Научная статья на тему 'Об экономической эксплуатации хоу и бо царями государства Шан-Инь'

Об экономической эксплуатации хоу и бо царями государства Шан-Инь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАДАТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ / ДАНЬ / ДРЕВНИЙ КИТАЙ / ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ФЕОДАЛИЗМ / ДИНАСТИЯ ИНЬ / ДИНАСТИЯ ШАН / ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЭПИГРАФИКА / ИСТОРИЯ КИТАЯ / РАННЕЕ ГОСУДАРСТВО / БРОНЗОВЫЙ ВЕК КИТАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафин Тимур Альфредович

Предметом исследования является участие двух категорий правителей с титулами хоу и бо в ритуальном дарообмене и взимании дани в государстве Шан-Инь. Автор сопоставляет данные синхронных источников (надписей на гадательных костях) о податях со стороны хоу и бо, оценивает их количественное соотношение. Особое внимание уделено группе надписей о "взятии" бо (取伯), которые как правило трактуются китайскими исследователями в русле взимания дани с покоренных вождей периферийных политий. В отличие от большинства исследователей, автор использует лишь те надписи, в которых конкретно говорится о некоем хоу или бо (указан титул), что позволяет избежать неточностей при анализе, поскольку интерпретация многих гадательных надписей неоднозначна. Основные выводы заключаются в том, что надписи о "взятии бо" повествуют о пленении бо, а не о взимании дани, а значит у нас нет оснований утверждать, что степень экономической эксплуатации бо была выше. Достаточно большое количество надписей о подношениях со стороны хоу позволяет говорить лишь о более интенсивных связях (не только экономических, но и политических, ритуальных) между хоу и царем, но не об экономической эксплуатации как таковой, поскольку обмен ресурсами был двусторонним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экономической эксплуатации хоу и бо царями государства Шан-Инь»

Об экономической эксплуатации хоу и бо царями государства Шан-Инь

Сафин Тимур Альфредович

аспирант кафедры истории древнего мира Московского Государственного Университета 119234, Россия, город Москва, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, к. Б-964(л)

И tamerlane93@yandex.ru

Статья из рубрики "Экономическая история, история предпринимательства"

Аннотация.

Предметом исследования является участие двух категорий правителей с титулами хоу и бо в ритуальном дарообмене и взимании дани в государстве Шан-Инь. Автор сопоставляет данные синхронных источников (надписей на гадательных костях) о податях со стороны хоу и бо, оценивает их количественное соотношение. Особое внимание уделено группе надписей о "взятии" бо (®1Й), которые как правило трактуются китайскими исследователями в русле взимания дани с покоренных вождей периферийных политий. В отличие от большинства исследователей, автор использует лишь те надписи, в которых конкретно говорится о некоем хоу или бо (указан титул), что позволяет избежать неточностей при анализе, поскольку интерпретация многих гадательных надписей неоднозначна. Основные выводы заключаются в том, что надписи о "взятии бо" повествуют о пленении бо, а не о взимании дани, а значит у нас нет оснований утверждать, что степень экономической эксплуатации бо была выше. Достаточно большое количество надписей о подношениях со стороны хоу позволяет говорить лишь о более интенсивных связях (не только экономических, но и политических, ритуальных) между хоу и царем, но не об экономической эксплуатации как таковой, поскольку обмен ресурсами был двусторонним.

Ключевые слова: гадательные надписи, дань, Древний Китай, древнекитайский феодализм, династия Инь, династия Шан, древнекитайская эпиграфика, История Китая, раннее государство, бронзовый век Китая

DOI:

10.7256/2454-0609.2018.2.26102

Дата направления в редакцию:

23-04-2018

Дата рецензирования:

01-05-2018

Статья подготовлена в рамках НИР «Разработка энциклопедических моделей описания базовой культурной терминологии традиционных цивилизаций востока» Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС при финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова.

Среди надписей на гадательных костях ХШ—Х1 вв. до н. э. из Иньсюя (совр. г. Аньян, пров. Хэнань, КНР) есть немало текстов о податях, которые получали ваны (цари) государства Шан-Инь от своих родственников, подчиненных и правителей соседних политий. Поставляемые ко двору рабы, животные, продукты сельского хозяйства и иные ресурсы использовались преимущественно для жертвоприношений; но несмотря на относительно скромные масштабы, эти подношения, несомненно, имели важное ритуально-политическое значение [1, с- 321,[2, с- 1941.

В данной статье специально рассматривается вопрос о подношениях вану со стороны хоу и бо. Оба титула схожи по целому ряду параметров (владение собственным уделом, высокая степень самостоятельности, наличие собственных войск и т. д.), но есть между ними и принципиальные отличия. В то время как бо являлись вождями периферийных

политий (как союзных шанскому царю, так и враждебных ему) [3, с- 5371,[4, с- 19"Ы"5г с- 741

то хоу могли назначаться ваном [4, с 4], а их суверенитет в своих землях мог быть

ограничен [6, с- 164—1651,Ш вплоть до того, что часть авторов считает хоу царскими

«чиновниками» НЬ""8, с- 296—3021.

Тема даннических отношений в государстве Шан-Инь уже была достаточно подробно рассмотрена Ян Шэннанем с-—153—1551, но в отношении хоу и бо его анализ

содержит ряд существенных недостатков. Во-первых, он не разделяет две категории правителей, включая их обоих в число «владетельных князей» (чжухоу Й^). Во-вторых, Ян Шэннань некритично подходит к анализу имен собственных: например, подношения со стороны Чжу в его работах однозначно интерпретирются как дань от Чжу-хоу [9, с-1541, что методологически неверно сразу по ряду причин:

1) Наличие или отсутствие титула может быть связано с изменением статуса. Дань от политии Лу (Й) не вполне корректно рассматривать в контексте подношений хоу и бо, даже если ее правитель в какой-то момент времени действительно именовался Лу-бо.

2) В надписях на гадательных костях имя собственное может иметь несколько значений, которые не всегда связаны друг с другом (см.: "1011), то есть подать от человека, группы людей или политии под названием Гуан не обязательно имеет какое-либо отношение к хоу по имени Гуан или же хоу территории с таким названием.

3) Поскольку многие надписи повреждены или не до конца дешифрованы, список иньских хоу и бо не вполне точен. Существование Чжу-хоу Чжоу-хоу (МНЮ и

некоторых иных персонажей иньской истории можно оспорить (см.: "101), и в таком случае подношение от Чжу или Чжоу к рассматриваемой теме не относится.

В силу указанных причин при анализе данных о податях хоу и бо я использую лишь наиболее надежные примеры, в которых непосредственно говорится о дани со стороны некоего хоу или бо (с указанием титула). Часть данных в таком случае остается неиспользованной, что может повлиять на оценку масштабов явления. Но поскольку гадательные надписи не являются хозяйственными документами, по которым можно было бы относительно точно проследить размеры и регулярность подношений, эти вопросы в принципе остаются за рамками настоящего анализа. Задачей исследования является

сопоставление надписей о податях хоу и бо, а поскольку численность соответствующих текстов в любом случае невелика, то даже небольшая группа сомнительных надписей может внести существенные искажения в результаты исследования, что я и намерен продемонстрировать далее.

Вопрос о сопоставлении хоу и бо в контексте надписей о податях уже поднимался в историографии. Чжу Фэнхань отмечает: «Бо отнюдь не являлись "чиновниками" шанского вана. Видимо, именно из-за того, что степень их преданности царю уступала хоу, ... в гадательных надписях намного больше примеров экономической эксплуатации бо,

нежели хоу» [4, с 21]. На мой взгляд, это утверждение не соответствует истине. Чжу Фэнхань приводит всего пять примеров надписей об «экономической эксплуатации» бо [4, с. 21~221. в одном из них действительно идет речь о быках или коровах, присланных Сюнь*-бо (звездочкой обозначены условные чтения неизвестных иероглифов) или

изъятых у него (Heji 8947 [11, 4' с- 1301"Ъ ссылки на фрагменты гадательных костей включают сокращенное название публикации и идентификационный номер предмета в публикации), а в остальных случаях различные бо оказываются объектами глагола 'брать' (цюй ®). Кстати, перечень таких надписей, указанных Чжу Фэнханем, можно даже слегка расширить:

(1) ТШ К Жо

(2)

Гадание по трешинам в день дин-ю, Бинь гадал: [царь] прикажет Фу взять Юань-бо Шу, настигнет.

Heji 6 111 т. 1, с. 21

Heji 6589

(3)

(4)

Гадали: [царь] прикажет взять Лун-бо.

К, ЯМ^ШхШЙо

Гадание по трещинам в день цзи-ю, Цяо гадал: [царь] прикажет Баню взять Лун-бо.

Гадали: [царь] прикажет взять Бяо*-бо.

[11, т. 3, с. 1002!

Heji 6590 [11, т. 3, с. 1002Т

Heji 6987 [11, т. 3, с. 1069Т

(5)

Гадали: не брать Бяо*-бо.

Гадали: [царь] прикажет взять Гу-бо. ВОД К,

По

Гадание по трещинам в день цзи-мао, царь гадал: Гу возьмет Сун-бо Чжи*, Гу справится, выполнит мое

Heji

13925 111 т. 5, с. 1973Т

Heji

20075 111 т. 7, с. 2607Т

поручение. Сун-бо Чжи* вступит в союз с Гу.

Трактовка надписей этой группы в русле «экономической эксплуатации» характерна для китайской историографии [5, с- 781,[9, с- 1381, но если принять эту гипотезу, то довольно странным выглядит то, что «берутся» в указанных примерах именно бо, а не какие-либо предметы и ресурсы. Ведь в тех надписях с глаголом цюй ('брать'), которые повествуют о взимании дани, объектом действия обычно выступает то, что подлежит изъятию, например:

(7) ^[в^.и,*^ Heji 93 ш,

т. 1, с. 15—161

Гадание по трещинам в день у-у, Бинь гадал: [царь! прикажет взять сто коров, привести [ко двору}. Ван, осмотрев трещины, [сказал1: «Благоприятно, приведут [ко двору1, доберутся [благополучно1».

(8)

Гадание по трещинам в день цзя-у, Бинь гадал: нeji 6 "11- т. взять быков в Гань*. 1, с. 21

(9) Heji 4720

[11, т. 2, с. 7191

Гадание по трешинам в день гэн-цзы, Чжэн гадал: [ван1 прикажет Таню взять нефрит в Юэ.

Так о чем же идет речь в надписях о «взятии» различных бо? Кажется, ответить на этот вопрос помогают уточняющие глаголы цзи и би из надписей № 1 и 6. Глагол цзи (&)в шанских текстах используется преимущественно в значении 'хватать', 'настигать', поэтому в надписи № 1 царский приказ «взять Юань-бо», видимо, означает взятие в плен враждебного вождя. Слово би (ЬЬ, 'вступать в союз') из надписи № 6 обычно

используется в контексте объединения войск при ведении боевых действий [5, с- 70—761, то есть в первой части гадания говорится о том, чтобы некто по имени Гу «взял» Сун-бо, а во второй ее части — о том, чтобы Сун-бо вступил с Гу в союз. Интересно, что перед гдаголом «брать» стоит частица ци (Я), которой обычно маркируется нежелательный

вариант гадания [12, с- 251, а значит для царя Шан предпочтительнее вариант заключения союза с Сун-бо, альтернативой же, видимо, является военный конфликт и его пленение. Такая трактовка позволяет объяснить, почему в надписях отсутствуют упоминания изымаемых предметов: речь не о дани, а о пленении самих бо.

В таком случае количество гадательных надписей, фиксирующих использование царем ресурсов бо, резко сокращается. Помимо указанной надписи Heji 8947 о коровах Сюнь*-бо, можно назвать, пожалуй, лишь одну надпись Huadong 220:

(10) ......Huadong 220 Ш,

т. 2, с. 476—4771

Гадание по трещинам [в день ...1, цзы внесет бо тунь, [будет1 одобрено.

Она относится к примечательному во всех отношениях архиву не-царских гадательных надписей, и (по одной из интерпретаций) повествует о том, как некий шанский аристократ (в надписях он назван цзы; скорее всего, это не имя, а некий показатель статуса), которому принадлежал данный гадательный архив, преподносит ко двору

пленных для жертвоприношений (тунь Ф), которых ему, в свою очередь, подарил некий бо [2, с- 194, прим. 27]. Очевидно, эта интерпретация не является единственно возможной.

В то же время надписей о подношениях со стороны хоу по моим подсчетам значительно больше, например: Heji 98 Г11, т. 1 с. 2°1, Heji 100 Г11, т. 1 с. 2°1, Heji 227 [11' т. 1, с. 561, Heji 1026 Г11' т. 1 с. 2871, Heji 20024 [11, т. 7 с. 26021, Heji 32187 [11, т. 10, с. З2941, Huaite 24 Г13' с. 21, Tunnan 2293 [14' т. 1 с. 3881; а также: Huaite 380 [13' с. 201, Heji 3351 [11' т. 2 с. 5751, Heji 401 Г11' т. 1' с. 951, Heji 517 [11, т. 1 с- 1231, Sude 10 [15' с- 61 (интерпретация надписей второй группы менее надежна), то есть около 8—13 надписей без учета повторяющихся гаданий. Но свидетельствует ли это о том, что «экономическая эксплуатация» хоу была выше?

(11) ......Ш£Ыо Heji 100

Г11, т. 1, с. 201

[...J привести косарей [которые принадлежат} хоу (для работы на царя — С. Т.).

(12) = H e j i 227

[11, т. 1, с. 561

Гадание по трещинам в день цзи-хай, гадали: Ао*-хоу прислал семь [пленных! цянов (этноним — С. Т.) , в грядуший день цзя-инь всех (?) использовать [при жертвоприношении1 для [духа предка1 Да-цзя. Тринадцатый [лунный1 месяц.

(13) ШР^Шо Heji 20024

Г11. т. 7, с. 26021

Хоу [по имени1 Пянь* прислал [пластрон для гадания^ (Хозяйственная пометка на пластроне — С. Т.).

Следует отметить, что ритуальный обмен ресурсами в рассматриваемый период был двусторонним: царь не только собирал подати но и одаривал своих подчиненных [16, с. 156—1581. Поэтому факты подношений царю со стороны хоу или бо еще не свидетельствуют о какой-либо масштабной экономической эксплуатации. Реально сопоставить интенсивность различных направлений обмена мы, увы, не в состоянии: в гадательных надписях царские дарения отражены слабо, поскольку это действие редко требовало предварительного мантического ритуала.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1) Выражение «взять бо», интерпретируемое китайскими исследователями в русле экономической эксплуатации, вероятно, означает пленение бо и не имеет отношения к взиманию дани. Мнение об усиленной экономической эксплуатации бо со стороны царя не имеет под собой реальных оснований.

2) Имеющиеся надписи о подношениях со стороны хоу и бо в принципе нельзя

однозначно интерпретировать как свидетельство экономической эксплуатации. Скорее,

речь может идти о двустороннем ритуальном дарообмене.

3) Надписей об участии хоу в ритуальном дарообмене с царем больше, чем надписей об участии в нем бо, что говорит о более тесной связи между царем и хоу. Однако масштабы, характер и значение этого дарообмена еще предстоит уточнить.

Библиография

1. Ян Шэннань Ш^Ш. Цзягувэнь чжун соцзянь Шандай дэ гунна чжи

лЙЙФ [Система податей в эпоху Шан по данным надписей на гадательных костях] // Иньду сюэкань ШЩТУ. 1999. № 2. С. 27-32.

2. Чжан Сюся Ш^Д. Инь-Шан хоуци дэ гунна, чжэнцю юй шанцы — и хуадун буцы вэй

ли ййяйлйий^^й®--УЖЖ ЬЗЛ'®1] [Подати, взимание дани и пожалования в

поздний период Шан на примере гадательных надписей из Хуадун] // Чжунчжоу сюэкань 2008. № 5. С. 190—194.

3. Шандай ши [История Шан]: В 11 т. / гл. ред. Сун Чжэньхао ЖШК. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ 2011. — Т. 4: Ван Юйсинь Сюй Ихуа Ш^^. Шандай гоцзя юй шэхуй ^^B^^tté [Общество и государство Шан]. 619 с.

4. Чжу Фэнхань Иньсюй буцы чжун «хоу» дэ шэньфэнь бучжэн цзяньлунь «хоу»,

«бо» чжи итун --[Дополнительные

доказательства к вопросу о статусе «хоу» в гадательных надписях из Иньсюя а также комментарий о сходствах и отличиях между «хоу» и «бо»] // Гу вэньцзы юй гудай ши 2015. № 4. С. 1 — 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Линь Юнь Цзягувэнь чжун дэ Шандай фанго ляньмэн

[Союз политий эпохи Шан в надписях на гадательных костях] // Линь Юнь сюэшу вэньцзи WSPftiX® [Собрание научных работ Линь Юня]. Пекин: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ 1998. С. 69 — 84.

6. Цю Сигуй Шо Иньсюй буцы дэ «дянь» - ши лунь Шанжэнь чучжи фушучжэ дэ

ичжун фанфа --[О иероглифе

«устанавливать» в гадательных надписях из Иньсюя: попытка описания одного способа обращения шанцев с покорёнными народами] // Цю Сигуй сюэшу луньцзи Ш

[Собрание научных работ Цю Сигуя]. Шанхай: Фудань дасюэ чубаньшэ 2012. Т. 5. С.169—192.

7. Тан Сяофэн Шандай вайфу юй «дифан» цюаньли. [Право владения землей во внешнем поясе владений в государстве Шан]// Цзянхань луньтай ШХШг. 2006. № 1. С. 79 — 81.

8. Вэй Синьин Иньдай Шан ванго чжэнчжи дили цзегоу яньцзю HW^ [Исследование системы территориального управления в государстве шанского вана, эпоха Инь]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ ^Й'Й'ИЖШЙ, 2013. 427 с.

9. Ян Шэннань Ш^Ш. Буцы чжун соцзянь чжухоу дуй Шан ванши дэ чэньшу гуаньси. h

[Вассальные связи владетельных князей и дома царей Шан по данным гадательных надписей] // Цзягувэнь юй Инь-Шан ши Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ 1983. С. 128—172.

10. Сафин Т.А. Элиты эпохи Шан в эпиграфических памятниках XIII—XI вв. до н.э.: титул хоу по данным ономастики. (неопубл.)

11. Цзягувэнь хэцзи [Свод надписей на гадательных костях]: В 13 т. / Гл. ред. Го Можо Пекин: чжунхуа шуцзюй чубаньшэ Фщв^ЖШЙ, 1978—1982.

12. Serruys P. L.-M. Studies in the Language of the Shang Oracle Inscriptions // T'oung Pao, 1974. Vol. 60. pp. 12—120.

13- Oracle Bones from the White and Other Collections / ed. Hsu Chih-hsiung. Toronto: Royal Ontario Museum, 1979. 108 pp., 145 pp. of ill.

14. Сяотунь наньди цзягу [Гадательные кости, найденные в южной части деревни Сяотунь]: В 5 т. / Под ред. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо ФНЙ ШЩЩШ^^Щ^Р^ [Отдел археологии Китайской академии общественных наук]. Пекин: Чжунхуа шуцзюй фщ®^, 1983.

15. Су Дэ Мэй Жи соцзянь цзягу цзи [Собрание гадательных костей из СССР, Германии, США и Японии] / сост. Ху Хоусюянь ЭДЯж. Чэнду: Сычуань цышу чубаньшэ НЛИШЖШЙ, 1988. 144 с.

16. Крюков В. М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М.: Памятники исторической мысли, 2012. 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.