9. Закончить предложение «Следствием вращения Земли вокруг Солнца является ...».
10. Закончить предложение «Следствием вращения Земли вокруг своей оси является ...».
11. Ближайшая планета к Солнцу -
A) Венера
Б) Меркурий
B) Земля
Г) Сатурн
12. Длина экватора Земли -
A) 20 тыс. км
Б) 40 тыс. км
B)53 тыс. км
Г)35 тыс. км
13. Укажите влияние Солнца на Землю.
Список литературы
1. Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля : учебник. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2018; Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля : атлас. 5-6 классы; Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля : тетрадь-тренажер. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2018.
2. Галеева Н. Л., Мельничук Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха каждого ученика на уроках географии : метод. пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам. М. : Изд-во «5 за знания», 2016. 126 с.
3. Дронов В. П., Савельева Л. Е. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
4. Русских Г. А. Моделирование урока в режиме реализации системно-деятельностного подхода /авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова 2017. 63 с.
В. В. Ламанов
Об интересе учащихся к астрономии (из опыта кружковой работы)
В статье изложен опыт работы астрономического кружка на базе средней образовательной школы г. Кирова и предложена рабочая программа, позволяющая оптимально проводить занятия с учащимися разного возраста, увлекать астрономическими наблюдениями, побуждать своими руками изготавливать простейшие астрономические приборы.
Ключевые слова: астрономические наблюдения, учащиеся, интерес, самодельные приборы, внеурочная деятельность.
Роль астрономии в системе общего среднего образования является одной из важных в формировании научного мировоззрения учащихся. Астрономические наблюдения порождают интерес к изучению окружающего мира, познанию его законов, прививают навыки изготовления простейших астрономических приборов из доступного материала, способствуют развитию внимания, аккуратности и других качеств.
Сегодня предмет «Астрономия» возвращается в школы. Хотя ещё недавно элементы астрономии в курсе физики 11-го класса учителями зачастую просто игнорировались. Основные проблемы этих процессов заключаются в недостаточном количестве часов, отводимых для изучения самой физики, и отсутствии специальной подготовки
самих учителей физики. Вот почему так актуальна деятельность внеурочных занятий в рамках астрономических кружков.
А проблема астрономических знаний острая. Уже сегодня, по опросам ВЦИОМ, треть опрошенных респондентов считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Причём среди опрошенных были выпускники московских вузов!
Основной задачей астрономического кружка как формы внеурочной деятельности является организация учебного процесса таким образом, чтобы могла удовлетворяться любознательность учащихся через самостоятельные и групповые астрономические наблюдения, моделирование приборов, проведение простых экспериментов и построение правильных выводов по итогам наблюдений.
Творческий подход, прогнозирование условий наблюдений и создание ситуации успеха задают положительную мотивацию и желание продолжать исследования, преодолевая трудности с помощью наставника - руководителя кружка.
Руководитель астрономического кружка В. В. Ламанов
Приёмы и результаты работы астрономического кружка
При организации деятельности мы руководствуемся следующими задачами:
- правильная ориентация учащихся в потоке информации, исключение лженаучных теорий и псевдофактов;
- развитие структурного восприятия Вселенной как чувственного познания природы, неразрывно связанное с мышлением, поскольку имеет мотивационную направленность и сопровождается эмоциональным откликом учащихся;
- выработка логики, критического мышления, внимания;
- формирование навыков работы с телескопом, угломерным инструментом;
- умение описывать небесные явления, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, разрабатывать проекты;
- ориентация при выборе будущей профессии, связанной с экспериментально-исследовательской деятельностью.
Для достижения результатов была разработана программа астрономического кружка
«Спектр», в которую включены планы разнообразных индивидуальных и групповых астрономических наблюдений и инструкций к экспериментам. А для вовлечения в проектно-исследователь-скую деятельность учащимся предлагаются некоторые темы, связанные с выдвижением гипо-
тез по пока ещё не решённым вопросам астрофизики.
Астрономический кружок «Спектр» существует с 2012 г. На сегодняшний день «Спектр» функционирует в средней школе № 42 города Кирова на базе кабинета физики. На первых этапах его создания, когда «Астрономия» как предмет не преподавалась, планировалось привлечь старшеклассников для расширения кругозора и дополнения знаний по предмету «Физика». Но с первых недель занятия в кружке стали появляться ребята из начальных классов.
Их, прежде всего, привлекло оформление кабинета, которое я, как будущий руководитель, организовал за летние каникулы. Сейчас у нас есть следующее оборудование для обеспечения работы кружка: 1. Телескоп-рефрактор и телескоп-рефлектор. 2. Спектроскоп. 3. Модель небесной сферы. 4. Звёздный глобус. 5. Глобус Луны. 6. Модель Солнечной системы. 7. Настенная карта звёздного неба. 8. Подвижная карта звёздного неба.
На наблюдении прохождения Меркурия по диску Солнца 9 мая 2016 г.
Для детей из начальной школы были приготовлены материалы для сборки простых конструкций и моделей по астрономии и физике, демонстрируются детские познавательные мультфильмы и видеоролики, а затем вместе с учителем идёт оживлённое обсуждение увиденного.
Ребята из 5-8-х классов с удовольствием изготовляют карты звездного неба с накладным кругом, экваториальные и горизонтальные солнечные часы, угломерные инструменты, телескопы-рефракторы из картонных тубусов и набора луп.
Старшеклассники занимаются проектной деятельностью, готовят презентации и выступают с докладами перед учащимися других классов, перед учителями на конференциях, принимают участие в интеллектуальных играх.
Но безусловно, самое главное место в жизни астрономического кружка занимают астрономические наблюдения на открытой площадке - стадионе школы, который частично экранирован от яркого
городского освещения зданием самой Похождение Венеры по диску Солнца
6 июня 2012 г.
школы и нежилыми строениями вокруг. Наблюдения планет, видимых невооружённым глазом, Луны и Солнца проводятся без особых проблем: в любой день при отсутствии облачности.
Астрономический кружок «Спектр» особо гордится наблюдением редких явлений: прохождения Венеры по диску Солнца 6 июня 2012 г., прохождения Меркурия по диску Солнца 9 мая 2016 г., полного затмения Луны 31 января 2018 г., Великого противостояния Марса 27 июля 2018 г. и частных фаз затмения Солнца 11 августа 2018 г. О нашем «Спектре» был снят видеосюжет для детской телепередачи «Бананас» Олегом Панамарёвым: https://vk.com/video-57843480_456239044. И мы продолжаем дальше копить опыт.
Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе и рассчитана на два года обучения (с 5-го по 6-й классы или с 7-го по 8-й классы; всего 68 часов за два года). Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия - 9-10 раз за учебный год. Кроме того, совершаем выходы на наблюдения в летний период.
Список литературы
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение, 2003.
2. Дагаев М. М. Наблюдения звёздного неба. М. : Наука, 1979.
3. Дорожкин Н. Я. Космос. М. : Изд-во Астрель, 2004.
4. Саган К. Космос. СПб. : Амфора, 2004.
5. Козлова Н. Д. Я иду на урок астрономии. М., 2001.
6. Левитан Е. П. Методика преподавания астрономии. М. : Просвещение, 1965.
7. Методика преподавания астрономии в школе / под ред. Л. Мордовцева. М.,
1973.
8. Новиков И. Д., Шишаков В. А. Самодельные астрономические инструменты и наблюдения с ними. М. : Наука, 1965.
9. Перевозчиков Д. В. Изучение физики и астрономии: практические работы, примеры, задачи. Киров : Изд-во ВятГУ, 2017.
10. Перельман Я. И. Занимательная астрономия. М. : Изд-во АСТ, 2017.
11. Попов П. И. Общедоступная практическая астрономия. М. : Наука, 1958.
12. Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии. М. : Просвещения, 1989.
13. Шимбалёв А. А. Атлас звёздного неба. М. : Изд-во АСТ, 2003.
В. В. Масютин
В поисках вятских ящеров (палеонтологическая экспедиция школьников)
В статье раскрывается содержание и методика подготовки и проведения палеонтологической экспедиции школьников в район Котельничского местонахождения парейазавров -древних рептилий пермского периода.
Ключевые слова: местонахождение парейазавров, древние рептилии, палеонтология, опыт туристической деятельности, раскопки.
В Котельничском районе Кировской области есть то, чего нет нигде в мире, -уникальное местонахождение парейазавров, древних рептилий пермского периода. Фауна, которой 260 миллионов лет, очень хорошо сохранилась. Ежегодно увеличивается количество желающих посетить этот памятник природы, что в перспективе способствует развитию туризма в регионе, поэтому необходимо прорабатывать возможность