Научная статья на тему 'Об опыте гражданского образования молодежи (Итоги международного форума)'

Об опыте гражданского образования молодежи (Итоги международного форума) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бражник Евгения Ивановна

В мае 2010 года автору довелось стать участником международного форума «Демократизация работы с молодежью в России и за рубежом», который проходил в Омском государственном педагогическом университете. В форуме приняли участие представители различных государственных, образовательных и общественных организаций из России, Казахстана, Германии, США, Китая, Чехии, Анголы и других стран, но особенно ярко прозвучал диалог многочисленных участников двух стран России и Казахстана. Форум продемонстрировал широкий спектр актуальных теоретических и практических проблем работы с молодежью: молодежная политика, гражданское образование, ювенальная юстиция, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте гражданского образования молодежи (Итоги международного форума)»

Е. И. Бражник,

профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

ОБ ОПЫТЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ (Итоги международного форума)

В мае этого года мне довелось стать участником международного форума «Демократизация работы с молодежью в России и за рубежом», который проходил в Омском государственном педагогическом университете. В форуме приняли участие представители различных государственных, образовательных и общественных организаций из России, Казахстана, Германии, США, Китая, Чехии, Анголы и других стран, но особенно ярко прозвучал диалог многочисленных участников двух стран — России и Казахстана. Форум продемонстрировал широкий спектр актуальных теоретических и практических проблем работы с молодежью: молодежная политика, гражданское образование, ювенальная юстиция, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и др.

Заслуживают особого внимания выступления участников международного форума с точки зрения опыта гражданского об-

разования молодежи. В выступлениях подчеркивалось, что молодежь — это большая сила, которая в ближайшее время займет ведущее положение в обществе. Молодежь — это стратегический потенциал любого современного государства, и решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности у молодежи гражданской позиции, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодых людей должно стать приоритетным направлением в современных вузах.

Дискуссионными стали выступления представителей самой студенческой молодежи на видеоконференциях и круглых столах. При обсуждении вопроса о том, что мешает молодежи быть общественно активной, высказывались такие мнения: «наиболее важной проблемой является неинформированность и нехватка времени», «боязнь брать на себя от-

ветственность, низкая информированность об общественных организациях, о возможностях», «нечеткое представление о том, что действительно хочется в этой жизни: размытый набор ценностей, отсутствие веры в свои силы, ироничное отношение к проблемам», «недостаточная мотивация» и др.

Диалог представителей России и Казахстана звучал на всех секциях форума. Молодое поколение стран СНГ выросло в новых условиях — в период обретения и укрепления независимости, рыночных преобразований и демократических реформ. Поэтому отмечалось, что механизм решения проблем молодежной политики в России и Казахстане требует адекватных подходов.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные нести ответственность за свои поступки и за судьбу страны. Все это требует поиска новых педагогических форм и методов, обеспечивающих эффективное воспитание законопослушного, высоконравственного, уважающего традиции своего и других народов гражданина, способного активно включиться в социально-экономическую жизнь общества.

На форуме высказывалось, к сожалению, и мнение, что именно массовые мероприятия, акции, митинги, являясь традиционными, способны развивать высокую гражданскую позицию. Однако опыт европейских стран и стран постсоветского пространства показывает, что уклон в политизацию этих форм гражданской активности приводит к эскалации конфликтов. Вместе с тем хочется подчеркнуть (и это также прозвучало на форуме), что развитию гражданского сознания в настоящее время способствует прежде всего участие в проектах моделирования социально значимых явлений, среди которых волонтерское благотворительное движение, краеведческая деятельность в экспедициях в целях изучения культурного

наследия, экологические проекты и т. п. Примером может быть деятельность молодежи в Омском регионе: благотворительные акции «Рождественская звезда», «Поможем нашим детям», акция «День без сигареты» и др., в рамках которых оформляются информационные стенды о вреде курения, проводится фото- и видеосъемка, ведется дежурство оперативного отряда, формируется отряд волонтеров с целью информирования несовершеннолетних студентов о вреде курения.

В соседней Республике Казахстан также отмечается активизация деятельности клубных формирований и молодежных объединений, растет число юридически зарегистрированных молодежных организаций. Например, существуют такие молодежные общественные объединения, как «Молодежь за здоровый образ жизни», «Я молодой», «Молодежный информационноаналитический центр», «Молодежь против наркотиков», «Активная молодежь», «Альянс студентов Северо-Казахстанской области», корпоративный фонд «Союз сельской молодежи», молодежное крыло «Жас Стан» и др.

Для нас наиболее интересным является опыт такого молодежного общественного объединения, как Клуб волонтеров СевероКазахстанской области (СКО), который существует с января 2009 г. Задачи клуба волонтеров, в состав которого входит молодежь из разных учебных заведений: создание условий для творческой, культурной, политической, интеллектуальной и спортивной реализации молодежи; формирование у молодежи активной гражданской позиции, воспитание чувства ответственности и причастности к проблемам современности; создание условий для развития института волонтерства.

Клуб волонтеров СКО организует различные социально значимые проекты, среди которых проект «Обучение сельской молодежи основам предпринимательской деятельности». Одним из основных направлений реализации государственной моло-

дежной политики в Республике Казахстан является содействие предпринимательской деятельности молодежи. Молодежное предпринимательство рассматривается государством как основа материального благополучия и социальной адаптации молодежи. На базе Бишкульской средней школы № 1 были проведены семинары по обучению сельской молодежи основам предпринимательской деятельности, на которых проходило обучение представителей сельской молодежи основам предпринимательской деятельности, составлению бизнес-плана, проведению маркетинговых исследований. Участниками семинара были действующие бизнесмены из числа молодежи, молодежь, заинтересованная в открытии собственного дела, представители государственных органов, неправительственных организаций. В качестве экспертов были приглашены представитель департамента предпринимательства и промышленности Северо-Казахстанской области, представитель налогового комитета по СКО и представитель Евразийского банка.

Были организованы также проекты «Формирование здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ» и «Вовлечение подростков и молодежи в волонтерское движение по пропаганде здорового образа жизни». Цель мероприятий — создание условий для формирования здорового образа жизни у молодежи, привлечение внимания общественности к необходимости ведения здорового образа жизни, создание условий для спортивной и культурной реализации молодежи.

Клуб волонтеров СКО действует при поддержке государственных органов, неправительственных организаций, бизнеса, средств массовой информации и организует волонтерскую кампанию «Спеши творить добро». Примеры добрых дел волонтеров разнообразны: благотворительные акции

для воспитанников детских интернатов и дома ребенка, учащихся из малообеспеченных семей, спортивные соревнования, по-

мощь ветеранам войны и труда, экскурсии, благоустройство памятников, концертные программы, игры, турниры для детей и т. д. В течение всего лета волонтеры выезжали в детские оздоровительные лагеря в различные районы области с целью ознакомления детей с волонтерским движением и пропагандой здорового образа жизни.

Члены клуба волонтеров отмечают, что они получают в ходе своей деятельности новые знания, моральное удовлетворение, а самое главное — ощущают чувство собственной необходимости и реализуют свои возможности приносить социально значимую пользу.

Представители Казахстана в своих выступлениях подчеркивали, что развитие волонтерского движения способствует воспитанию будущих лидеров и активных граждан, ответственных молодых людей, способных к бескорыстной деятельности по преобразованию себя и окружающего мира, способных взять на себя решение общественных проблем.

На международном форуме отчетливо прозвучала идея развития этнической толерантности молодежи в рамках гражданского образования. Это связано и с полиэтническим составом народов России, и с расширением возможностей для обучения студентов-иностранцев в российских вузах. Так, в Российской Федерации осуществляют подготовку иностранных граждан более 700 государственных и муниципальных высших учебных заведений, где обучаются более 90 тыс. иностранных студентов. Проблема развития толерантных отношений в студенческой среде остается актуальной. В этом направлении интересен опыт Омского пединститута, в котором на базе управления международного сотрудничества действует клуб межкультурной коммуникации и сравнительного образования «Альянс». Он способствует созданию естественной среды общения студентов и молодых преподавателей из разных стран. В его мероприятиях принимают участие как иностранные, так и российские студенты, а также молодые препо-

даватели различных вузов г. Омска. С целью создания дружеской атмосферы и предоставления возможности межкультурного общения для студентов регулярно организуются тематические вечера, праздники, спортивные секции и соревнования. На такие мероприятия, как «Кухня народов мира», «Шахматный турнир среди иностранных студентов омских вузов», «Русская Масленица», викторина по страноведению в форме телевизионного шоу «Своя игра», регулярно приглашаются местные СМИ. В среднем с периодичностью раз в месяц клуб участвует в программах и передачах омского телевидения, радио или прессы, что вносит огромный вклад в воспитание у омской общественности толерантного отношения к представителям других культур.

Перечисленные примеры показывают, что демократизация работы с молодежью связана с процессом воспитания — это процесс усвоения определенных ценностей (права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре своей страны, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, меж-культурный диалог и др.). В своем выступлении на форме я подчеркнула, что по опыту демократических стран Европы процесс воспитания гражданина начинается уже в школе. Это важнейшая задача современного школьного образования стран Европейского союза. Педагогическим технологиям «образования, направленного на воспитание демократической гражданственности», посвящены материалы ведущих международных организаций: Совета Европы, Европейского союза и ЮНЕСКО. По определению Совета Европы, «воспитание демократической гражданственности» направлено на подготовку молодежи и взрослых к активному участию в демократической жизни и исполнению прав и обязанностей в обществе». 2005 год был назван Советом Европы «Европейским Годом демократической гражданственности через образование». Его целью была именно популяризация «воспитания демократической гражданственности».

В рекомендациях Совета Европы, ООН и ЮНЕСКО о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования говорится, что необходимо: 1) включить гражданское/демократическое образование в стратегии национального развития; 2) направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство закона); 3) предоставлять возможность детям, молодежи и взрослым в процессе обучения использовать свои права и обязанности в качестве самостоятельных граждан; 4) осуществлять гражданское образование во всех типах образовательных институтов, используя их в качестве площадок гражданственности, и др.

Современный опыт стран Европейского союза показывает, что демократизация работы с молодежью связана прежде всего с развитием межкультурных образовательных проектных технологий, имеющих социальное значение и направленных на развитие нравственных качеств личности и активной гражданской позиции. Эти педагогические технологии основаны на идеях активной и альтернативной педагогики, которая стала развиваться в начале ХХ в. и получила особенно широкое распространение сейчас.

Вот некоторые идеи альтернативной педагогики, которые отражены в педагогических проектных технологиях европейских стран:

1) индивид (речь идет не только о ребенке) — это активно действующий субъект, который живет и развивается в некоторых условиях, он должен быть способным изменять условия, улучшать их, а не пассивно принимать в качестве подарка от предыдущего поколения;

2) субъект — это личность, которая открывает и создает культуру в обществе, где живет, формируя себя самостоятельно, становясь свободным гражданином; 3) социализация личности реализуется в современном поли-культурном обществе, которое характеризуется разнообразием и взаимозависимостью; 4) процесс обучения-преподавания становится ассиметричным: он акцентирован на

учащемся, а не на преподавателе, который является единственным источником знаний и моральной ориентации; 5) первый источник современного обучения — реальная жизнь, общество и прямой личный опыт; 6) быть современным европейцем — значит быть вовлеченным в решение общих социальных проблем, учиться сотрудничать и общаться, участвовать в гражданской жизни глобального европейского сообщества.

Межкультурные образовательные проекты развиваются, благодаря финансируемой в ЕС программе КОМЕНИУС для средних школ. Они создают ту образовательную среду, которая необходима для развития активного гражданина. Например, межкультурный проект «Балтийское море» был направлен на создание специальной сети школ из разных стран Балтийского региона в целях разработки учащимися совместной программы по защите моря. Проект «Европейские клубы» способствует развитию школьных обменов и активному изучению культурного наследия европейских стран. Темы проекта «Европа в школе» связаны с актуальными вопросами, которые касаются всех европейцев «Права человека и я», «Объединенная Европа — вызов гражданину XXI века», «Улучшаем окружающую среду — улучшаем Европу», «Гражданин меняющейся Европы. Какой он?» и др.

В межкультурных европейских проектах проявляются инициатива, самостоятельность, творчество учителей и учащихся, происходит становление молодого человека, честного и надежного в сотрудничестве, организованного, открытого к общению, толерантного по отношению к другим.

Очевидно, что демократизация работы с молодежью связана в нашей стране с подготовкой педагогических кадров, усвоивших демократические ценности.

Этого возможно достичь путем модернизации педагогического образования, а именно: демократизация всего уклада жизнедеятельности педагогических учебных заведений;

единство духовно-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя; развитие студенческого самоуправления; широкое применение педагогических проектных технологий для решения социально значимых проблем, в том числе межкультурных проектов; развитие академической мобильности студентов в условиях реализации идей болонского процесса.

В мероприятиях Омского государственного педагогического университета представители Герценовского университета участвуют не в первый раз. Между нашими университетами существуют крепкие традиции профессионального сотрудничества в области педагогики. В Омске хорошо известны имена К. Д. Радиной, З. И. Васильевой, А. П. Тряпицыной, С. А. Писаревой, Е. В. Пискуновой и других преподавателей кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, где защищались кандидатские и докторские диссертации многих омских коллег. На кафедре Омского педуниверситета развиваются образовательные программы магистратуры, которые впервые созданы в нашем университете: «Сравнительное образование», «Высшее образование» и др. В беседе с аспирантами, докторантами и преподавателями омской кафедры педагогики выяснилось, что работы ученых нашего университета активно цитируются, например, в различных местных публикациях, в магистерских диссертациях студентов и т. п. И здесь мне хочется подчеркнуть, что такой вариант ссылок на публикации сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена, к сожалению, не влияет на их «индекс цитирования», который исчисляется на основе других критериев и не отражает всей реальной картины «научных потребностей».

Мои встречи с руководством Омского пе-дуниверситета, а также круглый стол с сотрудниками кафедры педагогики продемонстрировали большое желание продолжать активное сотрудничество наших университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.