Научная статья на тему 'ОБ ИНСТИТУТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ОБ ИНСТИТУТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социально-экономическое развитие / институты развития / научно-технологическая и инновационная политика / инновационное развитие регионов / институт инновационного развития / Social and economic development / development institutes / scientific and technological and innovation policy / innovative development of regions / institute of innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бывшев Владимир Игоревич, Писарев Иван Владимирович, Дрянных Екатерина Евгеньевна

На сегодняшний день полноценное социальное-экономическое развитие страны и регионов невозможно представить без успешного функционирования научнотехнологической и инновационной сферы. Основным инструментом развития технологий и инноваций становятся институты инновационного развития, в связи с чем предметом исследования выступает деятельность институтов инновационного развития, направленная на развитие научно-технологической и инновационной сферы. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта осуществления деятельности институтов инновационного развития в России. Для достижения цели исследования были проанализированы существующие в России институты инновационного развития. В ходе исследования были выделены три уровня функционирования институтов инновационного развития России. Определены функции и полномочия институтов инновационного развития, определена их отраслевая специфика и направленность на развитие определенных сфер. Перечислены ключевые институты инновационного развития на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бывшев Владимир Игоревич, Писарев Иван Владимирович, Дрянных Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INSTITUTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

To date, the comprehensive social and economic advancement of the country and its regions cannot be envisaged without the successful operation of the scientific, technological, and innovative sector. The primary instrument for the advancement of technologies and innovation is the establishment of innovative development agencies. In this regard, the focus of this study is on the activity of these innovative development agencies aimed at fostering the scientific, technological, and innovative sectors. The purpose of this study is to investigate the experience of implementing the work of innovative development organizations in Russia. In order to achieve the objective of this research, existing innovative development organizations in Russia have been analyzed. The study has identified three levels of operation of Russia's innovative development organizations. The functions and responsibilities of innovative development organizations have been defined, as well as their industry-specific characteristics and focus on specific areas of development. The key institutions for innovative development at the regional level have been identified.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНСТИТУТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

УДК 338.2 JEL: Н54

DO110.24147/1812-3988.2024.22(3).14-23

ОБ ИНСТИТУТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

В.И. Бывшев1, И.В. Писарев23 , Е.Е. Дрянных

i

1 Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия) 2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск, Россия) 3 Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности (Красноярск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 27 февраля 2024 г.

Дата принятия в печать 26 марта 2024 г.

Тип статьи

Обзорная статья

Ключевые слова

Социально-экономическое развитие, институты развития, научно-технологическая и инновационная политика, инновационное развитие регионов, институт инновационного развития

Финансирование: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-78-00011 «Разработка научных основ формирования региональной научно-технической и инновационной политики».

Аннотация. На сегодняшний день полноценное социальное-экономическое развитие страны и регионов невозможно представить без успешного функционирования научно-технологической и инновационной сферы. Основным инструментом развития технологий и инноваций становятся институты инновационного развития, в связи с чем предметом исследования выступает деятельность институтов инновационного развития, направленная на развитие научно-технологической и инновационной сферы. Цель исследования заключается в рассмотрении опыта осуществления деятельности институтов инновационного развития в России. Для достижения цели исследования были проанализированы существующие в России институты инновационного развития. В ходе исследования были выделены три уровня функционирования институтов инновационного развития России. Определены функции и полномочия институтов инновационного развития, определена их отраслевая специфика и направленность на развитие определенных сфер. Перечислены ключевые институты инновационного развития на региональном уровне.

ABOUT INSTITUTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

V.I. Byvshev1,1.V. Pisarev2,3®, E.E. Dryannyh1

1 Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

2 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia)

3 Krasnoyarsk Regional Fund of Science and Technology Support (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract. To date, the comprehensive social and economic advancement of the country and its regions cannot be envisaged without the successful operation of the scientific, technological, and innovative sector. The primary instrument for the advancement of technologies and innovation is the establishment of innovative development agencies. In this regard, the focus of this study is on the activity of these innovative development agencies aimed at fostering the scientific, technological, and innovative sectors. The purpose of this study is to investigate the experience of implementing the work of innovative development organizations in Russia. In order to achieve the objective of this research, existing innovative development organizations in Russia have been analyzed. The study has identified three levels of operation of Russia's innovative development organizations. The functions and responsibilities of innovative development organizations have been defined, as well as their industry-specific characteristics and focus on specific areas of development. The key institutions for innovative development at the regional level have been identified.

Article info

Received February 27, 2024

Accepted March 26, 2024

Type paper

Review

Keywords

Social and economic development, development institutes, scientific and technological and innovation policy, innovative development of regions, institute of innovative development

Acknowledgements: The article was prepared with the financial support of the Russian Science Foundation, project No. 22-7800011 "Development of scientific foundations for the formation of regional scientific, technical and innovation policy".

1. Введение. В современном мире научно-технологическая и инновационная сфера играет ключевую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом. Развитие науки, технологий и инноваций на сегодня является одним из приоритетных направлений развития России, поскольку оно стимулирует экономический рост, формирует предпосылки для достижения импортонезависимости и в целом оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.

При реализации государственной научно-технологической и инновационной политики важно учитывать, что развитие научно-технологической и инновационной сферы России не может происходить без ее развития в регионах, что особенно актуально ввиду высокого уровня региональной социально-экономической дифференциации.

На сегодняшний день развитие научно-технологической и инновационной сферы регионов активно обсуждается на федеральном уровне. В частности, необходимость и важность развития научно-технологической и инновационной сферы в российских регионах были обозначены на совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте РФ1.

Правительство РФ, как и региональные власти, стремится использовать различные механизмы стимулирования научно-технологической и инновационной деятельности. Одними из таких инструментов выступают институты инновационного развития, которые способствуют обеспечению максимальной эффективности использования научно-технического и инновационного потенциала региона для повышения его конкурентоспособности как внутри страны, так и на мировой арене.

Институты инновационного развития направлены на создание благоприятных условий в научно-технологической и инновационной сфере. В поддержке от региональных институтов инновационного развития, как правило, нуждаются ученые и технологические предприниматели, а именно в получении финансовой, инфраструктурной, экспертно-консалтин-говой поддержки их научных исследований, работ или коммерциализации полученных результатов интеллектуальной деятельности.

О важности институтов инновационного развития, в частности, говорит внесение некоторых региональных институтов инновационного развития в перечень организаций, гранты

которых не облагаются налогом на доходы физических лиц2. Тем не менее далеко не все институты инновационного развития попадают в данный перечень. Включение институтов инновационного развития в перечень оказывает положительное воздействие на регион, поскольку большее количество средств направляется на проведение исследований и стимулирование инновационной деятельности ученых и технологических предпринимателей. Это позволяет государственным структурам и институтам развития разрабатывать более эффективные программы поддержки научно-технологической и инновационной сферы и улучшать социально-экономическое положение регионов.

Таким образом, цель данного исследования - рассмотрение опыта осуществления деятельности институтов инновационного развития в России.

2. Источниковая база и методы исследования. Теоретическую основу исследования составили материалы научных статей, монографий отечественных и зарубежных ученых по вопросам функционирования институтов инновационного развития, их роли в функционировании инновационной сферы.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, документы стратегического планирования, федеральные законы, региональные нормативные правовые акты, регулирующие научно-технологическую и инновационную сферу.

Информационную базу исследования составили данные официальных сайтов государственных и региональных органов власти, институтов инновационного развития, научно-исследовательских центров и университетов.

В работе были использованы общенаучные методы и подходы: анализ, синтез, сбор, систематизация теоретических данных, сравнение.

3. Результаты исследования. Исследования региональных институтов инновационного развития набирают всё большую популярность. В первую очередь это связано с потребностью осуществления перехода российской экономики на инновационный путь развития и, как следствие, наличием запроса со стороны региональных и федеральных органов власти на исследования деятельности и функционирования институтов инновационного развития.

Наиболее часто исследования направлены на региональный уровень институтов ин-

новационного развития. Положительное влияние региональных институтов инновационного развития на уровень научно-технологического и инновационного развития в России и регионах отмечается в исследованиях В.В. Бондарен-ко с соавторами [1], Е.М. Бухвальда, С.П. Сазонова, А.Н. Мордвинцева [2], К.О. Репичевой [3], Н А. Шевцова [4], Г.В. Федотовой [5], Е.Н. Сидоровой и Д.А. Татаркина [6], А.А. Яковлева и К.Р. Гончара [7] и С.Д. Бодрунова [8]. В свою очередь, Н.В. Кольцова [9], Е.С. Мезенцева [10], К.В. Филимонов [11], Ю.В. Симачев и М.Г. Кузык [12] отмечают важность функционирования региональных институтов инновационного развития для формирования в регионах ниши инновационно-технологического предпринимательства, которое является ключевым элементом, создающим и внедряющим инновации и технологии в реальный сектор экономики.

Ряд авторов утверждает, что наличие в регионах институтов инновационного развития положительно сказывается на развитие научно-технологической и инновационной сферы и на общем социально-экономическом положении региона [13]. Кроме того, представители федеральных институтов инновационного развития отмечают важность функционирования таких институтов регионального уровня. В частности, в рамках экспертной дискуссии, посвященной региональным институтам инновационного развития, состоявшейся в рамках Красноярского экономического форума, представителем Российского научного фонда было отмечено, что работа успешнее строится с регионами, в которых функционируют региональные институты инновационного развития [14]. О важности взаимодействия региональных и федеральных институтов инновационного развития говорит и А.В. Подсти-гич [15].

В то же время достаточно мало исследований посвящено проведению оценки деятельности институтов инновационного развития, что в настоящее время было бы особенно актуально. Однако для начала необходимо определить функции, цели и задачи институтов инновационного развития.

На нормативном уровне определение института инновационного развития закреплено в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», что говорит о вы-

соком внимании государства к таким институтам. В соответствии с законом, институт инновационного развития - это коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента РФ, акта Правительства РФ, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность. Представим определение института инновационного развития графически для его более простого понимания (см. рис. 1).

Из определения видно, что законом зафиксирована форма института инновационного развития и перечислены типы нормативных правовых актов, согласно которым институты инновационного развития могут функционировать.

Еще один важный момент - что институт инновационного развития может самостоятельно реализовывать научно-технологическую и инновационную политику, стимулирующую развитие технологий и инноваций. Наличие таких полномочий дает институту инновационного развития право вырабатывать собственные актуальные и эффективные механизмы и методы стимулирования научно-технологического и инновационного развития, самостоятельно взаимодействовать с другими функционирующими в данной сфере субъектами инновационной деятельности, устанавливать взаимовыгодные и кооперационные связи между государством, наукой и бизнесом.

В законе отмечается, что такая организация получает государственные средства с целью оказания всесторонней поддержки юридическим и физическим лицам на осуществление инновационной деятельности. Наличие таких полномочий позволяет выдавать гранты и оказывать финансовую помощь субъектам научно-технологической и инновационной деятельности.

Институт инновационного развития

Коммерческая или некоммерческая организация

или ее правопреемник

созданная / осуществляющая деятельность на основании:

получатель средств государственной поддержки в допускаемой законодательством РФ форме

самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность

и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности

Федерального закона, указа или распоряжения Президента РФ

Акта Правительства РФ

Закона / нормативного правового акта субъекта РФ

Получающая средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность

Рис. 1. Графическое представление определения института инновационного развития согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ

Fig. 1. Graphical representation of the definition of the Institute of Innovative Development according on Federal Law No. 127-FZ of August 23, 1996

Важно отметить, что Правительством РФ был сформирован и утвержден Распоряжением от 5 февраля 2021 г. № 241-р перечень, где перечислены одиннадцать федеральных инсти-

тутов инновационного развития, а также шесть органов исполнительной власти, ответственные за данные институты развития (табл.).

Федеральные институты инновационного развития согласно Распоряжению Правительства РФ от 5 февраля 2021 г. № 241-р

Federal Institutes of Innovative Development according on the Decree of the Government of the Russian Federation of February 5, 2021 No. 241-r

Федеральный институт инновационного развития Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности федерального института инновационного развития

Акционерное общество «ДОМ.РФ» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Акционерное общество «Росинфокоминвест» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

Акционерное общество «РОСНАНО» Министерство экономического развития РФ

Акционерное общество «Российская венчурная компания» Министерство экономического развития РФ

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Министерство экономического развития РФ

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» Министерство экономического развития РФ

Некоммерческая организация «Российский фонд развития информационных технологий» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

Некоммерческая организация «Фонд инфраструктурных и образовательных программ» Министерство экономического развития РФ

Некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» Министерство финансов РФ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» Министерство науки и высшего образования РФ

Рассмотрим детальнее институты инновационного развития, указанные в таблице.

АО «ДОМ.РФ» создано в целях реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения доступности жилья для граждан России. В рамках своей деятельности АО «ДОМ.РФ» занимается в том числе и инновационным развитием строительства жилья, что проявляется через взаимодействие акционерного общества с научно-образовательными организациями для разработки новых технологических решений в строительстве. В частности, «ДОМ.РФ» при сотрудничестве с Российским научно-исследовательским институтом разработали отечественный проект «Умный дом», в рамках которого создаются инновационные решения по управлению жилыми домами.

«ВЭБ.РФ» - государственная корпорация развития, основной задачей которой является оказание содействия долгосрочному экономическому развитию страны. В своей деятельности «ВЭБ.РФ» осуществляет партнерские отношения с коммерческими банками для финансирования проектов по развитию инфраструктуры, промышленности, объектов социального обслуживания, технологического развития и др. В сфере научно-технологического развития корпорация способствует модернизации инновационных центров, технопарков, научно-исследовательских центров. Действия корпорации позволяют не только создать условия по развитию инновационной инфраструктуры, но и привлечь молодых исследователей и предпринимателей, осуществляющих технологические инновации.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ оказывает содействие созданию инновационной инфраструктуры. В частности, при поддержке фонда создаются специализированные нанотехнологические центры, позволяющие «выращивать» высокотехнологические стартапы. Фонд разрабатывает различные образовательные программы, создает профессиональные стандарты для наноиндустрии, участвует в создании условий по совершенствованию образовательных программ в школах, тем самым способствуя развитию кадрового потенциала в России. Кроме того, фонд способствует развитию рынков инновационной продукции, разрабатывает стандарты, проводит оценку безопасности нанотехнологий, проводит метрологическую оценку инвестиционных

проектов в сфере инноваций, участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере инноваций, популяризирует нанотехнологии.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технологической сфере оказывает содействие в развитии и поддержке малых предприятий в научно-технологической сфере. Это проявляется через создание специализированной инфраструктуры поддержки, финансового обеспечения, привлечение молодежи, содействие созданию новых рабочих мест.

На региональном, как и на федеральном уровне, может быть законодательно закреплен перечень региональных институтов инновационного развития. Важно отметить, что далеко не во всех регионах законодательно закреплен перечень региональных институтов развития. Это связано как с отношением региона к развитию научно-технологической сферы, так и с особенностями развития региона.

Зачастую региональные институты инновационного развития представляют собой специализированные организации, оказывающие услуги различного спектра: финансирование проектов, проведение консультаций и экспертиз, информационные услуги, услуги по сопровождению и продвижению на рынок инновационных проектов. Региональными институтами инновационного развития выступают фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, инновационные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.

Фонды поддержки научной и научно-технической деятельности оказывают содействие в поддержке исследований в различных областях науки. Они финансируют фундаментальные и прикладные научные исследования, сотрудничают с учеными, научными организациями и организациями реального сектора экономики, проводят научные конференции и семинары, способствующие обмену научной информацией и опытом.

Инновационные фонды финансируют и оказывают поддержку инновационным проектам в различных отраслях экономики. Они финансируют новые технологии, разработку инновационных продуктов и услуг, проведение научных исследований, а также оказывают экспертную помощь и консультации по вопросам инновационного развития.

Бизнес-инкубатор представляет собой организацию, оказывающую поддержку молодым

и начинающим предпринимателям. Такие институты предоставляют специализированные площади для работы, оказывают консультационную и экспертную поддержку, дают доступ к инвестиционным и финансовым ресурсам, а также помогают в продвижении продукции и услуг на рынке. Бизнес-инкубаторы помогают привлечь инвестиции в регион, создают условия для формирования новых, в том числе высокотехнологичных, рабочих мест, оказывают помощь малому и среднему предпринимательству, способствуют развитию инноваций.

Технопарк - это специализированная инфраструктура, созданная для развития высокотехнологичных и инновационных проектов. Они представляют собой комплекс зданий и сооружений, где концентрируются научные и исследовательские центры, высокотехнологичные компании, стартапы и другие организации, занимающиеся инновационной деятельностью. Технопарки способствуют созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций, направленных на развитие инноваций. Кроме того, технопарки создают благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса, что является одним из ключевых факторов развития экономики региона.

Важно отметить, что такое разнообразие институтов инновационного развития существует как раз на региональном уровне, а не на федеральном. Диверсификация региональных институтов инновационного развития позволяет сосредоточить ресурсы на поддержке инновационных проектов в различных сферах экономики, а также организовать конкурсы и гранты для молодых ученых и предпринимателей.

Примерами регионов, где перечень институтов инновационного развития утвержден законодательно, являются Республика Татарстан и Красноярский край. Так, в Красноярском крае такой перечень утвержден распоряжением Правительства Красноярского края от 15 июля 2021 г. № 452-р, в котором указаны следующие институты инновационного развития, каждый из которых отвечает за свое направление развития инноваций в Красноярском крае:

1. АНО «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания» -оказывает финансовую поддержку для начала и ведения предпринимательской деятельности.

2. КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» - помогает инновационным предпринимателям реализовать и коммерциализировать идеи и выйти на рынок.

3. КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» - оказывает поддержку ученым края и инновационным предпринимателям.

В целом, в настоящее время в научно-технологической и инновационной сфере России можно выделить три уровня институтов инновационного развития (рис. 2):

1) федеральные институты инновационного развития;

2) региональные представительства федеральных институтов инновационного развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) региональные институты инновационного развития, которые создаются регионами России и действуют в интересах конкретного региона.

Рис. 2. Структура институтов инновационного развития в России (сост. на основе федерального и регионального законодательства)

Fig. 2. The structure of innovative development institutions in Russia (comp. based on federal and regional legislation)

Несомненно, институты инновационного развития играют важную роль в инновационном развитии страны и регионов. Региональные институты инновационного развития стимулируют инновационную активность в регионах, способствуют развитию кадрового потенциала, оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие региона. Положительное влияние институтов отражается и на ключевых показателях инновационной деятельности региона: повышаются затраты на исследования и разработки в структуре ВВП; в регионе увеличивается численность научных работников и исследователей; организации увеличивают объем производства инновационных товаров, оказывают работы и услуги в сфере науки и инноваций; растет число инновационных организаций, осуществляющих технологические инновации и ведущих инновационную активность.

4. Заключение. Институты инновационного развития представляют из себя многоуровневую систему институтов, оказывающих поддержку проектам в научно-технологической и инновационной сферах.

Рассмотренные в исследовании институты инновационного развития являются эффективным инструментом научно-технологической политики государства, благодаря которому происходит рост инновационных процессов и развитие научно-технологической и инновационной сфер. Институты инновационного развития способствуют экономическому росту, привлекая в сферу исследований и разработок частный капитал, тем самым реализуя эффективный механизм государственно-частного партнерства. Кроме того, институты инновационного развития проводят самостоятельные исследования

и анализируют данные, связанные с научно-технологическими и инновационными проектами, в целях оценки возможности их внедрения в реальный сектор для обеспечения экономического роста и конкурентоспособности.

Важная роль отводится институтам инновационного развития при создании условий для развития науки, технологий и инноваций в России и регионах, что реализуется посредством предоставления грантов на конкурсной основе для ученых, исследователей и технологических предпринимателей. Институты инновационного развития способствуют созданию кооперационных связей между научным и бизнес-сообществом, что позволяет ученым и специалистам разрабатывать новые технологии и продвигать их на рынок.

Таким образом, ключевая задача деятельности институтов инновационного развития заключается в использовании перспективных методов стимулирования инновационной активности, способствующих решению задач, направленных на обеспечение стабильного экономического роста в долгосрочной перспективе и диверсификации экономики.

Примечания

1 Перечень поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию от 10 февраля 2022 г. № Пр-290. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752 (дата обращения: 10.06.2022).

2 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 496 «О внесении изменений в перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению». URL: http://static. government.ru/media/files/dJKGyPGykfILgNYTWPvx2x zNp58hIzhK.pdf (дата обращения: 04.11.2023).

Литература

1. Бондаренко В. В., Чакаев Р. Р., Лескина О. Н., Танина М. А., Юдина В. А., Харитонова Т. В. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - Т. 15, вып. 6. - С. 1097-1114. - DOI: 10.24891/ni.15.6.1097.

2. Бухвальд Е. М., Сазонов С. П., Мордвинцев А. Н. Региональные институты развития и усиление роли регионов в инновационной модернизации экономики России // Бизнес. Образование. Право. - 2013. - № 1 (22). - С. 179-185.

3. Репичева К. О. Выбор лучших практик технологических парков и потенциал импорта данного института для инновационного регионального развития // Науковедение. - 2016. - Т. 8, № 6. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/144EVN616.pdf.

4. Шевцов Н. А. Влияние региональных институтов развития на инновационное развитие субъектов РФ // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов : Державинский, 2020. - С. 547-551.

5. Федотова Г. В. Роль институтов развития в реализации государственной инвестиционной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 5 (191). - С. 43-47.

6. Сидорова Е. Н., Татаркин Д. А. Институты развития как инструмент реализации государственной инвестиционной политики: анализ современного состояния, оценка результативности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2016. - Т. 15, № 4. - С. 506-528.

7. Яковлев А., Гончар К. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста // Вопросы экономики. - 2004. - № 10. - С. 32-54.

8. Бодрунов С. Д. Новое индустриальное общество. Производство. Экономика. Институты // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 2 (48). - С. 5-14.

9. Кольцова Н. В. Формирование региональных венчурных институтов как фактор развития инновационного предпринимательства // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. -№ 13. - С. 120-124.

10. Мезенцева Е. С. Анализ эффективности существующих механизмов поддержки развития малого инновационного бизнеса со стороны органов власти и региональных институтов развития // Социально-экономические проблемы развития территориальных систем и механизмы повышения их конкурентоспособности : тр. XII Междунар. конф. молодых ученых. - Екатеринбург : Ин-т экономики Ур. отд-ния РАН, 2014. - С. 89-95.

11. Филимонов К. В. Резервы совершенствования регионального бизнес-инкубатора как института развития инновационного предпринимательства в Красноярском крае // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск : Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2017. - Ч. I. - С. 77-79.

12. Симачев Ю. В., Кузык М. Г. Влияние государственных институтов развития на инновационное поведение фирм: качественные эффекты // Вопросы экономики. - 2017. - № 2. - С. 109135. - DOI: 10.32609/0042-8736-2017-2-109-135.

13. Byvshev V. I., Parfent'eva K. V., Uskov D. I., Panteleeva I. A. Regional Institutions to Support Science and Innovation: Mechanisms to Improve the Efficiency of Their Operation // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2022. - Vol. 15, No. 4. - P. 559-579.

14. Пантелеева И. А., Писарев И. В., Бывшев В. И. Итоги экспертной дискуссии «Региональные институты развития науки как драйвер роста кадрового потенциала региона» (Красноярский экономический форум 2023 г.) // Управление наукой и наукометрия. - 2023. - Т. 18, № 1. - С. 141151. - DOI: 10.33873/2686-6706.2023.18-1.141-151.

15. Подстигич А. В. Региональные институты развития и инновационные процессы в экономике территорий // Федерализм. - 2012. - № 3 (67). - С. 186-193.

References

1. Bondarenko V.V., Chakaev R.R., Leskina O.N., Tanina M.A., Yudina V.A., Kharitonova T.V. The role of regional development institutions in enhancing the innovation potential of the constituent entities of the Russian Federation. National Interests: Priorities and Security, 2019, Vol. 15, iss. 6, pp. 1097-1114. DOI: 10.24891/ni.15.6.1097. (in Russian).

2. Bukhvald E.M., Sazonov S.P., Mordvintsev A.I. Regional institutions of development and strengthening the role of regions in the innovation modernisation of Russian economics. Business. Education. Law, 2013, no. 1 (22), pp. 179-185. (in Russian).

3. Repicheva K.O. The choice of the best practices of technology parks and the potential import of this institute for innovative regional development. Naukovedenie, 2016, Vol. 8, no. 6, available at: https://naukovedenie.ru/PDF/144EVN616.pdf. (in Russian).

4. Shevtsov N.A. Vliyanie regional'nykh institutov razvitiya na innovatsionnoe razvitie subyektov RF [The influence of regional development institutions on the innovative development of the subjects of the Russian Federation], in: Global'nye problemy modernizatsii natsional'noi ekonomiki [Global problems of modernization of the national economy], Proceedings of the IX International scientific and practical conference, Tambov, Derzhavinskii publ., 2020, pp. 547-551. (in Russian).

5. Fedotova G.V. Role of institutions in the implementation of the state investment policy. Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, Vol. 7, iss. 5, pp. 43-47. (in Russian).

6. Sidorova E.N., Tatarkin D.A. The Role of the Development Institutions in the Public Investment Policy: Analysis of the Current State and Assessment of Performance. Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2016, Vol. 15, no. 4, pp. 506-528. (in Russian).

7. Yakovlev A., Gonchar K. On Using in Russia the Experience of Newly Industrialized Countries in Forming "Development Institutions" and Fostering Innovational Economic Growth. Voprosy Ekonomiki, 2004, no. 10, pp. 32-54. (in Russian).

8. Bodrunov S.D. New industrial society. Production. Economy. Institutions. Economic Revival of Russia, 2016, no. 2 (48), pp. 5-14. (in Russian).

9. Kol'tsova N.V. Formirovanie regional'nykh venchurnykh institutov kak faktor razvitiya innovat-sionnogo predprinimatel'stva [Formation of regional venture institutions as a factor in the development of innovative entrepreneurship]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk, 2010, no. 13, pp. 120-124. (in Russian).

10. Mezentseva E.S. Analiz effektivnosti sushchestvuyushchikh mekhanizmov podderzhki raz-vitiya malogo innovatsionnogo biznesa so storony organov vlasti i regional'nykh institutov razvitiya [Analysis of the effectiveness of existing mechanisms to support the development of small innovative businesses by government authorities and regional development institutions], in: Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiya territorial'nykh sistem i mekhanizmy povysheniya ikh konkurentospo-sobnosti [Socio-economic problems of the development of territorial systems and mechanisms for increasing their competitiveness], Proceedings of the XII International Conference of Young Scientists, Yekaterinburg, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences publ., 2014, pp. 89-95. (in Russian).

11. Filimonov K.V. [Rezervy sovershenstvovaniya regional'nogo biznes-inkubatora kak instituta razvitiya innovatsionnogo predprinimatel'stva v Krasnoyarskom krae Reserves for improving the regional business incubator as an institute for the development of innovative entrepreneurship in the Krasnoyarsk Territory], in: Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya [Science and education: experience, problems, prospects of development], Proceedings of the International scientific and practical conference, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Agrarian University publ., 2017, Pt. I, pp. 77-79. (in Russian).

12. Simachev Y., Kuzyk M. The impact of state development institutionson the innovative behavior of firms: qualitative effects. Voprosy Ekonomiki, 2017, no. 2, pp. 109-135. DOI: 10.32609/00428736-2017-2-109-135. (in Russian).

13. Byvshev V.I., Parfent'eva K.V., Uskov D.I., Panteleeva I.A. Regional Institutions to Support Science and Innovation: Mechanisms to Improve the Efficiency of Their Operation. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2022, Vol. 15, no. 4, pp. 559-579.

14. Panteleeva I.A., Pisarev I.V., Byvshev V.I. Results of the Expert Discussion "Regional Institutes for the Development of Science as a Driver for the Growth of the Region's Human Resources Potential" (Krasnoyarsk Economic Forum 2023). Science Governance and Scientometrics, 2023, Vol. 18, no. 1, pp. 141-151. DOI: 10.33873/2686-6706.2023.18-1.141-151. (in Russian).

15. Podstigich A.V. Regional institutions of development and innovation processes in the economy of territories. Federalism, 2012, no. 3 (67), pp. 186-193. (in Russian).

Сведения об авторах

Бывшев Владимир Игоревич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической и финансовой безопасности

Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5903-1379 Web of Science ResearcherID: AAQ-2532-2020 SPIN-код: 6072-9874

About the authors

Vladimir I. Byvshev - PhD in Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic and Financial Security

Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-5903-1379

Web of Science ResearcherID: AAQ-2532-2020

SPIN-code: 6072-9874

Писарев Иван Владимирович - 2 аспирант, 3 главный специалист отдела организации и сопровождения конкурсов

2 Адрес для корреспонденции: 660037, Россия, Красноярск, пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31/5

3 Адрес для корреспонденции: 660100, Россия, Красноярск, ул. Карла Маркса, 246

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0419-0388 SPIN-код: 9790-4224

Дрянных Екатерина Евгеньевна - студент кафедры экономической и финансовой безопасности Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: [email protected]

Вклад авторов равнозначен Для цитирования

Бывшев В. И., Писарев И. В., Дрянных Е. Е. Об институтах инновационного развития в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. -Т. 22, № 3. - С. 14-23. - DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).14-23.

Ivan V. Pisarev - 2graduate student, 3Chief specialist of the Department of organization and support of competitions

2 Postal address: 31/5, im. Gazety "Krasnoyarskii rabo-chii" pr., Krasnoyarsk, 660037, Russia

3 Postal address: 246, Karla Marksa ul., Krasnoyarsk, 660100, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0419-0388 SPIN-code: 9790-4224

Ekaterina E. Dryannyh - Student of the Department of

Economic and Financial Security

Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041,

Russia

E-mail: [email protected]

The contribution of the authors is equal

For citations

Byvshev V.I., Pisarev I.V., Dryannyh E.E. About institutions of innovative development in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 3, pp. 14-23. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3). 14-23. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.