Научная статья на тему 'ОБ ОСНОВАХ КИНОРЕЖИССУРЫ, НЕОБХОДИМЫХ К ИЗУЧЕНИЮ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОБ ОСНОВАХ КИНОРЕЖИССУРЫ, НЕОБХОДИМЫХ К ИЗУЧЕНИЮ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОРЕЖИССУРА / СЦЕНАРНОЕ РЕМЕСЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВТОРОЙ РЕЖИССЕР / ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лутфуллин Ратмир Мансурович

Современная высшая школа готовит специалистов, способных работать в широком спектре экономики. Однако это не относится к узконаправленным творческим специальностям, в том числе, режиссуре кинои телефильма. В соответствии с действующей системой образования предполагается, что выпускник сразу начнет работать на полнометражной картине в качестве режиссера-постановщика. Но изменения рынка труда в этой области сегодня диктуют другие условия. Молодому специалисту практически невозможно попасть в киностудийную систему на руководящую должность. План обучения по специальности 55.05.01, а именно курс, который автор читает студентам - «Режиссер игрового кинои телефильма», необходимо перестроить под более широкие запросы рынка труда в сфере видеопроизводства, мультимедиа, масс-медиа, рекламы, ивента и т.п. Неготовность преподавателей показать студентам смежные области режиссуры ведет к неспособности студентов работать в любой другой сфере кроме кино. И как следствие - появление самоучек на режиссерских должностях в смежных отраслях, рождение депрессивно-маргинальной прослойки общества из невостребованных выпускников, снижение качества продукции. В статье выделяются наиболее важные аспекты режиссуры, рекомендуемые к изучению студентами первого курса, исходя из современных условий функционирования медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FUNDAMENTALS OF FILM DIRECTION NEEDED FOR STUDY IN THE 1ST YEAR

A modern higher school trains specialists capable of working in a wide range of economics. However, this does not apply to narrowly focused creative specialties, including film and telefilm directing. In accordance with the current education system, it is assumed that the graduate will immediately begin working on a full-length film as a production director. However, changes in the labor market in this area at the present dictate other conditions. It is almost impossible for a young specialist to get into a film studio system for a managerial position. The learning route for the specialty 55.05.01, namely the course that the author reads to students - «Director of feature films and TV movies», needs to be rebuilt to meet the broader demands of the labor market in the field of video production, multimedia, mass media, advertising, events, etc. The lack of willingness on the part of teachers to show students related areas of directing leads to the inability of students to work in any field other than film. As a consequence, this leads to the appearance of self-taught people in directing positions in related industries, the birth of a depressive-marginal stratum of society from unclaimed graduates, a decrease in product quality. The paper highlights the most important aspects of directing, recommended for study by first-year students, based on the current conditions of the functioning of the media space.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСНОВАХ КИНОРЕЖИССУРЫ, НЕОБХОДИМЫХ К ИЗУЧЕНИЮ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.013

об основах кинорежиссуры, необходимых к изучению на 1 курсе обучения

Лутфуллин Ратмир Мансурович1,

e-mail: ratmirlutfullin@gmail.com, 'Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, Россия

Современная высшая школа готовит специалистов, способных работать в широком спектре экономики. Однако это не относится к узконаправленным творческим специальностям, в том числе, режиссуре кино- и телефильма. В соответствии с действующей системой образования предполагается, что выпускник сразу начнет работать на полнометражной картине в качестве режиссера-постановщика. Но изменения рынка труда в этой области сегодня диктуют другие условия. Молодому специалисту практически невозможно попасть в киностудийную систему на руководящую должность. План обучения по специальности 55.05.01, а именно курс, который автор читает студентам - «Режиссер игрового кино- и телефильма», необходимо перестроить под более широкие запросы рынка труда в сфере видеопроизводства, мультимедиа, масс-медиа, рекламы, ивента и т.п.

Неготовность преподавателей показать студентам смежные области режиссуры ведет к неспособности студентов работать в любой другой сфере кроме кино. И как следствие - появление самоучек на режиссерских должностях в смежных отраслях, рождение депрессивно-маргинальной прослойки общества из невостребованных выпускников, снижение качества продукции.

В статье выделяются наиболее важные аспекты режиссуры, рекомендуемые к изучению студентами

первого курса, исходя из современных условий функционирования медиапространства.

Ключевые слова: кинорежиссура, сценарное ремесло, профессиональная подготовка, второй режиссер, творческий поиск

on the fundamentals of film direction needed for study in the 1st year

Lutfullin R.M.1,

e-mail: ratmirlutfullin@gmail.com, 1Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Saint Petersburg, Russia

A modern higher school trains specialists capable of working in a wide range of economics. However, this does not apply to narrowly focused creative specialties, including film and telefilm directing. In accordance with the current education system, it is assumed that the graduate will immediately begin working on a full-length film as a production director. However, changes in the labor market in this area at the present dictate other conditions. It is almost impossible for a young specialist to get into a film studio system for a managerial position. The learning route for the specialty 55.05.01, namely the course that the author reads to students - «Director of feature films and TV movies», needs to be rebuilt to meet the broader demands of the labor market in the field of video production, multimedia, mass media, advertising, events, etc.

The lack of willingness on the part of teachers to show students related areas of directing leads to the inability of students to work in any field other than film. As a consequence, this leads to the appearance of self-taught people in directing positions in related industries, the birth of a depressive-marginal stratum of society from unclaimed graduates, a decrease in product quality.

The paper highlights the most important aspects of directing, recommendedfor study by first-year students, based on the current conditions of the functioning of the media space.

Keywords: film directing, screenwriting, professional training, second director, creative search

DOI 10.21777/2500-2112-2021-4-32-38

В настоящее время из-за большого количества общедоступных источников, рассказывающих о кинематографе, у абитуриента часто складывается хаотичное и неструктурированное представление о работе режиссера. Если раньше это была профессиональная тайна, доступная только специалистам, то теперь режиссером своего контента может стать практически любой. Задача преподавателя в данном случае - не допустить формирования безответственного отношения к профессии у студента-первокурсника, не допустить возникновения авторитета самоучек.

Первый семестр обучения очень важен в плане формирования правильного представления о режиссуре. Вполне предсказуемо, что первым впечатлением будет разочарование, потому что далеко не все понимают, что режиссура на 50 % состоит из письменной работы, на 40 % из переговоров и только на 10 % из съемки. И здесь преподавателю очень важно сохранить энтузиазм студентов. Педагог обязан не только развенчать миф о кинорежиссере «с рупором в кресле» - принятом стереотипе в популярной культуре, но и показать правдивые, интересные и по-настоящему профессиональные аспекты ремесла.

Студент-режиссер должен сразу в первом семестре приступать к съемкам своих первых учебных этюдов и упражнений (например, этюд «встреча» и «гость»1. И очень важно с самого начала творческого пути приучить его к профессионализму, чтобы он не делал ничего по наитию. Поэтому в первом семестре необходимо, пусть кратко, но изложить действительно все основы работы режиссера.

Но и это не все причины, по которым первый семестр должен превратиться в некоторый «экспресс-курс» профессии. надо понимать, что студент должен как можно скорее входить в профессиональную среду. Так он сможет начать зарабатывать и постепенно осваиваться в мире производства. Чем раньше будущий режиссер начнет это делать, тем качественнее освоит профессиональные компетенции, потому что связи и опыт в ремесле нарабатываются долгими годами. Поэтому изучать основы кинорежиссуры в первом семестре полезнее всего на примерах малых форм, с которыми с большой вероятностью молодому режиссеру придется столкнуться на первых порах карьеры. Это, например, видеоблогинг, реклама, музыкальные клипы, производственные видеоролики и т.п. Кроме того, может быть заказ на оформление научно-исследовательской работы по малоизвестной теме, но и с ним можно справиться.

не стоит бояться, что тем самым в первом семестре мы как бы отсекаем такие глубинные сферы режиссуры как, например, драматургия художественного фильма и работа с актером на площадке. Это действительно очень сложные аспекты режиссуры, которые не удастся освоить в первом семестре в принципе. Зато ко второму семестру студент подойдет уже профессионально подкованный, ознакомленный с начальным этапом продакшена (производства). В дальнейшем это позволит ему сконцентрироваться на действительно серьезных дисциплинах, без которых кино не было бы искусством.

ниже представлены темы, которые отвечают перечисленным требованиям и которые, на наш взгляд, необходимы для изучения на первом курсе.

1. Истоки возникновения режиссуры и миссия профессии.

Будущим режиссерам необходимо сразу понимать основы истории режиссуры и причины ее возникновения как отдельной профессии. Без ответа на вопросы «кто такой режиссер и для чего он нужен?» дальше по учебной программе двигаться нельзя. В этом блоке необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- «предтеча» режиссуры в античном, средневековом и возрожденческом театре;

- как в театре эпохи романтизма стало очевидно, что данной области знаний необходима новая самостоятельная творческая единица, раскрывающая свой замысел, который может быть отличным от идей актера или драматурга;

- как с появлением «новой драмы» театр окончательно становится режиссерским [1];

- как и почему в кино главная роль закрепилась за режиссером с приходом французской «новой волны».

2. Режиссура в современном медиапространстве.

За более чем столетнюю историю режиссуры в этой сфере успело произойти разделение по функционалу. Так или иначе, студентам предстоит выступать во всех режиссерских ипостасях. Их надо

1 Лопушанский К.С. Авторское кино - кинорежиссура, кинодраматургия, монтаж, как часть единого творческого процесса: программа цикла занятий. - Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, кафедра режиссуры, 2018. - 23 с.

знать, понимать различие: какой образ является наиболее подходящим под конкретную задачу. Некоторые особенности, связанные с функционалом режиссуры:

режиссер - автор: постепенно исчезающее понятие, относящееся к авторскому кино;

режиссер - исполнитель: важная, но зависимая от шоураннера творческая единица в работе над сериалами и от продюсера в работе над массовым кино (придется добавить, что известное высказывание Робера Брессона [2], с которым все согласны: «...не быть в душе исполнителем, в каждом кадре добавлять щепотку новой соли к тому, что было придумано ранее.», не всегда соответствует новым реалиям, надо это учитывать);

режиссер - дизайнер: установка необходимая в работе над коммерческими видеороликами (реклама, музыкальные клипы, иной контент). Задача режиссера, как и дизайнера - решение проблем клиента.

Вообще режиссеру важно понимать основы графического дизайна и его историю. Эта дисциплина неразрывно связана с визуальным восприятием плоскости у режиссера. А возникновение дизайна в целом происходило под сильным влиянием искусства 20-х годов прошлого века [3, с. 16], эпохи, общепризнанной во всем мире как одной из самых сильных страниц истории отечественного кино.

3. Основы сценарного ремесла - изучение видов записи: логлайн; сценарная заявка; синопсис; эпизодный план; пре-продакшн митинг; режиссерская экспликация или тритмент; питчдок; литературный сценарий; режиссерский сценарий.

4. Основы кинодраматургии:

- введение понятия о сценарной структуре и об основных драматургических инструментах на примере короткометражных фильмов;

- изучение приема действенного анализа произведения как своего рода реверс-инжиниринга в драматургии.

5. Основные принципы монтажа: ассоциативный монтаж; монтаж по направлению движения основной массы; монтаж по центру внимания; монтаж по цвету; монтаж по свету; монтаж по крупности; акцентный монтаж; монтаж по перекрытию; монтаж по движению; внутрикадровый монтаж; параллельный монтаж.

При этом важно понимать, что задуманный монтаж нельзя отделять от планирования съемки будущего аудиовизуального произведения. поэтому в качестве практического задания помимо монтажных упражнений с чужим отснятым материалом студентам надо практиковаться на реверс-инжиниринге сцены чужого фильма. Это поможет студентам разобраться в том, почему режиссер принял именно такое решение относительно монтажной фразы, а также в том, как именно задумку удалось реализовать в ходе производства.

6. Видеоблогинг.

В этом блоке необходимо изучить принципы функционирования современных видеохостингов (YouTube, Instagram, Tik-Tok, Twich и др.): какие существуют правила и запреты, как работают тренды, мода, монетизация, что такое в принципе качественный продукт для шоу в интернете, какие виды интернет-шоу существуют. Здесь стоит также отметить важность работы в реальных условиях с современными видеоблогерами. Это позволит понять какую функцию выполняет режиссёр, начиная сотрудничать с инфлуенсером, и как на этом сотрудничестве можно зарабатывать.

Контрольной точкой в изучении этого блока должно стать выполнение практического задания по съемке короткого видеоблога о самом себе. В целом видеоблог представляет собой классическое для всех киношкол задание на съемку автопортрета без ограничений по жанру и форме. Студент любыми способами аудиовизуального творчества должен рассказать о себе, о своей жизни, о том, зачем он хочет прийти в профессию. Это задание направлено не только на выявление визионерских качеств и уровня рассказчика у студента. Получившаяся зарисовка станет для преподавателя отправной точкой для составления психологического портрета студента. Это крайне необходимо в педагогических и воспитательных целях.

Любой человек, согласно Н. Бердяеву - микрокосм и макорокосм [4]. А молодые режиссеры, пожалуй, в квадрате. Поэтому преподаватели, работающие в художественной области, должны отдавать себе отчет, что творческая сфера - очень сложная, неустойчивая и порой даже враждебная для молодого специалиста. Постоянный прессинг со стороны учебного, творческого и производственного процесса

неизбежно приводит к повышенному стрессу у студента, первый раз столкнувшегося с кино. И любые психологические проблемы очень важно выявлять на начальном уровне. Ежегодно несколько студентов творческих вузов или недавних выпускников кончают жизнь самоубийством. Статистику практически никто не ведет, хотя проблема вечная. Поэтому педагог обязан следить за психологическим здоровьем студентов. Он ответственен не только за их профессиональную подготовку, но и за формирование здорового творческого пути молодого специалиста в целом. Видео рассказ студента о себе в данном случае поможет педагогу выбрать нужную педагогическую технологию обучения.

7. Реклама.

Изучение основ дизайнерского подхода к созданию рекламы позволяет решать проблему клиента (как принято в дизайне) или проблему общества (более филигранный и высокохудожественный путь в рекламе). Изучая различные рекламные ролики, студенты будут проводить их реверс-инжиниринг, постепенно разбираясь в том, как концептуально режиссер выполнял свою задачу перед заказчиком. Понимать это очень важно для будущего режиссера, потому что рано или поздно он сам вступит в гонку за клиента на перенасыщенном рекламном рынке. Как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор [5]. Режиссер с рекламными тритментами - это и есть конкурентные презентации.

Кроме этого, раздел рекламы предложено изучать через призму операторской работы. Студентам предстоит разобраться в том, как и почему снят тот или иной ролик, какую технику использовал оператор, какие решения он привнес в финальный продукт, как проведена работа со светом, композицией и мизансценой. Многие рекламные ролики небольшого или среднего бюджета снимаются в фотопавильонах, и это именно то место, где молодой режиссер начнет свой творческий путь. Поэтому изучить рекламу, как аудиовизуальную продукцию (АВП) будет вдвойне полезно. «Чтобы нам понять кое-что относительно освещения, нужно ... войти в фотопавильон... Выгоднее начать с тех искусственных, ограниченных кусков пространства, которые построил человек»2.

8. Музыкальные клипы.

На старших курсах студенту предстоит съемка этюда, где главной движущей драматургической силой будет музыка. Поэтому изучение клипов будет очень полезным. Оно разовьет у студента монтажное чутье и чувство темпоритма.

При всей своей нарочитой театральности, музыкальные клипы также отлично подходят для изучения основ работы художественного цеха. Какие задачи стояли перед художником-постановщиком, художником по костюму, художником-гримером? Как концептуально их работа поддерживает замысел режиссера? Как художественная часть клипа подчиняется музыке? на это надо обращать особое внимание. Относительно музыки сценограф Адольф Аппиа утверждал: «Строгий порядок, а точнее, иерархия необходима, так как ее отсутствие приведет всю художественную культуру в состояние анархии и неустойчивости» [6, с. 130]. Гарантом этого порядка и является музыка.

9. Компьютерные игры.

Сфера геймдизайна уже давно не может обойтись без режиссуры. Хоть игра по своей структуре и вызываемым психологическим процессам не является искусством, но отдельные ее элементы могут быть таковыми [7, с. 43]. Поэтому студентам на уровне ознакомления будет также полезно прикоснуться к этой сфере. Преимущества в этом следующие:

- поскольку видеоигра - это полностью с нуля созданный нереальный мир, авторам надо добиться его максимальной убедительности вне зависимости от жанра и визуального стиля. Убедительность есть органичность. А чувство органики - чрезвычайно важный навык кинорежиссера. Случайные и при этом уникальные игровые ситуации в этом смысле тяготеют почти к фотографической документальности, это «жизненность, точная передача окружающего мира» [8, с. 57];

- драматургия видеоигр часто строится на нарративном дизайне, когда история рассказывается не через диалоги или поступки персонажей, а через их окружение. Изучить этот аспект будет крайне по-

2 Долинин Д. Изображение для «чайников». Пособие для студентов, обучающихся специальности кинорежиссера и кинооператора, а также для абитуриентов, издание двенадцатое, дополненное. - Санкт-Петербург: Издание автора, 2013. - https://proza. ги/2016/11/18/2197

лезно для режиссера в плане будущей работы с художественным цехом (декорации, реквизит, костюмы, игровой транспорт и т.д.);

- как уже было сказано, мир видеоигры создается с нуля, соответственно, звуковое сопровождение тоже. Если в реальной жизни шумовое оформление кажется очевидным, то для видеоигры, особенно в сказочном сеттинге, саунддизайнерам приходится сочинять звуки незнакомого мира. И поскольку здесь процесс нагляднее, чем в кино, на его примере хорошо будет изучить как работает звук в аудиовизуальном произведении, внутрикадровые шумы, закадровые шумы, специальные эффекты, музыкальные темы, контекстная музыка и пр.;

- видеоигры не могут существовать без компьютерной графики, вне зависимости от ее стиля. Студенты смогут изучить основы УБХ (визуальные эффекты), чтобы дальше применять полученные знания при совместной работе с художником компьютерной графики (основные понятия: 2D, 2,5D, 3D, композинг, трекинг, кеинг, шейдинг, текстурирование, физика, «движок», моушн-капчер).

10. Лайв-шоу и концерты.

В ходе короткого ознакомительного курса в этой сфере студент должен разобраться в основах режиссуры массовых мероприятий, а также в съёмке и монтаже концертов и спортивных мероприятий. Полезным заданием будет многокамерный монтаж концертного выступления из уже отснятого материала.

Таким образом, студенты в общих чертах знакомятся с некоторыми гранями специальности, ради которой они поступили в профильное высшее учебное заведение.

В первом семестре первого курса у студента формируется отношение к режиссуре, он должен полюбить ее и понять всю многогранность. Задача преподавателя - выпустить из института готового к работе специалиста. Ни для кого не секрет, что далеко не всегда обстоятельства складываются так, что выпускник сразу начинает свою карьеру с полнометражного фильма. К тому же, за годы обучения некоторые студенты приходят к тому, что непосредственно режиссура художественного фильма оказывается не самой близкой им сферой режиссуры. Поэтому очень важно показать разнонаправленность профессии. Ведь в своей основе режиссерское чутье и ход мысли остается неизменным, какую бы сферу мы не рассматривали.

Ко второму семестру студент уже ознакомился с азами кинорежиссуры, пора приступать к подготовке производства своей первой картины. В лучших традициях отечественной киношколы режиссеры игрового фильма сначала должны освоить документальный формат. Владение этой формой позволит им лучше чувствовать органику, правду жизни в мере художественной правды. Однако к съемке своей первой картины нельзя приступать, не изучив основы продюсирования и администрирования. Эти навыки пригодятся студентам и после выпуска, так как многие режиссеры начинают свой творческий путь с позиции вторых режиссеров. А на коммерческой видеосъемке небольшого бюджета режиссер часто сам выступает продюсером.

11. Основы продюсирования и администрирования:

- изучение функционала продюсерского департамента (генеральный продюсер, исполнительный продюсер, директор картины, заместитель директора, администратор площадки);

- изучение функционала режиссерского департамента (режиссер второго юнита, второй режиссер, планировщик, помощник режиссера, ассистент режиссера);

- изучение документации (генеральная смета, календарно-постановочный план (КПП), вызывной лист, монтажный лист, диалоговый лист, музыкальная справка);

- изучение договорной базы (договор индивидуального заказа, акт сдачи-приемки, договоры с разными участниками съемочной группы);

- основы финансовой и юридической грамотности (индивидуальный предприниматель и самозанятый, налоговая отчетность, изучение приблизительных бюджетных «вилок» в сфере видеопроизводства).

12. Основы режиссуры документального фильма.

Правильнее всего будет изучать этот блок на примере разных жанров документального кино. Студент научится понимать, как строится сценарий разных форматов, в чем заключается работа режиссера и, самое главное, роль монтажа в документальном кино.

Можно разбить изучение по этой теме на десять разделов: 1) зарисовка / наблюдение; 2) событие; 3) фильм-портрет; 4) групповой портрет; 5) телевизионный формат (познавательная, развлекательная,

новостная программа); 6) анимационный документальный фильм; 7) докуфикшен; 8) докудрама; 9) мо-кьюментари; 10) монтажное кино.

Ниже приводятся рекомендации к изучению некоторых разделов с учетом накопленного педагогического опыта автора.

Для начала изучения жанра «фильм-портрет» отлично подойдет, на наш взгляд, один из лучших советских документальных фильмов - «Уравнение с шестью известными», рассказывающий о главном тренере сборной СССР по волейболу Вячеславе Платонове. В этой картине режиссер продемонстрировал замечательное владение техникой встраивания постановочных кадров в документальный нарратив.

Великим достижением телевизионной режиссуры является шоу «Гранд тур», которому удалось вырасти из простой телеверсии журнала об автомобилях (изначально шоу «Топ Гир», производства ВВС, Великобритания) за счет харизматичных ведущих и увлекательного сценария, который сосредотачивается не столько на автомобильной тематике, сколько на актуальных проблемах современного общества и массовой культуры.

Для знакомства с жанром мокьюментари отлично подойдет картина «Забытое серебро», повествующая о несуществующем новозеландском кинорежиссере Колине Маккензи. Элегантность и уверенность, с которой подается материал, вовлекает зрителя в повествование с первой минуты. Фильму малыми средствами удается добиться того же результата (максимального подключения к проблеме главного героя), как если бы это было полноценное художественное историческое кино, где бы не скрывалось, что главный герой вымышленный.

В целом для просмотра по теме «документальное кино» для непрофильного направления режиссуры можно рекомендовать следующие творческие источники:

«Уравнение с шестью известными» (реж. В. Семенюк, 1978); «Гранд Тур» (телепередача, Amazon Prime, режиссеры Ф. Чёрчвард, Б. Кляйн, Э. Уилман, 1 сезон, 2016); «Забытое серебро» (реж. П. Джексон, 1995); «Времена года» (реж. А. Пелешян, 1975); «Старше на 10 минут» (реж. Г. Франц, 1978); «Коянискацци» (реж. Г. Реджио, 1982); «Октябрь» (реж. С. Эйзенштейн, 1927); «Берлин: симфония большого города» (реж. В. Рут-тман, 1927); «Сохрани мою речь навсегда» (реж. Р. Либеров, 2015); «Это Эдик» (реж. Р. Супер, И. Проскуряков 2020); «Реальные упыри» (реж. Т. Вайтити, 2014); «Они никогда не станут старше» (реж. П. Джексон, 2018); «Ф - значит фальшивка» (О. Уэлс, 1973); «Атавизм - ноги» (реж. М. Местецкий, 2011); «Сахар» (реж. Д. Гамо, 2014); «На канате» (реж. С. Брук, 2012); «Сломленные. Женская тюрьма Хохенек» (реж. Ф. Шлехт, А. Лала, 2016); «Нанук с севера» (реж. Р. Флаэрти, 1922); «Обыкновенный фашизм» (реж. М. Ромм, 1965); «Выход через сувенирную лавку» (реж. Бэнкси, 2010); «Олимпия» (реж. Л. Рифеншталь, 1938); «Спорт, спорт, спорт!» (реж. Э. Климов, 1970); «Да здравствуют антиподы!» (реж. В. Косаковский, 2011); «В лучах солнца» (реж. В. Манский, 2015); «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» (реж. А Расторгуев, 2005); «Чистый четверг» (реж. А Расторгуев, 2003); «Событие» (реж. С. Лозница, 2015); «Разрушители легенд» (телепередача, Discovery Channel, реж. С. Кристьянсен, Л. Вильямс, 2003-2016); «Великие беглецы» (телепередача, Amazon Prime Video, 2021); «Адам портит все» (сериал truTV, реж. П. Бриганти, с 2015); «Урал. Хребет России» (серия фильмов, Л. Парфёнов, А. Иванов, 2010); «Птица-Гоголь» (реж. С. Нурмамед, И. Скворцов, 2009).

Молодой режиссер обязан экспериментировать с формой, только идя на такие риски в ходе обучения он может найти свое авторское зерно. Будет хорошо, если по итогу у студента получится картина «вне формы», когда трудно будет сказать - документальное это кино или игровое. Может быть, там также будут присутствовать элементы из других форм аудиовизуальной продукции, которые были описаны в начале статьи. Со стороны преподавателя должен приветствоваться творческий поиск как формы, так и содержания в первой картине студента, потому что дальше такой свободы действий будет все меньше. Хотим мы того или нет, формат и жанр остаются важными критериями в творчестве режиссера, даже если мы говорим об авторском кино.

Заключение

Согласно рабочей программе учебной дисциплины «Режиссура игрового фильма» по очной форме обучения и учебного плана по специальности 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» на лекции

по теме «Кинорежиссура как творческая и духовная деятельность» в первом семестре первого курса отводится 12 часов и 60 часов на практические занятия3. Такой план позволяет педагогу гибко распределить время на подачу необходимого материала в соответствии с новейшими тенденциями кинопроизводства. Оценка знаний по существующей балльно-рейтинговой системе также укладывается в предложенные изменения в программе.

Система мастерских, принятая в творческих вузах Российской Федерации, делает курс любого преподавателя авторским. Ведь главное, как говорил Тадаши Судзуки4 [9] - передача опыта. Но часто педагоги дают традиционный, годами опробованный материал. С одной стороны, этому есть объяснение. наше кинообразование хранит колоссальные традиции, поэтому и режиссерская школа по-прежнему считается одной из сильнейших в мире. С другой стороны, тем самым отсекаются другие, более востребованные области режиссуры, а это неверно с точки зрения экономики медиа пространства. Подход к обучению будущих режиссеров нужно трансформировать и развивать, сохраняя то лучшее, что было наработано уже более чем за столетнюю историю профессии, и расширяя область применения режиссерских знаний.

Список литературы

1. Таиров А.Я. О театре. - Москва: Академический проект, 2017. - 501 с.

2. Брессон Р. Заметки о кинематографе / перевод с французского М. Одэль. - Москва: Rsebund Publishing, 2017. - 100 с.

3. Клиффорд Д. Иконы графического дизайна. - Москва: Эксмо, 2017. - 240 с.

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 668 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / 4-е изд. -Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 211 с.

6. Ульянова А.Б. Адольф Аппиа: театр пространства и света. - Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2011. - 272 с.

7. Лутфуллин Р.М. Когда ожил калькулятор: история компьютерных игр. - Санкт-Петербург: КомФест, 2019. - 204 с.

8. Ландо С.М. Фотокомпозиция для киношколы. - Москва: Политехника-сервис, 2009. - 320 с.

9. Suzuki T. The Way of Acting: The Theatre Writings of Tadashi Suzuki. / Tadashi Suzuki: [translated by J. Tomas Rimer]. - New York.: Theatre Communication Group, Inc., 1997. - 158 c.

References

1. Tairov A. About the theater. - Moskva: Academic project, 2017. - 501 p.

2. Bresson R. Notes sur le cinematograph. - Moskva: Resbund Publishing, 2017. - 100 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. CliffordD. Graphic design icon. - Moskva: Eksmo, 2017. - 240 p.

4. Berdyaev N. The meaning of creativity. - Moskva: AST: Astrel, 2011 - 668 p.

5. Kotler F. Marketing from A to Z. - Moskva: Alpina Publisher, 2018. - 211 p.

6. Ulyanova A. Adolph Appia: theater of space and light. - Sankt-Peterburg: SPbGATI, 2011. - 272 p.

7. Lutfullin R. When the calculator came to life: history of computer games. - Sankt-Peterburg: KomFest, 2019. - 204 p.

8. Lando S.M. Photocomposition from the film school. - Moskva: Polytechnic, 2009. - 320 p.

9. Suzuki T. The Way of Acting: The Theatre Writings of Tadashi Suzuki. / Tadashi Suzuki: [translated by J. Tomas Rimer]. - New York: Theatre Communication Group, Inc., 1997. - 158 c.

3 Рабочая программа учебной дисциплины «Режиссура игрового фильма». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПбГИКиТ». - Санкт-Петербург, 2021. - https://www.gukit.ru/oop/oop-files/7128/rpd

4 Тадаси Судзуки (р. 1939) - японский театральный режиссер, писатель, философ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.