Научная статья на тему 'Об ошибках в отношении зрительной интерпретации оружия и защитных доспехов западноевропейских воинов эпохи раннего феодализма'

Об ошибках в отношении зрительной интерпретации оружия и защитных доспехов западноевропейских воинов эпохи раннего феодализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об ошибках в отношении зрительной интерпретации оружия и защитных доспехов западноевропейских воинов эпохи раннего феодализма»

Графическое искусство

Об ошибках

в отношении зрительной интерпретации оружия и защитных доспехов

западноевропейских воинов эпохи раннего феодализма

Д.С. Сафонов,

студент группы ДГ 5-1

Во многих книгах используется образ средневековых воинов, которые совершают добрые дела и спасают попавших в беду товарищей, а художникам часто приходится делать иллюстрации к подобным произведениям. В связи с тем, что немногие из них хорошо разбираются в данной теме, мы часто видим на страницах книг совершенно невероятные изображения, которые противоречат и средневековым реалиям и просто чистой логике развития вооружения и человеческих поступков.

В своем докладе я хочу опровергнуть несколько из самых привычных зрителям и художникам мифов и стереотипов образов, встречающихся на страницах книг.

Миф о блистающем рыцаре

Дело в том, что классические доспехи, к которым привыкли по книгам и фильмам, появились лишь к середине XV века, а это уже закат средневековой конницы и начало века огнестрельного оружия. Образ же стоящих в замках около стен «доспехов предков» пришел к нам вообще из XVI—XVII веков, когда предприниматели стали покупать себе титулы вместе с этими доспехами оптом и со скидками, чтоб хватало до короля Артура.

Более реальным было бы изображать рыцарей в несколько других доспехах - кожаных с нашитыми на них металлическими элементами.

Первыми в средневековье появились доспехи, склеенные из нескольких слоев воловьей кожи, вываренной в масле (носились норманнами и хазарами). Они носились до начала X века, когда их место прочно заняла кольчуга. Эти кожаные доспехи через некоторое время стали усиливаться металлическими накладками - это были пластины из мягкого железа толщиной около миллиметра.

В X веке появилась новая технология - металлурги научились волочить из железа проволоку. Оружейники стали нашивать кольца из этой проволоки на кожаные доспехи. Чуть позже арабы научились обходиться и без кожаной подкладки, а лишь переплетая кольца между собой.

Кольчуга с рукавами и капюшоном, а также кольчужными чулками, называлась хоубреком (от старонемецкого слова «НаЬЬегде»). Эти кольчуги давали только защиту от разрубания, но проткнуть ее могли без труда и копье, и стрела из лука того времени, а еще она оставляла ужасные синяки при ношении ее без прокладки. Для избавления от синяков воины стали обматывать свое тело несколькими слоями материи, а поверх одевать кольчугу. Позже место тряпок заняла стеганная специальная одежда именуемая гамбензоном. Так что престижный костюм XV века с курткой-дублетом с валиками на плечах и с узкими рукавами и штаны-чулки шоссы разных цветов - это совсем не непонятная дань моде средневековья, а всего лишь то, что было удобно носить под кольчугой.

Для решения проблем протыкаемости кольчатого доспеха сначала применялось ношение кожаных элементов поверх него, а потом, вместо этого, стали носить металлические пластины, или, вплетая их в кольчугу, или надевали поверх сплетенный из них доспех. Такой доспех назывался ламеллярным или по-русски бехтерец (от монгольского «бектер» - «панцырь» или «кольчуга»). Он использовался многими народами - татарами, литовцами, русскими и даже самураями.

Еще более хорошую защиту могли дать только цельные доспехи. Начиная с XIII века, некоторые богачи улучшали свои доспехи плечевыми и нагрудными накладками, а также набедренниками, наручами и поножами. Постепенно росло количество металлических накладок и к XV веку оно как раз и выросло в тот полный доспех, который так часто мы встречаем на иллюстрациях.

В те времена для предохранения доспехов от ржавчины использовалась смазка из жира и сажи, что давало черный цвет доспехам, который встречается у отрицательных героев произведений. Те же, кто полировал свой доспех до блеска, поступали максимально непрактично, ибо от частой полировки доспех истончался и давал куда меньшую защиту.

Геральдические элементы одеяний рыцарей появились тоже не случайно - лица у воинов закрыты шлемами и как тут понять, где свой, а где чужой? Вот и стали обозначать разные армии разными цветами специальной одежды, которую носили поверх лат, а потом (к XII веку) уже стала появляться и целая геральдическая система со своими смыслами и толкованиями знаков. Тем же целям служили и знамена, которые так часто упоминаются в описаниях битв. Только с их помощью можно было определить, где и какие войска находятся, и кто кого теснит.

Теперь разберемся с лошадьми - на спинах этих бедняг восседали их хозяева, облаченные в полный закрывающий доспех, особо заботливые хозяева покрывали доспехом и некоторые части лошадей плюс вес вооружения. С такой нагрузкой могли справиться только очень мощные тяжеловозы и только на небольших расстояниях. Рыцарское построение надвигалось зловеще и медленно, и лишь в последних метрах от цели они могли разогнаться до галопа.

Миф о викингах

Также много породили мифов о себе и викинги. Дело в том, что первыми мифотворцами о них были представители античной цивилизации - они, считая наивысшей точкой развития свое положение дел в государстве, причисляли всех прочих к варварам. Это наименование и вызвало к жизни представление, в том числе, о викингах как о неотесанных и неприемлящих никаких правил воинах.

На самом деле, викинги подчинялись довольно строгим правилам и законам, хотя, даже и не являлись одним народом. Ими управлял конунг, а в море они выходили под управлением ярлов (морских воевод).

Также несправедливо представление о том, что они плыли только убивать - скандинавы являлись в равной степени и торговцами, и воинами - решали как поступать в зависимости от того, что было выгоднее.

Еще у них были даже дуэли, называемые хольманг. Она проводилась до первой крови и заканчивалась выплатой выкупа проигравшим победившему.

Вообще миф о военной мощи викингов произошел лишь от небоеспособности современных им государств Европы. Проблема обороны в то время заключалась в том, что постоянная армия отсутствовала как вид.

В их времена викинги считались великими мореплавателями, но, если посмотреть на реальные маршруты их плаваний, то станет понятно, что все они прокладывались на небольшом относительно расстоянии от берега. Корабли викингов, которые, кстати, многие неправильно называют драккарами из-за неточности перевода (правильно дреки), и отличались от европейских тем, что они были плоскодонны-

ми. Это позволяло им входить в устья мелководных рек и ходить по ним без проблем, которыми сопровождались путешествия на морских судах по рекам европейцев того времени.

С дреками связана еще одна ошибка, которая часто встречается в иллюстрациях - на них часто изображены щиты, закрепленные на бортах судна в открытом море. Известно, что варяги так реально поступали, но поскольку это были реальные щиты воинов, их не рисковали вывешивать на борт из-за простейшей возможности потерять их в волнах.

Как ни парадоксально, но своей деятельностью викинги опровергают куда более поздний и распространенный миф - сведения о том, что Америку открыл Колумб. Исторически доказано, что еще примерно в 1000 году викинги основали поселение Винланд на территории Северной Америки.

Продолжение истории с Винландом показывает несостоятельность мифа о великих воинах - плохо вооруженные аборигены-индейцы смогли выгнать этих великих воинов из нового поселения и заставить их уйти из Америки и забыть ее до появления в тех краях Колумба.

Невозможно не упомянуть миф, который чаще всего находит отражение в иллюстрациях - миф о рогатых шлемах викингов. Есть версия, что он пошел от проповедей церкви, которая сильно страдала от набегов языческих воинов, а в своих проповедях сравнивала их с чертями, вследствие чего эти два образа слились и рога перекочевали от чертей на головы викингов. Он опровергается тем, что все еще не найден ни один такой шлем (подобные шлемам головные уборы носят явно декоративный характер подобно коронам или ритуальным головным уборам жрецов) и просто здравой логикой - в случае, когда рога закреплены на шлеме, это только уменьшает срок жизни его владельца. За рог очень легко зацепиться в бою при любом ударе любым оружием, а это, в свою очередь, путем нехитрых физических законов приводит к перелому шейных позвонков у того, на голове кого данное образование находилось.

Библиографический список

1. ППорьяз А.В. Мировая культура. Средневековье / А.В. По-рьяз. - М. : Олма-пресс, 2001.

2. ННиколайВолковский. Детская военная энциклопедия : удар и защита / Н. Волковский. - СПб. : Полигон; - М. : Олма-пресс, 2001.

3. Энциклопедия для детей. Всемирная история / глав. ред. М.Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 2000.

4. Сайт Википедия: http://ru.wikipedia.org/

Приложение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.