УДК 338.2 JEL: O38
DO110.24147/1812-3988.2022.20(3)16-33
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В.И. Бывшев12, И.В. Писарев2, Д.А. Гришина
Я3
1 Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия) 2 Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности (Красноярск, Россия)
3 АО «СОГАЗ» (Красноярск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 25 июля 2022 г.
Дата принятия в печать 30 сентября 2022 г.
Тип статьи
Исследовательская статья
Ключевые слова
Региональный институт развития, региональная инновационная политика, инновационное развитие региона, инновационно-инвестиционная политика, региональная стратегия научно-технологического развития
Финансирование. Исследование ject/22-78-00011/.
Аннотация. Статья посвящена определению основных направлений совершенствования деятельности региональных институтов инновационного развития в целях реализации региональной научно-технической и инновационной политики на основе анализа деятельности региональных институтов развития в Российской Федерации. Проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для региональных институтов развития с помощью SWOT-анализа, исследуется взаимодействие региональных институтов развития с субъектами научно-технологической и производственной сферы региона, анализируется международный опыт функционирования институтов развития. В ходе исследования определяются и сравниваются основные проблемы деятельности институтов научно-технического и инновационного развития регионов Сибирского федерального округа как с развитой, так и со слабо развитой экономиками. Проводится сравнение достижения целевых индикаторов стратегии инновационного развития. Далее авторами рассматривается модель деятельности региональных институтов развития. После проведения вышеперечисленных исследований определяются основные угрозы региональной научно-технологической и инновационной сфере экономики. В исследовании перечисляется и раскрывается суть основных принципов успешного и эффективного функционирования региональных институтов научно-технологического и инновационного развития. Далее рассматриваются основные направления деятельности институтов регионального развития Сибирского федерального округа, в рамках которых предлагаются мероприятия, направленные на повышение научно-технологического и инновационного развития регионов.
выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-00011, https://rscf.ru/pro-
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF REGIONAL INSTITUTES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN ORDER TO IMPLEMENT REGIONAL SCIENTIFIC, TECHNICAL AND INNOVATION POLICY
V.I. Byvshev12,1.V. Pisarev2, D.A. Grishchina3
1 Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia) 2 Krasnoyarsk Regional Fund of Science and Technology Support (Krasnoyarsk, Russia) 3 SOGAZ (Krasnoyarsk, Russia)
Article info
Received July 25, 2022
Accepted
September 30, 2022
Type paper
Research paper
Abstract. The article is devoted to determining the main directions of improving the activities of regional institutes of innovative development in order to implement regional scientific, technical and innovation policy based on the analysis of the activities of regional development institutions in the Russian Federation. The article analyzes the strengths, weaknesses, opportunities and threats for regional development institutions using SWOT analysis, studies the interaction of regional development institutions with the subjects of the scientific, technological and industrial sphere of the region, examines the international experience of the functioning of development institutions. In the course of the study, the main problems of the activities of the institutes of scientific, technical and innovative development of the regions of the Siberian Federal District with both developed and poorly developed economies are identified and compared. The achievement of the target indicators of the innovation development strategy is compared. Further, the authors consider the model of activity of regional development institutions.
Keywords
Regional development institute, regional innovation policy, innovative development of the region, innovation and investment policy, regional strategy of scientific and technological development
After carrying out the above-mentioned studies, the main threats to the regional scientific, technological and innovative sphere of the economy are determined. In the study, the authors list and reveal the essence of the basic principles of successful and effective functioning of regional institutes of scientific, technological and innovative development. Next, the main activities of the institutes of regional development of the Siberian Federal District are considered, within the framework of which measures are proposed aimed at improving the scientific, technological and innovative development of the regions.
Acknowledgements. The research was carried out at the expense of a grant No. 22-78-00011 from the Russian Science Foundation, https://rscf.ru/project/22-78-00011/.
1. Введение. В современном мире, где научно-технологический прогресс главным образом определяет конкурентоспособность экономики, государственная политика в отношении научной, научно-технологической и инновационной деятельности играет главную роль в системе факторов структурной перестройки экономики и дальнейшего повышения эффективности и устойчивости экономических процессов, особенно в регионах России. Учитывая прогнозируемое снижение спроса на традиционные энергоресурсы, стремительное развитие технологий, а также необходимость проведения политики импортозамещения, сохранение в российских регионах прежнего уклада хозяйственных процессов может крайне навредить их экономическому развитию.
Без активизации инновационно-инвестиционной деятельности нельзя добиться значительного экономического роста и конкурентоспособности экономики в будущем. Именно поэтому эффективное применение инструментов инновационно-инвестиционной политики, в особенности институтов развития в регионах, имеет сегодня особенную ценность для социально-экономического развития территорий. Важнейшим фактором развития инновационной и инвестиционной деятельности является обеспечение благоприятных условий для их активизации, в чем и состоит главная функция систем региональных институтов развития, а также региональной научно-технической и инновационной политики [1-4].
2. Обзор литературы. Теоретическую основу настоящего исследования составили нормативно-правовые акты, стратегические и программные документы в области осуществления региональной научно-технической и инновационной политики Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных ученых, направленные на изучение и анализ деятельности региональных институтов поддержки научно-технической и инновационной деятель-
ности, отраженные в научных публикациях в специализированных экономических журналах, диссертациях.
Опыт функционирования институтов научно-технологического и инновационного развития исследуется K. Fukuda, Н.А. Екимовой, J.T. Hughes, С.А. Дятловым, Е.М. Бухвальд, И. Дежиной, Н.А. Анисимовой, Ю.А. Безруких, З.А. Васильевой [5-13]. В исследованиях Т.С. Зимняковой, И.Р. Руйги, О.Н. Владимировой, Е.В. Рудова, О.П. Кузнецовой, А.М. Балашова, С.А. Кузнецовой проводится анализ влияния деятельности региональных институтов развития на экономику, научно-технологическую и производственную сферы регионов Сибирского федерального округа [14-23].
3. Материалы и методы исследования. Информационную базу исследования составили научные публикации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат; https://rosstat.gov.ru/), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС; https://www.fed-stat.ru/), официальные сайты министерств и региональных институтов инновационного развития. В ходе проведения исследования применялись следующие методы:
1) сравнительный анализ в целях сравнения результатов деятельности региональных институтов инновационного развития;
2) табличные и графические методы представления данных, позволяющие наглядно изучить результаты и модели деятельности региональных институтов инновационного развития;
3) SWOT-анализ, позволяющий выявить для институтов инновационного развития сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
4. Результаты исследования
4.1. Международный опыт. Исследование и анализ международного опыта функционирования институтов научно-технического и инновационного развития показывает высо-
кую значимость таких институтов в процессе обеспечения социально-экономического и инновационного развития стран и регионов. Во многих государствах - лидерах технологического развития - Германии, Японии, Китае, Великобритании, Южной Корее и др. - в различное время создавались институты развития в форме агентств, корпораций, венчурных организаций, фондов развития, ключевой задачей которых являлось долгосрочное финансирование ценных для развития экономики инвестиционных и инновационных проектов. Так, в Японии с 2001 г. создаются венчурные инвестиционные фонды при высших учебных заведениях, представляющие собой институты развития, выявляющие прогрессивные и важные для развития экономики инициативы и оказывающие финансовую поддержку рискованным инновационным проектам. Университетские венчурные фонды являются связующим звеном между студенческой наукой и предпринимательством, играющим важную роль в процессе коммерциализации научных исследований и разработок. Созданные при вузах институты развития позволили Японии сформировать устойчивый поток новых разработок на основе передовых технологий, обладающих высоким коммерческим потенциалом, и усилить свое влияние на международном рынке высокотехнологичных товаров, а также ускорить экономический рост [5].
Отдельного внимания заслуживает практика Великобритании, где в каждом регионе страны создавались агентства регионального развития, выполняющие роль координатора правительственной экономической стратегии на местах. Одним из ключевых направлений деятельности данных институтов развития регионов была организация партнерского взаимодействия между местными органами власти, региональными компаниями, научно-образовательными и исследовательскими организациями. Специально созданные при каждом агентстве советы по науке и промышленности, в состав которых входили представители как государственного, так и частного секторов, оценивали целесообразность инвестиций в инновации и науку, а также способствовали развитию сбалансированной национальной научно-технологической стратегии как на региональном, так и на национальном уровне. Что важно, к руководству агентствами, назначаемому Министерством предпринимательст-
ва, инноваций и профессионального образования, в качестве членов совета привлекались не только представители местных органов власти, бизнеса и общественных организаций, но и топ-менеджеры крупных корпораций [6].
Одним из наиболее успешных агентств регионального развития в Великобритании является Агентство развития Западного Мидлен-да, при участии которого был построен британский технологический бизнес-парк /54 South Stanffordshire, на территории которого в настоящее время расположены такие значимые для региона объекты, как завод двигателей компании Jaguar Land Rover, лаборатория по тестированию пищевых продуктов и кормов Eurofins, исследовательские центры космической компании Moog и др. В 2019 г. было принято решение о расширении бизнес-парка, что, по оценкам экспертов, может способствовать созданию дополнительных 1 700 рабочих мест и привлечению до 300 млн фунтов стерлингов инвестиций [6].
На фоне достижений отдельных агентств регионального развития Великобритании в деятельности некоторых из них нередко отмечались схожие с региональными институтами развития в России проблемы: дублирование функции регионального правительства и слабое взаимодействие с местными органами власти, а также чрезмерные нецелевые траты в связи с отсутствием надлежащего контроля за расходованием средств, выделяемых агентствам. Кроме того, согласно опросу, проведенному по заказу Ассоциации местного самоуправления в 2010 г., более 35 % бизнес-респондентов, на которых ориентирована деятельность агентств, даже не подозревали об их существовании, а 54 % предприятий, информированных о деятельности агентств регионального развития, считают их присутствие в регионе бесполезным, что подтверждает проблему недостаточной информационной открытости таких структур [6-9].
Функционирование агентств регионального развития в Великобритании наглядно демонстрирует, что создание институтов развития в регионах требует творческого и индивидуального подхода, учитывающего специфические особенности территории, так как на развитие одних регионов деятельность таких организаций может действительно оказать существенное влияние, в то время как для других это воздействие может быть незначительным
и очень затратным. Данное замечание актуально и для российских регионов, где институты развития в большинстве своем создавались хаотично и, как видно из исследований И.М. Головой, А.Ф. Суховей, И.Г. Дежиной, В.М. Полтеровича, Е.М. Бухвальда, С.А. Дятлова, З.А. Васильевой, В.В. Бондаренко, не достаточно ускоряют модернизацию и инновационное развитие региональной экономики, а также слабо воздействуют на развитие научно-технологической, производственной сферы регионов [1; 3; 8; 10-13].
Институты развития стали неотъемлемой частью региональных структур во многих странах мира. В Европе даже создана специальная Ассоциация агентств развития (ЕиЕЛОЛ), объединяющая 66 организаций из 21 государства Европейского Союза и способствующая обмену информации и усилению сотрудничества между ними. Институты развития в регионах представляют собой один из важнейших инструментов управления экономическим развитием, способный, во-первых, создавать благоприятные условия для активизации научной, научно-технологической и инновационной деятельности, в том числе за счет проведения мероприятий по повышению престижа сферы научных исследований и разработок, во-вторых, выявлять значимые для социально-экономического развития проекты и оказывать им финансовую, консультационную, организационную и другие виды поддержки, в-третьих, выступать некой площадкой для взаимодействия правительства, бизнеса и научного сообщества в целях эффективного и поступательного развития в регионах экономики инновационного типа [6; 7; 9; 14].
4.2. Анализ дефицитов, сильных, слабых сторон, возможностей и угроз для региональных институтов развития в России. Потребность в построении эффективной системы институтов развития на региональном уровне обусловлена их способностью влиять на ключевые показатели развития научно-технологической сферы и уровня инновационного развития производственной сферы, такие как уровень изобретательской активности, численность занятых научными исследованиями и разработками, уровень инновационной активности организаций, объем инвестиций в основной капитал, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции, доля инноваци-
онной продукции в общем объеме экспорта и
др. [15].
Анализ влияния деятельности региональных институтов развития на экономику, научно-технологическую и производственную сферы регионов Сибирского федерального округа (далее - СФО) позволил выявить некоторые характерные черты современного состояния научной, научно-технологической, инновационной, инвестиционной и производственной деятельности в регионах, а также несовершенства и дефициты действующей системы региональных институтов развития. Несмотря на активные попытки повысить инновационную активность и создать привлекательные для инвесторов условия, во многих регионах СФО уровень регионального инновационного развития по-прежнему не соответствует высокому научно-технологическому и производственному потенциалу [16-22].
Эффективная деятельность институтов развития в регионах действительно способна создать условия для роста их экономики. Тем не менее в большинстве своем региональная система институтов развития оказывает слабое влияние на состояние научно-технологической и производственной сфер регионов, а также их экономики в целом. В регионах СФО со слабой экономикой (республики Алтай, Хакасия, Тыва) действующие институты развития из-за того, что их система сформирована не полностью или имеет проблемы в эффективности взаимодействия, недостаточной нормативно-правовой и информационной и инвестиционной обеспеченности деятельности, пока не способны создать импульс для стремительного инновационного развития экономики [18; 19].
Аналогичные проблемы присутствуют и в регионах СФО с развитой экономикой (Новосибирская и Иркутская области, Красноярский край), недостаточные темпы роста экономики, недостаточный уровень инвестиций в инновационную сферу несоответствующий научно-технологическому и производственному потенциалу регионов, вот только некоторый перечень дефицитов, которые институты развития призваны нивелировать, однако по тем или иным причинам данные проблемы в регионах присутствуют [16-19; 23; 24]. Подтверждением данного факта служит и то, что определенные в Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до
2020 г. «Инновационный край - 2020»1 целевые индикаторы не были достигнуты. Например, к 2020 г. планировалось увеличить внутренние затраты на исследования и разработки до 1,5 % ВРП, фактически же этот показатель составил 0,99 %. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг организаций промышленного
производства должен был увеличиться до 10 %, однако в реальности показатель достиг значения лишь в 4 %. Уровень инновационной активности организаций планировалось повысить до 60 % - фактическое значение в 2020 г. составило 6,7 %2.
Рассмотрим модель деятельности региональных институтов развития (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие региональных институтов развития с субъектами научно-технологической и производственной сферы региона
Fig. 1. Interaction of regional development institutions
with the subjects of the scientific, technological and industrial sphere of the region
Из представленной модели видно, что базовой функцией институтов развития является формирование связей между государством, бизнесом и наукой, организация тесного взаимодействия со всеми участниками научно-технологической и производственной сферы регионов в целях их инновационного развития. Однако это не весь их функционал, одной
из дополнительных функций институтов развития является нивелирование угроз региональной экономике, научно-технологической и производственной сфере. На основе анализа исследовательской литературы сформируем перечень таких угроз:
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том
числе высокой степенью износа основных производственных фондов;
- недостаточный объем частных инвестиций в основной капитал и инновационное развитие промышленности;
- недостаточный и непостоянный объем внутренних затрат на научные исследования и разработки;
- слабая инновационная активность организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), связанная как с оторванностью сферы научных исследований и разработок от потребностей реального сектора экономики, так и с отсутствием стабильного спроса на инновации и инновационную продукцию со стороны самого бизнеса;
- низкий уровень коммерциализации разработок, отставание в области создания передовых производственных разработок;
- низкая конкурентоспособность региональных технологий на мировом и национальном рынках;
- зависимость от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов, компонентов;
- слабая обеспеченность регионов квалифицированными научными кадрами;
- сохранение моноотраслевой экспортно-сырьевой модели промышленного производства и низкий уровень развития высокотехнологичных отраслей;
- низкая результативность инновационного развития промышленного сектора экономики;
- несовершенство законодательства в сфере поддержки научной, научно-технологической и инновационной деятельности [25-28].
Как показал анализ исследовательской литературы, развитость системы институтов развития напрямую отражает высокую степень дифференциации регионов России по уровню инновационного развития [1-3; 11-13; 29-32]. Наиболее активные инновационные регионы имеют каждый разветвленную зрелую систему региональных институтов развития, включающую институты инновационного типа - фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, венчурные инновационные фонды, в то время как регионы, отстающие по уровню инновационного развития, относительно недавно начали создавать институты развития
в научно-технологической и производственной сфере и встраивать их в систему поддержки инновационного развития. Поэтому совершенствование деятельности институтов развития как катализатора развития научно-технологической и производственной сферы необходимо, кроме прочего, и для сглаживания этого разрыва как между регионами, так и между муниципальными образованиями. Основными факторами, которые препятствуют совершенствованию деятельности региональных институтов развития, являются:
1) несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности институтов развития, отсутствие четкой комплексной стратегии их деятельности, определяющей их роль в обеспечении социально-экономического развития, а также развития научно-технологической и производственной сферы региона;
2) отсутствие устойчивого и эффективного взаимодействия между региональными институтами развития;
3) дублирование функций, что приводит к существованию ненужной конкуренции в достижении целей регионального развития и «сбивает» потенциальных пользователей услуг институтов развития;
4) отсутствие единой системы контроля и оценки эффективности работы институтов развития, их реального влияния на социально-экономическое, научно-технологическое и производственное развитие региона;
5) отсутствие системы мониторинга за их деятельностью и актуального реестра региональных институтов развития, участвующих в поддержке инновационной и производственной деятельности;
6) ограниченность круга субъектов научной и научно-технической деятельности, чью деятельность поддерживают региональные институты развития, ввиду действия негативных социально-демографических тенденций, а также низкой информационной и маркетинговой активности самих организаций;
7) концентрация деятельности институтов развития прежде всего на использовании государственных средств в целях поддержки проектов традиционного сектора экономики, приносящих более быстрый социально-экономический эффект, чем инновационные проекты;
8) ограниченный объем финансовых ресурсов институтов развития, испытывающих
при этом трудности с привлечением частных инвестиций и поддержкой более рискованных инновационных проектов, что сдерживает потенциал технологического и экономического развития регионов.
4.3. Направления совершенствования деятельности институтов развития в регионах. Прежде чем перейти к практическим рекомендациям в рамках совершенствования регулирования деятельности региональных институтов развития, выделим основные, по нашему мнению, принципы успешного и эффективного функционирования институтов развития:
1) принцип согласованности - так как институты развития выступают инструментом государственной политики, их деятельность должна согласовываться с выделенными в региональных стратегиях социально-экономического и инновационного развития приоритетными направлениями и должна быть нацелена на нивелирование существующих вызовов и угроз экономике, а также научно-технологической и производственной сферы;
2) принцип стратегического характера деятельности - институтам развития необходимо создавать собственные стратегии (концепции) развития, определяющие в кратко-, средне- и долгосрочном периодах основные цели их деятельности, а также закрепляющие
Обобщая выделенные дефициты и угрозы, используя метод SWOT-aнaлизa, осуществим анализ деятельности институтов развития СФО и определим их сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
показатели социально-экономического и инновационного развития, достижение которых будет считаться признаком эффективности деятельности института;
3) принцип точечности - эффект от деятельности региональных институтов развития ощутим только в том случае, если она имеет четкую направленность на повышение конкретных показателей экономики, научно-технологической и производственной сферы региона, институтам развития не следует «распыляться» в своей деятельности: разделение между институтами функций и концентрация деятельности каждого на конкретном направлении социально-экономического, инновационного развития региона позволит повысить эффективность всей системы региональных институтов развития;
4) принцип комплексности - региональные институты развития должны составлять единую сеть, систему, т. е. при самостоятельности каждого элемента должно достигаться некое единство взаимосвязанных элементов для достижения стратегических целей социально-экономического развития территории;
SWOT-анализ деятельности региональных институтов развития SWOT analysis of the activities of regional development institutions
Сильные стороны: 1) осуществление грантовой поддержки научных исследований и разработок; 2) наличие в большинстве регионов СФО развитого научно-образовательного и исследовательского комплекса; 3) наличие крупных предприятий, представляющих реальный и потенциальный спрос на НИОКР и инновации; 4) обеспеченность бюджетными средствами Слабые стороны: 1) отсутствие устойчивого и эффективного взаимодействия между региональными институтами развития; 2) ограниченность круга субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности; 3) низкий уровень кооперации между наукой и бизнесом; 4) низкий уровень коммерциализации инновационных разработок и низкая доля инновационной продукции
Возможности: 1) расширение круга субъектов научной и научно-технической деятельности за счет реализации совместных проектов между институтами инновационного развития различных регионов; 2) межрегиональное сотрудничество; 3) привлечение частных инвестиций к реализации проектов институтов развития Угрозы: 1) сохранение сложившейся структуры экономики с преобладанием добывающего сектора и низкой долей сектора переработки и инноваций; 2) неактуальное региональное законодательство в сфере поддержки научной и научно-технической деятельности; 3) усиление конкуренции за инвестиционные и научные кадровые ресурсы между регионами
5) принцип синергии - для ускорения инновационного и экономического развития региона необходимо обеспечить эффективное интегрированное и синхронное взаимодействие между действующими региональными институтами развития: система институтов развития должна связывать весь инновационный процесс - от фундаментальных и прикладных научных исследований и создания опытного образца до маркетингового продвижения, внедрения и коммерциализации научных разработок и инноваций;
6) принцип диверсификации и приоритетности направлений поддержки - деятельность институтов развития должна быть адаптивной и отвечать текущим требованиям и потребностям социально-экономического и инновационного развития региона, при реализации своих функции институты развития должны обеспечивать конкуренцию проектов для выбора лучшего варианта, по-настоящему способного внести вклад в развитие региона;
7) принцип публичности - открытость информации о деятельности институтов развития в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечение прозрачности расходования средств на поддержку проектов создает возможности для активизации общественного контроля и последующего устранения слабых, неэффективных институтов развития;
8) принцип эффективности - заключается в достижении оптимального соотношения результатов деятельности системы региональных институтов развития (повышение инновационной активности организаций, увеличение числа научных исследователей, количества субъектов малого и среднего предпринимательства, рост темпов ВРП, производительности труда и др.) и затрат на функционирование данных институтов;
9) принцип доступности - государственная поддержка, реализуемая институтами развития, в различной форме должна осуществляться на всех стадиях научно-технологического процесса и для всех субъектов инновационной деятельности: МСП, занятых научными исследованиями и разработками, инновационных компаний, промышленных организаций, имеющих потребности во внедрении инноваций, и др. - институты развития должны устра-
нять административные барьеры, а не создавать их, чтобы государственная поддержка осуществлялась в нужное для субъекта время и действительно разрешала его потребности.
Учитывая выявленные проблемы институтов развития СФО и их слабое влияние на экономику, научно-технологическую и производственную сферы регионов, можно говорить о несоответствии их деятельности некоторым из принципов, таким, например, как принципы стратегического характера деятельности, комплексности, синергии и др. Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности региональных институтов развития, их слабая информационная открытость, а также отсутствие устойчивого и эффективного взаимодействия между данными организациями значительно сокращают возможности институтов развития СФО воздействовать на экономическое, научно-технологическое и производственное развитие регионов. Реализация данных принципов при создании или оптимизации институтов развития позволила бы использовать преимущества данного инструмента государственной инновационно-инвестиционной политики в полной мере.
Таким образом, для совершенствования регулирования деятельности институтов развития СФО предлагается проведение мероприятий по следующим направлениям:
- нормативно-правовое направление -мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности региональных институтов развития;
- организационно-управленческое направление - мероприятия по совершенствованию системы регулирования деятельности институтов развития;
- информационно-аналитическое направление - мероприятия по совершенствованию информационного сопровождения деятельности институтов развития, способствующие повышению их узнаваемости, а также улучшению инвестиционного и инновационного климата.
Направления совершенствования деятельности институтов развития СФО в целях повышения экономического научно-технологического и производственного развития регионов с указанием практических мероприятий и рекомендаций приведены на рис. 2.
Совершенствование
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
региональных институтов развития
Рис. 2. Направления совершенствования деятельности институтов развития Сибирского федерального округа
Fig. 2. Directions for improving the activities of development institutes of the Siberian Federal District
Подробно рассмотрим каждое из предложенных мероприятий. В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности институтов развития предлагается:
1. Создание специализированного раздела о действующих институтах развития в СФО в стратегиях социально-экономического и инновационного развития регионов СФО. В сфере нормативно-правового регулирования научной, научно-технической, инновационной и производственной деятельности СФО на сегодняшний день сформировано обширное правовое поле. Вместе с тем анализ нормативно-правового обеспечения деятельности институтов развития показал, что зачастую информация о правовом статусе региональных институтов развития разбросана по многим нормативно-правовым актам, представлена фрагментарно и, собственно, не отвечает на все вопросы регулирования деятельности институтов развития и их участия в социально-экономи-
ческом и инновационном развитии региона. В итоге - связь деятельности институтов развития с реализацией приоритетов социально-экономического и инновационного развития региона прослеживается достаточно размыто или вовсе отсутствует.
Создание специализированного раздела в стратегических документах региона предполагает:
- закрепление действующих на территории институтов развития;
- определение основных целей, задач и функций каждого из институтов, их роли в социально-экономическом и инновационном развитии региона;
- определение показателей научно-технологического и производственного развития, на которые институты развития способны воздействовать посредством выполнения своих функций.
Дополнение стратегических документов соответствующим разделом позволит не толь-
ко закрепить правовой статус и роль институтов развития в экономике, а также научно-технологической и производственной сферах регионов, но и снизить риск дублирования функционала при создании институтов развития. Кроме того, в специализированном разделе предлагается предусмотреть формирование системы региональных институтов развития, т. е. представить сетевое взаимодействие институтов между собой. Особое внимание в документе следует уделить институтам инновационного развития экономики региона, формирующим механизм «инновационного лифта» и являющимся главными драйверами построения экономики знаний.
2. Обязательное создание концепций развития на 2-3 года каждым институтом развития. В целях реализации принципа эффективности и осуществления мониторинга деятельности институтов развития СФО предлагается ввести обязательное создание и публикацию в открытом доступе концепции развития каждой такой организации.
Как не раз отмечалось, деятельность институтов развития должна носить программно-целевой характер, быть адаптивной и актуальной текущим требованиям социально-экономического и инновационного развития региона, а также согласовываться со стратегическими документами в области научно-технологического развития.
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» разработка средне- и долгосрочных программ поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности является обязательной только для фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, в то время как для других институтов развития таких требований нет, что, в свою очередь, усложняет системную работу таких организаций.
Таким образом, предполагается, что в концепции развития каждого института обязательными разделами будут:
- цели и задачи деятельности регионального института развития на плановый период;
- перечень направлений деятельности и планируемые мероприятия института развития;
- формы взаимодействия с федеральными и региональными институтами развития;
- основные ограничения деятельности института развития, т. е. внешние и внутренние угрозы развитию научно-технологической и производственной сферы;
- показатели эффективности деятельности, как специализированные - характерные для определенного типа института развития, например количество поддержанных проектов, новых рабочих мест, число зарегистрированных МСП инновационного типа, число патентов, зарегистрированных благодаря оказанной государственной поддержке и др., - так и отражающие вклад института в изменение индикаторов социально-экономического и инновационного развития.
Помимо упомянутых разделов в концепции развития также должна присутствовать информация о результатах внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе информация о соответствии деятельности института развития стратегическим и нормативно-правовым документам региона, объективности отчетности и эффективности проводимых мероприятий.
Создание концепций позволит структурировать и повысить прозрачность деятельности институтов развития, а также отразить социально-экономический эффект деятельности для региона.
В рамках организационно-управленческого направления предлагается совершенствовать регулирование деятельности институтов развития посредством создания координационного совета деятельности институтов развития при региональных министерствах экономики и регионального развития (или аналогичных региональных ведомств) - некой централизованной площадки для сотрудничества между институтами развития.
Создание такой структуры позволит обеспечить сетевое взаимодействие институтов развития, проанализировать их опыт работы и разработать эффективную модель функционирования региональных институтов развития с учетом специфики региона, а также состояния его экономики. Кроме того, реализация данного мероприятия позволит решить проблему отсутствия «сплоченности» в деятельности разных структур, отвечающих за стимулирование инвестиционного и инновационного потенциала, размытость и дублирование выполняемых ими функций.
Таким образом, целью данного проекта является координация функций, обязанностей
институтов развития и устранение проблемы дублирования функционала, формирование основных направлений деятельности институтов развития с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, осуществление контроля за их деятельностью, создание условий для сотрудничества институтов развития между собой, в том числе межрегионального.
Предполагается, что в состав координационного совета войдут представители региональных органов исполнительной власти, а также руководители действующих институтов развития различного типа. Заседания координационного совета будут проводиться по мере необходимости, но не реже, чем один раз в полугодие.
Задачами координационного совета являются:
1) разработка предложений высшему должностному лицу субъекта и органу исполнительной власти по вопросам бюджетного финансирования деятельности институтов развития, совершенствования системы институтов развития и повышению эффективности реализации мер государственной поддержки научной, научно-технологической и инновационной деятельности;
2) обеспечение взаимной согласованности мер поддержки и ключевых показателей эффективности деятельности институтов развития в части сроков и приоритетных для стратегического развития региона направлений поддержки;
3) формирование совместных планов работы по приоритетным направлениям поддержки;
4) обсуждение результатов деятельности институтов развития и выработка предложений по корректировке мер поддержки субъектов;
5) размещение информации о целях, задачах и роли региональных институтов развития в обеспечении социально-экономического и инновационного развития в стратегических и программных документах региона;
6) содействие межрегиональному сотрудничеству институтов развития.
Создание данного коллегиального органа позволит повысить эффективность системы региональных институтов развития за счет реализации принципа синергии, а также выработать единую политику в научно-технической и инновационной сферах региона.
Также координационный совет может стать платформой для межрегионального взаимодействия и сотрудничества, осуществляемого посредством обмена опытом, проведения совместных круглых столов, конкурсов, организации участия представителей институтов развития в экономических форумах, научных и инновационных выставках. Например, в будущем возможно инициировать проведение Межрегионального форума институтов развития в рамках Технопрома или Красноярского экономического форума с приглашением в качестве выступающих представителей лучших институтов развития инновационно активных регионов - Красноярского края, Томской и Новосибирской областей. Данное мероприятие, помимо прочего, позволит улучшить инновационный и инвестиционный климат в регионах СФО. В свою очередь, организация комплексного межрегионального взаимодействия может способствовать не только совершенствованию инструментов государственной поддержки, оказываемой институтами развития, но и повышению квалификации управленческих кадров и сотрудников данных структур. Анализ опыта регионов - лидеров инновационного развития и функционирования их системы институтов развития позволит применить лучшие практики в других регионах и повысить эффективность деятельности региональных институтов развития.
Согласно социологическим исследованиям Российского союза промышленников и предпринимателей, представленных в рамках Недели российского бизнеса в 2019 г., одними из основных препятствий, возникающих при обращении в региональные институты развития, являются отсутствие представления о том, чем институты развития могут реально помочь, и отсутствие понимания того, к кому конкретно нужно обращаться3.
Таким образом, одной из основных проблем деятельности региональных институтов развития является слабая информационная обеспеченность, не позволяющая расширить круг объектов поддержки и облегчить процессы получения государственной поддержки.
Именно поэтому в рамках информационно-аналитического направления совершенствования деятельности региональных институтов развития предлагается:
1. Создание единого информационного портала институтов инновационного разви-
тия региона. Концепция данного мероприятия состоит в формировании современного информационного портала с актуальной информацией о действующих институтах развития, осуществляющих государственную поддержку научной, научно-технологической и инновационной деятельности на территории региона, в целях систематизации информации о данных организациях, привлечения внимания к деятельности региональных институтов развития, расширения целевой аудитории, улучшения инвестиционного и инновационного климата региона.
В сфере информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности сложилась ситуация, когда при наличии большого количества информации выявление местонахождения необходимых сведений крайне затруднено. Вдобавок найденные сведения не всегда бывают актуальны. Создание единого информационного портала институтов инновационного развития позволит пользователям -потенциальным объектам поддержки данных институтов, субъектам МСП, исследователям, инновационным компаниям, инвесторам и представителям бизнес-сообщества - быстрее находить информацию о деятельности институтов развития, в том числе о ее результатах, а также о поддержке, осуществляемой ими. Здесь также могут размещаться аналитические материалы и доклады, подготовленные координационным советом.
Кроме того, специальное окно позволит потенциальным объектам поддержки подробно рассказать о своей инновационной разработке или компании и оставить контакты для связи со специалистом определенного института развития, выбранного пользователем в зависимости от его потребностей, что позволит снизить риски административных барьеров и излишней бюрократизации при подаче первичных документов на оказание государственной поддержки.
Таким образом, единый информационный портал институтов развития региона должен включать следующие разделы:
- информация о действующих институтах инновационного развития с указанием их возможностей, функций, а также контактов и ссылкой на официальный сайт;
- краткие результаты работы институтов инновационного развития;
- форма обратной связи для направления инновационного проекта на рассмотрение, пред-
ложений или консультации по интересующим вопросам;
- новостная сводка о мероприятиях, проводимых региональными институтами развития;
- интерактивная карта институтов инновационного развития.
При дальнейшем развитии данной идеи возможно дополнение портала специальной вкладкой, содержащей информацию о реестре поддержанных научных исследований, инновационных проектов и стартапов, включая те, которые нуждаются в дополнительном финансировании и инвестициях.
Создание единого информационного портала институтов инновационного развития позволит решить проблему слабой информационной обеспеченности деятельности данных организаций. Кроме того, реализация данного мероприятия благоприятно скажется на состоянии инновационного и инвестиционного климата и привлечет большее внимание к деятельности институтов развития со стороны потенциальных объектов поддержки, а также позволит повысить эффективность взаимодействия институтов развития, в том числе с молодыми учеными и предпринимателями. В рамках повышения маркетинговой активности институтов развития, помимо создания единого информационного портала, предлагается также активизировать рекламную и РЛ-деятельность институтов развития в местных СМИ.
2. Создание обязательного реестра региональных институтов развития. Обсуждение необходимости создания реестра региональных институтов развития продолжается на протяжении нескольких лет, тем не менее на сегодняшний день актуального реестра подобных организаций нет ни в одном регионе СФО. Необходимость инициирования создания реестра региональных институтов развития и обязательного предоставления сведений в такой реестр со стороны федеральных органов власти создает условия, при которых регионы не торопятся реализовывать данное мероприятие. Тем не менее создание реестра региональных институтов развития в рамках информационно-аналитического направления совершенствования регулирования деятельности таких структур позволит своевременно актуализировать информацию о действующих организациях и будет полезно для целей как федеральных, региональных и местных государственных органов, так и предпринимателей
и других участников социально-экономического и инновационного развития региона.
Ответственными за составление сводного реестра может быть министерство экономики и регионального развития при содействии созданного координационного совета деятельности институтов развития.
Предполагается, что реестр будет включать следующую информацию:
- наименование института развития;
- вид института развития исходя из главного направления его деятельности;
- получатели поддержки (тип субъекта инновационной или производственной деятельности);
- перечень услуг, оказываемых институтом развития (краткая характеристика его деятельности);
- контактные данные и информация о руководителе;
- адрес;
- официальный интернет-сайт.
Таким образом, создание реестра и своевременное его обновление - не менее раза в 2 года - позволит решить проблему неактуальности данных о региональных институтах развития, а также будет способствовать закреплению их официального статуса в системе инновационного и социально-экономического развития регионов России.
5. Заключение. В результате исследования определено, что неэффективная деятельность региональных институтов развития и существование проблем их функционирования может привести не только к снижению влияния институтов развития на экономическое, научно-технологическое и производственное
развитие регионов СФО, но и способствовать усилению воздействия угроз на данные сферы регионов. И наоборот - проведение адаптивной, способствующей экономическому благополучию инновационно-инвестиционной политики, в том числе через организацию высокоэффективной системы региональных институтов развития, позволяет воздействовать на существующие угрозы инновационной, инвестиционной и производственной составляющих экономики и нивелировать их, а также реализовывать планомерную и успешную региональную политику в научно-технической и инновационной сферах.
Несмотря на разнообразие систем региональных институтов развития, выделенные нами внутренние угрозы эффективности их функционирования скорее являются не исключением из правил, а общей тенденцией, характерной не только для субъектов СФО, но и других российских регионов. Поэтому предложенные направления по совершенствованию регулирования деятельности региональных институтов развития могут быть полезны в рамках оптимизации деятельности региональных институтов развития во многих субъектах Российской Федерации.
Примечания
1 Утв. Указом Губернатора Красноярского края от 24 ноября 2011 г. № 218-уг.
2 Красноярский краевой статистический ежегодник. 2020: стат. сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2021. 516 с.
3 О деятельности РСПП в 2019 году: докл. / Рос. союз промышленников и предпринимателей. М., 2020. 166 с. URL: 1^://герр.ш/ир^/^/а0ЬЮт-чет о работе РСПП в 2019 году 10.03.2020 итог на рассылку.pdf.
Литература
1. Суховей А. Ф., Голова И. М. Дифференциация стратегий инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономической политики в РФ // Экономика региона. - 2020. - Т. 16, № 4. - С. 1302-1317. - DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-20.
2. Домнина И. Н., Маевская Л. И. Региональные институты развития в рамках стратегического планирования инновационной структуры российской экономики // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2017. - № 2 (12). - С. 62-80.
3. Бондаренко В. В., Чакаев Р. Р., Лескина О. Н., ТанинаМ. А., Юдина В. А., Харитонова Т. В. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - Т. 15, № 6 (375). - С. 1097-1114. - DOI: 10.24891/ni.15.6.1097.
4. Asheim B. T. Smart specialisation, innovation policy and regional innovation systems: what about new path development in less innovative regions? // Innovation: The European Journal of Social Science Research. - 2019. - Vol. 32, № 1. - P. 8-25.
5. Fukuda K. Science, technology and innovation ecosystem transformation toward society 5.0 // International journal of production economics. - 2020. - Vol. 220. - Art. 107460.
6. Екимова Н. А. Институты регионального развития: опыт Великобритании // Журнал институциональных исследований. - 2020. - Т. 12, № 3. - С. 42-59. - DOI: 10.17835/20766297.2020.12.3.042-059.
7. Keeble D. High-technology industry and local environments in the United Kingdom // High Technology Industry and Innovative Environments / ed. by Ph. Aydalot, D. Keeble. - Routledge, 2018. -P. 65-98.
8. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -
2016. - № 5 (47). - С. 34-56. - DOI: 10.15838/esc.2016.5.47.2.
9. Hughes J. T. Policy Analysis in the Highlands and Islands Development Board // The Journal of the Operational Research Society. - 1982. - Vol. 33, iss. 12. - P. 1055-1064. - DOI: 10.1057/jors.1982.225.
10. Дятлов С. А., Ануфриева Д. В. Формирование институтов регулирования цифровой экономики в Санкт-Петербурге // Инновации. - 2019. - № 5 (247). - С. 80-83. - DOI: 10.26310/20713010.2019.63.73.011.
11. Бухвальд Е. М. Институты развития и национальная безопасность Российской Федерации // Развитие и безопасность. - 2021. - № 1 (9). - С. 16-28. - DOI: 10.46960/2713-2633_2021_1_16.
12. Дежина И. Институты развития: что известно об их эффективности? // Троицкий вариант. - 2013. - № 126. - C. 4. - URL: http://trv-science.ru/2013/04/09/instituty-razvitiya-chto-izvestno-ob-ikh-ehffektivnosti.
13. Кадровый потенциал инновационного развития региона: оценка потребности и современные технологии подготовки инженерно-технических кадров / под общ. ред.: Е. В. Мельниковой, Ю. А. Безруких. - Красноярск : Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, 2019. - 188 с.
14. Агентства регионального развития и их особенности: международный опыт // Капитал страны. - 2012. - 4 апр. - URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/agentstva_regionalnogo_razvi-tiya_i_ih_osobennosti_mezhdunarodnyj_opyt/ (дата обращения: 28.07.2020).
15. Карпов А. Л. Конкурентное поведение в системе предпринимательской деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 3. - С. 69-73.
16. Зимнякова Т. С. Факторы производительности труда ресурсных и «нересурсных» регионов // Вопросы управления. - 2021. - № 2 (69). - С. 47-60. - DOI: 10.22394/2304-3369-2021-2-47-60.
17. Руйга И. Р., Васильева З. А. Оценка влияния процессов цифровизации на инновационное развитие региона // Цифровая экономика, умные инновации и технологии : сб. тр. Нац. (Всерос.) науч.-практ. конф. с зарубежным участием (Санкт-Петербург, 18-20 апр. 2021 г.). - СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 223-225. - DOI: 10.18720/IEP/2021.1/68.
18. Владимирова О. Н., Малова О. Т. Основные тенденции формирования и развития инновационной инфраструктуры Сибирского федерального округа // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - Т. 22, № 7. - С. 100-108.
19. Рудой Е. В., Афанасьев Е. В., Федяев П. М. Проблемы инновационного развития сельскохозяйственного производства в Сибирском федеральном округе // Вестник АПК Ставрополья. -
2017. - № 2 (26). - С. 201-206.
20. Кузнецова С. А. Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития // Регион: Экономика и Социология. - 2016. - № 2 (90). - С. 201-221. - DOI: 10.15372/REG20160212.
21. Кузнецова О. П., Юмаев Е. А. Промышленная политика и инновационное развитие региона (на материалах Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2017. - № 3 (59). - С. 192-200. - DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.192-200.
22. Балашов А. М. Инновационное развитие региона и роль в нем государственно-частного партнерства (на примере Новосибирской области) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. -Т. 10, № 8-1. - С. 36-50. - DOI: 10.34670/AR.2020.44.24.004.
23. Иванцова Е. Д., Пыжев А. И. Факторы успешности приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в России: эконометрический анализ // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16, № 2. - С. 315-330. - DOI: 10.21202/2782-2923.2022.2.315-330.
24. Пыжева Ю. И., Зандер Е. В., Пыжев А. И. На пути к устойчивому развитию российских регионов: комплексный обзор эмпирических исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 14, № 7. - С. 1063-1079. - DOI: 10.17516/1997-1370-0785.
25. Ионин Р. В. Понятие и сущность инновационной безопасности региона // Образование и наука в России и за рубежом. - 2020. - № 7 (71). - С. 138-142.
26. Куклина Е. А., Старикова О. В. Устойчивое развитие регионов России и региональная безопасность в контексте new normal // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2016. -Т. 15, № 3. - С. 401-419. - DOI: 10.15826/vestnik.2016.15.3.021.
27. Руйга И. Р., Лихачева Т. П., Зырянова И. И. Метрики факторной оценки производительности труда в системе мониторинга угроз экономической безопасности регионов ресурсного типа // Развитие российской экономики и ее финансовая безопасность в условиях современных вызовов и угроз : материалы Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Ростов-на-Дону, 22-23 окт. 2020 г.). -Ростов н/Д. : Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2020. - С. 291-296.
28. Руйга И. Р., Ямщиков А. С., Тетерин Ю. А., Чайка А. А. Мониторинг угроз внешнеэкономической безопасности регионов сырьевой направленности: формирование системы критериев и показателей оценки, практическая реализация // Российское предпринимательство. - 2018. -Т. 19, № 12. - С. 3689-3704. - DOI: 10.18334/rp.19.12.39554.
29. Идзиев Г. И. Взаимодействие федеральных и региональных институтов развития - ведущий фактор модернизации экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 4 (126). - С. 91-96. - DOI: 10.26726/1812-7096-2021-4-91-96.
30. Виленский А. В. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития: экстенсивный рост // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - Т. 11, № 8-1. - С. 135-144. - DOI: 10.34670/AR.2021.43.59.018.
31. Ситохова Т. Е., Хачиров К. А., Кумаритова З. А. Макроэкономические инструменты развития инвестиционной парадигмы регионального экономического пространства // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 1, № 7 (127). - С. 113-121. - DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2022.07.01.011.
32. Глазьев С. Ю. Регулирование инновационных процессов в новом технологическом и мирохозяйственном укладах // Экономическое возрождение России. - 2022. - № 2 (72). - С. 24-27. -DOI: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-24-27.
References
1. Sukhovey A.F., Golova I.M. Differentiation of strategies for innovative development of regions as a condition for improving the effectiveness of socio-economic policy in the Russian Federation. The economy of the region, 2020, Vol. 16, no. 4, pp. 1302-1317. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-20. (in Russian).
2. Domnina I.N., Mayevskaya L.I. Regional development institutes within the framework of strategic planning of the innovative structure of the Russian economy. Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. Series: Economic Sciences, 2017, No. 2 (12), pp. 62-80. (in Russian).
3. Bondarenko V.V., Chakaev R.R., Leskina O.N., Tanina M.A., Yudina V.A., Kharitonova T.V. The role of regional development institutions in enhancing the innovation potential of the constituent entities of the Russian Federation. National Interests: Priorities and Security, 2019, Vol. 15, no. 6 (375), pp. 1097-1114. DOI: 10.24891/ni.15.6.1097. (in Russian).
4. Asheim B.T. Smart specialisation, innovation policy and regional innovation systems: what about new path development in less innovative regions?. Innovation: The European Journal of Social Science Research, 2019, Vol. 32, no. 1, pp. 8-25.
5. Fukuda K. Science, technology and innovation ecosystem transformation towards society 5.0. International journal ofproduction economics, 2020, Vol. 220, art. 107460.
6. Ekimova N.A. Institutes of regional development: the experience of Great Britain. Journal of Institutional Research, 2020, Vol. 12, no. 3, pp. 42-59. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.042-059. (in Russian).
7. Keeble D. High-technology industry and local environments in the United Kingdom. Aydalot Ph., Keeble D. (eds.). High Technology Industry and Innovative Environments, Routledge publ., 2018, pp. 65-98.
8. Polterovich V.M. Institutions of catch-up development (to the project of a new model of economic development of Russia). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, No. 5 (47), pp. 34-56. DOI: 10.15838/esc.2016.5.47.2. (in Russian).
9. Hughes J.T. Policy Analysis in the Highlands and Islands Development Board. The Journal of the Operational Research Society, 1982, Vol. 33, iss. 12, pp. 1055-1064. DOI: 10.1057/jors.1982.225.
10. Dyatlov S.A., Anufrieva D.V. Formation of institutions of regulation of the digital economy in St. Petersburg. Innovation, 2019, No. 5 (247), pp. 80-83. DOI: 10.26310/2071-3010.2019.63.73.011. (in Russian).
11. Buchwald E.M. Institutes of development and national security of the Russian Federation. Development and security, 2021, No. 1 (9), pp. 16-28. DOI: 10.46960/2713-2633_2021_1_16. (in Russian).
12. Dezhina I. Development institutes: what is known about their effectiveness?. Troitskii variant, 2013, No. 126, p. 4, available at: http://trv-science.ru/2013/04/09/institute-razvitiya-chto-izvestno-ob-ikh-ehffektivnost. (in Russian).
13. Mel'nikova E.V., Bezrukikh Yu.A. (eds.). Personnel potential of innovative development of the region: needs assessment and modern technologies for training engineering and technical personnel. Krasnoyarsk, Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Re-shetnev publ., 2019. 188 p. (in Russian).
14. Regional Development Agencies and their features: International experience. Capital of the Country, April 4, 2012, available at: http://kapital-rus.ru/articles/article/agentstva_regionalnogo_razvi-tiya_i_ih_osobennosti_mezhdunarodnyj_opyt/ (accessed: July 28, 2020). (in Russian).
15. Karpov A.L. Competitive behavior in the system of entrepreneurial activity. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2012, No. 3, pp. 69-73. (in Russian).
16. Zimnyakova T.S. Factors of labor productivity of resource and "non-resource" regions. Management issues, 2021, No. 2 (69), pp. 47-60. DOI: 10.22394/2304-3369-2021-2-47-60. (in Russian).
17. Ruiga I.R., Vasilyeva Z.A. Assessment of the impact of digitalization processes on the innovative development of the region, in: Digital economy, smart innovations and technologies, Proceedings of the National (All-Russian) scientific and practical conference with foreign participation (St. Petersburg, April 18-20, 2021), St. Petersburg, POLITEKh PRESS publ., 2021, pp. 223-225. DOI: 10.18720/IEP/2021.1/68. (in Russian).
18. Vladimirova O.N., Malova O.T. The main trends in the formation and development of innovative infrastructure of the Siberian Federal District. Bulletin of the Trans-Baikal State University, 2016, Vol. 22, no. 7, pp. 100-108. (in Russian).
19. Rudoy E.V., Afanasyev E.V., Fedyaev P.M. Problems of innovative development of agricultural production in the Siberian Federal District. Bulletin of Agroindustrial complex of Stavropol, 2017, No. 2 (26), pp. 201-206. (in Russian).
20. Kuznetsova S.A. Small and medium business: innovative priorities and development problems. Region: Economics and Sociology, 2016, No. 2 (90), pp. 201-221. DOI: 10.15372/REG20160212. (in Russian).
21. Kuznetsova O.P., Yumaev E.A. Industrial policy and innovative development of the region (based on the materials of the Omsk region). Herald of the Omsk University. Series "Economics", 2017, No. 3 (59), pp. 192-200. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.192-200. (in Russian).
22. Balashov A.M. Innovative development of the region and the role of public-private partnership in it (on the example of the Novosibirsk region). Economy: yesterday, today, tomorrow, 2020, Vol. 10, no. 8-1, pp. 36-50. DOI: 10.34670/AR.2020.44.24.004. (in Russian).
23. Ivantsova E.D., Pyzhev A.I. Success factors of priority investment projects in the field of forest development in Russia: econometric analysis. Russian Journal of Economics and Law, 2022, Vol. 16, no. 2, pp. 315-330. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.2.315-330. (in Russian).
24. Pyzheva Yu.I., Zander E.V., Pyzhev A.I. On the way to sustainable development of Russian regions: a comprehensive review of empirical research. Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities, 2021, Vol. 14, no. 7, pp. 1063-1079. DOI: 10.17516/1997-1370-0785. (in Russian).
25. Ionin R.V. The concept and essence of innovative security of the region. Education and science in Russia and abroad, 2020, No. 7 (71), pp. 138-142. (in Russian).
26. Kuklina E.A., Starikova O.V. Sustainable development of Russian regions and regional security in the context of new normal. Bulletin of UrFU. Series: Economics and Management, 2016, Vol. 15, no. 3, pp. 401-419. DOI: 10.15826/vestnik.2016.15.3.021. (in Russian).
27. Ruiga I.R., Likhacheva T.P., Zyryanova I.I. Metrics of factor assessment of labor productivity in the monitoring system of threats to the economic security of resource-type regions, in: Development of the Russian economy and its financial security in the conditions of modern challenges and threats, Proceedings of the International scientific and practical online conference (Rostov-on-Don, October 22-23, 2020), Rostov-on-Don, Rostov State University of Economics "RINH" publ., 2020, pp. 291-296. (in Russian).
28. Ruiga I.R., Yamshchikov A.S., Teterin Yu.A., Chaika A.A. Monitoring of threats to the external economic security of raw-material regions: formation of a system of criteria and evaluation indicators, practical implementation. Russian Entrepreneur ship, 2018, Vol. 19, no. 12, pp. 3689-3704. DOI: 10.18334/rp.19.12.39554. (in Russian).
29. Idziev G.I. Interaction of federal and regional development institutions - a leading factor in the modernization of the region's economy. Regional problems of economic transformation, 2021, No. 4 (126), pp. 91-96. DOI: 10.26726/1812-7096-2021-4-91-96. (in Russian).
30. Vilensky A.V. Special economic zones and territories of advanced socio-economic development: extensive growth. Economy: yesterday, today, tomorrow, 2021, Vol. 11, no. 8-1, pp. 135-144. DOI: 10.34670/AR.2021.43.59.018. (in Russian).
31. Sitokhova T.E., Khachirov K.A., Kumaritova Z.A. Macroeconomic instruments for the development of the investment paradigm of the regional economic space. Economics and management: problems, solutions, 2022, Vol. 1, no. 7 (127), pp. 113-121. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2022.07.01.011. (in Russian).
32. Glazyev S.Yu. Regulation of innovative processes in the new technological and world economic order. The economic revival of Russia, 2022, No. 2 (72), pp. 24-27. DOI: 10.37930/1990-97802022-2-72-24-27. (in Russian).
Сведения об авторах
Бывшев Владимир Игоревич - канд. экон. наук, 1 доцент кафедры экономической и финансовой безопасности, 2 начальник отдела организации и сопровождения конкурсов
1 Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, Свободный пр., 79
2 Адрес для корреспонденции: 660100, Россия, Красноярск, ул. Карла Маркса, 246, оф. 2-08
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-5903-1379
Web of Science ResearcherID: AAQ-2532-2020
SPIN-код РИНЦ: 6072-9874
About the authors
Vladimir I. Byvshev - PhD in Economic Sciences, 1 Associate Professor of the Department of Economic and Financial Security, 2 Head of the Department of Organization and Support of Competitions
1 Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia
2 Postal address: off. 2-08, 246, Karla Marksa ul., Krasnoyarsk, 660100, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-5903-1379
Web of Science ResearcherID: AAQ-2532-2020
SPIN-code RSCI: 6072-9874
Писарев Иван Владимирович - ведущий специалист отдела организации и сопровождения конкурсов Адрес для корреспонденции: 660100, Россия, Красноярск, ул. Карла Маркса, 246, оф. 2-08 E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 9790-4224
Ivan V. Pisarev - leading specialist of the Department of Organization and Support of Competitions Postal address: off. 2-08, 246, Karla Marksa ul., Krasnoyarsk, 660100, Russia E-mail: [email protected] RSCI SPIN-code: 9790-4224
Гришина Дарья Александровна - главный менеджер отдела развития продаж личного страхования Красноярского филиала
Адрес для корреспонденции: 660100, Россия, Красноярск, пр. Мира, 19/1 E-mail: [email protected]
Вклад авторов равнозначен Для цитирования
Бывшев В. И., Писарев И. В., Гришина Д. А. Направления совершенствования деятельности региональных институтов инновационного развития в целях реализации региональной научно-технической и инновационной политики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2022. - Т. 20, № 3. -С. 16-33. - DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3).16-33.
Darya A. Grishina - Chief Manager of the Sales Development Department of Personal Insurance of the Krasnoyarsk branch
Postal address: 19/1, Mira pr., Krasnoyarsk, 660100, Russia
E-mail: [email protected] The contribution of the authors is equal
For citations
Byvshev V.l., Pisarev I.V., Grishchina D.A. Directions for improving the activities of regional institutes of innovative development in order to implement regional scientific, technical and innovation policy. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2022, Vol. 20, no. 3, pp. 16-33. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(3). 16-33. (in Russian).