Научная статья на тему 'Об оптимизации информационной структуры летательного аппарата как средстве снижения затрат на контроль технического состояния'

Об оптимизации информационной структуры летательного аппарата как средстве снижения затрат на контроль технического состояния Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
62
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бизяев Р. В., Давыдов О. И., Калинин С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оптимизации информационной структуры летательного аппарата как средстве снижения затрат на контроль технического состояния»

4. Налимов В.В., Голикова Т.И. Логические основания планирования эксперимента. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Металлургия, 1981. - 151 с.

5. Налимов В.В. Таблицы планов эксперимента: для факторных и полиномиальных моделей. / Под. ред. В.В. Налимова - М.: Металлургия, 1982. - 180 с.

6. Недайвода А.К. Теоретические основы натурной отработки ракет-носителей. - СПб.: Политехника, 1996. - 256 с.

7. Шпур Р, Краузе Ф.-Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении / Пер. с нем. Г.Д. Волковой и др. (Под. ред. Ю.М. Соломенцева, В.П. Диденко). - М.: Машиностроение, 1988. - 648 с.

8. Свиридов А.Н. Измерение касательных напряжений при исследовании процесса обжатия поверхностей пульсирующим потоком жидкости. // Вестник машиностроения. -1993. - №1. - С. 34-36.

9. Тимиркеев Р.Г. Вопросы идентификации технологических испытаний оборудования. - М.: НИАТ, 1994.

10. Альбрехт А.В., Бизяев Р.В., Владимиров А.В., Бата-лин Н.Н., Пущенко Н.Н. Информационная модель сопровождения лабораторно-стендовой отработки изделий РКТ // Обще-

российский науч.-техн. журнал "Полет". - М.: Машиностроение. - 2004, №1. - С 47-53.

11. Недайвода А.К., Альбрехт А.В., Шолом А.М. Физические процессы в пневмогидросистемах ЖРДУ: Учеб. пособие. - Ч. 1: Системы наддува. - М.: МАТИ, 1996. - 156 с.

12. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. - М.: Машиностроение, 1981. - 164 с.

13. Таха Х. Введение в исследование операций: В 2-х кн. / Пер. с англ. В.Я. Алтаева, В.Т. Вавилова, В.С. Даниоина, В.И. Моторина - М.: Мир, 1985. - Кн. 1. - 479 с,; Кн. 2. - 496 с.

14. Круглов В.И. Оптимизация программ летных испытаний. // Сб. тезисов науч.-техн. конф. МАТИ. - М.: МАТИ, 1981.

15. Круглов В.И., Александровская Л.Н., Григорьев Г.И. Современные методы оценки показателей качества и надежности изделий машиностроения: Учебное пособие - М.: МАТИ, 1992 - 80 с.

16. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем / Пер. с англ. - М.: Мир, 1973. - 344 с.

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КАК СРЕДСТВЕ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Р.В. Бизяев, О.И. Давыдов, С.Ю. Калинин

В условиях тенденции к усложнению бортовых систем (БС) летательных аппаратов (ЛА), сопровождающейся ростом числа контролируемых параметров (КП), целесообразным является построение моделей и разработка методов контроля технического состояния (ТС) БС на основе обобщенных параметров.

При этом важным является вопрос формирования обобщенных параметров (ОП), поскольку потеря информации о значениях первичных контролируемых параметров снижает достоверность контроля и влечет несвоевременное принятие мер по его результатам.

Множество состояний БС ЛА характеризуется множеством признаков, элементы которых суть значения КП:

^Хо^ХАЪ ^Х^—ДОКО^, (1)

ХП={ХПЪ ХП2?...,ХП1ХП1}? (2)

где Х0 - множество значений определяющих параметров БС в целом; ХП - множество значений определяющих параметров П-й подсистемы БС, П=1-К; К - число подсистем сложной системы.

Соответствие множеств признаков множествам состояний устанавливается посредством функций соответствия, зависящих от способа контроля параметров, структуры БС, принятых допущений. В совокупности (1), (2) задают параметрическую модель, являющуюся основой для построения других моделей БС.

В [1] разработана матричная (табличная) модель БС на основе разбиения (1), (2) на непересекающиеся в каждом разбиении подмножества:

х„

XT

и A0g0,A0g0 = {x0iКе IgJ,

0 =i m0

,U.A0d0,A0d0 = {x0pIP е Id0b

Xn = U Ang1,Ang1 = {xljе Ig!},

gi=i

(3)

(4)

(5)

Xn = U A„d Andx = {xnfIf e IdJ. (6)

d1=1

где I(.) - количество элементов в подмножестве (.)-го множества.

Приведенные разбиения дополним условиями:

Aogo П А 0do -Xogo d0, (7)

Angl П ATnd1=Xng1 d1 ,

где go, gl, do, di - те же, что и в (3)-(6).

Последние означают, что разбиения сформировали матрицы из значений контролируемых параметров, строки и столбцы которой суть значений контролируемых параметров БС ЛА.

При допусковом контроле параметров значению каждого параметра ставится в соответствие логическая переменная в соответствии с условием:

[1, änee gi a^äi eä Ё1 а äi 1 öneä; [0, änee gi a^äi eä Ё1 ai ä äi 1 önea, где ^=1...N, N - общее число КП БС, определяемое на основании (1) и (2) следующим образом: k

N = Ix0I + £ IxnI,n = 1...k .

n=1

На значениях логических переменных наборов подмножеств (3)-(6) сформируем конъюнкции

хп=

n

n

m

следующим образом:

>1 1хо11

^ = ДХоР—,¥о1П0 = ЛХо1П0 ,

1 'по =4-1 +1

т1 1хп1

YПjl = ДХ*1>-">¥*„о = ЛХП^Пп '

Ч =тпп-1 +1

У^ = л Го

Yп,

Р1 =1

Л Хп

оРт

,1 =1

^п,

1хл\

= Лх ,

орт0 '

ртп =1 1т0 -1 +1

: ЛХп,тп •

=т„_ ,+1

(8)

(9)

(10)

(11)

Совокупность подмножеств (3)-(6) с заданным на нем отношением порядка, фиксирующим место каждого КП с его значением и конъюнкцией (8)-(11), задает матричную модель контроля БС ЛА.

Конъюнкции (8)-( 11) представляют собой ОП БС в целом и ее подсистем. По ОП (8) определяется ТС БС в целом с глубиной, задаваемой одним ОП. Так, нулевое значение любой конъюнкции из (8) свидетельствует о выходе значения одного или нескольких КП из набора, формирующего конъюнкцию, за пределы поля допуска (полей допуска) что позволяет определить ТС БС в целом как неработоспособное.

Дополнительная проверка ОП (10) позволяет благодаря условиям (7) найти ОП с нулевым значением из (3) и (4), а тем самым и подсистему БС, в которой появился дефект. Иначе говоря, только по ОП можно проводить контроль работоспособности и поиск дефекта в БС с глубиной до подсистемы БС, КП которой введены в (1). Аналогично по ОП (9), (11) можно определить ТС подсистемы БС с глубиной до элемента ее структуры, КП которой введены в (2).

Таким образом, только по ОП можно осуществлять проверку работоспособности и поиск дефекта в БС с глубиной, определяемой уровнем структуры БС, представленным КП в (1), (2). Общее число ОП равно: к

Ь + £ Ьп,

п=1

где Ь0=т0+п0 - из (3) и (4); Ьп=тп+пп - из (5) и (6);

Минимизация числа ОП, проведенная на основе геометрического программирования [2], позволила получить следующие соотношения, аналогичные для Ь0(т0,п0) и Ьп(тп,пп) и поэтому не-индексированные: т0 , акё Д/п" < 1;

*

т =

|т°-1 , агёё Д/п" > 1;п0 = то = ,п*=п0

то + по, айеё Д/по<1;

(12)

[т°-1+п°, айёё Д> 1; Д=(то)2-1х1

Снижение затрат на контроль БС по ОП обу-

словливается минимизацией их числа при заданном количестве КП и снижением длины линий связи источников информации с устройством обработки информации. Количественно эти снижения оцениваются на основании показателей:

Е1

Е1 =-

= ^,п = 1...к ,

Ь

Ь

N

Ьо + £ Ьп

п—1

к

К2 = (1Хо | —Ьо) . ¡1 + £ (I Хп I —Ьп) ■ ¡1п ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п=1

где 11 - средняя длина линии связи от формирователя обобщенных параметров БС в целом до устройства обработки информации (УОИ); 11п -средняя длина линии связи от формирователя обобщенных параметров п-й подсистемы БС до УОИ.

Анализ показателей (13)-(15) позволяет сделать вывод о влиянии на них структуры БС, причем увеличение степени интеграции БС как объекта контроля приводит к росту значений показателей. Последнее позволяет сделать вывод о целесообразности построения матричной модели не БС, а структуры бортового оборудования, расположенного в определенном месте на борту ЛА. При этом в состав контролируемой структуры могут входить структурные элементы различных БС.

Решение задачи минимизации средних затрат на контроль ТС по ОП предполагает наличие следующих исходных данных.

1) физических моделей БС ЛА;

2) перечня КП БС - X1,...,XN с выделенным ОП - Х0 и параметрами хп, п=1...к для каждой БС;

3) перечня аварийных параметров Хоа для БС и ЛА в целом;

4) топографии ЛА с предполагаемым размещением бортовой аппаратуры;

5) математического ожидания и дисперсии времени на проверку одного КП - М[ДТ], а2[ДТ];

6) математического ожидания затрат в единицу времени того или иного вида ресурса на контроль - С.

В качестве ограничений введены следующие:

— длина линий связи системы контроля - 1тах.

— минимальное время развития дефекта в аварийную ситуацию по каждому аварийному определяющему параметру - 8 = 1....Т.

Формальная постановка задачи имеет вид:

найти:

к п=1

Ьоа{М[Д?] + За} < еаэтт,

:С(Ьо + Ь + £ Ьп) ■ М[Д1] ^ т'п (16)

о оа п 1<K<N

при ограничениях

1 < 1т

Так как величины С,М[ДТ],а [Д?] известны,

о

п

I

Х

т

то (16) перепишем в виде: найти:

L0,L0a,K* :(L0 + Loa + £Ln) ^ mi

min

1<K <N

при ограничениях

Loa {M[ Д t] + 3a} < tas min,

l < lmax.

(17)

(18) (19)

В отличие от традиционных постановок задач минимизации средних затрат на контроль, последние сводятся к оптимальному с точки зрения (17) разбиению контролируемой структуры бортового оборудования ЛА.

Введем следующее определение.

Информационная структура объекта контроля - совокупность источников информации (датчиков) с формирователями ОП, линиями связи, размещенных на объекте в определенных местах.

Таким образом, задача (17) является задачей синтеза оптимальной информационной структуры ЛА и может быть решена методом последовательных приближений. Сущность метода заключается в декомпозиции информационной структуры ЛА, полагая ее в первом приближении интегрированной в «монолит» с последующим снижением степени интегрирования на каждом шаге декомпозиции (приближения) с учетом (18), (19).

Алгоритм, реализующий метод последовательных приближений, включает следующие шаги.

1. На основании топографии ЛА выбрать вариант его информационной структуры с максимально возможной степенью интеграции структурных элементов различных БС.

2. Проверить наличие в перечне КП множества Хоа аварийных ОП, при отсутствии Хоа перейти к шагу 5, в противном случае - к шагу 3.

3. Сформировать первый уровень, матричной модели контроля ЛА из Хоа. Вычисление Loa произвести по формулам (12).

4. Проверить выполнение условия (18). При отрицательном результате перейти к шагу 9, в противном случае - к следующему шагу.

5. Сформировать второй уровень матричной модели контроля ЛА из Хо. Вычисление Lo произвести по формулам (12).

6. Проверить в перечне КП наличие множеств Хп, п=1...к. При отсутствии множеств перейти к шагу 8, в противном случае - к следующему шагу.

7. Сформировать третий уровень матричной модели контроля ЛА из КП Хп. Вычисление Ln произвести по формулам (12).

8. Проверить выполнение условия (19) с учетом того, что l = £ lij - длина линий связи между

i,j

элементами выбранной на i-м шаге информационной структуры. При выполнении условия перейти к шагу 11, в противном случае - к шагу 1.

9. Выполнить операцию усечения - xoa\xoas для xoas с tas min.

10. Изменить информационную структуру с учетом усечения шага 9. Перейти к шагу 3.

11. Конец.

Предлагаемый укрупненный алгоритм реализует метод, в основе которого с целью минимизации затрат формируется информационная структура ЛА.

Список литературы

1. Бизяев Р.В. Системная технология диагностирования стендовых изделий РКТ.М.: Изд-во МАИ, 1997, 164 с.

2. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 990. 544 с.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАЗЕМНОЙ СТЕНДОВОЙ ОТРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

А.С. Ким

Технология производства и испытаний летательных аппаратов претерпевает существенные изменения, поскольку изменились базовые условия функционирования предприятий ракетно-космической отрасли. Применение новых технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации затронуло все аспекты создания изделий ракетно-космической техники (РКТ).

В современных условиях рынка внешняя среда вынуждает предприятия РКТ создавать новые схемы кооперативного взаимодействия, в рамках

которых совокупность предприятий оформляется как законченная самостоятельная структура, осуществляющая обеспечение всех этапов жизненного цикла изделия, включая и применение по назначению.

Проблема создания собственно технологий, обеспечивающих гибкость и высокую степень адаптации базовых условий функционирования предприятий РКТ, осложняется новыми процессами, возникающими в распределенных организационных средах этих предприятий и существенно влияющими на возможные подходы к распределению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.