Научная статья на тему 'ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД'

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мерзлотные ландшафты / удельное давление на почву / наземный транспорт / оленеводство / бесснежный период / permafrost landscapes / ground pressure / vehicles / reindeer husbandry / snowless period

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Р. А. Шарафутдинов, И.В. Борисова, В.Л. Гавриков, А.И. Пыжев, А.Р. Митев

В статье приводится обзор научных исследований, посвященных оценке долговременных последствий воздействия наземного транспорта на почвенно-растительный покров арктических ландшафтов. На основе их анализа даны рекомендации по совершенствованию нормативных документов, ограничивающих перемещение наземного транспорта в бесснежный период в зонах ведения традиционной хозяйственной деятельности, а также организации хозяйственной деятельности при освоении месторождений нефти и газа. Показано, что мерзлотные почвы, формирующие почвенный фон Таймыра, независимо от генетической принадлежности, характеризуются низкой устойчивостью функционирования и уязвимостью к механическим воздействиям. Почвы, характеризующиеся невысокой влажностью и легким гранулометрическим составом, в меньшей степени подвержены радиальной механической трансформации, в отличие от перегнойных и торфяных почв. Ограничение передвижения наземного транспорта с целью сохранения уязвимых природных ландшафтов таймырских тундр рекомендуется устанавливать, опираясь не на значение массы транспортного средства, как это происходит в настоящее время, а на показатель удельного давления на грунт, которое должно ограничиваться интервалом 0,12—0,14 кг/см². Этот показатель достижим для транспортных средств на шинах сверхнизкого давления и на воздушной подушке. Предложены мероприятия, направленные на повышение качества контроля за исполнением установленных ограничений передвижения транспорта на территории арктической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Р. А. Шарафутдинов, И.В. Борисова, В.Л. Гавриков, А.И. Пыжев, А.Р. Митев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE APPROACHES WHEN IMPOSING RESTRICTIONS ON GROUND MACHINERY DRIVING IN THE ARCTIC ZONE OF THE KRASNOYARSK REGION IN A SNOWLESS SEASON

The article provides the overview of scientific research devoted to assessing the long-term impact of heavy land transport on the soil and vegetation cover of the Arctic landscapes. Based on the analysis, some recommendations are given for improving the regulatory documents that restrict the driving of the land transport during the snowless season in the zones of original residents’ economic activities, as well as for the organization of economic activities in oil and gas field areas. It is shown that the background permafrost soils of Taimyr, regardless of their genetic affiliation, are described as low stable and vulnerable to mechanical stress. The soils having a low moisture content and a light granulometric composition are less susceptible to radial mechanical transformation, in contrast to humus and peat soils. It is recommended to restrict the driving of the heavy land transport in order to preserve the vulnerable natural landscapes of the Taimyr tundra. However, the restriction should be based not on the weight of the vehicle, as is the case at present, but on the specific pressure on the ground, which should be limited to the maximum of 0.12—0.14 kg/cm². This figure is achievable for the vehicles with ultra-low pressure tires and air cushion. The measures are proposed to improve the quality of control over the implementation of the established restrictions on the driving of the heavy transport in the territory of the Arctic Zone.

Текст научной работы на тему «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 631.6.02

DOI: 10.24412/1728-323X-2022-6-119-126

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В БЕССНЕЖНЫЙ ПЕРИОД

Р. А. Шарафутдинов, к. г. н., доцент, Директор института экологии и географии, ФГАОУ ВО

Сибирский федеральный университет, rsharafutdinov@sfu-kras.ru, г. Красноярск, Россия,

И. В. Борисова, к. г. н, доцент, доцент кафедры экологии и природопользования, ФГАОУ ВО

Сибирский федеральный университет, iborisova@sfu-kras.ru, г. Красноярск, Россия,

В. Л. Гавриков, д. б. н., доцент, ведущий научный сотрудник, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный

университет, vgavrikov@sfu-kras.ru, г. Красноярск, Россия,

А. И. Пыжев, к. э. н., доцент, доцент кафедры социально-экономического планирования ФГАОУ

ВО Сибирский федеральный университет, apyzhev@sfu-kras.ru, г. Красноярск, Россия,

А. Р. Митев, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования, ФГАОУ ВО

Сибирский федеральный университет, a.r.mitev@gmail.com, г. Красноярск, Россия,

Ю. Н. Захаринский, к. э. н., старший научный сотрудник ФГАОУ ВО Сибирский федеральный

университет, y.zakharinskiy@gmail.com, г. Красноярск, Россия

Аннотация. В статье приводится обзор научных исследований, посвященных оценке долговременных последствий воздействия наземного транспорта на почвенно-растительный покров арктических ландшафтов. На основе их анализа даны рекомендации по совершенствованию нормативных документов, ограничивающих перемещение наземного транспорта в бесснежный период в зонах ведения традиционной хозяйственной деятельности, а также организации хозяйственной деятельности при освоении месторождений нефти и газа. Показано, что мерзлотные почвы, формирующие почвенный фон Таймыра, независимо от генетической принадлежности, характеризуются низкой устойчивостью функционирования и уязвимостью к механическим воздействиям. Почвы, характеризующиеся невысокой влажностью и легким гранулометрическим составом, в меньшей степени подвержены радиальной механической трансформации, в отличие от перегнойных и торфяных почв. Ограничение передвижения наземного транспорта с целью сохранения уязвимых природных ландшафтов таймырских тундр рекомендуется устанавливать, опираясь не на значение массы транспортного средства, как это происходит в настоящее время, а на показатель удельного давления на грунт, которое должно ограничиваться интервалом 0,12—0,14 кг/см2. Этот показатель достижим для транспортных средств на шинах сверхнизкого давления и на воздушной подушке. Предложены мероприятия, направленные на повышение качества контроля за исполнением установленных ограничений передвижения транспорта на территории арктической зоны.

Abstract. The article provides the overview of scientific research devoted to assessing the long-term impact of heavy land transport on the soil and vegetation cover of the Arctic landscapes. Based on the analysis, some recommendations are given for improving the regulatory documents that restrict the driving of the land transport during the snowless season in the zones of original residents' economic activities, as well as for the organization of economic activities in oil and gas field areas. It is shown that the background permafrost soils of Taimyr, regardless of their genetic affiliation, are described as low stable and vulnerable to mechanical stress. The soils having a low moisture content and a light granulometric composition are less susceptible to radial mechanical transformation, in contrast to humus and peat soils. It is recommended to restrict the driving of the heavy land transport in order to preserve the vulnerable natural landscapes of the Taimyr tundra. However, the restriction should be based not on the weight of the vehicle, as is the case at present, but on the specific pressure on the ground, which should be limited to the maximum of 0.12—0.14 kg/cm2. This figure is achievable for the vehicles with ultra-low pressure tires and air cushion. The measures are proposed to improve the quality of control over the implementation of the established restrictions on the driving of the heavy transport in the territory of the Arctic Zone.

Ключевые слова: мерзлотные ландшафты, удельное давление на почву, наземный транспорт, оленеводство, бесснежный период.

Keywords: permafrost landscapes, ground pressure, vehicles, reindeer husbandry, snowless period.

Введение

Техногенные нарушения ландшафтов, приуроченных к областям распространения сплошной многолетней мерзлоты, порождают или усиливают криогенные и другие геологические процессы, изменяют ландшафт в нежелательном для человека направлении. Кроме того, антропогенное воздействие дополнительно усиливает неблагоприятные последствия деградационных процессов, происходящих в мерзлотных ландшафтах в результате потепления климата. Как формирование, так и восстановление почвенно-расти-

тельного покрова в тундре идет крайне медленно, в связи с чем он весьма неустойчив к антропогенным воздействиям, в том числе и механическим, обусловленным воздействием наземных транспортных средств.

В этой связи, крайне актуальными являются меры, направленные на сохранение устойчивости мерзлотных ландшафтов в зонах ведения традиционной хозяйственной деятельности, направленной на сохранение, разведение и использование домашних северных оленей.

При разработке и использовании недр на участках, сопряженных с местами традиционного

проживания коренных малочисленных народов севера (КМНС), необходимо достижение разумного баланса при взаимодействии жителей и добывающих компаний.

Материалы и методы

Передвижение наземной техники по территории оленьих пастбищ провоцирует разрушение маломощного мохово-лишайникового покрова, что может приводить к снижению производи -тельности оленеводства, а также в целом негативно влиять на продуктивность того или иного вида дикоросов.

Механическая устойчивость тундровых почв, как правило, не превышает 0,12—0,3 кг/см2 [1, 2]. Такая низкая устойчивость к механическим воздействиям в значительной степени объясняется тем, что органогенные горизонты, в которых сосредоточена основная масса корней, недостаточно прочно связаны с минеральной частью почвенного профиля и л егко разрушаются при внешних нагрузках.

Влияние механических нагрузок на почвенный покров тундр детально изучено Н. П. Буч-киной [3]. Степень трансформации почв зависит не только от количества проездов техники, но и от рельефа, мощности органогенных горизонтов, состава почвообразующего субстрата, льдисто-сти грунтов, времени года. Аналогичные выводы приводят зарубежные исследователи, анализировавшие влияние наземной техники на наземные экосистемы тундр [4, 5]. Ими отмечается, что восстановление исходных растительных сообществ практически невозможно на тех участках, где в результате механического воздействия был инициирован активный процесс деградации много-летнемерзлых пород, приведший к просадкам.

Гусеничные вездеходы оставляют в тундре следы, которые не зарастают десятилетиями. На месте гусеничной колеи зачастую развиваются формы криоэрозионного рельефа — овраги, ложбины, делли. Негативные последствия проявляются тем активнее, чем выше давление на грунт, создаваемое техникой. В работе [4] отмечается, что гусеничные тракторы D-7 Caterpillar, которые характеризовались самым высоким давлением на грунт (0,72 кг/см2), оказались наиболее разрушительными по воздействию на почвенно-расти-тельный покров тундр Национального арктического заповедника дикой природы (Аляска, США).

Почвенно-растительный покров наиболее интенсивно разрушается при маневрировании гусеничной техники, когда для поворота осуществляется торможение одной из гусениц за счет отключения ее от трансмиссии [6].

Рис. 1. Следы многократного прохода гусеничной техники в тундре. Побережье Хатангского залива (Таймыр, Красноярский край), 2016 г. Фото авторов

По д анным [2], на полуострове Таймыр и в северо-восточной Якутии, на каждые 10 км маршрута один трактор со средним давлением на грунт 0,47 кг/см2 выводит из строя 1 га поверхности тундры. Двукратный проход гусеничного вездехода со средним давлением на грунт около 0,23 кг/см2 уничтожает растительность в верхнем горизонте почвы по трассе движения на 30 %, трехкратный — на 80 %.

На Таймыре, после однократного прохода гусеничного транспорта, в колеях лишь спустя 8—9 лет травяное покрытие достигает 80 % и появляются пятна мхов [7] (рис. 1).

Оценке долговременных последствий использования различных видов наземного транспорта в тундре посвящено множество публикаций, подготовленных как гражданскими, так и военными специалистами [8—12].

Как в России, так и за рубежом появилось немало технических решений, позволяющих снизить удельное давление техники на грунт, в том числе и гусеничной техники. Ее снабжают рези-ноленточными и пневмогусеницами, увеличивают ширину траков, разрабатывают щадящие режимы эксплуатации — введение запрета на совершение поворота с минимальным радиусом, ограничение количества проходов по трассе и пр. Так, установка пневматической гусеницы на экскаватор ЭО-4121 позволила уменьшить среднее удельное давление на грунт с 0,65 кг/см2 на серийной металлической гусенице до 0,26 кг/см2 [13].

В то же время транспортные средства на шинах сверхнизкого давления обладают практически недостижимо низкими для гусеничной техники показателями давления на грунт. Такие шины могут работать при д авлении около 0,15 кг/см2, и это значение, по крайней м ере, для ш ин с мягкой боковиной, практически соответствует значению удельного давления автомобиля на грунт.

Так, серийный российский вездеход на шинах сверхнизкого давления ТРЭКОЛ-39294 обеспе-

чивает минимальное давление шины на грунт около 0,12 кг/см2. Взрослый человек, стоящий неподвижно, оказывает на грунт давление в диапазоне 0,12—0,17 кг/см2.

Технические характеристики техники, применяемой в пределах уязвимых ландшафтов, должны иметь параметры по уплотнению и сдвигу почвы на уровне, не превышающем ее прочностных свойств.

Наименьшими прочностными характеристиками в летнее время обладают насыщенные водой глинистые и торфянистые грунты, что сказывается на низкой устойчивости к механическим воздействиям формирующихся на них растительных комплексов. Из данных [14] и таблицы 1 следует, что несущая способность верхних почвенных горизонтов находится в пределах от 0,18 до 0,3 кг/см2. Указанные значения удельного давления должны рассматриваться как предельные для ограничения передвижения машин вездеходного типа. Кроме того, для передвижения по территориям, занятых уязвимыми экосистемами (например, болотными), рекомендуемое давление на грунт д олжно составлять 0,14 кг/см2 или меньше [15].

Устойчивость почв к механическим нагрузкам определяется в значительной степени особенностями реологического поведения генетических горизонтов при механических воздействиях [16].

В данном случае затруднительно делать привязку к типам или подтипам почв, поскольку специфика может определяться приуроченностью к различным формам и элементам форм рельефа, степенью развитости почвенных горизонтов, влажностью и пр. Очень обобщенно можно считать, что все почвы Таймыра являются неустойчивыми к механическим воздействиям в теплый период года.

На северной оконечности Таймыра, в пределах выровненных ландшафтов вдоль побережья Карского моря, широко распространены аркто-тундровые почвы. Они развиваются отдельными пятнами под разобщенными куртинами травя-но-лишайниково-моховой растительности. Поч-

вообразующие породы представлены щебнистыми элювиально-солифлюкционными, морскими и ледниковыми отложениями преимущественно глинистого и суглинистого гранулометрического состава [17]. Мощность гумусово-аккумулятивно-го горизонта данных почв не превышает 6—7 см, в связи с чем, устойчивость их к механическим нагрузкам в период с июня по октябрь невелика.

В южной и центральной части полуострова встречаются дерновые почвы и тундровые подбу-ры, сформировавшиеся на легких щебнистых, песчаных и супесчаных отложениях. Они являются умеренно устойчивыми к механическому воздействию в плане вертикальной деформации, несмотря на то, что им свойственна плохая связность. Однако они весьма неустойчивы к сдвиговой (горизонтальной) деформации, возникающей при пробуксовке колес техники. В этом случае даже относительно небольшое по площади разрушение растительного покрова становится причиной развития дефляции, чему способствуют сильные ветры на Таймыре, скорость которых в среднегодовом выражении достигает 6,5—7,0 м/с.

На территории Центрального Таймыра широко распространены тундровые глеевые почвы, приуроченные к наиболее дренированным формам рельефа. Среди характерных подтипов, средняя устойчивость характерна для тундровых гле-евых типичных с невысокой влажностью, органо-аккумулятивные горизонты которых характеризуются большой плотностью.

Низкой устойчивостью обладают тундровые гумусные глееватые и тундровые глеевые перегнойные почвы, а также торфяно-криоземы гле-еватые с маломощным профилем и все встречающиеся на полуострове почвы аллювиального отдела.

Почвенные условия, в свою очередь, определяют ценность того или иного ландшафта, как пастбища для северного оленя. На территории Западного Таймыра широко распространены тундровые пастбища, на которых основными летними зелеными кормами служат листья кустарников и травянистые растения [18]. На территории Вос-

Таблица 1

Механические свойства грунтов заболоченных местообитаний. По данным [2]

Характеристика дернового покрова Толщина, см Удельное сопротивление срезу, кг/см2 Модуль деформации, кг/см2

Сфагновые мхи 33,5—38,5 0,25—0,28 2,6—2,9

Гипновые мхи 27—28 0,18—0,21 1,86—2,15

Сфагновый торф — 0,54 5,44

Осоковый с кочками 35—42 1,03—1,45 10,5—15,8

Осоково-лесной торф — 0,67 6,7

точного Таймыра распространены м охово-лишай -никовые, ерниковые кустарничково-лишайнико-во-моховые, осоково-пушициевые растительные ассоциации, лишайниковые лиственничные редины, а также плоско-полигональные кустарнико-во-травяно-моховые и плоско-бугристые кус-тарниково -кустарничково -травяно -моховые бо -лота [19].

Результаты и обсуждение

Все указанные местообитания в той или иной степени имеют значение для северного оленя, поскольку летние пастбища предпочтительнее используются им в центральной и восточной ч ас-ти полуострова. В связи с тем, что в западной и центральной частях полуострова оленеводство развито слабо, дикие северные олени продолжают оставаться важнейшим ресурсом для корен -ного населения. В восточной части Таймыра, на правобережье реки Хатанга выпасается около 3,5 тыс. домашних оленей [20, 21].

Результаты визуальных наблюдений, осуществленных авторами в рамках полевых работ на территории Таймыра в период 2014—2021 гг., а также анализ спутниковых снимков, позволяют предполагать, что устойчивость почвенно-растительного покрова ландшафтов Северо-Сибирс-кой низменности к механическим воздействиям близки к значениям, характерным для Центрального Ямала. Для территории гор Бырранга доступная информация об устойчивости почвенного покрова отсутствует, однако можно предположить, что она значительно ниже, что определяется более суровыми климатическими условиями и значительным расчленением рельефа, широким распространением процессов быстрой и медленной солифлюкции, термоэрозии.

В связи с этим применение вездеходов на шинах сверхнизкого давления, обеспечивающих

Рис. 2. Следы многократного прохода вездеходной техники на шинах низкого давления. Побережье Хатангского залива (Таймыр, Красноярский край), 2016 г. Фото авторов

удельное давление на поверхность на уровне 0,14 кг/см2 и менее, в тех случаях, когда это возможно, целесообразно взамен гусеничной техники для сохранения наземных экосистем таймырской тундры, поскольку создаваемая ими нагрузка не превышает механическую устойчивость большинства тундровых почв и напочвенной растительности.

Конкуренцию им могут составить лишь транспортные средства на воздушной подушке, у которых давление на грунт не превышает 0,02—0,05 кг/см2.

Таким образом, при выборе основных показа-тел ей, позволяющих оценивать потенциальный ущерб почвенно-растительному покрову от наземных транспортных средств, следует опираться на сложившийся за рубежом и в РФ (преимущественно в сельском хозяйстве) подход и руководствоваться величиной удельной нагрузки на поверхность почвы автотранспортных средств на пневматическом ходу.

Учитывая специфику воздействия гусеничной техники на почвенно-растительный покров мерзлотных ландшафтов, применение ее в бесснежный период на территории арктической зоны Красноярского края недопустимо.

На территории Таймыра, с целью сохранения растительного покрова и оленьих пастбищ, в соответствии с Постановлением Администрации Таймырского автономного округа «О порядке передвижения технических средств по межселенным территориям» [22] в летний (бесснежный) период запрещено движение транспортных средств на пневматическом ходу с разрешенной максимальной массой более 3,5 т по землям, расположенным за пределами границ поселений.

Аналогичный подход реализуется и на полуострове Ямал, где в летнее время вводится запрет передвижения автомобильного и гусеничного транспорта на межселенной территории [23]. Законом «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» на землях, занятых оленьими пастбищами, в период отсутствия устойчивого снежного покрова запрещается движение вне отведенных дорог вездеходных транспортных средств на гусеничном и колесном ходу [24]. В отношении коренных жителей арктического региона указанные ограничения реализуются в форме мягкого права.

Таким образом, ограничения, установленные нормативными документами Красноярского края (с 1 января 2007 года Таймырский автономный округ является Таймырским Долгано-Ненецким районом Красноярского края) в отношении передвижения транспортных средств на межселен-ных территориях в зонах ведения традиционной

хозяйственной деятельности, не предусматривают полный запрет на передвижение транспортных средств на пневматическом ходу в бесснежный период.

Важно заметить, что запрет на передвижение в бесснежный период гусеничной техники, установленный в пункте 2.1, в силу изложенных выше данных, не вызывает сомнений.

Однако ограничения, установленные в пункте 2.2, запрещающие движение транспортных средств на пневматическом ходу с разрешенной массой более 3,5 т, базируются на субъективном параметре. Как было отмечено ранее, степень негативного воздействия на почвенно-раститель-ный покров определяется не общим весом транспортного средства, а показателем удельного давления на грунт.

Для сравнения, трактор МТЗ-311 «Беларус», при эксплуатационной массе 1500 кг, обеспечивает удельное давление на грунт свыше 0,5 кг/см2. В то время как вездеход «Бурлак», оснащенный шинами низкого давления, при эксплуатационной массе 9000 кг создает удельное давление 0,12 кг/см2.

В 2003 году транспортные средства на шинах низкого давления в РФ уже начали производиться серийно, но все еще являлись экзотикой. Принимая это во внимание, пункт 2.2. Постановления был призван обеспечить сохранение природных ландшафтов путем ограничения массы передвигающегося по тундре транспорта, что на тот момент являлось, вероятно, вполне обоснованным решением.

В настоящее время подобный подход в установлении ограничений для передвижения транс-

портных средств не отвечает современным реалиям, в связи с чем в Постановление [22] рекомендуется внести соответствующие поправки, в частности, изложить пункт 2.2 в следующей редакции: «...на пневматическом ходу, обеспечивающих удельное давление на грунт более 14 кПа (0,14 кг/см2)».

При этом предполагается, что испытания по определению удельного давления шин на почву проводятся в соответствии с [25], подтверждены соответствующим актом и отражены в технических характеристиках транспортных средств. Одновременно давление в шинах, в соответствии с [26], должно соответствовать указанному изготовителем для массы транспортного средства, при которой проводят испытания.

Несмотря на то, что в летний период на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края действует запрет на передвижение по тундре тяжелой гусеничной техники, подобные нарушения встречаются повсеместно. Так, в Енисейском заливе фиксируются много -численные следы от гусеничной техники, в том числе в месте расположения археологических памятников [27]. Не являются редкими подобные нарушения и в других частях полуострова (рис. 1, 3).

В отдельных случаях параллельные колеи от движения гусеничной и колесной техники формируют в тундре сети, достигающие в ширину 300 м. При проведении рекультивации промышленных площадок буровых, зачастую в результате движения техники подвергается деградации почвенный покров тундры на площади, в несколько раз превышающей площадь самой площадки.

При воздействии гусеничной техники органические горизонты большинства распространенных на Таймыре почв уже за один проход смешиваются с нижележащей минеральной массой, в результате чего увеличивается их теплопроводность, снижается альбедо, происходит быстрое увеличение мощности сезонноталого слоя и разрастание колеи. На подобных участках в течение 7—15 лет недопустимо движение любой техники, включая вездеходы на камерах сверхнизкого давления.

Для решения этого вопроса рекомендуется усилить контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами ограничений, касающихся передвижения техники на гусеничном ходу в бесснежный период.

Заключение

В силу сложности прямого контроля исполнения установленных ограничений на труднодоступных территориях возникает объективная необходимость возложения на недропользователей, осуществляющих свою деятельность в Арктичес-

кой зоне Российской Федерации, обязательств по оснащению транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС.

Интеллектуальная транспортная система позволяет отслеживать местоположение транспортных средств в реальном времени, въезд на территорию заданной геозоны, например, на территорию ООПТ, или фиксировать факт движения вдоль речных русел, приводящий к деградации водных и пойменных экосистем.

К рекомендуемым природоохранительным мерам следует отнести разработку, при непосредственном участии представителей местного населения, картографических материалов, с отображением на них наиболее ценных и уязвимых участков, с дальнейшим внесением их в реестр геозон, полностью закрытых для движения всех видов транспорта в летний период.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242913.

Библиографический список

1. Баранов А. В. Эрозионные процессы при нефтегазодобыче в условиях Крайнего Севера // Журнал российского химического общества им. Д. И. Менделеева, 2005, т. XLIX, № 4. — С. 120—124.

2. Добрецов Р. Ю. Повышение энергоэффективности лесных и транспортных гусеничных машин оптимизацией параметров систем шасси на основе комплексной оценки энергозатрат: дис. ... докт. техн. наук: 05.05.03; 05.21.01: защищена 15.06.2018 / Добрецов Роман Юрьевич; Место защиты: ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2018. — 381 с.

3. Бучкина Н. П. Почвы типичной тундры полуострова Ямал и их устойчивость к механическим воздействия: дис. ... канд. биол. наук: 06.01.03: защищена 22.05.1996 / Бучкина Наталья Петровна. — СПб., 1996.

4. Janet C. Jorgenson, Jay M. Ver Hoef, M. T. Jorgenson. Long-term recovery patterns of arctic tundra after winter seismic exploration. Ecological Applications, 20 (1), 2010, pp. 205—221.

5. Radforth J. R. (1972). Analysis of Disturbance Effects of Operations of Off-road Vehicles on Tundra. Department of Indian Affairs and Northern Development, Ottawa, ALUR Contract Report, 77 pp.

6. Основные направления повышения эксплуатационной эффективности гусеничных трелевочных тракторов / Г. М. Анисимов, А. М. Кочнев; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — 455 с.

7. Щелкунова Р. П. Антропогенные воздействия на растительный покров Таймыра // Проблемы рационального природопользования и контроля качества природной среды севера Сибири: сб. науч. тр. — Якутск, 1979.

8. Warren E. Rickard Jr., Jerry Brown. Effects of Vehicles on Arctic Tundra. Environmental Conservation Vol. 1, No. 1 (Spring 1974), pp. 55—62.

9. Burt G. R. Summer travel on the tundra with low ground-pressure vehicles. Institute of Arctic Environmental Engineering, University of Alaska, Note 7004, 9 pp.

10. Kevan P. G. (1971). Vehicle Tracks on High Arctic Tundra: An 11-Year Case History Around Hazen Camp, EHesmere Island, N. W.T. Defense Research Board of Canada Report, Ottawa, Hazen 41, 17 pp.

11. Radforth J. R. (1972). Analysis of Disturbance Effects of Operations of Off-road Vehicles on Tundra. Department of Indian Affairs and Northern Development, Ottawa, ALUR Contract Report, 77 pp.

12. Wein R. W. (1971). Appendix IV: Revegetation — A preliminary report on revegetation trials related to the proposed gas arctic pipeline. In Internal Report No. 1: Towards an Environmental Impact Assessment of a Gas Pipeline from Prudhce Bay, Alaska, to Alberta. Environmental Protection Board, Winnipeg, Manitoba, 49 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Барышева Г. А., Нехорошев Ю. С. Российское сельское хозяйство: 150 лет перманентных реформ и их последствия // Эксперт. — 2003. — № 35. — С. 34.

14. Бучкина Н. П. Почвы типичной тундры полуострова Ямал и их устойчивость к механическим воздействиям: дис. ... канд. биол. наук: 06.01.03: защищена 22.05.1996 / Бучкина Наталья Петровна. — СПб., 1996.

15. Манафи Шейдан Х. Математические модели шин и расчета контактного давления на почву // Известия МГТУ «МАМИ». — 2017. — № 3 (33). — С. 61—69.

16. Хитров. Н. Б. Представление об устойчивости почв к внешним воздействиям / Н. Б. Хитров // Устойчивость почв к естественным и антропогенным воздействиям. — М.: Изд-во Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева, 2002. — С. 3—6.

17. Национальный атлас почв Российской Федерации. — М.: Астрель, 2011. — 632 с.

18. Сысо А. И. Элементный химический состав почв и растений Западного Таймыра / А. И. Сысо, Л. А. Колпащиков, Ю. В. Ермолов и др // Сибирский экологический журнал. — 2014. — № 6. — С. 855—862.

19. Тюлина Л. Н. Лесная растительность хатангского района у ее северного предела // Труды Арктического ин-та, т. 63. — Геоботаника. — Л., 1937. — С. 83—180.

20. Михайлов В. В., Колпащиков Л. А., Мухачев А. Д. Проблема природопользования на Таймыре и развитие традиционного хозяйства коренного населения в современных социально-экономических условиях. Проблемы управления и моделирования в сложных системах // Труды XXI Международной конференции, 3—6 сентября 2019, Самара, Россия: в 2-х т. / под ред. С. А. Никитова, Д. Е. Быкова, С. Ю. Боровика, Ю. Э. Плешивцевой. — Самара: ООО «Офорт», 2019. — Т. 2. С. 461—467.

21. Колпащиков Л. А., Бондарь М. Г., Михайлов В. В. Современная история таймырской популяции дикого северного оленя: динамика, управление, угрозы и пути сохранения // Труды Карельского научного центра РАН, № 11. 2019. С. 5—20.

22. Постановление Администрации Таймырского автономного округа № 450 от 1 января 2003 г. «О порядке передвижения технических средств по межселенным территориям».

23. Постановление № 365 от 31 мая 2019 г. с. Яр-Сале «О запрете передвижения автомобильного и гусеничного транспорта по тундре и зимним дорогам в бесснежный период 2019 года».

24. Закон Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 г. № 275-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе».

25. ГОСТ 26953—86. Техника сельскохозяйственная мобильная. Методы определения воздействия движителей на почву. — М.: Издательство стандартов, 1986. — С. 8—18.

26. ГОСТ 33987—2016. Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы определения. — М.: АО «Кодекс», 2017 г. — 26 с.

27. Степанов С. Н. Результаты археологических исследований 2018 года в низовьях Енисея и на побережье Карского моря / Степанов С. Н., Д. Н. Лысенко // Научный Вестник Арктики. — 2019. — № 6. — С. 110—116.

CHANGES IN THE APPROACHES WHEN IMPOSING RESTRICTIONS ON GROUND MACHINERY DRIVING IN THE ARCTIC ZONE OF THE KRASNOYARSK REGION IN A SNOWLESS SEASON

R. A. Sharafutdinov, Ph. D. (Geography), Associate Professor, Director of the Institute of Ecology and Geography, Siberian Federal University, rsharafutdinov@sfu-kras.ru, Krasnoyarsk, Russia,

I. V. Borisova, Ph. D. (Geography), Associate Professor of the Department of Ecology and Nature Management, Siberian Federal University, iborisova@sfu-kras.ru, Krasnoyarsk, Russia,

V. L. Gavrikov, Ph. D. (Biology), Dr. Habil, Leading Researcher, Siberian Federal University, vgavrikov@sfu-kras.ru, Krasnoyarsk, Russia,

A. I. Pyzhev, Ph. D. (Economy), Associate Professor of the Department of Social and Economic Planning, Siberian Federal University, apyzhev@sfu-kras.ru, Krasnoyarsk, Russia,

A. R. Mitev, Senior Lecturer, Department of Ecology and Nature Management, Siberian Federal University, a.r.mitev@gmail.com, Krasnoyarsk, Russia,

Y. N. Zakharinsky, Ph. D. (Economy), Senior Research Fellow, Siberian Federal University, y.zakharinskiy@gmail.com, Krasnoyarsk, Russia

References

1. Baranov A. V. Erozionnye processy pri neftegazodobyche v usloviyah Krajnego Severa. [Erosion processes during oil and gas production in the Far North]. Zhurnal rossijskogo himicheskogo obshchestva im. D. I. Mendeleeva, 2005. Vol. XLIX, No. 4. P. 120—124 [in Russian].

2. Dobretsov R. Yu. Povyshenie energoeffektivnosti lesnyh i transportnyh gusenichnyh mashin optimizaciej parametrov sistem shassi na osnove kompleksnoj ocenki energozatrat[Improving the energy efficiency of forestry and transport tracked vehicles by optimizing the parameters of the chassis systems based on a comprehensive assessment of energy costs]. FGBOU VO Petro-zavodskij gosudarstvennyj universitet, 2018. 381 p. [in Russian].

3. Buchkina N. P. Pochvy tipichnoj tundry poluostrova YAmal i ih ustojchivost' k mekhanicheskim vozdejstviya [Soils of the typical tundra of the Yamal Peninsula and their resistance to mechanical impact]. SPb., 1996 [in Russian].

4. Janet C. Jorgenson, Jay M. Ver Hoef, M. T. Jorgenson. Long-term recovery patterns of arctic tundra after winter seismic exploration. Ecological Applications. 2010. No. 20 (1). P. 205—221.

5. Radforth J. R. (1972). Analysis of Disturbance Effects of Operations of Off-road Vehicles on Tundra. Department of Indian Affairs and Northern Development, Ottawa, ALUR Contract Report, 77 pp.

6. Anisimov G. M., Kochnev A. M. Osnovnye napravleniya povysheniya ekspluatacionnoj effektivnosti gusenichnyh trelevoch-nyh traktorov [Main directions for improving the operational efficiency of caterpillar skidders]. SPb. Izd-vo Politekhn. unta, 2007. 455 p. [in Russian].

7. Shchelkunova R. P. Antropogennye vozdejstviya na rastitel'nyj pokrov Tajmyra [Anthropogenic impacts on the vegetation cover of Taimyr]. Problemy racional'nogo prirodopol'zovaniya i kontrolya kachestva prirodnoj sredy severa Sibir. Yakutsk, 1979 [in Russian].

8. Warren E. Rickard Jr., Jerry Brown. Effects of Vehicles on Arctic Tundra. Environmental Conservation Vol. 1. No. 1 (Spring 1974). P. 55-62.

9. Burt G. R. Summer travel on the tundra with low ground-pressure vehicles. Institute of Arctic Environmental Engineering, University of Alaska. Note 7004. 9 p.

10. Kevan P. G. (1971). Vehicle Tracks on High Arctic Tundra: An 11-Year Case History Around Hazen Camp, Ellesmere Island, N. W. T. Defense Research Board of Canada Report. Ottawa. Hazen 41. 17 p.

11. Radforth J. R. (1972). Analysis of Disturbance Effects of Operations of Off-road Vehicles on Tundra. Department of Indian Affairs and Northern Development. Ottawa, ALUR Contract Report. 77 p.

12. Wein R. W. Appendix IV: Revegetation—A preliminary report on revegetation trials related to the proposed gas arctic pipeline. 1971. In: Internal Report No. 1: Towards an Environmental Impact Assessment of a Gas Pipeline from Prudhce Bay, Alaska, to Alberta. Environmental Protection Board, Winnipeg, Manitoba, 49 p.

13. Barysheva G. A., Nekhoroshev Yu. S. Rossijskoe sel'skoe hozyajstvo: 150 let permanentnyh reform i ih posledstviya [Russian agriculture: 150 years of permanent reforms and their consequences]. Ekspert, 2003. No. 35. P. 34 [in Russian].

14. Buchkina N. P. Pochvy tipichnoj tundry poluostrova YAmal i ih ustojchivost' k mekhanicheskim vozdejstviyam [Soils of the typical tundra of the Yamal Peninsula and their resistance to mechanical stress]. Spb., 1996 [in Russian].

15. Manafi Sheydan H. Matematicheskie modeli shin i rascheta kontaktnogo davleniya na pochvu [Mathematical models of tires and calculation of contact pressure on the soil]. Izvestiya MGTU "MAMI". Vol. 3 (33). 2017. P. 61—69 [in Russian].

16. Khitrov N. B. Predstavlenie ob ustojchivosti pochv k vneshnim vozdejstviyam [The idea of soil resistance to external influences]. Ustojchivost' pochv k estestvennym i antropogennym vozdejstviyam. Moscow, Izd-vo Pochvennogo in-ta im. V. V. Do-kuchaeva. 2002. P. 3—6. [in Russian]

17. Nacional'nyj atlas pochv Rossijskoj Federacii. [National Soil Atlas of the Russian Federation]. Moscow, Astrel. 2011. 632 p. [in Russian].

18. Syso A. I. Elementnyj himicheskij sostav pochv i rastenij Zapadnogo Tajmyra [Elemental chemical composition of soils and plants of Western Taimyr] Siberian Ecological Journal. 2014. No. 6. P. 855—862 [in Russian].

19. Tyulina L. N. Lesnaya rastitel'nost' hatangskogo rajona u ee severnogo predela [Forest vegetation of the Khatanga Region at its northern limit. Trudy Arkticheskogo instituta. Vol. 63. 1937. P. 83—180 [in Russian].

20. Mikhailov V. V., Kolpashchikov L. A., Mukhachev A. D. Problema prirodopol'zovaniya na Tajmyre i razvitie tradicionnogo hozyajstva korennogo naseleniya v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah. Problemy upravleniya i modelirovaniya v slozhnyh sistemah [The problem of nature management in Taimyr and the development of the traditional economy of the indigenous population in modern socio-economic conditions. Problems of control and modeling in complex systems]. Trudy HKHI Mezhdunarodnoj konferencii (Proceedings of the XXI International Conference), September 3—6, 2019. P. 461—467 [in Russian].

21. Kolpashchikov L. A., Bondar M. G., Mikhailov V. V. Sovremennaya istoriya tajmyrskoj populyacii dikogo severnogo olenya: dinamika, upravlenie, ugrozy i puti sohraneniya. [Modern history of the Taimyr wild reindeer population: dynamics, management, threats and ways of conservation]. Trudy Karel'skogo nauchnogo centra RAN. 2019. No. 11. P. 5—20 [in Russian].

22. Postanovlenie Administracii Tajmyrskogo Avtonomnogo okruga № 450 ot 1 yanvarya 2003 g. "O poryadke peredvizheniya tekhnicheskih sredstv po mezhselennym territoriyam". [Decree of the Administration of Taimyr Autonomous Okrug No. 450 dated January 1, 2003 "On the procedure for the movement of technical equipment across inter-settlement territories."] [in Russian]

23. Postanovlenie № 365 ot 31 maya 2019 g. s. YAr-Sale "O zaprete peredvizheniya avtomobil'nogo i gusenichnogo transporta po tundre i zimnim dorogam v bessnezhnyj period 2019 goda". [Decree No. 365 of May 31, 2019 p. Yar-Sale "On the prohibition of the movement of automobile and caterpillar vehicles on the tundra and winter roads during the snowless period of 2019"] [in Russian].

24. Zakon Neneckogo avtonomnogo okruga ot 6 dekabrya 2016 g. N 275-OZ "Ob olenevodstve v Neneckom avtonomnom okruge". [Law of the Nenets Autonomous Okrug of December 6, 2016 N 275-OZ "On reindeer husbandry in Nenets Autonomous Okrug"] [in Russian].

25. GOST 26953—86. Tekhnika sel'skohozyajstvennaya mobil'naya. Metody opredeleniya vozdejstviya dvizhitelej na pochvu. [Agricultural mobile machinery. Methods for determining the impact of movers on the soil.]. Moscow, Izdatel'stvo standartov. 1986. P. 8—18 [in Russian].

26. GOST 33987—2016. Transportnye sredstva kolesnye. Massy i razmery. Tekhnicheskie trebovaniya i metody opredeleniya. [Vehicles are wheeled. Weights and sizes. Technical requirements and methods of determination]. Moscow, AO "Kodeks". 2017. 26 p. [in Russian].

27. Stepanov S. N. Rezul'taty arheologicheskih issledovanij 2018 goda v nizov'yah Eniseya i na poberezh'e Karskogo moray. [The results of archaeological research in 2018 in the lower reaches of the Yenisei and on the coast of the Kara Sea]. Nauchnyj Vestnik Arktiki. 2019. No. 6. P. 110—116 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.