Научная статья на тему 'Об изображении неизвестного святого в Кирилловской церкви в Киеве (XII век)'

Об изображении неизвестного святого в Кирилловской церкви в Киеве (XII век) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА / HISTORY OF RUSSIAN ART / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / PICTORIAL SOURCES / ИКОНОПИСЬ / ICONS / ФРЕСКИ / FRESCOES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уханова Елена Владимировна, Горячева Татьяна Дмитриевна

В совместном выступлении к.и.н. Е.В. Ухановой и Т.Д. Горячевой рассматривались изображение неизвестного святого Кирилловской церкви в Киеве XII в. Анализ иконографии изображения, а также текста и графики надписи на свитке, который он держит, привело докладчиков к следующим выводам: во-первых, живописный памятник датируется, вероятно, серединой XII столетия. Во-вторых, «…возможно, на фреске Кирилловской церкви в Киеве -самое раннее из сохранившихся в древнерусском искусстве изображений Ефрема Сирина и самое раннее в Древней Руси воспроизведение текста указанного фрагмента "Паренесиса" Ефрема Сирина, так как наиболее ранним из сохранившихся полных рукописных его списков считается список конца XIII в.». Можно с удовлетворением отметить, что в выступлении Е.В. Ухановой и Т.Д. Горячевой видно продолжение тех традиций комплексного источниковедения, которые когда-то закладывались В.А. Плугиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изображении неизвестного святого в Кирилловской церкви в Киеве (XII век)»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Уханова Е.В., к.и.н. (ГИМ) Горячева Т.Д. (МГУ)

Об изображении неизвестного

святого в Кирилловской церкви в Киеве (XII век)

На южном склоне арки Кирилловской церкви, ведущей из нартекса в наос, написана фигура святого, до сих пор не привлекавшая внимание исследователей росписей храма.

На фреске изображен святой с глубоко посаженными глазами, впалыми щеками, длинным тонким носом, седыми курчавыми волосами и бородой. Выражение его лица строгое, даже суровое, и отрешенное. Лицо и рука написаны красноватой краской, нимб - желтой. Его правая рука согнута в локте и поднята вверх с именным благословляющим перстосложе-нием, в левой руке он держит развернутый свиток с текстом. Надпись имени святого не сохранилась.

Американская исследовательница кирилловских фресок О. Певни так описывает это изображение: «У аскетичного, седовласого и длиннобородого пророка - впалые щеки, глубоко посаженные темные глаза и длинный тонкий нос. Он облачен в темно-бордовую мантию поверх перехваченной на талии туники бледного сине-зеленого цвета, его правая рука поднята с выразительным жестом, а в левой - он держит развернутый свиток. На свитке сохранились лишь практически нечитаемые следы надпи-си»1. Далее она пытается представить отдельные распознанные буквы. Вероятно, О.Певни руководствовалась в своем описании мнением А.В. Пра-хова, возглавлявшим раскрытие и реставрацию кирилловских фресок в XIX веке, который первым назвал святого пророком. Во время реставрации были сделаны и затем представлены на выставке и опубликованы копии фресок. В "Каталоге" выставки копий это изображение под номером 13 характеризуется А.В. Праховым как "Пророк с хартией из прохода, ведущего из нартекса в средний продольный корабль церкви"2. Никто из исследователей кирилловских фресок специально этим изображением не занимался и не пытался прочесть надпись на свитке.

Обратимся к тексту. Он представляет собой отрывок из «Паренеси-са» Ефрема Сирина, популярного в Древней Руси сборника поучений, ос-

1 Pevny Olenka Z. The Kyrylivs'ka Tserkva: The Appropriation of Byzantine Art and Architecture in Kiev // A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doktor of Philosophy. Institute of Fine Arts. News York University. 1995. P. 259.

2 Прахов А.В. Каталог выставки копий памятников искусства в Киеве X, XI, XII вв., исполненных А.В. Праховым в течение 1880, 1881, 1882 гг. СПб., 1882.

нову которого составляют Поучения к египетским монахам (от 49 до 50 поучений). Надпись на свитке представляет собой начальные строки «Слова 17. Наказанье» по славянскому переводу.

«Паренесис» был одной из самых читаемых книг в Древней Руси и других славянских землях. Перевод «Паренесиса» по языку относят к древнейшему периоду славянской письменности, по-видимому, он был осуществлен в Болгарии еще в X в.

Приведем начало текста поучения по рукописи из собрания Троице-Сергиевой Лавры (7. (2016.) Ефрема Сирина Поучения, устав в два столбца, XIII века, лл. 20 об.-21):

«Брате егда клеплеть ти брат нощью яко да встанеши на славословье Божие восстани прилежно да и леняйся видевъ твое инодушье воздвигнеть свою душу на воспряновенье по реченому: вариста очи мои къ утру поучите ми ся словесемъ твоимъ. (Пс.118:148 - Т.Г.). аще же прилучить ти сномь тяжкомь побежену быти привиденьем демонскымь и воспрянув не ленися востати ити в сборъ».

На тексте свитка пропущены слова псалма и последнее слово -«привиде[ньем]» не дописано до конца:

1 врлте %гдл кл[=]-

2 плеть тн врлтъ [но]-

3 фью . гако дл въ-

4 стлнеш[н нл сллво]сЛ

5 вн% вжнс въстн-

6 н п[рн]л=жьн [л]ф

7 же Пр1Л#У1ТЬ тн СА

8 [с]ънъм ТА[ж]ьк[о]

9 П0Б=ЖСН# БЪ1Тн

10 [прн]вн[д]=

Надпись на свитке в руке святого состоит из 10 строк, каждая из ко

торых обозначена очень толстой красной линией, порою закрывающей до 1/3 высоты букв текста. Края свитка выделены аналогичной обводкой, при этом буквы на конце 1 и 2 строки также не читаются. Надпись выполнена монументальным уставом, с украшенными элементами и отдельными лигатурами. Буквы вертикальные, удлиненные, симметричные, с большим расстоянием между буквами в строке и междустрочным пространством. Это характеризует раннюю разновидность устава. К особенностям, имеющим датирующее значение, можно отнести написания: Б, Ь, Ъ и = с маленькой нижней петлей (перекладина у = лежит на верхней линии строки),

3

Буланин Д.М. «Паренесис» Ефрема Сирина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая половина XIV в.). Л.: Издательство "Наука" Ленинградское отделение, 1987. С. 297.

при этом мачта у Ъ наклонена вперед; нижняя петля В занимает не более 2/3 от высоты буквы, в одном случае она соприкасается с верхней петлей на мачте, в двух других - петли разведены; симметричная Ж пишется в 3 дукта, т.е. наклонные линии выполнены без отрыва; перекладина И - строго горизонтальна и находится в средней части буквы, перекладина N - выполнена по наклонной слева направо также в центре буквы; перекладины у га и % расположены горизонтально по центру буквы; симметричная Ч состоит из округлой не очень глубокой чашечки и вертикали, выходящей из нее посередине; диграф ОУ представлен дважды через V, который все еще мыслится как лигатура из двух букв - О пишется на всю высоту строки, а У приписана без хвоста выше линии строки. Среди немногих выносных букв находятся гласные (О, Е, Ь), которые пишутся преимущественно над концом строки без титла, как продолжение текста строки. Они уменьшены, но не редуцированы и сохраняют широкие пропорции строчных букв. Совокупность перечисленных выше особенностей, включая широкое расстояние между буквами, характеризует древнейший устав рукописных книг последней трети XI - первой половины XII в. Конечно, нужно учитывать парадный характер надписи и возможность, имеющуюся у художника, в отличие от писца книги, откорректировать контур буквы, сделать ее идеально симметричной. Однако установка писца на монументальность, симметрию, размеренный характер письма даже в таком маленьком пространстве фрески говорят о его приверженности старой школе письма.

Еще одной палеографической особенностью этого памятника является наличие элементов вязи, служащих сокращению и украшению письма. При этом они соотносятся с древнейшим набором форм византийской вязи, возникшим в Х в.: украшение отдельных букв, появление лигатур, удлинение высоты декоративных строк по отношению к ширине, а также увеличение отдельных букв и соподчинение одной буквы другой4. Общие вытянутые пропорции всех букв надписи мы уже отмечали выше. Украшение распространяется писцом преимущественно на букву Е - язычок буквы делается волнистым или изогнутым (1/5, 5/7)5, а также на буквы Ъ, перекладина которой удлиняется и загибается вверх (5/9), и уменьшенную С, спинка которой пишется изогнутой (5/10). Возможно, аналогичный извив в нижней части буквы имеет С в конце 4 строки. В надписи фиксируются лигатуры в соединении следующих букв: ТЬ (2/4-5), ТН, при этом Н уменьшена и соподчинена Т (5/11-12), ТИ (7/12-13), ПР (7/3-4 и, вероятно, 6/2-3). Как мы уже отмечали, как лигатуру писец воспринимает и V (7/7, 9/8). Соподчинение мы нашли при сочетании лигатуры ПР с последующей I, которая пишется уменьшенной под петлей Р (7/3-5). Также можно рас-

4 Щепкин В.Н. Вязь // Древности. Труды Московского Археологического общества. Т. ХХ. М., 1904. С. 60-61, 67.

5 Здесь и далее цифра в числителе обозначает номер строки, знаменателя - номер буквы от начала строки).

сматривать удлинение мачты Т и ее доминирование над строкой как частный вариант соподчинения букв.

Наличие в письме надписи элементов вязи, с одной стороны, ставит под сомнение ее датировку XII веком, а с другой, - поднимает вопрос о времени появления вязи на Руси. Исходя из данных сохранившихся рукописей, считается, что вязь вошла в обиход древнерусского книжника в конце XIV в. в связи со вторым южнославянским влиянием. Однако мы можем указать ряд древнейших русских кодексов XI в., где можно встретить набор элементов вязи, аналогичных нашей надписи. Их употребляет, например, второй (основной) писец рукописи Пандектов Антиоха Черноризца, датируемой XI в.6 Однако необходимо отметить, что употребление вязи в рукописных текстах XI-XII вв. явление редкое. Гораздо чаще она встречается в надписях на предметах декоративно-прикладного искусства и фресках. Характерным примером являются росписи церкви Спаса на Не-редице XII в. Анализ начертаний надписей на этих фресках приводит нас к пониманию путей проникновения элементов вязного письма на Русь так рано, а также причин его распространения на фресках и художественных изделиях и неупотребления его в письме большей части рукописей. Надписи на фресках церкви Спаса на Нередице явно делятся на две группы: одна из них представляет собой украшенное грецизированное письмо с элементами вязи, другая - состоит из традиционных для древнерусского писца начертаний. Полагаем, что византийская вязь проникала на Русь в самый ранний период вместе с греческими художниками, расписывавшими храмы фресками и сопровождавших их надписями. Близость графических систем греческого унциала и славянского устава позволяла древнерусским мастерам усваивать греческую манеру украшенного и сокращенного письма, бывшего актуальным и модным в то время, и адаптировать его к русскому материалу. По этой же причине вязь почти не проникает в графику рукописных текстов, которые не были зоной непосредственного контакта: развитие древнерусского устава шло путями, не зависящими от греческого унциала. Таким образом, наличие элементов вязи в рассматриваемой нами надписи является вполне органичным явлением и не влияет на ее датировку, вероятно, серединой XII в.

Принадлежность текста на свитке преподобному Ефрему Сирину позволяет предположить, что на фреске изображен сам святой.

Изображение сохранилось почти целиком, под масляной записью XIX века находятся только часть фигуры святого ниже колен, верхняя часть нимба и правая верхняя часть головы с волосами и нимбом. Сохранность красочного слоя плохая, много утрат вследствие перетирания штукатурки и побелки, которыми фрески были покрыты с XVIII века, и соскаб-

6 ГИМ, Воскр. перг. 30. См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XШ вв. М., 1984. № 24. С. 66-67.

ливания краски острыми инструментами во время раскрытия фресок в XIX веке. Чуть правее центра фигуры - утрата изображения, замененная округлой вставкой новой штукатурки. Кисть левой руки, держащей свиток с надписью, утрачена. Преподобный облачен в монашеские одежды - в красно-коричневую монашескую мантию и нижнюю светлую одежду, тени которой прописаны светло-зеленой краской. По центру фигуры святого ниже пояса из-под мантии спускается широкая белая лента (аналав) более светлого цвета, чем нижняя одежда, почти белая. Следы цветных пигментов позволяют предположить, что на аналаве, возможно, был рисунок. На нижней одежде (вероятно, подризник или подрясник) чуть ниже талии видна тонкая темная линия пояса. Правую руку святого плотно облегает узкий рукав с многочисленными складками. Примерно на середине расстояния от запястья до локтя видна веревочка, спускающаяся из глубокой полукруглой складки, возможно, это тесьма или шнурок нижнего края рукава подризника, который плотно стягивал рукав. Это может быть и шнур поручей или нарукавников, которые надевались на рукава подрясника или подризника. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника и прочно держится на руке.

В отчете о реставрации кирилловских стенописей 1979 г. отмечается плохая сохранность изображения, утраты красочного слоя и повреждения штукатурного слоя, вставки новой штукатурки во время реставрации XIX века. «Плащ в виде накидки, которая покрывает почти всю фигуру со спины, и верхняя часть ее впереди крепится застежкой у горловины, отчего складки как бы расходятся от центра груди по обеим сторонам к плечам, предплечьям и к талии. Здесь плащ лежит на согнутых в локтях руках, а нижние складки даны в свободном падении»7. Реставраторы отмечают, что верхняя одежда святого написана коричневой охрой, которая большей частью утрачена до грунта. Рисунок складок удалось установить благодаря графьям, которые процарапаны в большом количестве и намечают складки верхней и нижней одежды, графьей же намечена окружность нимба. Нижняя одежда святого зеленого цвета, складки ее, кое-где прорисованные графьями, чуть ниже колен представляют собой вертикальные ряды чередующихся мазков - белых, светло-зеленых и чисто зеленых. Разделка складок правого рукава выполнена с использованием того же приема: они представляют собой чередование поперечных зеленых, светло-зеленых и

7

Архив Софийского Музея-заповедника. Папка 556/НА-968/1-2. Отчет о реставрации настенной живописи средней части нартекса Кирилловской церкви - памятника архитектуры XII в. г. Киев. 1979. С. 40-41.

белых мазков . Нижняя одежда святого перехвачена на талии широким серо-голубым платом9.

«Святой представлен глубоким старцем, - пишут реставраторы, - со значительными и строгими чертами лица... Несмотря на утраты, хорошо читаются большие глаза, широкий разлет бровей, прямой удлиненный нос и плотно сжатые губы. Волнистые волосы разделены пробором и в виде короткой челки прикрывают часть лба. Изогнутые пряди усов и очень длинной, почти до пояса, бороды просматриваются только у рта и на подбородке. Ниже на месте бороды образовалась утрата древней штукатурки и по обе стороны от нее красочный слой так вытерт, что обнажился первоначальный подмалевок. Участки фрески на лице, на волосах и на бороде и на кистях рук представляют собой отдельные острова красочного слоя: иногда они уцелели со всеми верхними прописями; местами утрачены чешуйки корпусных белил, а довольно часто обнажился предварительный рисунок, выполненный красной охрой»10.

Описание реставраторов является для нас очень ценным историческим источником, но не во всем с ним можно согласиться. Например, пояс нижней одежды скорее узкий, чем широкий. Утверждение, что значение жеста приподнятой правой руки трудно определить11, кажется странным, так как на фреске отчетливо видно именное благословляющее перстосло-жение. Не виден пробор, разделяющий волосы на голове.

Борода святого может показаться «длинной, почти до пояса» благодаря отчетливым коричневым вертикальным линиям справа и слева от подбородка, спускающимся почти до пояса. Но между ними, наряду то ли с остатками белой краски, то ли обнажившегося нижнего слоя подмалевка, есть большие пятна красно-коричневого цвета, в том числе очерчивающие горловину мантии и на месте предполагаемой застежки. Если это продолжение бороды, то она закрывала бы собой застежку. Впрочем, она плохо видна, скорее угадывается. При внимательном рассматривании бороды на стене в оригинале и, особенно, на фотографиях с большим разрешением на компьютере, увеличивая изображение, можно придти к выводу, что борода святого - не длинная, она доходит примерно до горловой впадины на шее святого или до верхнего края горловины мантии, причем, возможно, раздвоена, так как в середине между боковыми, как бы свисающими ее краями, и под более короткой центральной частью находится большой участок коричневато-желтого цвета. Это вполне соответствует утверждению реставраторов, что «изогнутые пряди усов и .бороды просматриваются только у рта и на подбородке». Под предполагаемой застежкой мантии как раз на месте продолжения длины бороды угадываются расходящиеся от за-

8 Там же. С. 40.

9 Там же. С.38.

10 Там же. С. 39-40.

11 Там же. С.38.

стежки в разные стороны складки. Коричневые вертикальные линии, возможно, образованы остатками красно-коричневой краски, которой написаны лицо и верхняя одежда святого, и участками стертой краски вокруг, тем более, как писал Прахов, что еще до начала раскрытия фресок, когда была осознана их историческая ценность, рабочие грубо перетирали фрески, скоблили их острыми инструментами, подготавливая стены к новым рос-писям12.

Все вышесказанное - и монашеские одежды, и особенности внешнего облика - вполне согласуется с предположением, что на фреске изображен преподобный Ефрем Сирин.

«Изображения Ефрема Сирина были широко распространены в византийском, балканском и древнерусском искусстве. Особенности его внешнего облика определились достаточно рано; в наиболее древних из сохранившихся памятников Ефрема Сирина предстает седовласым старцем с большими залысинами на лбу, впалыми щеками, с короткой, редкой, раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок.

В раннее время Ефрем Сирин преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой. В левой руке Ефрем Сирин нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках - книга.

В византийское время изображение Ефрема Сирина входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в западной части наоса или в нартексе.

В древнерусском искусстве утвердилась иконография Ефрема Сирина, представляющая его аскетом со впалыми щеками и редкой бородой, в темном монашеском плаще и куколе. Отсутствие надписей не всегда поз-

13

воляет уверенно идентифицировать образ святого в ранних памятниках» .

Несмотря на почитание в Древней Руси Ефрема Сирина, его изображений от домонгольского периода не сохранилось. Н.В. Герасименко в статье об иконографии Ефрема Сирина в Православной энциклопедии, называет от домонгольского периода только одно предполагаемое изображение в нартексе Николо-Дворищенского собора (1117-1136). Оно представляет собой нижнюю часть фигуры, чуть выше пола, вероятно, облаченной в монашескую мантию, но лицо и сама фигура не сохранилась. По мнению Т.Ю. Царевской, это могло быть изображение преподобного, например, Ефрема Сирина, Палладия Мниха или Василия Нового как авторов текстов о Втором Пришествии14.

12

Прахов А. Открытие фресок Кирилловского монастыря под Киевом. // Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CCXXVI. СПб., 1883. С. 25, 28.

13 Герасименко Н.В. Иконография Ефрема Сирина // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 104 - 105.

14 Царевская Т.Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. М.: Северный Паломник, 2002. С. 55-56.

Возможно, на фреске Кирилловской церкви в Киеве - самое раннее из сохранившихся в древнерусском искусстве изображений Ефрема Сирина и самое раннее в Древней Руси воспроизведение текста указанного фрагмента «Паренесиса» Ефрема Сирина, так как наиболее ранним из сохранившихся полных рукописных его списков считается список конца XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.