Великобритании в 2016-2017 гг. будут влиять не столько отдельные события, сколько общественно-политические процессы. Приход к власти нового правительства консерваторов во главе с Т. Мэй не приведёт к досрочным парламентским выборам в стране, поскольку по закону о фиксированном сроке полномочий парламента объявить всеобщие выборы можно лишь в случае успешного вотума доверия правительству. Парламентская фракция тори должна была бы проголосовать против собственного правительства, что в текущей ситуации невозможно. Также, Т. Мэй сделала заявление, что "в политические игры" играть не будет (имея в виду досрочные выборы, которые могли бы укрепить легитимность действующего правительства).

На партийно-политическую систему страны будет влиять кризис Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ): разногласия между парламентской фракцией (в основном правоцентристской) и руководством (лидер Дж. Корбин относится к "твёрдым левым"). Внутрипартийная борьба идёт как по процедурным вопросам, так и по ключевым внутри- и внешнеполитическим позициям партии. Сотни тысяч сторонников Дж. Корбина, примкнувшие к партии, склонны использовать формы прямого политического участия и внепарламентской политической деятельности (собрания, митинги, петиции, демонстрации). Однако раскол в партии вряд ли произойдет, поскольку мажоритарная система голосования в стране отвечает интересам только крупных партий. Противники Корбина будут ждать реванша до следующих парламентских выборов в 2020 г. В случае поражение ЛПВ, которое весьма вероятно, партии не избежать новых выборов её лидера.

Аналитическая записка №39, 2016 (№69).

Руководитель авторского коллектива - заместитель директора ИЕ РАН В.Б. Белов, главный редактор - директор ИЕ РАИ Ал.А. Громыко.

1 Е.В. Ананьева, руководитель Центра британских исследований ИЕ РАИ. БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120171012

К 2018 г. будут пересмотрены границы избирательных округов и снижено их количество с 650 до 600. Эта мера призвана уравнять округа по численности избирателей, что будет благоприятствовать Консервативной партии на следующих парламентских выборах 2020 года.

Шотландская национальная партия (ШНП) будет делать упор на проведение второго референдума о независимости Шотландии. Состоится ли он в ближайшем будущем, не очевидно. В настоящее время опросы показывают, что большинство жителей региона не склонны поддерживать эту идею. Однако положение дел может измениться в зависимости от хода переговоров о брекзите между Лондоном и Брюсселем. В целом политическая жизнь страны будет сосредоточена на переговорах об условиях выхода Соединённого Королевства из ЕС. Остальные вопросы (реформа верхней палаты, ограничение прав депутатов от Шотландии в палате общин) будут, вероятно, отложены до их завершения.

Германия1

Основными политическими событиями в 2017 г. станут выборы в ландтаги земель Саарланд (26 марта), Шлезвиг-Гольштейн (7 мая), Северный Рейн-Вестфалия (14 мая), а также выборы в нижнюю палату парламента ФРГ - Бундестаг (24 сентября). Главный вопрос этих выборов: сколько голосов наберёт право-популистская партия "Альтернатива для Германии"?

С высокой долей вероятности "АдГ" преодолеет 5%-ный барьер на всех этих выборах и войдёт в Бундестаг. Возможные последствия этого для партийно-политической системы ФРГ таковы:

• успехи "АдГ" и потери народных партий (ХДС, СДПГ) усложняют прогнозирование итогов выборов 2017 г., т.к. толкают партии истеблишмента к заключению непривычных для них союзов, в т.ч. состоящих из трёх партий (теоретически возможны самые разные комбинации, за исключением кооперации с "АдГ" и союза ХДС и левой партии);

• подобная неопределённость дезориентирует избирателей, поэтому в краткосрочной перспективе партии постараются вернуться к традиционной борьбе между левым и буржуазным блоками;

• наиболее широкие возможности в этой связи у партии "Союз 90/Зелёные"; она может войти в состав правительства, возглавляемого как СДПГ (на сегодня предпочтительный вариант), так и ХДС;

• народные партии продолжат рассматривать "большую коалицию" (ХДС/ХСС и СДПГ) как один из возможных вариантов. Но не исключено, что эти две основные политические силы (как уже показали земельные выборы в Берлине в сентябре 2016 г.) не сумеют набрать более 50% голосов и будут вынуждены сотрудничать с двумя малыми партиями. Формирование в Тюрингии в октябре 2014 г. красно-красно-зелёного правительства и переговоры о создании между этими тремя партиями коалиции в Берлине (ведутся с начала октября 2016 г.) позволяют предположить, что подобный вариант, несмотря на все сложности переговоров ХДС/ХСС и СвДП, может быть использован социал-демократами на федеральном уровне. Такая перспектива значительно осложняет положение ХДС, остающегося, несмотря на поражения, ведущей политической силой, и вынуждает его быть более гибким в отношениях с либералами и "зелёными".

Основной вывод: главная тенденция партийно-политического развития ФРГ - отказ партий истеблишмента от традиционных взглядов по поводу своих союзников.

1 Е.П. Тимошенкова, заместитель руководителя Центра германских исследований ИЕ РАН.

Франция1

Главное внутриполитическое событие во Франции в 2017 г. - очередные президентские (апрель-май) и парламентские (июль) выборы. Им будут предшествовать первичные выборы кандидатов от правой оппозиции (ноябрь 2016 г.) и левого большинства (январь 2017 г.).

В декабре 2016 г. президент-социалист Ф. Олланд должен окончательно определиться с выдвижением своей кандидатуры на второй 5-летний срок (так делали все его предшественники на протяжении полувековой истории Пятой республики). Но его выход во второй тур президентских выборов, не говоря уже о переизбрании, с учётом крайне низких рейтингов, вряд ли возможен. Наиболее вероятными претендентами на президентский пост являются лидеры правоцентристской партии республиканцев - бывший президент Н. Саркози и бывший премьер-министр А. Жюппе с явным преимуществом последнего.

Лидер крайне правого Национального фронта М. Ле Пен имеет высокие шансы выйти во второй тур президентских выборов, но практически без надежды на избрание и создание солидного представительства в новом составе нижней палаты парламента - Национальном собрании, где будет доминировать коалиция республиканцев и центристов.

В свою очередь, нынешнее левое большинство во главе с Социалистической партией, надолго отброшенное в оппозицию, ожидает кризис и вероятный раскол, смена лидеров и программы.

Во внутренней политике нового президента (особенно если им станет А. Жюппе) будут доминировать диктуемые бизнес-сообществом неолиберальные меры, во внешней политике усилятся проевропейские и проатлантические акценты, но без радикальных перемен в отношениях с Россией по наиболее острым международным проблемам (Сирия, Украина).

Испания2

Впервые за постфранкистский период партийно-политическая система Испании в 2016 г. претерпела структурный слом, вызванный появлением двух новых парламентских сил - леворадикальной "Подемос" ("Мы можем!") и правоцентристской "Сьюдаданос" ("Граждане"). Произошло это после парламентских выборов в декабре 2015 г., когда ни одна из двух традиционных партий - Социалистическая рабочая и Народная - не получили достаточно мандатов для создания правительства большинства.

Невозможным оказалось и формирование коалиционного правительства. Правые с наибольшим количеством депутатов отказались от этого, а социалисты дважды терпели поражение при приведении к присяге своего правительства меньшинства. Были объявлены досрочные парламентские выборы в июне 2016 г., которые подтвердили вероятность заката двухпартийное™: "Подемос" в союзе с Едиными левыми и Народная партия увеличили своё представительство в парламенте, социалисты и "Граждане" снизили, но сохранили вторую и четвёртую позиции в Конгрессе депутатов.

Последовавшие затем переговоры о создании Народной партией правительства меньшинства вновь не принесли успеха: социалисты и "Подемос" были категорически против очередного правительства во главе с М. Рахоем. Социалисты при нынешнем раскладе сил в парламенте уже не могли даже арифметически рассчиты-

1 Ю.И. Рубинский, руководитель Центра французских исследований ИЕ РАН.

2 В.Л. Берников, руководитель Центра иберийских исследований ИЕ РАН.

вать на приход к власти, поставив тем самым страну перед альтернативой третьих подряд в течение года парламентских выборов.

В создавшейся ситуации вина ложилась на социалистов за их пренебрежение интересами государства, и сами они понимали, что в случае новых выборов, на чем настаивало руководство партии, избиратели могли наказать их дальнейшим сокращением мест в парламенте. Это стало причиной раскола в партии, а её лидер П. Санчес ушёл в отставку. Временный исполком рекомендовал своей депутатской группе воздержаться при голосовании по приведению к присяге правительства народников, что они и сделали. Кризис завершился.

Социалисты возглавили левую оппозицию, которая не позволит правительству НП проводить через парламент серьёзные законы и инициативы. Паралич деятельности кабинета М. Рахоя неизбежно приведёт к его уходу в отставку и досрочным выборам. Какими будут их итоги, предсказать трудно, но совершенно ясно, что из-за непреодолимых разногласий социалистов с "Подемос", "левого разворота" в Испании ожидать не приходится.

Австрия и Нидерланды1

Важнейшим внутриполитическим событием 2016 г. в Австрии стали трёхэтап-ные президентские выборы. После первого тура из борьбы выбыли кандидаты партий, входящих в правительственную коалицию - Социал-демократической (СПА) и Народной (АНП). Во второй тур вышли Н. Хофер от Австрийской партии свободы (АПС) и А. ван дер Беллен, поддержанный австрийскими "зелёными". Преимущество первого в 15% голосов согласно опросам, казалось бы, гарантировало победу во втором туре. Но по итогам голосования победителем с минимальным преимуществом был признан А. ван дер Беллен. Затем Верховный суд Австрии объявил результаты выборов недействительными, обосновав это нарушениями при подсчёте бюллетеней, направленных по почте. Новый тур выборов состоится в начале декабря. Не исключено, что победителем с небольшим перевесом окажется Н. Хофер. В этом случае в стране в 2017 г. могут быть назначены новые парламентские выборы. Позиции АПС, усилившейся за счёт роста в Австрии антииммигрантских и ев-роскептических настроений, позволят президенту из её рядов добиться отставки коалиции СДПА-АНП и проведения досрочных парламентских выборов.

Политические коллизии в Нидерландах связаны с проигранным правящей коалицией либеральной Партии за свободу и демократию (НПСД) и социал-демократической Партии труда (ПТ) референдумом по вопросам ассоциации Украины и ЕС. Он имел консультативный характер, и до сих пор правительство не решило, как учесть точку зрения менее одной трети электората. Активными противниками ассоциации были партийные силы из разных политических лагерей: радикал-националисты из Партии свободы и представители левого фланга - социалисты и "зелёные". Первые сейчас выступают за проведение в стране референдума о членстве Нидерландов в ЕС. Однако в этом начинании ведущие политические партии их не поддерживают. Предстоящие весной 2017 г. парламентские выборы вряд ли кардинально изменят партийно-политическую конфигурацию. Партии истеблишмента отрицают возможность коалиции с радикал-националистами. В то же время нынешняя коалиция (НПСД-ПТ) может эволюционировать в более широкое представительство парламентских партий либерального и христианско-демократического лагеря.

1 В.Я. Швейцер, заведующий Отделом социальный и политических исследований ИЕ РАН.

Швеция1

Нынешняя партийно-политическая система Швеции отличается стабильностью: менялись названия партий, отношение к конкретным проблемам, но их идеологическая составляющая в целом оставалась прежней. Новые тенденции могут проявиться только в долгосрочной перспективе. Наиболее значимым явлением в жизни страны в последние годы было постоянное увеличение числа иммигрантов, что вызвало ответную реакцию в партийно-политических кругах. Критическим для Швеции, как и остальных стран Европы, стал конец 2015 года, когда в страну хлынул мощный поток беженцев. Было принято решение о контроле лиц, пересекающих границу с Данией, продлённое до специального распоряжения. 2016 г. прошёл более спокойно, хотя проблема размещения беженцев, их обучения и трудоустройства до сих пор стоит достаточно остро.

В этих условиях в Швеции появилась и быстро набрала силы правая популистская партия "Шведские демократы", вошедшая в парламент и претендующая на ключевую роль при сложившемся равновесии двух блоков в Риксдаге, её популярность продолжает расти, хотя неприятие со стороны обоих блоков создаёт для неё значительные трудности. Проблема беженцев для Европы вряд ли станет в ближайшее время менее острой, поэтому роль "Шведских демократов" в партийно-политической структуре страны усилится, но вряд ли станет доминирующей. Традиционные партии примут конъюнктурные поправки в своих программах. И, учитывая, что депутаты от "Шведских демократов" в нынешнем Риксдаге чаще поддерживают законопроекты буржуазных партий, это придаст им дополнительные силы, но формального расширения Альянса буржуазных партий ждать не приходится.

О политических процессах в странах Вишеградской Европы2

Чехия

В 2017 г. главным внутриполитическим событием в Чешской Республике станут парламентские выборы (20—21 октября)3. По их результатам определятся контуры развития партийно-политической системы страны на следующие четыре года. Результаты краевых выборов (7-8 октября 2016 г.) - своеобразной репетиции основных выборов, показали, что избиратель поменял свои приоритеты при распределении голосов. Так, победитель прошлых лет - Чешская социал-демократическая партия во главе с премьер-министром Б. Соботкой - смогла заполучить большинство только в двух из 13 краев (на прошлых выборах они отметили победу в девяти регионах; а в коалиции с другими политическими силами им удалось возглавить 11 краев). Триумфатором этих выборов стала партия "Акция недовольных граждан" (AHO) во главе с министром финансов А. Бабишем, которая за неполных пять лет своего существования сумела обрести подавляющую поддержку в девяти краях.

Итоги регионального голосования представляют собой барометр общественных настроений, который показал недовольство чехов проводимой правительством политикой. Несмотря на то, что партия Бабиша участвует в коалиционном правительстве, граждане страны связывают свою неудовлетворённость с социал-демократами, которые находятся у власти последние восемь лет. Кроме того, предпочтение AHO среди возможных претендентов в избирательных списках можно рассматривать как разновидность протестного голосования, когда голос отдавался за самого неудобного кандидата. По состоянию на начало ноября 2016 г. наиболее

1 Н.С. Плевако, в.н.с. Центра партийно-политических исследований ИЕ РАН.

2 М.В. Ведерников, Л.Н. Шишелина, руководитель Отдела исследований ЦВЕ ИЕ РАН.

3 Даты могут измениться: А. Бабиш внёс предложение о досрочных выборах летом 2017 г.

популярной в стране была партия Бабиша, за ней шли социал-демократы, Гражданская демократическая партия и Коммунистическая партия Чехии.

Словакия

Несмотря на выход партии "Сеть" из правительственной коалиции в августе 2016 г. и ряд политических скандалов, затронувших высших государственных чиновников (премьер-министра Р. Фицо, министра внутренних дел Р. Калиняка), едва ли можно предположить, что в ближайшее время произойдут заметные изменения в партийно-политической системе Словацкой Республики. Партии, находящиеся в оппозиции действующему правительству, не имеют общего плана действий. Их малочисленность в парламенте не позволяет оказывать значительное воздействие на изменение внутренней политики, что проявилось 23 сентября 2016 г. во время голосования по вопросу о доверии Р. Фицо. Обвинительные кампании против действующего премьер-министра также не приводят к желаемым результатам. В свою очередь, правительственная коалиция обладает необходимым инструментарием для проведения намеченного ею курса. На данный момент её лидерам, представляющим партии различной политической направленности, удаётся находить компромиссные решения.

Венгрия

Парламентские выборы в Венгрии прошли в 2014 г. Следующие ожидаются весной 2018 г. Несмотря на то, что оппозиция и западные посольства прилагают усилия для дискредитации кабинета, ситуация в стране далека от революционной. Социал-либеральный лагерь остаётся очень слабым, а прихода к власти партии Иоббик не допустит Запад. По сравнению с 2010 г. (первое участие в выборах) популярность партии падает. Ослаблению позиций Виктора Орбана не способствовали и внутрипартийные скандалы. В самом ФИДЕС провокационно начинает вести себя атлантистское крыло. Ситуация неспокойная, но и не такая критичная, как в последние годы правления кабинета Ференца Дюрчаня. Орбан, а не партия Иоббик, ассоциируется у венгров с национал-консервативным курсом. К тому же на фоне референдума по беженцам две некогда непримиримые партии находят общий язык.

Польша

Выборы в Польше состоялись в 2016 г. Решения исполнительной власти полны противоречий. Несмотря на жёсткую критику правительства со стороны оппозиции, которая обвиняет его во всех проблемах Польши, рейтинг правящей партии находится на очень высоком уровне - более 30%. Власть не подвергает оппозицию сильному давлению за исключением сферы государственной службы: уволены чиновники, замеченные в связях с партией Коморовского. Правительство и президент фактически сражаются на два фронта - с Брюсселем и с внутренней оппозицией, однако это привычное состояние для Польши.

До возвращения в Польшу Дональда Туска вряд ли представляется реальным рассчитывать на серьёзные изменения в раскладе политических сил. Туск может прибыть на подготовленную почву, поскольку оппозиция достаточно успешно консолидируется при помощи Брюсселя и Вашингтона.

Значимые политические события в странах Юго-Восточной Европы1

Неустойчивая ситуация сложилась после парламентских выборов в Черногории 16 октября 2016 г.: 36 мандатов у правящей ДПС М. Джукановича, 39 - у всех оп-

1 П.Е. Кандель, в.н.с. Центра этнополитических конфликтов ИЕ РАН.

позиционных партий, четыре - у партий национальных меньшинств, обычно поддерживавших М. Джукановича, и ещё два мандата у новообразования, созданного для раскола перешедшей в оппозицию Социал-демократической партии. Хотя оппозиционные партии заявили о непризнании выборов, что предвещает политический кризис, не похоже, что им удастся выйти из него победителями. Более вероятно, что М. Джуканович сможет сторговаться с партиями национальных меньшинств и "докупить" недостающие для формирования правительства голоса депутатов. Его формальный уход с поста главы кабинета, уже не раз практиковавшийся, характер режима не меняет. ЕС и НАТО уже поспешили признать выборы, а разобщённой (в том числе и по вопросу о членстве в НАТО) оппозиции вряд ли хватит сил и решимости для длительного уличного противостояния с существующей властью по примеру Македонии.

6 ноября 2016 г. прошли президентские выборы в Болгарии. Хотя полномочия президента в политической системе страны крайне ограниченны, поражение во втором туре кандидата от правящей партии "ГЕРБ", занимающей антироссийскую позицию, способно вызвать уже обещанную отставку кабинета и досрочные парламентские выборы, которые и определят расстановку сил.

30 октября 2016 г. состоялся первый тур президентских выборов в Молдавии. И здесь полномочия президента невелики. Но победа пророссийского кандидата, лидера социалистов И. Додона, могла бы дать толчок изменению внешнеполитического вектора страны. Для реализации своей программы ему даже в случае успеха потребуется добиться внеочередных парламентских выборов (или дожидаться 2018 г.), сплотить левые силы и привести их к власти. Непростая задача при сложных межпартийных отношениях и неуёмных лидерских амбициях на левом фланге молдавской политической сцены. Хотя он явный фаворит первого тура, консолидация всего правого электората вокруг единого кандидата во втором туре может изменить исход. В случае же победы И. Додона не исключён и очередной "майдан" в Кишинёве, хотя он кажется маловероятным. Многое предвещает, что по внешнеполитическим и внешнеэкономическим ориентациям Молдавия также останется расколотой и обречена на колебания между двумя полюсами: Брюсселем и Москвой.

11 декабря 2016 г. пройдут парламентские выборы в Македонии, призванные разрешить длящийся с февраля 2015 г. политический кризис в стране. Возможная победа находящихся ныне в оппозиции социалистов во главе с 3. Заевым сделает правительство ещё более податливым влиянию Брюсселя и Вашингтона. Не исключено присоединение Македонии к антироссийским санкциям - жест сугубо символический, но неприятный.

11 декабря 2016 г. состоятся парламентские выборы в Румынии, в 2017 г. предстоят парламентские и президентские выборы в Албании, президентские выборы в Словении и Сербии. Какого-либо внешнеполитического значения они не имеют, поскольку не могут изменить существующий курс. Не следует ожидать и существенных изменений во внутренних партийно-политических процессах. В Сербии возможен пересмотр конституции, который откроет путь формальному признанию независимости Косово в тот момент, когда сербские власти сочтут это целесообразным.

Выводы

1. Наиболее важными событиями для партийно-политических процессов в ведущих странах ЕС станут президентские и парламентские выборы во Франции и в Германии. Сегодня их исход предсказать невозможно. Ведущим партиям предстоит непростая борьба за избирателей в условиях роста популярности протестных и по-

пулистских настроений, а также сложный выбор своих партнёров в парламенте и правительственных коалициях. В принципе это относится и к Испании, Нидерландам и Австрии. Политическая жизнь Великобритании будет сосредоточена на переговорах об условиях выхода страны из ЕС, вопросы реформы партийно-политической системы отложены до их завершения.

2. В странах Вишеградской группы особых перемен происходить не будет. Главным внутриполитическим событием станут осенние парламентские выборы в Чешской Республике, результаты которых во многом определят контуры развития её партийно-политической системы на следующие четыре года.

3. Среди значимых событий в странах Юго-Восточной Европы ряд парламентских и президентских выборов. За исключением Молдавии и Болгарии, не следует ожидать каких-либо существенных изменений во внутренних партийно-политических процессах.

About the main party-political processes in European countries on the end 2016 and during 2017 (Ed. by Al. Gromyko, V. Belov)

Abstract. In 2016-2017 many European countries are going through important changes in the party-political systems. This is due to various factors, including the growth of protest attitudes. Different presidential and parliamentary elections shape European politics in innovative ways. Researches of the Institute of Europe analyze the situation in this sphere from examples of different countries.

Keywords: party-political processes, the European Union, parliamentary and presidential elections.

Дата выпуска: 11 ноября 2016 года.

Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics

УДК 327

Юрий РУБИНСКИЙ

ГЕРМАНО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И "ВЕЙМАРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК"1

Аннотация. 25 лет назад был создан механизм регулярных консультаций между Польшей, Францией и Германией по важнейшим международным вопросам. Он получил название "Веймарского треугольника". Эффективность его бесперебойного функционирования зависит от меняющегося баланса интересов и сил участников, в первую очередь в рамках германо- польских отношений.

Ключевые слова: Германия, Польша, Франция, Веймарский треугольник, международные вопросы, германо-польские отношения.

1 Аналитическая записка №24, 2016 (№54).

© Рубинский Юрий Ильич - доктор исторических наук, руководитель Центра французских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: yuri.rubinski@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120171012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.