Научная статья на тему 'Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России'

Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3150
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTISM / NATIONAL IDEA / STATE POLICY / THE MODERN RUSSIAN SOCIETY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мациевская Г.А.

Статья посвящена анализу динамики формирования основ государственной политики патриотического воспитания в современном российском обществе. Делается вывод, что за последние полтора десятилетия патриотическая идея прошла путь от «невостребованной» до «национальной», был реализован ряд Программ патриотического воспитания граждан, разработана и принята Стратегия развития воспитания на период до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the foundations of state policy of Patriotic education in modern Russian society. It is concluded that over the last decade and a half, the Patriotic idea went from "unclaimed" to "national", implemented the Program of Patriotic education of citizens, developed and adopted a Strategy for the development of education for the period up to 2025.

Текст научной работы на тему «Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России»

УДК 304.4

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ON THE BASIS OF STATE POLICY PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Г.А. Мациевская G.A. Matsievskaya

Краснодарский государственный институт культуры, Россия, 350072, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33

Krasnodar state Institute of Culture, 3, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar, 350072, Russia

E-mail: gallis.11@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу динамики формирования основ государственной политики патриотического воспитания в современном российском обществе. Делается вывод, что за последние полтора десятилетия патриотическая идея прошла путь от «невостребованной» до «национальной», был реализован ряд Программ патриотического воспитания граждан, разработана и принята Стратегия развития воспитания на период до 2025 года.

Resume. The article is devoted to the analysis of the foundations of state policy of Patriotic education in modern Russian society. It is concluded that over the last decade and a half, the Patriotic idea went from "unclaimed" to "national", implemented the Program of Patriotic education of citizens, developed and adopted a Strategy for the development of education for the period up to 2025.

Ключевые слова: патриотизм, государственная политика, национальная идея, современное российское общество, патриотическое воспитание.

Key words: patriotism, national idea, state policy, the modern Russian society, Patriotic education.

Осмысление проблем патриотизма, обусловленное произошедшей на рубеже веков сменой социокультурных идеалов, трансформацией политического и экономического базиса государства, продолжает оставаться актуальным и в наши дни. «Идеологический вакуум», образовавшийся с разрушением советской системы ценностей, стал основой для разжигания на постсоветском пространстве межэтнических и межконфессиональных конфликтов, всё чаще проявляющихся в открытых столкновениях и кровопролитиях. Расщепление и расслоение самосознания как на уровне отдельных личностей, так и на уровне целых этносов, в результате отказа от традиционных ценностей, стали основой, необходимым условием для манипулирования целыми народами и государствами. А активно навязываемые ценности либеральной идеологии капитализма, отрицающие «исторически сложившиеся способы понимания мира», создали благоприятную почву для взращивания «гражданина мира, не привязанного к отчему краю», чья родина «...там, где комфортно и уютно, где всё продаётся и всё покупается» [Денисов, 2015, с. 7]. В этих условиях «технологиям навязывания ложных ценностей по изменению сознания человека, превращению его в бездумного робота-потребителя чужого продукта, необходимо противопоставить адекватный уровень формирования патриотической культуры личности, достойной отечественных ценностей и победных традиций исторической России» [Денисов, 2015, с. 4].

В последние годы провозглашение патриотических ценностей стало неотъемлемой частью государственной политики, а необходимость воспитания гражданственности и патриотизма нашло своё отражение в ряде нормативно-правовых актов. Актуализация патриотической идеи в российском обществе также была обусловлена завершающей, самой активной стадией подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи. На телевидении, по центральным каналам, были запущены сразу несколько проектов («Имя Россия», «Семь чудес России» и др.), призванных активизировать патриотическое сознание через привлечение внимания общественности к культурным достижениям, национальным особенностям, боевым и спортивным победам. Политические лидеры государства всё чаще стали обращаться к вопросам государственной и национальной идентичности, необходимости служения Отечеству и защиты Родины. 3 февраля 2016 г., на встрече с Клубом лидеров, Президент России провозгласил патриотизм в качестве «национальной идеи» нашего государства. В этой связи, в научных кругах активизировались исследования, посвящённые различным аспектам проблемы патриотизма. Достаточно отметить, что только за последнее десятилетие было защищено не менее 74 диссертаций (как кандидатских, так и докторских) по 8 отраслям научного знания, в той или иной степени связанных с осмыслением патриотизма.

При этом остаётся до конца не раскрытой динамика формирования основ патриотического воспитания, а осмысление самого концепта патриотизм в общественном и научном сознании продолжает оставаться неоднозначным, а зачастую и противоречивым, флуктуирующим в пространстве от национализма (а иногда и нацизма) до толерантности (См.: [Устрялов, 2003; Вдовин, 2004; Денисов, 2015; Шапошникова, Романова, Романов, 2015 и др.) В этой связи, целью данной статьи является рассмотрение динамики формирования основ государственной политики патриотического воспитания в современной России.

Государственная политика современной России в отношении патриотизма претерпела серьёзные изменения с приходом к власти новой политической элиты во главе с В.В. Путиным. Последовательно, начиная с 2001 г., Правительство РФ издавало постановления об утверждении программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (далее Программа) на 2001 - 2005 гг., 2006 - 2010 гг., 2011 - 2015 гг. Изначально необходимость создания такой Программы была обусловлена утратой современным обществом «...традиционно российского патриотического сознания», что «существенно обострило национальный вопрос» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122]. Более того, как отмечалось в первой Программе, «патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм... В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122]. В условиях перманентного всеобъемлющего кризиса 1990-х гг., всё более парализующего государство, такой осторожный диагноз звучал как приговор целостности и жизнеспособности модернизируемого российского общества.

В Программе особый акцент делался на то, что именно патриотизм должен решить проблему консолидации общества и укрепления государства. Заявленной целью первой Программы стало «...развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122]. Помимо задач личностного плана, определяющих необходимость воспитания «личности гражданина -патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122], ставились и задачи организационно-методического характера: «создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания», а также «формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122].

Одним из основных результатов деятельности по реализации данной Программы стало принятие в 2003 г. «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (далее Концепция), которая была одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В Концепции определялось, что «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [Концепция патриотического воспитания...]. Определены были также уровни проявления патриотизма в социуме: «На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся ... в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству» [Концепция патриотического воспитания...]. Подчёркивалась также важность нравственной составляющей патриотических качеств личности, которая должна была выражаться в гражданской активности и деятельном «самоотверженном служении» Отечеству. На уровне развития социума патриотизм определялся как «цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности» [Концепция патриотического воспитания...].

Интересно, что разработка и реализация Программы патриотического воспитания шло не на уровне Министерства образования и науки, что было бы вполне логично, а на уровне ведомств, связанных, прежде всего с вооружёнными силами страны. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в реализации Программы возлагалась на Правительственную комиссию по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Данная Правительственная комиссия принимала и Концепцию патриотического воспитания [Концепция патриотического воспитания...].

Противоречие государственной политики состояло также в том, что реализация Программы (2001 - 2005 гг.) происходило на фоне действия закона «Об образовании» от 1992 г. [Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1], который предусматривал деидеологизацию образования, а также отказ от необходимости организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. В данном законе понятия «патриотизм», «патриот» отсутствовали полностью, а понятие «воспитание» упоминалось очень редко и в абсолютно ином контексте. Необходимо также отметить, что идея деидеоло-гизации не только образования, но и всей общественной жизни была закреплена в Конституции РФ 1993 г.: (ст. 13, п. 2) «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [Конституция Российской Федерации...], что ещё более усиливало неоднозначность и противоречивость в понимание востребованности воспитания патриотизма в стране.

Вторая Программа (2006 - 2010 гг.) в своём содержании уже опиралась на понятия и определения, выработанные Концепцией. В ней говорилось, что основная цель первой Программы по созданию системы патриотического воспитания реализована: сформированы федеральные структуры, созданы региональные межведомственные советы, координирующие деятельность субъектов и объектов патриотического воспитания. Вместе с тем отмечалось, что «для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не всё... Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества» [Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422].

В отличие от первой Программы, где в качестве приоритетных были обозначены проблемы, связанные с консолидацией общества, поддержанием социальной и экономической стабильности, основной целью второй Программы стало совершенствование системы патриотического воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей» [Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422].

Для достижения этой цели, как заявлялось в Программе, необходимо было решить следующие задачи: «продолжить создание системы патриотического воспитания; продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан» [Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422]. В целях совершенствования организационно-методической работы и выработки научно-экспериментальных критериев патриотического воспитания, в 2006 г. Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ (Росвоенцентр) была подготовлена работа «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки...], ставшая итоговым совместным трудом представителей Министерства образования и науки, Министерства обороны, Министерства культуры, МВД, ФСБ, научных и общественных организаций страны, которые вошли в состав межведомственной рабочей группы.

Третья программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 г. Во введении к ней говорилось, что «в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан» [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795]. Основной целью Программы провозглашалось дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для достижения этой цели необходимо было решать следующие задачи: повышать роль государственных и общественных структур в формировании у граждан государства высокого патриотического сознания; совершенствовать нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания; формировать позитивное отношение общества к военной службе и положительную мотивацию у молодых людей в отношении прохождения военной службы; внедрять в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современные формы, методы и средства, повышать их профессионализм; развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795].

Отличительной особенностью последней Программы являлось также то, что в ней уделялось внимание одному из самобытных феноменов общественно-политической жизни современной России - казачеству [Мациевский, 2012]. В частности, в плане работ по реализации Программы были оговорены: Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» в 2011 г.; Всероссийский фестиваль народного творчества «Казачье подворье» в 2012 г.; Межрегиональный сбор воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ для обмена опытом работы по воспитанию патриотизма и готовности молодежи к воинской службе в 2012 г. и Всероссийский казачий конноспортивный фестиваль в 2013 г. [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795].

На годы реализации третьей Программы приходится мощная активизация обсуждения вопросов патриотизма и гражданственности в обществе, что во многом было актуализировано происходящими в стране процессами. В 2012 г. кандидат в Президенты РФ В.В. Путин опубликовал в центральных СМИ несколько свих программных статей, вызвавших широкий общественный резонанс: «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» (Известия, 16.01.2012); «Россия: национальный вопрос» (Независимая газета, 23.01.2012); «О наших экономических задачах» (Ведомости, 30.01.2012); «Демократия и качество государства» (Коммерсантъ, 06.02.2012); «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (Комсомольская правда, 13.02.2012); «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» (Российская газета, 20.02.2012); «Россия и меняющийся мир» (Московские новости, 27.02.2012). Кроме того, 2012-2013 гг. стали временем подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 г. в Сочи, временем подготовки не только спортсменов к Олимпиаде, но и всего российского общества. В эти годы патриотизм заявляется в качестве основы «стратегии национальной политики» [Путин, 2012] и начинает активно оформляться в качестве актуальной «национальной идеи», политической идеологии.

В это же время разрабатывается и активно обсуждается в обществе новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г. В Законе «образование» определялось как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, ... осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [Федеральный закон от 29 декабря 2012

г. № 273-ФЗ]. Таким образом, «воспитание», наряду с обучением, вновь становилось частью целостного образовательного процесса и возвращалось в социокультурный дискурс общественной жизни на правовом уровне. Также в п. 3 Закона появилось понятие «патриотизм», которое упоминалось среди «основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ]. В нём в качестве одного из основных принципов был обозначен «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природоиспользования» [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ]. Как видно из текста, патриотизм и гражданственность здесь расположены после здоровья, прав и свобод личности и трудолюбия, что, скорее всего, предполагает формируемую иерархию ценностных императивов в образовании в контексте приоритета частного над общим, личного над общественным и государственным. В последней редакции Закона от 30 декабря 2015 г. никаких существенных поправок по данному вопросу не было.

Так или иначе, нормативно-правовая деятельность государственных структур в направлении определения и развития основ патриотического воспитания дала толчок для развития общественной, социально-философской, научной и политико-правовой мысли по проблемам, связанным с феноменом патриотизма.

В частности, в осмыслении значения патриотического воспитания стали принимать участие традиционные конфессии Российской Федерации. На сайте Синодального Комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством размещена «Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах», одобренная 28 апреля 2011 года на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, в которой говорится: «Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учётом условий современной жизни» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития...]. Формирование же патриотизма в Концепции является одной из основных задач в сфере духовно-нравственного воспитания, а сам патриотизм заявлен в качестве «базовой казачьей ценности» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития...].

Обращаясь к содержанию Программ по патриотическому воспитанию, нельзя не обратить внимание на постепенное смещение внимания с развития нравственной составляющей личности (что предполагает формирование именно качеств личности) на критерии отслеживания результатов воспитания путём учёта только количественных показателей. Если реализация второй Программы (на 2006 - 2010 годы) обеспечивалась такой достаточно серьёзной работой, как «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки...], а в самой Программе был прописан раздел «Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы...», в котором были определены как качественные (нравственно-духовные) параметры (например, упрочение единства и дружбы народов), так и количественные (количество «действующих патриотических объединений», «подготовленных организаторов и специалистов», проведённых мероприятий) [Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422] и т.д., то в третьей Программе (2011 - 2015 годы) в перечень «обобщенных оценочных показателей реализации» не вошла фиксация каких-либо качественных оценочных показателей, а вошли только количественные (доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан и др.) [Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795]. Данное смещение внимания может свидетельствовать о том, что государственные структуры либо не заинтересованы в их мониторинге, либо не считают данные показатели важными в вопросе оценивания качества патриотического воспитания. Кроме того, необходимо признать, что оценить результаты качества воспитания, духовно-нравственных его характеристик сегодня достаточно сложно, только жизненный путь человека, его поступки и деяния могут свидетельствовать о его нравственности и патриотичности.

В 2016 г. линия Программ патриотического воспитания граждан пролонгирована не была. Но 29 мая 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия развития воспитания до 2025 года», согласно которой «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, .готовой к мирному созиданию и защите Родины» [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р]. В данном документе было определено содержание таких понятий как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание. При этом патриотическое воспитание рассматривалось в контексте аксиологического пространства общероссийской идентичности.

Таким образом, можно говорить о том, что становление и развитие основ патриотического воспитания в современной России с начала XXI в. имело положительную динамику. Приход к власти после «лихих девяностых» новой политической элиты во главе с В.В. Путиным вновь актуализировал для страны проблему патриотизма. Начиная с 2001 г. последовательно было принято три пятилетних Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в 2003 г. выработана Концепция

патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а в 2015 г. утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. При этом необходимо отметить, что реализация данных программных документов в определённой степени входила в конфликт с политикой по деидеологизации и депатризации общественного сознания, провозглашённой в начале 1990-х гг.

Радикальный поворот в политике властей, ориентированный на преодоление данного конфликта, можно связывать с 2012-2013 гг., когда в обществе активно обсуждался проект нового Закона «Об образовании», шла подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи, а кандидат в Президенты РФ В.В. Путин опубликовал в СМИ несколько программных статей, определяющих основные смыслы и приоритеты государственной политики.

К настоящему времени руководством государства патриотизм заявлен в качестве политической идеи, «национальной идеи», основы «стратегии национальной политики» современной России.

Список литературы References

1. Денисов Н.Г. Патриотическая культура эпохи перемен: монографический сборник. Краснодар, 2015. 387 с.

Denisov N.G. Patrioticheskaya kultura epohi peremen: monograficheskii sbornik. Krasnodar, 2015. 387 s.

2. Шапошникова Т.Л., Романова М.Л., Романов Д.А. Взаимосвязь становления патриотизма и толерантности / / Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2015. № 4. С. 26-35.

Shaposhnikova T. L., Romanova M. L., Romanov D. A. the Relationship of the formation of patriotism and tolerance / / Proceedings of the Volgograd state pedagogical University. Pedagogical science. 2015. No. 4. pp. 26-35.

3. Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. 656 с.

Ustryalov N.V. Nacional-bolshevizm. Moskva: Eksmo, 2003. 656 s.

4. Вдовин А.И. Русские в XX веке. М.: Олма-пресс, 2004. 448 с.

Vdovin A.I. Russkie v XX veke. Moskva: Olma-press, 2004. 448 s.

5. Мациевский Г.О. Казачество современной России: история политической жизни. Старый Оскол, 2012. 402 с.

Macievskii G.O. Kazachestvo sovremennoi Rossii: istoriya politicheskoi jizni. Starii Oskol, 2012. 402 s.

6. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"».

Postanovlenie Pravitelstva RF ot 16 fevralya 2001 g. № 122 «O gosu_darstvennoi programme "Patriotich-eskoe vospitanie grajdan Rossiiskoi Federacii na 2001-2005 godi"».

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)) [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/6148105/

Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grajdan Rossiiskoi Federacii _odobrena na zasedanii Pravitelstvennoi komissii po socialnim voprosam voennoslujaschih_ grajdan_ uvolennih s voennoi slujbi_ i chlenov ih semei _protokol № 2(12)-P4 ot 21 maya 2003 g.)). URL : http: //base.garant.ru/6148105/

8. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании».

Zakon RF ot 10 iyulya 1992 g. № 3266_I «Ob obrazovanii».

9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL : http://www.constitution.ru/

Konstituciya Rossiiskoi Federacii. URL : http://www.constitution.ru/

10. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"».

Postanovlenie Pravitelstva RF ot 11 iyulya 2005 g. № 422 «O Gosudar_stvennoi programme "Patriotich-eskoe vospitanie grajdan Rossiiskoi Federacii na 2006 - 2010 godi"».

11. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Сост. В.И. Лутовинов. М.: Армпресс, 2006. 69 с.

Kriterii i osnovi metodiki ocenki rezultatov raboti po patrioticheskomu vospitaniyu / Sost. V.I. Lutovinov. Moskva: Armpress, 2006. 69 s.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Federalnii zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii».

13. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"».

Postanovlenie Pravitelstva RF ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795 «O Gosu_darstvennoi programme "Patriotich-eskoe vospitanie grajdan Rossiiskoi Federacii na 2011 - 2015 godi"».

14. Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах [Электронный ресурс]. URL : http://www.skvk.org/wp-content/uploads/2013/04/concepcia.pdf

Koncepciya tradicionnogo duhovno_nravstvennogo razvitiya i socializacii obuchayuschihsya v kadetskih kazachih korpusah. URL : http://www.skvk.org/wp-content/uploads/2013/04/concepcia.pdf

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Rasporyajenie Pravitelstva Rossiiskoi Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996_r «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda».

16. Путин В.В. Россия: национальный вопрос / / Независимая газета. 23 января 2012 г.

Putin V.V. Russia: the national question / / Nezavisimaya Gazeta. January 23, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.