6. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
6.1. ОБ ОСНОВНЫХ НОВЕЛЛАХ
ПРОЕКТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Зайцев Олег Александрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Должность: проректор по научной работе. Место работы: Московская академия экономики и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье выделяются основные направления реформы уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, сформулированные в Концепции правовой политики этой страны, принятой на период с 2010 по 2020 годы. Дается общая характеристика ключевым новеллам проекта Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Ключевые слова: законопроект, производство по уголовному делу, уголовно-процессуальный кодекс.
ON MAJOR NOVELS OF THE PROJECT OF THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Zaytsev Oleg Alexandrovich, Dr of Law, professor, Deserved scientist of Russian Federation, Honored employee of Higher professional education. Position: Pro-rector. Place of employment: Moscow Academy of Economics and Law. E-mail: [email protected]
Annotation: The article highlights the main aspects of the reform of criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan, couched in the Concept of Legal Policy of the country, adopted for the period from 2010 to 2020. General description is given to the key innovations of the draft of Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: bill, criminal proceedings, Criminal Procedure Code.
В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется масштабная судебная реформа в рамках разработанной Концепции правовой политики этой страны, принятой на период с 2010 по 2020 годы1. Данным документом определены ключевые направления совершенствования уголовно-процессуального права, среди которых:
законодательная регламентация доследственной проверки (включая определение ее пределов);
упрощение и повышение эффективности уголовного процесса (в том числе и упрощение порядка досудебного производства);
создание условий для расширенного применения мер пресечения, альтернативных аресту (в том числе залога);
расширение категорий уголовных дел, по которым уголовное преследование и обвинение в суде может осуществляться в частном и частно-публичном порядке;
1 Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 858 т 24 августа 2009 г.
введение новых институтов восстановительного правосудия, основанных на примирении сторон и возмещении причиненного вреда;
совершенствование механизмов предоставления квалифицированной юридической помощи по уголовным делам потерпевшим и свидетелям;
расширение категорий уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей2.
Действующий в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 3 от 13 декабря 1997 года уже морально устарел, так как в его основе лежит 75-летняя практика становления и развития уголовно-процессуального права Казахстана советского и постсоветского периода. В его адрес высказано немало обоснованных критических замечаний, как со стороны правоприменителей, так и со стороны ученых процессуалистов4. Не случайно в незначительный период времени в УПК РК внесены изменения и дополнения в более чем 200 статей.
Указанные обстоятельства, а также сложившаяся в Казахстане новая общественно-политическая, экономическая и правовая ситуация обуславливает необходимость не просто корректировки действующих механизмов правового регулирования правосудия по уголовным делам, но и существенной их модернизации.
В настоящее время в Республике Казахстан разработан проект нового УПК РК, над которым трудились ведущие ученые этой страны, велись жаркие научные дискуссии. Ключевой задачей законопроекта является эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства, упрощение и повышение эффективности уголовного процесса5. В основу подхода к проекту УПК РК, который предлагается ввести в действие с 1 января 2015 года, взят предыдущий опыт развития уголовно-процессуального права страны, а также разумное восприятие и соотношение либеральных и радикальных начал, сложившихся в мировой правовой системе в ее классических исторических типах применительно к уголовному судопроизводству6.
Каковы же наиболее знаковые новеллы проекта нового УПК РК?
1. Кардинально изменяется первоначальная стадия уголовного процесса, из которой исключены процедуры доследственной проверки и возбуждения уголовного дела. Таким образом, использована европейская модель, где полицейский не дает юридической квалификации совершенным деяниям, а также не применяет меры уголовно-процессуального принуждения (кроме задержания), а также без санкции прокурора и суда не совершает действий, которые затрагивают конституционные права человека. При этом существенным образом усиливается роль адвоката с самого начала досудебного производства.
2 См.: п. 2.9 Концепции правовой политики Республики Казахстан.
3 Далее, УПК РК.
4 См.: Когамов М.Ч. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан. Алматы, 2008. С. 8.
5 См.: п. 1.3 Паспорта по оценке социально-экономических последствий действия проекта уПк РК.
6 См.: Когамов М.Ч. Что такое уголовно-процессуальное право и уголовный процесс Республики Казахстан. Алматы, 2013. С. 6-7.
4'2013
Пробелы в российском законодательстве
2. Упрощено досудебное производство за счет введения новой процедуры досудебного расследования, началом которого является регистрация заявления (сообщения) в Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие. При этом о начале досудебного расследования в течение суток уведомляется прокурор (ч. 1 ст. 179 проекта УПК РК).
Поводам к началу досудебного расследования являются:
а) заявление физического лица, либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица;
б) явка с повинной;
в) сообщения в средствах массовой информации;
г) рапорт должностного лица органа уголовного преследования об уголовном правонарушении (ч. 1 ст. 180 проекта УПК РК).
При этом предполагается, что досудебное расследование будет осуществляться в форме дознания, предварительного следствия и протокольной форме по правилам, установленным законопроектом. В частности, упразднятся фиксированный срок досудебного производства за счет введения нового термина «разумный срок», который включает в себя период с момента регистрации заявления (сообщения) до дня направления уголовного дела с обвинительным актом прокурору.
При определении разумного срока досудебного уголовного расследования учитывается правовая и фактическая сложность уголовного дела, объем следственных действий, достаточность исследования обстоятельств дела, реализация прав участниками процесса, способ реализации лицом, осуществляющим досудебное расследование, своих полномочий в целях своевременного осуществления досудебного преследования (ст. 192 проекта УПК РК).
В соответствии со ст. 190 проекта УПК РК возможно проведение досудебного расследования в ускоренном порядке (за исключением дел протокольной формы), которое должно быть закончено в течение десяти суток (в исключительных случаях прокурор вправе продлить этот срок до двадцати суток).
3. В законопроекте предусмотрена специальная глава 31, которая регламентирует осуществление следующих негласных следственных действий:
а) негласный аудиоконтроль и (или) видеоконтроль лица или места;
б) негласное получение информации о соединениях между абонементами и (или) абонентскими устройствами;
в) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора обработки, накопления и хранения информации;
г) негласный контроль почтовых и иных отправлений;
д) негласное проникновение и (или) обследование места;
е) негласное наблюдение за лицом или местом; ж) негласная контролируемая поставка;
з) негласный контрольный закуп; и) негласное внедрение в преступную среду и (или) имитация преступной деятельности.
С учетом этого в проекте УПК РК предусмотрены условия и основания проведения негласных следственных действий (ст. 258), основные требования к постановлению об их проведении (ст. 259), процедуре санк-
ционирования (ст. 260), срокам проведения (ст. 161), особенностям использования результатов негласных следственных действий в доказывании (ст. 265) и др.
Таким образом, в законопроекте произведено слияние в единое целое двух различных по форме и сущности видов деятельности (уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной), которые в настоящее время в Республике Казахстан регламентируется совершенно разноплановыми законами (УПК РК и Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности»). Предлагаемая интеграция вызвала немало критических замечаний со стороны известных ученых-процессуалистов Казахстана, которые считают, что подобные новеллы приведут к хаотичности и разрушению процессов вышеуказанных государственных видов деятельности и их законодательных основ7.
4. Законопроект предусматривает институт следственного судьи, основными полномочиями которого будут решение вопросов санкционирования ареста в качестве меры пресечения (включая го продление), а также принудительного помещения лица, не содержащегося под стражей, в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической и (или) судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, следственный судья будет санкционировать домашний и экстра-диционный арест, залог, наложение ареста на имущество, экзумацию трупа, объявления международного розыска обвиняемого (подозреваемого) и ряд других вопросов, относящихся к его компетенции в соответствии со ст. 55 проекта УПК РК.
При этом следственный судья вправе требовать от органа досудебного производства дополнительной информации по рассматриваемому вопросу; знакомиться со всеми материалами соответствующего досудебного производства и исследовать их; вызывать в судебное заседание лиц и получать от них необходимую информацию (ч. 3 ст. 56 проекта УПК РК).
5. Проектируемым законом предусмотрен новый участник уголовного судопроизводства - медиатор, который является независимым физическим лицом, привлекаемым сторонами для проведения медиации с момента регистрации заявления (сообщения) об уголовном правонарушении, а также на любой последующей стадии уголовного процесса.
При этом медиатор вправе:
а) знакомиться с информацией, представленной органом, ведущей судопроизводство;
б) встречаться с участниками уголовного процесса, являющимися сторонами медиации, наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности встреч;
в) знакомиться с данными о субъектах уголовно-процессуальной деятельности, являющимися сторонами медиации; г) содействовать сторонам в заключении медиативного соглашения (ч. 2 ст. 85 проекта УПК РК).
В свою очередь медиатор обязан до начала медиации разъяснять сторонам медиации их права и обязанности, цели медиации, а также при ее проведении действовать только с согласия сторон (ч. 3 ст. 85 проекта УПК РФ).
6. Значительно сократилось количество следственных действий, проводимых с участием понятых. Планируется данных лиц привлекать только тогда, когда действия сотрудников полиции могут существенным
7 См., напр.: Гинзбург А.Я. Читая проект Уголовно-
процессуального кодекса Республики Казахстан // гакоп.кг
образом огранить конституционные права граждан. В частности, согласно ч. 6 ст. 197 проекта УПК РК привлечение понятых обязательно при проведении осмотра жилого помещения, обыска (в том числе и личного обыска). В остальных случаях при проведении следственных действий могут быть применены технических средства фиксации их хода и результатов. Лишь в случае отсутствия технических средств фиксации или невозможности их применения при проведении следственных действий привлекаются понятые, права и обязанности которых закреплены в ст. 82 проекта УПК РК.
7. Повышена роль прокурора за счет возложения на него дополнительных обязанностей. В частности, в законопроекте предусмотрено положение, согласно которому прокурор, получив и тщательно изучив материалы расследования, будем предъявлять обвинение и затем поддерживать его в суде. Таким образом, исключается процедура предъявления следователем обвинения в ходе досудебного производства. Кроме того, в связи с отказом от института возвращения судами дел на дополнительное расследование, прокурору предоставляется право при необходимости изменить объем обвинения в ходе судебного разбира-тельства8.
8. Вводится так называемая «сделка о признании вины», основной задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное и плодотворное сотрудничество с органами, осуществляющими досудебное производство. В соответствии с законопроектом процессуальное соглашение о сотрудничестве заключается на любой стадии уголовного судопроизводства до стадии исполнения наказания без учета мнения потерпевшей стороны и утверждается судом (ст. 617). В проекте УПК РК достаточно подробно регламентирована процедура заключения процессуального соглашения о сотрудничестве (ст. 618), а также процессуальный порядок его утверждения судом (ст.619). Кроме того, имеется специальная глава, предусматривающая особенности рассмотрения в суде уголовных дел с процессуальным соглашением о сотрудничестве.
9. В целях оперативного исправления судебных ошибок на местах в структуре областных судов вводится две судебные инстанции: апелляционную и кассационную.
Суды апелляционной инстанции должны обеспечить оперативное исправление принятых районными судами решений и приговоров, не вступивших в законную силу. В связи с тем, что в законопроекте отсутствует процедура возвращения судом уголовных дел на дополнительное расследование, при неполноте судебного исследования в первой инстанции апелляционная инстанция должна отменить принятое решение, принять уголовное дело к своему производству и завершить его разрешение по существу в течение месяца. При этом судебные акты апелляционной инстанции вступают в законную силу со дня их оглашения.
Суды кассационной инстанции пересматривают вступившие в законную силу решения районных (городских) судов и апелляционные постановления.
Пересмотр дел в порядке надзора носит исключительный характер. При этом оспаривание судебных актов допускается в течение года со дня их вступления
8 Как следует из Пояснительной записки к проекту Уголовно-процессуального кодекса только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц.
в законную силу. Кроме того, надзорная инстанция может принять к своему производству любое дело, которое было предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
В предлагаемом законопроекте имеется много других положений, которые представляют интерес, как для законодателя, так и для ученых-процессуалистов. В целом принятие нового УПК РК безусловно позволит обеспечить на современном этапе развития Казахстана достаточно высокий уровень защищенности прав и свобод человека, а также интересов общества и государства от общественно опасных посягательств.
В тоже время следует отметить, что типологически уголовный процесс Казахстана все же остался ближе к «смешанной» форме с существенной ролью досудебной подготовки материалов. Ему не удалось в полной мере реализовать модель состязательного уголовного судопроизводства с элементами скоротечного полицейского дознания и с активным судебным контролем, где осуществляется перенос всей доказательственной нагрузки в рамки судебного разбирательства9.
Список литературы:
Гинзбург А.Я. Читая проект Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан // zakon.kz
Когамов М.Ч. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан. Ал-маты, 2008.
Когамов М.Ч. Что такое уголовно-процессуальное право и уголовный процесс Республики Казахстан. Алматы, 2013.
Тугел А.К., Ахпанов А.Н., Тукиев А.С. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан по вопросам обеспечения права на защиту и адвокатской деятельности на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2013. № 1.
Literature list:
Ginsburg A.Y. Reading the draft of the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan // zakon.kz
Kogamov M.Ch. Commentary to the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2008.
Kogamov M.Ch. What is the law of criminal procedure and criminal procedure of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2013.
Tugel A.K., Ahpanov A.N., Tukiyev A.S. Improvement of the criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan on the issues of the right of defense and advocacy at the present stage // Eurasian advocacy. 2013. № 1.
9 См.: Тугел А.К., Ахпанов А.Н., Тукиев А.С. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан по вопросам обеспечения права на защиту и адвокатской деятельности на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2013. № 1.