Научная статья на тему 'Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы'

Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1997
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТТИЧЕЛЛИ / ТЕОРИЯ ИСКУССТВА / ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА / РЕНЕССАНС / НЕОПЛАТОНИЗМ / КВАТРОЧЕНТО / ЭСТЕТИКА / BOTTICELLI / ART THEORY / PHILOSOPHY OF ART / RENAISSANCE / NEOPLATONISM / QUATTROCENTO / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыков Анатолий Владимирович

Статья посвящена метаисторическим проблемам интерпретации творчества Боттичелли. Автор вводит новое понятие ѕэстетической формыї и прослеживает его истоки в искусстве Ренессанса. Особое внимание уделяется философским и теоретическим аспектам истории западного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On historical significance of Botticellis art: the concept of an aesthetic form

The paper examines metahistorical issues in the interpretation of Botticellis art. The author introduces his concept of an aesthetic form and traces its origins in the Renaissance art. Special attention is paid to the philosophical and theoretical aspects of the Western art history.

Текст научной работы на тему «Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы»

А. В. Рыков

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА БОТТИЧЕЛЛИ: ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Эпоха кватроченто относится к числу наиболее важных, поистине революционных эпох в развитии западного искусства. Значение этой эпохи еще не осознано даже в наиболее принципиальных моментах. Следствием излишней специализации в области искусствознания, а также пренебрежения художественной стороной искусства стал острый дефицит исследований метаисторического плана, в которых могли быть поставлены крупные историко-философские проблемы эволюции искусства. В нашей науке, к сожалению, слишком мало осталось от непосредственного, феноменологического подхода к искусству — подхода, наиболее плодотворного в плане теоретических обобщений и потому наиболее специфичного для истории искусства.

Творчество Боттичелли — одна из самых сложных проблем истории искусства. Подобно многим другим представителям Раннего Возрождения, Боттичелли не вписывается в узкие рамки «линейной» эволюции от Раннего к Высокому Возрождению. Его творчество долгое время казалось некоей «поэтической» паузой в этой «эволюции», а иногда и отступлением в сторону средневековой традиции. «Открывшие» Боттичелли «романтики» (У. Пейтер, прерафаэлиты, в России — П. П. Муратов), быть может, ближе всего подошли к пониманию сути его творчества, однако и они воспринимали Боттичелли внеисторически: их концепции следует сформулировать заново на языке современной науки.

Еще сложнее определить место Боттичелли в метаистории искусства. Можно сказать, что Боттичелли стоит у истоков романтического движения — подобная постановка проблемы позволяет наметить направление исследования. Но вместе с тем очевидно, что творчество Боттичелли шире понятия романтизма, что ренессансный «романтизм» обладает своей спецификой. В научной литературе много говорилось о предромантиз-ме XVII и XVIII вв. (М. В. Алпатов, М. И. Свидерская), неоднократно отмечались и романтические тенденции в искусстве кватроченто (Б. Р. Виппер, Е. И. Ротенберг). Однако серьезной теоретической проработки данная проблема не получила. Ренессанс оказывается оторванным от последующего развития искусства. На смену восторженным словам Я. Буркхардта о Возрождении как о начале современной эпохи пришли дискриминационные по отношению к Ренессансу теории О. Шпенглера, М. Фуко («Слова и вещи»), медиевистская теория происхождения современного искусства В.Хофмана [1, с. 287-294].

Мы полагаем, что «романтизм» — лишь частный случай некоего более общего процесса, который вслед за М. Н. Соколовым можно назвать становлением эстетического сознания. Поэтому мы вводим термин «эстетическая форма», который применим к творчеству не только Боттичелли и некоторых других художников кватроченто, но и мастеров последующих эпох, в том числе и самых новейших. На примере Боттичелли и богатой научной литературы о нем можно дать общую характеристику «эстетической формы», указать на историческое значение данного типа творчества.

© А. В. Рыков, 2010

Романтики (Фридрих Шлегель) изобрели удивительное словосочетание-термин «музыка жизни» [2, с. 98-105], по сравнению с которым бледнеет весь искусствоведческий инструментарий. Мы слышим эту музыку жизни, созерцая «Примаверу» Боттичелли, и это действительно музыка именно жизни, хотя и музыка «небесных сфер» тоже. Искусство Боттичелли затрагивает глубинные пласты нашего жизненного опыта, его воздействие выходит за рамки «художественного» и «эстетического» в узком смысле. Эстетика Боттичелли по необходимости включает некое подобие катарсиса, выходящего, согласно А. Ф. Лосеву, за рамки эстетического [3, с. 202-207]. Г. С. Дунаев затрагивает эту проблему в своей блестящей монографии «Сандро Боттичелли» (приложение III «“Примавера” и экстатическая формула произведения искусства»). Вопреки А. Ф. Лосеву эстетическое сознание в его зрелых новоевропейских формах как раз и предполагает, согласно нашей концепции, теснейшую связь с жизненным опытом. И философская категория музыки, как показал на материале искусства кватроченто Андре Шастель [4, с. 198-201], может считаться здесь ключевой. В свете неоплатонизма Фичино она приобретает совершенно новое значение: именно с неопланонизмом связаны рождение (или небывалый прогресс) эстетического сознания в эпоху кватроченто, окончательное оформление эстетических категорий (и категории историзма) в XVIII в. (Э. Э. К. Шефтсбери, И. В. Гёте) [5]. Формирование эстетического сознания создает нового человека и новую антропологию, новое единство искусства и жизни.

Попытаемся наметить наиболее существенные моменты «эстетической» формы искусства (в нашем ее понимании) и «эстетической» точки зрения на искусство.

Прежде всего для «эстетического» искусства характерны совершенно особые («конфликтные») отношения между формой и содержанием. В качестве примера можно сослаться на «Психологию искусства» Л. С. Выготского (в особенности анализ рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина), анализ «Капризницы» А. Ватто в известной книге М. Ю. Германа. Форма в этой новой конфигурации приобретает совершенно особое значение: она становится необычайно тонким чувствительным проводником жизненного опыта и вместе с тем приобретает иммунитет по отношению к «жизни». В эмоциональном плане эта форма оказывается необычайно богатой, но в итоге этот эмоциональный накал уравновешивается неким иным началом. Поэтому механизм воздействия эстетической формы напоминает механизм действия возвышенного у И. Канта или античный катарсис. В данной формулировке указанный принцип «эстетической» формы нисколько не противоречит идее классики, например, в трактовке А. В. Михайлова («Методы и стили литературы»).

Кроме того, нельзя не отметить такую важную интуицию, лежащую в основе эстетической формы, как ощущение мимолетности жизни при максимально конкретном и личностном ее восприятии. В качестве одного из примеров можно указать на искусство эпохи рококо. «Вероятно, именно из острого ощущения бренности жизни вытекал и столь свойственный рококо бескорыстный эстетизм», — отмечает современный автор [6, с. 97]. Конечно, «бескорыстный эстетизм» XVIII в. может восприниматься как редукция многозначной тоски по иному миру Боттичелли. Однако в наиболее глубоких произведениях XVIII в. мы чувствуем, насколько родственны произведения эстетической формы различных эпох при всех их несомненных различиях. Воспринимая Боттичелли или неоплатонизм вне того жизненного содержания, с которым они связаны, мы ничего не поймем в этих сложнейших явлениях.

Стоит повторить, что особая трактовка времени в рамках эстетической формы могла возникнуть только при условии, что именно личностный опыт становится главной темой искусства, приобретая религиозные коннотации (как показал Э. Гомбрих на при-

мере Боттичелли [7, с. 161, 184-186]). Собственно романтическое искусство последующих столетий раскроет новый принцип времени, в том числе и как угрозу для личности. О том, как решает эту проблему Боттичелли, мы скажем в дальнейшем. Пока отметим лишь, что как в эпоху Ренессанса, так и в эпоху рококо «по мере превращения ежедневного течения жизни в произведение искусства все меньше ощущалось противоречие между чувственно-земным и возвышенно-духовным» [6, с. 103].

Смысловая насыщенность и многовекторность эстетического искусства получает свое теоретическое обоснование в «Критике способности суждения», но в художественной практике (как показывают, например, исследования М. Н. Соколова) она осмыслена уже в эпоху Возрождения. Подобная многовекторность обусловила принципиальный энигматизм эстетической формы при всей ее «открытости» зрителю. Свобода от жизни и близость к жизни парадоксальным образом сочетаются, порождая ощущение дали, дистанции, ностальгии, удаленности идеала.

Теперь посмотрим, каким образом указанные общие типологические черты «эстетического искусства» трансформировались в творчестве Боттичелли.

Вначале укажем на наиболее существенные характеристики формы у Боттичелли. Форма в широком смысле, к примеру в «Примавере», подчеркнуто автономна по отношению к «иконографической программе» и вообще независима от дидактической функции (это не вполне учитывается Гомбрихом в его известной работе и другими представителями иконологического направления). Собственно формально-структурирующее начало у Боттичелли вступает в сложные отношения с началом образным и дифференцированным музыкально-ритмическим началом. Форма читается как иероглиф сложного эмоционально-интеллектуального содержания, то есть «экспрессионистически» (подобно форме у великого старшего современника Боттичелли — Донателло): «.. .одним из самых оригинальных положений флорентийского гуманизма было подчеркивание факта, что всякая видимая форма есть форма живая, одушевленная, одаренная способностью движения, а первопричина всякого движения — сама душа... » [4, с. 291]. Боттичелли противопоставляет различные уровни реальности, большую роль у него играют элементы стилизации и отстранения.

Об образном характере творчества Боттичелли писал Дж. К.Арган [8, с. 45-46]. Его рассуждения отсылают к хорошо известной российскому читателю книге другого известного итальянского искусствоведа Лионелло Вентури — «От Мане до Лотрека». Согласно Л. Вентури, революционное значение творчества Мане заключается в возвращении к «средневековому» принципу «создания образов» и отказе от новоевропейского принципа копирования действительности. Л. Вентури, таким образом, подчеркивает искусственный характер образов. Он отмечает, к примеру, что глаза людей на картинах Мане не обладают выразительной функцией: с этим трудно согласиться, поскольку у Мане «взгляд» важен, даже когда он «не читается», «не доходит» до зрителя. Большое значение у Мане имеет эффект «стертого», «погашенного» или «пробивающегося к зрителю» взгляда, растворения живого взгляда в красочной стихии. Поэзия у Мане вступает в схватку с процессами отчуждения и овеществления.

Иное у Боттичелли. Красочная стихия не обрела в творчестве художников Возрождения того самодовлеющего начала, которое мы находим у Мане. Средства выражения у Боттичелли не становятся самостоятельной темой творчества, включенной в общий социальный контекст (дегуманизация). Образы Боттичелли носят открытый характер, взгляд Флоры (в «Примавере») дарит ощущение личной встречи. Поэтому, хотя определенная тенденция к автономизации искусства наметилась еще в эпоху Ренессанса в рамках феномена «эстетического искусства» (Боттичелли, Джорджоне и др.), но ис-

кусство данного типа — все еще плоть от плоти героической эпохи кватроченто с ее познавательно-этическим пафосом; оно напоминает о том, что свобода и могущество субъекта — ключевые категории эстетики Канта и Гегеля. «Субъект» остается самым важным вопросом в разговоре об искусстве: И. Е. Данилова отмечает, что в работах Боттичелли фигуры «безвольные и легкие, они похожи на сухие листья, которые гонит ветер» [9, с. 10]. Поэтому, согласно И. Е. Даниловой, создается впечатление, что человек в картинах Боттичелли «становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма» [9, с. 10-11]. Известный искусствовед видит в этом предчувствие новой исторической эпохи, пришедшей на смену эпохе антропоцентризма, т. е. (добавим от себя) эпохи «современного искусства». Однако было бы неверным видеть в искусстве Боттичелли и «эстетической традиции» лишь «поражение субъекта». Дж.К.Арган также задается вопросом (применительно к творчеству Боттичелли и всей эпохи Лоренцо Великолепного): «Разве уже вытравлен из человеческого сознания тот идеал деятельной жизни, который несколькими десятилетиями раньше проповедовали Колюччо Салютати и Леонардо Бруни?». И отвечает на этот вопрос отрицательно: просто «отныне “деятельность” из области внешней переносится в область внутреннюю <... > Для Боттичелли, таким образом, эта “деятельность” уже не действие персонажей его картины, а его собственное действие—действие самого художника: вдохновение, “неистовство”» [8, с. 59]. Согласно Дж. К. Аргану, Боттичелли исходит из того, что прежнее единство природы и истории разрушено; он обращается к истолкованию природы, независимому от познания, и к истолкованию истории, независимому от морали, переводя указанные категории в область поэтического.

«Отречение от воли» имеет у Боттичелли иной смысл, чем в позднеромантической философии А. Шопенгауэра. Искусство Боттичелли не требует безоговорочного отказа от индивидуальности, он не поклонник ничто, «темноты», на которые должно наталкиваться познание (и оказываться бессильным). Характерно, что метафорой непостигаемого у Шопенгауэра является именно «темнота», а у платоников свет (несмотря на то, что Шопенгаэур, как известно, буквально боготворил Платона и считал философию последнего основополагающей для своей метафизики) [10, с. 247]. Разрыв между представлением (разумом) и Единым у Боттичелли (неоплатонизм) сменяется разрывом между представлением и волей (вещью в себе) у Шопенгауэра. У Боттичелли появляется сам момент «разрыва» (И. Е. Данилова в приведенных фрагментах в конечном счете пишет именно об этом), но, повторяем, он имеет иной смысл, чем в позднем романтизме или авангарде (аналитическом кубизме, например). Непостижимое у Шопенгауэра в известном смысле носит нечеловеческий характер, о нечеловеческом же у Боттичелли мы говорим совершенно в ином контексте. Но в чем-то важном оба проекта сходятся (их объединяет платоническая традиция в широком ее понимании, момент «музыкального» откровения-экстаза). У Боттичелли словно бы намечается оппозиция неистового и мрачного порыва воления (образ Зефира) и вечного, свободного, светлого субъекта чистого познания. Можно сказать, что в философии Шопенгауэра ничто, кроме того, что мы называем «эстетической формой» («музыка», отражающая «все движения нашей глубочайшей сущности, но вне всякой действительности и без ее мучений» [10, с. 372]), не является спасительным для человека и вместе с тем объективным. С Боттичелли в искусстве утверждается эта мифология «эстетической формы», мифология чистого созерцания, способности раствориться в созерцании, раствориться в объекте, забыть об индивидуальности и тем самым возвыситься до области идей.

Выделить наиболее существенный компонент в композиционно-образном построении «Примаверы» чрезвычайно сложно в силу принципиально многоуровневого характера ее содержания и формы. Однако подобная открытость, в определенном смысле даже «разорванность», и составляет подлинную проблему «Примаверы», исследование которой позволяет дать историческую оценку этому произведению. Ближайшим аналогом данному произведению может считаться лишь «Гроза» Джорджоне, о революционном значении творчества которого писал П. Франкастель [11, с. 301-302]. Г. С. Дунаев верно отмечает завершенность композиции «Примаверы» и классичность ее форм, но не менее важную роль играют и элементы диссонанса, разрыва. Образы «Примаверы» лишены онтологической завершенности, это «открытые», изменчивые, трагические образы. Персонажи не контактируют друг с другом, светящиеся фигуры обладают иной степенью реальности, чем фон. В картине звучит тема бесконечно малого (цветы под ногами персонажей): она сопрягается с проблемой индивидуального, его эфемерности (тема метаморфоз и тема видения). Важнейшим выразительным средством здесь становится ритм. Он делает призрачным единство общего и единичного, утверждаемого классической линией искусства кватроченто (Пьеро делла Франческа) и классическим искусством чинквеченто. Ритм меняется от одной фигуры (группы фигур) к другой (Г. С. Дунаев), неожиданно прерывается, гаснет. Ирреальность образов Боттичелли, их связь с неоплатонической традицией очевидна. Но, если следовать неоплатонической классификации, образы Боттичелли принадлежат не сфере Ума, запредельной сфере, где не действуют законы жизни и смерти, закон неизбежного расставания, а сфере Мировой души, земной, хотя и не утратившей связь с идеальным сферой. В «Весне» и «Рождении Венеры», указывает М. Н. Соколов, «мы, собственно, видим саму материю, которая, народившись из первозданного моря или леса, оформляется в фигуры, наглядно являющие взору ее грациозную творческую энергию. Мы сопричащаемся этой очеловеченной материи, покоренные ее лирическим обаянием; выражение лиц Венеры и Примаверы-Природы неуловимо, как стихийность самого мироздания, переданная в зыбкой гамме радости-грусти» [12, с. 235]. Именно поэтому Меркурий «взором и жестом обращен к небу» [13, с. 22]. Справедливо видели момент духовного восхождения в переходе от правой части картины (Зефир и Хлора, Флора) к левой (три Грации), но даже танец Граций все еще остается «танцем жизни», он полон неизбывной тоски по вечности. Из этого несовершенного мира чувств, изменчивых душевных движений и указывает выход Меркурий, бог разума (хотя Разум у неоплатоников противопоставлялся более совершенной сфере — Ума [4, с. 272]). Центральной проблемой становится категория времени. Не средневековая вечность, не универсальный трансцендентальный ритм, а время, царство случая, индивидуализированный, прерывистый ритм. Это свидетельствует о принципиальном сдвиге в истории искусства в сторону субъективи-зации.

Содержательные комплексы «Примаверы» складываются на пересечении двух образно-тематических лейтмотивов — темы смерти (и воскресения) и темы любви. При этом, в полном соответствии с философией Платона и его последователей, Эрос и Та-натос у Боттичелли настолько тесно переплетены, что легко поддаться обаянию односторонних трактовок «Примаверы». Дело в том, что платоники понимали смерть как освобождение от тела и плена чувственно мира, т. е. как своего рода воскресение, а любовь — как «алкание красоты» иного мира, доступной нам в мире дольнем лишь в несовершенных отражениях. Любовь небесная порождена зовом горнего мира, но утолить ее может только смерть, возвращение души в свою родную обитель [14, р. 152-170]. В подобной философии нет ничего мрачного или отвлеченного: это трагическая филосо-

фия, порожденная почти языческой любовью к земному миру и острым ощущением его несовершенства. Поэтому трудно сказать, о чем больше тоскуют персонажи Боттичелли: об утраченной земной жизни или о необретенной небесной: его мир, как совершенно точно заметил У. Пейтер, — это «срединный мир» [15, с. 105-106]. «В одних и тех же богах и гениях зримо — точнее, подразумеваемо — действуют Разум и Чувство, принципы Восхождения-к-Единому и Нисхождения-в-Материю.. . » («принцип философского двусмыслия») [12, с. 236-237].

Важным аспектом созданного Боттичелли «срединного мира» стало удивительное соединение конкретного и отвлеченного, чувства дистанции (в том числе и временной, ностальгии) и чувства близости (ощущение личной встречи — движущаяся навстречу зрителю фигура Флоры). Ностальгия и чувство непреодолимой дистанции, как было показано Э. Панофским, — чрезвычайно близкие историческому мышлению Ренессанса темы [16; 17]. Но при всей своей близости элегической традиции Боттичелли не только переводит темы любви и смерти в некий (открытый Вергилием) воображаемый, ирреальный регистр, но и сохраняет высокое жизненное напряжение, лишь финальным этапом («катарсисом») которого становится относительная «разрядка» ирреализма и отрешенности. Это показано в исследовании Г. С. Дунаева, сравнившего в этом контексте «Примаверу» с «Броненосцем “Потемкин”» Эйзенштейна [18, с. 224]. А.Шастель отмечает нечто подобное, говоря о «Клевете» Боттичелли: «все доведено до той завораживающей почти до боли степени чувства, которая влечет душу к состоянию, похожему на сновидение» [4, с. 389]. Это возможно лишь в силу динамического, музыкального характера трактовки формы («форма как процесс»). Картина Боттичелли — не просто прекрасное воспоминание, но и откровение, образ вечного возвращения и надежды, полноты жизни и мифа. Она вбирает в себя самый широкий спектр чувств и более всего далека от всякой умиротворенности и успокоенности, подтверждая наблюдение А.Шастеля о том, что ближе к концу кватроченто «“зов идеального” приобретает напряженно страстный оттенок» [4, с. 268]. Флорентийские неоплатоники открыли то беспокойство, внутреннее напряжение, которые станут краеугольным камнем всей современной философии человека.

Категория эстетической формы частично совпадает с категорией катарсиса, имеющей первостепенное значение для искусства кватроченто. В. Н. Лазарев применил термин «катарсис» при анализе «Грозы» Джорджоне [19, с. 366]. Тема катарсиса сближает классическую и романтическую линии в искусстве кватроченто. Рассуждения Е. И. Ротенберга [20, с. 64-65, 67] о смысле «Бичевания Христа» Пьеро делла Франческа близки философии Аристотеля: «В мире вечно творится преступление, вечно искупается и преодолевается вина; и вечно сияет катартически-просветленная, блаженная первоэнергия всеобщей сущности ума. Поэтому трагедия человека есть частный и, быть может, наиболее показательный случай общего мирового трагизма» [3, с. 206]. Приведем лишь некоторые из выводов Е. И. Ротенберга: «Перед зрителем предстает объективный образ мира, в котором мученичество как нравственный подвиг — не исключение, а норма и вечное состояние. <. . . > Иными словами, перед нами концепция, исходным пунктом которой является не отдельно взятая, хотя бы и максимально впечатляющая, драматическая ситуация, а нечто более значимое: универсализированный образ бытия с вечно длящимся трагедийным конфликтом в его существе» [20, с. 64-65].

Другим примером «музыкальной» или «эстетической» формы может служить творчество Мантеньи: «Все действующие лица, да и зритель, смотрящий на них, оказываются в том странном состоянии, которое охватывает человека, когда он вдруг почему-то

теряет себя, теряет чувство времени, вернее, перестает его пространственно измерять, когда глаза его перестают воспринимать реальный мир и как бы бессмысленно вперяются в одну точку. Человек всецело попадает под власть великого потока бессознательного, все зрительное, пространственное отмирает или застывает в тех позах, в которых его сразил каменный взгляд Горгоны. Это то состояние, которое ближе всего передается немецким словом verträumt (мечтательный. — А. С'.) или итальянским trasognato (осовелый.— А. С.): оно как-то особенно сродни процессу воспоминания, когда личность утрачивает рассудочную опору протяженности, душа как-то яснее переживает себя именно как единый, непрерывный процесс, для которого границы прошлого, настоящего и будущего незаметно стираются. В такие минуты оцепенения часто проносятся в душе какие-то знакомые, но совершенно неуловимые образы; подобные состояния легче всего доступны музыке; в творчестве Мантеньи мы уже определенно имеем дело с моментом музыкальным, временным» [21, с. 350].

Искусство эстетической формы есть искусство «конденсации» жизни, обостряющее наше жизненное чувство и вместе с тем — искусство полета над жизнью, отрешения от жизни, снятия жизненного напряжения, освобождения, катарсиса. Социальный и исторический смысл подобного «освобождения» трудно переоценить. Эмоциональная жизнь личности в ее целостности и конкретных повседневных проявлениях, в сокровенных движениях души приобретает значение, которое доселе отводилось только религиозному опыту. Вокруг понятий красоты и искусства эстетической формы формируется новая ценностная системы, основанная на сострадании ко всему живому и восхищении бренной красотой.

Психологический механизм искусства «эстетической формы» описал Л. С. Выготский. Для него это был механизм воздействия любого искусства: «... Всякое художественное произведение — басня, новелла, трагедия — заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению» [22, с. 226]. Для нас же эстетическая форма — явление историческое. Возможно, оно есть высшая форма искусства вообще (позволяющая последнему соперничать с религией), но мы знаем и его другие формы (предшествующие, последующие и современные эстетической форме). Проблема эстетической формы особенно актуальна для современной эпохи, когда описанный тип искусства уступает место иным формам. Что мы теряем и что приобретаем в результате этого процесса — от ответа на этот вопрос зависят, быть может, не только судьбы искусства, но и судьба самой нашей цивилизации [23; 24].

Литература

1. Рыков А. В. Происхождение и философские основы современного искусства. Ч. 1 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. 2009. Вып. 2. С. 287-294.

2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.

3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.

4. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме / Пер. Н. Н. Зубкова. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

5. Мейнеке Ф. Возникновение историзма / Пер. В. А. Брун-Цехового. М.: РОССПЭН, 2004. 480 с.

6. Капустина И. Эстетические категории стиля рококо // Искусствознание 2/04. М., 2004. С. 88-119.

7. Гомбрих Э. Мифологии Боттичелли. Исследования неоплатонического символизма / Пер. Е. М. Доброхотовой-Майковой // Искусствознание 2/02. М., 2002. С. 155-222.

8. Арган Дж. К. Сандро Боттичелли // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве / Сост. В. Н. Гращенков. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. С. 36-70.

9. Данилова И. Е. Предисловие // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве / Сост. В. Н. Гращенков. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. С. 5-14.

10. Шопенгауэр А. О четверояком корне.. .Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии / Пер. М. И. Левиной. М.: Наука, 1993. 672 с.

11. Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху кватроченто / Пер.

A. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2005. 338 с.

12. Соколов М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 520 с.

13. Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник’1 (1996). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1996. С. 13-26.

14. Wind E. Pagan Mysteries in the Renaissance. An Exploration of Philosophical and Mystical Sources of Iconography in Renaissance Art. N. Y.: W. W. Norton, 1968. 345 р.

15. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии / Пер. С. Займовского. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. 400 с.

16. Панофский Э. Et in Arcadia Ego: Пуссен и элегическая традиция // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства / Пер.

B. В. Симонова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. С. 335-362.

17. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Пер. А. Г. Габричевского. М.: Искусство, 1998. 362 с.

18. Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М.: Изобразительное искусство, 1977. 240 с.

19. Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М.: Искусство, 1972. 635 с.

20. Ротенберг Е. Станковая картина итальянского кватроченто // Искусствознание 1/03. М., 2003. С. 5-71.

21. Габричевский А. Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. 864 с.

22. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2008. 350 с.

23. Рыков А. В. Искусство и кризис современной культуры // Обсерватория культуры. 2009. № 3. С. 44-52.

24. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960— 1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.