УДК 372.851
Морозова И.М.
канд. физ.-мат. наук, доцент ВА РБ,
г. Минск, РБ Нипарко Н.С. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,
г. Минск, РБ
ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассматривается одно из направлений патриотического воспитания в вузе. Приведены краткие сведения из биографий известных белорусских математиков - участников Великой Отечественной войны.
Ключевые слова:
Патриотическое воспитание, биография известного белорусского математика, участник Великой Отечественной войны.
Одним из основных направлений воспитательного процесса в высшем учебном заведении является патриотическое воспитание. В Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы прописано, что патриотическое воспитание - процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов. [1]
Вопросам совершенствования патриотического воспитания посвящены многие работы известных ученых. В качестве направлений совершенствования этого процесса предлагается качественное обновление как содержания, так и методики преподавания учебных дисциплин, повышение количества и качества проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию во внеучебное время, осуществление более тесной связи внеучебной воспитательной работы с содержанием изучаемых дисциплин в вузах, обеспечение комплексного подхода к содержанию и организации патриотического воспитания [2].
Особым, на наш взгляд, направлением совершенствования патриотического воспитания студентов является исторический компонент, включаемый в образовательный процесс при изучении конкретной учебной дисциплины, так называемый, пример личности. Образовательный процесс высшей школы предоставляет большие возможности для патриотического воспитания. Например, в процессе обучения
математическим дисциплинам важным методическим приёмом является ознакомление обучающихся с информаций о заслугах известных математиков Беларуси не только в науке, но и об их героическом прошлом 1 как участников Великой Отечественной войны.
В статье мы приводим сведения из биографий известных белорусских математиков, чей вклад в развитие направлений математики столь велик, как и их вклад о освобождение народов от немецко-фашистских захватчиков.
Иван Алексеевич Прусов родился 11 июня 1919 года в деревне Березовка Могилевской области. В 1938 году окончил среднюю школу в Славгороде и поступил на физико-математический факультет Белорусского государственного университета (БГУ) в городе Минске, однако, учебу прервала Великая Отечественная война. Его срочно направили на обучение в Тамбовское военное кавалерийское училище. И уже с декабря
Щ
м
1942 года и до конца войны он служил в кавалерийском полку. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».
После войны И.А. Прусов поступил в Львовский университет на физико-математический факультет, потом в аспирантуру, после окончания которой защитил кандидатскую диссертацию. В 1970 году И.А. Прусова пригласили на работу в БГУ на должность заведующего кафедры теоретической механики.
Профессор И.А. Прусов был уникальным человеком. Среди его учеников 20 докторов и кандидатов наук. Он опубликовал более 90 научных и научно-методических работ, являлся одним из ведущих специалистов по теории анизотропной термоупругости и получил важные результаты в теории фильтрации. И.А. Прусов был руководителем Минского городского научного семинара по механике деформируемого твердого тела, заместителем председателя специализированного совета БГУ по защите кандидатских диссертаций, членом редколлегии журнала «Вестник БГУ» [3].
Дмитрий Алексеевич Супруненко родился 8 ноября 1915 года в городе Майкопе, Адыгея. В 1933 году окончил среднюю школу и поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет, потом продолжил свое обучение в аспирантуре и за два дня до начала Великой Отечественной войны успел защитить кандидатскую диссертацию. С 1942 по 1945 год он находился в рядах действующей Красной армии. Д.А. Супруненко воевал под Сталинградом и на Курской дуге, принимал участие в Ясско-Кишеневкой операции, также участвовал в освобождении Вены и Будапешта, был ранен и контужен. Награжден орденами Отечественной войны II степени, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народа и 14 медалями.
После демобилизации осенью 1945 года был направлен на работу в Белорусский государственный университет. В 1955 году Д.А. Супруненко защитил докторскую диссертацию по теме «Разрешимые и нильпотентные линейные группы» и уже через три года был назначен на должность декана физико-математического факультета. В 1963 году он перешел на работу в Институт математики Академии наук Беларуси.
Профессор Д.А. Супруненко был интеллигентным, высоко культурным и эрудированным человеком. Под его руководством защищено 30 кандидатских диссертаций, среди его учеников 6 докторов наук. Д.А. Супруненко опубликовал 119 научных работ, из них четыре - монографии. Его научные интересы были связаны с изучением линейных локально нильпотентных групп, коммутативных алгебр матриц, групп подстановок. С 1966 года Д.А. Супруненко стал членом АН Беларуси и в 1975 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель науки БССР» [4].
Николай Павлович Еругин родился 14 апреля 1907 года в станице Великокняжеская Ростовской области. В 1928 году поступил в Ленинградский государственный университет на физико-математический факультет, а затем и в аспирантуру. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию и стал ведущим специалистом по аналитической теории дифференциальных уравнений. Но, к огромному сожалению, Великая Отечественная война прервала его научную деятельность и его призвали служить на Ленинградский фронт. В феврале 1942 года он получил тяжелое ранение и его эвакуировали. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской
К,
Революции и медалями.
В эвакуации Н.П. Еругин продолжал свою научную работу и в 1943 году в городе Казани защитил докторскую диссертацию. Летом 1944 года он возвратился обратно в Ленинград, где возглавил кафедру дифференциальных уравнений, а чуть позже был назначен на должность декана математико-механического факультета Ленинградского университета. В 1956 году Н.П. Еругин был избран академиком Академии наук БССР и переехал в Минск.
Н.П. Еругин всю свою многогранную научную деятельность великолепно сочетал с общественной. Он начал издавать в Минске всесоюзный журнал «Дифференциальные уравнения» и был его главным редактором до середины 1989 года. Н.П. Еругин был создателем Белорусской школы по теории дифференциальных уравнений и их приложениям. Под его руководством было защищено несколько десятков кандидатских и 9 докторских диссертаций в БССР, его два ученика стали членами Академии наук Беларуси. Н.П. Еругин - автор 80 научных трудов, в том числе 4 монографий. За большие заслуги в развитии советской науки в 1969 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» [5].
Решая задачи патриотического воспитания в вузе, следует активно использовать не только внеучебные мероприятия, но и все возможности процесса обучения. Планомерное и эффективное использование в методах и приемах обучения элементов историко-патриотического воспитания в математических дисциплинах также будет способствовать целям Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь.
Список использованной литературы:
1. Национальный правовой Интернет-портал республики Беларусь. Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 года / Google. [сайт]. - https://pravo.by (дата обращения 01.09.2023 г.)
2. Быков А.К. Пути совершенствования патриотического воспитания студентов педагогических вузов // Педагогическое образование и наука, № 5, 2010, C. 8 - 13.
3. Прусов И.А. Выдающиеся математики. Google. [сайт].- https://obm.bsu.by (дата обращения 31.08.2023 г.)
4. Супруненко Д.А. Google. [сайт]. - https://obzor.lt (дата обращения 31.08.2023 г.)
5. Еругин Н.П. Выдающиеся математики. Google. [сайт].- https://obm.bsu.by (дата обращения 31.08.2023 г.)
© Морозова И.М., Нипарко Н.С., 2023
УДК 1174
Непесова Г.Б.,
учитель кафедры «Географии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабат, Туркменистан Пердаева А.М.,
учитель кафедры «Медицинской экологии и гигиены» Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева
г. Ашхабат, Туркменистан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики - инновационные