A.V. Krotov1, M.V. Melekhina2, V.A. Melekhin2
'Altai State University, Barnaul, Russia;
2Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia
ESOTHERIC KNOWLEDGE AS AN ELEMENT OF THE METHODOLOGY OF SOCIAL STUDY OF CULTURAL HERITAGE
The article is devoted to the study of the methodological problem of the social study of the cultural heritage, with the use of esoteric knowledge. The role and significance of esoteric knowledge within the framework of a broader understanding of the surrounding world is shown. Esoteric systems takes origins from the very beginning of human civilization and are spiritually and culturally associated with daily experience of human existence. There is some connection between the religious worldview in Buddhism and mystical practices. This religion deals with the mystical context of the worldview. The article gives the vision of the world that is constructed through myths by religion; analyzes the role of the eastern meditative tradition in inner world of the man; characterizes the main practices of esoteric knowledge. It is argued that esoteric knowledge should be considered like a kind of protoscientific stage in the development of cognitive theory and practice. The authors carry out analytical work in the article with the usage of dialectical materialism. In conclusion, the idea of recognizing esoteric knowledge as an important part of a holistic understanding of the cultural heritage of humanity is approved.
Key words: cultural heritage, esoteric knowledge, religion, myth, culture, worldview.
УДК 902(571.1/.5)
Н.А. Кузнецов
МАУКМузей-заповедник «Кузнецкая крепость», Новокузнецк, Россия
ОБ ОДНОЙ ИЗ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЮЖНОЙ СИБИРИ
По материалам исследований в Кузнецкой котловине, погребальный обряд верхнеобской культуры включал в себя несколько этапов, одним из которых являлось длительное хранение тела умершего до полного его разложения, перед кремацией. Таким этапом выступал обычай «воздушного погребения», следы которого фиксируются у народов Саяно-Алтая вплоть до начала ХХ в. Такое открытое погребение имеет явное сходство с зороастрийскими ритуалами. Внешнее сходство с зороастрийскими традициями позволило средневековым арабским географам говорить об «огнепоклонниках» на Иртыше. Однако совершенно невозможно напрямую связывать погребальные обряды, включающие кремацию костей умершего человека с зороастрийскими традициями, где такое обращение с огнем считается большим грехом. Их объединяет только «подготовительный этап», когда останки человека отдавали на съедение птицам и насекомым. Зоро-астрийская идеология, возможно, оказала некоторое влияние на мировоззрение тюрков Южной Сибири, но, в целом, это совершенно иная традиция.
Ключевые слова: верхнеобская культура, зороастризм, кремация, воздушные погребения, Южная Сибирь.
Погребальный обряд верхнеобской культуры удивительно сложен. Долгое время считалось, что погребальным обрядом этих племен были кремация на стороне и захоронение в могиле пепла сожженного человека. Однако по деталям погребений в Кузнецкой котловине удается проследить, что обряд был сложнее. Очевидно, что количество пепла сожженного человека в захоронениях резко не соответствует количеству пепла, который должен оставаться от кремации тела. Количество пепла в погребении может колебаться от нескольких килограммов до нескольких граммов. Это обусловлено как тем, что сжигалось не тело, а освобожденные от мягких тканей кости, так и тем, что кости, возможно, до кремации доходили не в полном составе. В некоторых случаях удалось проследить, что в погребения вместе с остатками кремации попадали не побывавшие в огне отдельные кости, которые, по-видимому, были собраны с места воздушного погребения позже огненной церемонии, но до церемонии сооружения кургана. Также фиксируется разная сохранность элементов одежды, что позволяет утверждать, что часть одежды погребенного человека была сожжена, а часть в огне не была.
Без сомнения, погребальный обряд включал в себя несколько этапов, одним из которых являлось длительное хранение тела умершего перед кремацией. Таким этапом выступал обычай «воздушного погребения», следы которого фиксируются в Южной Сибири вплоть до начала ХХ в.
В.М. Кимеев, ссылаясь на сведения Вербицкого и Дыренковой, пишет, что шорцы до распространения православия, вместо гроба, тело покойника зашивали в кусок кендыря или в пластину бересты и подвешивали в ветвях кедра или оставляли на специальном помосте, установленном на четырех столбах. Еще в начале ХХ в. встречались детские воздушные захоронения в деревянном ящике, укрепленном прутьями или веревками на дереве. При наземном захоронении долбленый гроб оставляли в лесу и заваливали валежником или делали на поверхности сруб, куда помещали тело умершего с вытянутыми вдоль тела руками и прикрывали сруб куском бересты [Кимеев, Копытов, 2018, с. 440].
Этот же ритуал, очевидно, зафиксирован на карте Дженкинсона. Многократно издававшаяся разными издателями карта «Руссии, Московии и Тартарии» 1562 г., составленная Дженкинсоном, содержит очень любопытные сведения. Следует указать, что Энтони Дженкинсон был первым полномочным послом Британской короны в России и более того, ему было поручено найти путь в Китай через Сибирь. Дженкинсон даже предпринял путешествие в Бухару в рамках поиска пути в Китай. Поэтому его карта заслуживает определенного доверия. Самый «северо-восточный» участок карты занимают «Колмаки» (Со1таск). Рядом с территорией «колмаков» находится изображение деревьев, увешанных людьми. Подпись на латыни сообщает, что «народ киргизский живет толпами, т.е. в ордах... Когда кто-нибудь из них умирает, то вместо погребения его вешают на дерево».
Традиция вешать умерших на деревья фиксируется на значительной части Северной Азии. Синь Тан Шу отмечает этот обычай у ки-даней. Идес и Брандт указывают на существование такого обычая у тунгусов. Многочисленные мусульманские компиляторы приводят сведения о том, что кыргызы не хоронят своих умерших, а вешают их на деревья.
Мы считаем, что сведения арабских и персидских географов об огнепоклонниках среди тюркских племен являются как раз объяснением подобных погребальных церемоний. Например, Ал-Идриси сообщает: «Кимаки - народ большой, многочисленный, они - маги, поклоняются огню. Среди них есть зиндики [манихеи]» [Кумеков, 2018, с. 111].
Страну кимаков по Ал-Идриси достаточно легко локализовать -это Верхний Иртыш, а более узко - территория Алтайских предгорий, Обь-Иртышское междуречье. Территория, которая входит в единую историко-культурную зону с Кузнецкой котловиной. «Маги» - огнепоклонники, или зороастрийцы, действительно, пытались проповедовать свою религию среди тюрков. Известно, что в ставке тюркских каганов на Орхоне присутствовали миссионеры-проповедники из Ирана. Но никак нельзя напрямую связывать погребальные обряды, включающие кремацию костей умершего человека, с зороастрийскими традициями, где такое обращение с огнем считается страшным грехом. Их объединяет только «подготовительный этап», когда останки человека отдавали на съедение птицам и насекомым. Очевидно, именно эта стадия погребального обряда зафиксировалась на Северном Алтае как традиция «вешать умерших на деревья».
После того, как птицы и животные освобождали кости от мягких тканей, их собирали и сжигали на сильном огне. Кальцинированные кости (пепел) хоронили в кургане. Дно ямы выстилали вареной берестой, укрепляли деревянной рамой. Возможно иногда, подобно таштыкским погребальным традициям, пепел зашивали в куклу, имитирующую тело человека, потому что некоторые могильные ямы выкапывались по размеру тела, а сопроводительный инвентарь расположен аналогично тому, как он мог быть расположен при захоронении по обряду ингумации. Однако фиксируется в погребениях и пепел в берестяном туеске, и равномерно рассыпанные кальцинированные кости по площади могильной ямы. Пепел помещали в могилу вместе с вещами покойного. Часть металлических деталей имеет следы сильного огня (бронза плавится, костяные изделия сгорают), а часть аналогичных предметов, например, половина поясных накладок, в огне не были. На краю могилы совершались какие-то ритуалы, о чем свидетельствуют угольки, зубы лошади, следы деревянных столбиков. Таким образом, прослеживается некоторое внешнее сходство с зороастрийскими традициями, что позволило мусульманским географам говорить об «огнепоклонниках» на Иртыше.
Библиографический список
Кимеев В.М., Копытов А.И. Горная Шория: История и современность: историко-этнографические очерки. Кемерово, 2018. 600 с.
Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972. 153 с.
N.A. Kuznetsov
"KuznetskFortress"Museum-Reserve, Novokuznetsk, Russia
ABOUT ONE OF THE FUNERAL TRADITIONS OF SOUTH SIBERIA
The burial rite of Verhneobskaya culture included several stages, one of which was the long-term storage of the body of the deceased until its complete decomposition. This stage was the practice of "air burial", the traces of which are recorded among the peoples of Sayano-Altai until the beginning of the 20th century. Such "air burial ritual" has a clear resemblance to the Zoroastrian rituals. The external similarity with the Zoroastrian traditions allowed the early Muslim geographers to speak about the "fire worshipers" on the Irtysh region. However, we cannot directly associate funeral rites, including cremation of the bones of a deceased person, with Zoroastrian traditions, where such handling of fire is considered a great sin. They are united only by the "preparatory stage", when human remains were given to be eaten by birds and insects. Zoroastrian ideology may have had some influence on the worldview of the Siberian Turks, but in general, this is a completely different tradition.
Key words: Verkhneobskaya culture, Zoroastrianism, cremation, air burials, South Siberia.
УДК 902«631/634»(571.150)
А.Л. Кунгуров
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
НОВЫЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ КАМЕННОГО ВЕКА В АЛТАЙСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В последние годы в Алтайском районе Алтайского края были зафиксированы три новых местонахождения каменного века, расположенные в долинах рек Сараса (пещеры Пролетарка и Большая Кыркалинская) и Каменка (Нижнекамен-ская Сопка-4). Все археологические находки обнаружены в ходе экскурсионных маршрутов. Основные исследования в Алтайском районе в последние годы проводились, преимущественно, в долине Катуни, а работы в окрестностях сел Алтайское и Нижнекаменка не проводились [Кунгуров, 2004]. Вместе с тем данный регион чрезвычайно перспективен для поиска и изучения памятников различных хронологических периодов. Это подтверждается находками, анализу которых посвящена настоящая статья. Нижнекаменская Сопка-4 обнаружена выпускником АлтГУ Д.С. Раднером в 2007 г. В пещерах Большая Кыркылинская и Пролетарская артефакты обнаружены автором при осмотре их особенностей в 2008 г.
Ключевые слова: Алтайский район, пещера, стоянка, скол, отщеп, керамика, галерея.