Научная статья на тему 'Об основах теоретического анализа влияния государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций'

Об основах теоретического анализа влияния государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурделова Т.Н.

Механизм формирования государственных расходов охватывает финансовые отношения, возникающие в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Количественное воздействие государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций в России менее масштабно по сравнению с государственными доходами. Однако в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли расходов федерального бюджета на финансирование негосударственного сектора экономики. Формами финансирования государственных расходов, т.е. формами предоставления бюджетных средств коммерческим организациям, являются бюджетные субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, средства на оплату товаров (работ, услуг), выполняемых по государственным контрактам, а также государственные гарантии. По мнению автора, разработанная методика подтверждает, что влияние государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций может быть оценено количественно. При этом выводы автора подтвердились и на основе практического анализа деятельности ряда коммерческих организаций, получающих государственное финансирование, и всей совокупности коммерческих организаций РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурделова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основах теоретического анализа влияния государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций»

ОБ ОСНОВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Т.Н. БУРДЕЛОВА, Финансовая академия при Правительстве РФ

Механизм формирования государственных расходов охватывает финансовые отношения, возникающие в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Следует отметить, что количественное воздействие государственных расходов на устойчивость коммерческий организаций в России менее масштабно по сравнению с государственными доходами. Однако в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли расходов федерального бюджета на финансирование негосударственного сектора экономики РФ.

Формами финансирования государственных расходов, т.е. формами предоставления бюджетных средств коммерческим организациям, являются бюджетные субсидии и субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, средства на оплату товаров (работ, услуг), выполняемых по государственным контрактам, а также государственные гарантии.

Оценка влияния различных форм финансирования государственных расходов на коэффициенты рентабельности

Влияние бюджетных субсидий (субвенций) на показатели рентабельности

Безвозмездные бюджетные субсидии отражаются по дебету счета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета учета целевого финансирования, поэтому увеличивают капитал и активы предприятия на величину ДА", но не влияют на сумму выручки предприятия.

Полученные субсидии могут использоваться на расширение деятельности и осуществление новых проектов или на замещение заемного финансирова-

ния (в том числе полностью или частично на снижение краткосрочных пассивов предприятия). Во втором случае кредиторская задолженность уменьшается на величину АХ (или несколько меньшую), а суммы прибыли и капитала могут увеличиться в дальнейшем на величину А Vза счет снижения процентных расходов предприятия1. При этом всегда АХ> А К Поэтому величина показателей рентабельности после получения бюджетных субсидий в сумме АА^при снижении процентных расходов на А У) изменится следующим образом:

А,

Я. + А У

<К1

+ А* + АГ рск0 ПРИУело-

Я,„

АУ

ВИИ, что

АЛЧАУ'

где АрСк1 — коэффициент рентабельности собственного капитала; Ячист - чистая прибыль; К - среднегодовая величина собственных средств (капитала); АХ— изменение размера государственных расходов (в рассматриваемой форме); А У- изменение прибыли и капитала.

_ЯЧИСТ + АГ ра + АХ ра0 ПРИ условии, что

Я„,

4*

АГ АХ*

1да Кра - коэффициент рентабельности активов; Ас средняя величина активов.

ред

V Ячист + А У у

арр1 ----> А-

рро>

объем

1 За счет снижения заемного финансирования, на которое начисляются проценты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгоръя ъ ърлхжгсх*

где Лрр - коэффициент рентабельности реализации; Р6&ъем — объем реализации.

При иных соотношениях прибыли, капитала, активов и иной средней ставке процентных расходов коэффициент рентабельности собственного капитала может увеличиться, а коэффициент рентабельности активов, напротив, уменьшиться. В случае если субсидии использованы на расширение деятельности (т.е. величина пассивов и, следовательно, процентных расходов и прибыли не меняется), то величина показателей рентабельности в период получения субсидий в сумме АЛ'может несколько ухудшиться:

К — "^ЧИСТ ^

1)0,11 К^+АХ рск0'

я„

■<к.

раО»

_Пт+ АУ

Лра1 ~ ^ + да" ' ПРИ этом Кра, может быть как больше, так и меньше Крл0;

Т{ _ ^чист _ ^ Лрр1 ~ р ~Лрр0-объем

В долгосрочной перспективе этот негативный эффект может быть нивелирован за счет роста выручки от реализации и прибыли в результате расширения деятельности субсидируемого предприятия.

Но в общем случае изменения коэффициентов рентабельности в результате получения бюджетных субсидий незначительны и зависят от эффективности использования субсидий.

Влияние бюджетных кредитов на показатели рентабельности

Льготные бюджетные кредиты носят долгосрочный характер, выдаются на возвратной основе и характеризуются относительно низкой процентной ставкой (или даже отсутствием процентов). Поэтому сумма кредита увеличивает активы предприятия на величину АХ, но не влияет на сумму капитала, прибыли и (напрямую) выручки предприятия. Однако суммы прибыли и капитала увеличиваются в дальнейшем на величину Д Уза счет снижения процентных расходов предприятия. При этом всегда АХ> А У Поэтому величина показателей рентабельности после получения льготных бюджетных кредитов в сумме АХ (при снижении процентных расходов на А У) изменится следующим образом:

V — "^ЧИСТ + А У ЬГ рск 1 ^ +ду^лрскО>

раО'

Таким образом, в результате получения льготных бюджетных кредитов основные показатели рентабельности предприятия в целом улучшаются (кроме рентабельности активов, динамика которой может быть разной и зависит от исходного уровня рентабельности, величины экономии процентных расходов и иных специфических данных).

Влияние госзаказа (государственных закупок) на показатели рентабельности

Госзаказ представляет дополнительный источник выручки организации. Таким образом, величина госзаказа АА'приводит к увеличению выручки на АХ. Суммы прибыли и капитала также меняются на величину А У, равную прибыли от выполнения госзаказа (если от госзаказа получен убыток, то величина А К отрицательная). При этом всегда АХ> А К Динамика активов напрямую не зависит от получения госзаказа. Поэтому величина показателей рентабельности после получения и выполнения госзаказа на сумму АА^при прибыли от выполнения госзаказа А У) такова:

Арск1 ■дуг > рек о при условии, ЧТО гос-

сред +

заказ прибыльный, т.е. А У> 0;

^ _ ^чисг + АУ ..

лра1 ~ А раО»

Лр

V — ^"чист А У у

лрр1 - р Тал7 рр0'так как Н0Рма прибыли по госзаказу обычно невысокая2.

Таким образом, в результате получения госзаказа основные показатели рентабельности предприятия в целом улучшаются (кроме рентабельности реализации из-за обычно низкой нормы прибыли по госзаказу).

Влияние бюджетных инвестиций на рентабельность

Бюджетные инвестиции отражаются по дебету счета учета активов, в форме которых они вно-

2 Госзаказ характеризуется, скорее, стабильностью получения дохода, чем высокой доходностью.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебРЪЯ Ъ ЪРЖЖТСКА

67

сятся, в корреспонденции с кредитом уставного капитала предприятия. Как правило, бюджетные инвестиции осуществляются в форме внесения в капитал прав пользования природными ресурсами (например, земельными участками, недрами и т.д.) или иных внеоборотных активов и очень редко в виде денежных средств. Бюджетные инвестиции привлекаются в тех случаях, когда предприятие начинает новый проект, а не в целях финансирования его текущей деятельности. Поэтому, в отличие от субсидий, бюджетные инвестиции не могут быть использованы на выплаты по кредиторской задолженности и, следовательно, в период их получения не оказывают прямого влияния на величину процентных расходов, прибыли предприятия и на его выручку от реализации.

Поэтому величина показателей рентабельности сразу после получения бюджетных инвестиций в сумме ДЛ'может несколько ухудшиться:

к _ Я1|ИСТ

рек 1 ~~

ЛГ..+ АХ<Крск0''

"■сред

т/ _ ^чист ра I ~

рочным обязательствам). Различают коэффициенты общей ликвидности (в числителе - все оборотные активы), срочной ликвидности (в числителе -оборотные активы, не включая запасов и затрат) и абсолютной ликвидности (в числителе только денежные средства):

л общ

обор , ^кратк

к.

( Д>боР ~ Запасы - Затраты)

Я„,

к _ Дср-на -Л „ -

^кратк

1У- _ ^ЧИСТ _

ЛРР 1~р ~Лрр0-объем

В долгосрочной перспективе этот негативный эффект может быть уменьшен за счет роста выручки от реализации и прибыли в результате расширения деятельности предприятия, получившего бюджетные инвестиции.

Таким образом, рост государственных расходов в форме госзаказа и льготных бюджетных кредитов в целом улучшает различные показатели рентабельности предприятий — получателей госзаказов и бюджетных кредитов (за исключением отдельных показателей), в то время как безвозмездные субсидии и субвенции не улучшают (а в некоторых случаях снижают) коэффициенты рентабельности.

Изменения коэффициентов рентабельности в результате получения бюджетных инвестиций незначительны и зависят от эффективного использования данных инвестиций, однозначная зависимость при этом не прослеживается.

Влияние государственных расходов на коэффициенты ликвидности

Коэффициенты ликвидности рассчитываются как отношение определенной части активов предприятия к его краткосрочным пассивам (краткос-

где 77 — краткосрочные пассивы; АГобщ — коэффициент общей ликвидности; Лобор - оборотные активы; Кл - коэффициент срочной ликвидности; *лабс - коэффициент абсолютной ликвидности; Д— денежные средства.

Влияние бюджетных субсидий и субвенций на показатели ликвидности

Бюджетные субсидии используются либо на расширение деятельности и осуществление новых проектов, либо на замещение заемного финансирования (в том числе полностью или частично на снижение краткосрочных пассивов предприятия). В первом случае активы предприятия (в том числе денежные средства) увеличиваются на величину ДЛГбез значительного изменения величины пассивов. Во втором случае активы предприятия не увеличиваются, однако пассивы (в том числе краткосрочные) уменьшаются на величину АХ (или несколько меньшую). Но в любом случае величина всех показателей ликвидности после получения субсидий в сумме ДАувеличится:

К

л общ!

к.

Лаор+А* ■^кратк

_ Азбор

>к,

лобщО либо

->к„

к

л сроч1

Л Общ1 Т-Г А л>г Л общ 0'

кратк - Л*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л>бор +АЛГ-Запасы-Затраты)

: яЦ

лсрочО»

ИбО ^лсроч! ~

(Л>бор ~ Запасы - Затраты)

^кратк ~АХ

>к.

лсрочО»

л абс! гт л абсО ДИОО

я.

кратк

I/ _ ^ср-ва 1/

л абс1 п А т/- л абсО'

кратк

68

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг&РЪЯ- яг ържжгем

Тосцфо^т^инм (с^фшпо&гЯие

13 (28)-2004

Влияние льготных бюджетных кредитов на показатели ликвидности

Влияние бюджетных инвестиций на показатели ликвидности

Льготные бюджетные кредиты носят долгосрочный характер, выдаются на возвратной основе и характеризуются относительно низкой процентной ставкой (или даже отсутствием процентов). Сумма такого кредита увеличивает активы предприятия (в том числе денежные средства) на величину АХ, но не влияет на сумму краткосрочных пассивов предприятия. Поэтому все показатели ликвидности после получения льготных бюджетных кредитов в сумме АЛ'улучшатся:

_А0 бер+А*

л общ I ~~~ гт л общ 0'

к —

л срочI

(Л)бор + &Х - Запасы - Затраты)

> ^л сроч О'

Величина всех показателей ликвидности после получения инвестиций в форме каких-либо внеоборотных активов не изменяется:

К,

Л Общ1

_ обор _

= к,

л общО>

К =

л сроч 1

(^обор ~ Запасы - Затраты)

К.

л„,

Да

л сроч 0 >

я

л абс 0'

л абс! ~ ту- > Ал абсо-

кратк

Влияние госзаказа на показатели ликвидности

Госзаказ на сумму АЛГттриводит к увеличению выручки на АХ, но при этом величина активов и пассивов напрямую не зависит от получения госзаказа. Поэтому нет жесткой зависимости показателей ликвидности от госзаказа.

Однако все же можно выделить несколько аспектов влияния госзаказа на ликвидность, которые трудно выразить количественно:

• если государство задерживает платежи за выполненный госзаказ, то предприятие вынуждено искать источники краткосрочного заемного финансирования своих расходов, что приводит к ухудшению показателей ликвидности (особенно абсолютной ликвидности) коммерческой организации;

• с другой стороны, получение коммерческой организацией госзаказа может служить для кредиторов (банков и иных финансовых институтов) своеобразной гарантией получения предприятием доходов в будущем; в результате у такого предприятия больше шансов привлечь заемное финансирование на более длительный срок, а следовательно, сократить величину краткосрочных пассивов и повысить показатели ликвидности3.

Таким образом, рост государственных расходов в форме субсидий и льготных бюджетных кредитов и инвестиций улучшает различные показатели ликвидности предприятий - получателей субсидий и кредитов, в то время как влияние государственного заказа на ликвидность может быть неоднозначным (как улучшать, так и ухудшать ликвидность в зависимости от конкретного случая).

Влияние государственных расходов на коэффициенты деловой активности

Коэффициенты деловой активности рассчитываются как отношение выручки от реализации к валюте актива предприятия (оборачиваемость активов), либо к отдельным составным частям активов и пассивов (например, оборачиваемость дебиторской или кредиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов, собственного капитала, фондоотдача основных средств и т.д.):

ВР г, ВР

^обА ~

кы

Лр(

к,

об кредит 3

ВР

КредЗср ВР

МПЗ^

*ф/0 - ос

где ВР— выручка от реализации; Асред — валюта актива; А^д — оборачиваемость активов; К^ 3 — оборачиваемость кредитной задолженности; АГобМПЗ -оборачиваемость материально-производственных запасов; К.. - фондоотдача; ОС - средняя ве-

Ф/о сред

личина основных средств; МПЗсрса — средняя величина материально-производственных запасов.

3 Так как долгосрочные пассивы не включаются в знаменатель коэффициентов ликвидности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брШ ъ -НРАХЖТСМ

69

Т'осцфХрЫЪвеЯЯбе (с^^шно^Ние

13 (28)-2004

Влияние бюджетных субсидий и субвенций на показатели деловой активности

Влияние госзаказа на показатели деловой активности

Бюджетные субсидии отражаются по дебету счета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета учета целевого финансирования и, соответственно, увеличивают активы предприятия на величину АХ, но не влияют на сумму выручки, основных средств, МПЗ, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Поэтому величина показателей деловой активности после получения субсидий в сумме АХнс изменится, кроме показателя оборачиваемости активов, который уменьшится (т.е. несколько ухудшится):

ВР

Аред+Д*

-<к,

обАО *

^обА1 ~

Д:ред

■<к.

+ АХ

яет на деловую активность;

ВР

обло> что отрицательно вли-

об кред 31

Кред Зс„д + АХ

■<К.

об кред 0 »

Госзаказ на сумму ДА"приводит к увеличению выручки на АХ. Динамика кредиторской и дебиторской задолженности неоднозначна и зависит от принятых условий оплаты и аккуратности их соблюдения. Величина активов, основных средств и МПЗ напрямую от получения госзаказа не зависит. Поэтому все коэффициенты деловой активности после получения и выполнения госзаказа на сумму ДЛГувеличиваются за счет роста выручки:

ВР + АХ ^ „ .

обА1 ~ Л > об А 0'

К,

обкредЗ 1

ВР + АХ

+ > ^ОбкредЗ 0> Т.Д.

Влияние бюджетных кредитов на показатели деловой активности

Полученные бюджетные кредиты увеличивают активы и кредиторскую задолженность коммерческой организации на величину АХ, но не влияют на сумму выручки, основных средств, МПЗ и дебиторской задолженности предприятия. Соответственно, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, материально-производственных запасов и фондоотдача основных средств после получения льготных бюджетных кредитов в сумме ДА'не изменятся, в то время как оборачиваемость кредиторской задолженности и активов коммерческой организации снизятся:

ВР

что улучшает деловую активность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, получение льготных бюджетных кредитов оказывает различное влияние на показатели деловой активности предприятия, улуч-* шая (снижая) оборачиваемость кредиторской задолженности, ухудшая оборачиваемость активов и не оказывая прямого влияния на иные показатели деловой активности.

Кред Зст

При этом рост показателей оборачиваемости активов, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов и фондоотдачи основных средств положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, в то время как рост коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности сам по себе несколько ухудшает финансовую устойчивость (но не может нивелировать положительный эффект от улучшения других показателей деловой активности).

Таким образом, рост государственных расходов в форме госзаказа в целом улучшает различные показатели деловой активности предприятий — получателей госзаказов, в то время как безвозмездные субсидии, субвенции и льготные бюджетные кредиты оказывают неоднозначное (зачастую разнонаправленное) влияние на коэффициенты деловой активности.

Влияние бюджетных инвестиций на показатели деловой активности

Величина основных показателей деловой активности в период получения инвестиций в сумме ДА'не изменится, кроме показателя оборачиваемости активов и (в отдельных случаях) фондоотдачи, которые несколько ухудшатся:

К

ВР

об А 1

Л^д+АХ

■<Км

к вр 'К

ф/0,~ОС_ + ДА- ф/0°"

70

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРЪЯ ъ ъругхжгсм

Показатели финансовой устойчивости Вид государственных расходов

Субсидиц и субвенции Бюджетные кредиты Государственный заказ Бюджетные инвестиции

1. Рентабельность Либо ухудшают показатели, либо изменения незначительны Улучшают основные показатели Улучшают основные показатели Либо ухудшают показатели, либо изменения незначительны

2. Ликвидность Улучшают основные показатели Улучшают основные показатели Влияние неоднозначно Не влияют

3. Деловая активность Влияние неоднозначно Влияние неоднозначно Улучшают основные показатели Либо не влияют, либо ухудшают показатели

4. Платежеспособность Улучшают основные показатели Влияние неоднозначно Улучшают основные показатели Улучшают основные показатели

В долгосрочной перспективе этот негативный эффект может быть уменьшен за счет роста выручки от реализации в результате расширения деятельности предприятия, получившего бюджетные инвестиции.

Разработанная методика подтверждает, что влияние государственных расходов на устойчивость коммерческих организаций может быть оце-

нено количественно. При этом выводы автора подтвердились и на основе практического анализа деятельности ряда коммерческих организаций, получающих государственное финансирование, и всей совокупности коммерческих организаций РФ. Основные выводы по разработанной методике сгруппированы в виде таблицы.

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 11 12

X X X X XIX

Куда

АБОНЕМЕНТ

НЛ ЖУРИЛ.'!

Экономический анализ:

81287

(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)

теория и щ

Количество /

комплектов 1

Кому

(фамилия. инициалы)

ЛИТЕР

пв МЕСТО

ДОСТА ВОЧНАЯ КАРТОЧКА

81287

(индекс издания)

Экономический анализ: теория

и практика

(наименование издания)

Стои- подписки | _ _Руб._ КОП. Количество 1

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | _ _Руб.__ ____коп. комплектов

На 2005 год по месяцам:

1 2 3 • 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

Кому

(фамилия. инициалы)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбРШ ъ

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.