Научная статья на тему 'ОБ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В CIVIS'

ОБ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В CIVIS Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рогов Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В CIVIS»

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2023

Рогов Михаил Анатольевич, кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель CIVIS. Государственный университет «Дубна». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 82-84. 119571. rogovm@hotmail.com. ORCID: 0000-0001-7573-3370

Rogov, Mikhail Anatolievich, PhD in Art History, PhD in Economics, associate professor, head of CIVIS. The State University "Dubna". The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82-84 Vernadskogo Av., 119571 Moscow, Russian Federation. rogovm@hotmail.com. ORCID: 0000-0001-7573-3370

ОБ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В CIVIS ABOUT ICONOGRAPHIC AND VISUAL STUDIES AT CIVIS

Дорогие читатели! Этот номер включает в себя статьи участников всероссийской научной конференции «Иконографические и визуальные исследования», на которой были подведены итоги состоявшегося первого конкурса на премию в этой предметной области (CIVIS AWARD). Оба мероприятия были организованы Центром иконографических и визуальных исследований (Center for Iconographic and Visual Studies, CIVIS) Фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание».

В эпоху визуального поворота человечество столкнулось с невиданным ранее обилием изображений, в том числе принадлежащим различным культурно-историческим эпохам. Дигитализация репродукций и фотоотчетов путешествий, культура социальных сетей, развитие просветительской деятельности — все это способствует подъему публичного интереса к иконографии и визуальным исследованиям. Потребность в качественных научных иконографических и визуальных исследованиях обусловлена развитием направлений исторической науки (в том числе история повседневности, микроистория), истории и теории искусства и визуальных исследований (в том числе социальная история искусства, новая социальная история искусства, интервизуальность, визуальная экзегетика).

Миссия CIVIS — готовить мир к еще неизвестному прекрасному «новому Ренессансу»: пора становиться Аби Варбурга-ми и Сергеями Дягилевыми будущего! Цель CIVIS — стать центром компетенции по иконографии и визуальным исследованиям в области истории искусства. Методологическая основа деятельности — плюрализм научных стратегий, включая подходы, основанные на социальной истории искусства и интермедиальной интертекстуальности. Достижение этой цели обеспечивает экспертно-консультационная деятельность, подготовка научных публикаций, лекций, конференций и других мероприятий.

В состав Экспертного совета CIVIS (и, соответственно, жюри конкурса CIVIS AWARD в 2023 г. вошли авторитетные специалисты в области иконографических, визуальных и смежных исследований:

Анна Владимировна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ-ВШЭ; Михаил Романович Майзульс, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, двукратный лауреат премии «Просветитель»; Дмитрий Игоревич Антонов, доктор исторических наук, профессор РГГУ, директор УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС; Сергей Сергеевич Аванесов, доктор философских наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика», главный редактор журнала «Визуальная теология»; Ольга Владимировна Субботина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Библиотеки Российской академии наук (БАН); Сергей Олегович Зотов, историк, докторант Уорикского университета, лауреат премии «Просветитель»; Дмитрий Иванович Вебер, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РНБ, доцент НовГУ им. Ярослава Мудрого, доцент филиала МПГУ в г. Черняховске; Аскольд Владиславович Смирнов, кандидат

медицинских наук, преподаватель РУДН, автор книг и статей по музыкальной иконографии; а также автор этих строк в качестве научного руководителя CIVIS и председателя жюри.

В 2022-2023 годах под эгидой CIVIS состоялись открытые лекции автора этих строк «Иконография Speculum humanae salvationis («Зерцала человеческого спасения). Перспективы и методы изучения» в НовГУ им. Ярослава Мудрого (Новгород), 28.10.22 и «Иконография памятников «Зерцала человеческого спасения», бытовавших на территории Восточной Пруссии» (Замок Инстербург, Черняховск, 12.11.22) и авторская лекция Ольги Владимировны Субботиной «Как гравюры рассказывают истории? о повествовательных приемах в западноевропейской книжной графике конца XV-XVI вв.» (Санкт-Петербург, 16.09.23). Наконец, событием стало проведение конкурса и всероссийской конференции 2023 CIVIS AWARD.

Конкурс CIVIS AWARD направлен на достижение общественно полезной цели — служить актантом, «катализатором» производства научного знания в области теории и истории культуры и искусства. Основные цели конкурса: прогресс истории и теории культуры и искусства и смежных наук, развитие конкретных направлений и поддержка авторов в области иконографических и визуальных исследований. «Премия в области иконографических и визуальных исследований» может присуждаться победителю (лауреату) конкурса на основе принципов академической свободы и плюрализма научных стратегий — как уже состоявшимся научным сотрудникам и представителям профессуры, так и молодым ученым, аспирантам и соискателям ученой степени, студентам и независимым исследователям, предлагающим на суд общественности новые исследования, идеи и теории, инновационные разработки, новое мировоззрение в области иконографии, визуальных исследований и смежных областей теории и истории культуры и искусства и смежных отраслей научного знания.

Объявление о конкурсе было размещено на разных площадках в интернете, в том числе в соцсетях и на сайте Ассоциации искусствоведов (АИС). Приём работ был открыт с 25 декабря 2022 г. по 1 июля 2023 г. На конкурс поступило 14 работ от 17 человек (включая одну работу коллектива из 4 соавторов) на разнообразную тематику. География авторов простирается от Балтийского моря до Байкала: поступили работы из Москвы и Калининграда, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Калининграда, Вологодской (с. Ферапонтово), Ленинградской (г. Сосновый Бор) и Иркутской (п. Усть-Ордынский) областей. В конкурсе приняли участие исследователи (в том числе независимые) и учащиеся разных возрастных категорий: пенсионерка, бакалавр, магистрантка, магистры, аспирантка, соискательница. младший научный сотрудник. Более половины авторов конкурсных работ — кандидаты искусствоведения, исторических и философских наук, в том числе пять доцентов и академик РАХ. Разнообразна аффилиация конкурсантов: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургская академия художеств им. И. Репина, Российский государственный гуманитарный университет, Научно-исследовательский университет ВШЭ, Федеральный Балтийский Университет им. И. Канта, Казанский национальный исследовательский технологический универси-

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2023

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

тет, Казанская православная духовная семинария, Сибирский федеральный университет, Усть-Ордынская детская школа искусств, Ассоциация искусствоведов, Союз художников, а также музейные институции: Государственный Эрмитаж, Музей фресок Дионисия, Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова и другие. Тематика поступивших конкурсных работ очень разнообразна по видам и технике искусства, жанрам, регионам и эпохам, и по рассматриваемой проблематике. Она охватывает монументальное (стенопись и скульптуры), станковую живопись различных жанров (от портрета до пейзажа), декоративно-прикладное (от книжной иллюминации до текстиля) искусство и архитектуру (от архитектурного декора до реконструкции элемента городской среды). Это западноевропейское (французское, итальянское, испанское, немецкое), византийское и русское, сибирское и дальневосточное искусство; христианское и буддийское. Эпохи — от Средневековья и Возрождения, до модерна и живописи рубежа ХХ-ХХ1 вв. Работы посвящены различным проблемам: выявления источников и передачи иконографии, изучения орнамента, реконструкции городской культуры и влиянию национальных традиций, а также атрибуции.

По итогам первого тура принято решение: во второй (финальный) тур конкурса прошли следующие конкурсные работы:

«Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десятилетий XIII века» (Мирошник А.Д. бакалавр истории искусств, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), «Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии» (Новикова Е.С., студентка магистратуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва), «Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века» (Абрамкин И.А., кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (Москва), «Айюнтамьенто в Севилье. Аллегории и символы архитектурного декора» (Сим Н.М., кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, руководитель научного проекта гранта Российского научного фонда (Москва)), «Кавод-Док-са-Слава Божия. Сияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов» (Лидов А.М. академик РАХ, директор научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности института мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва), «Миниатюра «Церковь Святых Апостолов» в Часослове 1423 г. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: архитектоника, геометрия и художественные параллели в византийском искусстве» (Суслова Р.И., кандидат исторических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария, Казань), «Фрески подпруж-ных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов» (Силина О.В., соискатель кафедры русского искусства, Санкт-Петербургская академия художеств; сотрудник экскурси-онно-методического отдела. Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ферапонтово), «Борхт или Писка-тор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века» (Ше-мякова Я.В. магистр искусствоведения, независимый исследователь, Ферапонтово), «Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII - начало XIX века» (Белинцева И.С., кандидат искусствоведения, доцент, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (НИИТИАГ), Баранова Е.В., кандидат исторических наук, доцент, Верещагин В.А., младший научный сотрудник, Маслов В.Н., кандидат исторических наук, доцент, Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), Калининград)), «Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг» (Подлипенцева К.И. аспирант Санкт-Петербургской академии художеств, методист научно-просветительного отдела, Государственный Эрми-

таж, Санкт-Петербург), «Буддийская коллекция национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Изучение и составление каталога» (Асалханова Е.В., Преподаватель. МУДО «Усть-Ордынская детская школа искусств», член Международной ассоциации искусствоведов (АИС), член Иркутского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», п. Усть-Ордынский, Иркутская область), «Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве» (Смолина М.Г., доцент, кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Красноярск), «Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей начала XX в.» (Войтова Е.А. магистр искусствоведения, независимый исследователь, Санкт-Петербург).

По итогам второго тура жюри приняло во внимание тот факт, что работы, допущенные к конкурсу и прошедшие во второй тур, но к моменту подведения итогов конкурса фактически опубликованные, прекращают соответствовать условиям конкурса. Необходимый для принятия решений кворум (не менее 2/3 членов Жюри) был достигнут: за принятие протокола проголосовали все девять членов жюри единогласно.

Лауреатом (победителем) конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 2023 г. была признана Ольга Владимировна Силина.

Решением Жюри были учреждены дополнительные номинации конкурса в 2023 г., названия которых связаны с историографией иконографических исследований: так, выдающийся исследователь иконографии Аби Варбург (1866-1929) ввел в научный оборот понятие «Формула пафоса» и создал атлас «Мнемозина», источником многих сюжетов и мотивов позднесредневековой западноевропейской иконографии послужила знаменитая «Золотая легенда» Якова Ворагин-ского (ок. 1228-1298), а гротеск своей причудливой формой намекает на сложную игру взаимосвязи явлений, выявляемую научными стратегиями в визуальных исследованиях.

«ФОРМУЛА ПАФОСА» — Почетные дипломы молодых финалистов конкурса в области иконографических и визуальных исследований. В 2023 г. дипломы в этой номинации получили финалисты конкурса: Алина Дмитриевна Мирошник; Яна Владимировна Шемякова;

«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА» — Почетные дипломы за вклад в развитие иконографических исследований. В 2023 г. дипломы в этой номинации получили финалисты конкурса: Алексей Михайлович Лидов; Надежда Михайловна Сим;

«МНЕМОЗИНА» — Диплом финалиста конкурса. В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получили финалисты: Иван Александрович Абрамкин; Екатерина Сергеевна Новикова;

«ГРОТЕСК» — За исследования визуальности в смежных предметных областях. В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получили финалисты: коллектив авторов: Ирина Викторовна Белинцева, Елена Вячеславовна Баранова, Вячеслав Алексеевич Верещагин, Виталий Николаевич Маслов; Екатерина Александровна Войтова; Ксения Игоревна Подлипенцева; Майя Гавриловна Смолина; Раиса Анваровна Суслова; Екатерина Владимировна Асалханова.

Диплом участника конкурса в 2023 г. получила Валентина Ивановна Обозная (художник, искусствовед, литератор, член международной ассоциации искусствоведов (АИС, С.-Петербургское отделение), Сосновый Бор, Ленинградская область). Благодарностью отмечено кураторство Фонда «Новое искусствознание» и лично директора Фонда Кристины Олеговны Сасонко и менеджера Марии Игоревны Ковалёвой.

Во Всероссийской научной конференции «Иконографические и визуальные исследования» помимо финалистов конкурса участвовали Сергей Сергеевич Аванесов с докладом «Кентавр на Руси»; Ирина Владимировна Голубева, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Российский институт истории искусств, сектор изобразительных искусств и архитектуры, член Ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург), с докладом «Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Фран-

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 02/2023

ческо в Ассизи»; Ольга Юрьевна Кулакова Кулакова, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник МАЭ РАН Кунсткамера (Санкт-Петербург), с докладом «Образ ученого в портрете М. В. Ломоносова авторства Георга фон Преннера. Иконографические истоки, контекст, программа портрета», и автор этих строк с докладом «От интервизуаль-ности и ретографии к «подразумеваемой иконографии»?».

По итогам конференции стало ясно, что несмотря на трудности, конкурс и конференция состоялись, и свидетельством тому является этот номер журнала со статьями некоторых участников (ряд финалистов уже ранее опубликовал свои статьи в других изданиях). Добро пожаловать в С^^! Пожелаем успеха участникам мероприятий, конкурсов и конференций нынешним и будущим, а читателям и наукам процветания и прогресса!

Илл. 1. Участники всероссийской научной конференции «Иконографические и визуальные исследования» 15 сентября 2023 г. Культурный центр и галерея Beriozka, Санкт-Петербург. Слева направо: Р. А. Суслова, И. А. Абрамкин, М.А. Рогов, О. Ю. Кулакова, К. И. Подлипенцева, В. И. Обозная, Е. А. Войтова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.