3-я категория (Красная книга... 2014). Единственный раз самец среднего пёстрого дятла был встречен 22 ноября 2020 в Ботаническом саду Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.
Литератур а
Белик В.П. 2021. Птицы Южной России. Том 1: Неворобьиные - Non-Passerines. Ростов-
на-Дону; Таганрог: 1-812. Забашта А.В. 2018. Расселение зелёного дятла Picus viridis в Западном Предкавказье //
Рус. орнитол. журн. 27 (1595): 1723-1729. EDN: YSVTIP Забашта А.В. 2020. Материалы по осеннему пролёту степной пустельги Falco naumanni в
низовьях Дона // Рус. орнитол. журн. 29 (1902): 1327-1330. EDN: YIULRJ Забашта А.В., Забашта М.В. 2018. Материалы о птицах рек Темерник и Кизитеринка в пределах Ростова-на-Дону // Рус. орнитол. журн. 27 (1707): 6009-6050. EDN: YPVJPN Красная книга Российской Федерации (животные). 2021. М.: 1-1128. Красная книга Ростовской области: животные. 2014. Ростов-на-Дону: 1- 280.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2207: 3119-3123
Об орнитофауне Предкавказья
И.Б.Волчанецкий
Второе издание. Первая публикация в 1954*
Материал доклада является предварительным сообщением о результатах работ кафедры зоологии позвоночных Харьковского государственного университета по изучению закономерностей формирования фауны культурного ландшафта под влиянием облесения, обводнения и орошения, произведённых летом 1954 года.
Широта изучаемого явления, развернувшегося в масштабе двух ландшафтных зон — степи и лесостепи — требует обширного сравнительного материала, выходящего за пределы Украины. В этом отношении исключительный интерес представляет фауна Предкавказья, особенно Вос -точного, с его переходами от лесостепи на Ставропольском поднятии к степям, полупустыне и песчаной пустыне прикаспийской низменности и соседством богатой кавказской фауны. А между тем в изучении фауны Предкавказья существуют большие пробелы.
Комплексная экспедиция Харьковского университета в составе зоологов, энтомологов и ботаников — научных сотрудников и студентов-практикантов работала с 17 мая по 30 июня 1954 и прошла на автомашине по маршруту: Харьков — Ростов — Ставрополь — Темнолесская — Ставрополь — Круглолесское — Будённовск — Влади-мировка — Ачикулак — Червлёные — Буруны — Терекли — Мектеб — Арсланбек — Киз-
* Волчанецкий И.Б. 1954. Об орнитофауне Предкавказья // 3-я экол. конф.: тез. докл. Киев, 4: 81-87.
Рус. орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2207 3119
ляр - Старогладковская - Кизляр - Алексадаринская - Крайновка - Чёрный Рынок — Бажиган - Бакрес — Кумские пески - Зимняя ставка - Кочубей - Красный Камышаник - Черноземельск - Арзгир - Благодарное - Сальск - Ростов - Харьков. От каждого пункта по маршруту между Ставрополем и Черноземельском делались экскурсии в стороны. Основной задачей зоологических исследований являлось изучение распространения древесно-кустарниковой орнитофауны в естественных и искусственных насаждениях в условиях засушливых степей и полупустынь Восточного Предкавказья.
Нами были обследованы древесно-кустарниковые насаждения следующих типов: водораздельные и нагорные леса зоны лесостепи на Ставропольской возвышенности, байрачные леса в зоне злаково-разно-травной степи у села Круглолесское, леса в долине реки Кумы у Влади-мировки, в долине реки Терек у Старогладковской, кустарниковые насаждения и можжевеловые лески в Терско-Кумских песках и на берегу Каспийского моря у села Крайновка. Не имея возможности останавливаться на каждом из перечисленных участков, дадим только обобщённую характеристику их орнитофауны.
В древне-кустарниковых насаждениях по нашим и литературным данным отмечено 98 видов летней орнитофауны.
Наиболее обыкновенны во всех или почти во всех участках: горлинка, кукушка, серая ворона, сорока, скворец, иволга, щегол, черноголовая овсянка, большая синица, лазоревка, жулан, черноголовая славка, серая славка, чёрный дрозд, западный соловей. Встречаются менее регулярно: серая куропатка, вяхирь, серая цапля, кобчик, чеглок, обыкновенная пустельга, чёрный коршун, орёл-карлик, малый подорлик, канюк, сизоворонка, удод, грач, галка, сойка, дубонос, зяблик, домовый и полевой воробьи, овсянки обыкновенная и садовая, просянка, лесной конёк, серая мухоловка, пеночки теньковка и весничка (позднепролётная?), болотная камышевка, славки ястребиная и садовая, певчий дрозд и черноголовый чекан. Изредка попадались: балобан, перепелятник, орлан-белохвост, сплюшка, ушастая сова, серая неясыть, чёрный стриж, большой пёстрый дятел, ворон, зеленушка, коноплянка, лесной жаворонок, малая мухоловка, луговой чекан, садовая горихвостка, крапивник.
На востоке только до реки Кумы были обнаружены: осоед, лесной конёк, славка-завирушка.
За рекой Кумой встречались: фазан, средний пёстрый дятел, поползень (в терских лесах) и белоусая славка (в кустарниках).
Впервые найдена в Терско-Кумских песках большая бормотушка.
Под вопросом нахождение: кваквы (терские леса), тювика (кумские леса), могильника (под Ачикулаком), восточного соловья (отличён только по пению).
Встречается порядочно хищников - и по составу и по численности: обычен малый подорлик, орёл-карлик, не говоря уже о коршуне. Много хищников и в степи.
Очень мало дятлов в ставропольских лесах. В терских лесах они -большой и средний пёстрые - довольно обыкновенны.
Много вороновых: ворон, правда, встретился нам только раз у Вла-димировки, но прочие повсюду обыкновенны, особенно грачи, которые селятся огромными колониями в пескоукрепительных насаждениях на белых акациях в Терско-Кумских песках.
Не найдены из числа возможных: чёрный аист, скопа и ремез.
Не оказались в лесах на гнездовье: колпицы, каравайки, цапель: большой и малой белых, жёлтой, - встречающихся нам на озёрах, зме-ятника, попадавшегося только в степях.
Различия в видовом составе птиц ставропольских водораздельных -байрачных лесов и терских долинных лесов незначительны. В терских лесах встречаются фазан, клинтух, орлан-белохвост, филин, серая неясыть, средний пёстрый дятел, черногрудый воробей, поползень, опо-ловник, крапивник. Из них только ареалы фазана и черногрудого воробья не доходят до Ставрополья. Остальные виды, вероятно, есть и на Ставрополье. По общему же числу видов ставропольские леса даже богаче терских. В них насчитывается до 70 видов против 60 в терских. Различий в подвидовом составе я пока не касаюсь.
Об орнитофауне полезащитных полос подробно говорится в докладе А.С.Будниченко. По нашим наблюдениям, она моложе орнитофауны старых полос на Украине и лишена некоторых хищников и дуплогнезд-ников, но в остальных отношениях ничем существенным не отличается. По соседству со старыми лесами в полосах и здесь попадаются некоторые лесные виды, что позволяет рассчитывать на пополнение населения полос по мере их подрастания. Плотность населения птиц в Александровских полосах, по данным А.В.Михеева (1953), соответствует лучшим показателям для полос на Украине.
Пескоукрепительные насаждения в Терско-Кумских песках: Ачику-лакская, Солёноозёрные и Консульская дачи, - представляют собой порядочные массивы белой акации с примесью тополей, ясеня, клёна ясе-нелистного. Здесь очень мало кустарников - подлеска нет. Орнитофауна здесь довольно однообразна, но обильна. Особенно много грачей. Кроме того, здесь гнездятся: горлинка, чеглок, кобчик, обыкновенная пустельга, степная пустельга, изредка - орёл-карлик, канюк, кукушка, сизоворонка, удод, серая ворона, сорока, скворец, иволга, домовый и полевой воробьи, чернолобый сорокопут и жулан. Все эти птицы - кронники, кроме жулана. Благодаря отсутствию подлеска, насаждать который не позволяет недостаток влаги, тут нет славок и других важнейших истребителей насекомых. Насаждения могут оказаться в тяжёлом положении при размножении вредителей древесно-кустарниковых пород.
Пескоукрепительные насаждения, как и другие подобные насаждения в пустыне, например, эльтонские полосы, видимо, особенно охотно
заселяются птицами, особенно лесополевыми (полулесными), кормящимися в поле.
Из открытых биотопов по маршруту экспедиции встречались: разнотравные степи лесостепной зоны (Ставрополь, Темнолесская), разнотравно-злаковые чернозёмные степи (Круглолесская), полупустыня — комплексные типчаково-ковыльно-полынные степи (дельта Терека, Ба-жиган, Черноземельск). Здесь отмечено всего 89 видов птиц, из которых 41 вид можно отнести к числу гнездящихся — вероятных на гнездованья в этих биотопах, и 46 — к числу посетителей, гнездящихся на деревьях или на водоёмах.
Наиболее часто встречались повсюду из гнездящихся: перепел, кукушка, удод, хохлатый жаворонок, полевой жаворонок, степной жаворонок, полевой конёк, каменка-плясунья и из посетителей: чёрный коршун, сизоворонка, золотистая щурка, серая ворона, грач, сорока, реже галка, обыкновенный скворец, деревенская ласточка.
Обычны в подходящих биотопах: авдотка, полевой лунь, степной орёл, черноголовая овсянка, жаворонки малый и серый, чернолобый сорокопут, жулан, чеканы луговой и черноголовый. Из посетителей — горлинка и обыкновенная пустельга.
Только в западной части — в разнотравных и разнотравно-злаковых степях встречались: коростель, болотная сова, чечевица, коноплянка, просянка, садовая овсянка, болотная камышевка, каменки обыкновенная и плешанка, варакушка. Из посетителей — перепелятник, малый подорлик, лесной конёк. Только в восточной части обнаружены красавка, луговая тиркушка, курганник, большая бормотушка.
Как и в лесах, в степях, по сравнению с Украиной, повсюду встречается довольно много хищников: луни — полевой, степной и луговой, степной орёл, курганник. Из не гнездящихся в степи — балобан, чеглок, кобчик, обыкновенная пустельга, чёрный коршун, иногда — стервятник и чёрный гриф, малый подорлик, канюк, змеятник и осоед.
Впервые найдены: каспийский зуёк (под Бажиганом и Чёрным Рынком) и большая бормотушка (в Терско-Кумских песках и дельте Терека).
Водоёмы нами обследованы гораздо меньше, чем насаждения. Это — тростниковые озёра и разливы в дельте Терека у Александрийской, болота в устье Терека и по берегам Каспийского моря к Крайновке, разливы Восточного Маныча у Черноземельска и по нижнему течению реки Кумы. Всего отмечено 49 видов птиц. Больше всего их было в дельте Терека. Встречены на всех или почти на всех водоёмах: лысуха, чибис, большой улит, травник, перевозчик, большой кроншнеп, ходулочник, озёрная чайка, крачки белокрылая и малая, чомга, черношейная поганка, пеганка, огарь, чирок-трескунок, кряква, красноносый нырок, крас-ноголовый нырок, болотный лунь, дроздовидная камышевка, иногда — соловьиная широкохвостка и тростниковая камышевка. В дельте Тере-
ка, кроме того, встречаются обыкновенно: хохотунья, речная крачка, се-рощёкая поганка, чирок-свистунок, кудрявый пеликан, колпица, кара-вайка, серая, рыжая, жёлтая, большая и малая белые цапли, серая ворона, камышовая овсянка, белая и черноголовая трясогузки, усатая синица. Изредка встречался белоглазый нырок. На озёрах у Александрийской держится лебедь-шипун. На солёных озёрах и грязях гнездится морской зуёк.
При сравнении орнитофауны обследованной нами части Предкавказья с орнитофауной Восточной Украины обращает на себя внимание следующее. В подавляющем большинстве состав орнитофауны Восточного Предкавказья повторяет таковой Восточной Украины, однако в несколько обеднённом виде.
Из числа птиц предкавказской фауны на Украине не встречаются только: фазан, каспийский зуёк, черногрудый воробей, большая бормо-тушка, белоусая славка и черноголовый чекан. Зато в Предкавказье нет целого ряда видов, встречающихся на Украине в степной, лесостепной и хотя бы в лесной зоне. Из них - бекас, седой дятел и рябинник - виды, не идущие в своём распространении на юг дальше Северского Донца и Дона. Остальные встречаются в Западной Европе, на Украине и на Кавказе или в Закавказье. Это: серый журавль, вальдшнеп, белый аист, тетеревятник, большой подорлик, белоспинный дятел, малый пёстрый дятел, вертишейка, чиж, снегирь, пищуха, мухоловка-белошейка, зелёная пересмешка и трещотка.
Такие «обходы» отражают историю формирования фауны Предкавказья, пространства которого только в четвертичном периоде окончательно стали сушей после пересыхания Понто-Каспийского морского рукава. Часть таких, обходящих Предкавказье видов птиц, в некоторых его районах всё-таки встречаются. Например, малый подорлик, канюк, сойка, тростниковая камышевка, крапивник. Некоторые из них - сойка, канюк - представлены кавказскими подвидами и распространились в Предкавказье со стороны Кавказа. Другие, очевидно, представлены европейскими подвидами и пришли сюда с севера.
Исторический процесс формирования орнитофауны Предкавказья нельзя считать законченным, и в кавказской орнитофауне можно видеть ещё немалый запас для дальнейшего заселения Предкавказья. Облесение и орошение степной зоны должно способствовать не только усилению этого естественного процесса, но и облегчить заселение Предкавказья древесно-кустарниковыми видами с севера, которое до настоящего времени было сильно затруднено сокращением лесов в лесостепной и степной зонах.