УДК 378:001.895
Меньших Наталья Геннадьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (филиал в г. Кировске Мурманской области) [email protected]; [email protected]
Цукерман Вячеслав Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (филиал в г. Кировске Мурманской области) [email protected]
ОБ ОПЫТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА
В работе рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием инфраструктуры кадрового обеспечения инновационного развития российского Севера. В работе обозначены проблемы обеспеченности региона квалифицированными кадрами для инновационного развития.
Ключевые слова: деятельность вузов, инновационное развитие, подготовка специалистов.
Мурманская область - уникальный регион российского Севера с точки . зрения ее геополитического и гео-экономического положения, роли в обеспечении обороноспособности страны, запасов природных ресурсов. Область располагает значительным человеческим и этнокультурным потенциалом, граничит с промышленно-развитыми странами, располагает значительными топливно-энергетическими, минеральными и биологическими ресурсами, характеризуется наличием высокообразованного населения, развитой системой подготовки кадров, значительным научно-исследовательским комплексом.
На сегодня не все высшие профессиональные учреждения Северных регионов готовят специалистов (и в том числе по управлению), способных решать проблемы перехода на инновационный путь развития.
Накоплен значительный опыт подготовки специалистов по специальностям «Менеджмент организации» и «Маркетинг» в филиале ГОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» в г. Кировске Мурманской области (далее - Филиал).
В Филиале повышение качества образования связывается главным образом с выполнением профессорско-преподавательским составом научных исследований по преподаваемым дисциплинам. Курсы лекции по управленческим дисциплинам поручаются только преподавателям, выполняющим научно-исследовательские работы и имеющим значимые научные публикации. Основной контингент преподавателей кафедры со-
вмещает работу в Институтах Кольского научного центра РАН (далее - КНЦ РАН) [1].
На научно-практических конференциях студенты готовят доклады главным образом по вопросам, связанным с инновационным развитием предприятий. Так, например, в апреле 2011 года два студента успешно представили доклады на международной научно-практической конференции. Темы докладов: «Разработка концептуальных основ инновационной системы предприятия» и «О технологической модернизации промышленности регионов Севера».
Учебным планом специальностей предусмотрено необходимое количество специализированных практик в течение всего процесса обучения, которые являются одними из важнейших элементов в подготовке специалистов-менеджеров. На ознакомительно-управленческой практике студенты получают необходимые данные о системах управления в различных сферах. Экономическая и управленческая практика предусматривают работу студентов непосредственно на предприятиях и в организациях. К преддипломной практике предъявляются особые требования, связанные с утвержденными темами выпускных квалификационных работ.
Часть выпускных квалификационных работ студенты выполняют по научной тематике, связанной с проблематикой Институтов КНЦ РАН, в том числе Института экономических проблем. Студенты имеют возможность знакомиться со всеми этапами производственного процесса в различных сферах, в том числе в научной. Опыт подготовки студентов показал, что качество об-
312
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011
© Меньших Н.Г., Цукерман В.А., 2011
разования студентов значительно повышается при интеграции науки и образования.
Следует отметить, что исключительно важную роль играет создание базовых кафедр высшей школы и академической науки, что содействует сокращению сроков получений научных знаний в учебный процесс. Наука становится основой высшего образования и повышения его качества. Необходимость создания базовых кафедр или научно-образовательных центров диктуется необходимостью модернизации экономики и, следовательно, повышением качества подготовки кадров для управления инновационными проектами.
Для повышения квалификации менеджеров необходимо создание на Севере бизнес-школы для подготовки и переподготовки менеджеров высшей квалификации в сфере инноваций с получением слушателями дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА).
Разработан проект создания на базе автономного образовательного учреждения «Кольский академический университет» и Института экономических проблем Кольского научного центра РАН бизнес-школы для подготовки и переподготовки менеджеров высшей квалификации с использованием уникального научно-производственного комплекса города Апатиты Мурманской области. В его состав входят 7 научных и 12 производственных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры.
Законодательной базой для создания бизнес-школы являются Приказ Минобразования РФ № 40 от 08.02.2008 «О Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации “Мастер делового администрирования - MBA”» и Приказ Минобразования РФ № 4323 от 20 ноября 2003 г. «О лицензировании высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по образовательной программе дополнительного профессионального образования “Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)”».
Основной целью создания бизнес-школ является построение системы переподготовки кадров для инновационного развития, для овладения слушателями навыками бизнес-проектирования, оценки эффективности инновационных проектов, проведения маркетинговых исследований, формирования бизнес-команды и разработки вне-
дренческих мероприятий по реализации проектов, учитывающих специфику работы в регионах Европейского Севера.
Бизнес-школа создается для менеджеров всех уровней и масштабов промышленных предприятий, работников учебных заведений и научных организаций, чиновников государственной и муниципальной власти.
Существующая система подготовки менеджеров слабо ориентирована на запросы реального сектора экономики и социальной сферы. По существу, отсутствует государственная система кадрового прогнозирования. В последние два года резко уменьшилось количество бюджетных мест в образовательных учреждениях Севера, а на такие необходимые для модернизации экономики специальности, как «Менеджмент организации» (инновационный менеджмент), «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», практически отсутствует, что не способствует привлечению абитуриентов и отбору талантливых и подготовленных представителей молодежи.
Опыт показывает, что менеджеров целесообразнее готовить в городах, где имеются научные центры, промышленные предприятия, технопар-ковые структуры и т.д. Следует отметить, что в регионах Севера подготовка менеджеров происходит гораздо эффективнее, так как студенты могут обучаться и проводить практические занятия на промышленных предприятиях, которые являются более доступными, чем в крупных городах.
Можно согласиться, что в ряде случаев на территории России подготовка студентов по управленческим специальностям в филиалах университетов не всегда может быть целесообразной, однако для регионов Севера создание сети университетов (филиалов), ведущих подготовку менеджеров, следует не только приветствовать и увеличивать количество бюджетных мест, но и создавать соответствующие механизмы заинтересованности молодежи.
Необходимо совершенствование системы подготовки менеджеров для модернизации экономики непосредственно в регионах Севера.
На рынке образовательных услуг одним из основных участников уже давно является работодатель. Выпускники вузов на Севере сегодня оказались крайне востребованными, и представители различных компаний единогласно говорят, что активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется тенденциями к пере-
ходу экономики регионов Севера на инновационный путь развития, а также необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. В последние годы молодых специалистов вузов для работы привлекают, прежде всего, промышленные компании, а также организации торговой сферы, финансовые организации и предприятия сферы услуг [2].
В этой ситуации предприятие прекрасно понимает ситуацию, и сегодня выпускников вынуждены воспринимать лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. И такая ситуация ставит перед вузами новые задачи. Собственно, полученные в вузе знания рассматриваются предприятиями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста; все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, а также профессионально развиваться.
В целом работодатели сегодня удовлетворены тем объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузах. Специальные дисциплины и дисциплины национально-регионального компонента отражают всю сущность того региона, где непосредственно ведется обучение. То есть в северных вузах первый блок отражает специфику тех предприятий и компаний, которые являются ведущими в данном регионе, а в некоторых случаях и градообразующими. Например, для специалистов-менеджеров в Филиале такими дисциплинами являются «Управление региональной экономикой», «Финансово-экономический анализ горнорудных предприятий» и т.д. А дисциплинами национально-регионального компонента для данной специальности являются «История и освоение горнорудных месторождений», «История и освоения Кольского Севера» и др.
Помимо общих и специальных знаний работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и определенных профессиональных навыков - умения пользоваться компьютером, знания иностранных языков, способности работать в коллективе и эффективно представлять себя и результаты своего труда. Таким примером можно опять назвать Филиал, так как опять же в рамках дисциплин по выбору студенты различных специальностей, в т.ч. и «Менеджмент организации», изучают «Практический курс английского языка», «Навыки презентации и делового общения» и т.д.
Главная претензия работодателей к вузам -оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Проявляться это может по-разному - как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес-среде. Выходом из такой ситуации большинство работодателей считает, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, которую студенты-менеджеры Филиала проходят на 4 курсе, а во-вторых, пополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства: зачастую сами преподаватели плохо знакомы с положением дел в той отрасли, специалистов для которой они готовят. Эту проблему в Филиале решили путем привлечения специалистов с самих предприятий, компаний и организаций. В Филиале работают научные сотрудники различных институтов Кольского научного центра Российской Академии наук, специалисты градообразующего предприятия ОАО «Апатит» и т.д. [3].
Большинство крупных компаний понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. Наиболее массовой моделью взаимодействия является целевая подготовка специалистов, которая финансируется самим будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают программы, нацеленные непременно на удовлетворение потребностей конкретного предприятия.
Еще одной стороной вопроса о роли предприятий в подготовке высококвалифицированных специалистов является то, что высшие учебные заведения не могут существовать только за счет бюджетного финансирования, выделяемого для выполнения государственного заказа по подготовке специалистов.
Уже более десяти лет вузы имеют право зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться ими, то есть заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается инициативная, самостоятельная, приносящая прибыль деятельность вуза. Но при этом главной целью является не максимизация прибыли, а получение средств на решение уставных задач и прежде всего на развитие образовательной деятельности.
314
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что образование не может в полной мере развиваться на коммерческих началах. Существенное бремя расходов на образование должно нести государство, поскольку процесс выполнения вузом своих уставных функций обладает свойствами общественного блага, потребление которого является всеобщим. Но с каждым годом доля участия государства в финансировании высших учебных заведений снижается.
Для привлечения дополнительных финансов вузы используют интеллектуальный капитал и материальную базу. Интеллектуальный капитал обеспечивает развитие образовательной и научной деятельности, материальная база позволяет с наименьшими затратами развивать непрофильные для учебного заведения направления.
Самый органичный для вузов способ зарабатывания дополнительных средств - это расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления. При уменьшении государственного заказа и демографическом «провале» это не просто привлечение средств, но и вынужденная мера, направленная на сохранение кадрового преподавательского состава и обеспечение его работой. Для успешной реализации этого направления необходимо изменить структуру предоставляемых образовательных услуг, перенеся акцент на переподготовку, повышение квалификации, второе высшее образование и новые неконтактные формы обучения.
В современных условиях вуз представляет организацию, которая аккумулирует материальные, экономические, научно-технологические, финансовые, информационные, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный
продукт - знания, умения и навыки, профессиональные компетенции, сформированные у выпускников вуза; инновационные образовательные программы, результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности.
Роль вуза в инновационном развитии экономики городов Севера неоценима, поскольку интеллектуальная составляющая вуза является одним из главных инновационных ресурсов, которыми располагает общество.
Требуется незамедлительный пересмотр системы образования и подготовки для инновационного развития менеджеров по специальности «Менеджмент организации».
Библиографический список
1. МеньшихН.Г., Цукерман В.А. Роль высшей школы для инновационного развития экономики Севера // Актуальные вопросы развития инновационной деятельности. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции / сост. Г. А. Штофер, И.Н. Кандагура. - Евпатория, 2011. - С. 113-117.
2. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / под ред. Т. Л. Клячко. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
3 Цукерман В.А. Проблемы подготовки и переподготовки инновационных менеджеров // Совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров и специалистов для инновационного развития Мурманской области: материалы международной научно-практической конференции. Апатиты, 11-13 ноября 2009 года / сост. В.А. Цукерман, И.О. Волченко, Е.С. Горячевс-кая. - Мурманск: МОИПКРОиК, 2010. - С. 274280.