Научная статья на тему 'Об определении величины времени нарастания замедления и максимального замедления при экстренном торможении лесовозного автомобиля'

Об определении величины времени нарастания замедления и максимального замедления при экстренном торможении лесовозного автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ НАРАСТАНИЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ / ЗАМЕДЛЕНИЕ / СКОРОСТЬ / ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / RISE TIME OF RETARDING / SPEED / EMERGENCY BRAKING / ROAD-TRANSPORT INCIDENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карев Борис Николаевич, Сидоров Борис Андреевич, Соломин Андрей Леонидович

Рассматривается метод нахождения времени нарастания замедления и величины замедления в условиях ДТП с использованием двух контрольных экстренных торможений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Карев Борис Николаевич, Сидоров Борис Андреевич, Соломин Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deceleration increase and maximum deceleration measurement under urgent braking of timber transporter

Method of deceleration increase measurement and deceleration measurement under road accident circumstances with the use of two testing urgent braking.

Текст научной работы на тему «Об определении величины времени нарастания замедления и максимального замедления при экстренном торможении лесовозного автомобиля»

 Борис Николаевич Карев,

старший преподаватель

Борис Андреевич Сидоров,

кандидат технических наук, зав. кафедрой

[email protected]

Андрей Леонидович Соломин,

кандидат педагогических наук, доцент

Уральский государственный лесотехнический университет

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ВРЕМЕНИ НАРАСТАНИЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ И МАКСИМАЛЬНОГО ЗАМЕДЛЕНИЯ ПРИ ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОМОБИЛЯ

Время нарастания замедления, замедление, скорость, экстренное торможение, дорожно-транспортное происшествие.

Rise time of retarding, retarding, speed, emergency braking, road-transport incident.

Практика показывает, что табличные значения величин j и tn з могут применяться не всегда, а только в тех случаях, когда дорожные условия на месте ДТП аналогичны дорожным условиям, при которых получены экспериментальные значения переменных j и tn з . Если, например, дорожное покрытие в условиях гололеда посыпано песком, колеса оснащены шипами или неисправна тормозная система и т. д., величины j и tn з могут существенно отличаться от табличных значений. Это означает, что использование табличных данных величин j и tn з приведет к большим ошибкам в определении остановочного пути и начальной скорости торможения и, следовательно, к неверным выводам.

Чаще всего предлагаемый метод может быть использован при наезде на пешехода, когда в результате наезда автомобиль получает незначительные повреждения и могут быть произведены контрольные торможения.

Будем предполагать следующее:

1) могут быть произведены два контрольных торможения с различными начальными скоростями V1° и V20 (для определенности V20 < V10);

2) произведены замеры длин следов юза S\m и S2m (S2m > S1m) при обоих контрольных торможениях;

3) считаем, что при обоих контрольных торможениях величины j и ?н з одинаковы.

В рассматриваемом случае выполняются равенства

К_+sl2S17

и

V0_W2/S2T.

Рассмотрим систему уравнений

г

К_j,ç +-/Г;

<

V20 _ jttl +V2/V

Вычтем первое уравнение системы из второго, получим равносильную систему

г

V _ jiç +^IЩ:■;

< 2

У0 - v°=J2~sу -,Д/ў.

Из второго уравнения системы находим

г

К _ /У + л/ЇУ~

'; _ (V0 - У0)2

. 2g/s2t-4S*)1'

Подставив значение j в первое уравнение, получим

О

t _ 4^S27-лУУ v° · 1 АГ

iç (У20 - У.0)2 vı VS2^ А

<

j _ V0 - У.0)2

2(fi^ -VS^)2.

Таким образом, получили, что при сделанных допущениях (1)-(3) значения величин j и tn з в условиях конкретного ДТП могут быть однозначно определены при использовании двух контрольных экстренных торможений с двумя различными начальными скоростями по формуле (1). Однако для практического использования удобнее пользоваться формулами

2V1

<·=-t

і

8S

1L

j

0\2

j

(V- - VO

2G/S27 -Діл2'

(2)

Примечание. Определение начальной скорости автомобиля при контрольном экстренном торможении по спидометру может привести к получению большой погрешности в определении величин j и tK з , так как скорость по спидометру определяется далеко не точно. Поэтому после проведения контрольных торможений необходимо провести тарировку спидометра, что позволит достаточно точно определить значения величин j и tK з , а следовательно, и достаточно точно определить начальную скорость автомобиля при экстренном торможении, а также остановочный путь в условиях ДТП.

Пример.

Автомобиль «Мерседес-Бенц» серии 190 Е в снаряженном состоянии на мокром асфальтобетонном покрытии (при отключенном ABS) совершил наезд на пешехода. Водителем автомобиля применено экстренное торможение. На дорожном покрытии оставлен след юза от колес передней оси длиной Sro = 42,3 м. Проведено два контрольных торможения при скоростях 30 и 40 км/ч. След юза от колес передней оси S1k> при скорости V1° = 30 ei /^ составил 4,5 м, а след S2ro при скорости V20 = 40 ei /^ - 8,4 м. Считая, что время запаздывания срабатывания тормозного привода U, п = 0,1 с, а время реакции водителя tp = 1 c, можно определить начальную скорость торможения автомобиля «Мерседес-Бенц» и его остановочный путь.

Вычислим время нарастания замедления и величину установившегося замедления по формуле (2):

t _ 2V0 _

iç j V

8S1b _ 2 · 8,33

j

4,976 V

8 · 4,5

4,976

_ 0,658 c;

V - K)2

(11,11 -8,33)2 _ 7,728

4,976 ı /n2.

2(yfs2b-JSb)2 2(VM-Vi5)2 2 ·0,532

Определим начальную скорость V торможения автомобиля в условиях ДТП. Для этого используем формулу

V0 _ jtiç + 7 2 jSb _ 4276 · 0,658 + V 2 · 4,976 · 42,3 _ 22,155ı /n, (3)

что соответствует скорости V = 79,56 км/ч.

Вычислим значение

V* _

2

1 ç

4,976

2

· 0,658 _ 6,548 ı /n,

что соответствует скорости V = 23,574 км/ч.

Так как расчетная скорость V = 79,56 км/ч удовлетворяет неравенству

V = 79,56 км/ч > V* = 23,574 км/ч,

(4)

то для определения остановочного пути автомобиля «Мерседес-Бенц» используем вторую формулу равенства:

S(2) _

2

tçV0 + 2 V0. ç 3 ]j

2V j

—(T - tç), 0 < V0 £ j(T - tç); j 2 ç

1(T +1 )V0 + (V ) j /T7 '42 тл0 > j

2

(T - tç)2, Vu (T - tç);

2 j 24 ç 2 ç

так как выполняется неравенство (4), то

Sîn0 _ |(T + tç)V0 +

(V0)1 - j 2j 24

, 1

(T- tç)2 _-(1 + 0,1 + 0,658 +

+1,1) · 22,155 +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(22,155)2 4,976

2 · 4,976

24

2

(0,658)2 _ 80,89 ı .

Теперь вычислим начальную скорость Vl° торможения автомобиля в условиях ДТП, используя табличные значения С з = 0,4 с, j = 7,70 м/с . Для этого используем формулу

V = i2hç + = -γ ■ 0,4 + V 2 · 7,7 · 42,3 = 27,063i/й (6)

что соответствует скорости V1° = 97,427 ei /у

Остановочный путь вычисляем по формуле, которую обычно используют эксперты при проведении автотехнических исследований:

S»*=2(T+tç)V[0+ψ=

-(1 + 0,1 + 0,4 +1,1) · 27,063 + (27,063) = 82,74 i 2 2 · 7,7

(7)

Сравнивая результаты (3), (6) и (5), (7), имеем:

DV = V0 - V0 = 97,427 - 79,56 = 17,86 ei /-,

DS = - ^,й5 = 82,74 - 80,89 = 1,85i

Из последних равенств видно, что погрешности определения скорости движения автомобиля и остановочного пути при использовании табличных значений величин j и /н з существенны.

Рассматривается метод нахождения времени нарастания замедления и величины замедления в условиях ДТП с использованием двух контрольных экстренных торможений.

* * *

Method of deceleration increase measurement and deceleration measurement under road accident circumstances with the use of two testing urgent braking.

Суворов Ю. Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: учеб. пособие. -М.: Экзамен; Право и закон, 2003. - Табл. П10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.