Федеральный портал "Инженерное образование"
т электронный журнал
ОБРАЗОВАНИЕ
Инженерное образование Ассоциация технических университетов
#5 май 2007
Общие проблемы
инженерного
образования
Инженер в современной России
Наука в образовании: Электронное научное издание
CALS-технологии
Зарубежное образование
История технического прогресса
Учебные программы Будущий инженер Вне рубрик
English Library
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
Форум
Доска объявлений
Архив
Переписка
Информация о проекте About project
Эл N ФС 7730569
# Гос. регистрации 0420800025
ISSN 19940408
Ред. совет Специальности Рецензентам Авторам English Koi-8 Win
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■
Найти!
Найти выделенное
Об одном способе экспериментального определения гидродинамических параметров поплавкового маятникового акселерометра с электростатическим подвесом #5 май 2007
УДК 621.31(075.8)
Васюков С. А.
В поплавковых маятниковых акселерометрах, работающих в компенсационном режиме, подвижная система содержит два цилиндрических поплавка, которые служат для обеспечения гидростатической разгрузки. Поверхности поплавков могут быть использованы в качестве роторов электростатических подвесов, выполняющих роль дополнительных прецизионных элементов центрирования подвижной системы.
В отличие от вакуумных подвесов, в поплавковых физическое демпфирование реализуется посредством вязкой жидкости, что облегчает достижение устойчивого взвешивания. Подвижная система, охваченная обратной связью по измерительной оси, практически не совершает разворотов вокруг этой оси. Конечно, и в этом случае имеет место воздействие электростатического подвеса на точностные характеристики прибора через возмущающий момент на измерительной оси, однако возможность высококачественного изготовления цилиндрического ротора подвеса существенно снижает влияние этого момента и делает его вклад в уравнения движения вокруг этой оси пренебрежимо малым.
Задача по определению гидродинамических сил и моментов, которые действуют на цилиндрический поплавок при его движении в вязкой жидкости, наиболее полно исследована в работе Никитина Е. А. [1]. Математическая модель, рассмотренная в [1], представляла собой связанную задачу гидродинамики, включающую в себя задачу гидродинамики в цилиндрической щели и две разные задачи гидродинамики в торцевых щелях, состоящие из уравнений Навье-Стокса и неразрывности. К ним добавлялись условия согласования давления и расхода жидкости при переходе из цилиндрической щели в торцевую щель и соответствующие граничные условия.
Известно, что гидродинамическую силу можно представить в виде
и Др присоединенная масса и коэффициент линейного демпфирования. В [1] были получены аналитические
где
выражения для осевого (2) и радиального (3) движений поплавка
¿Л
(2) (3)
где ¡1 - динамическая вязкость, р - плотность жидкости, ц,, А, £ - размеры поплавкового узла, рис. 1.
Экспериментальные исследования на опытных образцах приборов с электростатическими подвесами показали, что времена центрирования (всплытия с упоров) поплавковых узлов значительно меньше, чем расчетные с использованием выражений (2) и (3). Это можно объяснить завышенными расчетными значениями коэффициентов демпфирования.
Попытка уточнения коэффициентов демпфирования, присоединенных масс и моментов инерции для конструкций с малыми (порядка 50 мкм) зазорами была предпринята в работе [2]. Однако в этом случае расчетные соотношения отличались от экспериментальных значений в 2 - 3 раза в меньшую сторону.
В ряде работ С. А. Анциферова и Л. И. Могилевича, в частности в [3] произведено уточнение значений гидродинамических сил за счет учета несимметричного истечения жидкости в торцевые щели.
Чем же можно объяснить значительное расхождение теоретических и экспериментальных результатов. Очевидно тем, что в расчетных моделях рассматривалось идеализированное движение цилиндрического поплавка в цилиндрической камере, и было невозможно учесть сложность конкретных конструкций поплавковых узлов и наличие дополнительных каналов перетекания жидкости.
В связи с этим, более достоверными оказываются данные об этих параметрах, полученные при испытаниях опытных образцов приборов. Ниже предлагается способ экспериментального определения коэффициентов углового и линейного демпфирования при воздействии принудительной знакопеременной силы в электростатическом подвесе.
Пусть система электродов цилиндрического электростатического подвеса ориентирована относительно правой ортогональной системы координат, как показано на рис. 1.
Введем неподвижную систему координат <ИЕ)Е, жестко скрепленную с корпусом прибора, начало которой помещено в
центре подвеса, и подвижную ацл^, скрепленную с поплавком. Тогда уравнения движения цилиндрического ротора,
взвешенного в жидкости, с учетом допущений, продиктованных условиями работы поплавковых маятниковых приборов, примут вид:
а) для горизонтального положения оси прибора
= +Мга
(4)
б) для вертикального положения оси прибора
^а - М^ + Мта + М^ I
7 = МтГ + АГ« + : (5)
где - силы и моменты электростатического подвеса,
РТ,МТ - гидродинамические силы и моменты, - возмущающие силы и моменты, - архимедова сила, - момент маятника, -^д - момент дифферента, ^ос - момент, создаваемый системой обратной связи вокруг измерительной оси прибора.
Для дальнейшего анализа уравнений движения необходимо представить силы и моменты в правых частях уравнений (4) и (5) в форме, раскрывающей их зависимость от линейных и угловых координат.
Для оценки величины линейного демпфирования рассмотрим уравнение движения поплавка по оси у только под действием электростатической силы и остаточного веса:
М-у+В-у-у = М = т + т191 = ^
где м - полная (с учетом присоединенной) масса, остаточный вес (неплавучесть).
Перед началом эксперимента проведем центрирование в электростатическом подвесе так, чтобы выставить в среднее положение цапфы поплавков в камниевых опорах, рис. 1. Другими словами, с помощью подвеса обеспечивается одинаковый
зазор ^у между поверхностью цапфы и верхним и нижним камниевым упором. Введем в каналу подвеса низкочастотный
периодический сигнал, заставляющий поплавок совершать принудительные движения от верхнего упора к нижнему упору и
наоборот. Как видно из рис. 2, при движении в одном направлении сила подвеса складывается с силой остаточного веса, а при движении в другом направлении вычитается. + НАПРАВЛЕНИЕ
ДВИЖЕНИЯ ПОПЛАВКА ■ Л
- Ч
о -
Т Д»1£ ||
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОПЛАВКА
~ I
о
г
я
Рис. 2
Так как полный ход цапфы от упора до упора ^Ау мал (порядка 5 мкм), то можно считать силу, создаваемую подвесом на всем участке принудительного движения постоянной, и в этом случае решение уравнения (6) принимает вид
(7)
Пренебрегая малой постоянной времени ^ , запишем = --г
(8)
На рис. 3 схематично показано принужденное движение поплавка от нижнего упора к верхнему за время и в обратном направлении за время ^. Полный ход при этом равен ^^у.
-д
Рис. 3
Из (8) при соответствующих начальных условиях можно найти
(9)
Уравнения (9) могут быть разрешены или относительно Ал1£, или относительно
Amg tx i2
АуС'1 АуС'1 (Ю)
Методики определения остаточного веса для температуры при которой проводился эксперимент (при известной температуре балансировки подвижной системы) хорошо известны. Следовательно, измеряя времена и ^, можно
вычислить Ву. Вычисления Ву возможны также, если рассчитать силу подвеса ^эу Так, для импульсного
электростатического подвеса с опорным напряжением на электродах Аь =170В измерения через остаточную
1-3
неплавучесть при Amg ж 3-10 н, t\ = 10«*, t2 =14сж, дали результат,
ÀJR? 4 ¿2
= 42000нс/и_
А вычисления через силу подвеса показали ву = ^ ^ ^ = 43100нс/м.
При измерениях демпфирования по оси х (не весовая ось) при = = 13.3 сек; Вх = 49100нс/м 5 что дает хорошее совпадение результатов.
Измерения, проведенные для осевого канала 2, при выставке оси 2 как весовой, показали
Вг =
Лт^ -ij -t2
- 36940нс/м
Если же ось г не весовая, то Вг = 37300нс/м
Для нахождения углового демпфирования ось подвеса 2 устанавливается в вертикальное положение и к поплавку прикладывается знакопеременный принуждающий электростатический момент. Здесь, так же как и в предыдущем случае,
устанавливается разность интервалов времени и ^, причем в интервале момент электростатических сил складывается с моментом маятника, а в интервале ¿2 их величины вычитаются
а А^СЦ-О
где Мш и - момент маятника и угловой люфт цапфы поплавка.
Переходные процессы, вычисленные по уравнениям движения с учетом демпфирований, определенных по вышеприведенной методике, с хорошей степенью точности (порядка 10%) совпадают с экспериментальными результатами. Это позволяет сделать вывод о возможности и правомерности применения данной методики при исследовании динамики поплавковых приборов.
Список литературы.
1. Никитин Е. А., Пилюгина Н. Н. Гидродинамические силы и моменты, действующие на поплавок при его движении относительно поплавковой камеры. Труды МВТУ им. Н. Э. Баумана. - 1982. - № 372.-С. 4-25.
2. Васюков С. А., Грибова С. Н., Дробышев Г. Ф. Наклономер с электростатическими опорами. Труды МВТУ им. Н. Э. Баумана. - 1985. - № 485.-С. 82.
3. Анциферов С. А., Могилевич Л. И. Гидродинамические силы, действующие на поплавок маятникового акселерометра при несимметричном истечении жидкости. Авиакосмическое приборостроение.-2003.-№11.-С.19-26.
Публикации с ключевыми словами: электростатический подвес - вязкая жидкость - линейное демпфирование - угловое демпфирование - присоединенная масса
Публикации со словами: электростатический подвес - вязкая жидкость - линейное демпфирование - угловое демпфирование -присоединенная масса См. также:
УЧАСТНИК
ЖЙ
maiL.ru
■ О влиянии законов управления потенциалами на силовые характеристики сферического электростатического подвеса
■ О минимизации случайного заряда на роторе электростатического подвеса Написать комментарий >>
Журнал | Портал | Раздел Copyright © 2003 «Наука и образование. Инженерное образование» E-mail: [email protected] | тел.: +7 (495) 263-68-67
Вход для редакторов