Список литературы
1. Ингенкамп К. Х. Педагогическая диагностика: пер. с нем. М. : Педагогика, 1991.
240 с.
2. Пармузин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. М. : Просвещение, 1994. 367 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е. С. Савинов). М. : Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
4. Русских Г. А. Моделирование урока в режиме реализации системно-деятельностного подхода // Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова, 2017.
5. Русских Г. А. Методика оценки достижения планируемых результатов // Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова, 2017.
6. Русских Г. А. Подготовка учителя у проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М. : Ладога-100, 2002. 298 с.
7. Чудеса природы/ред. группа: Я. Мартынова, Л. Садовская, Т. Евсеева. М. : Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2009. 184 с. : ил. (Самые красивые и знаменитые).
8. https://ru.wikipedia.org/
9. http:// stepnoy-sledopyt.narod.ru/geology
С. А. Жвакина
Изучение темы «Земля - планета Солнечной системы» на основе музейной педагогики
В статье предлагается конспект урока в пятом классе по теме «Земля - планета Солнечной системы». Урок построен в форме ролевой игры «Путешествие космонавтов», в которой принимают участие две команды. Первая - космонавты космического корабля; вторая - космонавты орбитальной станции.
Ключевые слова: ролевая игра; экскурсия в музей; задания для самостоятельной работы; бортовой журнал; Солнечная система; планета Земля.
Методика подготовки и проведения учебного занятия использует образовательное пространство «Школа - музей - школа», которое включает три этапа. Организация самостоятельной работы школьников на каждом этапе позволяет учителю эффективно использовать ресурсы музея и школы.
На первом этапе в школе осуществляется подготовка школьников к выполнению самостоятельной работы в музее. На уроках географии изучается тема «Земля -планета Солнечной системы», перед экскурсией в музей дети знакомятся с правилами поведения в виртуальном пространстве музея, учатся кодировать учебную информацию.
На втором этапе проводится музейный урок в «Детском космическом центре». Школьники выполняют задания для самостоятельной работы: познакомиться с работой космонавтов на борту орбитальной станции, изучить особенности строения Солнечной системы, используя информацию экскурсовода и собственные наблюдения в процессе виртуального исследования. Результаты наблюдения оформить в бортовом журнале в виде таблицы для использования на обобщающем уроке по теме «Земля -планета Солнечной системы».
На третьем этапе в школе проводится урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Земля - планета Солнечной системы». На уроке в форме ролевой игры «Путешествие космонавтов» принимают участие две команды. Первая - космонавты космического корабля; вторая - космонавты орбитальной станции.
Игровая форма занятий стимулирует обучающихся к активной творческой деятельности на уроке. Для игровой формы урока характерны чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты. В нашем случае планируемые результаты обучения (цели по содержанию) отражают требования примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Учебная игра, как правило, используется для решения комплексных педагогических задач в ходе усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей обучающихся; поэтому является эффективным приёмом на уроке обобщения и систематизации знаний и умений. Существенным признаком нашего урока является ролевая игра, в ходе которой используются приёмы музейной педагогики.
Конспект урока
Дидактическое обоснование урока
1. Тема «Земля - планета Солнечной системы» (5-й класс)
2. Дидактическая цель - создать условия для обобщения и систематизации знаний средствами технологии музейной педагогики (прием - ролевая игра с использованием виртуального музейного экспоната) и ИКТ.
3. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
4. Планируемые результаты обучения (цели по содержанию):
4.1. Предметные:
Знать понятия: Солнечная система, планеты, звезды, астероиды, метеорные тела, кометы, спутники планет, парниковый эффект, тропики, полярные круги.
Осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам, понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле.
Уметь: определять поясное время, характеризовать Солнечную систему, систему «Земля - Луна».
4.2. Метапредметные:
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать схемы для решения познавательных задач (опорный конспект), давать определение понятиям;
коммуникативные: уметь организовывать собственную деятельность и сотрудничать с партнером; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы; оформлять решение в устной и письменной форме; оценивать результаты своей учебной деятельности; осуществлять рефлексию;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; планировать пути достижения цели; прогнозировать результаты своей деятельности на уроке; самостоятельно контролировать свое время и управлять им, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.
4.3. Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; устойчивый познавательный интерес, осмысливать личностную ценность знаний о Солнечной системе.
5. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
7. Средства обучения: учебник Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля 5-6 классы. М. : Просвещение, 2018; Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы; Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы.
М. : Просвещение, 2018; презентация по содержанию урока, дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся, виртуальный музейный экспонат «Космическая станция».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует класс и предлагает проверить готовность рабочего места к самостоятельной познавательной деятельности на уроке. Поясняет, что по ходу урока, совершая космическое путешествие, будут работать 2 группы космонавтов. Одна группа космонавтов будет работать на орбитальной станции, а другая - будет изучать Солнечную систему, пролетая на космическом корабле.
II. Целеполагание и мотивация
Демонстрирует слайды с целью определения темы урока.
Мы с вами посетили «Детский космический центр», побывали в интерактивном зале «Виртуальная космонавтика», где можно ощутить себя космонавтом, живущим и работающим на МКС, познакомились с внутренним устройством орбитальной станции, изучили космические приборы, на тренажере «Союз ТМА», виртуальном космическом корабле, отработали самый сложный и ответственный этап космического полёта -стыковку космического корабля с космической станцией.
Давайте попробуем определить виртуальный музейный экспонат, который поможет нам изучить новый учебный материал
Отгадайте загадку: «Этот космический аппарат предназначен для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений».
Виртуальным музейным экспонатом будет космическая станция.
Я приглашаю вас в путешествие по Солнечной системе. Сегодня мы с вами космонавты. Учитель предлагает ответить на вопрос: с какой целью люди летают в космос? Давайте в корзину, которая называется «Корзина идей», сложим свои идеи. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют тему и цель урока.
III. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
Учитель проводит фронтальную беседу.
Вопросы фронтальной беседы:
- Что такое космос?
- Как называется наука, которая занимается изучением Вселенной?
- Что вы знаете об исследовании космического пространства?
Изучается Солнечная система давно. Давайте вспомним имена древнегреческих ученых, которые изучали Солнечную систему.
- Посмотрите на портреты ученых (слайды). Назовите их имена и объясните, в чём вклад каждого из них.
1. Демонстрирует портрет Аристотеля (доказал шарообразность Земли).
2. Демонстрирует портрет Эратосфена (рассчитал размеры Земли).
3. Демонстрирует портрет Пифагора (высказал предположение о шарообразности Земли).
Поясняет, что изучение космоса продолжили выдающиеся ученые ХХ века. Предлагает назвать их имена и объяснить вклад этих ученых в развитие науки.
1. Демонстрирует портрет К. Э. Циолковского (выдающийся российский ученый, основоположник современной космонавтики).
2. Демонстрирует портрет С. П. Королева (советский ученый и конструктор, основоположник практической космонавтики).
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Земля - планета Солнечной системы»
Мы с вами отправляемся в путешествие по Солнечной системе с помощью космического корабля и орбитальной космической станции.
Обратите внимание, что называется космическая станция орбитальной. Да, она летает по орбите. Для изучения строения всей Солнечной системы нам нужен и космический корабль, который стыкуется с космической станцией и может использоваться для изучения космических объектов. Напоминаю, что одна группа «космонавтов» будет работать на орбитальной станции, а другая - будет изучать Солнечную систему, пролетая на космическом корабле. По ходу выполнения заданий заполняют опорный конспект «Бортовой журнал космонавта».
По ходу обобщения и систематизация знаний и умений учитель предлагает систему заданий с целью организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Задание № 1 (для группы космонавтов, работающих на орбитальной станции) Дать определение следующих понятий: Галактика, Солнечная система, планеты, спутники планет, звезды, Солнце, Луна, астероиды, метеорные тела, кометы, - используя свой опыт изучения темы. Задание выполняется устно в парах сменного состава. Для подготовки ответа используются карточки с названием понятия. Определение каждого понятия заслушивается в классе в ходе фронтальной работы.
Задание № 2 (для группы космонавтов, работающих на космическом корабле) Вам необходимо пролететь вокруг Солнца на космическом корабле и подписать на схеме планеты Солнечной системы (учитель предлагает на слайде схему «Солнечная система»)
Работа выполняется в парах, оформляется в ботовом журнале, результаты работы заслушиваются в классе (по ходу отчета космонавтов все ученики класса оформляют бортовой журнал).
Мы продолжаем наше космическое путешествие.
Задание № 3 (для группы космонавтов, работающих на орбитальной станции) Составить свой галактический адрес, используя типовой план и опыт работы по изучению темы урока. Работа выполняется индивидуально, результаты заслушиваются в ходе фронтальной беседы и оформляются в бортовом журнале.
Галактика -_
Система -_
Планета-_
Материк -_
Страна -_
Город_, дер._, ул._
Задание № 4 (для группы космонавтов, работающих на космическом корабле) Подготовить краткий рассказ о планетах Солнечной системы, используя таблицу «Планеты Солнечной системы» и текст с пропущенными фразами. Работа выполняется в парах, оформляется в бортовом журнале. Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы. По ходу беседы каждый ученик заполняет свой бортовой журнал. (Учитель предлагает на слайде таблицу «Планеты Солнечной системы», которая состоит из шести граф: 1) название планет; 2) расстояние от Солнца; 3) спутники планеты; 4) скорость вращения вокруг своей оси; 5) скорость вращения вокруг Солнца; 6) особенности.)
Текст с пропущенными фразами:
Планета Земля, расположена на_орбите от Солнца. На нашей планете есть
_. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является_, а самой
маленькой_. Самой быстрой планетой является_, а самой медленной _.
Вариант ответ учащихся.
Планета Земля, расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой - Меркурий. Самой быстрой планетой является Юпитер, а самой медленной - Венера.
Далее учитель напоминает, что пятиклассники выполняли опережающее домашнее задание, используя содержание информации экскурсовода и электронного приложения к учебнику. Результаты этой работы необходимы для беседы обобщающего характера
Вопросы беседы:
1) Какие общие признаки характерны для всех планет?
2) Каковы главные отличительные особенности каждой из планет Солнечной системы?
Наше путешествие продолжается.
Задание № 5 (для группы космонавтов, работающих на орбитальной станции)
Рассмотрим особенности осевого и орбитального движения Земли.
Расшифровать информацию «космическое письмо», используя шифр, подготовить рассказ о планете Земля. Работа выполняется в группах, результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.
Зашифрованная информация: форма - геоид; ось; экваториальный радиус -6378 км; полярный радиус - 6357 км; площадь поверхности Земли - 510 млн кв. км; орбита; сутки - 24 часа; год - 365 дней 6 часов 9 минут 9 секунд.
Вариант ответа
Форма нашей планеты близка к шарообразной.
В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т. е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме геоидом. Наша планета, имея такие размеры и такую массу, обладает силой притяжения.
Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с. Полный оборот Земля совершает за год, т. е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками.
Задание № 6 (для группы космонавтов, работающих на космическом корабле)
Представьте себе, что вы облетели по орбите вокруг Солнца. Подготовить монологичный ответ по теме «Орбитальное и осевое движение Земли», используя 2 схемы. Задание выполняются устно, в парах сменного состава. Результаты работы обсуждаются фронтально.
Схема 1. Орбитальное вращение Земли
Схема 2. Осевое вращение Земли
Космическое путешествие закончено космонавты возвращаются на Землю. Но! Продолжается изучение планеты Земля. Первая группа изучает полярные круги, тропики, пояса освещенности. Вторая группа изучает поясное время.
Задание № 7 (для первой группы). Изучая планету Земля, вы узнали много нового и интересного. Эти знания нам нужны для следующей работы. Подписать точки, линии и области, указанные цифрами на схеме (см. задание № 8 в тетради-тренажере (часть 1), с. 43). Дать определение этих понятий. Работа выполняется в тетради-тренажере, обсуждается фронтально, по ходу обсуждения информацию записывают все ученики.
Вариант ответа
Полярные круги - условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся
сутки.
Тропики - условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените.
Экватор - условная линия длиной 40076 км, разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное.
Полюс - условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.
Величина 23,5 градуса соответствует углу наклона земной оси, что соответствует широтам тропиков.
Угол наклона земной оси к плоскости вращения по орбите соответствует широтам полярных кругов - 66,5 градусов.
Задание № 8 (для второй группы)
На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него -нулевой, а у меня - второй. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время, и разница между моим городом и Лондоном составляет 2 часа. Поэтому мне приходится раньше его на 2 часа вставать и идти в школу.
Давайте выполним следующее задание:
Определить поясное время в указанных городах, если в Лондоне в это время полдень (12:00) (см. тетрадь-тренажер, ч. 1, с. 38). Для выполнения задания используется карта «Часовые пояса». Работа выполняется письменно в тетради-тренажере, результаты работы обсуждаются фронтально. По ходу обсуждения информацию записывают все ученики в тетради-тренажере.
В завершении работы предлагается вопрос: Какой вывод можно сделать, анализируя свои записи?
V. Оценка результатов деятельности. Проверка усвоения знаний и умений
Задание № 9
Учитель предлагает проверочную работу по теме «Земля - планета Солнечной системы» (см. приложение Опорный конспект «Бортовой журнала космонавта», задание № 6).
VI. Подведение итогов урока, рефлексия
Задание № 10
Составить синквейн с существительными: «космос», «космическая станция», «Солнечная система» (по выбору обучающихся).
Общий вывод по уроку: Земля - планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т. д.). Постичь законы на Земле - это попытка познать тайны всей Вселенной, и помог нам в этом виртуальный музейный экспонат «космическая станция».
VII. Домашнее задание
Подготовить рисунок для музейной выставки в классе на тему «Мои открытия в Солнечной системе».
Приложение
Опорный конспект «Бортовой журнала космонавта».
Опережающее домашнее задание (работа с музейными экспонатами и информацией экскурсовода «Детского космического центра»)
Заполнить таблицу «Особенности природы планет Солнечной системы», используя информацию экскурсовода, видеосюжеты «Детского космического центра» и электронное приложение к учебнику.
Планеты Отличительные особенности
Задание № 1. Планеты Солнечной системы.
Подписать на «космической» схеме планеты Солнечной системы.
Задание № 2. Галактический адрес. 1. Сконструируйте (составьте) галактический адрес:
Галактика -_
Система -_
Планета-_
Материк -_
Страна -_
Город_, дер._, ул._
Задание № 3. Особенности планет Солнечной системы. Дополнить текст:
Планета Земля, расположена на_орбите от Солнца. На нашей планете есть
_. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является_, а самой
маленькой _. Самой быстрой планетой является_, а самой
медленной _.
Задание № 4. Полярные круги, тропики, пояса освещенности. Работа с тренажером.
Выполнить задание в тренажере, № 8, с. 43. Задание № 5. Работа с картой «Часовые пояса». Выполнить задания в тренажере, № 1, 2, с. 38.
Задание № 6. Проверочная работа по теме «Земля - планета Солнечной системы».
1. Земная ось сохраняет постоянное направление на Полярную звезду и наклонена к плоскости орбиты под углом
А) 0° Б) 23,5° в) 66,5° Г) 90°
2. 22 июня называют днем ..., в этот день продолжительность дня в Северном полушарии ..., чем продолжительность ночи.
А) равноденствия, меньше Б) солнцестояния, больше
3. Последовательность смены поясов освещенности при движении от экватора к полюсу:
A) умеренный, тропический, полярный Б) тропический, умеренный, полярный
B) полярный, умеренный, тропический
4. Земля сплюснута у полюсов вследствие
A) суточного вращения
Б) движения по околосолнечной орбите
B) Влияния Луны и Солнца
5. Добавьте название «Направление на север показывает звезда ...».
6. В каком направлении Земля вращается вокруг Солнца? А) с запада на восток В) с севера на юг
Б) с востока на запад Г) с юга на север
7. Время, за которое Земля делает оборот вокруг своей оси: А) час Б) сутки В) месяц Г) год
8. Какую форму имеет Земля?
А) плоскую В) выпуклую Б) круглую Г) шарообразную
9. Закончить предложение «Следствием вращения Земли вокруг Солнца является ...».
10. Закончить предложение «Следствием вращения Земли вокруг своей оси является ...».
11. Ближайшая планета к Солнцу -
A) Венера
Б) Меркурий
B) Земля
Г) Сатурн
12. Длина экватора Земли -
A) 20 тыс. км
Б) 40 тыс. км
B)53 тыс. км
Г)35 тыс. км
13. Укажите влияние Солнца на Землю.
Список литературы
1. Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля : учебник. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2018; Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля : атлас. 5-6 классы; Лобжа-нидзе А. А. География. Планета Земля : тетрадь-тренажер. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2018.
2. Галеева Н. Л., Мельничук Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха каждого ученика на уроках географии : метод. пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам. М. : Изд-во «5 за знания», 2016. 126 с.
3. Дронов В. П., Савельева Л. Е. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
4. Русских Г. А. Моделирование урока в режиме реализации системно-деятельностного подхода /авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова 2017. 63 с.
В. В. Ламанов
Об интересе учащихся к астрономии (из опыта кружковой работы)
В статье изложен опыт работы астрономического кружка на базе средней образовательной школы г. Кирова и предложена рабочая программа, позволяющая оптимально проводить занятия с учащимися разного возраста, увлекать астрономическими наблюдениями, побуждать своими руками изготавливать простейшие астрономические приборы.
Ключевые слова: астрономические наблюдения, учащиеся, интерес, самодельные приборы, внеурочная деятельность.
Роль астрономии в системе общего среднего образования является одной из важных в формировании научного мировоззрения учащихся. Астрономические наблюдения порождают интерес к изучению окружающего мира, познанию его законов, прививают навыки изготовления простейших астрономических приборов из доступного материала, способствуют развитию внимания, аккуратности и других качеств.
Сегодня предмет «Астрономия» возвращается в школы. Хотя ещё недавно элементы астрономии в курсе физики 11-го класса учителями зачастую просто игнорировались. Основные проблемы этих процессов заключаются в недостаточном количестве часов, отводимых для изучения самой физики, и отсутствии специальной подготовки