Научная статья на тему 'Особенности диагностики уровня обученности школьников на примере урока "пустыни и полупустыни мира"'

Особенности диагностики уровня обученности школьников на примере урока "пустыни и полупустыни мира" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ / ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / УЗНАВАНИЕ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ УМЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ УМЕНИЕ / ПОШАГОВАЯ ПРОГРАММА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грухина О.Е.

В статье раскрываются особенности урока географии, педагогическая цель которого определить уровень обученности школьников по методике профессора П. И. Третьякова. Рассматриваются отличительные черты педагогической и психологической процедуры диагностики. Структура урока-диагностики включает пять блоков. Каждый блок состоит из двух частей: подготовки школьников к выполнению задания для самостоятельной работы и систематизации и обобщения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грухина О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики уровня обученности школьников на примере урока "пустыни и полупустыни мира"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

О. Е. Грухина

Особенности диагностики уровня обученности школьников на примере урока «Пустыни и полупустыни мира»

В статье раскрываются особенности урока географии, педагогическая цель которого -определить уровень обученности школьников по методике профессора П. И. Третьякова. Рассматриваются отличительные черты педагогической и психологической процедуры диагностики. Структура урока-диагностики включает пять блоков. Каждый блок состоит из двух частей: подготовки школьников к выполнению задания для самостоятельной работы и систематизации и обобщения учебного материала.

Ключевые слова: педагогическая диагностика; уровень обученности; обобщения и систематизация; узнавание; воспроизведение; понимание; репродуктивное умение; творческое умение; пошаговая программа достижения цели.

Рассмотрим особенности технологии «Диагностика определения уровня обученности». Проблема педагогической диагностики является одной из наиболее актуальных в практике работы учителя. Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности обучающегося. С помощью педагогической диагностики анализируется результативность учебного процесса, определяются достижения и проблемы как школьника, так и учителя. Уже в 90-е гг. XX в. учёные-педагоги «педагогическую диагностику» определяли как процедуру, которая обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества (Карл Ингенкамп).

Важно, что педагогическая диагностика, в отличие от психологической, изучает личность в педагогическом процессе, не нарушая расписания учебных занятий по предмету; педагог, выполняя процедуру диагностики, одновременно выступает и в роли диагноста, и в роли исполнителя своих рекомендаций. Как правило, диагностические процедуры осуществляются учителем на уроках обобщения и систематизации знаний и умений, поскольку именно этот тип урока позволяет в начале занятия подготовить школьников к диагностике, а в заключительной части урока - провести проверочную работу в режиме педагогической диагностики.

Для нашего урока обобщения и систематизации знаний мы выбрали известную учителям-практикам диагностику определения уровня обученности (по П. И. Третьякову). Эта методика позволяет в течение одного урока выявить уровень достижения планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ и определить основные проблемы в усвоении содержания учебных дисциплин.

Цель нашей статьи - раскрыть основы педагогической диагностики на примере конкретного урока по теме «Пустыни и полупустыни мира».

Отличительная черта нашего урока-диагностики - использование оригинальных приёмов музейной педагогики в процессе диагностики уровня обученности «воспроизведение» и на этапе выполнения домашнего задания по теме «Животный мир пустыни».

Диагностика определения уровня обученности школьников осуществляется в процессе выполнения обучающимися пяти заданий разного уровня обученности.

Первый уровень - «узнавание» - характеризуется тем, что обучающийся может отличить один объект от другого по наиболее существенным признакам (см. задания «Географическое положение объектов» и «Характеристика климата»).

Второй уровень - «воспроизведение» - характеризуется тем, что обучающийся может пересказать содержание географического текста, наизусть воспроизвести фактический материал (см. задания «Растительный и животный мир»).

Третий уровень - «понимание». На этом уровне обучающийся может устанавливать причинно-следственные связи событий, свободно определять причину, прогнозировать следствия (см. задания «Последствия стихии» и «Причины стихии»).

Четвертый уровень - «репродуктивные умения». Для этого уровня характерно владение обучающимся способами действия по алгоритму, типовому плану (см. задание «Характеристика объекта»).

Пятый уровень - «творческое умение» - предполагает, что обучающийся может использовать опыт творческой деятельности в нестандартных учебных ситуациях (см. задание «Почва и деятельность человека»).

По ходу урока школьники выполняют диагностические задания для самостоятельной работы в форме пошаговой программы достижения цели (ППДЦ). Эта программа позволяет каждому школьнику определить количество баллов, которое соответствует определённому уровню достижения планируемых результатов (см. приложение 9).

Тема урока «Пустыни и полупустыни мира»

Дидактическое обоснование урока

1. Дидактическая цель урока - способствовать систематизации и обобщению знаний по теме «Пустыни и полупустыни мира» средствами технологии музейной педагогики (приёмы: 1) музейное исследование в режиме выполнения домашнего задания; 2) работа в виртуальном музее «Редкие экспонаты»), технологии диагностики определения уровня обученности и ИКТ.

2. Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.

3. Планируемые результаты (цели по содержанию):

3.1. Предметные: знать понятия «пустыни, полупустыни, природная зона, опустынивание, такыр», закон широтной зональности; уметь использовать различные источники географической информации, характеризовать географические объекты по географическим картам разного содержания, определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты; оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях.

3.2. Метапредметные:

- познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, структурировать тексты, включая умения выделять главное; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея и Интернета;

- коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, координировать действия с партнёрами, работать в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром, адекватно использовать речь для решения различных коммуникативных задач, отвечать на вопросы;

- регулятивные: уметь ставить цель, планировать пути достижения, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия, контролировать своё время и управлять им.

3.3. Личностные: потребность в самовыражении и самореализации, готовность и способность к выполнению норм и требований в процессе учебной деятельности; позитивная самооценка; устойчивый познавательный интерес.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы ОПД: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: атлас (Сферы, 7-й класс); настенная карта «Природные зоны мира»; видеофрагмент из фильма «Дом» Ж. А. Бертрана о выращивании хлопка и экологической проблеме Аральского моря; авторские дидактические материалы: технологическая карта, развёрнутый конспект; ППДЦ (пошаговая программа достижения цели) - перечень заданий и шаблон для ответов (для ученика); ключ ответов (для учителя); экспозиция Зоологического музея города Кирова.

Ход урока

Оргмомент

Учитель приветствует учащихся, предлагает занять свои рабочие места, проверить их готовность к выполнению самостоятельной работы (лист ППДЦ - пошаговой программы достижения цели в режиме технологии «Диагностика определения уровня обученности» - см. приложение), система заданий для самостоятельной работы. Информирует, что для выполнения заданий каждому школьнику необходимы тематические карты атласа (СФЕРЫ, 7-й класс), настенная карта природных зон мира, презентационный и раздаточный материал, экспозиция, представленная в Зоологическом музее. ППДЦ заполняется на уроке и в музее при выполнении домашнего задания.

Целеполагание и мотивация

На данном этапе урока определяется цель учебного занятия (научиться отбирать и структурировать учебный материал в соответствии с логикой ППДЦ), используя разнообразные источники информации на уроке в классе и на экскурсии в музее. Школьники осознают важность систематизации и обобщения учебного материала по ходу выполнения заданий. Пошаговая программа предполагает 5 уровней. На каждом уровне проводится актуализация знаний с целью подготовки к выполнению заданий для самостоятельной работы, затем учитель предлагает задания и информацию для их выполнения.

Особый интерес у обучающихся вызывает проблемный вопрос, на который учитель предлагает ответить средствами голосования: путешествие в современном мире -это тяжёлый труд или приятный отдых? Школьники демонстрируют и аргументируют свои противоречивые ответы. А учитель зачитывает цитаты русского путешественника, географа и натуралиста Николая Михайловича Пржевальского, родившегося 180 лет назад, 12 апреля 1839 года в Смоленской губернии. «Путешествие - не лёгкий и приятный труд, а долгий, непрерывный и тяжёлый, предпринятый во имя великой цели»; «В сущности, путешественником надо родиться»; «А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать». Сообщает, что Николай Михайлович посвятил свою жизнь исследованиям ранее не известных европейцам гор, озер, рек и пустынь Центральной Азии, преодолев путь общей протяженностью 31 000 км; о том, что великий путешественник Пржевальский скончался скоропостижно во время экспедиции в возрасте 49 лет и похоронен по его последней воле на ровном месте восточного обрывистого берега озера Иссык-Куль в Киргизии.

С помощью цитат достигается понимание учащимися того, что во имя достижения поставленной цели, благодаря силе характера и крепости тела человеку с прирождённой страстью к странствиям и беззаветным увлечением делом путешествовать одновременно и трудно, и приятно, и должно.

Учитель делает акцент на то, что и во время уроков географии обучающимися совершается путешествие и в пространстве карты, и во времени.

Актуализация знаний и умений (подготовка школьников к выполнению проверочного задания диагностического характера) осуществляется по ходу урока перед выполнением заданий для самостоятельной работы по систематизации и обобщению учебного материала.

Диагностика первого уровня обученности - «узнавание»

Подготовка школьников к выполнению задания № 1

Перед выполнением задания с целью подготовки школьников к самостоятельной работе учитель предлагает воспроизводящую беседу. Вопросы для воспроизводящей беседы: какие пустыни вам известны? (Сахара, Намиб, Калахари, Атакама, Сонора, Мохаве, Большая Песчаная, Виктория, Гоби, Каракумы, Кызылкумы...); какая из названных пустынь самая большая? (Сахара); какая из пустынь является самым засушливым местом планеты? (Атакама), в пределах какой из названных пустынь зимой наблюдаются отрицательные температуры? (Гоби.)

Учитель обращает внимание школьников на настенную карту, где обозначены магнитами (цифрами) крупнейшие пустыни мира; на содержание задания для самостоятельной работы.

Дополнительная информация предлагается в виде картосхемы с указанием пяти пустынь мира: Сахара (Африка), Гоби (Азия), Атакама (Южная Америка), Сонора (Северная Америка), Большая Песчаная (Австралия).

Школьники по координатам определяют названия пустынь (см. дополнительную информацию № 1) и оформляют ответ в таблице.

(Вариант выполненной работы - см. приложение 1.)

Дополнительная информация № 1 для выполнения самостоятельной работы

Символ Координаты точки

А 21° ю. ш.; 124° в. д.

Б 43° с. ш.; 112° в. д.

В 23° с. ш.; 12° в. д.

Г 24° ю. ш.; 69° з. д.

Д 32° с. ш.; 113° з. д.

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 1 «Географическое положение объектов»

Назвать пустыни, обозначенные на карте цифрами; найти соответствие с координатами точек объектов, используя карты атласа. Задание выполнить письменно фронтально в листе ППДЦ в течение 2 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: за каждое правильное соответствие (№ - название - координаты) - 1 балл (итого - 5 баллов).

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 5 баллов) и делает вывод о том, что знание номенклатуры по теме - первый шаг к достижению успеха на уроках географии; о том, что пустыни встречаются в пределах всех материков, в том числе в Антарктиде (антарктические пустыни).

Подготовка школьников к выполнению задания № 2

Учитель предлагает ответить на следующие вопросы: Какие взаимосвязанные компоненты природы каждой природной зоны отличны друг от друга? (Растительность, животные, почвы, климат.) Какой из этих компонентов обусловливает формирование остальных? (Климат.) Как называются законы смены природных зон с севера на юг и от подножия горы к вершине? (Широтная зональность, высотная поясность.) Затем учитель обращает внимание на содержание задания для самостоятельной работы.

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 2 «Характеристика климата»

Определить характеризующие пустыню климатические черты, используя текст из научно-популярной литературы. Задание выполнить письменно по вариантам в листе ППДЦ в течение 2 минут. Самопроверку осуществить в ходе фронтальной беседы и путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: за каждую характерную климатическую черту - 2 балла (итого - 6 баллов).

Дополнительная информация (по разным источникам) № 2 для выполнения самостоятельной работы (раздаточныйматериал выполнен на карточках)

Вариант 1

Вертикальные лучи солнца ослепляли и палили безжалостно. Термометр в тени показывал +46°. До песка нельзя было дотронуться рукой. С юго-востока дул сухой, обжигающий ветер. К концу дня становилось трудно дышать, губы высыхали и трескались. Язык во рту набухал, всё время хотелось пить (Э. Мурзаев «Непроторенными путями»).

Воздух такой сухой, что свежий хлеб за один день превращается в сухарь. Газета, привезённая утром, к вечеру так высыхает, что ломается на куски. Если не спрятать в тень книжку, она вся сморщится, отстанет от переплёта (М. Ильин «Преобразование планеты»).

Вариант 2

Трудно себе представить более чарующую картину, чем наша /природная зона/ весной. Она цветёт и благоухает. Тёмные и светлые деревья саксаула - этого замечательного богатства песков - сменяются зарослями стройной акации. Поверхность песков устлана ярко-зелёным ковром. Сильный аромат цветущей /природной зоны/, яркие краски зелени, бодрящий воздух ранней весны - всё это лишь кратковременная сказка. Уже с конца апреля начинается умирание едва распустившейся природы. Май сжигает всё окончательно. Песок накаляется до +80°. Температура воздуха превышает +45°. Ночи дают охлаждения. Пыльные смерчи поднимают белые облака солей или красные глинистые частицы такыров. Цветущие поля превращаются в [привычную] /природную зону/ на много месяцев до новой весны (А. Ферсман «Мои путешествия»).

Летом поверхность прогревает воздух как огромная раскалённая плита, которую топят вовсю, но на которой ничего не кипятят и не варят (М. Ильин «Горы и люди»).

Вариант 3

В Казахстане, по сути дела, бывают лишь 2 времени года: длинная холодная зима со стужами, достигающими -40...45° мороза с сильными, ледяными ветрами, почти бесснежная... Охватывает 5 месяцев в году, с ноября по март включительно. А на смену этой суровой зиме быстро, почти без перехода проходит лето. И тогда тропическая жара, слабые ветры и нетерпимый дневной зной тянутся 6 долгих месяцев. Поэтому-то в

Казахстане нет весны и осени, а есть «монгольская» зима и «сахарское» лето...» (Б. Си-дорович «Лик /природной зоны/»).

Дунет ветер, - сухой тучей поднимается над /природной зоной/ пыль, - закроет солнце. И вдруг послышится жуткий шум и свист: будто тысячи змей зашипели. Но это не змеи: это шипят, свистят, хлещут по воздуху от сильного ветра, тонкие ветви саксаулового леса (В. Бианки «Лесная газета»).

Вариант 4

Но здесь случилось непредвиденное, редкое явление для Памирского плато -пошёл снег! Крупными хлопьями он валил на землю, устилая её тонким белым ковром. Было это 26-ого июля, в разгар лета! Снег падал недолго, с полчаса. Затем открылось усыпанное звёздами чистое небо. Откуда же взялся этот летний снегопад в этой высокогорной /природной зоне/? В конце июня и в июле насыщенные влагой тёплые воздушные массы, сформированные над Индийском океаном, двигаются к северу, рассеивая по пути влагу, и «ударяются» о южные склоны Гималаев и Гиндукуша. Но наиболее мощные потоки муссона могут перевалить через водоразделы горных массивов и даже проникнуть в южные пределы Тибета. Вот и в этот раз «обрывки» муссона достигли юга Памирского плато, а на большой высоте в холодном воздухе превратились в снег и кратковременным снегопадом запорошили ландшафт. Утром это белоснежное покрывало толщиной 2-3 см пролежало недолго. В сухом воздухе снег не растаял, а просто с восходом солнца быстро испарился. И вокруг снова простиралась высокогорная равнодушная /природная зона/ (М. Пахомов «Ископаемое озеро, или Лепёшки с овечьим сыром»).

Летом в вагоне жара - термометр показывает +45°, из умывальника течёт вода кофейного цвета. Окна рассохлись, стали сами собой раскрываться. Постоишь у окна -и пыль заскрипит на зубах (Н. Михайлов «Твоя Родина»).

(Вариант выполненной работы - см. приложение2.)

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 6 баллов), делает вывод о том, что все пустыни мира характеризуются недостатком атмосферных осадков, чрезвычайно высокими дневными температурами воздуха (круглый год или только летом, в зависимости от климатического пояса); сильными ветрами и запылённостью. Простирается зона как в пределах равнинных, так и горных территорий. Акцентирует внимание на то, что все представленные тексты характеризуют пустыни и полупустыни Средней Азии.

Диагностика второго уровня обученности - «воспроизведение»

Подготовка школьников к выполнению задания № 3

Перед выполнением следующего задания с целью подготовки школьников к самостоятельной работе учитель предлагает ответить на несколько вопросов: какие примеры растений пустынной зоны вы помните (кактусы, полынь.); какие черты растительного покрова присущи природной зоне (разреженность, скудность видового разнообразия...); обращает внимание школьников на экран, где представлены примеры растений рассматриваемой природной зоны; на содержание задания для самостоятельной работы.

Дополнительная информация для школьников предлагается в виде фотоиллюстраций: верблюжья колючка, саксаул черный, солянка, мятлик луковичный, финико-

вая пальма, полынь, осока песчаная, вельвичия, низкорослый эвкалипт, кактус, алоэ, тамарикс.

(Вариант ответа - см. приложение 3.)

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 3: Растительный мир

1. Указать названия растений, используя фотоиллюстрации. Задание выполнять письменно, фронтально, в течение 3 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: 12-10 правильных ответов - 5 баллов; 9-8 - 4 балла; 7-6 - 3 балла; 5-4 - 2 балла; 3-1 - 1 балл; нет правильных ответов - 0 баллов.

2. Найти соответствие (по 2 примера) между растениями и их жизненными формами (травянистые или деревянистые), используя фотоиллюстрации. Задание выполнять письменно, фронтально, в течение 2 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: 4-3 правильных соответствия - 2 балла; 2-1 - 1 балл; нет правильных ответов - 0 баллов.

3. Найти соответствие (по 2 примера) между растениями и их жизненными формами, в основе классификации которых лежат приспособления к суровым условиям, используя фотоиллюстрации. Задание выполнять письменно, фронтально, в течение 2 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: 6-5 правильных ответа - 3 балла; 4-3 -2 балла; 2-1 - 1 балл; нет правильных ответов - 0 баллов.

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 10 баллов) и делает вывод о том, что рассматривались лишь многолетние растения данной зоны и преобладающее их большинство - из пустынь Средней Азии; о том, что расти в суровых условиях растения приспособлены. Так, например, обладают длинной корневой системой, видоизмененными листьями-колючками, стеблем, способным запасать влагу.

Подготовка школьников к выполнению задания № 4

Перед выполнением следующего задания с целью подготовки школьников к самостоятельной работе учитель предлагает ответить на несколько вопросов: какие примеры животных пустынной зоны вы помните (верблюды, слепыши.); какие приспособления для жизни наблюдаются у животных (ночной образ жизни, маскирующая окраска...); обращает внимание школьников на экран, где представлены примеры животных рассматриваемой природной зоны; на содержание задания для самостоятельной работы.

Систематизация и обобщение учебного материала

С целью систематизации и обобщения учебного материала по животному миру организуется работа в виртуальном музее «Редкие экспонаты».

Учитель информирует обучающихся, что на уроке они продолжат пополнять виртуальный музей «Редкие экспонаты»; демонстрирует фотоиллюстрации: одногорбые верблюды - дромедары, или дромадеры, и двугорбые верблюды - бактрианы; предлагает выполнить задание № 4.

Задание № 4: Животный мир

Указать обобщающее название родственных видов животных; название каждого из видов; внешние признаки, которые являются явными отличиями их друг от друга, но служат одинаковым значением для жизни в суровых условиях; ареалы обитания каждого вида относительно регионов и климатических поясов; используя карту атласа и фотоиллюстрации. Задание выполнять письменно, фронтально, в течение 3 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оце-

нить себя по следующим критериям: 9-10 правильных ответов - 5 баллов; 8-7 - 4 балла; 6-5 - 3 балла; 4-3 - 2 балла; 2-1 - 1 балл; нет правильных ответов - 0 баллов.

(Вариант ответа - см. приложение 4.)

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 5 баллов) и делает вывод о том, что на уроке рассмотрели лишь самых ярких представителей зоны, называемых «кораблями пустыни». Информирует, что именно по теме: «Животный мир пустынь и полупустынь» учащиеся выполнят домашнее задание средствами экспозиции Зоологического музея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностика третьего уровня обученности - «понимание»

Подготовка школьников к выполнению задания № 5

Перед выполнением задания учитель напоминает, что любая природная зона -это природный комплекс, все компоненты которого взаимосвязаны; при изменении одного в результате природных или антропогенных причин изменяются и остальные.

Затем учитель обращает внимание на содержание заданий для самостоятельной работы, предлагает выбрать одно из предложенных и выполнить его, обсудив в паре.

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 5

5.1. Последствия стихии

Предопределить отрицательные последствия пыльных бурь, используя логическое мышление. Задание выполнять письменно, в паре, в течение 4 минут. Самопроверку осуществить в ходе фронтальной беседы и в сравнении с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: указано 5 и более последствий -10 баллов; 4 - 8 баллов; 3 - 6 баллов; 2 - 4 балла; 1 - 2 балла; нет правильных ответов -0 баллов.

(Вариант ответа - см. приложение 5.1.)

5.2. Причины стихии

Назвать явление, регион более масштабного его проявления; найти синоним понятия «дезортификация (деградация)», перечислить её антропогенные причины, используя аноморфированную карту и логическое мышление. Задание выполнять письменно, в паре, в течение 4 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: 8-7 правильных ответов - 10 баллов; 6-5 - 8 баллов; 4-3 - 6 баллов; 2 - 4 балла; 1 - 2 балла; нет правильных ответов - 0 баллов.

Дополнительная информация для выполнения задания предлагается в виде анаморфированной карты, в содержании которой отмечены три страны: 1. Судан. 2. Эфиопия. 3. Кения.

Справка для учителя:

Анаморфированная карта - карта, искажающая реальные формы (очертания) объектов. Размер территории пропорционален не её истинной площади, а масштабам картографируемого явления.

Учитель обращает внимание школьников, что на аноморфированной карте представлена смертность людей от голода^неурожая^стихийного явления, которое наиболее часто наблюдается именно в пределах рассматриваемой нами природной зоны, острее - в выделяющемся на карте регионе. Данное явление является и естественной причиной деградации плодородных земель - увеличения площади пустыни.

(Вариант ответа - см. приложение 5.2.)

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 10 баллов) и делает вывод о том, что последствиями опустынивания и засухи являются снижение продовольст-

венной безопасности, голод и нищета. В настоящее время засушливые территории занимают более 40% земной суши и служат средой обитания для более чем 2 млрд человек.

Диагностика четвёртого уровня обученности - «репродуктивноеумение»

Подготовка школьников к выполнению задания № 6

Перед выполнением задания учитель напоминает, что слово «пустыня» отнюдь не синоним слова «равнина». Есть пустыни, раскинувшиеся на высоких плоскогорьях, и есть пустыни, лежащие ниже уровня моря, занимающие разные площади материков; пустыни отличны друг от друга и по максимальным рекордным климатическим показателям, по эндемичному растительному и животному миру. Обращает внимание на содержание задания для самостоятельной работы, предлагает выполнить его.

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 6 «Характеристика объекта»

Дать характеристику одной из пустынь (по выбору школьников) по типовому плану и картам атласа. Задание выполняется в ППДЦ письменно, в группе (по 3 человека), в течение 4 минут. Самопроверку осуществить путём сравнения с эталоном, выведенным на экран. Оценить себя по следующим критериям: за характеристику каждого пункта плана - от 1 до 3 баллов (итого - 10 баллов).

Дополнительная информация для школьников (типовой план):

1. Географическое положение: часть материка (1 балл), страны (1 балл).

2. Особенности рельефа: высота (1 балл), типология по высоте (1 балл).

3. Особенности климата: пояс (1 балл), температуры (1 балл), осадки (1 балл).

4. Типы почв (1 балл).

5. Представители животного мира (3 примера) (1 балл).

6. Представители растительного мира (3 примера) (1 балл).

(Вариант выполненной работы - см. приложение 6.)

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 10 баллов) и делает вывод о взаимосвязях компонентов природы, сочетание которых определяет уникальные особенности каждой пустыни.

Диагностика пятого уровня обученности - «творческое умение»

Подготовка школьников к выполнению задания № 7

Перед выполнением задания учитель напоминает о том, что любая природная зона, подвергаясь деятельности человека, становится природно-хозяйственной. В пустынях преимущественно занимаются овце- и верблюдоводством, но возможны и варианты выращивания сельскохозяйственных культур.

Затем обращает внимание на содержание задания для самостоятельной работы, предлагает выполнить его, обсудив в группе, демонстрирует видеофрагмент.

Систематизация и обобщение учебного материала

Задание № 7 Почва и деятельность человека

Известно, что такыр - это глинистые почвы плоских понижений в пустынях и полупустынях Средней Азии. Встречаются в дельтах Амударьи, Сырдарьи, Мургаба, Танджена, в предгорьях и межгрядовых понижениях гор данных широт. «Такыр - это «асфальт» пустыни. Поверхность такыра, покрытая сетью тончайших трещинок, настолько крепка, что тяжёлый трактор оставляет на ней лишь едва заметные следы гусениц. А кованные копыта коня, скачущего по такыру, издают звенящий, металлический звук» (Р. Кармен «Автомобиль пересекает пустыню»).

Оценить возможность использования такыров в качестве пашни для возделывания хлопчатника» в странах Средней Азии, используя видеофрагмент о выращивании

хлопка в Казахстане и об экологической проблеме Аральского моря (фильм Ж. А. Бертрана «Дом»), логическое мышление. С этой целью:

1) перечислить причины, обосновывающие рациональность идеи;

2) предложить комплекс возможных мелиоративных мероприятий, способствующих достижению цели;

3) привести и доводы, доказывающие нерациональность идеи;

4) выстроить цепочку причинно-следственных связей экологической проблемы Аральского моря;

5) высказать свою точку зрения по поводу вероятности реализации программы «Такыр - пашня для возделывания хлопчатника».

Задание выполнять письменно, в группе (по 3 человека), в течение 8 минут. Самопроверку осуществить в ходе фронтальной беседы. Оценить себя по следующим критериям: за каждый полно раскрытый вопрос - 3 балла (итого - 15 баллов).

(Вариант выполненной работы - см. приложение 7.)

Учитель определяет в ходе обратной связи количество обучающихся, которые полностью и правильно справились с заданием (максимум - 15 баллов) и делает вывод о том, что человеческая деятельность носит не только разрушительный, но и созидательный характер.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель подводит итог о том, что в течение урока обучающиеся прошли 5 уровней для достижения цели - научиться структурировать и обобщать материал, используя разные источники, изучив информацию о пустынях, которые располагаются на пяти континентах; сделали общий вывод: пустыня - это 1) территории, занимающие 23% суши; 2) природная зона с жарким или холодным (постоянно или сезонно), но всегда засушливым климатом; 3) местность, характеризующаяся, как правило, равнинной поверхностью; 4) тип ландшафта, отличающийся отсутствием почвенного покрова или крайне неплодородным и засолённым; разреженным растительным покровом и специфической фауной.

Учитель напоминает о том, что в конце каждого уровня школьники оценивали результаты своей деятельности в балльной системе. В сумме - 61 балл. Используя критерии оценки, предлагает поставить себе отметку в ППДЦ и определить уровень достижений. Предлагает построить график результатов в онлайн режиме (см. приложение 10).

Домашнее задание

По окончании урока учитель предлагает выполнить музейное исследование в режиме выполнения домашнего задания (по выбору обучающихся). Уникальность задания в том, что в ходе исследования ученик посещает Зоологический музей и изучает его экспозицию.

Задание 1

Музейная экспозиция «Животные пустынь и полупустынь»

Расширить представление о животном мире пустынь, используя экспозицию Зоологического музея, находящегося по адресу: г. Киров, ул. Ленина, 160. (Режим работы: 10:00- 18:00 - вт, ср, пт, сб, вс; 12:00-20:00 - чт., выходной - пн.), интернет-ресурсы. Задание выполнять индивидуально, результаты поисково-исследовательской работы оформить в виде таблицы. Быть готовым осуществить взаимопроверку работы на следующем уроке по критериям: в полном объёме/ не всё; правильно/ с ошибками; наглядно (аккуратно, читаемо, с иллюстрациями) / не наглядно.

№ Фотоизображение Название животного изучаемой зоны Образ жизни Отряд

(Вариант выполненной работы - см. приложение 8.)

Задание 2

Музейная экспозиция «Животные пустынь и полупустынь»

Выбрать один из вариантов новой экспозиции Зоологического музея: I - 5 экспонатов (фотоиллюстраций) - «краснокнижники» природной зоны; II - каждый из 5 экспонатов - представитель одного из пяти классов: рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие; III - 5 экспонатов - представители одного отряда одного класса; IV - каждый из 5 экспонатов - представитель пустынь одного из материков; V - свой вариант; подготовить краткий рассказ (12 предложений), используя карты атласа, текст учебника, интернет-ресурсы:

1- вступление об изучаемой природной зоне;

2-11- интересные факты о каждом животном рассматриваемой природной зоны;

12 - заключение о многообразии животного и растительного мира зоны.

Задание выполнять индивидуально, результаты поисково-исследовательской работы оформить в виде иллюстрированного сплошного текста. Быть готовым осуществить взаимопроверку работы на следующем уроке по критериям: в полном объёме/ не всё; правильно/ с ошибками; наглядно (аккуратно, читаемо, с иллюстрациями) / не наглядно.

(Вариант выполненной работы - см. приложение 9.)

Приложения

Приложение 1 (задание № 1)

№ Название объекта Координаты

1 Сонора Д

2 Атакама Г

3 Сахара В

4 Гоби Б

5 Большая Песчаная А

Приложение 2 (задание № 2)

Вариант ответа (информация для учителя)_

Климатические черты в пустыне

I II III IV

Температура: высокие. Влажность: сухой воздух. Ветреность и запылённость: сухой, обжигающий ветер Температура: высокие. Влажность: сухой воздух (май «сжигает»). Ветреность и запылённость: пыльные бури Температура: морозная зима, жаркое лето. Влажность: сухой воздух. Ветреность и запылённость: пыльные бури (сильный ветер, сухой тучей поднимающий пыль) Температура: высокие температуры летом (сильно прогретый воздуха от раскалённой поверхности). Влажность: сухой воздух; возможны осадки в виде снега летом (высокогорье). Ветреность и запылённость: высокая

Вариант ответа (информация

для учителя)

№ фото Название растения

1 Верблюжья колючка

2 Саксаул черный

3 Солянка

4 Мятлик луковичный

5 Финиковая пальма

6 Полынь

7 Осока песчаная

8 Вельвичия

9 Низкорослый эвкалипт

10 Кактус

11 Алоэ

12 Тамарикс

Формы жизни

Древесные Травянистые Галофиты -растения, способные переносить высокие уровни засоления почвы Фреатофиты -растения с глубоко расположенной корневой системой, использующие в качестве ис- Суккуленты -растения, имеющие специальные ткани для запаса воды, запасающие воду Эфемероиды -многолетние травянистые растения с очень коротким вегетационным

точника влаги грунтовые воды периодом

1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2

3 3

4 4

5 5

6 6

7 7

8

9 9

10 10

11 11

12 12

Приложение 4 (задание № 4) Вариант ответа (информация для учителя)_

План для сравнения Ответы

Обобщающее название Верблюды

Названия видов 1 Бактриан 2 Дромедар

Внешний отличительный признак Двугорбые Больший шерстный покров Одногорбые

Регион обитания Средняя Азия Северная Африка Юго-Западная Азия

Тип климата Умеренный резко континентальный Тропический

Вариант ответа (информация для учителя)

Пыльная буря

Пыльная буря

Пыльная буря

уничтожение плодородного слоя (дефляция)

снижение видимости авто- и авиатранспорта

повреждение молодых растении

снижение количества солнечного света

затруднение дыхания живых организмов (приступы лихорадки, кашля, покраснение глаз)

получение минеральных солеи в местах осаждения

Приложение 5.2 (Задание 5.2)

Вариант ответа (информация для учителя)

Засуха (1) -^Деградация (опустынивание) (2) в Африке (3) 1) Забор больших объёмов воды из рек (4) и как следствие - понижение уровня грунтовых вод; (5) и как следствие обмеление водоёмов (солёных озёр) и превращение их дна в пустынную, покрытую солью территорию (6)

2) Уничтожение травянистой растительности (7) саванн и степей в результате неконтролируемого выпаса скота (8)

Приложение 6 (задание № 6)

Вариант ответа (информация для учителя)

Пустыня Намиб

Юго-запад Африки; Ангола, Намибия, ЮАР.

Высота над уровнем моря увеличивается с запада на восток: 0-900 м (низменность, возвышенность, плато).

Субтропический, тропический.

Температуры суточные от менее 0° до 38° и более; средние годовые всегда положительны.

Количество осадков изменяется от 10 до 50 мм с продвижением вглубь; в прибрежной зоне часты туманы, росы.

Почва практически отсутствует.

Страус, орикс, геккон.

Вельвичия, нара, колчанное дерево.

Вариант ответа (информация для учителя)

1. Такыр обладает плотной крупнопористой глинистой коркой с относительно низким содержанием солей (минеральных элементов). Глина способна удерживать влагу и при намокании становиться пластичной.

Большая сумма активных температур данного региона.

2. Комплекс мелиоративных мероприятий:

- промывка солей;

- двух(трёх)летние посевы солеустойчивых культур до высевания хлопчатника;

- обязательное, но умеренное искусственное орошение;

- внесение органических удобрений.

3. Нерациональность идеи:

- материальные затраты;

- возможность возникновения необратимых экологических катастроф.

Обмеление Аральского моря в связи с забором воды на орошение полей хлопчатника из рек Амударьи и Сырдарьи, относящихся к его бассейну.

Необходимость искусственного орошения хлопчатника -—забор воды из рек Амударьи и Сырдарьи уменьшение их годового стока— обмеление Аральского моря развивание солей, выпавших в осадок — засоление почв, грунтовых вод —ухудшение качества естественной растительности (кормовой базы для овец), отсутствие колодезной питьевой воды- увеличение смертности населения.

Считаю, что пустыню, в том числе глинистую, а следовательно, и море-озеро недопустимо «приносить в жертву» выращивания хлопка.

Приложение 8 (домашнее задание № 1)

Вариант ответа (информация для учителя)

№ Фото* Название Образ жизни Отряд

1 Тонкопалый суслик Наземный, в норах, колониями. Активны утром и вечером. Зимняя (может быть и летняя) спячка Грызуны

2 Тушканчик Наземный, в норах, колониями. Активны ночью и в сумерки. Зимняя спячка Грызуны

3 Сурок Наземный образ жизни, в норах, колониями. Зимняя спячка Грызуны

4 Слепыш Подземный образ жизни, в норах, одиночно. Не впадает в спячку Грызуны

5 Хомяк Наземный образ жизни, в норах, одиночно. Зимой впадают в продолжительное оцепенение. Неплохо плавают Грызуны

6 Джейран Стадный образ жизни. Активны утром и вечером Парнокопытные

7 Сайгак Стадный образ жизни. Мигрируют, могут переплывать реки. Активен днем Парнокопытные

8 Верблюд Табунный образ жизни, кочевой. Активен днем Парнокопытные

9 Ушастый ёж Ночной образ жизни. Устойчив к перегреву и яду змей Насекомоядные

10 Белозубка И ночной, и дневной образ жизни. Сооружают гнездо в пнях, покинутых норах. В спячку не впадают Насекомоядные

11 Многозубка Насекомоядные

* Все экспонаты представлены, фотографирование в музее разрешено.

Приложение 9 (домашнее задание № 2) Вариант ответа (информация для учителя) Экспонаты - пресмыкающиеся пустынь Средней Азии

1. В Туркмении говорят: «Кто видел пустыню лишь днём и не пободрствовал в ней ночью, тот не может составить себе верного представления о богатстве и жизни здесь».

2. Один из интереснейших ночных путешественников - сцинковый геккон- обладатель громадных светящихся глаз, чешуйчатого хвоста, издающего стрекочущий звук.

3. Кожица его влажна и настолько нежна, что её можно легко порвать даже неосторожным прикосновением руки; не знает дневного зноя и сухости, так как на день зверёк зарывается в бархатный песок на глубину до 50 см.

4. Буквально «тонуть в песке», спасаясь от хищных врагов: лисиц, змей, птиц, - в считанные секунды способна ящерица-круглоголовка.

5. Её округлая голова и способность сидеть как-то по-собачьи несколько напоминает мопса.

6. А вот змея-стрела «любит» лежать часами, выжидая добычу, на кустах, продуваясь ветерком; достаточно приблизиться к ней ящерице или птичке, как внезапно, словно спущенная с тугого лука стрела, она пролетает по воздуху и схватывает жертву.

7. Песок змее не привлекателен из-за температуры его до 70° в летний зной.

8. Самая большая змея в пустынях Средней Азии - полоз, достигающий до 2,5 м в

длину.

9. Страшна на вид, но не ядовита.

10. К пустыням вполне применимо название «царство пресмыкающихся», где водится «ящеричный царь»; туркмены его зовут «зем-зем», узбеки - «ичкимер», а арабы - варан.

11. Одно из его любимых лакомств - птичьи яйца, а живёт он, как правило, в норке какого-нибудь грызуна, «не затрудняя свою царственную особу» строительством.

12. Итак, в первую очередь пресмыкающиеся и именно ночью оставляют такое громадное количество следов на песке, что как-то не увязывается эта «узорная» картина с видимой дневной безжизненностью пустыни.

Приложение 10

Модель пошаговой программы достижения цели урока обучающимся (ППДЦ) (определениеуровня обученности по теме: «Пустыни и полупустыни мира»)

Правило работы с ППДЦ ППДЦ оформляется учеником в процессе урока при выполнении диагностических заданий каждого уровня обученности. По завершении выполнения задания ученик оценивает результат своей работы, ориентируясь на баллы, которые учитель предлагает на слайдах, сопровождая ими каждый этап работы. Так, на первом уровне задание 1 - до 5 баллов; задание 2 - до 6 баллов; на втором уровне задание 3 - до 10 баллов; задание 4 - до 5 баллов; на третьем уровне задание на выбор: 5.1 - до 10 баллов, задание 5.2 - до 10 баллов; на четвертом уровне задание 6 - до 10 баллов; на пятом уровне задание 7 - до 15 баллов. Итого - максимум 61 балл.

Для определения уровня достижения планируемых результатов используется шкала «Критерии оценки и отметка»:

61-55 баллов - «5» - высокий уровень 54-41 балл - «4» - средний уровень 40-20 баллов «3» - низкий уровень Ниже 19 баллов - критический уровень

Выполнение системы диагностических проверочных заданий для самостоятельной работы

Первый уровень обученности - «узнавание» Задание 1. Координаты положения пустынь

Балл:

1_

2_

3_

4_

5_

Задание 2. Климатические характеристики пустынь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балл:

1) температура:_

2) влажность:_

3) ветреность и запыленность:_

Второй уровень обученности - «воспроизведение» Задание 3. Растительный мир

Балл:

1_ 2_ 3_ 4_ 5_ 6_ 7_ 3__ 9_ 10 11 12

Формы жизни

Древесные Травянистые Галофиты - растения, способные переносить высокие уровни засоления почвы Фреатофиты -растения с глубоко расположенной корневой системой, использующие в качестве источника влаги грунтовые воды Суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды, запасающие воду Эфемероиды -многолетние травянистые растения с очень коротким вегетационным периодом

2

3

10

11

12

Задание 4. Животный мир

Балл:

План для сравнения Ответы

Обобщающее название

Названия видов

Внешний отличительный признак

Регион обитания

Тип климата

Третий уровень обученности - «понимание» _Задание 5 (на выбор)

Балл:

5.1. Последствия стихии

1 2

3

4

5

5.2. Причины стихии

Балл:

1 ^

2 ^

Четвёртый уровень обученности - «репродуктивное умение» Задание 6. «Характеристика пустыни_(название)»

Балл:

№ План Характеристика

1 ГП

2 Рельеф

3 Климат

4 Почвы

5 Растительность

6 Животный мир

Пятый уровень обученности - «творческое умение» Задание 7. Почва и деятельность человека

Балл:

1 2

3

4

5

Итоговый балл

Отметка

График уровня достижений каждого ученика

—I-1-1-1-г-

|1 1-1 и |п

Приложение 11

□ 14 И М Л УТЯ1Ш1

Список литературы

1. Ингенкамп К. Х. Педагогическая диагностика: пер. с нем. М. : Педагогика, 1991.

240 с.

2. Пармузин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. М. : Просвещение, 1994. 367 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е. С. Савинов). М. : Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

4. Русских Г. А. Моделирование урока в режиме реализации системно-деятельностного подхода // Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова, 2017.

5. Русских Г. А. Методика оценки достижения планируемых результатов // Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во ЦПКРО г. Кирова, 2017.

6. Русских Г. А. Подготовка учителя у проектированию адаптивной образовательной среды ученика. М. : Ладога-100, 2002. 298 с.

7. Чудеса природы/ред. группа: Я. Мартынова, Л. Садовская, Т. Евсеева. М. : Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2009. 184 с. : ил. (Самые красивые и знаменитые).

8. https://ru.wikipedia.org/

9. http:// stepnoy-sledopyt.narod.ru/geology

С. А. Жвакина

Изучение темы «Земля - планета Солнечной системы» на основе музейной педагогики

В статье предлагается конспект урока в пятом классе по теме «Земля - планета Солнечной системы». Урок построен в форме ролевой игры «Путешествие космонавтов», в которой принимают участие две команды. Первая - космонавты космического корабля; вторая - космонавты орбитальной станции.

Ключевые слова: ролевая игра; экскурсия в музей; задания для самостоятельной работы; бортовой журнал; Солнечная система; планета Земля.

Методика подготовки и проведения учебного занятия использует образовательное пространство «Школа - музей - школа», которое включает три этапа. Организация самостоятельной работы школьников на каждом этапе позволяет учителю эффективно использовать ресурсы музея и школы.

На первом этапе в школе осуществляется подготовка школьников к выполнению самостоятельной работы в музее. На уроках географии изучается тема «Земля -планета Солнечной системы», перед экскурсией в музей дети знакомятся с правилами поведения в виртуальном пространстве музея, учатся кодировать учебную информацию.

На втором этапе проводится музейный урок в «Детском космическом центре». Школьники выполняют задания для самостоятельной работы: познакомиться с работой космонавтов на борту орбитальной станции, изучить особенности строения Солнечной системы, используя информацию экскурсовода и собственные наблюдения в процессе виртуального исследования. Результаты наблюдения оформить в бортовом журнале в виде таблицы для использования на обобщающем уроке по теме «Земля -планета Солнечной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.