Научная статья на тему 'Об импорте алюминия Японией'

Об импорте алюминия Японией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2070
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЯПОНИЯ / АЛЮМИНИЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ / ИМПОРТ / WORLD ECONOMY / JAPAN / ALUMINUM INDUSTRY / HISTORY / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараев Д. В.

Проведен анализ развития алюминиевой промышленности России и Японии. Исследована история развития алюминиевой промышленности Японии в XIX-XX вв. Выявлены факторы, повлиявшие на свертывание производства по выплавке алюминия в Японии. Проанализирована структура спроса на алюминий в Японии. Рассмотрены источники импорта необработанного алюминия Японией. Проанализирована динамика импорта необработанного алюминия Японией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON JAPANESE IMPORT OF ALUMINUM

The author analyzes the development of aluminum industry in Russia and in Japan, studies the history of aluminum industry's development in Japan in 19th-20th centuries, identifies the factors that influenced the curtailment of aluminum smelting in Japan. He also analyzes the aluminum demand structure in Japan, describes the sources of importing unwrought aluminum and analyzes the dynamics of such import.

Текст научной работы на тему «Об импорте алюминия Японией»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Д. В. САРАЕВ

аспирант

__ __ _ __ с#

ОБ ИМПОРТЕ АЛЮМИНИЯ ЯПОНИЕЙ

Российская алюминиевая промышленность с начала 1990-х гг. активно выходит на внешние рынки и стремительными объемами наращивает экспорт алюминия. Для прогнозирования возможных дальнейших его объемов необходимо проведение анализа импорта алюминия отдельными странами. Одним из лидеров импорта алюминия является Япония1.

Алюминиевая промышленность Японии является отраслью, которая претерпела наибольшие структурные изменения по сравнению с другими производствами. Зарождение, развитие, упадок, а в дальнейшем опять возрождение ее отдельных направлений проходили очень стремительно. В процессе развития она имела много значительных особенностей. Начало развития алюминиевого производства в Японии (1894) связано с переплавкой импортируемого металла (который до этого времени, с 1887 г., ввозился в страну почти как драгоценный металл) на товары военного спроса, чуть позже на выпуск товаров гражданского спроса. Первый завод был расположен в г. Осака, работал он на импортном сырье2. В производственных масштабах первичный алюминий Япония не выплавляла вплоть до 1930-х гг., в которых годовое потребление алюминия достигло 10 тыс. т, и она стала одной из стран, использующих наибольшее его количество. Во время Второй мировой войны японские компании для удовлетворения потребностей страны построили заводы по производству первичного алюминия как на своей территории, так и в странах зоны ее влияния. Это позволило выплавить в 1943 г. наибольшее количество алюминия. В самой Японии было выплавлено примерно 114 тыс. т, а на японских заводах на Тайване, на Корейском полуострове, в Манчжурии и в других странах — 36 тыс. т, в то время как общее потребление алюминия в этом году составило 145 тыс. т3.

После Второй мировой войны страна-ми-победителями выплавка алюминия в Японии была практически полностью запрещена (ввиду его стратегического значения). Лишь через несколько лет в ней вновь стало налаживаться производство этого металла, при этом было необходимо импортировать как сырье (бокситы, глинозем), так и энергоносители.

В середине 1970-х гг. в Японии наблюдалось максимальное за все годы производство первичного алюминия (1180 тыс. т). Однако увеличившиеся затраты на его производство в связи с нефтяными кризисами 1973 и 1979 гг. значительно снизили его конкурентоспособность и стали причиной быстрого сокращения выплавки собственного алюминия. Уже к середине 1980-х гг. остался только один завод. Он работал и работает на гидроэлектроэнергии, с каждым годом сокращает свое производство. В настоящее время он выплавляет около 10 тыс. т металла в год4.

Конечно, основным фактором, повлиявшим на свертывание производства по выплавке алюминия, является повышение себестоимости. Однако были важны и другие факторы.

Правительство, рассматривая вопрос с точки зрения безопасности страны и считая алюминий стратегически важным металлом, первоначально пыталось сохранить это производство внутри страны. Но в связи с экономической целесообразностью было принято решение о вынесении производства на территорию других стран. Вынос производства за рубеж принял форму участия в работе иностранных компаний с последующим возмещением инвестиций путем поставок металла. При свертывании выплавки алюминия внутри страны его потребление за последующие годы значительно увеличилось. В 1999 г. оно составило 3762 тыс. т (при пересчете на душу населения — 30 кг, что является одним из самых высоких показателей в мире).

Д. В. САРАЕВ

Анализ структуры спроса на алюминий в Японии показывает, что более половины его массы используется в строительстве и при производстве транспорта, включая железнодорожные вагоны, детали для автомобилей, а также в машиностроении и пищевой отрасли.

На производство транспорта за последнее десятилетие приходится в среднем около 30% ежегодного расхода алюминия. В строительстве его использование год от года колеблется, проявляя с середины 1990-х гг. стагнацию.

В будущем спрос на алюминий будет увеличиваться, так как существует большой потенциал его использования и в строительстве, и в производстве транспорта. Производители автомобилей, уделяя большое внимание легкости и экономичности потребления топлива машинами, увеличивают количество алюминиевых деталей. Так, на одну легковую машину в начале 1980-х гг. приходилось примерно 55 кг (5,4% от всей массы автомобиля), а в 1995 г. — 100 кг (7,3%). Это привело к увеличению спроса на алюминий в автомобилестроении примерно на 450 тыс. т в год. Предполагается, что к 2010 г. использование алюминия на одну машину достигнет 150 кг5.

Переработка алюминия имеет большое значение. Некоторые японские специалисты лелеют мечту, что с развитием ее технологии настанет время, когда (накопив достаточное количество алюминия внутри страны) за счет нее можно будет удовлетворять потребности в алюминии. Считается, что, для того чтобы эта мечта приблизилась к реальности, потребуется несколько десятилетий. Причиной этого является то, что за исключением банок, используемых в пищевой промышленности, срок использования алюминиевых изделий большой: для автомобилей примерно 10 лет, а в строительстве несколько десятилетий, к тому же большой проблемой остаются технические возможности по переработке многих изделий, в которые входит алюминий, а также сплавов.

В настоящее время за счет переработки алюминиевого лома (имеющая один из самых высоких уровней в мире) Япония покрывает около трети своих потребностей. По данным японской таможенной статистики, ввозится

главным образом необработанный алюминий, который составил в 1999 г. 2659 тыс. т (около 90% от всего ввезенного металла)6.

Главные поставки алюминия в Японию до 1990-х гг. были из США, Австралии, Бразилии, Венесуэлы, Канады, Индонезии, Новой Зеландии, ОАЭ. Россия в этих поставках не играла существенной роли. Однако в последующие годы происходило постоянное нарастание ее доли, и уже к 1996 г. она вышла на первую позицию (за ней следуют Австралия, Бразилия, Новая Зеландия и Венесуэла) и сохраняет ее в течение нескольких лет (кроме 1998 г.). В 1999 г. доля России в объеме импорта необработанного алюминия составила 22,5% (рис. 1, рис. 2).

Для того чтобы сделать поставки алюминия стабильными и застраховаться от резких перепадов цен, японские компании осуществляют импорт в следующих формах:

— участие в работе иностранных компаний с последующим возмещением инвестиций путем поставок металла (в 1999 г. — 37,7%);

— долгосрочные контракты (39,2%);

— спотовые сделки — покупки без предварительного контракта (23,1%).

Чтобы не попасть в зависимость от какой-либо страны, география поставок алюминия Японией дифференцируется. Участие в работе иностранных компаний с последующим возмещением инвестиций путем поставок металла принимается с начала 1970-х гг. в Новой Зеландии, Канаде, Венесуэле, Индонезии, Бразилии и др. В настоящее время объем поставок по ним равен третьей части от импорта этого металла.

Главными партнерами по долгосрочным контрактам на поставки являются США, Канада и Австралия. Здесь можно указать на следующие крупнейшие мировые компании: Капрал, Комалко, Алкан, Австралийское Алкоа, Алуар.

На спотовые сделки приходится около четверти импорта необработанного алюминия. За счет этих сделок покрывается разница между необходимым в определенном году количеством алюминия и его импортом по первым двум формам. Количество импорта по этой форме претерпевает наибольшие изменения из года в год. В эту группу входит большое число стран: Бразилия, Канада, Китай, ЮАР, США, Венесуэла, Россия и т. д.

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ожидается, что спрос алюминия Японией будет увеличиваться и в дальнейшем. В связи с этим при правильных управленческих действиях российских менеджеров возможно развитие алюминиевого производства в России. В Иркутской области размещение заводов по выплавке алюминия является географически выгодным7. В настоящее время около 80% алюминия, экспор-

тируемого областью, поставляется в Японию, что составляет большую часть российского экспорта алюминия в эту страну. В дальнейшем рациональное использование ресурсов и продуманное увеличение производства алюминия может позволить России, в частности Иркутской области, за счет экспорта алюминия и изделий из него, в том числе и в Японию, развивать свою экономику.

КУ\1’

*^4

Рис. 1. Импорт (2659 тыс. т) необработанного алюминия Японией (1999)

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

Россия

Австралия

Бразилия

Новая Зеландия

Венесуэла

Канада

ЮАР

Китай

ОАЭ

США

Индонезия

Тайвань

Аргентина

Бахрейн

Другие

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Рис. 2. Динамика импорта необработанного алюминия Японией

Б. Д. ДАРИЖАПОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пурденко Ю. А. Алюминиевая промышленность России: Состояние, проблемы и перспективы развития. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1997.

2 /ЬЛ1ШЕ ГТ'Л-'З:

1990 Щ (Огава М. Алюминий: Сер., посвящ. япон. пром-сти. Токио: Изд-во Нихон кэйдзай синбун, 1990.)

3 : КЛЮНЕМ ^>-7"

38 Ж, 1995 ^ (Фрагменты исто-

рии выплавки алюминия. Токио: Изд-во Карос сюппан, 1995.)

41»и \ът<»7ь%-ъ ±.<ожш: в* шттттк шттшш,

1995 щ (Акицу Ю. Проблемы управления

предприятиями: Из истории выплавки алюминия в Японии. Токио: Изд-во Кэнчику сир кэнкю, 1995.)

5 Г Aluminium the next: fg# 50

= Ш&Щ 1998 ^

(Aluminium the next: К 50-летию создания японской алюминиевой ассоциации. Токио, 1998.)

6 Г. MITI's aluminium data file

1995 ^ (MITI's aluminium data file. Токио: Изд-во Санг синбун, 1995.); В М Я Ш 1992-1999 (Японская внешнеторговая статистика за 1992-1999 гг.)

7 Соколов В. М. Цветная металлургия Сибири в рыночных условиях // Регион: Экономика и социология. 1999. № 1. С.119.

Б. Д. ДАРИЖАПОВ

аспирант

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

На протяжении длительного времени опыт управления в западных странах игнорировался как теоретиками, так и практиками России. Однако стало очевидным, что непредвзятое отношение к опыту этих стран и перенесение его практики в управление предприятиями России может сделать механизм управления более гибким и восприимчивым к любому нововведению, эти нововведения в большей степени способствуют рациональному использованию творческого потенциала кадрового состава предприятия.

Кризисные явления в системе управления как на предприятиях мирового сообщества, так и в России побудили ученых-управлен-цев к поиску новых методов совершенствования управления, способствующих устранению стереотипов в управлении и мышлении, и к разработке новых концептуальных подходов. Отметим при этом, что и новые подходы к управлению за рубежом не сразу дали положительных результатов. Это было вызвано тем, что западные фирмы первоначально механически копировали опыт других стран (в частности, Японии и США), не производя для использования дан-

ного опыта модернизаций в своей системе управления, определяемых социально-экономическими, организационными, этнопсихологическими особенностями стран.

В то же время надо оценивать и учитывать влияние последствий механистического копирования западного опыта на экономику государства. В перспективе долгосрочный захват российского пространства, распространение западного влияния на другие сферы, и в особенности на социокультурную и на духовную, — постепенно в сознание россиян внедряются ценности американского образа жизни, культура, знания.

Так, многими российскими учеными, эк-спертами-социологами подтверждается динамично развивающаяся вестернизация традиционных самобытных ценностей. Она представляет главную угрозу потери цивилизационной идентичности, которую, в отличие от экономики и политического веса, восстановить невозможно. Преподносимая в явном виде, она чаще всего отторгается российским обществом. Данная ситуация порождает необходимость изменения западными странами методов внешнего влияния,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.