актуальный документ и комментарии экспертов
□Б ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ в сфере НАУКИ
От редакции: Для обеспечения адресной поддержки результативных ученых и научных коллективов бОльшая часть субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в сфере научной и научно-технической деятельности, с 2016 г. в РФ будет предоставляться в формате конкурсного финансирования. Это организационное решение законодательно закреплено в приказе Минобрнауки России «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности», проект которого предлагается для ознакомления в этой рубрике.
Комментирует проект приказа Н. Г. Куракова, директор Центра научнотехнической экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ.
Ранее размер субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в сфере научной и научно-технической деятельности, определялся лишь с учетом установленной штатной численности института и размеров должностных окладов научных сотрудников.
Хотя доля государственного задания в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки составляет порядка 15%, в структуре финансирования Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), утверждённой распоряжением Правительства России № 2538-р от 27 декабря 2012 года, она весьма значительна - 73% (110 миллиардов рублей из 150 миллиардов).
Вторым по объемам источником государственного финансирования исследований и разработок являются средства фондов, которые также распределяются на конкурсной основе. Поэтому можно говорить о том, что вся система бюджетного финансирования сектора исследований и разработок меняется коренным образом и созданы условия для обеспечения повышения результативности фундаментальной науки на основе конкурсности и адре-
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3__________
сности финансирования научных работников и лучших коллективов структурных подразделений научных организаций, достигших высоких научных результатов.
Нормативной базой для введения новой системы являются Постановление Правительства России № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» от 2 сентября 2012 года и три поручения Президента РФ Правительству, предписывающие:
1. «рассмотреть вопрос об оптимиза-
ции системы формирования государственного задания на выполнение работ (оказание услуг) в сфере науки, в том числе о формировании государственного задания на конкурсной основе, и представить соответствующие предложения» [п. 1а.
Перечень поручений Президента Российской Федерации № Пр-46 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 20 декабря 2013 г.];
2. «представить предложения по установлению повышенной оплаты труда от 221
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
дельным категориям научных работников, достигших высоких результатов в научной деятельности» [п. 2в: «Правительству Российской Федерации совместно с Российской академией наук представить предложения по установлению повышенной оплаты труда отдельным категориям научных работников, достигших высоких результатов в научной деятельности»];
3. «представить предложения о разработке и использовании критериев результативности деятельности структурных подразделений научных учреждений при определении объемов финансового обеспечения их деятельности в рамках государственного задания» [п. 3а: Перечень поручений Президента Российской Федерации № Пр-1144 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 30 апреля 2013 г.].
Таким образом, задан вектор на создание высококонкурентной среды в отечественном секторе генерации знания, в котором адресное и максимальное финансирование должны получить научные работники и коллективы,
«достигшие высоких результатов в научной деятельности».
Однако операционализация этого понятного и разумного подхода крайне осложнена и рискована в виду сложности формализации содержания самого понятия «высокие результаты научной деятельности». Ведь степень достижимости высоких результатов во многом определяется заказом на научные результаты со стороны государства, общества, промышленности. В отсутствии же такового «достижение высоких результатов» может быть формализовано только в виде количественных наукомерических индикаторов, в первую очередь в виде числа публикаций в высокорейтинговых международных и отечественных периодических журналах, что, собственно, и предлагается разработчиками документа, но, по мнению большинства экспертов, не является достаточным критерием для присвоения ученому статуса «ведущий исследователь».
При этом стоит заметить, что значение науки для общества определяется в первую
222______________________________________
очередь числом найденных путей развития, которые смогут удовлетворить общественные потребности, ответить на вызовы времени, рационально вписать отечественную науку в международное взаимодействие с учетом рисков, ограничений и перспектив. А самым важным критерием эффективности затрат на исследования и разработки является количество созданных научно-технологических заделов, которые могут быть использованы для экономического, социального, технологического развития страны и реиндустриализации отечественной промышленности.
Поэтому оценка результативности научной деятельности должна проводиться не только учеными, но и теми, кто применяет полученные ими результаты на практике. Нужно находить сильные коллективы и группы, способные не только писать рейтинговые публикации, но и решать конкретные проектные задачи. А для этого необходим не только наукометрический, но и сущностный анализ заявляемых научных проектов.
Второй проблемой, которая создает риски для адресной поддержки ученых, формирующих точки роста отечественного сектора исследований и разработок, является недостаточная развитость в России отдельных прорывных направлений глобальной научнотехнологической сферы. В этой ситуации ни наукометрический анализ, ни экспертное мнение не позволяют выделять «наиболее результативные коллективы».
Например, согласно данным одного из наших исследований, в РФ сегодня не более 4-6 научных коллективов занимаются разработками в таком прорывном направлении, как оптогенетика, названном журналом Science «направлением ближайшего десятилетия». Поэтому распределение между ними функций экспертов и авторов конкурсных заявок является само по себе сложной операционной задачей, особенно в рамках «ведомственного конкурса», выбирающего «ведущих ученых».
Вторым примером, иллюстрирующим операционные сложности выбора объекта адресной поддержки, является такое направление, как «технологии полногеномного секвениро-
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015. Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
вания». В нем «достижение высоких результатов» в огромной степени детерминировано уровнем приборного оснащения. Обработка и интерпретация данных, полученных на устаревших ДНК-секвенаторах первых поколений (доля которых в РФ составляет 90%), не может стать источником научных результатов, достойных публикации в высокорейтинговых международных журналах, независимо от квалификации исследовательского коллектива. Два эти примера показывают, что операцио-нализация предложенного вектора современной научно-технологической политики не так проста и однозначна.
Еще больше вопросов возникает после комментариев рассматриваемого документа, предоставленных директором Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергеем Салиховым1. Например, в качестве результатов реализации государственного задания в сфере науки и технологий по новым правилам по направлению «Ведущие ученые» им называются «Постоянные позиции «федеральных профессоров», а по направлению «Инициативные тематики - проекты лабораторий» - «Формирование сети исследовательских лабораторий».
Представляется, что авторы реформы замещают понятие «средства достижения результата» на понятие «результат», поскольку ни решения социально-экономических задач, ни создание заделов для реиндустриализации страны из «сети исследовательских лабораторий» и корпуса «федеральных профессоров» сами по себе проистекать не могут.
С нашей точки зрения, только заинтересованный пользователь потенциальных результатов исследований по директивным тематикам может дать правильную оценку эффективности расходования средств федерального бюджета. Было бы идеально, если бы новая система финансирования способствовала развитию модели "user-driven research" и формирование государственного задания происходило
1 Сергей Салихов Опора на лучшие практики http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=-221&d_no=98023
эц
в последовательности: целеполагание Заказчика - четко сформулированные им поисковые задачи - оценка Заказчиком практической ценности и применимости полученных научным коллективом результатов - присвоение ученым статуса «ведущих» - выделение им адресного финансирования.
При этом в качестве Заказчика может выступать государство, формулируя приоритеты научно-технологического развития страны; ведомства, перед которыми стоят задачи социально-экономического развития страны; промышленные компании, заинтересованные в создании новых конкурентоспособных высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг. Оценка результатов таких директивных фундаментальных и поисковых исследований легко может быть произведена по степени выполнения поставленных заказчиком задач.
Что же касается инициативных НИР, с нашей точки зрения, система их финансирования должна стимулировать развитие академической мобильности, международной коллаборации, сетевого объединения ученых. Это будет способствовать восприятию передовых прорывных результатов, созданных во многом с использованием бюджетов стран развитой науки. К сожалению, мы забываем, что на долю всего трех стран мира - США, Японии и Китая - приходится более 50% мировых бюджетов на научные исследования, а если к ним добавить бюджеты стран ЕС, то получается 78%. Внутренние расходы России на сектор исследований и разработок составляют менее 2% мирового бюджета. В такой ситуации нужно быть реалистами и иметь установку на восприимчивость передового научного знания, произведенного за пределами страны, поскольку большого количества инициативных тематик по широкому фронту исследований в современных условиях РФ просто не может себе позволить.
Поэтому ознакомление с рассматриваемым документом заставляет вспомнить формулировку одного из законов Мэрфи: «Любая сложная проблема имеет простое и доступное для понимания неправильное решение».
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3
223
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П р И К А З
«____»______________2015 г.
Москва
№
Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные ра боты в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности
В соответствии с пунктом 10(1) Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 37, ст. 4686; 2011, № 35, ст. 5087; 2012, № 45, ст. 6248; 2013, № 23, ст. 2924; 2014, № 10, ст. 1041), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
2. Использовать положения настоящих методических рекомендаций по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее -подведомственные учреждения), для распределения между подведомственными учреждениями субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в рамках государственного задания.
Министр
Д.В. Ливанов
224
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__»______2015 г. №_
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
государственным учреждениям, выполняющим
гОСУДАРСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ
(научно-исследовательской) и научно-технической деятельности
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 10 (1) Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671, и определяют правила распределения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в рамках государственного задания между федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти (далее соответственно - методические рекомендации, государственное задание в сфере науки, учредитель, подведомственные учреждения (учреждения), государственные работы в сфере науки).
2. Целью методических рекомендаций является обеспечение применения учредителями единых подходов при определении размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания, направленного на реализацию государственной научно-технической политики.
3. Государственное задание в сфере науки в соответствии с Методическими рекомендациями формируется на конкурентной основе и направлено:
а) на решение учреждениями научных (научно-технических) задач, значимых для развития государства и общества, определенных государственными программами Российской Федерации, посредством выполнения научных (научно-технических) проектов гражданского назначения:
- по тематикам, установленным учредителем (далее - директивные тематики);
- по тематикам, предложенным учреждениями (далее - инициативные тематики);
б) на развитие научного (научно-технического) потенциала и повышение результативности деятельности учреждений посредством адресной поддержки научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов (далее -ведущие исследователи);
в) на обеспечение функционирования научной и (или) научно-технической инфраструктуры учреждений, в том числе, адресную поддержку центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальными научными установками, включая обеспечение деятельности высококвалифицированных научно-технических
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3
225
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
работников, обеспечение расходными материалами, информационными ресурсами (далее -научная инфраструктура).
4. Учредители, с учетом настоящих методических рекомендаций, по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, разрабатывают и утверждают «Порядок формирования государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) деятельности» (далее - Порядок).
Порядок может быть разработан для учреждений и (или) групп учреждений (научные организации, образовательные организации высшего образования, группы учреждений по научному профилю и др.) и должен определять:
- соотношения и размеры частей государственных заданий, обусловленные направлениями, указанными в пункте 3 Методических рекомендаций;
- порядок и сроки формирования частей государственных заданий, обусловленных направлениями, указанными в пункте 3 Методических рекомендаций;
- порядок и критерии проведения конкурсных процедур, в соответствии с типовыми положениями и рекомендациями согласно приложениям 2 и 4 к Методическим рекомендациям.
II. Распределение субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания в сфере науки
5. Распределение субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания в сфере науки между подведомственными учреждениями (далее - субсидия) определяется учредителями самостоятельно с учетом направлений, указанных в пункте 3 Методических рекомендаций, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели бюджетной росписью учредителя на соответствующий финансовый год и плановый период.
6. Размер субсидии для учреждения определяется исходя из предельных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере науки2 и нормативных затрат на содержание имущества3.
7. Предельный объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственных работ в сфере науки, включает расходы на:
- обеспечение научных (научно-технических) проектов по директивным и (или) инициативным тематикам, выполняемым в том числе наиболее результативными структурными научными подразделениями учреждений (далее - лаборатории);
- обеспечение деятельности ведущих исследователей;
- обеспечение функционирования научной инфраструктуры учреждения.
Учредитель самостоятельно устанавливает долю финансового обеспечения научных (научно-технических) проектов по директивным и инициативным тематикам, деятельности ведущих исследователей и функционирования научной инфраструктуры учреждений в объеме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере науки. При этом объем
2 «Проведение фундаментальных научных исследований», «Проведение прикладных научных исследований», «Выполнение экспериментальных научных разработок», «Выполнение поисковых научных исследований», «Выполнение опытно-констукторских работ».
3 Для образовательных организаций высшего образования, в государственное задание которых входит выполнение государственных услуг в сфере образования и государственных работ в сфере науки, применяются нормативные затраты на содержание имущества, определяемые одновременно с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования.
226
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015. Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
эц
финансового обеспечения ведущих исследователей должен составлять не менее 15 процентов от общего объема субсидии, а научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам -не менее 60 процентов.
8. Структура расходов на финансовое обеспечение выполнения учреждением научного (научнотехнического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры приведена в приложении 1.
В расходы на выполнение научного (научно-технического) проекта могут включаться расходы на обеспечение участия в выполнении работ начинающих молодых ученых высшей квалификации (постдоки)4, а также расходы на прохождение молодыми исследователями краткосрочных стажировок в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира.
9. Объем расходов на обеспечение научных (научно-технических) проектов по директивным тематикам для учреждения определяется учредителем и включает расходы на:
- выполнение исследований и разработок, обеспечивающих получение результатов, необходимых для решения социально-экономических задач в соответствии с полномочиями учредителя;
- выполнение исследований и разработок по тематикам комплексных межведомственных и (или) междисциплинарных проектов.
В соответствии с установленным порядком учредитель осуществляет внеконкурсный отбор учреждений для выполнения (научно-технических) проектов по директивным тематикам.
10. Объем расходов на обеспечение научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам для учреждения включает:
- расходы на обеспечение научных (научно-технических) проектов лабораторий учреждений, отобранных учредителем по результатам конкурса. Типовое положение о конкурсном отборе приведено в приложении 2;
- расходы на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса.
Учредитель утверждает рекомендации по проведению учреждениями внутреннего конкурса научных (научно-технических) проектов.
11. Объем бюджетных ассигнований, направляемый учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса:
- определяется с учетом достигнутых учреждением значений показателей оценки результативности деятельности, перечень которых установлен в соответствии с пунктом 3 Правил оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
4 Постдоками признаются молодые исследователи - граждане Российской Федерации в возрасте до 35 лет, удовлетворяющие следующим условиям:
- наличие ученой степени кандидата наук, решение о присуждении которой вступило в силу в течение 48 месяцев, предшествующих дате объявления о проведении конкурсного отбора, либо ученой степени доктора наук, присужденной в ведущих зарубежных научных центрах или университетах, входящих в мировые рейтинги (The Times, QS, ARWU) в период, указанный для вступления в силу решений о присуждении ученой степени кандидата наук;
- отсутствие в течение 3 лет, предшествующих началу выполнения научного (научно-технического) проекта, трудовых отношений с учреждением и (или) непрохождение в нем обучения по программам высшего и (или) послевузовского профессионального образования.
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3____________________________________________________227
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
8 апреля 2009 г. № 312, а также показателей выполнения учреждением государственного задания в сфере науки за предшествующие периоды;
- не устанавливается для научных организаций, утративших перспективы развития и отнесенных по итогам оценки результативности их деятельности к 3-й категории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312, а также образовательных организаций высшего образования, признанных неэффективными по итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки России.
Рекомендации по определению для учреждения объема бюджетных ассигнований, направляемого учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса, приведены в приложении 3.
12. Объем расходов на обеспечение деятельности ведущих исследователей для учреждения определяется исходя из объема средств, необходимого для обеспечения деятельности ведущих исследователей, отобранных учредителем по результатам конкурса.
Конкурсный отбор ведущих исследователей предшествует конкурсному отбору научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам и осуществляется учредителем в соответствии с утвержденным им положением о конкурсном отборе. Типовое положение о конкурсном отборе ведущих исследователей приведено в приложении 4.
13. Объем расходов на обеспечение функционирования научной инфраструктуры для учреждения определяется учредителем пропорционально объему бюджетных ассигнований, направляемому на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса.
III. Особенности финансового обеспечения деятельности ведущих исследователей
14. При возникновении в период выполнения государственного задания в сфере науки обстоятельств, не позволяющих ведущему исследователю продолжать работу в учреждении, допускается сохранение объема финансового обеспечения деятельности ведущего исследователя при изменении им места основной работы посредством перехода в другое учреждение, подведомственное учредителю, и удовлетворительном выполнении поставленных перед ним задач.
15. При переходе ведущего исследователя на основное место работы в другое подведомственное учреждение учредитель с начала нового финансового года увеличивает для учреждения, вновь установившего трудовые отношения с ведущим исследователем, размер субсидии на выполнение государственного задания в сфере науки на величину нормативных затрат на поддержку ведущего исследователя и одновременно уменьшает на соответствующую величину размер субсидии для учреждения, прекратившего с ведущим исследователем трудовые отношения.
IV. заключительные положения
16. За счет субсидии на выполнение государственного задания допускается приобретение учреждениями объектов движимого имущества, не относящегося к особо ценному. Приобретение учреждениями объектов особо ценного движимого имущества, включая дорогостоящее научное оборудование, а также недвижимого имущества осуществляется за счет средств выделяемой учредителем субсидии на иные цели либо внебюджетных источников.
228
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015. Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
эц
Приложение № 1 к методическим рекомендациям
Таблица 1
Структура затрат на финансовое обеспечение выполнения научного (научно-технического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры
№ п/п Вид расходов Обеспечение выполнения научного (научно-технического) проекта Обеспечение деятельности ведущего исследователя Обеспечение функционирования научной инфраструктуры
I. расходы на персонал +* + +
1. Оплата труда + +**** +
2. Начисления на выплаты по оплате труда + + +
3. Командировочные расходы + + **
3.1 Расходы по проезду к месту командировки и обратно + + -
3.2 Расходы по найму жилого помещения в период командирования + + -
Дополнительные расходы, связанные
3.3 с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие) + + -
II. Закупка товаров, услуг + + -
4. Закупка товаров + + -
5. Закупка услуг + + -
III. Иные направления расходов + - +
6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе + - +
6.1 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования центров коллектив- + - +
ного пользования
7. Закупка расходных материалов,услуг связи и иных услуг + - +
IV. Затраты на общехозяйственные нужды*** + + +
* Вид расходов применяется.
** Вид расходов не применяется.
*** Состав затрат на общехозяйственные нужды учреждения определяется в соответствии с пунктами 18-25 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Минфин России Ж37н, Минэкономразвития России N527 от 29 октября 2010 года.
Учредитель устанавливает долю затрат на общехозяйственные нужды в объеме финансового обеспечения выполнения научного (научно-технического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры.
**** Размер заработной платы ведущего исследователя должен быть не ниже уровня, установленного указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3_______________________________________________________229
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
Нормативные затраты на оплату труда исполнителей научного (научно-технического) проекта, ведущего исследователя, высококвалифицированного научно-технического работника определяются с использованием
повышающих коэффициентов, применяемых к средней заработной плате по региону и средней заработной плате по экономике, в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Определение повышенного размера оплаты труда научных и научно-технических работников
Профессиональная квалификационная группа исполнителя работы, квалификационные уровни* Повышенный размер оплаты труда, рублей в месяц
Профессиональная квалификационная группа должностей научных работников и руководителей структурных подразделений К] R + L]W
Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников второго уровня k2r + l2w
Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников третьего уровня K3R + L3W
* В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2008 г. ^05н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок».
Условные обозначения:
R - средний месячный размер оплаты труда в Российской Федерации;
W - средний месячный размер оплаты труда в регионе, в котором расположено учреждение, рублей (определяется по данным Росстата на последнюю отчетную дату по отношению к периоду формирования государственного задания);
К], К2, К3, L], L2, L3 - повышающие коэффициенты, значения (интервалы значений) которых определяются ежегодно учредителем с учетом объема финансового обеспечения государственного задания.
В целях регулирования регионального распределения научных кадров учредитель вправе устанавливать дифференцированные значения повышающих коэффициентов для учреждений в зависимости от субъекта Российской Федерации.
Оплата труда исполнителей научного (научно-технического) проекта определяется по формуле: п
v = Ety
/=1
Ну - повышенный размер оплаты труда, определенный для i-того исполнителя научного (научно-технического) проекта в соответствии с таблицей 2, руб.;
n - количество исполнителей научного (научно-технического) проекта, чел.
В составе затрат на обеспечение функционирования научной инфраструктуры к иным направлениям расходов относятся нормативные затраты на содержание научного оборудования.
Учредитель вправе установить предельный возраст, функциональные группы и иные характеристики научного оборудования, в отношении которого определяются нормативные затраты на содержание.
Рекомендуемый размер нормативных затрат на содержание научного оборудования, относящегося к объектам особо ценного движимого имущества, составляет не более 10% от его первоначальной стоимости.
К затратам на содержание научного оборудования относятся следующие виды расходов:
- затраты на содержание чистых помещений, необходимых для работы научного оборудования;
- затраты на ремонт научного оборудования;
- оплата услуг сервисных центров по обслуживанию научного оборудования;
- затраты на расходные материалы;
- затраты на метрологическое обеспечение научного оборудования (поверка, калибровка);
- затраты на аттестацию методик измерений.
230
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015. Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
ЭН
Приложение № 2 к методическим рекомендациям
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ НАУЧНЫХ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ) ПРОЕКТОВ СТРУКТУРНЫХ
научных подразделений учреждений
1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - учредитель), и оказания им содействия в разработке и реализации мер по финансовой поддержке проведения наиболее результативными структурными подразделениями научных (научно-технических) проектов, направленных на получение значимых научных результатов, привлечение и закрепление в структурных подразделениях молодых научных кадров.
2. Положение устанавливает общий порядок проведения конкурсного отбора научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам, выполняемых коллективами наиболее результативных структурных научных подразделений учреждений (далее - лаборатории).
3. Конкурсный отбор инициативных научных (научно-технических) проектов коллективов лабораторий осуществляется учредителем после подведения итогов конкурсного отбора ведущих исследователей и проводится между всеми учреждениями либо между учреждениями отдельных групп, сформированных учредителем.
4. В состав научного коллектива лаборатории должны входить преимущественно лица, замещающие в учреждении должности научных (научно-педагогических), научно-технических работников, для которых данная работа является основной.
5. В целях осуществления конкурсного отбора учредитель определяет направления
научных исследований, размеры финансового обеспечения выполнения научных (научно-технических) проектов, устанавливает минимальные требования к коллективу лабораторий, принимающих участие в конкурсе, образует конкурсные комиссии, утверждает положения об их деятельности, организует сбор конкурсных заявок и привлекает к их оценке независимых экспертов.
6. Конкурсный отбор заявок производится на основе следующих основных критериев:
- потенциал коллектива лаборатории и результативность его научной (научно-технической) деятельности;
- соответствие инициативного научного (научно-технического) проекта направлениям научных исследований, определенным учредителем, программам развития учреждений;
- качество и проработанность предложений о выполнении инициативного научного (научно-технического) проекта (в том числе, новизна, научная и (или) практическая значимость ожидаемых результатов; плановые значения индикаторов и показателей);
- обоснованность запрашиваемого объема финансирования инициативного научного (научно-технического) проекта.
7. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией учредителя с учетом результатов экспертизы конкурсных заявок, проведенной с привлечением специалистов (экспертов).
8. Финансовое обеспечение выполнения лабораториями научных (научно-технических) проектов, отобранных на конкурсной основе, осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3
231
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
Приложение № 3 к методическим рекомендациям
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЪЕМА БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, НАПРАВЛЯЕМОГО УЧрЕДИТЕлЕМ НА ОбЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНых
(научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса
1. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения расчетов объема бюджетных ассигнований на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса (далее - объем обеспечения, проекты развития) с целью формирования научного задела и воспроизводства кадрового потенциала учреждения.
2. Учредитель определяет объем обеспечения проектов развития непосредственно для учреждения. В случае неоднородной совокупности подведомственных учреждений предусматривается этап определения объема обеспечения проектов развития для групп учреждений (научные организации и образовательные организации высшего образования, группы учреждений по научному профилю и др.).
3. Для каждой группы учреждений учредитель определяет объем обеспечения проектов развития исходя из сложившейся структуры финансового обеспечения групп учреждений либо по утвержденной учредителем методике, учитывающей кадровый потенциал, грантовую и публикационную активность, результативность научной деятельности каждой группы учреждений и другие показатели.
4. Объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений рассчитывается по следующей формуле:
VG = VT'(n1 • C1 + n2 • C2 + n3 • C3 + n4 • Q) (1)
где Vg - объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений;
Vt - установленный учредителем общий объем средств, выделяемый на обеспечение проектов развития учреждений из общих бюджетных ассигнований на выполнение государ-
232______________________________________
ственного задания в сфере науки;
С| - доля научных работников рассматриваемой группы учреждений в общем количестве научных работников учреждений;
C2 - доля стоимостного объема научно-исследовательских работ, выполненных рассматриваемой группой учреждений, в общем стоимостном объеме научно-исследовательских работ, выполненных учреждениями;
C3 - доля публикаций работников рассматриваемой группы учреждений в общем объеме публикаций работников учреждений (могут рассматриваться публикации в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), Scopus);
C4 - доля средств, полученных рассматриваемой группой учреждений по лицензионным договорам на право пользования результатами интеллектуальной деятельности, в общем объеме средств, полученных учреждениями по лицензионным договорам;
ni, П2, П3, П4 - коэффициенты, определяющие значимость показателей C|, C2, C3, C4, где n1 + n2 + Пз + n4 = 1.
5. Объем обеспечения проектов развития для каждого учреждения, входящего в рассматриваемую группу, рассчитывается по следующей формуле:
V = Vg- (* • Fi+ к2 • F2+k3 • F3+к4. F4) (2)
где V; - объем обеспечения проектов развития для /-того учреждения, входящего в рассматриваемую группу учреждений;
Vg - объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений;
Fi - доля научных работников /-того учреждения в общем количестве научных работников научных учреждений рассматриваемой группы;
ЭКОНОМИКА НАУКИ 2015, Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
F2 - доля стоимостного объема научноисследовательских работ, выполненных /-тым учреждением, в общем стоимостном объеме научно-исследовательских работ, выполненных учреждениями рассматриваемой группы;
F3 - доля публикаций работников i-того учреждения в общем объеме публикаций работников учреждений рассматриваемой группы (могут рассматриваться публикации в научных журналах, индексируемых в базе
данных «Сеть науки» (WEB of Science), Scopus);
F4 - доля средств, полученных /-тым учреждением по лицензионным договорам на право пользования результатами интеллектуальной деятельности, в общем объеме средств, полученных по лицензионным договорам учреждениями рассматриваемой группы;
ki, к^, кз, кд - коэффициенты, определяющие значимость показателей F|, F2, F3, F4, где ki + кз + кз + кд = 1.
Приложение № 4 к методическим рекомендациям
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ ВЕДУЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - учредитель, учреждения), и оказания им содействия в разработке и реализации мер по финансовой поддержке ведущих исследователей в рамках реализации государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в текущем финансовом году.
1.2. Конкурсный отбор ведущих исследователей5 проводится в целях организации института постоянных позиций научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов, посредством адресной поддержки для привлечения их в учреждения.
1.3. Конкурсный отбор ведущих исследователей осуществляет учредитель в соответст-
5 Ведущим исследователем признается исследователь, достигший высоких научных результатов в конкретной области наук и замещающий должность научного сотрудника в организации, для которого данная работа является основной.
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015. Т. 1, № 3
вии с утвержденным им положением о конкурсном отборе.
1.4. Предметом конкурса является отбор ведущих исследователей для выполнения ими индивидуальных планов по развитию научных направлений в учреждениях, являющихся для них основными в подготовке кадров высшей квалификации (в том числе, в сопоставлении со специальностями функционирующих в учреждении советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук).
1.5. Ведущий исследователь, отобранный по результатам конкурса, берёт на себя обязательства по реализации индивидуального плана и достижению его целевых показателей.
1.6. Государственная поддержка отобранных ведущих исследователей осуществляется путем предоставления из федерального бюджета субсидий учреждениям на выполнение государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности для возмещения затрат, связанных с финансовым обеспечением их деятельности.
1.7. Конкурсный отбор ведущих исследователей является открытым. Учредитель обеспечивает размещение информации о проведении и результатах конкурсного отбора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
____________________________________233
ЭН
актуальный документ и комментарии экспертов
2. Требования к реализации индивидуального плана
2.1. Реализация индивидуального плана предусматривает выполнение ведущим исследователем перечня работ, включающего:
- проведение научных исследований и разработок на мировом уровне, повышение публикационной активности учреждения;
- подготовку в учреждении кадров высшей квалификации;
- привлечение в учреждение средств на проведение научных исследований посредством организации (активизации) участия учреждения во внешних конкурсных системах (федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий, научных фондов, корпоративного сектора).
2.2. В рамках реализации ведущим исследователем индивидуального плана допускается следующее направление расходования средств субсидии:
оплата труда ведущего исследователя - не ниже 4-кратного размера средней заработной платы в соответствующем регионе.
2.3. Индивидуальный план составляется на 5 лет и может быть включен в трудовой договор, заключенный с ведущим исследователем (дополнительное соглашение к действующему трудовому договору).
2.4. Внесение обоснованных изменений в индивидуальный план ведущего исследователя осуществляется по согласованию с учредителем.
3. Требования к участникам конкурсного отбора
3.1. В конкурсном отборе могут принимать участие исследователи независимо от текущего места их основной работы (далее - претенденты).
3.2. В целях проведения конкурсного отбора Учредитель устанавливает для претендентов минимальные квалификационные требования (наличие ученой степени доктора или кандидата наук, стаж работы на научных должностях и др.) и требования к уровню результативности научной деятельности (публикационная, изобретательская активность, подготовка кадров высшей квалификации и др.).
3.3. Для лиц, не являющихся на момент
234___________________________________
проведения конкурсного отбора научными работниками учреждения, или лиц, планирующих изменение основного места работы и переход из одного учреждения в другое, дополнительным требованием является предоставление подтверждения от учреждения принять его на основную работу в должности научного работника в случае признания победителем конкурсного отбора.
4. Содержание заявки на участие в конкурсном отборе
4.1. Заявка на участие в конкурсном отборе должна содержать следующие сведения о претенденте и документы:
- сведения о квалификации, опыте работы и научных достижениях претендента;
- индивидуальный план и целевые показатели его выполнения;
- письмо учреждения, предусмотренное пунктом 3.3 настоящих Рекомендаций.
5. рассмотрение и оценка заявок на участие
в конкурсном отборе
5.1. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок претендентов осуществляется конкурсной комиссией учредителя в установленные сроки.
5.2. Основными критериями оценки конкурсных заявок претендентов являются:
1) квалификация и опыт претендента, включая:
- соответствие научной специализации претендента перечню специальностей научных работников, являющихся для учреждения основными в подготовке кадров высшей квалификации (в том числе, в сопоставлении со специальностями функционирующих в учреждении советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук);
- наукометрические показатели, характеризующие публикационную активность и ци-тируемость претендента (на основе сведений из баз данных «Сеть науки» (WEB of Science), Scopus, MathSciNet, ERIH, РИНЦ и др.);
- количество и характеристики результатов интеллектуальной деятельности, автором которых является претендент;
______ЭКОНОМИКА НАУКИ 2015, Т. 1, № 3
актуальный документ и комментарии экспертов
- опыт претендента по организации и руководству научным коллективом, выполнению научно-исследовательских работ, подготовке кадров высшей квалификации;
- государственное и международное признание научных заслуг претендента (наличие международных, государственных, ведомственных наград, почетных званий, премий);
2) содержание индивидуального плана, включая:
- полноту отражения работ и реализуемость индивидуального плана;
- оценку влияния результатов реализации индивидуального плана на развитие научной деятельности в учреждении.
5.3. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией с учетом результатов экспертизы конкурсных заявок претендентов, проведенной с привлечением специалистов (экспертов).
6. Заключительные положения
6.1. Учредитель контролирует заключение учреждениями трудовых договоров (дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам) с лицами, признанными победителями конкурсного отбора ведущих исследователей.
6.2. Учредитель может рекомендовать учреждениям определять для ведущего исследователя стимулирующие выплаты в размере до 30% его годовой заработной платы согласно нормативным затратам, либо до 5% от совокупного размера оплаты труда по научным (научно-техническим) проектам, выполняемым
эц
учреждением вследствие реализации ведущим исследователем индивидуального плана. Источником стимулирующих выплат являются привлеченные в учреждение ведущим исследователем средства на выполнение научных (научно-технических) проектов.
6.3. Учреждение ежегодно контролирует выполнение ведущим исследователем индивидуального плана и в установленный срок представляет сведения учредителю.
6.4. При возникновении в период выполнения государственного задания в сфере науки обстоятельств, не позволяющих ведущему исследователю продолжать работу в учреждении, допускается сохранение объема финансового обеспечения деятельности ведущего исследователя при изменении им места основной работы посредством перехода в другое учреждение, подведомственное учредителю, и удовлетворительном выполнении поставленных перед ним задач.
При переходе ведущего исследователя на основное место работы в другое подведомственное учреждение учредитель с начала нового финансового года увеличивает для учреждения, вновь установившего трудовые отношения с ведущим исследователем, размер субсидии на выполнение государственного задания в сфере науки на величину нормативных затрат на поддержку ведущего исследователя и одновременно уменьшает на соответствующую величину размер субсидии для учреждения, прекратившего с ведущим исследователем трудовые отношения.
ЭКОНОМИКА НАУКИ 5015, Т. 1, № 3
235