Научная статья на тему 'Об основаниях отказа в допуске к участию в конкурсе (аукционе) на государственный и муниципальный заказ'

Об основаниях отказа в допуске к участию в конкурсе (аукционе) на государственный и муниципальный заказ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНКУРС / АУКЦИОН / КОНТРАКТ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / ОТКАЗ В ДОПУСКЕ К УЧАСТИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Ю. К.

Наиболее часто в работе территориальных органов ФАС России и арбитражных судов встречаются споры, связанные с обжалованием отказов в допуске к участию в конкурсах и аукционах государственных и муниципальных заказчиков. Автор статьи анализирует административную и судебную практику по применению законодательства о размещении государственных заказов. Статья призвана разъяснить, в каких случаях отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе правомерен, а в каких нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основаниях отказа в допуске к участию в конкурсе (аукционе) на государственный и муниципальный заказ»

Бухгалтер и закон

ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ДОПУСКЕ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ (АУКЦИОНЕ) НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ*

ю. к. Борисов,

заместительруководителя ООО «Центр методологии бухгалтерскогоучета и налогообложения»

Непредставление либо наличие недостоверных сведений, указанных в документах. Такое основание для отказа в допуске к участию в размещении заказа закреплено п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от

21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Отказ, мотивированный подобным основанием, является правомерным только в случае, если участник размещения заказа не представляет (или представляет с недостоверными сведениями) документы, указанные в нормах, на которые есть ссылка вп.1ч.1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за 6 мес. до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за 6 мес. до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении

* Окончание. Начало см. в БИНО № 5 (245) — 2010.

открытого конкурса или аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 мес. до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или аукциона;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее — руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе или аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем

лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе или аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта;

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если в конкурсной документации или документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, или копия такого поручения);

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1ч. 1ст. 11 Закона № 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса или аукциона и данные требования предусмотрены конкурсной документацией или документацией об аукционе;

в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии сп. 1ч.2ст. 11 Закона № 94-ФЗ, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;

г) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии сч.З ст.11 Закона № 94-ФЗ, в случае, если такое требование установлено Правительством РФ;

д) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

Из пункта 1ч.1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ следует, что является правомерным отказ в допуске к участию в размещении заказа участнику, представившему в составе заявки документы, содержащие противоречащие друг другу сведения, поскольку представление документов, содержащих противоречивые сведения, приравнивается к представлению документов, содержащих недостоверные сведения.

Например, является правомерным отказ в допуске к участию в открытом аукционе на выполнение работ для муниципальных нужд участнику размещения заказа в случае, если адреса места нахождения участника, указанные в представленных в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии (на строительство) и выписке из ЕГРЮЛ, не совпадают.

В части 4ст. 25 и ч. Зет. 35 Закона № 94-ФЗ указано, что не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.

Следовательно, участник размещения заказа должен предоставлять копии документов, при этом нотариальное заверение Законом № 94-ФЗ предусмотрено только в отношении выписки из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП). Копии остальных документов, для целей выполнения требований Закона № 94-ФЗ, могут быть заверены в обычном порядке (не нотариально). Однако данные документы (например, лицензии) должны быть в отношении участника размещения заказа, а не иных лиц (в частности, подрядчиков, соисполнителей и т. д.).

Например, отказ в допуске к участию в размещении заказа правомерен в отношении участника, в заявке которого представлена копия лицензии на осуществление лицензируемой деятельности, выданной другому лицу (факт наличия, например, копии договора с данным лицом о намерении в будущем оказывать услуги, являющиеся предметом размещения заказа, не влияет на решение данного вопроса).

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 30.08.2006 № 09-14/076085 разъяснило, что Закон

№ 94-ФЗ не предусматривает подачи одновременно с заявкой на участие в конкурсе заверенной налоговым органом копии устава организации. Закон № 94-ФЗ не предусматривает подачи одновременно с заявкой на участие в конкурсе копии устава организации, заверенной нотариально.

Таким образом, участник размещения заказа вправе в составе конкурсной заявки представлять копию устава организации, заверенную нотариально, однако требовать от него представления такой копии неправомерно.

Минэкономразвития России в письме от

24.11.2008 № Д05-5244 пришло к выводу, что положения ст. 79 Основ законодательства РФ о нотариате могут быть применены при подаче заявки на участие в конкурсе, то есть допускается представление участником размещения заказа нотариально заверенной копии с нотариально заверенной копии ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Словом, учитывая позицию Минэкономразвития России, организация вправе представить нотариально заверенную копию с нотариально заверенной копии выписки из ЕГРЮЛ.

При этом следует отметить, что приложение в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ, удостоверенной руководителем организации, подавшей заявку, а не нотариально, является нарушением Закона № 94-ФЗ и может быть квалифицировано как непредставление участником размещения заказа требуемых документов, что является основанием для отказа ему в участии в размещении заказа.

Минэкономразвития России в письме от

24.06.2009 № Д05-3157 отметило, что выписка из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП), а также нотариально заверенная копия такой выписки, в соответствии с Законом № 94-ФЗ, выделены в отдельный документ, представляемый в составе заявки на участие в конкурсе (аукционе), который не относится к документам, подтверждающим полномочия на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

По мнению автора статьи, отсутствуют основания не согласиться с позицией Минэкономразвития России, поскольку документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, и выписка (нотариально заверенная копия выписки) из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) выделены ст. 25 и 35 Закона № 94-ФЗ в отдельный подпункт.

Следовательно, правомерным будет отказ в допуске к участию в аукционе участнику, который не приложил в составе заявки документ, подтверждающий полномочия руководителя, полагая, что им представлена выписка из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения, и требование

по представлению подтверждающего документа выполнено.

Необходимо указать, что если в соответствии с выпиской из протокола общего собрания и положений учредительных документов организации следует, что полномочия руководителя истекли ранее подачи конкурсной заявки, участником размещения заказа необходимо представить документ о продлении полномочий руководителя или об осуществлении полномочий руководителем после истечения срока действия его полномочий. В ином случае отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе будет правомерным.

Следует отметить, что составление уполномоченным органом выписки из ЕГРЮЛ не зависит от воли организации. Представление такой выписки в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе не является основанием для отказа в допуске к участию в нем.

Непредставление платежного документа о внесении денежного обеспечения заявки. Такое основание для отказа в допуске к участию в размещении заказа закреплено п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ, но только для тех случаев, когда требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.

Следует иметь в виду, что, если одним заказчиком проводится одновременно несколько торгов, требования, установленные Законом № 94-ФЗ, должны соблюдаться в отношении каждых из таких торгов.

Например, соблюдение участником требований конкурсной документации одного конкурса, проводимого заказчиком, не означает соблюдение требований конкурсной документации другого конкурса, проводимого этим же заказчиком. Рассмотрение, оценка и сопоставление конкурсных заявок по разным конкурсам, проводимым одним и тем же заказчиком, производятся по смыслу Закона № 94-ФЗ отдельно друг от друга.

Приложение в составе одной заявки участника на один конкурс (аукцион), проводимый заказчиком, документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), если требование обеспечения заявок указано в документации этого конкурса (аукциона), не освобождает участника от исполнения аналогичной обязанности в случае подачи им заявки на участие в другом конкурсе (аукционе), проводимом этим же заказчиком, условия документации которого также предусматривают требование обеспечения заявок.

В случае если документация содержит требование о предоставлении обеспечения заявок,

оплата лицом, направившим заявку, обеспечения в неполном размере является безусловным основанием для отказа в допуске такого лица к участию в соответствующем конкурсе или аукционе.

При этом Закон № 94-ФЗ не наделяет государственных (муниципальных) заказчиков полномочиями по осуществлению выбора того, участие по каким из заявленных лотов для участника размещения заказа является более или, напротив, менее приоритетным в случае внесения ими обеспечения заявки в размере менее установленного условиями соответствующей документации. Такого подхода придерживался и ФАС Центрального округа в постановлении от06.08.2007 №А14-393/07/17/11.

В постановлении от 18.02.2008 №А21-5775/2006 ФАС Северо-Западного округа признал правомерным отказ организации в допуске к участию в конкурсе, в том числе по основанию занижения размера обеспечения выполнения контракта по сравнению с указанным в конкурсной документации и извещении о проведении конкурса. При этом суд указал, что в результате неправильного расчета размера вносимого обеспечения организация определила размер обеспечения в сумме, которая меньше требуемой в соответствии с условиями конкурсной документации.

Следует учитывать, что Законом № 94-ФЗ четко не разъясняется, может ли третье лицо вносить обеспечение за участника размещения заказа.

Часть судов исходит из позиции, что если возможность оплаты суммы обеспечения третьим лицом за участника торгов прямо не предусмотрена условиями соответствующей документации, заказчик не вправе принимать такие платежи как платежи участника размещения заказа, в том числе при наличии каких-либо договоров между участником и третьим лицом (постановление ФАС Центрального округа от 20.06.2007 № А14-6332-2006/323/5 и от 04.07.2008 № Ф10-2930/08).

Однако другие суды указывают, что положения Закона № 94-ФЗ не содержат прямого указания на исполнение требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе лично участником (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от

25.08.2008 № АЗЗ-10911/2007-03АП-1810/2008).

Несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. Такое основание для отказа в допуске к участию в размещении заказа закреплено п.4ч.1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ.

Отказ, мотивированный подобным основанием, является правомерным только в случае, если требования конкурсной документации либо

документации об аукционе не противоречат Закону № 94-ФЗ.

Например, нормы Закона № 94-ФЗ не содержат запрета на установление требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Следовательно, установление такого требования соответствует закону, а отсутствие у участника, подавшего заявку, указанной лицензии является основанием для отказа в допуске его к участию в размещении заказа.

А вот в ситуации, когда участник размещения заказа в заявке предлагает начать поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) до завершения процедуры проведения конкурса или аукциона, происходит нарушение условий соответствующей документации, и отказ в допуске такого участника к размещению заказа правомерен.

По мнению автора статьи, особое внимание следует обратить на положения ч. 3.3 ст. 25 и ч. 2.2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ, согласно которым все листы заявки на участие в конкурсе или аукционе, все листы тома заявки на участие в конкурсе или аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе или аукционе и том заявки на участие в конкурсе или аукционе должны содержать опись входящих в их состав документов, которые должны быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе или аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе и тома заявки на участие в конкурсе или аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе или аукционе, за исключением предусмотренных Законом № 94-ФЗ требований к оформлению заявки на участие в конкурсе или аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе или аукционе и тома заявки на участие в конкурсе или аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Положение о том, что не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе

или аукционе только ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе или аукционе и тома заявки на участие в конкурсе или аукционе должны быть пронумерованы, сформировано императивно и не подлежит расширительному толкованию.

Следовательно, невыполнение (ненадлежащее выполнение) иных требований к оформлению заявки, установленных конкурсной документацией или документацией об аукционе и соответствующих

ч. 3.3 ст. 25 и ч. 2.2. ст. 35 Закона № 94-ФЗ, является основанием для отказа в допуске к участию в размещении заказа.

Например, если в заявке организации не все копии документов на участие в аукционе заверены лицом, имеющим полномочия для их подписания от имени участника размещения заказа, организации должно быть отказано в допуске к участию в размещении заказа.

Указанное в приведенных нормам ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе или аукционе и тома заявки на участие в конкурсе или аукционе должны быть пронумерованы, следует понимать не только как допущение участником размещения заказа отсутствия нумерации в заявке, но и как допущение участником

размещения заказа ошибок в нумерации соответствующих листов.

В заключение автор статьи отмечает, что только соблюдение правил допуска участников размещения заказа к участию в конкурсах или аукционах будет отвечать требованию обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказа. Нарушение положений ст. 12 Закона № 94-ФЗ влечет признание недействительным протоколов о допуске участников размещения заказа к участию в конкурсах или аукционах, а также наступление административной ответственности для должностных лиц заказчиков.

Список литературы

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.

3. Письмо Минэкономразвития России от

25.05.2006 № Д07-997.

4. Письмо Минэкономразвития России от

24.11.2008 № Д05-5244.

5. Письмо Минэкономразвития России от

24.06.2009 № Д05-3157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.