Научная статья на тему 'Об основных критериях оценки качества работы кафедр в вузе физической культуры'

Об основных критериях оценки качества работы кафедр в вузе физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

Исходя из актуальности внедрения в высших учебных заведениях системы менеджмента качества, в статье определяются цель и задачи оценочной деятельности по выявлению качества работы кафедр в вузе физкультурно-спортивного профиля, обосновываются основные показатели качества деятельности кафедр в такого рода вузах, устанавливаются критериальные значения оценки данных показателей, на основании которых можно принимать решения о целесообразности поощрения и стимулирования работы соответствующих подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных критериях оценки качества работы кафедр в вузе физической культуры»

Качество образования

ББК 4481.00+4489.53

ОБ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ КАФЕДР В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С. Г. Сериков УралГУФК

Исходя из актуальности внедрения в высших учебных заведениях системы менеджмента качества, в статье определяются цель и задачи оценочной деятельности по выявлению качества работы кафедр в вузе физкультурноспортивного профиля, обосновываются основные показатели качества деятельности кафедр в такого рода вузах, устанавливаются критериальные значения оценки данных показателей, на основании которых можно принимать решения о целесообразности поощрения и стимулирования работы соответствующих подразделений.

В настоящее время наличие в вузе системы менеджмента качества является одним из важных показателей при комплексной оценке деятельности данного образовательного учреждения. Известно, что такого рода система охватывает различные направления деятельности вуза и не сводится только лишь к оценке качества результатов образования, под которыми принято понимать уровень знаний и умений выпускников, общий уровень их профессиональной подготовленности [1, 4]. В этой связи актуальным, с точки зрения менеджмента качества в вузе, является изучение подходов к оценке качества работы его основного звена - кафедры. Это представляет собой один из аспектов менеджмента качества деятельности данного вузовского подразделения, который способствует выявлению эффективности работы кафедр, установлению «слабых мест», определению первоочередных мер по повышению качества работы, поиску путей стимулирования сотрудников и др. [2, 3].

При этом основным является вопрос о критериях оценки качества работы соответствующих подразделений высших учебных заведений. Они могут определяться не только общими целями, стоящими перед всей системой высшего профессионального образования России, но и спецификой вуза, спецификой первоочередных задач, стоящих перед ним, уровнем реальных возможностей данного образовательного учреждения и др. Определенные особенности в этом плане накладывает

профильность вуза. В частности для университета (академии, института) физической культуры такого рода профильность связана с приоритетностью спортивной работы, ее непосредственной интеграцией в учебно-воспитательный процесс и научно-методическую деятельность. Далее хотелось бы более подробно охарактеризовать специфику критериев оценки качества работы кафедр в условиях вуза физкультурно-спортивного профиля.

Основной целью, ради которой необходима разработка критериев оценки качества работы кафедр вуза физической культуры, является определение соответствующих подразделений вуза, обеспечивающих наиболее высокие результаты в области учебной, научной, методической, воспитательной, спортивной, организационной и общественной работы, выявление направлений деятельности, требующих усиления и корректировки, разработка системы мероприятий по дальнейшему совершенствованию работы, стимулирование сотрудников к эффективной реализации соответствующих мероприятий, а также поощрение лучших кафедр и их заведующих.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- повышение мотивации заведующих кафедрами и возглавляемых ими коллективов к активизации деятельности по основным направлениям работы кафедр;

- обобщение и распространение опыта наиболее успешных заведующих кафедрами

по повышению эффективности руководства возглавляемым коллективом;

- повышение качества работы кафедр вуза физической культуры по основным направлениям их деятельности;

- стимулирование инициативы заведующих кафедрами в плане развития возглавляемых ими подразделений в соответствии с приоритетными задачами, стоящими перед вузом.

Процессуально оценку качества работы кафедр целесообразно, на наш взгляд, организовать в виде конкурса, проводимого в течение всего учебного года. Для его проведения создается комиссия. В состав данной комиссии в вузе физкультурно-спортивного профиля имеет смысл включить проректора по учебной работе, проректора по научной работе, проректора по спортивной работе, проректора по международной деятельности (если такая должность предусмотрена в данном вузе), начальника учебно-методического управления (учебного отдела), руководителя кадровой службы, начальника отдела аспирантуры, руководителя редакционно-издательской службы, проректора по воспитательной работе (руководителя подразделения, отвечающего за воспитательную работу), деканов факультетов. Итоги данного конкурса могут быть подведены в начале следующего учебного года.

В перечень материалов, которые необходимо предоставить для участия в конкурсе, целесообразно включить, на наш взгляд, оригиналы учебно-методических изданий и монографий, выпущенных преподавателями кафедры в текущем учебном году, копии статей и тезисов, опубликованных преподавателями кафедры в текущем учебном году, копии документов, подтверждающих хоздоговорную деятельность, наличие грантов, патентов и авторских свидетельств в текущем учебном году, копии сертификатов и дипломов, подтверждающих участие студентов в конференциях и конкурсах в текущем учебном году, копии документов, подтверждающих факт зарубежных стажировок преподавателей и студентов в текущем учебном году.

При этом среди основных критериев, по которым осуществляется оценка качества работы кафедр вуза физической культуры, по нашему мнению, имеет смысл выделить следующие:

-уровень научно-педагогической квалификации преподавателей кафедры;

- процент докторов наук или профессоров;

-процент штатных преподавателей кафедры;

- контингент студентов, обучающихся на договорной основе по очной и заочной формам обучения (только для выпускающих кафедр);

- процент выпускников, направленных на работу в физкультурно-спортивные организации в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр);

-успеваемость студентов кафедры в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр);

- обеспеченность учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре, электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением;

- объем учебно-методической литературы, изданной преподавателями кафедры в текущем учебном году;

- процент докторантов, аспирантов и соискателей кафедры, защитивших диссертации в текущем учебном году от общего числа докторантов, аспирантов и соискателей кафедры;

- объем финансирования НИР преподавателей кафедры из внешних источников в текущем учебном году (хоздоговоры, гранты);

-наличие патентов и авторских свидетельств, полученных сотрудниками кафедры в текущем учебном году;

-количество и объем монографий, изданных сотрудниками кафедры в текущем учебном году;

- количество статей и тезисов докладов, под авторством преподавателей кафедры, опубликованных в текущем учебном году;

-объем финансирования НИР студентов и аспирантов, выполняемых под руководством преподавателей кафедры, из внешних источников в текущем учебном году (гранты);

- участие студентов в научных конференциях и конкурсах под руководством преподавателей кафедры в текущем учебном году;

-участие студентов кафедры в творческих конкурсах, фестивалях, культурно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр);

- количество призовых мест, занятых студентами кафедры на крупных международных соревнованиях в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр);

-число студентов кафедры, являющихся членами сборных команд России (только для выпускающих кафедр);

- процент мастеров спорта от общего числа студентов кафедры (только для выпускающих кафедр);

-участие преподавателей в зарубежных стажировках в текущем учебном году;

- принятие на стажировку иностранных преподавателей в текущем учебном году;

-направление студентов на обучение за рубеж в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр);

- принятие на стажировку или обучение иностранных студентов в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр).

По каждому критерию комиссия конкурса должна выставить соответствующую оценку. Для этого необходима разработка определенных шкал. На основе анализа деятельности вузов физической культуры и с учетом основных приоритетов, стоящих перед ними, мы можем предложить следующие шкалы оценки качества работы кафедр вуза физкультурноспортивного профиля по вышеохарактеризо-ванным критериям.

1. Шкала оценки по критерию «уровень научно-педагогической квалификации преподавателей кафедры»:

- 100 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 10 баллов;

- 80-99 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 8 баллов;

- 60-79 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 6 баллов;

- 40-59 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 4 балла;

- 20-39 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 2 балла;

- менее 20 % преподавателей имеют ученые степени или звания - 0 баллов.

2. Шкала оценки по критерию «процент докторов наук или профессоров»:

- более 30 % докторов наук или профессоров - 10 баллов;

-20-29 % докторов наук или профессоров - 8 баллов;

- 10-19 % докторов наук или профессоров - 6 баллов;

- 5-9 % докторов наук или профессоров -4 балла;

- менее 5 % докторов наук или профессоров - 2 балла;

-отсутствие докторов наук или профессоров - 0 баллов.

3. Шкала оценки по критерию «процент штатных преподавателей кафедры»:

- 100 % штатных преподавателей - 10 баллов;

-90-99 % штатных преподавателей - 8 баллов;

- 80-89 % штатных преподавателей - 6 баллов;

- 70-79 % штатных преподавателей - 4 балла;

- 60-69 % штатных преподавателей - 2 балла;

- менее 60 % штатных преподавателей - 0 баллов.

4. Шкала оценки по критерию «контингент студентов, обучающихся на договорной основе по очной и заочной формам обучения (только для выпускающих кафедр)»:

- 50 и более студентов-договорников - 10 баллов;

- от 40 до 49 студентов-договорников - 8 баллов;

- от 30 до 39 студентов-договорников - 6 баллов;

- от 20 до 29 студентов-договорников - 4 балла;

-от 10 до 19 студентов-договорников - 2 балла;

-менее 10 студентов-договорников - 0 баллов.

5. Шкала оценки по критерию «процент выпускников, направленных на работу в физкультурно-спортивные организации в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»:

- 100 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 10 баллов;

- 90-99 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 8 баллов;

- 80-89 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 6 баллов;

-70-79 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 4 баллов;

- 60-69 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 2 баллов;

-менее 60 % выпускников, закончивших обучение, направлены на работу - 0 баллов.

6. Шкала оценки по критерию «успеваемость студентов кафедры в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»:

- свыше 90 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и итоговой государственной аттестации (ИГА) (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 10 баллов;

- 80-89 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и ИГА (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 8 баллов;

- 70-79 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и ИГА (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 6 баллов;

- 60-69 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и ИГА (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 4 балла;

- 50-59 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и ИГА (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 2 балла;

- менее 50 % хороших и отличных оценок по итогам сессий и ИГА (учитывается весь списочный состав студентов кафедры) - 0 баллов.

7. Шкала оценки по критерию «обеспеченность учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре, электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением»:

- 100 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 10 баллов;

- 80-99 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 8 баллов;

- 60-79 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 6 баллов;

-40-59 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 4 балла;

-20-39 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 2 балла;

- менее 20 % дисциплин обеспечено электронными учебниками, видео- и мультимедийным сопровождением - 0 баллов.

8. Шкала оценки по критерию «объем учебно-методической литературы, изданной преподавателями кафедры в текущем учебном году»: по 1 баллу за каждые 3 печатных листа, но не более 10 баллов.

9. Шкала оценки по критерию «процент докторантов, аспирантов и соискателей кафедры, защитивших диссертации в текущем учебном году не позднее 1 года после завершения нормативного срока обучения»:

- 100 % защитившихся - 10 баллов;

- 80-99 % защитившихся - 8 баллов;

- 60-79 % защитившихся - 6 баллов;

- 40-59 % защитившихся - 4 балла;

- 20-39 % защитившихся - 2 балла;

- менее 20 % защитившихся - 0 баллов.

10. Шкала оценки по критерию «объем финансирования НИР преподавателей кафедры из внешних источников в текущем учебном году (хоздоговоры, гранты)»:

- 200 тыс. руб. и более - 10 баллов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 150-199 тыс. руб. - 8 баллов;

- 100-149 тыс. руб. - 6 баллов;

- 50-99 тыс. руб. - 4 балла;

- менее 50 тыс. руб. - 2 балла;

- отсутствие финансирования - 0 баллов.

11. Шкала оценки по критерию «наличие патентов и авторских свидетельств, полученных сотрудниками кафедры в текущем учебном году»:

- наличие патентов или авторских свидетельств - 10 баллов;

- отсутствие патентов и авторских свидетельств - 0 баллов.

12. Шкала оценки по критерию «объем монографий, изданных сотрудниками кафедры в текущем учебном году»: по 1 баллу за каждые 2 печатных листа, но не более 20 баллов.

13. Шкала оценки по критерию «количество статей и тезисов докладов, под авторством преподавателей кафедры, опубликованных в текущем учебном году»:

- 25 и более тезисов и статей - 10 баллов;

- 20-24 тезисов и статей - 8 баллов;

- 15-19 тезисов и статей - 6 баллов;

- 10-14 тезисов и статей - 4 балла;

- 5-9 тезисов и статей - 2 балла;

- менее 5 тезисов и статей - 0 баллов.

14. Шкала оценки по критерию «объем финансирования НИР студентов и аспирантов, выполняемых под руководством преподавателей кафедры, из внешних источников в текущем учебном году (гранты)»:

- 40 тыс. руб. и более - 10 баллов;

- 30-39 тыс. руб. - 8 баллов;

- 20-29 тыс. руб. - 6 баллов;

- 10-19 тыс. руб. - 4 балла;

- менее 10 тыс. руб. - 2 балла;

- отсутствие финансирования - 0 баллов.

15. Шкала оценки по критерию «участие студентов в научных конференциях и конкурсах под руководством преподавателей кафедры в текущем учебном году»:

-призовые места на международных научных конференциях и конкурсах - 10 баллов;

- участие в международных или призовые места на Всероссийских научных конференциях и конкурсах - 8 баллов;

- участие во Всероссийских или призовые места на региональных и областных научных конференциях и конкурсах - 6 баллов;

-участие в региональных и областных или призовые места на городских и вузовских научных конференциях и конкурсах - 4 балла;

-участие в городских и вузовских научных конференциях и конкурсах - 2 балла;

- не принимали участия в научных конференциях и конкурсах - 0 баллов.

16. Шкала оценки по критерию «участие студентов кафедры в творческих конкурсах, фестивалях, культурно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»:

- призовые места на международных творческих конкурсах, фестивалях - 10 баллов;

- участие в международных культурных и спортивно-массовых мероприятиях или призовые места на Всероссийских творческих конкурсах, фестивалях - 8 баллов;

- участие во Всероссийских культурных и спортивно-массовых мероприятиях или призовые места на региональных и областных творческих конкурсах, фестивалях - 6 баллов;

-участие в региональных и областных культурных и спортивно-массовых

мероприятиях или призовые места на городских и вузовских творческих конкурсах, фестивалях - 4 балла;

-участие в городских и вузовских культурных и спортивно-массовых мероприятиях

- 2 балла;

-не принимали участия в культурных и спортивно-массовых мероприятиях - 0 баллов.

17. Шкала оценки по критерию «количество призовых мест, занятых студентами кафедры на крупных международных соревнованиях в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»: по 10 баллов за каждое призовое место на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках Мира и Европы, Универсиадах, чемпионатах Мира и Европы среди студентов, молодежных и юниорских чемпионатах Мира и Европы.

18. Шкала оценки по критерию «число студентов кафедры, являющихся членами сборных команд России (только для выпускающих кафедр)»:

- 10 и более членов сборных - 10 баллов;

- 7-9 членов сборных - 8 баллов;

- 5-6 членов сборных - 6 баллов;

- 3-4 членов сборных - 4 балла;

- 1-2 члена сборных - 2 балла;

- нет членов сборных - 0 баллов.

19. Шкала оценки по критерию «процент мастеров спорта от общего числа студентов кафедры (только для выпускающих кафедр)»:

-40 % и более мастеров спорта - 10 баллов;

- 30-39 % мастеров спорта - 8 баллов;

- 20-29 % мастеров спорта - 6 баллов;

- 10-19 % мастеров спорта - 4 балла;

- менее 10 % мастеров спорта - 2 балла;

- нет мастеров спорта - 0 баллов.

20. Шкала оценки по критерию «участие преподавателей в зарубежных стажировках в текущем учебном году»:

- направлялись на стажировку за рубеж -10 баллов;

-не направлялись на стажировку за рубеж - 0 баллов.

21. Шкала оценки по критерию «принятие на стажировку иностранных преподавателей в текущем учебном году»:

- к преподаванию привлекались иностранные преподаватели - 10 баллов;

- к преподаванию не привлекались иностранные преподаватели - 0 баллов.

22. Шкала оценки по критерию «направление студентов на обучение за рубеж в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»:

- студенты направлялись на обучение за рубеж - 10 баллов;

- студенты не направлялись на обучение за рубеж - 0 баллов.

23. Шкала оценки по критерию «принятие на стажировку или обучение иностранных студентов в текущем учебном году (только для выпускающих кафедр)»:

-на кафедре обучались или стажировались иностранные студенты - 10 баллов;

- на кафедре не обучались и не стажировались иностранные студенты - 0 баллов.

На основании приведенных выше шкал подсчитываются суммы баллов, по которым можно определять лучшие кафедры, делать заключение о качестве работы той или иной кафедры вуза физической культуры, выявлять те направления в ее деятельности, работа по которым ведется недостаточно эффективно, и

принимать на основе этого соответствующие управленческие решения, разрабатывать меры стимулирования сотрудников и заведующих кафедр, используя дифференцированный подход. Все это, на наш взгляд, должно внести достаточно весомый вклад в повышение эффективности системы менеджмента качества, реализуемой в том или ином вузе физкультурно-спортивного профиля.

Литература

1. Багаутдинова, Н. Управление качеством образования / Н. Багаутдинова, Д. Новиков // Стандарты и качество. - 2002. —№ 9. -С. 68-73.

2. Качалов, В. Проблемы управления качеством в вузах / В. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. -Ш9. — Ч.4.—С. 84-88.

3. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2004. - 252 с.

4. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

5. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.