Научная статья на тему 'Об использовании мелкозернистого песчаного бетона в строительстве сборных покрытий автомобильных дорог'

Об использовании мелкозернистого песчаного бетона в строительстве сборных покрытий автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕМЕНТНАЯ МАТРИЦА / НАПОЛНИТЕЛЬ / УДЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ОСАДКИ ПЛИТ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Краснов Анатолий Митрофанович

Изложены два принципа формования структуры высокопрочного песчаного бетона. Представлены расчетные усилия напряженно-деформированных дорожных плит покрытия лесовозных автомобильных дорог, обеспечивающие эксплуатационную долговечность конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Use of Fine-aggregate Sandy Concrete in Construction of Pre-cast Coating of Motor Roads

Two principles of forming structure of high-strength sandy concrete are provided. Rated forces of deformation road slabs for forest truck roads providing operational life of constructions are presented

Текст научной работы на тему «Об использовании мелкозернистого песчаного бетона в строительстве сборных покрытий автомобильных дорог»

УДК 625.815.5:691.54.001 А.М. Краснов

Краснов Анатолий Митрофанович родился в 1930 г., окончил в 1954 г. Ленин градский инженерно-строительный институт, кандидат технических наук, про фессор кафедры автомобильных дорог Марийского государственного техниче ского университета. Имеет 150 печатных работ по разработке технологий дорож но-строительных материалов.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕЛКОЗЕРНИСТОГО ПЕСЧАНОГО БЕТОНА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Изложены два принципа формования структуры высокопрочного песчаного бетона. Представлены расчетные усилия напряженно-деформированных дорожных плит покрытия лесовозных автомобильных дорог, обеспечивающие эксплуатационную долговечность конструкций.

Ключевые слова: цементная матрица, наполнитель, удельное давление, осадки плит.

Рост объемов перевозки пассажиров и грузов различными видами транспорта требует расширения сети автомобильных дорог как общего пользования, так и ведомственных. Дороги должны иметь высокий эксплуатационный уровень и долговечность. К таким дорогам относят сборные покрытия из цементно-бетонных плит, эксплуатация которых без ремонта более продолжительна по сравнению с нежесткими дорожными покрытиями. Их преимущества: круглогодичное производство плит, удлиненный сезонный срок строительства (что особенно важно для северных районов Российской Федерации) и ускоренный ввод в эксплуатацию. Эффективность работы дорожных плит может быть обеспечена применением не только щебня из высокопрочной горной породы, но и местных сырьевых материалов. Например, использование мелкодисперсного наполнителя позволит получить материал, не уступающий по свойствам тяжелым цементным бетонам, и снизить стоимость бетона.

В настоящее время широко обсуждают вопрос о возможности повышения качества мелкодисперсных строительных композитов на основе органических и минеральных вяжущих, что объясняется различной активностью дисперсных наполнителей и их разным химико-минералогическим составом [1-6, 10, 12].

Большое практическое значение имеет изучение физико-механических свойств композиционного материала (КМ) в зависимости от концентрации наполнителя в вяжущем. В создании прочной структуры такого материала следует рассматривать два технологических этапа.

Первый этап - снижение избыточной энергии в системе цементное зерно - вода - микронаполнитель и самопроизвольное объединение частиц дисперсной фазы в структурные агрегаты. Оно имеет место в том случае, когда сумма затрат различных видов энергии частиц (Ж), возникающих при самоорганизации вяжущего, может быть определена по формуле [9, 10]

Ж= Жв + Жк + Шб + Шп , (1)

где Жв - потенциальная энергия двух взаимодействующих частиц, получаемая интегрированием сил Ван-дер-Ваальса;

Жк - энергия взаимодействия двух двойных электрических слоев;

Жб - энергия борновского отталкивания (электронное отталкивание при сближении частиц);

Жп - энергия расклинивающего давления по Б.В. Дерягину.

Ко второму этапу относят внешнее механическое воздействие, при котором упорядочение частиц в КМ, по мнению ряда авторов [3, 10, 13, 14], может зависеть от параметра Грюнайзена (7). Уравнение этого параметра выведено на основании экспериментальных данных о коэффициенте теплового расширения, изотермическом модуле объемного расширения, объеме тела и теплоемкости при постоянном его объеме [14] и выражает изменение частоты нормальных колебаний кристаллической решетки в зависимости от изменения объема кристалла. В конечном виде параметр Грюнайзена выражают по уравнению

7 = (Ео - Е) / (ЬТЕо), (2)

где Е0 - модуль Юнга при 0 К;

Е - модуль Юнга в естественных условиях;

Ь - коэффициент линейного расширения;

Т - температура.

Поскольку переменные Р (давление) и Т (температура) эквивалентны [3], в уравнении (2) произведем замену параметра Т на Р. Тогда уравнение (2) примет вид

7 = (Ео - Е) / (РЕо). (3)

Эту формулу можно использовать для описания локального упорядочения фазовых частиц в КМ. Для рассмотрения эффекта этого процесса использована кластерная модель структуры [11], согласно которой твердые частицы упакованы в микрообласти структуры и окружены рыхлоупакован-ной цементной средой. В микроблоках действуют слабые межчастичные ван-дер-ваальсовые связи и сильные ангармонизмы взаимодействующих диполей частиц. Для диполей й1и й2 при воздействии Р энергия взаимодействия может быть описана уравнением [3]

Ж = -2^12^22 / (3Тк), (4)

где к - расстояние между частицами.

Заменив Т на Р, получим зависимость взаимодействия диполей и й2 от давления:

Ж = -2<^22 / (ЭРА). (5)

Зависимость удельного объема V от давления может быть записана в соответствии с уравнением [7]

V = vl(l + рдо, (6)

где в - коэффициент объемного расширения.

Так как объем и плотность обратно пропорциональны друг другу (Р1 / Р2 = V2 / VI), то можно записать Р1 = Р2(1 + РД(К Отсюда получаем зависимость

Р2 = Р1 / (1 + РДО. (7)

Формула (7) справедлива для твердых тел. В этом случае величину Р следует заменить на 3 а (где а - коэффициент линейного расширения), а Р -на среднюю плотность композиционного материала у. Тогда формулу (7) можно записать в виде

У2 = 71 / (1 + 3аД0. (8)

Для определения средней плотности высокопрочного мелкозернистого песчаного бетона (ВМПБ) 72 необходимо определить значение Дл Его находят из уравнения обжатого твердого тела в силу структурной неразличимости структурной плотности ВМПБ [8]:

^ = | + аС-Г0^5 (9)

где ^ - обобщенная сила обжатия, Н;

Е - модуль упругости, МПа; - площадь поперечного сечения стрежня, см2;

I - длина стрежня, см.

В дальнейшем будем считать для плотного стержня величины Е и а постоянными, а Т- Т0 = Дл Раскрывая скобки в формуле (9), получаем:

( 1 1 Л Р = ЕБ — — М

V А) 'о

(10)

где I / 10 - отношение, близкое к единице.

Сила отнесенная к площади означает удельное давление формования песчано-цементной смеси: ^ / 5 = Руд. Тогда формула (10) примет вид

Руд = -Еа Дл, (11)

следовательно,

Д = -Руд / (Еа). (12)

Подставляя А( в уравнение (8), получаем среднюю плотность песчаного бетона:

У 2=—Чр~- (13)

^ 6а

Е

По выражению (13) при известных у1, Руд, Е можно вычислить среднюю плотность высоконаполненной цементно-песчаной смеси во влажном состоянии, уплотненной под удельным давлением Руд = 0,0131 МПа. Это значение Руд было получено автором расчетным путем и подтверждено экспериментально :

2050 2050 _ ,3

у = уп =-=-~ 2432 кг/мд.

1 /2 3-0,131 1-0,1572

2,5 Е

Средняя плотность ВМПБ в воздушно-сухом состоянии у = 2332 кг/м3.

Из работы [3] известно, что увеличение удельного объема структурной единицы модели кластера нижнего масштабного уровня можно объяснить изменением среднего числа молекул в структурной единице за счет изменения расстояния между молекулами или между твердыми частицами наполнителя в более высоком масштабном уровне, вплоть до дискретных блоков (рис. 1, а). При продолжительном механическом воздействии (вибрации) первоначальные структуры могут быть нарушены и доведены до упорядоченной решетчатой структуры с расстоянием между частицами 2к0 (рис. 1, б). Использование разночастотной вибрации /= 47 Гц и/= 167 Гц) позволит уменьшить толщину двухслойной сферы цементной пленки менее чем на 1,4 мкм [2] (рис. 1 в, г). При этом повышается плотность матричной системы за счет проникновения граничных слоев матрицы смежных частиц кварцевого наполнителя, возрастает контакт частиц, физическая адсорбция и хемосорбция. Более плотная структура КМ вызывает увеличение поверхностного контакта, эффективную передачу внешнего усилия на все частицы

Рис. 1. Модели взаимодействия двух частиц наполнителя через граничные слои матрицы: а - в рыхлосвязном состоянии; б - прессованном; в - вибропрессованном; г - иоливибропрессованном; й0 - проницаемые оболочки сферы из цементной пленки; 8 - расстояние дальнодействия частиц наполнителя; с/ - диаметр частиц наполнителя; Б - диаметр частиц наполнителя со сферой из двух слоев;

- толщина адсорбционного слоя

Рис. 2. Влияние механического воздействия виброуплотнения цемент-но-песчаной смеси на структурную прочность мелкозернистого песчаного бетона с наполнителем при расходе цемента 306 кг/м3: 1 - уплотнение без пригрузки; 2 - с при-грузкой при Руд = 0,0036 МПа;

3 - то же при Руд = 0,0131 МПа;

4 - разночастотное виброуплотнение с Руд = 0,0131 МПа; с раздельным вводом наполнителя и цемента;

5 - то же при совместном вводе наполнителя и цемента при их помоле

при

удельной

поверхности

£уд = 450 м/кг

наполнителя при полном смачивании их цементной матрицей. Этим можно объяснить усиливающееся сопротивление КМ разрушению от внешней нагрузки и рост прочности материала при оптимальной объемной концентрации наполнителя в структуре песчаного бетона (рис. 2). Жесткий структурный каркас с наполнителем улучшает физико-механические свойства композита.

Увеличение содержания наполнителя в матрице вяжущего при малом расходе последнего (306 кг/м3) приводит к снижению прочностных свойств - разупрочнению структуры бетона. Это объясняется недостаточным содержанием связующего из цементного теста. Пленочная матрица перфорированно покрывает поверхность наполнителя с образованием пористого пространства в структуре композита. Уменьшается объем структурных связей между частицами наполнителя, наблюдается их неравномерное распределение по объему, что приводит к внутренним напряжениям и снижению прочности композита.

Спадающая ветвь прочностных значений сверх оптимальной концентрации наполнителя (рис. 2) наблюдается независимо от величины и способа уплотняющего воздействия цементно-песчаной смеси. Со снижением удельного давления на смесь оптимальная концентрация наполнителя в матрице вяжущего при одном и том же его расходе (306 кг/м3) уменьшается и при гравитационном формовании составляет 25 ... 30 % от объемной доли матрицы КМ. При разночастотном виброуплотнении смеси и Руд = 0,0131МПа концентрация наполнителя составила 80 %.

Использование в технологии получения мелкозернистого песчаного бетона таких факторов, как высокое наполнение цементной матрицы дисперсными частицами кварцевого песка и разночастотное виброуплотнение смеси при формовании оптимальной структуры мелкозернистого композита, улучшает физико-механические характеристики материала.

В индивидуальном производстве плит тяжелый цементный бетон на щебне можно заменить высоконаполненным мелкозернистым песчаным бетоном высокой прочности, особенно при строительстве колейных сборно-разборных лесовозных дорог в районах с суровыми климатическими условиями.

Предварительные исследования конструкций дорожных плит из этого материала показали, что под воздействием колесных нагрузок, приложенных к углу и вдоль крайних зон плит колесопровода автопоезда МАЗ-509А+ГКБ-9383, равных для автомобиля-тягача Р1 = 32,5 и Р2 = 89,18 кН и прицепа-роспуска Р4 = Р5 = 61,75 кН при использовании коэффициентов динамичности А'д = 1,3 и перегрузки /\"||ср = 1,4, плиты размером 3,0 х 1,5 х 0,16 м выдерживают расчетные напряжения от отрицательных моментов Mv = -88,8 кНм с увеличением армирования сечения плит до 1,1% при конструктивном армировании 0,1 %.

Геометрические размеры плит (3,0 х 1,5 х 0,16 ... 3,0 х 1,5 х 0,08 и 3,0 х 1,0 х 0,16м) оказывают влияние на расчетные значения изгибающих моментов, положительных и отрицательных осадок, армирование, давление плит на грунтовое основание. Чем меньше толщина плиты и ее ширина, тем выше отрицательные осадки (отрыв угла плит от грунтового основания) и все указанные выше расчетные значения.

При строительстве колейных лесовозных автомобильных дорог для исключения отрыва углов (5 ... 7 см) первых въездных плит колесопровода необходимо предусмотреть их закрепление в грунтовом основании.

В табл. 1 представлены расчетные значения показателей напряженно-деформированного состояния первых въездных плит левого и правого колесопровода колейного покрытия лесовозной автомобильной дороги в зависимости от толщины плит, имеющих размеры в плане

3,0 х 1,5 м.

Данные, полученные по программе «OL PLATE»: «Расчет железобетонных фундаментных плит на грунтовом основании» говорят о том, что прочность и армирование плит представленных размеров удовлетворяют требованиям, предъявляемым к строительству колейных покрытий лесовозных автомобильных дорог. В табл. 2 приведены основные расчетные характеристики напряженно-деформированных плит колейного покрытия в зависимости от воздействий колесных нагрузок автопоезда МАЗ-509А+ГКБ-9383 при Е0 = 31 - 103 МПа; расчетных нагрузках с первой

Таблица 2

Серия расчетной схемы (код) Размер плит, м Зона приложения нагрузки Р2 Среднее давление плиты на грунтовое основание, кПа Средний расход арматуры на 1 км колейного покрытия, т Расход бетона на 1 км колейного покрытия, м3 Площадь покрытия из плит, м2

KR-1 3,0 х1,5х0,16 Посередине 132 16,11 477,8 3000

KR-2 3,0 х1,5х0,16 В продоль- 138 16,83 477,8 3000

ном торце

по- середи-

не

KR-4 3,0 х1,5х0,16 То же 134 16,28 477,8 3000

KR-5 3,0 х1,5х0,16 В углу пли- 133 16,33 477,8 3000

SKP-11 3,0 х1,5х0,14 ты То же 128 13,78 422,3 3000

SP-11 3,0 х1,5х0,10 » 130 10,72 300,0 3000

SP-12 3,0 1,5х0,08 » 133 9,4 239,0 3000

входной плиты Р4,5 = 61,75 кН; Р2 = 89,18 кН; Pi = 32,5 кН. Эти данные позволяют констатировать возможность использования мелкозернистого песчаного бетона высокой прочности в строительстве сборных покрытий автомобильных дорог.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобрышев А.Н. и др. Эффект усиления свойств в дисперсно-наполненных композитах /А.Н. Бобрышев, В.И. Калашников, Д.В. Квасов и др. // Строительство и архитектура. - 1996. - № 2. - С. 48-52. (Изв. высш. учеб. заведений).

2. Бобрышев А.Н. и др. Синергетика композиционных материалов /А.Н. Бобрышев, В.Н. Козомазов, Л.О. Бабин, В.И. Соломатов // Липецк: НПО «Ориус», 1994. - 153 с.

3. Бредихин В.В. Параметр Грюнайзена и локальный порядок в композиционных материалах // Строительство и архитектура. - 1997. - № 1-2. - С. 32-36. -(Изв. высш. учеб. заведений).

4. Каримов И.Ш. Тонкодисперсные минеральные наполнители в составах цементных композиций: Дис... канд. техн. наук. - СПб., 1996.

5. Краснов А.М. Влияние поливибрационного уплотнения и микронаполнителя песчаной бетонной смеси на физико-механические характеристики // Совершенствование автомобильных дорог и искусственных сооружений на Северо-Западе РСФСР: Межвуз. тематич. сб. тр. / ЛИСИ. - Л., 1987. - С. 28-134.

6. Краснов А.М. Поливибрационный высокопрочный песчаный бетон // Строительные и дорожные машины и их использование в современных условиях: Тез. докл. респ. НТК. - СПб., 1995. - С. 152-155.

7. КухлингХ. Справочник по физике: Пер. с нем. - М.: Мир, 1982. - 520 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Румер Ю.Б., Рывкин М.С. Термодинамика, статическая физика и кинематика. - М.: Наука. 1977. - 552 с.

9. Соломатов В.И., Бредихин В.В. Влияние полиструктурности цементного камня на эффективность термообработки бетона // Строительство. - 1995. - № 1. -С. 41-45. - (Изв. высш. учеб. заведений).

10. Соломатов В.И., Бредихин В.В. О силах взаимодействия в дисперсной системе // Строительство и архитектура. - 1996. - № 3. - С. 49-52. - (Изв. высш. учеб. заведений).

11. Соломатов, В.И., Тахиров М.К., Тахер Шах Мд. Интенсивная технология бетонов. - М.: Стройиздат, 1989. - С. 260.

12. Чернышев, Е.М., Дзяченко Е.Д. Силовые взаимодействия в структуре строительных композитов - фундаментальная проблема их материаловедения и технологии // Строительство и архитектура. - 1996. - № 3. - С. 43-48. - (Изв. высш. учеб. заведений).

13. Knopoff L., Shapiro J.N. Gruneisen parameter for liguids // Plys. Rev. B: Solid State. - 1970. - Vol. 1, N 10. - P. 3893-3895.

14. Shen M. Gruneuse function of semicrystalline polymers // Polimer Engng. Sei. - 1979. - Vol. 19, N 4. - P. 995-999.

Марийский государственный технический университет

Поступила 16.01.03

A.M. Krasnov

On Use of Fine-aggregate Sandy Concrete in Construction of Pre-cast Coating of Motor Roads

Two principles of forming structure of high-strength sandy concrete are provided. Rated forces of deformation road slabs for forest truck roads providing operational life of constructions are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.