Научная статья на тему 'ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФРАНЦИИ (ТЕЗИСЫ)'

ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФРАНЦИИ (ТЕЗИСЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
366
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФРАНЦИЯ / ВЫБОРЫ / РЕСПУБЛИКА / РЕФЕРЕНДУМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нконго Паскаль Гислэн, Елинский Валерий Иванович

Рассмотрены некоторые аспекты избирательной системы Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ELECTORAL SYSTEM OF FRANCE (THESES)

Some aspects of the French electoral system are being considered.

Текст научной работы на тему «ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФРАНЦИИ (ТЕЗИСЫ)»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-141-144 EDN: https://elibrary.ru/lgbexa NIION: 2015-0066-2/23-671 MOSURED: 77/27-011-2023-02-870

Об избирательной системе Франции (тезисы)

Паскаль Гислэн Нконго1, Валерий Иванович Елинский2

1 2 МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

2 [email protected]

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты избирательной системы Франции. Ключевые слова: избирательная система, Франция, выборы, республика, референдум

Для цитирования: Нконго П. Г., Елинский В. И. Об избирательной системе Франции (тезисы) // Вестник экономической безопасности. 2023. №№ 2. С. 141-144. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-141-144. EDN: LGBEXA.

Original article

About the electoral system of France (theses)

Pascal G. Nkongo1, Valery I. Elinsky2

1 2 MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia

2 [email protected]

Abstract. Some aspects of the French electoral system are being considered. Keywords: electoral system, France, elections, republic, referendum

For citation: Nkongo P. G., Elinsky V. I. About the electoral system of France (theses). Bulletin of economic security. 2023;(2):141-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-141-144. EDN: LGBEXA.

1. Референдумы призывают население напрямую решать политические вопросы. С этой точки зрения, традиционный анализ голосования на референдуме в значительной степени можно свести к трем вопросам. Первый касается предмета голосования: действительно ли избиратели высказываются по заданному вопросу, или вопрос о голосовании неуместен (особенно по вопросам отдельных лиц)? Это направление стало предметом сравнительных исследований, посвященных референдумам по Европе, проводимым в разных странах [1; 2; 3].

Проведенное здесь исследование, посвященное девяти референдумам, проведенным во Франции с 1958 года, предлагает подход к географии выборов, основанный не на отдельных данных, а на агрегированных данных, в соответствии с моделью, разработанной Ан-дре Зигфридом еще в 1913 году [4].

Выбор такого подхода объясняется несколькими причинами. С диахронической точки зрения использование результатов опросов является сложным, поскольку они проводились не по всем референдумам и, что особенно важно, они не были идентичны, что затрудняет сравнение.

В отличие от этого, агрегированные данные позволяют создавать однородные, технически сопо-

© Нконго П. Г., Елинский В. И., 2023

ставимые данные. Таким образом, географический подход допускает продольный подход, который и используется.

С 1958 года парламент распускался пять раз: в 1962, 1968, 1981, 1988 и 1997 годах. Следует отметить, что роспуск парламента невозможен в течение года после выборов. В любом случае досрочные выборы приводили к тому, что большинство избирателей положительно относились к президенту, проголосовав за политическую партию, поддерживающую главу государства. В двух последних случаях речь шла о социалистах [5].

2. После битвы при Седане, в которой Наполеон III потерпел поражение, 4 сентября 1792 года была провозглашена Республика. С 21 сентября 1792 года, когда было объявлено об отмене королевской власти, во Франции было пять республик и одиннадцать республиканских конституций или конституционных законов:

- Первая Республика, с 22 сентября 1792 года по 18 мая 1804 года;

- Вторая Республика, с 24 февраля 1848 года по 2 декабря 1852 года;

- Третья Республика, с 4 сентября 1870 года по 10 июля 1940 года;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- Четвертая Республика, с 13 октября 1946 года по 28 сентября 1958 года;

- Пятая Республика, с 4 октября 1958 года.

Родившись в результате французской революции

(1789-1792 гг.) французский республиканский режим впервые вступил в силу в 1792 году. После различных перерывов и смен именно в Третьей республике республиканский режим прочно укрепился, особенно под руководством Жюля Ферри. При Пятой Республике полномочия по принятию решений возлагаются на главу государства в политическом руководстве страны, что приводит к значительному укреплению исполнительной власти. Президент Французской Республики избирается всеобщим избирательным правом, начиная с 1965 года, сроком на 7 лет, сокращенным до 5 лет после референдума в 2000 году. Пятилетний период и конституционная реформа 2008 года способствуют появлению новых дискуссий о балансе сил.

Пятая Республика действует с 4 октября 1958 года. Это знаменует собой отход от парламентской традиции французской республики в стремлении усилить роль исполнительной власти. В соответствии с первым пунктом статьи 3 Конституции 1958 года «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума». Помимо «теоретической несовместимости» [6], которую подразумевает такая формулировка (национальный суверенитет, очевидно, принадлежит нации), в этом тексте на равной основе используются оба способа выражения суверенитета. Пятая Республика была создана Шарлем де Голлем, который был первым избранным президентом [7].

Этот режим квалифицируется как полу президентский в соответствии с полномочиями, предоставленными Президенту Республики. Центральная роль последнего подкрепляется легитимностью, вытекающей из его прямых всеобщих выборов, которые были установлены путем референдума в 1962 году [8], а также согласованием срока его полномочий со сроком установленного Национальным собранием в 2002 году.

Еще два этапа становления Пятой Республики завершили и стабилизировали политические преобразования: решение Конституционного Совета 1971 года, которое включило в Конституцию французскую культуру и декларацию прав человека, а затем избрание Франсуа Миттерана в 1981 году, которое примирило левых социалистов с голлистской Конституцией.

Конечно, изменение срока полномочий президента с семи до пяти лет и решение изменить график выборов, назначив выборы в Национальное собрание после выборов Президента Республики, могут вызвать некоторые возражения, поскольку новый график снижает независимость Ассамблеи от президента Республики. Однако это стабилизирует политическую систему. В любом случае, французская правящая демократия сегодня представляет собой стабильную форму правления на европейском континенте.

В силу обстоятельств Франция представляет собой центральный пример двухэтапного мажоритарного режима

голосования [справочное пособие по этому вопросу: 9]. По сути, это единственный случай среди западных демократий, когда такой способ голосования используется в течение длительного времени не только на президентских выборах, но и на парламентских выборах. Двадцать четыре из тридцати парламентских выборов, состоявшихся с 1875 года во Франции, прошли при мажоритарном режиме голосования в два тура. Таким образом, «второй закон» Мориса Дювер-же, согласно которому «голосование большинством в два тура имеет тенденцию к созданию системы из нескольких партий, гибких и зависимых друг от друга», очевидно, основан на опыте Третьей Республики. В рамках не индуктивной, но на этот раз дедуктивной логики многие авторы считают наличие двухэтапного голосования особенностями структуры французской избирательной системы.

Характеристика эффектов двухэтапного мажоритарного режима голосования основана на выявлении трех основных тенденций: такой способ голосования будет способствовать появлению ограниченной многопартийности, стабильных коалиций на выборах и, прежде всего, центростремительной избирательной конкуренции.

Принципы избирательной системы Франции:

- Представительность. Главная задача представителя власти - свобода слова и интересы избранного своего народа.

- Прозрачность. Избирательная система должна быть известна избирателям заранее, чтобы избежать недоверия к результатам выборов.

- Участие в принятии решения. Это означает не только участие в выборах как можно большего числа граждан, имеющих право избирать, но и наличие механизмов избирательной системы по недопущению дискриминации в отношении какой-либо группы в обществе, включая меньшинства.

Чтобы баллотироваться на выборах, необходимо быть гражданином Франции и зарегистрироваться в списках избирателей, иметь правоспособность, не находиться под опекой и не уклоняться от призыва на военную службу. Для участия в президентских выборах необходимо подать и оформить налоговую декларацию, получить подписи не менее 500 чиновников в поддержку. Сбор подписей проводится в течение 3 недель с момента объявления выборов.

Президентские выборы во Франции проводятся напрямую при всеобщем избирательном праве. История выборов во Франции показывает, что ни один кандидат на пост президента не был избран по итогам первого тура.

По общему правилу по результатам выборов установление внутреннего плюрализма определяется большинством голосов посредством коалиции политических партий и на их усмотрение. Напротив, практика выборов в два тура, характерная для Франции Пятой республики, допускает альтернативу. Не политические партии решают, какой компромисс исходил с правительством, а избиратели, которые во втором туре выдвигают свои вторые предпочтения, если их первые были отклонены в первом туре.

JURISPRUDENCE

Французская Республика основана на представительной системе: это означает, что граждане выбирают представителей, которые управляют от их имени. Выборы организуются префектурами и мэрами. Возможные споры рассматриваются Конституционным советом, Государственным советом или судами.

С 1848 года мужчины и с 1944 года женщины Франции имеют право голоса. Это позволяет им быть настоящими участниками демократии. Мы находим форму представительной демократии, когда граждане осуществляют политическую власть через избранных представителей: президента, сенаторов, депутатов, мэров.

Исследователи отмечают, что Конституция Франции, единственная в Европе, установила, что голосование всегда является универсальным, равным и тайным, что может быть прямым или косвенным, но депутаты Национального собрания избираются исключительно прямым всеобщим голосованием.

Право голоса предоставляется также лицам, проживающим за пределами Франции.

Проведение избирательной кампании контролируется и регулируется Избирательным кодексом. Кодекс подтверждает принцип равенства всех кандидатов и включает запрет на использование коммерческой рекламы в предвыборных целях, проведение кампании за 24 часа до голосования и объявление предварительных результатов до закрытия избирательных участков.

Высший совет по средствам массовой информации отвечает за информационную поддержку. На президентских выборах создается специальная комиссия из 5 человек для контроля за равным доступом кандидатов к средствам массовой информации. Все агитационные материалы кандидатов проходят через указанную комиссию. В случае обнаружения нарушений применяется предупреждение, а затем штраф (если есть два предупреждения).

Государство предоставляет кандидатам эфирное время, печатную платформу и выпускает материалы для кампаний. Все печатные кампании могут размещаться только в специальных местах, выделенных муниципалитетами. Кандидаты могут проводить собрания и использовать другие формы связей с общественностью и с избирателями. Следует отметить, что физические лица не могут финансировать кандидатов. Кандидаты могут получать только небольшие пожертвования от частных лиц и политических партий в размере до 8 000 евро.

Избирательный кодекс Франции содержит ряд положений, касающихся избирательной кампании. В частности, статья 51 Избирательного кодекса предусматривает, что на период муниципальных выборов органы власти муниципалитета обязаны зарезервировать в каждом муниципалитете специальное место для размещения материалов кампании кандидатов. Эта статья Избирательного кодекса также запрещает изменять содержание избирательных документов за три месяца до дня выборов. Этот запрет обеспечивает стабильность предвыборной программы и, следовательно, гарантирует реализацию интересов граждан в процессе голосования.

Национальная комиссия по контролю за избирательной кампанией по выборам Президента Франции обеспечивает условия, чтобы все кандидаты получали от государства одинаковые льготы для проведения избирательной кампании в связи с президентскими выборами [10; 11].

Во Франции нет единой системы постоянно функционирующих избирательных органов. На федеральном уровне конституционная комиссия осуществляет общий контроль за ходом выборов. Организация выборов находится в ведении Министерства внутренних дел Франции.

Министерство внутренних дел обеспечивает все организационные процедуры, регулирует проведение выборов, собирает и анализирует результаты выборов и представляет их средствам массовой информации. Департамент заморских территорий обслуживает избирателей за пределами Франции.

Выводы.

Конституция Франции подчеркивает, что выборы -это, прежде всего, право граждан, в то время как Конституции других стран ЕС рассматривают голосование как гражданский долг (статья 48 Конституции Италии), как обязанность гражданина (Статья 62 Конституции Италии, статья 51-5 Конституции Греции) [12].

Право на участие в выборах должно быть подтверждено регистрацией в качестве избирателя. Кроме того, Маастрихтским договором, ратифицированным в сентябре 1992 года, избирателям на территории Франции было предоставлено право отступление от принципа гражданства. В частности, граждане Европейского Союза получили право голоса на европейских и муниципальных выборах при условии, что они были досрочно включены в списки избирателей.

Список источников

1. Franklin M., Van Der Eijk C., Marsh M. «Referendum Outcomes and Trust in Government : Public Support for Europe in the Wake of Maastricht», West European Politics, 18, 1995.

2. Schneider G., Weitsman P. A. «The Punishment Trap : Integration Referendums as Popularity Contests», Comparative Political Studies, 28, 1996.

3. Hug S., Sciarini P. «Referendums on European Integration. Do Institutions Matters in the Voter's Decision?», Comparative Political Studies, 33(1), 2000.

4. Зигфрид А. Политическая таблица Западной Франции при Третьей республике, национальная типография, 1995 г. (1-е издание 1913 г.).

5. Франция: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общих демократических стандартов и прав человека / Материалы Центра мониторинга демократических процессов «Кворум». 03.26.2009 // http://www.cmdp-kvorum.org/democratic-process/62.

6. Ги Каркассон. Конституция, представленная и прокомментированная. Соч. § 19.

7. https://humanhist.com/culture/republique-francaise/.

8. Решение № 62-20 / DC от 6 ноября 1962.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

9. Ж.-Л. Пароди «Пятая республика и система большинства», диссертация Р. Ремона. Фр. : Парижский Институт политических исследований, 1973.

10. Указ № 64-231 от 14 марта 1964 г. «О государственном управлении по обеспечению соблюдения закона № 62-1292, касающегося выборов Президента Республики всеобщим избирательным правом».

11. Указ № 2001-213 от 08 марта 2001 г. О применении закона № 62-1292 от 06 ноября 1962 г. «О выборах Президента Республики путем всеобщего избирательного права». Республика с всеобщим избирательным правом.

12. Жан-Клод Коллиар. Избирательные системы в конституциях стран Европейского Союза // Тетради Конституционного Совета № 13 (досье: честность голосования) - январь 2003 г. // http://www.conseil-constitutionnel. fr/conseil-constitutionnel/francais/cahiers-du-conseil/ cahier-n- 13/les-systemes-electoraux-dans-les-constitutions-des-pays-de-l-union-europeenne.52036.html.

References

1. Franklin M., Van Der Eijk C., Marsh M. «Referendum Outcomes and Trust in Government : Public Support for Europe in the Wake of Maastricht», West European Politics, 18, 1995.

2. Schneider G., Weitsman P. A. «The Punishment Trap : Integration Referendums as Popularity Contests», Comparative Political Studies, 28, 1996.

3. Hug S., Sciarini P. «Referendums on European Integration. Do Institutions Matters in the Voter's Decision?», Comparative Political Studies, 33(1), 2000.

4. Siegfried A. Political table of Western France under the Third Republic, National Printing House, 1995 (1st edition 1913).

5. France: analysis of electoral legislation in the context of compliance with general democratic standards and human rights / Materials of the Monitoring Center for Democratic Processes «Quorum». 03.26.2009 // http://www. cmdp-kvorum.org/democratic-process/62.

6. Guy Carcassonne. The Constitution, presented and commented on. Op. § 19.

7. https://humanhist.com/culture/republique-francaise/.

8. Decision № 62-20/DC of November 6, 1962.

9. J.-L. Parodi «The Fifth Republic and the majority system», R. Remon's dissertation. Fr. : Paris Institute of Political Studies, 1973.

10. Decree № 64-231 of March 14, 1964 «On the State Administration for ensuring compliance with Law № 62-1292 concerning the election of the President of the Republic by universal suffrage».

11. Decree № 2001-213 of March 08, 2001 On the application of Law № 62-1292 of November 06, 1962 «On the election of the President of the Republic by universal suffrage». A republic with universal suffrage.

12. Jean-Claude Colliard. Electoral systems in the constitutions of the European Union countries // Notebooks of the Constitutional Council № 13 (dossier: integrity of voting) - January 2003 // http://www.conseil-constitutionnel .fr/conseil-constitutionnel/francais/cahiers-du-conseil/ cahier-n- 13/les-systemes-electoraux-dans-les-constitutions-des-pays-de-l-union-europeenne.52036.html.

Библиографический список

1. САДК и EISA, принципы управления выборами, мониторинга и наблюдения за ними в странах САДК.

2. J.-M. Denquin, 1958, La Genesis de la ve Republique, Париж, PUF, 1989.

3. Cons. const., постановление № 87-241 округа Колумбия от 19 января 1988 года, закон «О статусе территории Новой Каледонии», cons. 6.

Bibliographic list

1. SADC and EISA, principles of election management, monitoring and observation in SADC countries.

2. J.-M. Denquin, 1958, La Genesis de la ve Republique, Paris, PUF, 1989.

3. Cons. const., Resolution № 87-241 of the District of Columbia of January 19, 1988, Law «On the Status of the Territory of New Caledonia», cons. 6.

Информация об авторах

П. Г. Нконго - студент 4 курса кафедры государственного и административного права Российского технологического университета - МИРЭА;

В. И. Елинский - заведующий кафедрой государственного и административного права Российского технологического университета - МИРЭА, доктор юридических наук, профессор.

Information about the authors

P. G. Nkongo - 4th year student of the Department of State and Administrative Law of the Russian Technological University - MIREA;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. I. Elinskiy - Head of the Department of State and Administrative Law of the Russian Technological University -MIREA, Doctor Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 10.04.2023.

The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 10.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.