Научная статья на тему 'Об основных факторах становления современного нефтяного бизнеса'

Об основных факторах становления современного нефтяного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНОЙ МИРОВОЙ БИЗНЕС / НЕФТЯНЫЕ ЗАЛЕЖИ / ТНК И НЕФТЬ / ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ / ИНФРАСТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА / WORLD OIL BUSINESS / OIL RESERVES / TNC AND OIL / EXTRACTION AND PROCESSING OF OIL / INFRASTRUCTURE AND THE SOCIAL FOUNDATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехди Фарид Закир Оглу

Цель работы. В статье, на основе обзора основных тенденций развития нефтяного бизнеса, сделаны выводы о том, что одним из многих условий развития нефтяного бизнеса является квота экспортного потенциала. В этом случае маркетологические исследования, благоприятная рыночная инфраструктура и прямой потребительский оборот становятся основой успеха в бизнесе. Метод или методология проведение работы. Проведен анализ научно-методологических и практических исследований, статистической базы, связанной с проблемой исследования нефтяного бизнеса. Результаты. Условия объемности в нефтяном бизнесе являются определяющими. И у небольших, и у крупных партий нефти есть собственные клиенты. Бизнесдеятельность по уникальным ресурсам не может быть реализован без участия и вмешательства больших стран. Конечно, это проблема, которая тесно связана с традиционной и современной нефтяной инфраструктурой нефтяного бизнеса. Если эти условия обеспечены сразу, то успех будет высоким. Область применения результатов. В дальнейшем исследовании нефтяного бизнеса выявленные компоненты инфраструктуры и другие факторы показывают, что инвестиции являются самым важным фактором в бизнес-операциях. Выводы. Нефтяной бизнес обусловлен природно-климатическими, социально-экономическими и политическими факторами, а также позицией ведущих стран-производителей нефти и нефтяных корпораций. История развития нефтяного бизнеса это также и история формирования городских агломераций, социальной структуры общества, его процветания или стагнации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MAIN FACTORS OF ESTABLISHMENT OF MODERN OIL BUSINESS

In this manuscript, based on a review of the main tendencies of development of oil business, we have made conclusions on the fact that one of the many conditions of oil business is a quota of export potential. We have completed an analysis of scientific-methodological and practical studies, statistical foundation related to the problem of researching the oil business.

Текст научной работы на тему «Об основных факторах становления современного нефтяного бизнеса»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

УДК 336.647.648 МЕХДИ ФАРИД ЗАКИР ОГЛУ

доктор философии по экономике, преподаватель, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, программа МБА

e-mail: farid.mehdi2@gmail.com

ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Цель работы. В статье, на основе обзора основных тенденций развития нефтяного бизнеса, сделаны выводы о том, что одним из многих условий развития нефтяного бизнеса является квота экспортного потенциала. В этом случае маркетологические исследования, благоприятная рыночная инфраструктура и прямой потребительский оборот становятся основой успеха в бизнесе. Метод или методология проведение работы. Проведен анализ научно-методологических и практических исследований, статистической базы, связанной с проблемой исследования нефтяного бизнеса. Результаты. Условия объемности в нефтяном бизнесе являются определяющими. И у небольших, и у крупных партий нефти есть собственные клиенты. Бизнес-деятельность по уникальным ресурсам не может быть реализован без участия и вмешательства больших стран. Конечно, это проблема, которая тесно связана с традиционной и современной нефтяной инфраструктурой нефтяного бизнеса. Если эти условия обеспечены сразу, то успех будет высоким. Область применения результатов. В дальнейшем исследовании нефтяного бизнеса выявленные компоненты инфраструктуры и другие факторы показывают, что инвестиции являются самым важным фактором в бизнес-операциях. Выводы. Нефтяной бизнес обусловлен природно-климатическими, социально-экономическими и политическими факторами, а также позицией ведущих стран-производителей нефти и нефтяных корпораций. История развития нефтяного бизнеса — это также и история формирования городских агломераций, социальной структуры общества, его процветания или стагнации. Ключевые слова: нефтяной мировой бизнес, нефтяные залежи, ТНК и нефть, добыча и переработка нефти, инфраструктура и социальная база.

MEKHDIF ARID ZAKIR OGLU

doktor filosofii po ekonomike, prepodavatel', Azerbaydzhanskiy gosudarstvennyy universitet nefti i promyshlennosti, programma MBA

e-mail: farid.mehdi2@gmail.com

ON THE MAIN FACTORS OF ESTABLISHMENT OF MODERN OIL BUSINESS

Abstract. In this manuscript, based on a review of the main tendencies of development of oil business, we have made conclusions on the fact that one of the many conditions of oil business is a quota of export potential. We have completed an analysis of scientific-methodological and practical studies, statistical foundation related to the problem of researching the oil business.

Key words: world oil business, oil reserves, TNC and oil, extraction and processing of oil, infrastructure and the social foundation.

Актуальность проблемы. Вопросы факторов влияния на современный нефтяной рынок привлекают пристальное внимание экономистов. Здесь изучаются вопросы влияния факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти [7, с. 38-41], парадигмы развития глобального рынка нефти [8, с.333], будущее нефти как основного энергоносителя, подробно рассматриваются вопросы «углубленного изучения мировых рынков нефти и нефтепродуктов, понимания всех аспектов физических и «бумажных» сделок на нефтяном рынке, включая фундаментальный и технический анализ рынка, переработки нефти и ее влияние на качество нефтепродукта, управления рисками, финансирования торговых операций, операционных процедур, работу бэк-офиса, юридического сопровождения сделок» [9; 12]. Тем не менее процесс развития нефтедобычи и ее поставки на мировые рынки достаточно сложен и непредсказуем [23]. Поэтому анализ факторов, влияющих на нефтяной бизнес, в историческом плане в определенной степени восполнит пробел, который есть в данном исследовательском направлении.

Исторические предпосылки формирования нефтяного бизнеса. Нефтяные колодцы, бьющие фонтан в Соединенных Штатах, свидетельствовали о быстром прогрессе нефтяной эры. Двигатели внутреннего сгорания, достижения в нефтяном крекинге, расширение ассортимента нефтепродуктов и создание энергоемких промышленных комплексов характеризуют ускоренное развитие нефтегазовой отрасли. Ко второй половине XIX века нефтяная промышленность уже была сформирована в разных частях мира - Перу, Румынии, Азовском море, Таманском полуострове, долине реки Кубань, Грозном и других районах [21; 22]. Но вместе с тем в двух полярно противоположных городах мира - в Пенсильвании США и на Абшероне в Азербайджане- нефтедобыча устойчиво сопровождалась подобными выбросами нефтяных фонтанов. История азербайджанской нефти восходит к глубокой древности. Исторические источники VI-V веков показывают, что население Атропатены, существовавшей на территории современного Южного Азербайджана, занималось добычей нефти на берегах Каспийского моря [2, с.75].

Более обширные свидетельства о добыче нефти в Азербайджане можно найти в источниках времен арабского вторжения. В IX веке арабский историк и географ Ахмед Аль-Баларури отмечал, что с древних времен экономическая жизнь в Абшероне была связана с нефтью [2, с.78].

Нефтяной бум в Баку начался еще во второй половине XIX столетия. Все это способствовало ускоренному развитию капиталистических отношений в Азербайджане. При советской власти в 1921 году добыча нефти в Баку снизилась до самого низкого уровня - 2,4 млн. тонн. Советское правительство понимало важность азербайджанской нефти в деле укрепления обороноспособности страны и активно осуществляло меры, направленные на восстановление и развитие нефтяной промышленности. В результате работ, выполненных в 1920-30-х годах, добыча нефти в Азербайджане в 1940 году достигла 22,2 млн. тонн, что составило 71,5% от объема нефти, произведенной в СССР. На этом этапе были открыты новые месторождения нефти, осуществлено осушение бухты Бибиэйбат (1927 г.) и строительство нефтепровода Баку-Батуми (1925 г.). Была пробурена первая морская нефтяная скважина в мире [5].

Основным предметом нефтяного бизнеса, основанного на производстве керосина из нефти, было создание ведущего энергетического товара, что сформировало жесткую конкурентную среду. Между тем, приток капитала из Англии, Франции и Германии в нефтяную промышленность Азербайджана стимулировал свертывание керосина США на европейском рынке [19; 20]. В этой ситуации Россия укрепляла свое представительство в Азербайджане, а также экономически и политически используя преимущества нефтяного бизнеса, прилагала значительные усилия для применения технологических новшеств в производстве

[9].

Первый нефтяной бизнес в Соединенных Штатах был сформирован на основе земельных аукционов. Эта форма, называемая «Cash tenders», функционировала со второй половины XIX века вплоть до 80-х годов прошлого века. В этом виде американского нефтяного бизнеса победитель тендера получил право на добычу нефти и газа [6].

Поиск, разведка, добыча, эксплуатация, транспортировка нефти, а также расширение

сети обслуживания в соответствующей области, применение новых прогрессивных методов и технологий указывали на быстрое развитие нефтяного бизнеса в Азербайджане. В Баку, наряду с соответствующими промышленными комплексами, появлялись новые сферы нефтяного бизнеса и была сформирована соответствующая нефтяная инфраструктура. В первое время основным средством транспортировки нефти был морской транспорт, кроме того, количество керосина, перевозимого конными повозками, также считалось достаточным [13].

Увеличение объема торговли нефтью также стимулировало появление новых возможностей в транспортировке нефти. Закавказская железная дорога, построенная в 1883 году, Са-бунчинская и Сураханская железнодорожные ветки, открытые в 1888 году и повысившие эффективность транспортировки, значительно ускорили развитие нефтяного бизнеса. В свою очередь, технические достижения открыли для нефтяной компании возможность выйти на мировой рынок [4, с. 121]. В 1907 году был запущен нефтепровод Баку-Батуми, по которому поставлялся керосин, что стало важным событием в интеграции глобального нефтяного бизнеса. Строительство Бакинского порта в 1859 году открыло новые перспективы для морских перевозок, в частности, в нефтяной промышленности. Морской флот, построенный в Каспийском море, в то время охватывал 35-40 процентов морских перевозок в России. В последующие годы его доля в транспортировке нефти в цистернах намного возросла [4, с.126].

XX столетие запомнилось как нефтяное, в подлинном смысле слова, столетие. В этом веке центр нефтяной промышленности уже переместился Персидский залив. Разработана добыча нефти в почти ста странах, и были стандартизированы и развиты ее бизнес-правила. Нефть является экономическим и энергетическим продуктом, но теперь она также превратилась в мощный политический инструмент. В мире разразилось несколько тяжелых глобальных нефтяных кризисов [3].

Анализируя оценку качества нефти как важного энергетического и синтетического продукта, нельзя забывать о «близкородственном» ему природном газе. Так, любая добыча нефти сопровождается процессом отделения природного газа. Потому многие операции и исследования, связанные с нефтью, часто непосредственно связаны с природным газом. Точнее, природный газ выходит наравне с нефтью, и это соотношение определяется «газовым фактором». Вот почему нефтедобывающую промышленность и бизнес обычно называют добычей нефти и газа, нефтегазовой промышленностью и бизнесом [15].

Процесс и условия генерации природного газа разнообразны и многогранны. Результаты исследований подтверждают, что в основе этого вещества лежат биохимические и термокаталитические процессы. Ученые обнаружили, что еще миллионы лет назад на Земле из недр происходил выход природного газа [17]. Согласно логическим расчетам, мощность газа, вышедшего в атмосферу и извлеченного людьми на протяжении всей истории человеческого общества, выше, чем вся существовавшая до сих пор добыча нефти.

После обнаружения технико-экономической выгоды природного газа доля его потребления стала изменчивой. Установлено, что газ в повседневной жизни и промышленности является исключительным, незаменимым продуктом. Наряду с энергетическими возможностями, физической и химической ценностью, способностью быть доведенным до любого адресата, это - также качественное синтетическое сырье. Из него изготавливаются жидкий спирт, органические растворители, пластическая масса, искусственный каучук, волокно, удобрения и даже взрывчатые вещества [5]. Конденсат, основанный на промежуточном положении между нефтью и природным газом, также является ценным сырьем. 1 тонна конденсата в различных месторождениях объединяет 300 кубометров природного газа [1].

Роль углеводородных ресурсов, являющихся стратегическим сырьем, разнообразна в экономической жизни любой страны. Нефть и газ являются ценным производственным компонентом, а также ценным финансово-экономическим ресурсом. Используя эти ресурсы, человеческое общество обеспечивает свои потребности реализацией энергетических, транспортных, технологических и технологических процессов [14]. В качестве одного из наиболее стратегически важных секторов экономики нефтегазовый комплекс имеет возможности определять экономические условия и военно-промышленную мощь.

Нефть является крупнейшей и широко распространенной сферой бизнеса в мире. Хотя она входит в ограниченный круг ресурсов, она действует как неисчерпаемый капитал и выходит за рамки всех видов бизнеса, а также считается одним из источников инвестиционной сферы экономики. В современную эпоху трудно представить себе альтернативную экономическую зону, в которой был бы подобный благоприятный инвестиционный климат по всему спектру нефтяных показателей. Известный американский эксперт Дэниел Ергин в знаменитой книге ««Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть»» писал: «Если мы заглянем в XXI столетие, то осознаем, что и в нем господство в равной мере будет определяться как микропроцессором, так и бочкой нефти. Поэтому, нефтяная промышленность продолжает оказывать огромное влияние на всю эпоху. Пока не будет открыт альтернативный источник энергии, нефть будет по-прежнему оказывать серьезное воздействие на мировую экономику; значительные колебания в цене могут либо ускорить экономический рост, либо, напротив, привести к инфляции и экономическому спаду» [3, с.7].

Суть нефтяного бизнеса - содержание поиска и исследований, охватывающих весь диапазон, от его создания, метода производства, добычи, переработки и конечного потребления [18]. Конкретные технологические и экономические аспекты каждого этапа обуславливают формирование большой сети управления.

Стратегия, связанная с нефтью, основана на факторе ресурсов. Фактор ресурсов, отличающийся своей динамичностью, считается ключевым условием для нефтяного бизнеса и обеспечивает его фундаментальность. Следует подчеркнуть, что в современной нефтяной терминологии категории ресурсов и запасов различны по своему смыслу. Ресурсы здесь состоят из объема, определяемого извлечением углеводородов из обнаруженной части месторождения в течение определенного периода времени. Это могут быть и открытые ресурсы, и пока не извлеченные, но разведанные и оцененные ресурсы углеводородных веществ. Запасы же представляют собой количество углеводородов в обнаруженной в течение установленного времени части слоя, которые могут быть коммерчески использованы, при этом не считая количества уже реализованной добытой продукции.

При экономической оценке категории ресурсов имеет жизненно важное значение такие показатели, как план работы, прогноз добычи, финансовые условия, юридические гарантии и требования рынка. Здесь критерии утверждения ресурсов обусловлены коммерческим преимуществом проекта. Наряду с этим присутствие нефти в сфере отраслевого бизнеса обычно понимается с точки зрения ресурсов [4].

В нефтяном бизнесе масштаб ресурсов с точки зрения залежей считается важным условием. В нефтяном бизнесе эта оценка имеет специальную классификационную структуру.

Когда обнаруженные в стране запасы нефти и газа превышают внутренний спрос, она расширяет сферу действия и создает стратегию для деловых операций, формируя основу для рынка. Масштабное обнаружение ресурсов отражается на способности страны создавать и расширять города и регионы. Эти реалии завершаются превращением нефтегазового комплекса во впечатляющий социально-экономический институт. Создание нефтегазового комплекса стирает границы в окружающем ближайшем пространстве и формирует городскую агломерацию больших контуров. Есть много городов по всему миру, в формировании и развитии которых огромное значение сыграла добыча углеводородных. Среди подобных городов своим великолепием отличается и город Баку.

Геологическая разведка и масштаб ресурсов обуславливают и другие потребности нефтяного бизнеса. Для иностранных инвесторов это связано с географическими, климатическими, демографическими факторами, политическими, административными аспектами деятельности, бюрократии и демократии, традиционной структуре экономики, характере производства, уровне монополии и т.п. Вместе с тем в организации нефтяного бизнеса после показателя запаса ресурсов показатель добычи нефти занимает второе место.

Стратегия добычи в основном связана с потенциалом запасов нефти, а также с ее масштабом и условиями добычи. Определение оптимального объема производства в предпринимательской деятельности и его предоставление в предлагаемых пропорциях рассматривается как очень важный фактор. Для этого инвестор рассчитывает затраты на предвари-

тельное производство и определяет его пропорциональную долю в производственном цикле и начинает формировать бизнес-план. Сравнение резервов с темпами производства позволяет определить очередное направление развития нефтяного бизнеса. Инвестор или трейдер должен определить, должен ли продукт продаваться в качестве сырья или обработанного продукта. В зависимости от потребностей покупателя продукт предлагается в качестве фабриката, полуфабриката или готового изделия. Конечно, самый простой вариант - продать продукт в сыром виде. Однако, с точки зрения требований бизнес-стратегии, сюда также можно включать и промежуточную коммерческую деятельность. Это процесс переработки. Сам процесс переработки требует наличия или строительства нового промышленного объекта. Качественная реструктуризация этого процесса оценивается по характеру требования заказа покупателя. Как правило, число стран с перерабатывающей промышленностью намного выше, чем нефтедобывающих стран. Эта ситуация указывает на то, что конкуренция в области обработки наиболее масштабна [5].

Процесс бурения в нефтяном бизнесе также является исключительно отраслевой коммерческой деятельностью. Есть отдельные компании, которые специализируются в отдельных отраслях бурения. Они в основном занимаются разведочными и буровыми работами в своих собственных структурах. Тем не менее, существует немало организаций, занимающихся этим видом бизнеса.

Следующими условиями нефтяного бизнеса являются квота экспортного потенциала. В этом случае исследования рынка, благоприятная рыночная инфраструктура и прямой потребительский оборот становятся основой успеха в этом бизнесе. Здесь преимущество на стороне масштабности. У небольших партий есть одни клиенты, а у крупных партий есть другие клиенты. Бизнес-деятельность по уникальным ресурсам не может быть реализован без «участия» больших стран. Обычно свою деятельность на таких ресурсах осуществляют транснациональные корпорации (ТНК).

Транспортировка нефти - дело непростое. Здесь важны условия коммуникаций и альтернатива транспортировки. Конечно, эта проблема тесно связана со сформированной традиционной, а также мобильной нефтяной инфраструктурой нефтяного бизнеса. Если эти условия были обеспечены заранее, то четкость в процессе работы будет достаточно высокой. В разведке новых месторождений нефти эти инфраструктурные компоненты делают инвестиции важным фактором в бизнес-операциях. Эти условия являются главными в деле расширения добычи нефти и газа в США на Аляске, и в России в Арктике. Добыча нефти в Арктике требует строительства ледостойких платформ и флота с танкерами-ледоколами. В современную эпоху все это требует больших затрат и не считается прибыльным делом.

Выводы. Факторы формирования нефтяного бизнеса в современных условиях достаточно многочисленные, однако среди них есть ведущие. Это возможности разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти. Вне зависимости от географической расположенности и региональных условий, есть ведущие факторы, определяемые финансовыми возможностями стран-покупателей и нефти, и производителей нефтепродуктов. Есть ТНК, связанные непосредственно с нефтяным делом. Именно от их позиции зависит во многом развитие нефтяного бизнеса. Еще многие годы нефтяной фактор будет определяющим в мировых политических отношениях и мировой политике.

Литература

1. Алехин И.М. Экономическая эффективность научно-технического прогресса в нефтяной промышленности. М: Недра, 1977. - 205 с.

2. Ализаде А.А. Нефть и ее происхождение. Баку: Элм, 1957. - 44 с.

3. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М: Изд-во «ДеНово», 1999. - 968 с.

4. Абдуллаев З.С., Аббасов А.Б. Экономика нефтяной промышленности и ее управление. Баку: 2000. - 488 с.

5. ADNOC to invest $1.4 billion to upgrade Bu Hasa Field // https://www.worldoil.com/new

6. Экономическая теория. Под редакцией д.э.н. Л.А.Николаева. М: Дело, 2005. - 168 с.

7. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти // Проблемы учёта и финансов №1(5) 2012, с.35-53

8. Малова Т.А. Факторы и тенденции, определяющие парадигму развития глобального рынка нефти. //Материалы X Конвента РАМИ «Россия и современный мир: политика и безопасность». Часть 1. М.: 2017. Под общ. ред. А.В.Мальгина. с.328-348 //http://www.risa.ru/ru/publications

9. Катюха П.Б. Основы нефтяного бизнеса. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. - 349 с.

10. Аббасов А.Б. Основы бизнеса. Издательство Нурлан, 2012. - 656с.

11. Абрамов С.И. «Управление инвестициями в основной капитал», М: Экзамен. 2002, 343 с.

12. Алияров.С.С. «Нефтяные монополии в Азербайджане в период I Мировой войны», Баку, 1974, 229 с.

13. Бараз В.И. «Добыча нефтяного газа», М: Недра, 1983, 234 с.

14. Томсон Л.Д., ДжонкМ.Д. «Основы инвестирования», М:, Дело, 1999, 916 с.

15. Draker Peter. F. Management during large changes, /Управление в период крупных перемен/, NY: Truman Taiiey Books, 1995, р.654

16. www.bp.com.

17. Мирзаджанзаде АХ., Султанов ЧА. «Этюды нефтяной концепции Азербайджана», Баку, 1994, 100 с.

18. Меллер Б. «Стратегические алянсы в нефтяной отрасли: мировая практика» М:, Перспектива, 1998, 677 с.

19. Голуб А., Струкова Е. «Экономика природных ресурсов» М:, Аспект-Прес. 1998, 416 с.

20. Мирзаджанзаде А.Х., Кузнецов О.Л., Басниев К.С., Алиев З.С. «Основы технологии добычи газа», М:, Недра, 2003, 880 с.

21. Сафаров Г.А. «Экономические проблемы эффективности производ-ства в нефтегазодобыче и методы их решения», Баку, Элм, 1997, 296 с.

22. Matthew J.Hatami, Oilfield survival guide /Нефтяной справочник/ Olifield Books publishing, 2016, p. 39

23. Andrew Palmer, Introduction to Petroleum, Exploration and Engineering /Введение в Нефть, разработка и инжиниринг/ World Scientific Publishing Co. Pte., 2017, p.24

References:

1. Alekhin I.M. The economic efficiency of scientific and technological progress in the oil industry. M: Nedra, 1977. - 205p.

2. Alizadeh A.A. Oil and its origin. Baku: Elm, 1957. - 44p.

3. Daniel Yergin. Extraction: World history of the struggle for oil, money and power. M: Publishing house DeNovo," 1999. - 968 p.

4. Abdullaev Z.S., Abbasov A.B. Economy of the oil industry and its management. Baku: 2000. - 488 p.

5. ADNOC to invest $ 1.4 billion to upgrade Bu Hasa Field // https://www.worldoil.com/new

6. Economic theory. Edited by Ph.D. L.A.Nikolaev. M: Business, 2005. - 168 p.

7. Azarova A.I. The influence offactors of development of the oil industry on the pricing of oil // Problems of accounting and finance №1 (5) 2012, p.35-53

8. Malova TA Factors and trends that determine the paradigm of development of the global oil market. // Proceedings of the X CONVENTION of the Russian National Space Agency Russia and the Modern World: Politics and Security'Part 1. M.: 2017. Under total. ed. A.V. Malgina. p.328-348 // http://www.risa.ru/ru/ publications

9. Katyukha P.B. Basics of the oil business. - M.: Publishing Center of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin, 2015. - 349 p.

10. Abasov A.B. Bizness basics. Publishing Center Nurlan, 2012. - 656p

11. Abramov S.I. Investment management in main capital, Publishing Center Exam. 2002, 343 p.

12. Aliyarov S.S. Oil monopoly in Azerbaijan during the 1st. World war, Baku, 1974, 229 p.

13. Baraz. V.I. Gas extraction, M: Nedra 1983, 234 p.

14. Thomson L.D., JohnkM.D. Investment basics M: Delo, 1999, 916p.

15. Draker Peter .F Management during large changes, NY: Truman Taiiey Books, 1995, р.654

16. www.bp.com

17. Mirzadjanzadeh A.Kh., Sultanov Ch.A. Oil concepts in Azerbaijan, Baku, 1994, 100 p.

18. Meller B., Strategic aliances in oil industry: world economy M:, Perspektiva, 1998, 677p.

19. Golub A., Struktova E., Natural sources economicsM:, Aspekt 1998, 416p.

20. Mirzajanzadeh A.Kh., Kuznesov O.L., Basnev K.S., Aliyev Z.S., Main technology of gas extraction, M:, Nedra 2003, 880p.

21. Safarov G.A. Economic problems of efficiency in oil-gas production and ways of its solvency, Baku, Elm, 1997, 296p.

22. Matthew J.Hatami, Oilfield survival guide, Olifield Books publishing, 2016, 39p.

23. Andrew Palmer, Introduction to Petroleum, Exploration and Engineering World Scientific Publishing Co. Pte., 2017, 24p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.