Гапонова С.И.1, Галочкин В.А.2, Лазарев О.Е.3, Щекотилов4
1 Торопецкий колледж, г.Торопец, преподаватель, [email protected]
2 Центр информации Тверской области ООО «Тверия», г.Тверь, председатель тверского клуба краеведов [email protected]
3 Тверской государственный университет, г.Тверь, старший преподаватель, Lazarev-tvgu@mail . ru 4 ООО «Верто», г.Тверь, к.т.н., с.н.с., инженер-геодезист [email protected]
КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АРХИВНЫЕ КАРТЫ В КРАЕВЕДЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ"
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Информационные технологии, архивные карты, информационные ресурсы, конкурс, популяризация, образование, просвещение.
АННОТАЦИЯ
Конкурс организован в интересах популяризации историко-культурного наследия посредством создания единой образовательной среды между различными образовательными учреждениями для улучшения освоения современных информационных технологий и автоматизированных информационных ресурсов в краеведческих, генеалогических, исторических и географических исследованиях. В конкурсе приняло участие на заочном этапе 38, на очном 9 участников из 4 вузов, 6 сузов, 6 СОШ и 2 индивидуальные работы.
Для ряда учебных программ (школ, колледжей, вузов) существует понятие "элемент краеведения", когда в программы по обществознанию, литературе, языкам, географии, генеалогии и истории вводятся элементы краеведения (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т.д.). Введение в программы элементов краеведения фактически является локализацией программы для более глубокого и прочного усвоения содержания тем, а также решает задачи историко-патриотического воспитания.
В последнее время среди различных возрастных групп населения отмечается возрастание интереса к краеведческой, исторической информации, в частности, к архивным картографическим произведениям: планам генерального межевания (ПГМ) XVIII в. и крупномасштабным картам XIX в. [7, 8, 9, 11, 12]. Способствует этому формирование информационных ресурсов (ИР) от простой систематизации отсканированных изображений карт до информационных систем (ИС) с использованием для научных и прикладных исследований, образования, в справочных целях.
Важность и практическая востребованность информатизации географии подтверждается фактом наличия отдельного самостоятельного направления в информационных технологиях — географические информационные системы (ГИС). Становится очевидной необходимость изучения данного направления в школах и ссузах.
Благодаря созданию под руководством А.И. Мендта в 1853г. топографической межевой карты Тверской губернии Тверская область занимает особое место в истории становления крупномасштабной картографии России [10, 13]. Работы по составлению Атласа Российской Империи были начаты в Тверской губернии и затем были выполнены еще только в 7 губерниях. Данное обстоятельство стало основой для проведения исследований по формированию общедоступных информационных ресурсов по этим уникальным историческим, краеведческим, географическим данным.
В части ПГМ можно отметить научно-образовательный ресурс «Геоинформационная система «Генеральное межевание Олонецкой губернии» [6]. В части крупномасштабных карт известны интернет-ресурсы: коллекция карт David Rumsey [18], «Москва и Подмосковье на картах — старых и современных» [5], «Аэрофотосъемка Второй Мировой Войны» [3], «История УрФО» [1], «Это место» [17] и другие.
Архивные крупномасштабные карты губерний и территорий России XIX в. содержат
большой объем детальнейшей информации, представляющей интерес при проведении научных и практических исследований в области краеведения, истории, туризма, филологии, этнографии, археологии, физической и социально-экономической географии, картографии, в вопросах управления регионом [9].
Целью создания ИР является реализация эргономичного доступа к большому пласту информации в форме картографических произведений и пространственных данных с эффективным использованием современных коммуникационных и технических средств [14, 16].
С целью обеспечения максимально широкого доступа к ИР реализуется трехуровневый вариант доступа через: интернет-браузер (совместная навигация по архивным и современным картам, ведение электронных списков с геокодированием); специальное приложение (САС Планета, Планета Земля — упрощенный редактор электронной карты, комплексирование данных из разных источников); профессиональную ГИС (Панорама, Map Info, Global Mapper — полнофункциональная работа). Практика профессионального использования ИР показывает востребованность для специалистов и исследователей всех трех уровней.
В настоящее время сформирован комплекс печатных и электронных информационных ресурсов как по крупномасштабным, так и по мелкомасштабным архивным картам, которые активно используются исследователями из различных регионов России и других стран. Из крупномасштабных карт произведена обработка:
• из карт съемки А.И. Мендта Тверская, Владимирская, Нижегородская губернии, Симбирская, Ярославская, Рязанская;
• двухверстная военно-топографическая карта Московской губернии;
• трехверстная военно-топографическая карта Европейской России (от Санкт-Петербурга до
Варшавы и Крыма);
• пятиверстная карта Кавказа.
Из мелкомасштабных карт в информационный ресурс включены:
• листы из атласа 1745г. (Москва, Смоленск, Казань);
• 17 наместничеств из атласа 1796г.;
• военно-дорожная карта части России 1829г. на 4-х листах;
• карты губерний из атласа 1835г.;
• три карты из атласа Н. Зуева 1860г.;
• три листа карты Азиатской России 1884г.;
• 14 листов карты Европейской России 1910г.
Производится последовательное расширение информационного ресурса за счет адаптации других архивных карт.
На схеме формирования и использования ИР (рис. 1) представлены исходные данные, их обработка, виды информационных ресурсов и варианты доступа к ним. Высокий уровень унификации форматов электронных карт и средств доступа к ним, в том числе с применением Интернета (Google, Yandex), открывает широкие возможности к созданию общедоступных распределенных (региональных) ИР с возможностью их комплексирования для конечного пользователя.
На рис. 2.1 представлены губернии «межстоличного» региона и различные архивные карты, которые комплексируются в информационном ресурсе. На рис. 2.2 показано комплексирование созданного информационного ресурса (крупномасштабные карты) на Европейскую Россию с зарубежным в части Франции и Германии из коллекции D. Rumsey [17].
На рис. 2.3-5 представлены примеры печатных ресурсов — карт-схем на Тверскую и Московскую губернии, а также Калязинский уезд.
На рис. 2.6 показано комплексирование с картой из состава Территориальной информационной системой «Электронная карта Тверской области» (URL: http://www.tis.tver.ru/) и согласованием с картой и космическим снимком Google, а также картой OpenStreetMap (URL: http://www.openstreetmap.org/ ). На рис. 2.7 приведен вариант совместной навигацией по архивной карте и космическому снимку.
На рис. 2.8-9 представлены объединения листов трехверстной военно-топографической карты Европейской России и десятиверстной карты И.А. Стрельбицкого с доступом через программу САС.Планета (URL: http://sasgis.ru/forum/viewtopic.php?f=45&t=1038). На рис. 2.10 представлено объединение обзорных карт 9 губерний.
Электронные информационные ресурсы формируются в различных форматах что позволяет их использовать в задачах разной сложности:
• для научных и прикладных исследований доступны растровые электронные карты в форматах профессиональных ГИС (Панорама, MapInfo, Global Mapper);
• для полупрофессиональных исследований ресурс может использоваться через программы САС.Планета (URL: http://sasgis.ru/forum/viewtopic.php?f=45&t=1038 ) и Планета.Земля (URL: http://www.google.com/earth/index.html);
• обычным пользователям Интернета доступен просмотр архивных и современных карт через интернет-браузер в формате карт Google и Yandex (URL: http://boxpis.ru/gk-g/www 2tv men google.htm), а также варианте электронного глобуса программы Планета.Земля (URL: http://boxpis.ru/gk-g/ge mt2.htm , http://boxpis.ru/gk-g/ge 3v dr.htm). Научные и практические результаты исследований авторов по крупномасштабным
архивным картам губерний и территорий России XIX в. (рис. 3) удалось применить и к картам периода Великой Отечественной войны. Данный подход позволил расширить функциональную среду географических, археологических и краеведческих исследований. Использование карт середины XX в. оказалось полезным в исследованиях XIX в. и наоборот, дополнение карт периода ВОВ крупномасштабными картами и списками населенных мест (СНМ) XIX в. оказалось полезным при локализации населенных пунктов, упоминаемых в документах ВОВ.
1) аИМКТОШИНЫЙ» регион Фра ни [I я. Германия. Европейская Россия
•
1& Г" шШ' Щ' ш Щ... *
1 ш ■' -г?!!" *"Г 7
- А *■■ ^(Р С ■ ■ УЙЧ^я»? * шт.'"" -ЧйЯг ■
3) Тверсклягуоерння
ф
Л \ «л*
—Же- 1 1
4) Московски гу&ерння
5) К'эля^н некий
б) ТИС ЭКЮ
7) ирга и снимки Со<?в1с Тверские губерния ..
■г т^тл*-
КЗ 73
£)3-хвер-я орта 9} 1 И.А.Стрельбнцкаго 10) атлас. В.П.Пядышева
Рис. 2. Формы информационных ресурсов
Толографи^еские мкияь» съемки АЛ. Мгн.т
1, ТверСКДН.
2, Сишфская.
3, Ярославская,
А. Ннжегородгкая, 5. Ьмдгопдккм_
Обзорны« карты пер пола Ве."шь"оп Отечественной войны: Карты Кипшисшга фронта
2. Немеикие карты
3. Карты США
1700
1800
И
и
2000 ]
Еврсмйсквй России
Рис. 3. Блоки крупномасштабных архивных картографических произведений
В части советских карт для апробации был выбран блок из 15-ти пятидневных карт положения войск на Калининском фронте (КФ) для периодов октябрь-декабрь 1941 г. (октябрь: 17-21, 21-26, 27-31; ноябрь: 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30; декабрь: 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 2125, 26-31).
Из массива германских ежедневных ситуационных (оперативных) карт 1941-1945 гг. с ресурса «Gutenberg» произведена адаптация 176 карт (URL: http://boxpis.ru/svg/?p=2905) с равномерным распределением по временному интервалу (1, 10 и 20 число месяца), а также непрерывные серии для важных временных интервалов (7-31 октября 1941 г., контрнаступления под Москвой 10-30 декабря 1941 г., освобождения г. Зубцов 1-10 августа 1942 г. — рис. 4, освобождения г. Ржев 1-13 марта 1943 г.). На отсканированных склейках листов этих карт, покрывающих территорию линии фронта от Крыма до Ленинграда, представлено положение линии фронта и расположение войск.
Для согласованной навигации по двум карта создана базовая страница (http://boxpis.ru/gk-g/v3 3vall google.php), на которой можно:
• выполнять синхронную навигацию (перемещение, масштабирование) по двум картам (управление через правую карту);
• съем координат, переход на координаты;
• копировать URL текущей конфигурации карт;
• производить поиск и переход на населенный пункт;
• изменять текущую карту слева и справа через: изображения гербов; меню в верхнем правом углу карт; меню карт периода Великой Отечественной войны; кнопку планов городов; режим дополнительных карт;
• производить локальное согласования двух карт: «сброс»; установка ориентира на правой в перекрестие, «современная»; установка ориентира на левой в перекрестие, «архивная»; «отклонение»;
• добавление на карте карты KML формата: указываем URL размещения карты, «Импорт»; «сброс», указываем URL размещения карты, «Импорт»; «сброс», выбор карты из списка, «Импорт».
7ввпи1 !)]Е1\ста августа (ft августа
Рис. 4. Серия герменских карт (август 1942г., освобождение Зубцова)
Через базовую страницу пользователю кроме топографических межевых карт съемки А.И. Менде и военно-топографических карт доступны: • карты ряда уездов (Старицкий, Зубцовский);
• уездный план генерального межевания Семеновского уезда;
• аэрофотоснимки периода Великой Отечественной войны;
• десятиверстная карта И.А. Стрельбицкого и другие.
В частности. для «Автоматизированного электронного списка населенных мест» (в форме электронной таблицы Excel) на территорию Тверской области (Тверская губерния и уезды сопредельных, значительные территории которых входят в состав Тверской области: Торопецкий, Бельский, Холмский, Клинский) реализован автоматизированный переход от населенного места к вызову через интернет фрагмента архивной и современной карты его местоположения.
Апробация ресурса при выполнении конкретных исследований подтвердила уникальность (по информационной насыщенности, качеству исполнения) карты Тверской губернии в сравнении с картами других губерний.
В настоящее время ресурсом наиболее активно пользуются в: России (Москва, Тверь, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский край), Украине, Белоруссии, США, странах Прибалтики.
Структура ресурса является открытой и допускает адаптацию для сторонних сайтов, учебных заведений, библиотек, архивов.
Созданный информационный ресурс может использоваться при подготовке курсовых и дипломных работ студентами, учащимися школ при изучении краеведения, истории, географии, информатики, а также в широком смысле для историко-патриотического просвещения.
С использованием Интернет-ресурсов в 2014-2015 гг. на основании решения XI Торопецкой Свято-Тихоновской международной конференции «Пастырь добрый» был организован и проведен Конкурс "ИТ и архивные карты в краеведческих, географических и исторических исследованиях» [4]. Организаторами Конкурса выступили:
• кафедра физической географии и экологии факультета географии и геоэкологии Тверского государственного университета;
• тверской клуб краеведов (руководитель Галочкин В.А.);
• исследовательское общество «МИР» г Торопец ( Гапонова С.И.);
• МОУ СОШ №34 г. Твери (директор Панкова В.П.).
В рамках проведения конкурса начаты работы по созданию интерактивной карты храмовых сооружений Торопецкого района. Создание данной карты требовало умений:
• владения определёнными интерактивными технологиями для того, чтобы создать картографическую основу;
• сбора соответствующей информации к храмам в рамках исследовательских работ. Исходный каталог храмовых сооружений был предоставлен председателем Тверского
клуба краеведов Галочкиным В. А.
В рамках проведения конференции «Пастырь добрый» и на подготовительном этапе конкурса было дано несколько практических занятий для педагогов и учащихся по технологиям и использования архивных материалов в исследованиях.
Консультирование участников Конкурса по использованию информационных технологий и архивных картографических материалов выполняли:
• старший преподаватель кафедра физической географии и экологии факультета географии и геоэкологии ТвГУ исполнительный директор ОО «Верто» Лазарев О.Е.;
• кандидат технических наук, старший научный сотрудник, инженер-геодезист ООО «Верто» Щекотилов В.Г. [15];
• преподаватель Торопецкого коллелжа Гапонова С.И.
На Конкурсе были представлены работы, освещающие как материальное, так и духовное наследие Торопецкого района и других районов области, а так же города Тверь. Исследовательские работы были распределены по следующим номинациям:
• Туризм: православные объекты, памятники архитектуры, военно-исторические места, маршруты.
• Персоналии: исторические судьбы священнослужителей, исторические судьбы тверичей, земляки в ВОВ.
• История войн.
• Родословные.
• Реликвии.
• Народные промыслы, фольклор.
• Свободная тема.
Для большинства исследовательских работ архивные карты являлись необходимым компонентом для всестороннего научного описания исследуемого вопроса, а интерактивные технологии — средством для его достойного выражения.
На всех этапах Конкурса школьники и студенты демонстрировали различную степень владения выше указанными компетенциями, но следует отметить, что уровень владения этими компетенциями от этапа к этапу повышался.
В процессе работы между учащимися городских и сельских школ, студентами колледжей Тверской области, а так же студентами высших учебных заведений, их руководителями, краеведами области возникло единое образовательное пространство, позволяющее свободно обмениваться доступной информацией, своими идеями, наработками. Такой подход позволил сменить репродуктивную модель образования на творческую, личностно-ориентированную; сместить цель образования на развитие личности, ее творческих сил и способностей; организовать воспитательную среду согласно новым ФГОС, когда информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, новейшие интерактивные программ, используя при этом проектно-исследовательские компетенции. [19].
открытие
участники
Буржикская. Ксения
;) Элис Аъина
д) П.юкошкая СОШ е) награжденные
Рис. 5. Фоторепортаж с очной части конкурса Результат такой деятельности в полной мере выявился на Научно-практической конференции, которая состоялась на базе Тверского государственного университета 29 апреля 2015 года.
На рис. 5. представлен фоторепортаж с очной части конкурса.
Выступающие в процессе презентации своих работ доказали высококвалифицированному
жюри, что как в материальном, так и в нематериальном аспекте сельский мир представляет собой сокровищницу культурного, природного и ландшафтного наследия.
Обратимся прежде именно к работам, посвящённым нематериальному наследию, ведь именно оно является основополагающим и включает в себя:
•методы и навыки, позволяющие формировать культурные ландшафты, развивать производство, создавать архитектурные объекты, развивать производство; •индивидуальную составляющую отдельных личностей;
•местные диалекты, музыкальное и устное творчество, которые происходят из не писаных традиций. Эти выразительные средства — свидетельства особого влияния общества на его территорию и, в более общем виде, специфические проявления их взаимного сосуществования. К ним относятся устные сказания и легенды, повествующие о людях и местах, которые играют важную роль в истории данной местности, а так же названия мест (топонимы), которые могут отражать виды использования или представления;
•виды и способы организации социальной жизни или особые формы социальной организации, такие как традиции и праздники.
Все эти элементы представляют живое наследие [2] .
Яркими примерами, иллюстрирующими активную роль представителей молодого поколения, в сохранении этого наследия, явились исследовательские работы, занявшие на НПК призовые места:
•История Троицкого храма деревни Озерец Торопецкого района, авторы: Буржинская Ксения, Симогин Игорь, ООШ Кудрявцевская.
•Святительский путь Патриарха Тихона, авторы: Морару Михаил, Киреев Антон; гим-я имени Патриарха Тихона, город Торопец.
• Развитие народных промыслов на территории Торопецкого района, автор Альбрехт Наталья, ГБПОУ «Торопецкий колледж».
• Картографирование элементов традиционной культуры Тверского края, автор Дмитриева Анастасия, филологический факультет ТвГУ
Одним из направлений краеведческой работы с использованием ИКТ является организация туристических маршрутов. Оптимальным вариантом с точки зрения развития молодого поколения в рамках этого направления является совмещение туристической деятельности студентов с исследовательской. В разработке этой темы актуальна работа с архивами и библиотеками:
• Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/,
• Российская национальная библиотека; •краеведение http://www.nlr.ru/res/inv/kray/;
• Президентская библиотека http://www.prlib.ru/Pages/default.aspx;
•Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького http://www.tverlib.ru/.
С этой точки зрения интерес представляют работы:
• Проект автопробега « Маршрут памяти» Торопец-Шейно, авторы Зам.зав. ОКАМсИТ Деркачёва С. В., преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж» Гапонова С. И.
• Православные храмы центральной части города Торопца, автор — Илларионова Антонина ГБПОУ «Торопецкий колледж».
Отдельный пласт представляют собой работы военно-патриотической направленности. Выделить можно следующие:
•История одного медальона, автор Антипенкова Мария, ТвГТУ.
•Мои родные во время Великой Отечественной войны, автор Элис Алина, Плоскошкая
СОШ.
При написании работ связанных с военной тематикой также использовались ресурсы:
•«Подвиг народа»; http://podvignaroda.mil.ru/;
•ОБД «Мемориал», http://www.obd-memorial.ru/html/index.html;
•«Жить и помнить», http://www.zhitipomnit.ru/.
Работа в перечисленных направлениях будет продолжена в следующем 2015-2016 учебном
году.
Следует отметить достаточно широкую (для первого года проведения) аудиторию участников конкурса: 38 работ; представлены 4 вуза, 6 сузов, 6 СОШ и 2 индивидуальных работы.
Основной массив работ представлен из Тверской области: Тверь, Ржев, Красный Холм. Торопецкий район представляют Торопец, Пожня, Плоскошь, Захоломье. Также представлены: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Псков.
Наличие новых по сравнению с традиционными работами краеведческой направленности компонент, связанных с использованием архивных карт и пространственно атрибутируемых данных, а также технологий географических информационных систем можно рассматривать как форму закрепления учащимися и студентами практических знаний и навыков в области современных информационных технологий и использования картографических материалов на стыке информатики, истории, филологии, генеалогии, этнографии и географии.
При проведении конкурса использовались информационные ресурсы, созданные при выполнении грантов: гранта РФФИ по теме «Разработка метода формирования единого информационного пространства архивных картографических произведений группы губерний с апробацией на одно- и двухверстных топографических межевых картах XIX века съемки А.И. Менде 8 губерний (Тверская, Рязанская, Тамбовская, Владимирская, Ярославская, Симбирская, Нижегородская, Пензенская)», №14-06-00282 а, а также гранта РФФИ и Правительства Тверской области № 14-06-97507 р_центр_а «Разработка метода комплексирования в информационных ресурсах архивных материалов XIX в. (карт, списков населенных мест, экономических примечаний, статистических сведений) на примере создания макета интернет-ресурса Тверской губернии и апробации его для задач изучения и оценки особенностей природопользования для XIX и начала XXI веков».
Литература
1. Вагин А. М. // [Электронный ресурс]. «История УрФО». Режим доступа: http://history.45f.ru/ , свободный. Яз. рус. Проверено 05.05.2015.
2. Европейское руководство по выявлению сельского наследия. Страсбург, 17 сентября 2003.13 СЕМАТ (2003).-С. 7.
3. Захарьян А. А. // [Электронный ресурс]. «Аэрофотосъемка Второй Мировой Войны». Режим доступа: http://warfly.ru/ , свободный. Яз. рус. Проверено 05.05.2015.
4. Конкурс "ИТ и архивные карты в краеведческих, географических и исторических исследованиях». // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tver-grant.ru/konkurs-it2020/, свободный. Яз. рус. Проверено 05.05.2015.
5. Тарасов С. А. О проекте. // [Электронный ресурс]. «Москва и Подмосковье на картах — старых и современных». Режим доступа: http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=150 , свободный. Яз. рус. Проверено 16.03.2012.
6. Чернякова И. А. Введение к интернет-ресурсу. // [Электронный ресурс]. ГИС «Генеральное межевание Олонецкой губернии». Режим доступа: http://maps.karelia.ru/mez/ , свободный. Яз. рус. Проверено 16.03.2012.
7. Щекотилов В.Г. Разработка информационной системы «Историческая, географическая и социально-экономическая параллель XIX-XXI вв. по архивной информации съемки А.И. Менде» на основе интернет-технологий // IV международ. конф. по историч. геогр. «Глобальные и региональные проблемы исторической географии», РГО, СпбГУ ЛГУ. СПб., 2011 г. С.244-247.
8. Щекотилов В.Г., Бугрова Н.И., Щекотилова М.В. Интернет — ресурс архивных карт XIX в. для популяризации историко-культурного наследия (на примере «межстоличного региона»). МНПК «Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность», филиал РГГУ Великий Новгород, 2011г.
9. Щекотилов В.Г. Архивные карты библиотек как электронный информационный ресурс в Интернете, VII НПК «Доступность электронных ресурсов библиотек, музеев, архивов как актуальная проблема развития информационного общества», С.Петербург, 2011, С.98-113.
10. Щекотилов В.Г. Межевой атлас Тверской губернии середины XIX века как уникальное историко-культурное наследие России. Тверская история и наука России: Каргинские чтения. -Тверь: Твер.гос.ун-т, 2011.-Вып.4, С.51-55.
11. Щекотилов В.Г. , Бугрова Н.И., Щекотилова М.В. Архивные карты России XIXв. как элемент краеведения и информатизации школьного географического образования. Москва, Всероссийский съезд учителей географии, МГУ РГО, Москва, 2011г., С. 384-387.
12. Щекотилов В.Г., Лазарев О.Е. Использование в информатике ГИС-технологий с применением общедоступных интернет-ресурсов с архивными и современными картами. МГУ, Всероссийский съезд учителей информатики, МГУ Москва, 2011г., С. 426-427.