УДК 551.4+551.87(571.15)
ОБ ОДНОЙ ИЗ ГИПОТЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ОСТАНЦОВ НА БЕРЕГАХ КОЛЫВАНСКОГО ОЗЕРА
Г.Г. Русанов
ОАО «Горно-Алтайская экспедиция», E-mail: [email protected] Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск,
По одной из гипотез гранитные останцы на берегах Колыванского озера образовались в зоне берегового прибоя древнего моря. Приводятся доказательства, что ни древнее море, ни Мансийское озеро-море в конце позднего неоплейстоцена не имеют отношения к образованию останцов. Это результат особенностей длительного выветривания и денудации крупнозернистых порфировидных полиминеральных интрузивных образований.
Ключевые слова: останец, море, озеро, денудация, выветривание.
В северо-западном предгорье Алтая у подножия Колыванского хребта на абсолютной высоте 337 м находится Колыванское озеро, берега которого, особенно восточный, обрамляют многочисленные останцы выветривания и денудации причудливой формы, создающие невероятно привлекательный ландшафт. Они приурочены преимущественно к крупнозернистым порфиро-видным гранитам с матрацевидной отдельностью Саввушкинского интрузивного массива позднепермско-раннетриасового возраста. Колыванское озеро, являющееся памятником природы, привлекает многочисленных туристов и отдыхающих со всей России, которых не в последнюю очередь интересует и происхождение этих останцов. Однако по этому вопросу среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения.
На многочисленных сайтах в Интернете [1] особой популярностью пользуется абразионная гипотеза, суть которой заключается в том, что многочисленные причудливые гранитоидные останцы на берегах Колыванского озера, по мнению многих геологов, образовались в результате волновой деятельности в зоне берегового прибоя древнего моря, некогда занимавшего всю Западно-Сибирскую равнину, и последу-
ющего выветривания. Причем под выветриванием часто понимается лишь собственно деятельность ветра, то есть дефляция. Однако эта красивая гипотеза несостоятельна, и геологи не могут иметь к ней никакого отношения.
Давно установленный факт, что древнее палеозойское море с территории, примыкающей к Колыванскому озеру, ушло еще в конце среднего девона, то есть более, чем за 100 млн. лет до того, как в толщу земной коры произошло внедрение Саввушкинского интрузивного массива. А после его образования нужны были еще не менее 100 млн. лет, чтобы тектоническими и денудационными процессами этот массив был выведен на дневную поверхность. В карбоне палеозойское море окончательно покидает пределы Алтайского края, и на протяжении большей части мезозоя (в триасе и юре) на территории Алтая моря не было.
В конце мезозоя в ходе меловой трансгрессии море занимало вначале лишь северо-западный угол Алтайского края и не проникало дальше Кулунды, Славгорода и Бурлы [2]. Лишь к концу позднемелового времени (в кампане и маастрихте) море продвинулось на юго-восток еще на 150 км и его ближайшая граница проходила по линии Угловский кордон - Озерно-Кузнецово - Симоново
- Новосоветский [3-4], т.е. все равно находилась не менее, чем в 130-150 км к западу от Колыванского озера. И примерно на этой же линии граница моря просуществовала почти всю первую половину кайнозоя до эоцена включительно. Ранее границу максимума морской палеогеновой трансгрессии проводили на 50-75 км еще дальше (северо-западнее) по линии Малиновое Озеро -Волчиха - Кочки - Завьялово - Овечки-но - Камень-на-Оби [5]. К началу оли-гоцена (34 млн. лет назад) море окончательно покинуло пределы равнинной части Алтайского края и больше уже никогда не возвращалось [2].
Несколько иную и более конкретную версию этой гипотезы для объяснения образования останцов предлагает Г.Я. Барышников [6]. Он отмечает, что гранитоидные останцы на берегах Ко-лыванского озера отличаются «зализан-ностью» склонов и многочисленными округлыми и овальными микрозападинами: диаметр - от нескольких десятков сантиметров до 1,5 м и более, глубина -10-40 см, реже больше. Они располагаются как на вертикальных стенках, так и субгоризонтальных поверхностях и представляют собой котловины вымывания. По его мнению, все это свидетельствует об их размыве и разрушении в прибрежной зоне какого-то очень крупного водоема. «Зализанность» склонов этих останцов считают результатом обработки [7].
Таким водоемом, по представлениям Г.Я. Барышникова [6], было Мансийское озеро-море глубиной в 400-500 м, которое позднее 25-20 тыс. лет назад к югу от устья Иртыша занимало всю Западно-Сибирскую равнину и предгорья Алтая, а к северу равнина была покрыта мощным ледниковым покровом, блокировавшим сток на север. Однако очень серьезные возражения есть и против этой версии.
Во-первых, в Горном Алтае в восточной части высокогорного плато Укок в интервале абсолютных высот
2700-3300 м находится Калгутинский интрузивный массив раннеюрского возраста. В рельефе это четко выраженная крупная купольная морфоструктура, подчеркиваемая центробежным рисунком гидросети. В нее врезаны ледниковые кары и расходящиеся в разные стороны троговые верховья долин рек Кал-гуты, Аргамджи, Садокбай, Жумалы и Усай. Этот массив представлен крупнозернистыми порфировидными гранитами с матрацевидной отдельностью. Петрографически они точно такие же, как и на восточном берегу Колыванско-го озера. С юга к междуречью Калгуты и Аргамджи примыкает восточная часть Бертекской межгорной впадины, которую во время последнего оледенения занимало крупное ледниково-подпрудное озеро. Его максимальный уровень мог достигать абсолютной отметки 2500 м, а в позднеледниковье на этапе деградации оледенения - 2350 м [8]. Отложения этого озера и окатанные гальки различных пород нами были обнаружены на высотах не более 2300 м.
В любом случае Калгутинский массив никогда не подвергался эродирующей деятельности ни озерных, ни каких-либо других вод, кроме талых и дождевых. Тем не менее, его уплощенную вершинную поверхность и пологие верхние части склонов осложняют многочисленные останцы по своей форме и размерам идентичные колыванским, а также они имеют «зализанный» облик. На их стенках и субгоризонтальных поверхностях тоже развиты многочисленные округлые и овальные микрозападины точно таких же размеров, как и на колыванских останцах.
В этом же высокогорном районе Алтая и практически на тех же абсолютных высотах (до 2900-3200 м) находятся Акалахинский и Караалахинский интрузивные массивы, сложенные петрографически точно такими же гранитами. Они тоже никогда не подвергались обработке озерными водами. Однако их уплощенную вершинную по-
верхность и верхние выположенные части склонов также осложняют денудационные останцы самой причудливой формы идентичные колыванским с «зализанным» обликом и многочисленными округлыми и овальными микрозападинами как на субгоризонтальных поверхностях, так и на вертикальных стенках, которые часто сливаясь вместе, образуют западины сложной конфигурации.
Во-вторых, при таких глубинах Мансийского озера-моря его уровень должен был находиться на абсолютных высотах 500-600 м, на что указывает и Г.Я. Барышников [6], отмечая, что в прибрежной зоне этого озера-моря находилось озеро Белое, расположенное примерно на 200 м выше Колыванского (то есть на высоте 537 м), а также озера Черное и Круглое. В таком случае вся предгорная, а частично и низкогорная часть Алтая должна была быть затоплена его водами. Следовательно, на водораздельных увалах Предалтайской равнины и широких пенепленезированных платообразных поверхностях предгорий и низкогорий до этих же высот должны были, хотя бы местами, но сохраниться отложения Мансийского озера.
В настоящее время на этой обширной территории площадью в несколько десятков тысяч квадратных километров, протянувшейся от сел Карагайка (на междуречье Бии и Катуни) и Старая Ажинка (в долине Бии) до границы с Казахстаном (от с. Веселоярск и почти до Семипалатинска), пробурено с отбором керна несколько тысяч скважин (в том числе около 200 под руководством автора). Ни одна из них подобные отложения нигде не вскрыла. Их нет, как нет и каких-либо других следов озера-моря, кроме гипотетических «микрозападин вымывания» на колыванских останцах и их «зализанности».
В-третьих, если озеро Белое находилось в прибрежной зоне Мансийского озера-моря, где интенсивно должна была проявляться волновая абразия бере-
гового прибоя, то почему в таком случае на его берегах отсутствуют подобные останцы? А в районе Колыванского озера, которое в то время должно было находиться на глубине 200 м, и где никак не могла проявиться волновая абразия берегового прибоя, они есть?
В-четвертых, почему «микрозападины вымывания» развиты в районе Колыванского озера только в интрузивных породах, преимущественно крупнозернистых порфировидных гранитах, и отсутствуют в терригенных породах? Разве последние не подвергались волновой абразии в зоне берегового прибоя? В Центральном Алтае, например, по периферии Уймонской котловины, которую в позднем неоплейстоцене занимало очень крупное ледниково-подпрудное озеро, примерно на одном гипсометрическом уровне подобные микрозападины, действительно являющиеся абразионными, широко развиты и в известняках, и даже в метаморфических сланцах теректинского комплекса. Здесь в этих западинах часто встречаются плоские хорошо окатанные гальки и гравий различных пород, чего нет в западинах колыванских останцов.
В-пятых, Мансийское озеро-море не могло иметь глубину в 400-500 м по одной простой причине: его уровень контролировался абсолютными высотами на юге Западно-Сибирской равнины между предгорьями Алтая и Урала, где они не достигают даже 250 м. Максимальный уровень Мансийского озера-моря был приурочен к абсолютной высоте 130 м [9], а это более чем на 200 м ниже уровня Колыванского озера. При превышении этого уровня начинался сток озерных вод через Тургайский прогиб (ложбину) в Казахстан. Отложения этого стока, выполняющие прогиб, состоят из переслаивания песков, супесей, суглинков, глин с гравийно-галечными прослоями [10-11]. Радиоуглеродное датирование образцов, взятых из этих отложений на разной глубине, показало, что заполнение Тургайского прогиба
началось после 28 тыс. лет назад, было в разгаре 19 тыс. лет назад и завершилось ранее 11,6 тыс. лет назад [10-11].
Катастрофические прорывы крупных ледниково-подпрудных озер Горного Алтая, в том числе и во время последнего оледенения, и сбросы огромных масс воды (сотни, а может быть и тысячи кубических километров одновременно) по долинам Бии и Катуни могли приводить к резкому повышению уровня Мансийского озера-моря. В результате не исключено, что именно эти горные гляциальные суперпаводки (фладстримы) могли вызывать сток вод этого озера не только через Тургайский прогиб, но и водные потоки из него устремлялись также через Приобское степное плато на юго-запад в сторону Иртыша и далее. При этом они формировали прямолинейные протяженные эрозионные ложбины (спиллвеи) -Алейскую, Барнаульскую, Касмалин-скую, Кулундинскую, Бурлинскую и др. [8, 11-13]. Однако даже в этих случаях, когда уровень воды Мансийского озера-моря повышался до абсолютных отметок более 200 м [10], он был все же значительно ниже 260 м [12], а это ниже уровня Колыванского озера около 80 м.
Таким образом, ни гипотетическое древнее море в палеозое, мезозое или раннем кайнозое, ни пресноводное Мансийское ледниково-подпрудное озеро-море в конце позднего неоплейстоцена не имеют никакого отношения к образованию причудливых гранито-идных останцов в районе Колыванского озера. «Зализанный» облик, наличие микрозападин на стенках и субгоризонтальных поверхностях этих останцов, как было показано выше, тоже совсем не факт их водного происхождения.
Гранитоидные останцы - это результат сначала очень длительного глубокого химического выветривания, протекавшего на протяжении мела и палеогена в условиях достаточно влажного теплого климата, близкого к субтропическому, и спокойного тектонического режима, а также последующей преимущественно аридной денудации (дефляции) в неогене. Свой современный облик им придали уже в плейстоцене особенности криогенного и термического выветривания, в том числе и десквама-ции, крупнозернистых порфировидных полиминеральных интрузивных образований при одновременной их ветровой препарировке.
Список литературы
1. www.akunb.altlib.ru.
2. Адаменко О.М. Мезозой и кайнозой Степного Алтая. - Новосибирск, 1974. -168 с.
3. Подобина В.М., Бабенко С.Н., Ксенева Т.Г. Новые сведения по биостратиграфии и микропалеонтологическим комплексам верхнего мела - палеогена юго-востока Западной Сибири // Изв. Бийского отделения РГО. - Бийск, 2011. - Вып. 32. - С. 24-30.
4. Русанов Г.Г. Открытие морского верхнего мела на юго-западе Алтайского края / // Географическое образование в Сибири. - Барнаул, 2011. - С. 139-143.
5. Мартынов В.А. К вопросу о ходе палеогеновой трансгрессии на юге ЗападноСибирской низменности // Природа и природные ресурсы Алтая и Кузбасса. - Новосибирск, 1970. - Ч. II. - С. 113-115.
6. Барышников Г.Я. Озеро Колывань и его окрестности - уникальный памятник природы // Колывань: история, культура и искусство сибирской провинции России, 1728-1998 гг. - Барнаул, 1998. - С. 188-194.
7. Дунец А.Н., Осипова О.В., Крупочкин Е.П. Оценка туристско-рекреационного потенциала Змеиногорского района для целей территориального планирования // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2010). - Барнаул, 2010. - С. 187-193.
8. Бутвиловский В.В. Палеогеография последнего оледенения и голоцена Алтая:
событийно-катастрофическая модель. - Томск, 1993. - 252 с.
9. Волков И.А. Климатические колебания четвертичного периода и этапность эволюции долин в южной части Западно-Сибирской равнины // История развития речных долин и проблемы мелиорации земель. Западная Сибирь и Средняя Азия. - Новосибирск, 1979. - С. 55-61.
10. Астахов В.И., Гросвальд М.Г. Новые данные о возрасте осадков Тургайской ложбины // ДАН СССР. - 1978. - Т. 242. - № 4. - С. 891-894.
11. Гросвальд М.Г. Евразийские гидросферные катастрофы и оледенение Арктики /. - М., 1999. - 120 с.
12. Зольников И.Д., Гуськов С.А. О палеогеографической и стратиграфической приуроченности гигантских паводков позднего неоплейстоцена - голоцена на территории Западной Сибири // Геология и геофизика. - 2009. - Т. 50. - № 2. - С. 191-196.
13. Русанов Г.Г. Западные предгорья Алтая в мезозое и кайнозое. - Бийск, 2009. -142 с.
ABOUT FROM ONE GYPOTHESIS FORMING OF BUTTES ON THE LAKESHORES OF KOLYVAN LAKE
G.G. Rusanov
«Gorno-Altaian expedition», Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk, E-mail: [email protected]
Granite buttes on the lakeshores of Kolyvan lake on the one from gypothesis formed in the zone of lakeshore surf of old sea. In the paper evidences lead that not old sea, not Mansiyskoe lake-sea in the end of Late New Pleistocene has not of attitude towards to forming of buttes. This is result peculiarities of long wearing and denudation coarse porphyritic polimineral intrusive rocks.
Key words: butte, sea, lake, denudation, wearing.