Научная статья на тему 'Об этно-конфессиональных аспектах региональной соицокультурной ситуации'

Об этно-конфессиональных аспектах региональной соицокультурной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бортникова Т. Г., Долженкова М. И.

The article looks at different aspects of Tambov`s religious and ethnic groups as a phenomenon of sociocultural activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ETHNIC AND RELIGIOUS ASPECTS OF THE REGIONAL SOCIOCULTURAL SITUATION

The article looks at different aspects of Tambov`s religious and ethnic groups as a phenomenon of sociocultural activities.

Текст научной работы на тему «Об этно-конфессиональных аспектах региональной соицокультурной ситуации»

3. Тамбовский край. 1913. 22 дек.; 1914. 11 янв.

4. Абрамов Я. Очерки частной инициативы в деле народного образования в России // Русская школа. 1890. № 8. С. 125.

5. Ежегодник внешкольного образования. Вып. I. М., 1907. С. 270-288.

6. Чарнолуский В. Частная инициатива в деле народного образования. С.-Пб., 1910. С. 5.

7. Тамбовская жизнь. 1914. 11 июня.

8. Тамбовские отклики. 1914. 16 янв.

9. Очерк деятельности земства по народному образованию // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. С. 63.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. Т. 42. Тамбовская губерния. 1904. С. XIII, 1,56-57.

11. Подсчитано по: Тамбовский край. 1914. 2 июля; 1913. 14, 18-19, 21 сент.

12. ГАТО. Ф. 17. Оп. 44. Д. 40. Л. 32.

13. Тамбовский край. 1913. 1 сент.

14. Тамбовский край. 1913. 16 окт.

15. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Д. 2295. Л. 45.

16. ГАТО. Ф. 17. Оп. 44. Д. 40. Л. 2-3.

17. ГАТО. Ф. 17. Оп. 44. Д. 40. Л. 82.

18. ГАТО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 421. Л. 2.

19. Иванчии-Писарев А.А. Правовое положение учащих народных школ земской России // Русский учитель. 1912. № 2.

20. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Д. 2295. Л. 45 об.

21. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Д. 2247. Л. 15; Д. 2756. Л. 35.

22. ГАТО. Ф. 105. Оп. 2. Д. 280. Л. 71-72; Д. 2295. Л. 46 об.

23. Тамбовские отклики. 1914. 4 янв.

24. Краткий очерк народного образования в Тамбовской губернии (1861-1902) // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. С. 192.

25. Культурные запросы учительства // Тамбовские отклики. 1914. 16 янв.

26. Благотворительность в России. С. 3.; ГАТО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 56. Л. 1.

27. Тамбовские отклики. 1914. 18 янв.

28. Учительское общество взаимопомощи // Тамбовский народный учитель. 1909. № 2. С. 74.

29. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102.00. Оп. 230. Д. 75.

30. ГАТО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 56. Л. 4.

31. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5924. Л. 169.

32. ГАТО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 217. Л. 2.

33. Тамбовский край. 1912. 29 аир.

34. Тамбовская жизнь. 1913. 5 апр.

35. Тамбовские отклики. 1914. 5 фев.

36. О деятельности Тамбовского общества народных чтений см.: Туманова А.С. Общественные организации г. Тамбова на рубеже Х1Х-ХХ вв. Тамбов, 1999.

ОБ ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Т.Г. Бортникова, М.И. Долженкова

Bortnikova T.G. & Dolzhenkova M.I. On ethnic and religious aspects of the regional sociocultural situation. The article looks at different aspects of Tambov’s religious and ethnic groups as a phenomenon of sociocultural activities.

Возникновение этно-культурных центров и иных общественных институтов, деятельность которых направлена на сохранение национальной самобытности, ставит нас перед необходимостью комплексного исследования этих явлений. Отрадно отметить, что за последние годы помимо государственных появилось значительное количество неформальных организаций, действующих в русле возрождения национальных культур. К ним относятся и этно-конфессиональные общины. Однако общественные организации подобного рода нельзя считать явлением полностью инновационного характера. Архивные источники свидетельствуют о значи-

тельной активности подобных структур на рубеже XIX и XX веков. Одним из механизмов передачи национально-культурных традиций в начале XX века становится создание образовательных учреждений с этнокультурной направленностью подготовки. В частности, активную деятельность в этом направлении предпринимало Борисоглебское еврейское благотворительно-погребальное общество. Этой общественной организацией было учреждено Еврейское начальное училище, в содержании подготовки которого значительное место отводилось национальным художественным ценностям - языку, истории искусства, музыке. Музыкальное воспитание

занимало подобающее место в структуре подготовки училища, главным ориентиром при этом была общедоступность. Вместе с тем, устав училища предусматривал изучение искусства иноэтнического окружения, и, в частности, традиционной русской культуры. В 1909 году аналогичное еврейское благотворительное общество было создано в Тамбове по инициативе местных купцов и ремесленников.

Социально-культурную направленность имела деятельность польского Римско-католического общества. Средством к реализации основных направлений деятельности (благотворительности и репатриации) являлись систематически устраиваемые любителями драматические представления, литературные чтения и концерты. Наибольшей активностью в губернии (судя по количеству упоминаний в архивных источниках) отличались Тамбовское и Борисоглебское отделения общества.

На сегодняшний день на территории нашей области существует ряд этно-конфес-сиональных общин, деятельность которых, разумеется, не ограничена только сферой культуры. В рамках исследования этно-куль-турных проблем изучались этно-конфес-сиональные общины Тамбовского региона. Предметом анализа данной статьи оказались социально-культурные процессы в католической и иудаистской общинах г. Тамбова. Нами было опрошено около 80 членов обеих общин. Обе организации имеют статус религиозных обществ, устав которых позволяет вступить в него представителю любого этноса. Однако анализ этнического состава показал, что члены католической общины в основном русские (68 процентов), белорусы (13 процентов) и литовцы (14 процентов), а 14 процентов составляют поляки и немцы. Члены иудаистской общины идентифицировали себя как евреев (99,5 процента) и только 0,5 процента считают себя русскими. Таким образом, рассматриваемые нами общества являются не просто религиозными объединениями, а этно-конфессиональными общинами, а следовательно, могут быть рассмотрены и как социальные структуры, собирающие, сохраняющие и развивающие традиции этнической культуры.

Средствами социологического исследования авторами была предпринята попытка выявить специфические черты социальнокультурного и этнического самосознания членов иудаистской и католической общин г. Тамбова. При этом в центре внимания ока-

залось значение общины, как формы коммуникации, и ее роль в социально-культурных процессах. Вышеуказанные факторы определили проблемное поле настоящего опроса. Однако в данной статье мы не будем подробно останавливаться на проблемах этнической самоидентификации и владения национальным языком в силу сложности и масштабности данных вопросов. Хотя ниже мы приведем общую картину данных аспектов.

Одним из направлений изучения общины является проблема ее структурной организации. Этно-конфессиональные общины с позиции социально-культурной деятельности логичнее всего, на наш взгляд, рассматривать как своеобразные малые группы. Действительно, все признаки малой группы, предложенные Ш. Бюлер [1], достаточно полно отражают специфические черты этно-конфес-сиональной общины, не хватает только акцента на сохраняющуюся этническую энергию, которая подчеркивает специфичность группы и, не являясь отдельным признаком, присутствует в каждом из них.

Существует немало различных типологий групп [2-4]. Особняком стоят диады и триады, толпы и более устойчивые социальные группы. Из собственно малых групп выделяются: семья, профессиональные группы или команды (teams, work-groups), комитеты, комиссии, совещательные группы (commities, problem-solving, creative groups), тренинг-группы (T-groups). Во многих случаях отдельно от групп рассматриваются формализованные социальные организации [3].

Для некоторых групп важна локализация в пространстве (они предполагают физическое присутствие всех членов в конкретном месте), функционирование групп определяется историей, временем существования. По этому признаку выделяются постоянные, временные и спорадические группы. Группы также бывают свободные и обязательные. В свободные группы вступают по желанию (спортклуб, культурное общество, партия). В обязательные группы люди попадают независимо от собственного желания, мы получаем род, пол, этнос по «биологическому принуждению». Есть формальные и неформальные группы; различаются первичные, или психогруппы, и вторичные, или социогруппы1. Первичные группы, как правило, небольшие, они сами создают нормы взаи-

1 Понятие «первичные группы» было введено Ч. Кули [5].

модействия, и их члены испытывают чувство сопричастности. Вторичные группы обычно больше по размеру, отношения в них более формализованы. Близко по духу такому разграничению и выделение естественных и искусственных групп Э. Дюркгейма. С точки зрения общения выделяются сплоченные, слабосплоченные и новые группы. Различаются интровертные и экстравертные группы [6].

В нашем исследовании мы рассматриваем общину как общественную организацию, имеющую черты одновременно свободной и обязательной группы, а также сплоченной первичной группы. А так как период существования исследуемых этно-конфессиональ-ных общин относительно невелик (а именно, не превышает 20 лет), нас заинтересовал вопрос о том, как долго проживали респонденты на территории нашей области. Оказалось, что большая часть опрошенных достаточно прочно обосновалась на Тамбовщине. Так семьи 7 процентов католиков проживают здесь уже более 200 лет, семьи 21 процента католиков - до 150 лет, а семьи 13 процентов католиков и 45 процентов евреев - около 100 лет. Не менее 50 лет проживают здесь 38 процентов иудеев. И только 17 процентов иудеев поселились здесь до 30 лет назад. Среди католиков это число составляет 27 процентов. А 32 процента католиков переселились в наш край менее, чем 10 лет назад. Все это свидетельствует о том, что несмотря на различия в периоде проживания (католическая волна переселения либо уходит корнями в далекое прошлое, либо является недавним событием, а приезд многих еврейских семей варьируется от 50 до 100 лет), мы видим, что основная часть семей опрошенных достаточно давно и прочно обосновалась на Тамбовщине и может быть рассмотрена как важная составляющая этнокультурного облика нашего края. В этой связи вполне естественно возник вопрос о том, что же явилось причиной переезда семей респондентов в нашу область? Согласно ответам опрашиваемых, он был обусловлен прежде всего экономическими причинами, на которые указали 49 процентов иудеев, и профессиональными обстоятельствами (35 процента католиков), далее следуют семейные обстоятельства (28 процентов католиков и 11 процентов иудеев), политическая ссылка (29 процентов иудеев и 7 процентов католиков), климатические условия (14 процентов католиков) и другие причины (11 процентов иудеев).

Необходимость существования и функционирования иудаистской и католической общин, проистекающая из желания единения со своим этносом, вполне объяснима. Ведь, согласно полученным данным, родственники только 58 процентов респондентов проживают за границей и только 24 процента в нашей области. Остальные 18 процентов живут на территории СНГ. 7 процентов католиков и 12 процентов иудеев проживают на территории нашей области. В России живут родственники только у 37 процентов респондентов католической общины, на территории СНГ -родственники 32 процентов католиков и 20 процентов иудеев, а за рубежом живут родственники у 68 процентов иудеев и 24 процентов католиков.

Отрадно отметить, что примерно половина всех опрошенных (72 процента католиков и 48 процентов иудеев) положительно оценивают отношение к себе как представителям иной культуры и вероисповеданию, а 28 процентов католиков и 82 процента иудеев оценивают это отношение как нейтральное. Все это указывает на достаточно высокий уровень социальной культуры населения Тамбовщины.

Последнее, как нам думается, и повлияло на то, что 53 процента католиков и 54 процента иудеев хотели бы и дальше жить на Тамбовщине. Менее значителен процент не определившихся в своих планах (28 процентов и 12 процентов соответственно) и только 19 процентов католиков и 34 процента иудеев предпочли бы сменить место жительства.

При рассмотрении вариативной проблематики современных социально-культурных процессов в еврейском и католическом национально-религиозных обществах была предпринята попытка выявить ценностные ориентации, потребности и мотивации их членов в сфере свободного времени. Одним из исследуемых параметров было отношение респондентов к сложившимся на локальном пространстве социально-культурным условиям. В целом участники опроса оценивают их положительно. Свыше 85 процентов респондентов указали, что существующие в Тамбовской области социально-психологические и социально-культурные условия вполне их удовлетворяют. При этом представители еврейской общины настроены более оптимистично, 17 процентов из них оценивают социально-культурные условия как хорошие, в то время как лишь 7 процентов членов католической общины считают позитив-

ной сложившуюся в регионе социальнокультурную ситуацию. Вместе с тем, 14 процентов католиков и 17 процентов евреев не удовлетворены условиями жизни в регионе. Следовательно, при общем понимании сложности современной социально-культурной ситуации как на федеральном, так и на региональном уровнях, каждый шестой участник опроса фактически не приемлет для себя условия существования как внутри общины, так и в иноэтническом окружении.

Еще одним аспектом изучения этнокультурных процессов в национально-конфессиональных обществах стало определение отношения их членов к национальному культурно-историческому наследию и механизмам его сохранения на уровне семейных традиций и праздничной культуры. По результатам опроса было установлено, что представители иудаистской и католической общин, волею судеб оказавшиеся на территории Тамбовщины, не утратили интереса к своим корням, активно изучают свою родословную. При этом хорошо знают историю семьи 50 процентов представителей еврейской общины и 36 процентов католиков. Каждый одиннадцатый представитель еврейской общины сообщил о том, что предпринял для этого собственное исследование. В то же время треть респондентов признались, что лишь отчасти знакомы с историей семьи. Никто из участников опроса не сомневается в важности, значимости и интересе для них данной проблематики, однако следует признать, что 17 процентов представителей иудаистской и 29 процентов представителей католической общин располагают минимумом информации относительно истории своего рода. Можно сделать предположение, что для представителей еврейской общины более свойственна направленность на изучение традиций собственной семьи и этноса. Соответственно, эти люди рассматривают Тамбовщину как свою малую родину, где много лет назад их предки «пустили корни». Данный фактор объективно способствует тому, что представители указанной этнокультурной общности более комфортно чувствуют себя в инокультурном окружении. В то же время, пониженный интерес представителей католической общины к данной тематике свидетельствует о менее комфортных условиях существования этой социальной общности как внутри диаспоры, так и во взаимодействии с представителями иной нации и религии.

Участники опроса сообщили о своем активном интересе и творческом участии в традиционных для конкретной этнической группы праздниках. Так, абсолютное большинство (92 процента) представителей иудаистской общины в той или иной мере принимают участие в проведении традиционных национальных праздников, остальные признались, что хорошо знают национальные праздники еврейского народа, но не отмечают их. Однако следует признать, что народная праздничная культура, в силу занятости или специфической направленности интересов, лишь эпизодически привлекает внимание представителей еврейской общины, никто из респондентов не указал, что соблюдает все национальные праздничные обычаи. В то же время почти треть членов католической общины (29 процентов) сообщили, что являются последовательными сторонниками национальных традиций и соблюдают все праздничные обычаи и обряды. Вместе с тем, такое же количество респондентов-католиков не смогли ответить на поставленный вопрос, из чего можно сделать вывод о том, что для представителей католической общины достаточно актуальной является проблема возрождения на региональном уровне традиций праздничной культуры и вовлечение в данный вид досугового творчества максимального количества членов религиозно-культурной общности.

В этой связи интересно прозвучали ответы на вопрос об использовании этнического языка членами общин. На владение этническим языком указали 52 процента католиков, а на понимание разговорной речи - остальные католики и 21 процент иудеев. 36 процентов иудеев умеют читать со словарем, остальные респонденты иудаистской общины не владеют языком своего этноса вообще.

Отсюда, родной язык используют ежедневно все католики, тогда как никто из опрошенных иудеев не употребляет своего этнического языка в повседневной жизни, 12 процентов иудеев общаются на родном языке при посещении общины. Члены католической общины, состоящей из представителей разных этносов, при общении не используют свой этнический язык. Тем не менее все опрошенные считают знание родного языка для себя необходимым, прежде всего потому, что это одно из проявлений родной культуры (92 процента католиков и 95 процентов иудеев).

Свою историческую родину хотят посетить 34 процента иудеев и 32 процента като-

ликов. 31 проценту евреев и 45 процентам католиков этнический язык дорог как язык их предков.

Все вышеизложенное указывает на то, что респонденты высоко оценивают роль этнического языка в своей жизни и хотели бы его знать, хотя в настоящее время далеко не все члены обеих общин владеют им достаточно хорошо. Поэтому и приоритеты изучения языка распределились следующим образом. Многие католики (54 процента) и 15 процентов иудеев хотели бы посещать занятия по родному языку с целью совершенствования, а 63 процента иудеев и 18 процентов католиков - с целью обучения. Достаточно велик и интерес членов общин к традициям своего этноса. Так, 20 процентов католиков и 18 процентов иудеев считают, что благодаря знанию языка открывается путь к знакомству с традициями своего этноса. Мы не будем более подробно останавливаться на проблеме родного языка, так как это не входит в задачу данной статьи. Но упоминание об этой сложной проблеме было необходимо в связи с тем, что общение в общине часто либо проходит на этническом языке, либо связано с его изучением. Однако неверно было бы предположить, что только этнический язык является связующим звеном для членов этих общин. Интегрирующим фактором выступает само существование общины. Такого мнения придерживаются 48 процентов католиков и 82 процента иудеев. 22 процента католиков видят возможность постоянной связи с единоверцами в посещении религиозных собраний, а 18 процентов иудеев считают, что их связь с единоверцами существует благодаря участию в традиционных религиозных праздниках. 16 процентов католиков видят возможность общения с единоверцами посредством участия в общественной жизни диаспоры и 14 процентов католиков указали другие виды общения с единоверцами вне общины.

Мы полагаем, что общины играют значительную роль в жизни респондентов. 89 процентов иудеев и 42 процента католиков указали на то, что они ощущают себя членами специфической социальной группы. Причем многие члены католической общины (51 процент) не идентифицируют свою принадлежность к особой социальной группе, что свидетельствует о значительной ассимиляции со своим религиозно-этническим большинством. Ряд респондентов (11 процентов

иудеев и 7 процентов католиков) затрудняется определить - является ли их деятельность в общине фактором, который позволяет ощутить свою принадлежность к специфическому сообществу, что также указывает на достаточно стойкую ассимиляцию с обществом в целом.

Духовная связь респондентов с общиной достаточно крепка и держится помимо отправления религиозных обрядов или участия в традиционных праздниках на общении его членов. Дружеские отношения поддерживают 49 процентов католиков и 57 процентов иудеев. 43 процента евреев видят эту связь в моральной и материальной поддержке общины, а 48,5 процента католиков поддерживают с членами общины общие деловые связи и интересы.

В вопросе о роли общины в сохранении и возрождении национально-культурных традиций мнения респондентов разделились. Для более чем 40 процентов представителей обеих общин особую значимость имеет чувство принадлежности к данной социальной общности, стремление найти в этом коллективе единомышленников, понимающих и разделяющих этнопсихологические и этнокультурные идеи. В то же время ценности совместного проведения досуга не являются определяющими ориентациями среди членов национально-культурных общностей. Для каждого четвертого члена еврейской общины значимой является возможность больше узнать через это объединение о национальной культуре. А для представителей католической общины этот фактор не столь значим: только 7 процентов из них уверены в том, что сведения о родной культуре можно получить в национально-культурном объединении. 14% католиков ожидают от общины психологической поддержки, взаимопонимания и взаимопомощи. Для 36 процентов тамбовских католиков и 17 процентов иудеев более значимой является коммуникативная функция общины, они рады возможности неформального общения с единоверцами. Для трети евреев община также является местом, где открываются широкие возможности для усовершенствования в родном языке.

В качестве одного из показателей знания респондентами собственных этнических традиций нами рассматривались ответы на вопрос относительно эстетических особенностей национального костюма. В частности, было установлено, что значительное количество членов этнических общин (50 процентов евреев и 43 процента католиков) почти ниче-

го не знают об особенностях национального костюма. Каждый четвертый представитель еврейской и каждый шестой представитель католической общины указал, что имеет представление лишь о цветовой гамме национальной одежды. В то же время 43 процента католиков и 8 процентов евреев имеют определенное представление лишь об особенностях праздничного костюма. 7 процентов католиков признались, что хорошо знают традиционные национальные украшения, а 16 процентов евреев сообщили, что знакомы со способами декорирования (вышивка, кру-жевоплетение и тому подобное) национальной праздничной одежды. Таким образом, при значительном интересе к национальному костюму как элементу традиционной художественной культуры, абсолютное большинство респондентов отметили, что слабо представляют себе его эстетические особенности.

Респонденты также сообщили, что в их доме хранятся различные предметы, оформленные в традициях национального искусства. 29 процентов католиков и 17 процентов евреев отметили наличие у них дома посуды, выполненной в национальных традициях, еще 28 процентов членов католической общины указали на имеющиеся у них сувениры и иную утварь с традиционной национальной отделкой. Около трети респондентов обеих категорий сообщили, что в их доме бережно хранятся рецепты и традиции национальной кухни. В то же время настораживает тот факт, что в 29 процентов католических и 66 процентов еврейских семей предметы, выполненные в традициях национального искусства, вообще не присутствуют в обиходе. Практически все представители еврейской общины и 71 процент опрошенных католиков признались в том, что фольклорные традиции в повседневном быту их семьи практически отсутствуют и никак не сохраняются. Лишь 14 процентов респондентов-като-ликов сообщили о присутствии в их повседневном быту вокальных традиций, а еще 7 процентов — инструментального исполнительства и художественной вышивки.

Абсолютное большинство членов обеих общин предпочитают проводить свой досуг дома или на природе. В общине свое свободное время проводят только 17 процентов евреев и 21 процент католиков. Малопривлекательным для них является посещение концертно-зрелищных учреждений, а также собственное участие в досуговом художествен-

ном творчестве. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что национальнорелигиозная община в современных условиях, обладая значительным социально-педагогическим потенциалом, к сожалению, не стала инструментом разрешения многочисленных проблем социально-психологического, культурно-образовательного и рекреационного характера.

В этой связи особую важность приобретает проблема передачи национальнокультурного опыта и традиций подрастающему поколению и создания условий для этно-художественного воспитания и образования молодежи. Представители еврейской общины более высоко оценивают ее работу по целенаправленному этнокультурному воспитанию подрастающего поколения, 80 процентов из них сообщили о создании в общине специальной школы, 16 процентов отметили работу детских кружков этнокультурной направленности, еще 8 процентов сообщили о деятельности детской летней площадки. Эту же позицию смог отметить только каждый пятый католик, хотя 43 процента из них сочли важной для своих детей возможность общаться друг с другом по праздникам. Подобную перспективу отметили в своих анкетах только 8 процентов евреев. Каждый шестой католик посетовал, что работа с детьми носит несистемный, эпизодический характер, а еще 7 процентов указали на отсутствие какой-либо целенаправленной работы с детьми.

Для детей представителей еврейской общины наиболее существенным инструментом освоения национальной культуры являются этнические традиции кулинарного искусства. В то же время национальное искусство и национальные этнографические традиции не нашли применения в практике этнокультурного воспитания юных евреев. Для 36 процентов представителей католической общины самым эффективным содержательным компонентом этнокультурного развития молодежи является религиозная культура. Еще 29 процентов респондентов-католиков видят определяющую роль средств массовой информации в этнокультурном воспитании детей и подростков, а 14 процентов высказались о значительном этнопедагогическом потенциале национальной кулинарии, и, наконец, по 7 процентов респондентов отметили важность в этнокультурном воспитании национального искусства и литературы.

Тем самым социально-педагогический потенциал национального искусства, литературы и этнографии в современном этнокультурном воспитании молодых членов этнических диаспор реализуется не полностью. К сожалению, практически не имеет этнохудо-жественной направленности и образовательно-воспитательная деятельность средств массовой информации, в тамбовском регионе сдерживающим фактором развития этнокультурного и этнохудожественного воспитания представителей этнических диаспор является отсутствие необходимых механизмов и образовательных структур, способствующих сохранению и развитию национальных художественных традиций.

Анализ позитивных и негативных социальных факторов развития национальнорелигиозных общностей является предпосылкой для выявления или разработки перспективных направлений их оптимизации. В этой связи респондентам был задан вопрос относительно социально-педагогических механизмов и технологий, способных усовершенствовать культурно-досуговые процессы внутри общины.

Одним из способов социально-культурной консолидации общины 43 процента католиков считают строительство или реставрацию культового здания. Среди иудеев сторонников этой идеи меньше, всего 17 процентов. Треть опрошенных членов еврейской общины считают необходимым создание национально-культурного общества, способного решить проблему консолидации и ее этнокультурного развития, а также приобщения ее членов к национальным традициям и искусству. 29 процентов католиков и 17 процентов иудеев уверены в необходимости открытия на территории Тамбовской области национально-культурного центра - специального социально-культурного института, направленного на разрешение вариативных задач этнокультурного развития и этнохудожественного воспитания. В то же время каждый пятый католик и каждый четвертый еврей высказались за необходимость регулярного проведения массовых этнокультурных мероприятий, способствующих объединению членов общины и их сближению с представителями иных этнических культур.

Все это позволяет сделать вывод о том, что национальные художественные традиции постепенно утрачиваются и почти не находят своего бытованиях среди представителей ка-

толической и еврейской этнических общин. Поэтому особую актуальность приобретает разработка целевых программ и социальнокультурных проектов, направленных на возрождение и развитие национальной художественной культуры и этнохудожественного воспитания.

Из всего вышеуказанного следуют некоторые выводы и обобщения. Религиозноэтнические общества как феномен социально-культурной деятельности - явление хотя и не новое, но получившее в последние годы достаточно широкое распространение. Члены обществ обнаруживают четкую тенденцию к этническому самосознанию, проявляют стабильный интерес к языку и культуре своего этноса. Но деятельность данных обществ, как показало исследование, не всегда создает условия для нового и качественного существования и развития данного вида социально-культурной деятельности. Поэтому решение многих проблем сохранения и развития национальной культуры возможно путем изменения концептуального подхода к развитию национально-культурных объединений, межнациональных культурных контактов и совершенствования методики программного обеспечения развития социальнокультурной сферы. В этой связи необходимо наличие обширной и достоверной информации об общем состоянии и деятельности подобных субъектов национальной культуры. Материалы этой статьи представляют исследование, носящее только предварительный и пока не полный обзор социально-культурной ситуации только в двух из подобных обществ. Но работа будет продолжена и, мы надеемся, позволит составить достоверную картину жизнедеятельности этнических сообществ как субъектов социально-культурной деятельности.

1. Biihler С. Psychologie im Leben unserer Zeit. Miinchen; Zurich, 1972.

2. Андреева T.M. Социальная психология. М., 1980.

3. Bach K.W., Hamish M.R. Lingustic Communication and Speech Acts. Cambridge, MA, 1979.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская E.M. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

5. Coolley С.Н. Human Nature and Social Order. N. Y., 1964.

6. Десев 77. Психология на маките групп: Соци-альни иллюзии проблеми. София, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.