ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2021-4-4-12 УДК: 614.2
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Перхов В.И.аПесенникова Е.В.Ь
а «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России;
ь Первый Московский государственным медицинский университет им. И.М. Сеченова, Минздрава России (Сеченовский Университет)
а https://orcid.org/0000-0002-4134-3371; ь https://orcid.org/0000-0002-6023-7734
И Автор для корреспонденции: Перхов Владимир Иванович
АННОТАЦИЯ
Пандемия COVID-19 поставила перед обществом новые уникальные, экономические и этические дилеммы, поскольку она предъявила повышенные требования к системам здравоохранения как на национальном, так и на глобальном уровне. Одна из этих проблем - обеспечение устойчивости функционирования системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях. Цель исследования - анализ современных тенденций, определяющих способность здравоохранения удовлетворять резко возрастающие потребности людей в медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации.
Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, статистические материалы Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [1], сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению», методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки, аналитические материалы и статистические данные Всемирной организации здравоохранения, статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и отдельным странам, не являющимся ее членами, а также материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет. Результаты. На уровне государства, устойчивость национальной системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям определяется состоянием инфраструктуры отрасли, механизмом и объемом финансирования, а также масштабами привлечения частного медицинского сектора к работе в интересах общества. За 2011-2019 гг. число больниц государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 4542 в 2011 году до 2896 в 2019 году, или на 37%, а число частных больниц, участвующих в реализации Программы, увеличилось почти в 1,5 раза - с 163 организаций в 2011 году до 235 в 2019 году. Число медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы собственности сократилось с 235 в 2011 году до 169 в 2019 году, а число частных медицинских организаций скорой медицинской помощи, участвующих в реализации Программы, увеличилось с всего одной организации в 2012 году до 28 организаций в 2019 году. Число амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности, участвующих в реализации Программы, сократилось с 2581 в 2011 году до 1419 в 2019 году, или в два раза, а число частных амбулаторно-по-ликлинических медицинских учреждений увеличилось с 485 организаций в 2012 году до 2160 организаций в 2019 году, или в 4,5 раза. На уровне населения на устойчивость здравоохранения влияет социально-экономическая структура общества, способность и готовность людей платить и облагаться налогом для оплаты медицинской помощи. Вместе с тем, платежеспособность населения России остаётся низкой, а недостаточный объем финансирования здравоохранения приводит к нарастающей подмене, гарантированной медицинской помощи платными медицинскими услугами.
Выводы. В современной России появилась тенденция увеличения числа частных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в сочетании со снижением числа государственных медицинских учреждений, что свидетельствует о постепенном усилении роли частного бизнеса в вопросах обеспечения населения медицинской помощью. Необходимо гарантировать, что финансирование частного сектора за счет казны будет осуществляться не в ущерб государственным медицинским организациям и не подорвёт начавшиеся в стране процессы по системному укреплению здравоохранения, прежде всего - первичного его звена. Для этого нужно существенно увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте России.
Ключевые слова: устойчивость функционирования здравоохранения, чрезвычайные ситуации, пандемия COVID-19, частный сектор здравоохранения.
Для цитирования: Перхов В.И., Песенникова Е.В. Об обеспечении устойчивости здравоохранения в чрезвычайных ситуациях // Менеджер здравоохранения. 2021. 4: 4-12. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-4-4-12
© Перхов В.И., Песенникова Е.В, 2021 г.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №4
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2021
ORIGINAL PAPER
ABOUT ENSURING STABILITY OF FUNCTIONING OF HEALTH CARE IN EMERGENCY SITUATIONS
Perkhov V.I.a , Pesennikova E.V.b
a«Central Research and Development Institute of the Organization and Informatization of Health Care» of the Russian Ministry of Health; b the First Moscow state medical university of I.M. Sechenov, Russian Ministry of Health (Sechenovsky University)
a https://orcid.org/0000-0002-4134-3371; b https://orcid.org/0000-0002-6023-7734
H The author for correspondence: Perkhov Vladimir Ivanovich
ABSTRACT
The pandemic of COVID-19 put before society new unique, economic and ethical dilemmas as it imposed increased requirements to health care systems, both on national, and at the global level. One of these problems - ensuring stability of functioning of a health care system in emergency situations.
Research objective - t he analysis of the current trends defining ability of health care to satisfy sharply increasing needs of people for medical care at emergence of emergency situation.
Materials and methods. Methods of the content analysis, economical and statistical analysis, information and analytical materials of the Russian and foreign news agencies, statistical materials of the Russian Ministry of Health and Federal State Budgetary Institution TSNIIOIZ of the Russian Ministry of Health [1], a form of the state statistical observation No. 62, summary across Russia, "Data on resource providing and on delivery of health care to the population", methods of the content analysis, economical and statistical analysis, information and analytical materials of the Russian and foreign news agencies, expert estimates, analytical materials and statistical data of World Health Organization, statistical data and metadata over the countries of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) and the certain countries which are not members and also the materials of monographic researches and periodicals including placed on the Internet are used.
Results. At the level of the state, resistance of a national health care system to emergency situations is defined by a condition of infrastructure of the industry, the mechanism and the amount of financing and also scales of attraction of the private medical sector to work for the benefit of society. For 2011-2019 the number of the hospitals of the state form of ownership participating in implementation of the Program was reduced from 4542 in 2011 to 2896 in 2019, or for 37%, and the number of the group hospitals participating in implementation of the Program increased almost by 1.5 times - f rom 163 organizations in 2011 to 235 in 2019. The number of the medical organizations of emergency medical service of the state form of ownership was reduced from 235 in 2011 to 169 in 2019, and the number of the private medical organizations of emergency medical service participating in implementation of the Program increased from only one organization in 2012 to 28 organizations in 2019. The number of the out-patient and polyclinic institutions of the state form of ownership participating in implementation of the Program was reduced since 2581 in 2011 to 1419 in 2019, or twice, and the number of private out-patient and polyclinic medical institutions increased from 485 organizations in 2012 to 2160 organizations in 2019, or by 4,5 times. At the level of the population stability of health care is affected by social and economic structure of society, ability and readiness of people to pay and be assessed with a tax for payment of medical care. At the same time, the solvency of the population of Russia remains low, and the insufficient amount of financing of health care leads to the accruing substitution guaranteed to medical care by paid medical services.
Conclusions. In modern Russia there was a trend of increase in number of the private medical organizations which are carrying out activity in the sphere of compulsory health insurance in a combination to decrease in number of the public medical institutions that demonstrates gradual strengthening of a role of private business in questions of providing the population with medical care. It is necessary to guarantee that financing of the private sector at the expense of treasury will be carried out not to the detriment of the state medical organizations and will not undermine the processes which began in the country on system strengthening of health care, first of all - its primary link. For this purpose it is necessary to increase significantly a share of the public expenditures by health care in gross domestic product of Russia.
Keywords: stability of functioning of health care, emergency situations, COVID-19 pandemic, private sector of health care. For citation: Perkhov V. I., Pesennikova E. V. About ensuring stability of health care in emergency situations // Manager Zdravoohrane-nia. 2021. 4: 4-12. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-4-4-12
•КС
№4 Manager
2021 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
Введение
Пандемия COVID-19 стала проверкой готовности систем здравоохранения стран мира к массовому поступлению больных в условиях чрезвычайной ситуации и оказанию населению значительных объемов медицинской помощи за короткий промежуток времени. Пандемия также увеличила важность для общества стабильной работы здравоохранения, укрепила авторитет и престижность труда медицинских работников.
В дополнение к этому вспышка новой корона-вирусной инфекции поставила перед обществом новые уникальные, экономические и этические дилеммы, поскольку она предъявила повышенные требования к системам здравоохранения как на национальном, так и на глобальном уровне. Одна из этих проблем - обеспечение устойчивости функционирования системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования - анализ современных тенденций, определяющих способность здравоохранения удовлетворять резко возрастающие потребности людей в медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации.
Материалы и методы
Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, статистические материалы Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [1], сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению», методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки, аналитические материалы и статистические данные Всемирной организации здравоохранения, статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и отдельным странам, не являющимся ее членами, а также материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет.
Результаты
Устойчивость функционирования системы здравоохранения в чрезвычайных ситуациях можно определить, как готовность системы
ликвидировать медицинские последствия этих ситуаций, а также способность противодействовать факторам риска ограничения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Устойчивость любой системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям формируется как на уровне государства, так и на уровне населения.
На уровне государства устойчивость любой национальной системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям определяется многими факторами, среди которых можно выделить состояние инфраструктуры отрасли, механизм и объемы финансирования, а также масштабы привлечения частного медицинского сектора к работе в интересах общества.
Современная система здравоохранения России состоит из двух секторов: государственного и частного. Безусловно, каждый из этих секторов нуждается в специфических условиях своего функционирования и развития. Государственный сектор сталкивается с серьезными ограничениями ресурсов, идет процесс сокращения инфраструктуры.
За последние годы, в результате реализации федеральной целевой программы модернизации здравоохранения, в некоторой степени укрепилась материально техническая база существующих государственных объектов здравоохранения. Вместе с тем, по данным за 2019 год, только в 97% зданий, где размещены круглосуточные стационары, имеется водопровод, в 84% зданий имеется горячее водоснабжение, треть стационаров оснащены системами автономного электроснабжения. Находятся в приспособленных помещениях 24% зданий, требуют капительного ремонта - 21,6% зданий [2].
Имеет место снижение темпов строительства новых объектов здравоохранения. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2019 году, в сравнении с 1990 годом, объемы строительства и ввода в действие новых объектов здравоохранения для оказания медицинской помощи в стационарных условиях сократились в 5,5 раз - с 21,8 до 3,9 тыс. коек [3]. При этом растет число частных медицинских организаций.
На рис. 1, 2 представлена динамика числа медицинских организаций разных форм собственности по типам, осуществляющих деятельность в сфере ОМС и участвующих в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ).
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 4
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2021
За 2011-2019 гг. число больниц государственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, сократилось с 4542 в 2011 году до 2896 в 2019 году, или на 37%. При этом число больниц негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, увеличилось почти в 1,5 раза - с 163 организаций в 2011 году до 235 в 2019 году (рис. 1, 2).
Частные медицинские организации вовлечены в процессы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.01.2019 № 56 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими
Рис. 1. Динамика числа больниц государственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
организациями частной системы здравоохранения», Министерство здравоохранения России в 2019 году впервые утвердило перечень медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь населению [4].
Число медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы собственности сократилось с 235 в 2011 году до 169 в 2019 году, или на треть (рис. 3). При этом число медицинских организаций скорой медицинской помощи негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, увеличилось с всего одной организации в 2012 году до 28 организаций в 2019 году (рис. 4).
Число амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности сократилось
Рис. 2. Динамика числа больниц негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
#ка
Рис. 3. Динамика числа медицинских организаций скорой медицинской помощи государственной формы
собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
Рис. 4. Динамика числа медицинских организаций скорой медицинской помощи негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
№ 4 Manager /Менеджер
2021 Zdravoochranenia / здравоохранения
с 2581 в 2011 году до 1419 в 2019 году, или в два раза (рис. 5). При этом число амбулаторно-поликлинических медицинских организаций негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, увеличилось с 485 организаций в 2012 году до 2160 организаций в 2019 году, или в 4,5 раза (рис. 6).
К важнейшему условию обеспечения устойчивости любой национальной системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям относится достаточный объем финансирования отрасли из государственных источников.
В 2018 году в России суммарные (государственные и частные) расходы на здравоохранение на душу населения составили 1,7 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности), что ставит Россию по данному показателю в один ряд с такими странами, как Венгрия, Южная Африка, Мексика, Колумбия, Турция, Коста-Рика, Латвия, Польша, Чили [4].
На рис. 7отображены расходы на здравоохранение на душу населения в долларах США (по паритету покупательной способности) в России и отдельных странах мира в 2018 году.
Рис. 5. Динамика числа поликлиник государственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
Рис. 6. Динамика числа поликлиник негосударственной формы собственности, участвующих в реализации ПГГ, 2011-2019 гг.
Рис. 7. Расходы на здравоохранение на душу населения в долларах США (по паритету покупательной способности) в России и отдельных странах в 2018 году
Источник: Stats.OECD. Данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (https://stats.oecd.org/)
Менеджер
здравоохранения /
Мапвдег № 4
1гв\/оосЬгвпеп1в 2021
Как видно на диаграмме, такие страны, как Франция, Канада, Дания, Швеция, Нидерланды, Австрия, Германия, Норвегия, Швейцария опережают Россию по уровню расходов на здравоохранение в 3-4 раза, США - в 6 раз. Одна из причин - сравнительно низкий удельный вес государственных расходов на здравоохранение в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП), который в России составляет в течении последних лет (2016-2018 гг.) около 3% [6]. В то же время в таких странах, как Германия, Франция, Швеция, Япония, Норвегия, Дания, Нидерланды указанный показатель колеблется от 8 до 10%, а в США - 14,4%.
На уровне населения на устойчивость здравоохранения влияет социально-экономическая структура общества, способность и готовность людей платить и облагаться налогом для оплаты медицинской помощи.
В России дефицит финансирования здравоохранения из государственных источников в значительном объеме восполняется частными расходами. Так, например, согласно данным Global Health Expenditure Database WHO в России доля частных расходов на здравоохранение (включая ДМС) в течение последних лет составляет около 40% от суммарных (государственных и частных) расходов на здравоохранение, которые оцениваются в течении 2010-2018 гг. на уровне 5,0-5,3% от ВВП [7].
По данным Росстата, доля медицинских услуг в структуре платных услуг, оказываемых населению, увеличилась с 5,1% в 2010 году до 7,0% в 2018 году и составила 4615 рублей на душу населения [8]. Расходы населения на платные медицинские услуги в целом увеличились с 528,4 млрд. рублей в 2015 году до 677,7 млрд. рублей
Рис. 8. Суммарные расходы населения на платные медицинские услуги, млрд. рублей, 2015-2018 гг.
в 2018 году, или в 1,3 раза. При этом объем финансирования из личных средств медицинских услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, вырос в 1,6 раза - с 16,0 млрд. рублей в 2015 году до 25,1 млрд. рублей в 2018 году (рис. 8, 9).
Это может свидетельствовать о нарастающей подмене, гарантированной «бесплатной» медицинской помощи платными медицинскими услугами. При этом платежеспособность населения остается низкой.
До пандемии коронавируса, согласно данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2017 года, только 2% опрошенных могут позволить себе купить практически все. При этом 68,0% респондентов сообщили, что на продукты денег хватает, но покупка, например, бытовой техники и одежды уже затруднительна. Денег не хватает даже на еду у 6% респондентов, затруднились с ответом - 2% опрошенных, и только 22% респондентов заявили, что могут без труда купить любую бытовую технику, и даже автомобиль, но не более [9].
Во время пандемии, во втором квартале 2020 года покупательная способность россиян упала по половине основных продуктов питания до минимума за последние десять лет, следует из расчетов Института «Центр развития» ВШЭ. Уже в конце мая 2020 года 13,5% респондентов сообщили, что полностью лишились дохода, у 31,8% респондентов доходы значительно снизились, еще у 15,7% они снизились незначительно. На снижение доходов повлияли в том числе: потеря работы (9,8% респондентов), уход в неоплачиваемый и частично оплачиваемый отпуск (6,4 и 2,4% соответственно),
Рис. 9. Расходы на платные медицинские услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, млрд. рублей, 2015-2018 гг.
С
#хс
№4 Manager
2021 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
переход на удаленную работу с частичным сохранением заработной платы (4,7%) [10].
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, выросла с 0,7 млн. человек к концу марта до 2,1 млн. человек к концу мая. По данным телефонного опроса ИНСАП РАНХиГС, 28% работающих респондентов за апрель получили меньшую зарплату, чем за март, причем около 10% меньше в два и более раз. К маю у 9% работников продолжительность рабочего времени снизилась, 5% сотрудников были отправлены в оплачиваемый отпуск, 4% в неоплачиваемый. В мае треть населения оценила свое материальное положение как «плохое» или «приемлемое», но с негативной динамикой. При этом около трети населения (31,0%) оценили свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое» [11].
Все эти факторы приведут к сокращению потребления платных медицинских услуг, в том числе оказываемых в государственных медицинских организациях, что может ухудшить экономическое положение этих организаций и ослабит общую готовность системы ликвидировать медицинские последствия чрезвычайных ситуаций.
В целом можно утверждать, что вспышка коро-навирусной болезни 2019 года (COVID-19), которая началась в Ухане (Китай) в конце 2019 года, стала третьей серьезной биологической атакой на человечество за последние два десятилетия, распространилась на более чем 200 стран и была официально объявлена глобальной пандемией [12].
Падение доходов населения, а также меры, связанные с ограничением мобильности людей привели к изменению структуры спроса, а также к сокращению потребления. Во время вспышки вируса COVID-19 почти во всех странах, в том числе в России, были повышены социальные выплаты гражданам и минимальные заработные платы, в том числе пособия по безработице [13, 14]. Однако выделенные гражданам денежные средства, вероятнее всего, будут потрачены на товары первой необходимости и продукты.
В результате введения антикризисных мер снизятся объемы страховых взносов, а также налоговые поступления в бюджеты. Это приведет к снижению доходов федеральных внебюджетных социальных фондов, к еще большему дефициту финансового обеспечения программ обязательного социального, в том числе медицинского, страхования, а также к сокращению возможности компенсации этого дефицита в рамках бюджетной системы. Из-за
падения платёжеспособности населения объемы медицинской помощи, оказываемой за плату, также сократятся.
Выявленная тенденция увеличения числа частных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в сочетании со снижением числа государственных медицинских учреждений, свидетельствует о постепенном усилении роли частного бизнеса в вопросах обеспечения населения медицинской помощью. Однако, как известно, любые частные организации, в том числе медицинские, функционируют на основе самоуправления и не подвержены государственному регулированию.
Доступность для населения медицинской помощи ограничивается еще и тем, что в общей структуре врачебных специальностей государственного сектора здравоохранения количество врачей клинических специальностей, т.е. тех, кто непосредственно работает с пациентами, существенно ниже, чем в странах Европейского Союза, и их доля продолжает снижаться [15]. Структура врачебных специальностей частного сектора точно не известна. Но есть основания предполагать, что в частный сектор из государственного перемещаются существенные кадровые ресурсы. Так, например, из данных опроса, проведенного Фондом независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», следует, что каждый второй врач при возможности перешел бы из государственного сектора медицины в частный [16].
Выводы
Роль государства и государственных медицинских учреждений в обеспечении населения медицинской помощью, постепенно ослабевает, а предоставление услуг в сфере здравоохранения, становится все больше «гибридным», так как границы между государственным и частным секторами все больше размываются. Гибридное управление становится частью изоморфных процессов в общественном здравоохранении, ведущих отрасль к «рынку нормы» - солидарному регулируемому рынку, эффективность которого в условиях асимметрии информации между врачом и пациентом обеспечивается страхованием, и в котором блага здравоохранения распределяются исходя из потребностей людей, а не согласно их богатству.
Вместе с тем, осуществляя деятельность в сфере ОМС, частные медицинские организации не подвержены государственному регулированию, при этом, получая деньги из казны, ничем не
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 4
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2021
рискуют, так как рыночные силы на экономику системы ОМС не действуют. В результате усиливается общая децентрализация системы здравоохранения, что может привести к ухудшению её управляемости и устойчивости в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтому регулирующие механизмы, разработанные в основном для принадлежащих государству медицинских организаций, необходимо адаптировать к обеспечению смешанного, государственно-частного предоставления медицинской помощи населению, в том числе
оказываемой с применением высоких медицинских технологий. Потребуется также гарантировать, что финансирование частного сектора из государственных источников будет осуществляться не в ущерб государственным медицинским организациям и не подорвёт начавшиеся в стране процессы по системному укреплению здравоохранения, прежде всего - первичного его звена. Для этого необходимо существенно увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте России.
1. Поликарпов А.В., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Тюрина Е.М., Огрызко Е.В., Магазей-щикова Н.Г., Шелепова Е.А. / Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Основные показатели здравоохранения. Часть VI. М.: Минздрав России, ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. 2019. Доступно по: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god (Дата обращения: 07.01.21).
2. Сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации (Приказ Росстата об утверждении формы от 04.09.2015 № 412).
3. Федеральная служба государственной статистики. Строительство. Ввод в действие зданий, сооружений, отдельных производственных мощностей, жилых домов, объектов социально-культурного назначения. https://rosstat.gov.ru/folder/14458?print=1# (Дата обращения: 07.01.21).
4. Приказ Минздрава России от 27 декабря 2019 года № 1101н «Об утверждении перечня медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» (Дата обращения: 07.01.21).
5. Stats.OECD. Данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и отдельным странам, не являющимся членами. https://stats.oecd.org/ (Дата обращения: 07.01.21).
6. Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: проблемы и решения //ОРГЗ-ДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. // Вестник ВШОУЗ. - 2015. - № 1(1).
7. База данных ВОЗ Global Health Expenditure Database. http://apps.who.int/nha/database/ Select/Indicators/ru (Дата обращения: 07.01.21).
8. Платное обслуживание населения в России. 2019: Стат. сб./П37 Росстат. M., 2019. - 110 с.
9. Бедность: где грань? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3349 от 12.04.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116154 (Дата обращения: 07.01.21).
10. Центр развития Национального исследовательского университета. Высшая школа экономики. Комментарии о государстве и бизнесе. https://dcenter.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/369947599. pdf (Дата обращения: 07.01.21).
11. Полякова, А.Г., Черемных, А.А., Ляшок, В.Ю., Гришина, Е.Е. Социально-экономическое положение населения в период пандемии весной 2020 г. (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) //Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 7.
12. WHO. Rolling updates on Coronavirus disease (COVID-19): WHO characterizes COVID-19 as a pandemic? https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/events-as-they-happen (Дата обращения: 07.01.21).
13. Осколков А.В. Социальная политика РФ в условиях пандемии //Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 65-3. - С. 109-112.
14. Faria-e-Castro M. Fiscal policy during a pandemic //Journal of Economic Dynamics and Control. -2021. - С. 104088.
15. Чернышев В.М, Воевода М.И, Мингазов И.Ф. О несостоятельности кадровой политики в здравоохранении России //Сибирский научный медицинский журнал. - 2020. - Т. 39. - № 6. - С. 107-115.
16. Быковская Т.Ю., Панов А.В. Некоторые вопросы аналитики платных медицинских услуг в Российской Федерации // МС. 2018. - № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-analitiki-platnyh-meditsinskih-uslug-v-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 07.01.21).
•КС
№ 4 Manager
2021 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
REFERENCES
$
зЯо
1. Polikarpov A.V., Alexandrova G.A., Golubev N.A., Tyurina E.M, Ogryzko E.V., Magazeishchikova N.G., Shelepova E.A. / Resources and activities of medical organizations of healthcare. Key health indicators. Part VI. Moscow: Ministry of Health of Russia, FSBI "TSNIIOIS" of the Ministry of Health of Russia. 2019. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god (Accessed: 07.01.21).
2. Summary for Russia form of the state statistical observation No. 30 "Information about a medical organization (order of Rosstat on the approval of the form of 04.09.2015 No. 412).
3. Federal State Statistics Service. Construction. Commissioning of buildings, structures, individual production facilities, residential buildings, social and cultural facilities. https://rosstat.gov.ru/folder/14458?print=1# (Accessed: 07.01.21).
4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1101n of December 27, 2019 "On Approval of the list of medical organizations of the private healthcare system providing high-tech medical care not included in the basic program of compulsory medical insurance to citizens of the Russian Federation"// SPS "Consultant Plus" (Accessed: 07.01.21).
5. Stats.OECD. Data and metadata for Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) countries and individual non-member countries. https://stats.oecd.org/ (Accessed: 07.01.21)
6. Starodubov V.I, Ulumbekova G.E. Healthcare of Russia: problems and solutions // ORGZDRAV: Novosti. Mneniya. Obuchenie. Vestnik VSHOUZ. - 2015. - № 1(1).
7. WHO database: Global Health Expenditure Database. http://apps.who.int/nha/database/Select/Indicators/ ru (Accessed: 07.01.21).
8. Paid service of the population in Russia. 2019: Stat. sat./P37 Rosstat. - M., 2019. - 110 p.
9. Poverty: where is the line? // VTSIOM. Press-vypusk. № 3349 ot 12.04.2017. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116154 (Accessed: 07.01.21).
10. Development Center of the National Research University Higher School of Economics. Comments on the state and business. https://dcenter.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/369947599.pdf (Accessed: 07.01.21).
11. Polyakova A.G., Cheremnykh A.A., Lyashok V.Yu, Grishina E.E. Socio-economic situation of the population during the pandemic in the spring of 2020 (based on the results of regular Monitoring by INSAP RANEPA) // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. - 2020. - Vol. 27. - № 7.
12. WHO. Rolling updates on coronavirus disease (COVID-19): WHO characterizes COVID-19 as a pandemic? https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/events-as-they-happen (accessed: 07.01.21).
13. Oskolkov A.V. Social policy of the Russian Federation in the context of the pandemic // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2020. - No. 65-3. - P. 109-112.
14. Faria-e-Castro M. Fiscal policy during a pandemic //Journal of Economic Dynamics and Control. - 2021. -P. 104088.
15. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Mingazov I.F. On the insolvency of the personnel policy in healthcare in Russia // Sibirskij nauchnyj medicinskij zhurnal. - 2020. - Vol. 39. - No. 6. - P. 107-115.
16. Bykovskaya T.Yu, Panov A. V. Some questions of analytics of paid medical services in the Russian Federation // MS. - 2018. - No. 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-analitiki-platnyh-meditsinskih-uslug-v-rossiyskoy-federatsii (Accessed: 07.01.21).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Перхов Владимир Иванович - д-р мед. наук,, доцент, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва, Россия
Perkhov Vladimir is the doctor of medical sciences, associate professor, the chief researcher of Federal State Budgetary Institution Central Research and Development Institute of the Organization and Informatization of Health Care of the Russian Ministry of Health, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Песенникова Елена Васильевна - канд. мед. наук, доцент кафедры организации и управления в сфере обращения лекарственных средств Факультета управления и экономики здравоохранения Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия
Pesennikova Elena is the candidate of medical sciences, the associate professor of the organization and management in the sphere of drug circulation of Faculty of management and economy of health care of the First Moscow state medical university of I.M. Sechenov, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 4
ZdrevoochrBnenÍB 202 1