Научная статья на тему 'Об одном из аспектов криминогенной ситуации'

Об одном из аспектов криминогенной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
430
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об одном из аспектов криминогенной ситуации»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИИ

Самая первая публикация учредителя Санкт-Петербургского криминологического клуба

1976 ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. №11 116

Д.А. Шестаков

ОБ ОДНОМ ИЗ АСПЕКТОВ КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ

Совершение на почве семейной конфликтности преступления является исключительной, крайней формой ее разрешения. Криминальные .последствия семейного неблагополучия могут быть направлены как вовне, так и внутрь семьи. В последнем случае общественно опасное деяние совершается в отношении кого-либо из ее членов. Именно об этом .аспекте криминогенной семейной ситуации и пойдет речь в настоящей статье.

Такое сужение предмета исследования диктуется прежде всего наличием тяжких преступных посягательств на членов семьи преступника.1 В то же время снижение рождаемости, рост числа разводов свидетельствуют, по-видимому, об известном обострении противоречий внутри социального института семьи и требуют наиболее пристального внимания к ситуации крайнего обострения данных противоречий с криминальным исходом.

Непосредственным источником волевого акта, а следовательно, и самого преступления является взаимодействие конкретной, жизненной ситуации и свойств личности.2 Исходя из этого, признанного .положения мы считаем целесообразным описать модель типичной семейной ситуации, приводящей к совершению преступления. Вероятно, одним из простых вариантов этой модели будет модель ситуации совершения преступления против супруга внутри нуклеарной семьи. Нуклеарная семья (родители — дети), как известно, представляет собой типичный вариант современной городской семьи. Разумеется, в семьях разных типов могут преобладать те или иные элементы отношений. И тем не менее главное в их совпадает — это выдвижение на первый план супружества.3 Супружеские убийства составляют большинство среди других видов убийств на семейной почве. Но и в убийствах иных членов семьи неблагополучные отношения между супругами играют значительную роль.

1Выводы, изложенные в статье, основаны на выборочных исследованиях умышленных убийств, совершенных на семейной почве в Ленинграде в 1972—1974 гг. Компоненты ситуации убийства в семье в известной мере показательны и для совершения иных преступлений в отношении членов семьи преступника.

2 Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968, с. 39.

3 Голод С. И. Молодая семья//Молодежь и современность. Л.— С. 131-132.

Изучение умышленных убийств супругов позволило в качестве гипотезы названной модели выдвинуть три взаимодействующих компонента: 1) обострение супружеских противоречий; 2) повышенная эмоциональная связь между супругами; 3) нарушение баланса между центростремительными и центробежными устремлениями супругов.

Сам факт вступления в брак двух человек, каждого со своими представлениями, воспитанием, привычками, предполагает возникновение определенных противоречий. Противоречия, присущие конкретной семье, являются отражением противоречий семьи как социального института. В настоящее время в семье происходит изменение взаимоотношений ее членов, исчезает традиционное четкое распределение ролей. Эти тенденции обусловлены раскрепощением женщин, в результате которого последние приобретают равные с мужчинами права и теряют некоторые привилегии. Отметим, что и та и другая сторона этого демократического процесса далеко не всегда протекает без сопротивления представителей заинтересованного пола. Внутренние семейные противоречия несколько обостряются.

В изученных семьях, внутри которых были совершены умышленные убийства одного из супругов, основой конфликтности служила противоположность взглядов супругов на следующие важные моменты супружеской жизни: добрачная и внебрачная половая жизнь; борьба за главенство в семье; злоупотребление спиртными напитками; жилищный вопрос. Среди оснований конфликтов, которые привели к преступлению, выделяются две главные группы: противоречия внутрисемейного общения и противоречия, обусловленные внешними коммуникациями.,

«Внешние» противоречия супругов связаны с их стремлением к автономности, с отстаиванием права на отдельную от партнера по браку личную жизнь. Социологические исследования показывают, что у нас произошли изменения в области половой морали.4 По мнению социологов, в условиях научно-технической революции, урбанизации, процесса эмансипации женщин и феминизации части мужчин конфликт между новыми нравственными отношениями и старой семейной моралью, требующей пожизненного единобрачия претерпевает значительное обострение5.

Общественное мнение не выработало единства по поводу образа половой жизни, если не считать того, что большая снисходительность обычно проявляется к собственному полу. Часть людей придерживается традиционных требований, часть стоит на противоположных позициях. Весьма значительная доля конфликтов с криминальным исходом связана с супружеской неверностью или со стремлением к таковой одного из супругов.

4 Социально-философские проблемы демографии//Вопросы философии, 1974, № 11, с. 91.

5 См.: Голод С.И. Классики марксизма-ленинизма о перспективах брачно-сексу-альных отношений // Социологические проблемы семьи и молодежи. Л., 1972, с. 70.

В центре внутренних семейных противоречий находится борьба за главенство, что особенно характерно для молодых семей. Причем суть конфликта не всегда осознается супругами непосредственно в плоскости конкуренции за лидерство. Часто ссоры возникают из-за распределения прав в отдельных сферах совместной жизни: хозяйственные обязанности; приоритет при решении вопроса о рождении ребенка; воспитание детей. С вопросом о лидерстве теснейшим образом связаны финансовые отношения супругов и распределение между ними обязанностей, включая обязанности по воспитанию детей.

В процессе взаимной адаптации члены семьи учатся «обходить» острые вопросы. Однако фактическое наличие противоположных позиций продолжает таить в себе потенциальную опасность. Вскрытию противоречий способствуют контакты с окружающими, прежде всего с теми, которые образуют референтную группу по отношению к кому-либо из супругов. Согласно бытующему мнению одним из показателей преуспевания в браке служит то, насколько удается подчинить супругу своего партнера.6 Значительной части супружеских убийств предшествует встреча супругов с приятелями или родственниками одного .из них. «Ведущий» супруг всячески старается зафиксировать в их глазах достигнутое положение, а «ведомый» — опровергнуть такое впечатление, выдать желаемое за действительное, представить соотношение сил противоположным истинному.

Спор о допустимости рождения в данный период ребенка также иногда становится проявлением спора о лидерстве. По существу здесь уже решается вопрос не о том, появится ребенок на свет или нет, а о том, имеет ли право муж или жена принимать данное решение единолично. Криминологами установлена тесная связь между преступностью и пьянством. Пьянство приводит к утрате чувства ответственности, ослаблению контроля над своими поступками, что способствует совершению преступлений.6 Значительная часть семей, внутри которых совершаются преступления, переживают ссоры; возникающие на почве злоупотребления спиртными напитками.

Взаимосвязанность семейных конфликтов с недостаточно хорошими жилищными условиями прослеживается по незначительному числу уголовных дел. Упреки в этом плане поступают от супругов, рассчитывавших прежде на то, что вступление в брак улучшит их жилищное положение. Жилищный фактор становится криминогенным только при невозможности реализовать возникшую острую потребность в выделении образовавшейся молодой семьи.

Таким образом, семейные конфликты с криминогенными последствиями в конечном счете связаны либо со стремлением занять ведущее положение в системе супружеских отношений, либо со стремлением к автономности.

6 Курс советского уголовного права. Часть Общая, т. 2. Л., 1970, с. 67.

Существует мнение, что в семьях, внутри которых совершаются преступления, супругов не связывают положительные чувства. Они якобы испытывают друг к другу только раздражение, антипатию, ненависть. Однако углубленное в этом направлении исследование криминогенной семейной ситуации позволило сформулировать прямо противоположный вывод: наличие положительной эмоциональной связи между супругами в значительном числе случаев является необходимым компонентом ситуации.

Определенное место среди изученных преступлении занимают, преступления, связанные с неосознанным стремлением сохранить супружескую систему, удержать брачного партнера. Накануне преступления отношения мужа и жены настолько обострены, что дальнейшая совместная жизнь их делается невозможной. В то же время именно существующая между ними эмоциональная связь в значительной мере препятствует выбору законоприемлемого выхода из сложившегося положения. Нередко разрыв с данным партнером рассматривается преступником как полный жизненный крах, о чем свидетельствуют суицидные попытки, следующие в ряде случаев после совершения преступления. О непреодолимости эмоциональной связи для части исследованных пар говорит и распространенность среди них повторных после развода фактических и юридических брачных отношений.

Разрабатывая проблему конфликта, А. Г. Ковалев отмечает, что противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство и т. п. Вполне естественно, что такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками, но и определенные эмоции.7 Понятно, что семейные конфликты отличаются особой эмоциональностью.

Из сказанного вытекает постановка вопроса о контроле за возникающими в процессе общения полов чувствами и о его соответствии уровню развития общественного сознания. У представителей фамилистики заметно возросло внимание к исследованию закономерностей половой любви. Весьма важное значение это направление имеет для криминологического изучения института семьи. «Есть достаточное основание констатировать известное увеличение роста субъективного фактора в развитии брака и семьи. С особой силой эта тенденция проявляется в социалистическом обществе, что закономерно влечет за собой и соответствующее перемещение акцентов в социологических исследованиях, рост внимания к таким проблемам, как мотивация брака и развода, психология супружеских отношений, сущность лежащих в основе брачного союза нравственно-этических чувств и т. д.».8

7 К о в а л е в А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства М., 1975, с. 128.

8 X а р ч е в А. Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи. — В кн.: Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1974, с. 11.

Любовное влечение является частным видом влечений человека. Мы полагаем, что может быть предложен способ его экспериментального измерения на основе сопоставления самооценки субъектом своей значимости как представителя определенного пола с оценкой значимости любовного партнера и уровнем центростремительной инициативы последнего.

Актуальность проблемы измерения влечения данной разновидности обусловлена назревшей необходимостью разработки практических рекомендаций по воздействию на чувства партнера, а в равной мере и на свои собственные чувства. Такое воздействие требует от человека затрат волевых усилий, подразумевает известную подготовленность. Воспитание умения контролировать эмоциональную сферу рассматривается нами в качестве важной меры профилактики семейных эксцессов.

Семья — это система с присущими ей системными закономерностями, изучаемыми наукой об информации, управлении. Системный подход направлен на разработку специфических познавательных средств, отвечающих задачам исследования и конструирования сложных объектов.9 Он представляется нам удобным инструментом для разработки механизма семейной конфликтности.

Предполагается, что любая семья состоит из ведущего и ведомого элементов, между которыми существует прямая и обратная связи. Устремления супругов, делятся на центростремительные, укрепляющие систему, и центробежные. Периодически в семье складывается, конфликтная ситуация, нарушающая баланс между теми и другими устремлениями. «В управлении мы всегда боремся против тенденции к нарушению организованного и разрушению имеющего смысл».10 Управление, в том числе и внутри семейного конфликта, осуществляется путем передачи между супругами информации. В момент обострения противоречий передаётся информация травмирующего содержания, которая в положительной фазе сдерживалась партнерами.

В изученных криминальных ситуациях информация, как правило, касалась отмеченных выше семейных противоречий. Обмен информацией в конфликтной фазе принимает регенерационный характер. Упорядоченность сложившейся системы нарушается. Управление в период конфликта характеризуется стремлением членов семьи реорганизовать, систему отношений в соответствии со своими представлениями.

В условиях психологического напряжения, возникающего между членами семьи во время конфликта, информация передается в двух наиболее распространенных формах. Этим формам соответствуют два. исторически сложившихся метода внутрисемейного управления, которые мы условно назовем методами силы и слабости.

9 Блауберг И. В. Системный подход как предмет историко-научной рефлексии.— В кн.: Системные исследования. М., 1973, с. 8.

10 В и н е р Н. Кибернетика и общество. М., 1958, с. 31.

Метод силы подразумевает достижение результата путем волевого усилия, преодоления сопротивления: «Я сказал, значит, так будет». Метод слабости, видимо, первоначально возник как женский метод в ходе вековой практики взаимоотношений с мужьями в условиях специфического статуса, занимавшегося женщиной в семье. Этот метод связан с иллюзорным отказом от притязаний и демонстрацией своего плачевного положения: «Пускай мне будет хуже». Метод слабости можно, сравнить с психопатическим явлением мазохизма. По эффективности он не уступает методу силы. Угроза покончить с собой в случае невыполнения одним из супругов желания другого зачастую оказывается результативнее, чем угроза убийством при тех же обстоятельствах.

Подчеркнем, что нельзя ни тот, ни другой метод считать чисто мужским или чисто женским. Во-первых, и прежде встречались волевые женщины с мужским образом поведения. Во-вторых, в современных условиях научно-технической революции и женской эмансипации происходит, как известно, феминизация некоторой части мужчин. Несмотря на биологические различия между мужчинами и женщинами, социальная грань между ними стирается, в частности женщина-преступница криминологически приближается к мужчине.11 Любопытный феномен представляют собой супружеские пары, в которых «ведущим» является муж, добивающийся управления традиционно женским способом: истериками, демонстративными обмороками и т. д. Недостаточность волевых качеств, психопатические черты более характерны для преступников, чем для потерпевших.

Этими весьма часто употребляемыми методами воздействия не исчерпывается вся палитра мужской и женской тактики в семейных конфликтах. В частности, среди наблюдаемых способов внутрисемейного управления особое место занимает метод дезорганизации. Эффективность этого метода обусловлена его положительным воздействием на активизацию любовного стремления партнера. Отрицательная обратная связь между направленностью инициативы любовных партнеров и ее результатом объясняется системным характером любовно-брачных отношений, функционированием общего механизма противодействия разрушению системы.

В основе данного метода управления лежит намерение «ведущего» супруга во что бы то ни стало доказать, что он менее заинтересован в браке, чем его партнер. Дезорганизующая направленность в данном; случае проявляется, во-первых, в стремлении отстоять неконтролируемость какой-либо автономной от семьи сферы с целью управляющего воздействия на другого супруга. Во-вторых, в стремлении к разрыву семейных отношений. Таким, образом, неуправляемость становится средством управления.

11 Серебрякова В. А. Преступность среди женщин как объект криминологического изучения. — В кн.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 22. М., 1975, с. 34.

Возрастающая неопределенность поведения одного из супругов создает семейное напряжение, приближает конфликтную фазу отношений. Центробежная инициатива дает ему известные преимущества в спорной ситуации, поскольку усиливает направленность партнера на цементирование семейной системы. В то же время есть «предел растяжимости», за которым система приходит к краху и «ведомый» партнер начинает искать выход из сложившегося положения. Превосходство в центробежности в значительно большей мере присуще потерпевшим от преступления.

Изучение конфликтной ситуации, складывающейся в отношениях между супругами, должно лечь в основу исследования и иных аспектов криминогенной семейной ситуации. Углубленное рассмотрение последней на уровне построения ее модели создает определенные возможности для профилактики семейной конфликтности. Немаловажно, чтобы программа подготовки к браку включала воспитание контроля и самоконтроля за чувствами, а также учитывала криминологические данные об особенностях семейного самоуправления в конфликтной фазе отношений между супругами.

Статья поступила в редакцию 4 февраля 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.