Литературоведение
УДК 821.352.3
ББК 83.3 (2=Ады) 6
Г 37
Герелегиз Хюсню
Аспирант кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Об эволюции концепции личности в творчестве Тембота Керашева
(Рец ензирована)
Аннотация:
Рассматриваются вопросы формирования и эволюции концепции личности в творчестве Тембота Керашева. Устанавливается, что философия революционного переустройства реальности определяет в первых произведениях (рассказ «Арк», роман «Дорога к счастью») идеализацию образа героического персонажа и эстетику «предельных контрастов». В прозе следующего этапа творчества (вторая половина 50-х - 80-е гг.), в повестях «Дочь шапсугов», «Абрек», «Месть табунщика», рассказах «Урок жизни», «Последний выстрел» и др., наблюдается углубление проблемно-сти, усиление внимания к идее самоценного значения отдельной личности, что приводит к обогащению художественной формы. Историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования, используемые автором, помогают выделить особенности художественного воплощения авторской позиции, сделать выводы о творческой индивидуальности художника. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее положения расширяют представление о художественной концепции личности. Результаты анализа могут использоваться при дальнейшем изучении творчества известного писателя.
Ключевые слова:
Художественная концепция личности, революционный реализм, социальный детерминизм, конфликт, углубление проблемности, самоценное значение личности, эволюция стиля, расстановка персонажей.
Gerelegiz Husnu
Post-graduate student of Department of Literature and Mass Communications, Ady-ghe State University, e-mail: [email protected]
On evolution of the concept of the personality in Tembot Kerashev's works
Abstract:
The paper discusses the formation and evolution of the concept of the personality in Tembot Kerashev's works. In his first works (the story "Ark", the novel «The Road to Happiness»), the philosophy of revolutionary reorganization of reality defines an idealization of the image of the heroic character and an esthetics of «extreme contrasts». In prose of the following stage (the second half of the 1950s - the 1980s), in novellas «The Daughter
of the Shapsugs», «Abrek», «The Revenge of the Horse Herder», in stories «Life Lesson», «Last Shot» and others, the problematical character is deepening. The writer pays attention to the idea of inherently valued importance of the individual that leads to enrichment of an art form. The historical-literary, comparative and typological methods of the research used in work help to mark out features of artistic realization of an author's position, to draw conclusions on creative identity of the writer. The theoretical importance of work lies in that its provisions expand idea of the art concept of the personality. The analysis made in this paper can be used at further studying the famous writer's works.
Keywords:
Art concept of the personality, revolutionary realism, social determinism, conflict, deepening of problematical character, inherently valued importance of the personality, evolution of style, arrangement of characters.
Начало формирования художественной концепции личности у Тембота Кера-шева связано с новым этапом культурно-исторического развития общества в эпоху «исторического перелома». Интенсивный процесс идейной переориентации, болезненная ломка старых представлений и утверждение, как декларировалось, новых, социалистических отношений становятся характерными чертами нового времени. В новописьменных литературах, в том числе адыгейской, решение вопросов, связанных с освоением профессиональной литературы, осложняется необходимостью создания национальной письменности, ликвидацией безграмотности. С этим связано то, что пробуждение национального самосознания обосновывается революционными переменами и становится мощным импульсом для культурно-исторического развития.
С самого начала творчества Т. Кера-шева определяющим его концепцию личности и поэтическую мысль явился историзм мышления в его новом понимании. Он был обновлен на основе революционного гуманизма и связан с открытием активного героя, который принимает участие в изменении реальности. Как считает С. Попов, «.. .мера участия в этой борьбе и есть, в конечном счете, мера гуманности личности» [1]. Такая позиция определяет интерес к персонажу деятельному, творческому, близкому по духу народной массе и национальным ценностям.
Об этом свидетельствует эволюция авторской мысли в одном из первых рассказов писателя «Арк» (1925).
В центре внимания повествования - женщина-горянка. Героиня в силу сложившихся обстоятельств в семье оказывается перед выбором - подчиниться спивающемуся и деградирующему мужу, который не замечает перемены, происходящие в реальности или приобщиться к новой коллективистской жизни. Чувство протеста, таким образом, связывается не только с тем, что происходит в семье, но и с революционными сдвигами на селе, связанными с событиями «исторического перелома». Проблематика определяет и конфликт - столкновение центральной героини, стремящейся к новой реальности и людьми, не способными разобраться в новой жизни. А это не только муж Фа-тимы Исхак, но и его спутники и их покровители. Художественная интерпретация поставленной проблемы дается молодому автору непросто. Знание писателем национальной реальности, особенностей быта и семейного уклада помогают писателю воссоздать внешне правдивую картину. Но реализовать задуманный конфликт эпохи в его сложности и противоречиях удается с трудом.
Сказывается это на расстановке персонажей, которая опирается на заданную схему, а также в дозировке противопоставленных героев. Знаменательно, что в произведении, увидевшем свет на самом
начальном этапе формирования национальной литературы, Темботу Керашеву удается обозначить черты революционного гуманизма, определившие новую концепцию личности. Историзм мышления, который шел от реалистической традиции отечественной культуры, по-прежнему определяет авторскую позицию. Но теперь он видоизменяется, подчиняется идее возможности насильственного изменения реальности. Критерий гуманности поведения героя определяется именно таким подходом. Потому центральный персонаж отказывается от пассивного подчинения судьбе и решается на настойчивую борьбу. Выбор героини связан с ее участием в решении, обозначенных самой жизнью (историей) задач, которые в данном случае соотносятся с переменами в формирующемся советском обществе. Важен и другой тезис писателя. Формы выхода, согласно новому подходу, подвластны анализу. Речь идет о сильной личности, способной не только принимать участие в практической деятельности, но и попытаться разобраться в происходящем и искать соответствующие решения.
Такая позиция определяет и художественное содержание романа «Шамбуль» («Дорога к счастью»), первая книга которого выходит в 1932 году. В эпическом произведении писатель обращается к событиям, которые происходили на его глазах. Картина родного селения должна, согласно замыслу, представить грандиозные перемены в стране. Этим определяется то, что конкретный рассказ о жизни одного селения превращается в историю о гигантских сдвигах в сознании человека времени. Развернутое повествование, опирающееся на множество коллизий, должно было представить социальный разрез общества в свете основного конфликта эпохи. Такой замысел определил расстановку персонажей. На одной стороне столкновения герои, близкие простому сословию, - Биболет, Доготлуко, Нафисет, Халяхо и др. На другой - пер-
сонажи, представляющие старые устои, - Дархоко, мулла Хаджи, Бехуков.
Оптимистическое толкование истории, заложенное в основу революционной философии и связанная с ней эстетика, формируют соответствующую концепцию героической личности, опирающуюся на восприятие и изображение жизни как деяния. Социально-классовый конфликт, решаемый на примере жизни адыгейского аула, приводит к тому, что характер трактуется и изображается в его связанности с традициями народа, сословия, семьи. Характер нового человека определяется в то же время совмещением национально-нравственного начала с социалистическими представлениями, связанными с революционными изменениями в стране. Отсюда обращение к мотивам «выпрямления» личности горянки (Амдехан, Нафисет, Айшет), к коллизиям возрождения личности, чей образ жизни сложился давно и потому его обновление протекает с особыми трудностями (Мхамет, Карбеч, Халяхо). Истории персонажей романа «Дорога к счастью», как видно, должны были демонстрировать значительные перемены в обществе. Художественный анализ, трактующий реальность в форме копирования социальных потрясений и с точки зрения идеологии победившего класса, приводил к иллюстративности, назидательности и дидактическим тенденциям.
Новый этап отечественной литературы, связанный с культурно-историческими переменами в обществе второй половины 50-х - 60-е гг., ведет к попыткам усиления проблемности и углубления концепции личности. Повышенное внимание к феномену отдельного человека, характерное для эстетической мысли нового времени, приводит Тембота Керашева к осмыслению на новом уровне сути национального характера. Писатель обращается к образу исторического черкеса, к типу, способному обобщить народную реальность, представить ее настоящий облик, духовный опыт. Как пишет У Панеш, этот образ «за-
нимал воображение художника. давно. Керашев был увлечен идеей представить судьбу адыгов, национально-историческое своеобразие их жизни.» [2: 221]. Вначале появляется повесть «Дочь шапсугов» (1951). Со временем публикуется сборник «Абрек» (1959), куда вошли повести «Месть табунщика», «Абрек», рассказы «Урок жизни», «Сказание». В 1969 году -новеллы «Старый абадзехский охотник», «Слово девушки», «Бысым», «Последний выстрел» (книга «Старый абадзехский охотник»). Позже выходит роман «Одинокий всадник» (1973).
Названные произведения сближает обращение к материалу прошлой жизни народа, к фигуре черкеса, во многом легендарной, романтической, но со временем ставшей в литературе трафаретной. Писатель ставит задачу очеловечить этот образ, показать истинные истоки, настоящие мотивы поведения героя. Т. Кера-шев, испытавший влияние принципов социалистического реализма, обращается к конфликту, прежде всего социальному. В повести «Дочь шапсугов» драматичность любовной истории, оказавшейся в объекте внимания, определяется неравенством социального статуса центральных персонажей. В произведении «Месть табунщика» повествование строится на основе рассказа о чувстве безродного табунщика к девушке из более состоятельной прослойки общества. Повесть «Абрек» - во многом типичная история вызревания революционного сознания простого парня из обычного адыгского аула, приобщившегося к революционной борьбе в условиях царской России начала ХХ века. Согласно конфликту в повествованиях писателя формируются и противопоставленные персонажи. С одной стороны, герои, близкие народу - Каймет, Лаукан, Анчок, с другой, - персонажи, принадлежащие правящей прослойке и далекие от интересов масс, - царский пристав, Аледжуко, Болотоков, Пшигот [3].
Социальный детерминизм в то же
время не упрощается Т. Керашевым. Среда для писателя это не просто социальные отношения. Автор понимает, что сознание личности нельзя связывать только с «социально-экономической и политической жизнью» [4: 27] Окружающий мир его персонажей гораздо шире и многообразнее. Об этом говорит то, что для характеристики героев автор обращается к картинам обычной жизни. Каймет из повести «Абрек» представлен на фоне знакомой кавказской среды, в окружении обычных людей из народа. Это табунщики на пастбище, крестьянский парень Василь, девушка Зара, близкая по своей натуре людям из трудящейся сферы. Окружающий мир Ан-чока из повести «Дочь шапсугов» также не упрощается, не сводится просто к общественным связям. Адыгейский аул в этом случае показан с его неповторимым пейзажем, характерными красками, этнографическими деталями. Показательно и то, что галерея второстепенных персонажей, создающих фон, помогающих сформировать полноценные образы сильных героев, реализующих принцип нового детерминизма, подаются в их близости к обычной реальности, народной жизни, родной природе.
Примечательны в этом плане образы женщин, которые становятся мерилом нравственной оценки главного героя. И это свидетельство обогащения социальной линии интимным началом, любовным чувством, что говорит о неоднозначности среды, в которой обитает персонаж писателя. Показательно также разнообразие героев, обычных по характеру и социальной принадлежности и близких опять-таки окружающей природе - Рамазана, Ахмеда из «Мести табунщика», Василя, Федора из повести «Абрек», Гучипса, Моса из «Дочери шапсуга», которые олицетворяют у автора народ, являющийся носителем идей обычного, жизнеспособного начала.
Именно сообщество простых людей оказывается для Т. Керашева определяющей силой развития мироздания. Потому главной чертой настоящего героя являет-
ся его связь с подлинной жизнью обычного человека. Это выражается в том, что главные персонажи произведений писателя оказываются близкими трудящимся, их образу жизни, привычкам, навыкам. Кай-мет, ставший поневоле абреком и скитающийся много лет по миру, приучен трудиться. Он прекрасно владеет искусством коневодства и может помочь табунщикам в их непростом деле. Молодой Анчок упорно учится, чтобы постичь тайны коневодства у опытного Гучипса.
Показательно, что гармония, к которой стремится автор, оказывается недостаточной без мира природы. Писатель всегда обращается к различным вариантам пейзажа. Авторская мысль сводится к тому, что народная жизнь близка природе. Близкими ей оказываются и центральные персонажи - настоящие выходцы из обычной реаль-
ности. Каймет не просто видит красоту гор, он чувствует их величие и силу, он вдохновляется чудным пейзажем. Лаукан очарован и увлечен звучанием птичьего гомона, раздающегося из чащи леса. Примечательно и то, что отрицательные персонажи показаны не только в отрыве от обычной жизни, но и от природы, которая, таким образом, выступает мерилом ценности личности. Она высвечивает наиболее существенные черты героя, определяет характер.
Анализ исторических произведений Т. Керашева, появившихся на новом этапе развития творчества писателя, свидетельствует о том, что эволюция концепции личности приводит к существенным изменениям в характере интерпретации и отражения внешнего мира, а также в решении важнейших проблем: человек и общество, человек и человек, человек и природа.
Примечания:
1. Попов С. Социализм и гуманизм. Известия, 1974, 19 июля.
2. Панеш У. М. Литература изменяющегося мира. Майкоп. 2007. 280 с.
3. См. об этом: Дахужева Н. А. К вопросу о своеобразии исторической прозы Т. Керашева // «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: материалы 4 меж-дунар. науч. конф.(9-10 окт.-2003 г.). - Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - С. 62- 66.
4. Мамий Р. Г. Теоретические и методологические проблемы изучения национальных литератур: научная школа академика Г. Г. Гамзатова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Выпуск 4. Майкоп, 2011. С. 23-28.
References:
1. Popov S. Socialism and humanism // Izvestiya. 1974. July19th.
2. Panesh U.M. Literature of the changing world. Maikop, 2007. 280 pp.
3. See about it: Dakhuzheva N.A. On the problem of the originality of the historical prose of T. Kerashev // Actual problems of general and Adyghe philology: proceedings of the 4th Intern. scient. conf., October 9-10. 2003. Maikop: ASU Publishing house, 2003. P. 62-66.
4. Mamiy R.G. Theoretical and methodological problems of studying national literatures: the scientific school of Academician Gamzatov G.G. // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2011. Iss 4. P. 23-28.