ТОЛМАЧЕВА А. В., ИВЛИЕВА Н. Г.
ОБ ИСТОЧНИКАХ СОЗДАНИЯ КАРТ ОТДЕЛЬНЫХ УЕЗДОВ НА СЕРЕДИНУ XIX ВЕКА Аннотация. Описывается опыт создания карт отдельных уездов на середину XIX века. На примере Ардатовского уезда Симбирской губернии показан подбор и оценка картографических источников, формирование базы данных населенных пунктов на изучаемый период.
Ключевые слова: картографические источники, старые карты, Ардатовский уезд, Симбирская губерния, список населенных мест.
TOLMACHEVA A. V., IVLIEVA N. G.
THE SOURCES OF MAKING MAPS OF INDIVIDUAL UYEZDS IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY
Abstract. The experience of making maps of individual uyezds in the middle of the XIX century is described. Using the Ardatov uyezd of the Simbirsk province as an example, the selection and evaluation of cartographic sources, the formation of a database of settlements are shown for the study period.
Keywords: cartographic sources, old maps, Ardatov uyezd, Simbirsk province, list of settlements.
В данной статье описываются картографические источники, подобранные для картографирования Ардатовского уезда, образованного в 1780 г. при учреждении Екатериной II Симбирского наместничества. В его состав входила значительная часть территории на востоке современной Мордовии.
При создании карт уезда нами, прежде всего, была проанализирована пригодность старых карт для решения поставленной задачи, т. е. достоверность карт, геометрическая точность положения объектов на них, полнота и соответствие содержания изучаемому историческому периоду и т.п. Одна из основных трудностей создания исторических карт заключается в том, что по имеющимся материалам не всегда можно обеспечить необходимую для карты предельную локализацию того или иного объекта или события [3]. И здесь особенно ценны именно старые карты, показывающие прошлые состояния местности.
Среди среднемасштабных карт, составленных в XIX в. на территорию Европейской России, наиболее известны карты Ф. Ф. Шуберта и И. А. Стрельбицкого.
На десятиверстной карте Шуберта, составленной по материалам топографических съемок 1820-1830-х годов, обозначены все населенные пункты (названия многих из них даны с ошибками). Среди них легко определить села, по крупному шрифту надписей и узнаваемому условному знаку, и отличить их от деревень (селений без церкви). На карте показана гидрографическая сеть, основные дороги, четко прорисованы губернские и уездные границы (рис. 1). Хотя элементы карты и даны с обобщением, по ней можно судить о том, какое положение занимала та или иная единица административно-территориального деления России на соответствующий период времени.
Рис. 1 . Фрагмент листа карты Шуберта.
В качестве основного источника нами использовались листы Специальной карты Европейской России Стрельбицкого масштаба 1:420 000 (10 верст в дюйме). Материалом для составления карты послужили топографические съемки Корпуса военных топографов и других ведомств, а также ранее созданные картографические материалы. Карта составлялась в 1865-1871 гг., точность выполнения картографо-геодезических работ соответствовали требованиям того времени. Поэтому положение объектов на данной карте не совсем
соответствует их действительному положению на местности, однако содержательное подобие (по состоянию на вторую половину XIX в.) передано правильно. В процессе изучения этого картографического источника были проанализированы принятые условные обозначения, классификации дорожной сети, городских поселений по статусу и сельских населенных мест по числу дворов.
Заметим, что на карте Стрельбицкого при поселениях от 40 дворов указывалось их число в десятках, например, если в селе насчитывалось 112 двора, то на карте рядом с его названием подписывалось 11. Особенностью составления карты являлось требование: при надписях населенных пунктов, имеющих несколько названий, ограничиваться одним из них, «придерживаясь списков мест из Министерства внутренних дел» [7, с. 158].
Данная карта отличается полнотой содержания. Она дает достаточно точную локализацию многих несохранившихся объектов местности, их приуроченность к рекам, оврагам, водоразделам, дорогам, контурам распространения растительности и т.п. Однако при детальном изучении местности нами были замечены на ней и ошибки картосоставления. Например, на листе 91 размещение названия Вечерлеи дано неверно. На карте надпись указывает на деревню Пиченейки, а должна была размещаться рядом с Бутырками (рис. 2). Поэтому без подробного анализа и оценки достоверности карта может привести к ошибочным выводам. Кстати в настоящее время эти два соседних населенных пункта объединены в один — Вечерлей.
В последующие годы карта Стрельбицкого с небольшими дополнениями неоднократно переиздавалась вплоть до 1930-х годов. Территория Ардатовского уезда покрывается листами 90 и 91. Отсканированные листы карты был привязаны в ГИС по координатам точек пересечения картографической сетки в равноугольной конической проекции со стандартными параллелями с широтами 45° с. ш. и 59° с. ш. Поскольку на старой карте счет долгот ведется от Пулкова, то долготы были пересчитаны в новые, от
'/ жм. 7 ** К ¿Т^на^ъиаи^
Рис. 2. Фрагмент листа карты Стрельбицкого.
Гринвича. Со старой карты была взята информация о границе уезда в изучаемый период, дорогах и сети населенных пунктов (показывались практически все — от 5 дворов).
По-настоящему большую ценность представляет в настоящее время крупномасштабные карты, составленные по материалам так называемой «съемки Менде», проведенной в 1848-1866 гг. в восьми центральных губерниях России [8]. В Симбирской губернии топографо-картографические работы под руководством А. И. Менде выполнялись в 1859-1861 гг. По их результатам были составлены многолистные топографические межевые карты Симбирской губернии масштаба 1 верста в дюйме (1:42 000) и масштаба 2 версты в дюйме (1:84 000). На них показаны все селения. В наставлении для производства работ для населенных пунктов рекомендовалось выявлять названия «народные и официальные» и «непременно подписывать те и другие; наперед название народное, а внизу официальное» [7, с. 153]. Анализируя фрагмент листа двухверстной карты Менде, показывающий примерно ту же территорию, что на фрагменте карты Стрельбицкого, можно увидеть, что у сел в качестве «народных» даются названия по построенной в них церкви (рис. 3). На крупномасштабной карте Менде (1 верста в дюйме) у населенных пунктов указано число дворов.
Съемка Менде производилась в квадратных рамках, планшеты принимались как часть конической проекции Делиля. Нужные листы двухверстной карты Менде, покрывающие изучаемую территорию, были привязаны в ГИС по координатам узловых точек картографической сетки и трансформированы в проекцию Гаусса-Крюгера. Они использовались в работе в качестве растровой подложки. Об автоматизированном доступе к
крупномасштабным архивным картографическим произведениям с применением ГИС и интернет-технологий подробно говорится в работе [6].
Топографические межевые карты Менде представляют ценный материал для историко-картографических исследований. Кроме подробного изображения местности на них показаны границы дач (земельных владений) и проставлены номера дач по плану Генерального межевания уезда. План генерального межевания всего Ардатовского уезда был составлен в 1805 г. Это первый подробный картографический источник территории Ардатовского уезда. На плане нанесено множество подробностей, показаны хутора, постоялые дворы, мельницы и др. Он позволяет сохранить исторические особенности картографируемых объектов. В процессе работы был использован план генерального межевания Ардатовского уезда масштаба 2 версты в дюйме (1:84 000).
В качестве учетно-статистических источников использовались Списки населенных мест Симбирской губернии (СНМ) — по сведениям 1859 г., 1884 г. и 1913 г., в которых дается состав населенных пунктов уездов на указанный период времени. Подробный материал содержится в СНМ по сведениям 1859 г. В нем собраны справочные сведения о каждом селении — название, категория ведомства, местоположение (приуроченность к реке, ручью, пруду, оврагу и т.п.), расстояние от уездного города и становой квартиры, число дворов, людность, наличие церквей или мечетей, заводов, фабрик, речной пристани, почтовой станции, ярмарки, базара и т. д. Также прилагается карта Симбирской губернии масштаба 30 верст в дюйме, элементами содержания которой являются населенные пункты, реки, дороги и границы (уездные и становые). Показаны селения с людностью более 1500 душ и те, где размещены становые квартиры.
Несмотря на достаточное количество подобранных картографических источников границу Ардатовского уезда реконструировать было непросто. Сначала по карте Европейской России Стрельбицкого была оцифрована граница между Пензенской и Симбирской губерниями, ограничивающая с запада Ардатовский уезд, затем восстанавливалась оставшаяся часть уездной границы. Для более надежной пространственной локализации старых границ привлекались современная обзорно-топографическая карта масштаба 1:200 000 и сетка границ сельских поселений Республики Мордовия, их местоположение локализовалось привязкой к соответствующим географическим объектам (рекам, оврагами и т. п.).
Для целей картографирования и проведения дальнейших исследований табличные данные населенных мест Ардатовского уезда из СНМ по сведениям 1859 г. были геокодированы в ГИС. Населенные пункты, как известно, - достаточно быстро
устаревающий элемент карт. Это потребовало проведения тщательного анализа изменений сети населенных пунктов в пределах изучаемой территории со второй половины XIX в. по настоящее время. Для решения поставленной задачи был выбран ГИС-пакет ArcGIS. Основные требования к создаваемой базе данных (БД) населенных пунктов в ГИС сводились к ее полноте, позиционной и временной точности. Пришлось выполнить большую работу по сопоставлению современной сети населенных пунктов Республики Мордовия с сетью населенных мест существовавшей в XIX в. Список населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 г. был соотнесен со старыми картами Симбирской губернии. В ходе работы было установлено, что целый ряд населенных пунктов был упразднен, некоторые переименованы или же два соседних селения слились в одно. При проведении этих исследований был полезен справочник административно-территориального деления Республики Мордовия 1998 г, где даны списки переименованных и исключенных из учета населенных пунктов республики. Для создания БД использовался векторный слой населенных пунктов цифровой топографической основы масштаба 1:200 000. В связи с этим был проведен отбор объектов слоя, оставлены только те населенные пункты, которые существовали в 1859 г. Кроме того добавлены пространственные объекты, представляющие селения, исчезнувшие к настоящему времени. Правильность нанесения объектов проверялась как по карте Стрельбицкого, так и по современной карте. Для уточнения местоположения населенных пунктов Симбирской губернии использовалась карта Менде масштаба 2 версты в дюйме (1:84 000).
При формировании БД в атрибутивную таблицу слоя населенных пунктов было добавлено 10 полей (рис. 4):
- «название» — содержит информацию о названиях населенных пунктов на 1859 г.;
- «new_nazv» — содержит информацию о современных названиях населенных пунктов;
- «yarmarka» — наличие ярмарок;
- «pochta» — наличие почтовых станций;
- «pop» — численность населения по данным 1859 г.;
- «церковь» — наличие и количество церквей в населенных пунктах;
- «zavod» — наличие и количество заводов;
- «bazar» — наличие базаров;
- «mechet» — наличие мечети;
- «училищ» — наличие учебных заведений.
Название ir л" nazv уагтагка poclita POP церковь zavod bazar
Азаровка АзарьеЕка 52
Апашееека Ярмарка 525 ЦеркоЕЬ праеоспаЕнач1
Александрова 69
АпексееЕка 399
Апьза 6(14 ЦеркоЕЬ праЕоспаЕнач1
Андреевка Почтовая ста 560 Церковь православная 1
Андреевка 1143
АндрееЕка 731
Анютина 196
Апраксина Ярмарка 337 Церковь православная 1 Базар
Апухтина 451 ЦеркоЕЬ православная 1
АРДАТОВ Почтовая ста 5247 Церковь православная 4 Заводов 5 Ежеднее база
Атяшево 2055 ЦеркоЕЬ православная 1
Ахматова 436 ЦеркоЕЬ православная 1
Ахматова 745 ЦеркоЕЬ праЕоспаЕная1
БажаноЕка гЛьянский Ху Баженовка 171
Балаховскае Покравскае 3S2 Церковь православная 1
Балдасена Болдасева 1553 Церковь праваславная 1
Рис. 4. Фрагмент таблицы базы данных слоя населенных пунктов.
Следует отметить, что использование картографических источников для получения исторического знания приобретает «второе дыхание» со становлением компьютерного картографирования, которое знаменует собой интеграцию традиционных исторических методов исследования и географического пространственного анализа на базе современных компьютерных технологий [1]. Созданная база данных населенных пунктов позволяет строить в ГИС разнообразные исторические карты, проводить анализ развития сети поселений, дает возможность ее ретроспективного восстановления на разные временные периоды. Определенный интерес она может представлять и при создании краеведческих карт и атласов регионального уровня [5]. Ее можно использовать совместно с разработанной картографической базой данных, построенной на основе топонимического словаря, который содержит много интересных исторических и лингвистических особенностей названий населенных пунктов [4]. Топонимические исследования невозможны без исторических, лингвистических и географических данных.
В настоящее время изучение и использование старых карт как источников является интенсивно развивающейся отраслью науки [2]. ГИС предоставляют возможность проведения пространственного анализа и представление результатов в различной форме в зависимости от целей исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимиров В. Н. Историческая геоинформатика как технология исторического исследования // ИнтерКарто. ИнтерГИС. - 2009. - Т. 15, №1. -С. 186-191.
2. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Геоинформационное картографирование в историко-географических исследованиях // Инновационные процессы в высшей
школе: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВПО КубГТУ, 2012. - С. 61-62.
3. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О картографировании маршрутов путешествий П. С. Палласа и И. И. Лепёхина по Среднему Поволжью // Геодезия и картография. - 2016. - № 4. - С. 53-59.
4. Калашникова Л. Г., Козлова О. О. Создание электронных топонимических карт территории Мордовии [Электронный ресурс] // Огарев-опНие. Раздел «Науки о Земле». - 2016. - №16. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sozdanie-elektronnyx-toponimicheskix-kart-territorii-mordovii (дата обращения 25.03.2020).
5. Калашникова Л. Г., Тесленок С. А. Создание краеведческих карт и атласов регионального уровня // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика: межвузов. сб. науч. тр. -Саранск, 2018. - С. 99-104.
6. Лазарев О. Е., Шалаева М. В., Щекотилова С. Н., Щекотилов В. Г. Адаптация в ГИС архивных карт поволжских губерний съемки А. И. Менде // Геодезия и картография. - 2015. - № 7. - С. 42-51. Б01: 10.22389/0016-7126-2015-901-7-42-51
7. Постников А. В. Развитие крупномасштабной картографии в России. - М.: Наука, 1989. - 229 с.
8. Степанченко А. Л. Виды картографических произведений, созданных по результатам межевания земель России в середине XIX века // Изв. вузов «Геодезия и аэрофотосъемка». - 2018. - Т. 62, №2. - С. 152-156. Б01: 10.30533/0536-101Х-2018-62-2-152-156.