Научная статья на тему 'ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Патриотическое воспитание / биография известного белорусского математика / участник Великой Отечественной войны

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова И.М., Нипарко Н.С.

В статье рассматривается одно из направлений патриотического воспитания в вузе. Приведены краткие сведения из биографий известных белорусских математиковучастников Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 372.851

Морозова И.М.

канд. физ.-мат. наук, доцент ВА РБ,

г. Минск, РБ Нипарко Н.С. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ

ОБ ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматривается одно из направлений патриотического воспитания в вузе. Приведены краткие сведения из биографий известных белорусских математиков - участников Великой Отечественной войны.

Ключевые слова:

Патриотическое воспитание, биография известного белорусского математика, участник Великой Отечественной войны.

Одним из основных направлений воспитательного процесса в высшем учебном заведении является патриотическое воспитание. В Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы прописано, что патриотическое воспитание - процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов. [1]

Вопросам совершенствования патриотического воспитания посвящены многие работы известных ученых. В качестве направлений совершенствования этого процесса предлагается качественное обновление как содержания, так и методики преподавания учебных дисциплин, повышение количества и качества проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию во внеучебное время, осуществление более тесной связи внеучебной воспитательной работы с содержанием изучаемых дисциплин в вузах, обеспечение комплексного подхода к содержанию и организации патриотического воспитания [2].

Особым, на наш взгляд, направлением совершенствования патриотического воспитания студентов является исторический компонент, включаемый в образовательный процесс при изучении конкретной учебной дисциплины, так называемый, пример личности. Образовательный процесс высшей школы предоставляет большие возможности для патриотического воспитания. Например, в процессе обучения

математическим дисциплинам важным методическим приёмом является ознакомление обучающихся с информаций о заслугах известных математиков Беларуси не только в науке, но и об их героическом прошлом 1 как участников Великой Отечественной войны.

В статье мы приводим сведения из биографий известных белорусских математиков, чей вклад в развитие направлений математики столь велик, как и их вклад о освобождение народов от немецко-фашистских захватчиков.

Иван Алексеевич Прусов родился 11 июня 1919 года в деревне Березовка Могилевской области. В 1938 году окончил среднюю школу в Славгороде и поступил на физико-математический факультет Белорусского государственного университета (БГУ) в городе Минске, однако, учебу прервала Великая Отечественная война. Его срочно направили на обучение в Тамбовское военное кавалерийское училище. И уже с декабря

Щ

м

1942 года и до конца войны он служил в кавалерийском полку. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».

После войны И.А. Прусов поступил в Львовский университет на физико-математический факультет, потом в аспирантуру, после окончания которой защитил кандидатскую диссертацию. В 1970 году И.А. Прусова пригласили на работу в БГУ на должность заведующего кафедры теоретической механики.

Профессор И.А. Прусов был уникальным человеком. Среди его учеников 20 докторов и кандидатов наук. Он опубликовал более 90 научных и научно-методических работ, являлся одним из ведущих специалистов по теории анизотропной термоупругости и получил важные результаты в теории фильтрации. И.А. Прусов был руководителем Минского городского научного семинара по механике деформируемого твердого тела, заместителем председателя специализированного совета БГУ по защите кандидатских диссертаций, членом редколлегии журнала «Вестник БГУ» [3].

Дмитрий Алексеевич Супруненко родился 8 ноября 1915 года в городе Майкопе, Адыгея. В 1933 году окончил среднюю школу и поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет, потом продолжил свое обучение в аспирантуре и за два дня до начала Великой Отечественной войны успел защитить кандидатскую диссертацию. С 1942 по 1945 год он находился в рядах действующей Красной армии. Д.А. Супруненко воевал под Сталинградом и на Курской дуге, принимал участие в Ясско-Кишеневкой операции, также участвовал в освобождении Вены и Будапешта, был ранен и контужен. Награжден орденами Отечественной войны II степени, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народа и 14 медалями.

После демобилизации осенью 1945 года был направлен на работу в Белорусский государственный университет. В 1955 году Д.А. Супруненко защитил докторскую диссертацию по теме «Разрешимые и нильпотентные линейные группы» и уже через три года был назначен на должность декана физико-математического факультета. В 1963 году он перешел на работу в Институт математики Академии наук Беларуси.

Профессор Д.А. Супруненко был интеллигентным, высоко культурным и эрудированным человеком. Под его руководством защищено 30 кандидатских диссертаций, среди его учеников 6 докторов наук. Д.А. Супруненко опубликовал 119 научных работ, из них четыре - монографии. Его научные интересы были связаны с изучением линейных локально нильпотентных групп, коммутативных алгебр матриц, групп подстановок. С 1966 года Д.А. Супруненко стал членом АН Беларуси и в 1975 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель науки БССР» [4].

Николай Павлович Еругин родился 14 апреля 1907 года в станице Великокняжеская Ростовской области. В 1928 году поступил в Ленинградский государственный университет на физико-математический факультет, а затем и в аспирантуру. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию и стал ведущим специалистом по аналитической теории дифференциальных уравнений. Но, к огромному сожалению, Великая Отечественная война прервала его научную деятельность и его призвали служить на Ленинградский фронт. В феврале 1942 года он получил тяжелое ранение и его эвакуировали. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской

К,

Революции и медалями.

В эвакуации Н.П. Еругин продолжал свою научную работу и в 1943 году в городе Казани защитил докторскую диссертацию. Летом 1944 года он возвратился обратно в Ленинград, где возглавил кафедру дифференциальных уравнений, а чуть позже был назначен на должность декана математико-механического факультета Ленинградского университета. В 1956 году Н.П. Еругин был избран академиком Академии наук БССР и переехал в Минск.

Н.П. Еругин всю свою многогранную научную деятельность великолепно сочетал с общественной. Он начал издавать в Минске всесоюзный журнал «Дифференциальные уравнения» и был его главным редактором до середины 1989 года. Н.П. Еругин был создателем Белорусской школы по теории дифференциальных уравнений и их приложениям. Под его руководством было защищено несколько десятков кандидатских и 9 докторских диссертаций в БССР, его два ученика стали членами Академии наук Беларуси. Н.П. Еругин - автор 80 научных трудов, в том числе 4 монографий. За большие заслуги в развитии советской науки в 1969 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» [5].

Решая задачи патриотического воспитания в вузе, следует активно использовать не только внеучебные мероприятия, но и все возможности процесса обучения. Планомерное и эффективное использование в методах и приемах обучения элементов историко-патриотического воспитания в математических дисциплинах также будет способствовать целям Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь.

Список использованной литературы:

1. Национальный правовой Интернет-портал республики Беларусь. Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 года / Google. [сайт]. - https://pravo.by (дата обращения 01.09.2023 г.)

2. Быков А.К. Пути совершенствования патриотического воспитания студентов педагогических вузов // Педагогическое образование и наука, № 5, 2010, C. 8 - 13.

3. Прусов И.А. Выдающиеся математики. Google. [сайт].- https://obm.bsu.by (дата обращения 31.08.2023 г.)

4. Супруненко Д.А. Google. [сайт]. - https://obzor.lt (дата обращения 31.08.2023 г.)

5. Еругин Н.П. Выдающиеся математики. Google. [сайт].- https://obm.bsu.by (дата обращения 31.08.2023 г.)

© Морозова И.М., Нипарко Н.С., 2023

УДК 1174

Непесова Г.Б.,

учитель кафедры «Географии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабат, Туркменистан Пердаева А.М.,

учитель кафедры «Медицинской экологии и гигиены» Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева

г. Ашхабат, Туркменистан

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики - инновационные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.