2. Extensive Academic Mongolian - Russian Dictionary in 4 volumes. - М., 2002-2003.
3. Sukhbaatar O. Dictionary of Foreign Words of Mongolian Language. - Ulaanbaatar, 1999.
4. Cheremisov K.M. Buryat - Russian Dictionary. - М., 1973.
5. Shagdarov L.D., Cheremisov K.M. - Buryat - Russian Dictionary in 2 volumes. - Ulan-Ude, 2006.
Сведения об авторе
Дамдинова Буда-Ханда Владимировна - канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а. Восточный факультет - ул. Пушкина 25. E-mail: [email protected]
Data on author
Damdinova Buda-Khanda Vladimirovna, cand. of philology scicnce, the senior tcachcr at the department of philology of Far East countries (Oriental Faculty) of BSU, Ulan-Ude, 24 a Smolin Str Oriental Faculty - 25 Pushkin Str.
УДК 81: 39
ББК81.62Д21 * Б.Б. Дашибалов
ОБ ЭТНОНИМАХ ХОРИ И КОРЕЙЦЫ
(Работа выполнена при поддержке гранта: РГНФ № 08-01-003 90а )
Статья посвящена анализу этнонимов - хори и корейцы. Поиск этимологий созвучных этнонимов из разных языков — задача достаточно сложная и выводит на вопросы, которые решаются неоднозначно. Исторический контекст предполагает чтение и родственных лингвистических корней (хори-корейцы).
Ключевые слова: этнонимы, хори, корейцы, алтайский компонент, дунху.
В.В. Dashibalov ON ETHNONYMS KHORI AND KOREANS
The paper focuses on the etymological approach to commonality of Buryat, Mongolian and Korean peoples. Assonant ethnonyms from different languages are hard to find. Thus etymological hypotheses appear during historical background reconstruction.
Key wordsi Ethnonyms, Khori, Koreans, Altaistic component, Dunhu.
В генеалогических и исторических легендах бурят сохранились, очевидно, уходящие в древность воспоминания о связях с корейцами. В Монголии жил Хун-Тайжи хан. У него было четыре сына: от Барга-батора произошли якуты, от Шоно-батора - корейцы, от Сэрэн-Галдана - Булгад, от Хореодой убгуна - племена хори и шарайд. По этой легенде получается, что буряты и корейцы имеют общего отца - прародителя. О корейцах упоминается и в повествовании о Бальжин хатан - жена Бубэй бэйлэ была дочерью Гулин хана - корейского хана. Следует отметить, что в легенде Бубэй бэйлэ часто называют солонгутским князем. Буряты под именем солонгуты понимают народ, близкий к корейцам и маньчжурам. Добавим к этому, что средневековые монголы включали корейцев в круг родственных народов (устное сообщение автору академика Ч. Далай).
По одному из мифов, связанному с предком корейцев Тонмене, которого выбросили в свиной хлев, свиньи согрели его своим теплом, и он нс умер. Интересно, что в бурятском фольклоре также имеются смутные воспоминания о свинье как о культовом животном или даже первопредке. В сочинении швейцарца Ренье, одного из первых авторов, описавших бурят, в главе «Происхождение бурят» пишется: «они были воспитаны свиньей». В рукописи Михаила Татаринова «Описание о братских татарах...» о бурятах также говорится «и вскормлены оные боровом». Сегодня же в бурятском историческом сознании упоминание о свинье совсем вытеснено, оно не могло увязаться с реальной скотоводческой жизнью бурят. Тем не менее фольклор, данные языка и археологии убедительно свидетельствует в пользу того, что монгольские предки бурят знали домашнюю свинью (Dashibalov, 2002). Сближают бурят и корейцев и другие легенды о первопредках.
У хори-бурят есть ритуальное призывание: «Происхождение наше от птицы-лебедя, священное наше дерево - береза, старшая наша сестра Алун-Гуа». С лебедем у бурят связано много преданий генеалогического характера. Надо отметить, что сходные предания отмечены у маньчжурод восточнее горы Чанбоншань. Тангун - первооснователь древнего корейского государства, носит название
У хори-бурят есть ритуальное призывание: «Происхождение наше от птицы-лебедя, священное наше дерево - береза, старшая наша сестра Алун-Гуа». С лебедем у бурят связано много преданий генеалогического характера. Надо отметить, что сходные предания отмечены у маньчжуров восточнее горы Чанбоншань. Тангун - первооснователь древнего корейского государства, носит название «Государь-князь черной березы», так как его отцом было земное божество - отец Тансусин (дух черной березы). А о матери Тангуна (Чумона) в «Вэйшу» записано: «Мать Чумона - дочь Речного Божества - была спрятана пуеским правителем в комнате. Солнечные лучи освещали се. Она пыталась укрыться, но солнечные лучи настигали ее. От этого она зачала». Аналогичный текст имеется у Ким Бусика в «Самгуг саги» (Dashibalov, 2007). Напомним, что прародительница хори-бурят Алан-Гуа также зачала от солнечного луча. Надо сказать, что предания, связанные с почитанием лебедя, березы и солнечного луча, имеют широкое распространение и их можно выявить не только у бурят и корейцев. Свинья как тотемное животное характерна для более узкого круга народов, и сакральность свиньи у бурят и корейцев, разумеется, требует объяснения. Где могли соприкасаться монголоязычные предки бурят и корейцы, чтобы сложился круг близких представлений и легенд?
Р.Ш. Джарылгасиновой показано наличие двух этнокультурных комплексов в этногенезе корейцев - северного и южного. Северный компонент увязывается с «алтайскими» группами. В достаточно широком понимании «алтайского» компонента большая роль отводится монголам.
По легендам, основатель корейского государства Пуе - Тонмен происходил из северной страны кочевников Кори (Гаоли). Ученые То Юхо и Хон Гимун название Когуре, особенно в варианте Коре, увязывают со страной Кори. Из этого мифического государства вели происхождение предки народов пуе и когуре. Монгольский ученый Б. Сумьяабаатар также указывал на близость этнонимов «хори» и названия корейского государства Кори. По мнению Кан Инсука и Ли Джирина, государство Пуе (в частности, Северное Пуе находилось в верховьях реки Ляохе) и в разных источниках называлась по-разному - в том числе и Коригуг. Во второй половине I тыс. до н.э. там обитали дунху. Археологические древности Пуе сопоставимы с археологическими находками сяньбийского круга, обнаруженными в Маньчжурии, Восточном Забайкалье и Прибайкалье (Рак Yang] in, 1996) Ли Кан считает, что в создании Когуре участвовали выходцы из Северного Пуе - народы группы дунху. Китайские исследователи также поддерживают версию, что население Пуе (Фуюй) могло быть монголами (Dashibalov, 2006). Весь имеющийся материал позволяет говорить о большой близости исторических судсб монголов - дунху и древних корейцев, вместе с тем отметим и лингвистическую связь слов дунху, хори и Кори.
Literature
ь 1. Dashibalov В.В. On the ancient pig - breeding among the Mongols // International fifth symposium of Asian
t folklore. Ulaanbaataar, 2002. - P.30-31.
й 2. B.B. Dashibalov. On the Indo-European Root of Ethonyms - Khon and Koreans // Central Asian Studies -
о 2006, Vol. ll.P.126-132.
1Э 3. Dashibalov B.B. Ancestors of Buryats (Khori Mongols) and Their Connections with Ancient Koreans (on the
j. basis folklore, linquistics, archaeology) // Proceedings of the 8 ISKS International Conference on Korean Studies.- L.,
2007 - Vol.2.- P. 56-62.
4. Pak Yangjin. Archaeological evidence of Puyo society in Northeast China // Korea Journal - 1996, Vol. 36, № 4.
и
IX
)И
Сведения об авторе
Дашибалов Баир Бальжинимаевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, доценг кафедры истории, археологии и этнографии Буи" рятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 (ИМБТ), ул. Смолина, 24 а (БГУ).
у-
IT- Data on author
эм Dashibalov Bair Balzhinimaevich, doct. of history science, main scientific worker of IMBT SD RAS, docent of
ой chair of history, archeology and ethnography of BSU, Ulan-Ude, Sakhayanova str. 6 (IMBT SD RAS), Smolin str. 24 a
(BSU).
DV,
IOC
1ИЙ
ОЧ-
ЯИС