Научная статья на тему 'Об организации работы научного общества обучающихся и студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования'

Об организации работы научного общества обучающихся и студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАВЫКИ / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / SCIENTIFIC COMMUNITY OF STUDENTS / RESEARCH / SKILLS / AN EXEMPLARY PROGRAM / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкова Г.Г., Дубровина О.С.

The article describes the aims and objectives of the scientific community of learners (SSL) and students in an educational institution, is an exemplary organizational structure of the scientific community as a public organization, offers an exemplary program of theoretical studies in the SSL. The activity of SSL is considered as a necessary condition for solving the problems of the trainees practical skills of mental labor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC SOCIETY OF LEARNERS AND STUDENTS IN INSTITUTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION

The article describes the aims and objectives of the scientific community of learners (SSL) and students in an educational institution, is an exemplary organizational structure of the scientific community as a public organization, offers an exemplary program of theoretical studies in the SSL. The activity of SSL is considered as a necessary condition for solving the problems of the trainees practical skills of mental labor.

Текст научной работы на тему «Об организации работы научного общества обучающихся и студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования»

13. Ивин, А. А. Аксиология [Текст] / А. А. Ивин. — М. : Высшая школа, 2006. — 309 с.

14. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) [Текст] / Б. С. Братусь. — М. : Знание, 1985. — 64 с.

15. Вершинина, Л. В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ) [Текст] / Л. В. Вершинина. — М. : МПСИ, 2005. — 180 с.

16. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант. — СПб. : Наука, 1995. — 528 с.

17. Гусейнов, А. А. Этика [Текст] / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 1998. — 472 с.

18. Мишаткина, Т. В. Структурно-функциональный анализ морали [Текст] / Т. В. Мишатки-на // Этика : учебное пособие. — Минск : Новое знание, 2002. — С. 100-128.

УДК 377 Г. Г. Серкова, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск О. С. Дубровина, зав. лабораторией проблем профессионального воспитания Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются цели и задачи научного общества учащихся (НОУ) и студентов в образовательном учреждении, приводится примерная организационная структура научного общества как общественной организации, предлагается примерная программа теоретических занятий в НОУ. Деятельность НОУ рассматривается как необходимое условие решения задач развития у обучаемых практических навыков умственного труда.

Ключевые слова: научное общество учащихся, научное исследование, навыки, примерная программа, организационная структура.

В период экономических реформ и внедрения новых технологий выпускники учреждений профессионального образования должны обладать глубокими и прочными знаниями по выбранной профессии, умением совершенствовать полученные знания, владеть навыками аналитической деятельности и исследовательской работы.

Учебный труд обучающихся и студентов — сложный, познавательный процесс. Он связан с развитием умений конспектировать, работать с литературой, участвовать в научных исследованиях, а также с интеллектуальным, эмоциональным и волевым проявлениями личности.

Обучающиеся, прошедшие школу научного исследования, ознакомленные с методикой его проведения, значительно производительнее тратят свое время и имеют более высокий уровень качества обучения, быстрее осваиваются на производстве, не теряют желания продолжать обучение дальше, формируются как специалис-

ты, умеющие проникать в сущность явлений, анализировать, обобщать, делать выводы.

Научное общество дает учащимся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Создание в учреждении профессионального образования системы работы научных обществ (НОУ), обществ научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является необходимым условием решения задач, направленных на формирование и развитие у обучаемых практических навыков умственного труда. Естественно, молодой исследователь должен быть знаком с основными методами, принципами исследования, уметь применять их в своей работе. Грамотная

организация умственного труда — залог быстрого, результативного итога научной деятельности. Реализация программы работы научного общества предполагает формирование у обучаемых специальных знаний (знаний основных принципов научной организации умственного труда), умений (умений пользоваться энциклопедиями, справочниками; систематизировать материал, правильно его обрабатывать; оптимизировать процесс учения, т. е. при наименьших затратах времени достигать наилучших результатов), практических навыков (навыков овладения рациональными приемами и методами умственного труда; самостоятельной работы при отборе литературных источников и проведении их анализа; опытно-экспериментального исследования; оформления результатов исследования; публичного выступления и т. д.).

Процесс формирования у обучаемых навыков исследовательской деятельности включает несколько этапов: мотивационный, организационный, рефлексивный, исполнительский, контрольный.

Целями НОУ являются:

- выявление и поддержка обучающихся (студентов), склонных к занятиям исследовательской деятельностью;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей обучаемых [1].

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:

1) активно содействовать всестороннему развитию обучаемых, выработке у них активной жизненной позиции делового человека и творческого отношения к труду;

2) формировать у обучающихся интерес к изучению основ общеобразовательных дисциплин, к научно-исследовательской и рационализаторской, эвристической работе;

3) обучать методам и приемам доступных им научных исследований;

4) содействовать выработке навыков и умений обращения с приборами, оборудованием, обучать методике постановки эксперимента (реального, мысленного), работы с научной, специальной литературой;

5) содействовать гражданскому и патриотическому становлению обучающихся через знакомство с достижениями российской и мировой науки;

6) учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, овладевать навыками в науке и практике, обращаться с оборудованием [2].

Необходимо отметить, что НОУ в учреждении профессионального образования может иметь какое-либо название: «Молодой исследователь», «Эрудит», «Поиск» и т. д. Деятельность любого научного общества определяется Положением о научном обществе учащихся, которое является основным нормативным документом для данной формы общественной организации.

Примерная организационная структура НОУ может быть следующей. Возглавляет НОУ президент, избираемый на ежегодной конференции из числа обучающихся. На той же конференции формируется Совет общества, куда входят представители предметных секций, выдвинутые из числа учащихся, руководители методических комиссий, научные консультанты. Совет НОУ планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Принимаемые Советом решения являются обязательными для всех членов НОУ. Для руководства текущей работой Совет собирается один раз в месяц [3]. Деятельностью каждой предметной секции руководит преподаватель или мастер производственного обучения первой или высшей квалификационной категории.

Обязательно разрабатывается программа обучения навыкам исследовательской деятельности, включающая теоретические и практические занятия. В соответствии с представленными выше задачами Программа теоретического обучения может включать следующие мероприятия.

Раздел I. Организация научного труда.

Тема 1.1. Физиолого-психологическая сущность умственного труда (внимание; память, виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, логическая, профессиональная; восприятие).

Тема 1.2. Научные основы организации учебного труда учащихся (современные проблемы НОУ; отбор, адаптация, профориентация учащихся; факторы умственного труда; причины, мешающие успешно учиться; повышение продуктивности и планирование учебного труда учащихся; режим дня; вопросы рационального питания; проблемы бытовых ядов; организация рабочего места).

Тема 1.3. Учебный труд в процессе занятий (особенности учебного труда; значение уроков; лекция; подготовка к занятиям; слушание и восприятие учебного материала; ведение записей, конспектов; этапы ведения конспектов, виды конспектов; правила ведения записей).

Тема 1.4. Работа с книгой (выбор книги; работа со словарями, энциклопедиями, справочниками; предметные указатели, ссылки; виды книжной продукции; составление плана прочи-

танного: предметный, логический, тематический, план-конспект; конспектирование текстов; приемы конспектирования; правила цитирования; правила рецензирования; памятки; картотеки и работа с ними; составление списка литературы; знакомство с библиографическими стандартами; источники в помощь научной работе).

Тема 1.5. Приемы и навыки исследовательской работы (папки, вырезки, карточки, картотеки, записи, методика работы с ними и систематизация материала; работа над темой и ключевыми словами темы; составление учащимся плана исследовательской работы).

Раздел II. Культура интеллектуального труда. Информационная культура.

Тема 2.1. Понятие «культура интеллектуального труда личности» (информация и культура; взаимодействие информкультуры и культуры интеллектуального труда, их компоненты; информатика и библиография; общая характеристика как совокупность знаний и умений, навыков, обеспечивающих индивидуальную информационную деятельность).

Тема 2.2. Виды интеллекта (понятие об интеллекте; виды интеллектов; интеллект как свойство создавать и понимать смысловую информацию; интеллектуальные субъекты: личность — общество, искусственный интеллект).

Тема 2.3. Информационное общество. Информатизация (Всемирный универсам знания и проблемы его построения; общественное знание, виды конкуренций; развитие идеи инфор-мобщества и различные его толкования в современной науке; технологические признаки информационного общества; информатизация и интеллектуализация в России; прогностические сценарии вхождения России в мировое информационное общество).

Тема 2.4. Умственный труд. Познавательные способности человека (понятие об интеллектуальном труде; специфика интеллектуального труда по отношению к другим видам человеческой деятельности; роль информации в интеллектуальном труде; познавательные возможности человека; внимание и возможности его тренировки; понимание и способы его тренировки; память, ее виды, типы и методы ее тренировки).

Тема 2.5. Библиография (основные понятия, проблемы и структура; документальные

Библиографический список

потоки; составление тезауруса основных понятий; основные отечественные и зарубежные центры библиографической информации; общая, специальная библиография; библиографические описания; методы отбора, библиографические характеристики, вид расположения литературы) [4].

Тема 2.6. Общие требования к научно-исследовательской работе (этапы организации научно-исследовательской работы (НИР) учащихся, составление плана работы, основные требования к выступлению на конференции).

Программа практического обучения может включать разнообразные формы и виды деятельности членов секций НОУ:

- составление программ и разработка проектов и тем исследования;

- решение задач, направленных на модификацию, рационализацию, изобретательство;

- изучение, исследование интересующих учащихся проблем;

- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;

- проведение дискуссий, семинаров, научно-практических конференций;

- руководство объединениями по интересам для учащихся среднего звена обучения;

- подготовка творческих работ, тезисов, докладов для публикации в сборниках научных исследований [3].

Традиционные формы работы НОУ — ежегодные научные конференции, сессии, форумы, летние и зимние научные сборы. В рамках деятельности общества Совет НОУ выполняет роль экспертного совета, когда требуется оказание профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также проводит экспертизу работ, представленных на промежуточных и заключительной научно-практических конференциях.

В конце учебного года, как правило, проводится итоговая научно-практическая конференция — праздник «Зажги свою звезду!» (название может быть другим), на которой президент общества отчитывается о проделанной работе, определяются победители в каждой предметной секции. Работы победителей могут быть рекомендованы для участия в конкурсах, грантах областного и федерального уровней.

1. Вопросы организации системной работы по выявлению, развитию и поддержке интеллектуально и творчески одаренных учащихся : сб. статей [Текст] / под ред. О. М. Исаевой. — Челябинск : Проспект-центр, 2011. — 104 с.

2. Положение о научном обществе учащихся МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://liceum46.s86. ruZ6.htm.

3. Научное общество учащихся. Общая информация о НОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://school107-chel.ucoz.ru/index/nauchnoe_obshhestvo _uchashhikhsja/0-7.

4. Кузнецова, г. а. Особенности организации научно-исследовательской работы учащихся в профессиональном училище [Текст] / Г. А. Кузнецова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. — М. : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 167.

УДК 376.58 З. Р. Танаева, проф. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. С. МАКАРЕНКО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

В статье раскрываются основные идеи педагогической теории и уникального практического опыта работы с трудными подростками известного советского педагога и писателя А. С. Макаренко, анализируются возможности их реализации в рамках современной системы подготовки кадров для работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, коллектив, проектирование личности, субъект-субъектные отношения.

Преступность среди несовершеннолетних в настоящее время является одной из острых комплексных проблем для России и обусловлена, в первую очередь, радикальными социальными изменениями, происходящими в стране в течение последних двадцати лет. Безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних представляют собой угрозу не только общественной, но и национальной безопасности России. Ставя перед собой задачу борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, государство признает тот факт, что успешное решение этой сложной задачи в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности специалистов в этой области. В условиях развития и совершенствования системы профессионального образования становится очевидной необходимость пересмотра многих традиционных подходов к проблемам обучения, поиска новых путей повышения качества подготовки кадров для работы с несовершеннолетними правонарушителями, соответствующих требованиям новых социальных условий общественного развития. Необходимо отметить, что для глубокого понимания современных педагогических концепций чрезвычайно важно знать и изучить педагогическое наследие прошлого.

Становление системы воспитания и перевоспитания социально и педагогически запущенных несовершеннолетних на основе научно-материалистической теории воспитания произошло в 2030-х гг. ХХ в. Одним из видных исследователей данной проблемы в этот период следует признать выдающегося педагога А. С. Макаренко, который разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного организационного построения коллектива в зависимости от конкретных условий, взаимоотношений коллектива и личности, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним целей, укрепления и развития традиций и др. А. С. Макаренко как педагог-новатор проследил процесс перевоспитания несовершеннолетнего в трудовом коллективе, а также опыт формирования нового морального поведения и привычек.

Требуя концентрации сил педагогов на задачах создания «воспитательного коллектива», А. С. Макаренко подчеркивал необходимость внимательного отношения к развитию каждой личности в отдельности, воздействия на нее не только коллективом, но и педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.