Научная статья на тему 'ОБ ОБЩЕЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ'

ОБ ОБЩЕЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ / ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОНЯТИЙ / ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миславская Н.А.

В статье рассматриваются особенности понятия как общелогической формы мышления применительно к системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Актуальность вопроса вызвана необходимостью подведения фундаментальной научной основы под современные реформационные изменения, которые не всегда отвечают классическим канонам научности знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE GENERAL THINKING IN THE ACCOUNTING

The article discusses the features of the concept of a general logical form of thinking with regard to the system of accounting and financial (accounting) statements. The urgency of the matter due to the need to take stock of the fundamental scientific basis for modern Reformation changes, which do not always correspond to the classical canons of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБЩЕЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва ОБ ОБЩЕЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ

УЧЕТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности понятия как общелогической формы мышления применительно к системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Актуальность вопроса вызвана необходимостью подведения фундаментальной научной основы под современные реформационные изменения, которые не всегда отвечают классическим канонам научности знания.

Ключевые слова: понятие, определение понятий, деление понятий, научное познание, формы выражения понятий, содержание понятия, объем понятия.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow

ABOUT THE GENERAL THINKING IN THE ACCOUNTING

Annotation

The article discusses the features of the concept of a general logical form of thinking with regard to the system of accounting and financial (accounting) statements. The urgency of the matter due to the need to take stock of the fundamental scientific basis for modern Reformation changes, which do not always correspond to the classical canons of scientific knowledge.

Keywords: concept, definition of concepts, the division of concepts, scientific knowledge, form concepts of expression, content of the concept, the scope of the concept.

Научные исследования, в отличие от любых других видов познавательной деятельности, характеризуются присутствием логической составляющей. Однако, в условиях функционирования рыночной экономики,

основными целями которой являются, во-первых, перманентный экономический рост, подразумевающий наращивание объемов производства товаров, работ, услуг, во-вторых, достижение высоких показателей экономической эффективности, с целью привлечения свободного капитала отечественных и иностранных потенциальных инвесторов, в третьих, стимулирование потребительского спроса вне зависимости от реальных потребностей, логические связи и законы часто нарушаются в угоду интересам отдельных групп пользователей информации.

Учитывая тот факт, что в основе всех экономических исследований, а также проведения аудиторских процедур организаций различных форм собственности, лежит финансовая информация, генерируемая системой бухгалтерского учета, современным признаком последнего является ориентация на практическую деятельность в ущерб непосредственному развитию бухгалтерской науки. Как следствие, мы наблюдаем ситуацию, когда при подготовке молодых профессионалов в высших учебных заведениях вопросам логики и философии науки уделяется незаслуженно мало внимания, что ведет к непониманию значения научных исследований в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и нарушению основных логических принципов при их проведении. В этой связи назрела необходимость в актуализации изучения и переосмысления законов научного мышления.

Сразу оговоримся, что семантический анализ слова «логика» сегодня свидетельствует о его понимании, прежде всего, как о процессе установления взаимосвязи и последовательности между отдельными событиями и операциями (в нашем случае - экономическими). Также «логика», как языковая единица, употребляется в связи с протеканием процессов мышления, что в системе бухгалтерского учета экстраполируется в обоснованность доказательной базы полученных результатов и соответствующую преемственность выводов. И последним, по частоте лингвистического использования, является употребление слова «логика» в значении «наука о мышлении». Наблюдаемая иерархичность связна с вышеупомянутой прагматической составляющей экономики и распространившейся тенденцией взглядов на необходимость логического обоснования выводов, с целью решений назревших проблем, как на архаичный атрибут. Однако не надо забывать, что именно логика, как доказательная форма познания, позволяет мыслить объективно, вне зависимости от интересов разных групп пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, четко выстраивать причинно-следственные связи, а также предельно формализовать результаты процесса научного мышления. С точки зрения формирования практических навыков, логика отвечает за умение четко излагать собственные мысли, убеждать оппонентов в правильности конкретного мнения, обосновывать выводы и предложения научных изысканий, анализировать факты и теоретические гипотезы, вести

научную дискуссию, закономерно участвовать в полемике.

Исторически формирование логики, как науки, связано с именем великого древнегреческого мыслителя Аристотеля (IV век до н.э.), который впервые стал рассматривать вопросы правильного мышления, формирования суждений, умозаключений, и называл новую науку не логикой, а аналитикой. Позднее его последователи и ученики (перипатетики) ввели для этих целей термин «логика». Однако логика существовала и ранее, и рассматривалась в древнеиндийской цивилизации (VI век до н.э.) как инструмент познания истины и искусство спора. Здесь главным для нас является то, что логика имела не только теоретическую, но практическую направленность, так как первые упоминания, касающиеся учета, относятся к господству древнеегипетской цивилизации (4 тысячи лет до н.э.), где зародилась натуралистическая концепция учета, существование которой было невозможно без оптимальной логической структуры. То есть интуитивная логика, как собственно мышление, существовала всегда, но по сравнению с бухгалтерским учетом, выделилась в качестве науки гораздо позже. Так или иначе, но почти двухтысячелетний этап развития логики сегодня философы именуют аристотелевской или традиционной логикой.

Дальнейшее значимое развитие логики связно с именами таких выдающихся философов XVII - XVIII веков как Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Лейбниц. Идеи последнего заключались в математизации логических механизмов познавательной деятельности и применении к логике специального универсального символического языка, аналогичного языку алгебры. Этот этап развития логики, связанный с проникновением в нее математических подходов и методов и продолжающийся по сей день, называют математическим или символическим. Именно он явился той отправной точкой, которая, на основе выявления закономерностей решения математических задач, сделала объективной реальностью нашей жизни компьютерные технологии, без которых немыслимо дальнейшее развитие нашей цивилизации. Интересным является то, что гораздо раньше, на рубеже XШ-XIV веков, в Италии возникла двойная запись, и с этого момента бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность, основанные на кодировании счетов и бухгалтерских записей, являются фактическим воплощением замысла Лейбница в действительность.

Главной задачей современного этапа развития логики является распространение ее фундаментальных основ и принципов в различные сферы профессиональной деятельности, и в том числе это касается бухгалтерского учета, как генератора всех информационных составляющих в отношении функционирования экономических субъектов хозяйствования. Информация же является определяющей составляющей генезиса мышления.

Возникновение последнего, как формы получения новых знаний, познания мира и установления с ним взаимосвязей, связано с чувственным познанием индивида, исходным пунктом которого является отражение.

Отражение присуще материальным системам, в которых все взаимосвязано и взаимозависимо. Суть его заключается в том, что каждое новое знание основано на более простых предшественниках и аналогах. Формирование уникальности, научной новизны (в нашем случае в отношении бухгалтерской науки) определенно связано со способностью индивида воспроизводить особенности других, уже существующих систем. В результате процесса отражения проявляется особое свойство самоорганизующихся и самоуправляемых социальных и биологических систем - способность получать и передавать информацию, которая является основой управления любыми процессами. (Именно поэтому бухгалтерский учет, предоставляющий информацию о юридических лицах различных форм собственности, является первоосновой и главной составляющей всех экономических наук). Информация одновременно представляет собой знание об объекте исследования, является инструментом активных действий и управления объектом.

Чувственное познание имеет дискретную природу и находит свое проявление в трех основных формах - в ощущениях, в восприятии и в пр едставлении.

Ощущения являются первоосновой познавательного акта и представляют собой процесс и результат субъективного отражения объективной реальности. Ощущения, с одной стороны, объективны, так как природа их возникновения связана с внешними раздражителями и, с другой стороны, они субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы, психологических особенностей индивида. В отношении бухгалтерской науки, ощущения тесно связаны с вариабельностью проявляемого профессионального суждения, которое может быть различным в отношении одного и того же предмета исследования и зависеть от той информационной базы, которой обладает индивид на данном этапе своего профессионального развития. Парадокс присутствия объективной и субъективной составляющей ощущений объясняет наличие различных точек зрения, и порой, непримиримость оппонентов. Более того, ощущения ограничены по своей природе, так как формируют знания в отношении лишь отдельных признаков предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, а деятельность, и хозяйственная деятельность организаций в частности, связана не с отдельными свойствами предметов, но с предметом в целом, со всей совокупностью его свойств.

Наличие данных противоречий разрешается на более высокой ступени чувственного познания - восприятии, которое, в отличие от ощущений, является процессом отражения не отдельных свойств предметов и явлений, а всей их совокупности. Восприятие позволяет формировать целостный образ, что позволяет говорить о знании предметов, явлений и вещей, а не их свойств.

Для восприятия характерны определенные свойства. Примечательно

то, что каждое из них является основой и копируется системой бухгалтерского учета при формировании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, главное свойство, как мы уже отметили, -целостность, полнота образа предмета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 № 43н, также призвана давать полное представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организаций.

Однако коллеги-психологи отмечают, что целостное восприятие не является безусловной, врожденной функцией индивидов, оно формируется только эмпирическим путем. То есть, в отношении системы бухгалтерского учета, целостное восприятие соответствующих законов, правил, принципов происходит не одномоментно, этот процесс связан с временной составляющей и возможен только в процессе осуществления практической профессиональной деятельности.

Следующим свойством, определяющим восприятие, является константность, позволяющая отражать окружающие наш мир предметы, относительно постоянные по объему, форме, величине и т.д. Это же свойство присуще и бухгалтерской (финансовой) отчетности, при подготовке которой ПБУ 4/99 требует, чтобы организации последовательно, от одного отчетного периода к другому, придерживались принятых ими ранее форм и содержания соответствующих форм.

Также восприятие характеризуется структурностью, позволяющей нам воспринимать не все ощущения одновременно, а абстрагировать их в отдельную обобщенную структуру. Классическим примером, иллюстрирующим структурность в логике, является восприятие музыки, целостной мелодии, а не отдельных звуков. Для бухгалтерской науки структурность является определяющим фактором, позволяющим сформировать всю совокупность данных об объектах учета в конкретные учетные формы: отчет о финансовом положении, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств (для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность), пояснения к отчету о финансовом положении и отчету о финансовых результатах.

Равным образом восприятию сопутствует осмысленность, тесно связанная с процессом мышления и осознанием, пониманием сущности предметов, вещей и явлений. Без специальной подготовки, получения специфических теоретических и практических знаний, осознать данные, предоставляемые бухгалтерской (финансовой) отчетностью просто невозможно. Понятно, что в основе понимания подобной информации лежит процесс мышления.

Избирательность восприятия характеризует преимущественное обособление одних объектов от других, выделение определенных предметов из всей совокупности. В бухгалтерском учете избирательность играет первостепенную роль при определении методологической направленности той или ной национальной учетной системы, так как интересы различных групп пользователей не идентичны, а иногда и противоположны. Так, администрация и сотрудники организаций более всего заинтересованы в повышении заработной платы и получении премий и бонусов. Собственники, чаще всего, заинтересованы в повышении прибыли и получении наиболее высоких дивидендов. Цели контрагентов разнятся в зависимости от их роли. Кредиторы заинтересованы в возможности погашения в срок задолженности организации и обслуживания долга, дебиторы - в потенциале отсрочить выполнение обязательств. Государственные интересы представляют налоговые органы, основной задачей которых является проверка правильности определения налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налогов в бюджет. Именно от того, кто является на сегодняшний момент приоритетным пользователем отчетных данных, предоставляемых национальной учетной системой, зависит, в чьих интересах будет направлен вектор экономического развития. Таким образом, любая система учета создается для достижения макро- и микроэкономических целей и развивается под влиянием конкретных социальных, политических и экономическими установок, что в свою очередь объясняет наличие разнообразных моделей бухгалтерского учета. Как только исходные целевые установки изменяются, изменяются и принципы учета.

Восприятие подразделяется по видам - восприятие предметов, восприятие времени, восприятие пространства и т.д. И все эти виды связаны с восприятием информации, а с точки зрения интересующего нас вопроса -информации о функционировании хозяйствующих субъектов.

Здесь необходимо отметить, что в силу того, что информация воспринимается индивидом, как биологическим субъектом, возможно ее искажение или иллюзия восприятия. В отношении отдельных свойств и признаков предметов, последняя возникает под воздействием внешних условий, например, изменения температурного режима (мираж). Условия, приводящие к искажению восприятия, могут быть и внутренними. Так, это явление можно наблюдать вследствие особого психофизиологического состояния, повышенной эмоциональной возбудимости (галлюцинации). Искажения информации в системе бухгалтерского учета равным образом имеют внешние и внутренние причины, зависящие от целого ряда факторов, основными среди которых являются, во-первых, определенные целевые установки менеджмента и собственников организаций, во-вторых, влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности обстановки на финансовом рынке. Возможности манипуляции в учетной системе могут

носить как обоснованный нормативными правовыми актами, так и преднамеренный характер. Так или иначе, но «миражи» и «галлюцинации» для системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности имеют аналогичный с вышерассмотренным характер.

Говоря о восприятии необходимо упомянуть внимание -направленность сознания на конкретные объекты, имеющие для индивида устойчивую или ситуативную значимость. Психологи различают следующие виды внимания:

1 - непроизвольное - естественным образом возникающее внимание, обоснованное действием сильного, нового, контрастного, неожиданного, значимого, вызывающего сильное эмоциональное впечатление события. В бухгалтерском учете непроизвольное внимание профессионала может быть вызвано различными событиями - колебаниями цен на фондовом рынке; получением в результате окончания отчетного периода прибыли или убытка, значительно отличающегося от предшествующих отчетных показателей; изменением методологии учета на уровне нормативных правовых актов; ситуацией методической неопределенности при необходимости отражения фактов хозяйственной жизни и т.д. Непроизвольное внимание также характерно для этапа невыраженной профессиональной идентичности бухгалтера, маркером которого является отсутствие профессионального общения, соответствующих теоретических знаний, практических навыков, тактических и стратегических целевых установок. Это стадия выбора направления деятельности и введения в специальность, ее временной период приходится на первые годы обучения в системе высшего профессионального образования;

2 - произвольное - сознательное сосредоточение внимания на определенной информации. Проявление данного вида внимания характерно для нашей специальности, например, при ознакомлении с новыми законодательными актами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности; при проведении сложных научных исследований. Такой вид внимания требует от индивида значительных волевых усилий и, по данным психологов, не может полноценно длиться более двадцати минут. По истечение этого времени, у субъекта действия возникает утомляемость и снижение работоспособности. С точки зрения формирования профессиональной идентичности, это - выраженная, но пассивная профессиональная идентичность, этап приобретения первичных навыков, усвоения базовых знаний, диагностики собственных способностей, профессиональной готовности. Уровень последней в значительной степени зависит от взаимоотношений с коллегами, успехов в овладении профессией, сформированного субъективного образа профессии. Временной период данной стадии относится к обучению на старших курсах бакалавриата и в магистратуре;

3 - послепроизвольное - внимание, вызванное «погружением» в

частности, в профессиональную деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Этот вид внимания является наиболее эффективным, так как может длиться в течение долгого времени, не снижая работоспособности индивида. Более того, при наличии повышенного интереса к осуществляемой деятельности, напряжение снимается и чувство усталости вообще не возникает. Данный вид внимания характерен для активной профессиональной идентичности. Этот этап связан с непосредственным осуществлением профессиональной деятельности, с определением и достижением установленных целей, наработкой практического опыта, формированием профессионального стиля, часто - вступлением в профессиональные сообщества. Временной отрезок данной стадии относится к моменту от начала осуществления практической работы по специальности и может продолжаться до ее окончания. Также послепроизвольное внимание присуще устойчивой профессиональной идентичности. Этап связан со стремлением личности к профессиональному самосовершенствованию, к осуществлению профессионального творчества, свободному владению профессией. Здесь возникает желание и возможность передачи опыта, происходит осознание собственной профессиональной значимости. Достижение этой стадии, в частности, характерно для профессорско-преподавательского состава вузов, научно-исследовательских институтов, работников государственных департаментов.

Несмотря на то, что восприятие формирует в сознании целостные образы предметов, оно ограничено, так как генерирует знания только тогда, когда воспринимаемый предмет непосредственно имеется в наличии, существует в данный момент времени. Однако при проведении научных исследований с целью порождения новых научных открытий, а также при осуществлении практической деятельности, индивид нуждается в знании о предметах и явлениях, которые существовали в прошлом и могут быть воспроизведены в будущем.

Противоречие между насущными потребностями при осуществлении определенной деятельности, на фоне ограниченности восприятия, разрешается посредством наличествования представления - высшей формы проявления чувственного познания.

Представление определяется воспроизведением и сохранением образов предметов или процессов реальной действительности, которые были ранее восприняты индивидом. Представление - процесс опосредованный памятью, формой психического отражения, которая заключается в сохранении прошлого опыта, с возможностью его повторного использования в определенной деятельности. Память является тем связующим звеном, которое объединяет, например, в бухгалтерском учете, процессы и хозяйственные операции прошлого, настоящего и будущего, она является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе обучения, развития, становления профессиональной идентификации и развития

личности.

Память включает в себя определенную последовательность процессов - запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Запоминание -запечатление в создании полученных знаний, этот процесс непосредственно предвещает сохранение, представляющее собой процесс активной переработки, структурирования, систематизации и обобщения конкретных материалов. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления ранее воспринятой информации. Эти процессы являются идентичными с тем лишь отличием, что узнавание проявляется при повторном столкновении с предметом или явлением, а воспроизведение проистекает при непосредственном отсутствии объекта.

Именно эти процессы, в свое время, были положены в определение бухгалтерского учета, приведенное Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 1 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ныне не действующий нормативный документ) - «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации ...путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Здесь «сбор» коррелирует с запоминанием, «регистрация» и «обобщение» являются аналогом сохранения, а непрерывное документирование является инструментом воспроизведения экономических событий на счетах бухгалтерского учета и в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вышеприведенное определение полностью удовлетворяет логическим принципам и подходам. Сегодня действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где приведено следующее определение: «Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности». Данная дефиниция говорит сама за себя и свидетельствует о произошедшей логической деформации в понимании и осознании роли и значения бухгалтерского учета в современной экономической системе хозяйствования.

Учитывая вышеотмеченное, представление не требует непосредственного присутствия, наличия предмета или явления для создания субъективного образа объективного мира. Наше сознание, отбрасывая некоторые второстепенные признаки отображаемого явления, посредством представления сохраняет наиболее значимые и важные из них. Однако, представление не является совершенным чувственным механизмом, так как часто «грешит» нетождественной комбинацией отдельных свойств и признаков предметов и явлений, имеет относительно самостоятельный характер и зависит от частных физиологических характеристик субъекта деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что одних рецепторов зрения, слуха, осязания, вкуса, как инструментов чувственного познания, недостаточно для получения достоверного, объективного знания. Для разрешения этой ситуации была необходима новая, высшая форма познания, которая связана с выделением и использованием всеобщих, существенных свойств предметов и явлений - мышление. Формирование и развитие мышления было обусловлено развитием человеческой деятельности, выступающей основанием ее становления. Деятельность и мышление являются диалектической противоположностью - материальной и духовной составляющей единого процесса. Однако не всякая деятельность направлена на развитие интеллекта, а только та, которая связана с решением возникающих вопросов нетривиальными, инновационными методами. Механизм этого процесса заключается в получении новых знаний посредством выстраивания системы умозаключений.

В психологии обычно выделяют три вида мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное заключается в решении возникающих задач при помощи непосредственной манипуляции с объектами, то есть реального, физического преобразования. Чаще всего этот вид мышления проявляется в бытовых ситуациях, например, в процессе перестановки мебели в квартире или офисе. Маркером подобной ситуации является невозможность полностью предусмотреть результаты каких-либо действий. Для системы бухгалтерского учета сегодня наглядно-действенное мышление не свойственно, оно носит атавистический характер. Однако, гипотетически, например, при изобретении новых способов бухгалтерских записей, его использование нельзя исключить.

Наглядно-образное мышление, заключающееся в оперировании образами, позволяет сравнивать, анализировать, обобщать различные явления и предметы. Каждый главный бухгалтер сталкивается с необходимостью разработки и формирования, например, положений учетной политики. Сегодня, несмотря на сохранившуюся модель государственной регламентации правил организации и ведения бухгалтерского учета и формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, вариабельность учетных методик значительна, что потенциально создает множество версий генерирования этого документа. Здесь непосредственно проявляется наглядно-образное мышление на профессиональном уровне. Также о нем можно говорить при проведении научных исследований любого уровня - от бакалаврской выпускной квалификационной работы до докторской диссертации. Именно уровень развития наглядного представления образов и определяет степень значимости сделанных рекомендаций и выводов а, порой, научных открытий.

Словестно-логическое мышление является наивысшей соответствующей формой, заключающейся в оперировании логическими

конструкциями, понятиями, законами, которые в системе бухгалтерского учета и экономических наук, например, часто не имеют непосредственного образного выражения (стоимость, ликвидность, рентабельность, задолженность и т.д.). Данная форма мышления позволяет обобщать и классифицировать, выявлять наиболее общие закономерности, прогнозировать развитие определенных экономических процессов.

Необходимо отметить, что все виды мышления тесно взаимоувязаны между собой. Приступая к проведению научного исследования, обычно ученый уже имеет рабочую гипотезу, то есть тот образ, который предстоит достигнуть, опровергнуть или доказать. Более того, все упомянутые виды мышления имеют свойство взаимопереходить друг в друга. Так, при работе с рисунками, схемами, графиками разграничить наглядно-образное и словестно-логическое мышление практически невозможно. Поэтому процесс мышления имеет относительный характер и при его осуществлении, обычно бывают задействованы все его виды, с преобладанием того или иного, в зависимости от субъективных особенностей, способностей и интеллекта конкретного исследователя.

Таким образом, мышлению присущи следующие основополагающие черты. Первая - мышление способно отражать всеобщие свойства предметов посредством абстрагирования, то есть отделения общего от единичного, отвлечения конкретного предмета от его связи с иными предметами. При проведении научных исследований абстрагирующая деятельность повышает эффективность и результативность получения новых знаний. Вторая черта мышления проявляется в его опосредованности, так как мышление отражает окружающую действительность через чувственное познание. Третья черта мышления - тесная связь с речью, так как процесс мышления осуществляется при помощи языковых единиц (слов, предложений). Следовательно, человеческое мышление и, в частности, научное невозможно без языка, позволяющего отражать и фиксировать сложные связи, отношения, формулировать понятия, выводы, решать сложные практические и абстрактные задачи.

С целью проведения научных исследований еще одним важным признаком, по которому осуществляется типология мышления, является степень и характер воспроизводимой научной новизны. Здесь выделяют репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление не связано с новыми знаниями, ассоциациями, разработками и представлениями. Оно заключается в способности воспроизводить в памяти и реализовать на практике уже известные логические схемы, законы и принципы. Иллюстрацией его проявления является процесс решения задач по заранее известному алгоритму, или подобных задач, с которыми мы сталкивались, например, в процессе обучения.

Продуктивное и творческое мышление характеризуется тем, что в

результате его осуществления, мы «выходим за рамки» уже известного, уточняем классификацию, формулируем новое понятие, выделяем ранее не проявляющее себя свойство или фактор, разрабатываем систему принципов, открываем новый закон, применяем способы решения задачи, свойственные для одной сферы деятельности, в другой и т.д. Если подобные действия являются новыми для отдельного индивида, то говорят о проявлении продуктивного мышления. В данном случае - это уровень написания выпускной квалификационной работы бакалавра. Если же новизна является значимой для всего общества, рекомендации, выводы и предложения, сделанные автором научного исследования, относятся к творческому мышлению. Обычно это уровень кандидатских и докторских диссертационных исследований.

Ранее приведенные классификации (типология) мышления не учитывают абсолютной индивидуальности мышления, именно это и объясняет тот факт, что не каждый индивид способен к проведению научных исследований. С точки зрения степени индивидуальности выделяют: индивидуализированное мышление, тенденциозное мышление, коллективизированное мышление. Первый вид характеризуется перманентным проявлением неординарных черт личности, нестандартного хода решения возникающих проблем, нетривиальными предложениями и выводами и, в целях проведения научных изысканий, является весьма ценным. В практической деятельности бухгалтера индивидуализированное мышление также представляется как положительный фактор, который в условиях несовершенства нормативных и правовых актов, наличия методической неопределенности, помогает принять соответствующее правильное решение. Однако это вид мышления, как и любой другой, может оказывать на организацию процесса научных исследований и на его результаты отрицательное влияние. Происходит это в случае, когда индивидуализация проявляет себя в форме стремления и поддержания определенного общественного статуса, властного самоутверждения, манипуляции действиями и сознанием коллег и подчиненных. Тенденциозное мышление - мышление ограниченное определенной системой принципов, подходов, методологических установок, системой оценок. Тенденции могут носить как чисто научный или прагматический характер, так и быть результатом государственной политики. Опасной является ситуация, когда господствующие тенденции являются результатом деформированной системы знаний, которая преследует определенные, часто, весьма прагматичные цели в ущерб научным подходам. В результате, может быть нарушена системность и достоверность знания, нанесен значительный вред обществу и государству. Коллективизированное мышление полностью устремлено и ориентировано на установки и настроения определенного коллектива, что при выполнении объемных по экспериментальной базе научных работ может быть полезным и даже необходимым. Обычно, но не

всегда, этот вид мышления превалирует среди молодых профессионалов, только начинающих формировать свою профессиональную идентичность и делающих «первые шаги» на научном поприще. Однако, при проведении индивидуальных научных исследований, коллективизированное мышление может являться препятствием в получении научной новизны.

Манера проведения и организации исследовательской деятельности, выражающаяся в определенных подходах к его методике, зависит от накопленного ранее опыта, либо выбирается индивидом на бессознательном уровне. Здесь выделяют аспективное мышление, системное мышление и концептуальное мышление. Указанные типы проявляют себя как приоритеты и прерогативы направленности процессов мышления, играющие роль «исходной позиции» размышления. Аспективный тип мышления характеризуется абстрагированием от многообразия точек зрения на существующую проблему и выделением одного, решающего, преобладающего аспекта, оказывающего наиболее значительное влияние на вопрос проводимых изысканий. Этот подход в мышлении применяется тогда, когда сложность и многовариантность влияющих на интересующий вопрос факторов не позволяют качественно организовать научный поиск. Однако, процесс абстрагирования имеет известные недостатки -односторонность взглядов и восприятия проблемы, неприятие взаимосвязи и взаимовлияния различных аспектов (что представляет опасность с точки зрения искажения полученных результатов исследования), деформированное представление об исследуемом вопросе.

Наиболее эффективным типом мышления является системное, интегрирующее приобретенный в процессе осуществления практической и образовательной деятельности профессиональный опыт, навыки, теоретические знания и индивидуальные способности и особенности проводящего научное исследование. Системное мышление позволяет выделять системообразующие факторы, рассматривать явление или предмет целиком, в компонентной совокупности явных и неявных аспектов проблемы, прогнозировать поведение объектов исследования на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Концептуальное мышление представляет собой разновидность системного, с тем отличием, что целиком и полностью направлено на формирование научной концепции. Суть заключается в том, что на основе всей совокупности соответствующих исследованию принципов, оно предохраняет и гарантирует ученому сохранение сущности рассматриваемого процесса, без отвлечения внимания на незначительные идеи.

Несмотря на то, что мышление является высшей формой познания, оно не является совершенным методом получения достоверных данных. В данном случае речь идет о том, что мышление не всегда осуществляется по логическим правилам и законам, то есть может быть нелогичным.

Происходит это, если в предложениях одинаковыми являются сказуемые или окончания. Психологические особенности человека заключаются в том, что мы на подсознательном уровне ассоциируем эти предложения между собой. Этот парадокс часто используется в бизнесе и в рекламных компаниях. Например, утверждение «все успешные компании предоставляют, наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, социальную отчетность» заставит рассуждать большинство заинтересованных пользователей следующим образом:

1 - все успешные компании предоставляют социальную отчетность;

2 - наша компания предоставляет социальную отчетность;

3 - следовательно, наша компания является успешной.

В данном случае пользователь информации даже не задумывается о том, что организация может иметь отрицательные результаты хозяйственной деятельности; что в случае декларирования прибыли за отчетный период, ее наличие может быть вызвано применением определенных учетных схем; что, значительная величина активов компании, заявленная в отчете о финансовом положении и соответствующих приложениях, является результатом применения определенной методики оценки или переоценки и т.д. Вывод о положительной репутации соответствующей организации, ее «продвинутости», делается мгновенно и на подсознательном уровне.

Для того, чтобы избежать подобных психологических «ловушек», необходимо вырабатывать умение отличать суждения, основанные на логике, от суждений, основанных только на чувствах индивида и его эмоциях. Также необходимо уметь выделять положительные и отрицательные факторы, всегда сомневаться в истинности предоставленных фактов, замечать несоответствия данных, не делать окончательных выводов в случае недостаточности информации. На этих подходах основан классический философский подход к проблеме выявления истинности полученного результата К. Поппера. Он заключается в том, что научным и достоверным будет только то знание, которое постоянно проверяется на возможность его фальсификации и с точки зрения выдвинутой и используемой теории, и с точки зрения эмпирических результатов. То есть ученые должны неустанно дискутировать, оппонировать, предлагать действительно новые подходы, проверять эффективность новых идей на практике.

Мышление, как форма познания, в своем историческом развитии (филогенез) проходит две основные стадии - донаучную и научную. На ранних стадиях развития общества наука, как таковая, не существовала, общественное производство не нуждалось в научном познании окружающей действительности, освоение мира происходило предметно-практическим путем.

Катализатором генезиса науки считают начало производственных отношений, основанных на частной собственности и промышленную

революцию. Донаучный период развития мышления следует воспринимать как подготовительный процесс, процесс накопления знаний. Даже высокоразвитые древние цивилизации - Вавилон, Китай, Индия - являлись лишь аккумуляторами знаний, так как не отличались системностью и методичностью. Таким образом, донаучное сознание предшествует научному, а затем сосуществует с ним. Подобный путь развития сознания логически (онтогенетически) проходит каждый человек, приобретая первоначально навыки, социальный опыт, профессиональные знания посредством обучения, воспитания. Таким образом, формируется обыденное сознание личности, основанное на стихийно-эмпирическом познании.

Обыденное сознание обладает следующими особенностями: а) - оно основано на непосредственном практическом опыте и не имеет под собой каких-либо теоретических концепций; б) - оно не выделяет четкого объекта познания, используя целую совокупность явлений, их свойств и связей, с которыми индивид сталкивается в повседневной и профессиональной деятельности; в) - оно не имеет специализированных методов исследования и средств познания, в качестве таковых выступают соответствующие орудия труда; г) - достижения этого познания закрепляются в виде инструкций и положений, содержащих алгоритмы и правила практического пользования конкретными предметами.

Логическая ступень донаучного мышления заканчивается формированием научного мышления.

Наука же, как специфическая деятельность по производству объективных знаний, представляет собой, с одной стороны, форму общественного сознания, а с другой, форму общественной практики.

Как форма общественного сознания, наука представляет собой систему объективных знаний, отражающих общественное бытие, то есть методологической основой бухгалтерского учета, в этом смысле, является социология, социум определяет его целевые установки.

Как форма общественной практики, наука - система и совокупность:

- теории и методологии, как метода познания и способа производства, структуризации новых знаний;

- практики, проверяющей и доказывающей обоснованность теории;

- кадрового состава ученых, обладающих соответствующими способностями и навыками проведения научно-исследовательской работы;

- научных учреждений в виде научно-исследовательских институтов, академий, вузов, научно-экспериментальных лабораторий;

- системы накопления, хранения, передачи, транслирования накопленных знаний.

Научное мышление - это целенаправленный на получение новых знаний процесс, где первоосновой всегда являются теоретические знания, сопряженные со специфическими объектом и предметом исследования, методологией и методикой, результатами в виде концепций, гипотез,

рекомендаций, фактов.

Научное мышление имеет два соответствующих уровня: эмпирико-теоретический и теоретический. Первый характеризуется чувственной воспринимаемостью объекта исследования, непосредственным экспериментированием. В качестве объекта здесь всегда выступают связи, свойства, отношения, которые проявляются в процессе осуществления научного эксперимента. Предметом исследования являются результаты функционирования исследуемой системы - статистические данные, практические рекомендации и выводы, факты. В качестве документального закрепления научного исследования эмпирико-теоретического уровня выступают кандидатские диссертации, в ходе выполнения которых решаются следующие задачи: сбор фактического материала об объекте исследования в виде уже зафиксированных данных; получение новой информации в ходе наблюдений, измерений и экспериментирования; составление диаграмм, схем, таблиц, с целью наглядно-чувственного восприятия значимых тенденций развития исследуемой системы; классификация полученных научных данных для формирования новых эмпирических законов.

Отличительной особенностью теоретического (высшего) уровня научного мышления является постановка не реального, а мысленного эксперимента на основе системного подхода и общенаучных методологических подходов. В процессе мысленного эксперимента, посредством абстрагирования, объект исследования преобразуется в идеализированный предмет. Однако для того, чтобы это произошло необходим механизм переноса зафиксированных в объекте результатов общественной практической деятельности. В качестве такого механизма выступают результаты предшествующего развития - донаучного мышления, эмпирико-теоретический уровень научного мышления. Документальным закреплением теоретического уровня мышления являются докторские диссертационные исследования.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой яркую иллюстрацию практического воплощения логических принципов, логического мышления. Парадоксом сегодняшнего дня является снижение мыслительной деятельности профессионалов, на фоне легкодоступности информации, которая распространяется посредством гаджетов, транслирующих информационные потоки значительного объема с огромной скоростью. Однако бухгалтерский учет может существовать как наука только при осуществлении научных изысканий по законам логики, посредством критического осмысления накопленного опыта. В противном случае мы рискуем переформатировать его на уровень псевдонауки, основной задачей которой будет предоставление не реальных, достоверных данных об объекте исследований, а желаемых результатов и достижений.

Использованные источники:

1. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. - М. Издательство «ДИС», 1998.

2. Кожухар В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М. :Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010.

3. Томова Н.Е. Введение в логику для философов / Н.Е. Томова, В.И. Шалак; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2014. - 191 с.

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКЕ Аннотация

Данная статья рассматривает вопросы определения истинности и ложности счетных теорий в экономике. Нетривиальные выводы, к которым приходит автор, обосновываются применением научного подхода к анализу суждений как таковых.

Ключевые слова: форма логического мышления, истинное суждение, ложное суждение, персоналистическое развитие, материалистическое развитие.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow

TRUE AND FALSE JUDGMENTS IN ACCOUNTING SCIENCE

Annotation

This article examines the issues of determining the truth and falsity of counting theories in the economy. Nontrivial conclusions, to which the author comes, are justified by the application of a scientific approach to the analysis of judgments as such.

Keywords: form of logical thinking, true judgment, false judgment, personalistic development, materialistic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.