Борис Николаевич Карев,
старший преподаватель
Борис Андреевич Сидоров,
кандидат технических наук, зав. кафедрой
Андрей Леонидович Соломин,
кандидат педагогических наук, доцент
Уральский государственный лесотехнический университет
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ВРЕМЕНИ НАРАСТАНИЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ И МАКСИМАЛЬНОГО ЗАМЕДЛЕНИЯ ПРИ ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОМОБИЛЯ
Время нарастания замедления, замедление, скорость, экстренное торможение, дорожно-транспортное происшествие.
Rise time of retarding, retarding, speed, emergency braking, road-transport incident.
Практика показывает, что табличные значения величин j и tn з могут применяться не всегда, а только в тех случаях, когда дорожные условия на месте ДТП аналогичны дорожным условиям, при которых получены экспериментальные значения переменных j и tn з . Если, например, дорожное покрытие в условиях гололеда посыпано песком, колеса оснащены шипами или неисправна тормозная система и т. д., величины j и tn з могут существенно отличаться от табличных значений. Это означает, что использование табличных данных величин j и tn з приведет к большим ошибкам в определении остановочного пути и начальной скорости торможения и, следовательно, к неверным выводам.
Чаще всего предлагаемый метод может быть использован при наезде на пешехода, когда в результате наезда автомобиль получает незначительные повреждения и могут быть произведены контрольные торможения.
Будем предполагать следующее:
1) могут быть произведены два контрольных торможения с различными начальными скоростями V1° и V20 (для определенности V20 < V10);
2) произведены замеры длин следов юза S\m и S2m (S2m > S1m) при обоих контрольных торможениях;
3) считаем, что при обоих контрольных торможениях величины j и ?н з одинаковы.
В рассматриваемом случае выполняются равенства
К_+sl2S17
и
V0_W2/S2T.
Рассмотрим систему уравнений
г
К_j,ç +-/Г;
<
V20 _ jttl +V2/V
Вычтем первое уравнение системы из второго, получим равносильную систему
г
V _ jiç +^IЩ:■;
< 2
У0 - v°=J2~sу -,Д/ў.
Из второго уравнения системы находим
г
К _ /У + л/ЇУ~
'; _ (V0 - У0)2
. 2g/s2t-4S*)1'
Подставив значение j в первое уравнение, получим
О
t _ 4^S27-лУУ v° · 1 АГ
iç (У20 - У.0)2 vı VS2^ А
<
j _ V0 - У.0)2
2(fi^ -VS^)2.
Таким образом, получили, что при сделанных допущениях (1)-(3) значения величин j и tn з в условиях конкретного ДТП могут быть однозначно определены при использовании двух контрольных экстренных торможений с двумя различными начальными скоростями по формуле (1). Однако для практического использования удобнее пользоваться формулами
2V1
<·=-t
і
8S
1L
j
0\2
j
(V- - VO
2G/S27 -Діл2'
(2)
Примечание. Определение начальной скорости автомобиля при контрольном экстренном торможении по спидометру может привести к получению большой погрешности в определении величин j и tK з , так как скорость по спидометру определяется далеко не точно. Поэтому после проведения контрольных торможений необходимо провести тарировку спидометра, что позволит достаточно точно определить значения величин j и tK з , а следовательно, и достаточно точно определить начальную скорость автомобиля при экстренном торможении, а также остановочный путь в условиях ДТП.
Пример.
Автомобиль «Мерседес-Бенц» серии 190 Е в снаряженном состоянии на мокром асфальтобетонном покрытии (при отключенном ABS) совершил наезд на пешехода. Водителем автомобиля применено экстренное торможение. На дорожном покрытии оставлен след юза от колес передней оси длиной Sro = 42,3 м. Проведено два контрольных торможения при скоростях 30 и 40 км/ч. След юза от колес передней оси S1k> при скорости V1° = 30 ei /^ составил 4,5 м, а след S2ro при скорости V20 = 40 ei /^ - 8,4 м. Считая, что время запаздывания срабатывания тормозного привода U, п = 0,1 с, а время реакции водителя tp = 1 c, можно определить начальную скорость торможения автомобиля «Мерседес-Бенц» и его остановочный путь.
Вычислим время нарастания замедления и величину установившегося замедления по формуле (2):
t _ 2V0 _
iç j V
8S1b _ 2 · 8,33
j
4,976 V
8 · 4,5
4,976
_ 0,658 c;
V - K)2
(11,11 -8,33)2 _ 7,728
4,976 ı /n2.
2(yfs2b-JSb)2 2(VM-Vi5)2 2 ·0,532
Определим начальную скорость V торможения автомобиля в условиях ДТП. Для этого используем формулу
V0 _ jtiç + 7 2 jSb _ 4276 · 0,658 + V 2 · 4,976 · 42,3 _ 22,155ı /n, (3)
что соответствует скорости V = 79,56 км/ч.
Вычислим значение
V* _
2
1 ç
4,976
2
· 0,658 _ 6,548 ı /n,
что соответствует скорости V = 23,574 км/ч.
Так как расчетная скорость V = 79,56 км/ч удовлетворяет неравенству
V = 79,56 км/ч > V* = 23,574 км/ч,
(4)
то для определения остановочного пути автомобиля «Мерседес-Бенц» используем вторую формулу равенства:
S(2) _
2
tçV0 + 2 V0. ç 3 ]j
2V j
—(T - tç), 0 < V0 £ j(T - tç); j 2 ç
1(T +1 )V0 + (V ) j /T7 '42 тл0 > j
2
(T - tç)2, Vu (T - tç);
2 j 24 ç 2 ç
так как выполняется неравенство (4), то
Sîn0 _ |(T + tç)V0 +
(V0)1 - j 2j 24
, 1
(T- tç)2 _-(1 + 0,1 + 0,658 +
+1,1) · 22,155 +
(22,155)2 4,976
2 · 4,976
24
2
(0,658)2 _ 80,89 ı .
Теперь вычислим начальную скорость Vl° торможения автомобиля в условиях ДТП, используя табличные значения С з = 0,4 с, j = 7,70 м/с . Для этого используем формулу
V = i2hç + = -γ ■ 0,4 + V 2 · 7,7 · 42,3 = 27,063i/й (6)
что соответствует скорости V1° = 97,427 ei /у
Остановочный путь вычисляем по формуле, которую обычно используют эксперты при проведении автотехнических исследований:
S»*=2(T+tç)V[0+ψ=
-(1 + 0,1 + 0,4 +1,1) · 27,063 + (27,063) = 82,74 i 2 2 · 7,7
(7)
Сравнивая результаты (3), (6) и (5), (7), имеем:
DV = V0 - V0 = 97,427 - 79,56 = 17,86 ei /-,
DS = - ^,й5 = 82,74 - 80,89 = 1,85i
Из последних равенств видно, что погрешности определения скорости движения автомобиля и остановочного пути при использовании табличных значений величин j и /н з существенны.
Рассматривается метод нахождения времени нарастания замедления и величины замедления в условиях ДТП с использованием двух контрольных экстренных торможений.
* * *
Method of deceleration increase measurement and deceleration measurement under road accident circumstances with the use of two testing urgent braking.
Суворов Ю. Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: учеб. пособие. -М.: Экзамен; Право и закон, 2003. - Табл. П10.