Научная статья на тему 'Об эффективной модернизации системы образования и возможности ее статистической оценки'

Об эффективной модернизации системы образования и возможности ее статистической оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / EDUCATION SYSTEM REFORMING / BOLOGNA PROCESS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исарова Надежда Сергеевна

В статье дается статистическое описание результатов первого этапа реформирования системы образования в Российской Федерации. Проводится сопоставление темпов роста численности студентов государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Отмечается, что для первого этапа реформирования системы образования характерен быстрый рост рынка платных образовательных услуг. Рассматривается понятие эффективного рынка образовательных услуг и его участники. Статистические показатели говорят о различиях потребностей регионального рынка труда и фактической структуры и качества подготовки специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MODERNIZATION AND THE POSSIBILITY OF STATISTICAL ASSESSMENTS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

This article describes outcomes of the first phase of the educational system's reform in the Russian Federation. The statistical analysis of results includes a comparison of the rate of increase of students at state and private higher educational establishments and technical colleges. The author concludes that the fast growing market of educational services requiring payment was distinctive of the first phase of reform. This paper also presents the concept of the effective market of educational services and its participants. Statistics are used to show divergences between regional labor market requirements and the actual structure and quality of training.

Текст научной работы на тему «Об эффективной модернизации системы образования и возможности ее статистической оценки»

УДК 31:378

ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И О ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Н.С. Исарова

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]

В статье дается статистическое описание результатов первого этапа реформирования системы образования в Российской Федерации. Проводится сопоставление темпов роста численности студентов государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Отмечается, что для первого этапа реформирования системы образования характерен быстрый рост рынка платных образовательных услуг. Рассматриваются понятие эффективного рынка образовательных услуг и его участники. Статистические показатели свидетельствуют о различиях потребностей регионального рынка труда и фактической структуры и качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: реформирование системы образования, Болонский процесс, образование и инновационное общество.

EFFECTIVE MODERNIZATION AND THE POSSIBILITY OF STATISTICAL ASSESSMENTS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

N.S. Isarova

Plekhanov Russian Academy of Economics E-mail: [email protected]

This article describes outcomes of the first phase of the educational system's reform in the Russian Federation. The statistical analysis of results includes a comparison of the rate of increase of students at state and private higher educational establishments and technical colleges. The author concludes that the fast growing market of educational services requiring payment was distinctive of the first phase of reform. This paper also presents the concept of the effective market of educational services and its participants. Statistics are used to show divergences between regional labor market requirements and the actual structure and quality of training.

Key words: education system reforming, Bologna process, education.

Начало реформированию системы образования в России положило включение ее в Болонский процесс [1]. Реформирование предполагало, что положения целевой программы развития образования (ЦПРО), приоритетного национального проекта (ПНПО), Болонской декларации и других программных документов будут реализованы комплексно и поэтапно.

Принцип комплексности предусматривает охват всех уровней образования согласно МСКО, а поэтапно - проведение реформы в несколько этапов.

Первый этап (2001-2005 гг.) - реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. Так, например, в 2005 г. использовали персональ-

© Исарова Н.С., 2010

ные компьютеры 98,1% учреждений высшего профессионального образования, а к 2007 г. - 98,8% [7]. Обеспеченность персональными компьютерами на 100 работников высшего профессионального образования составила - 64 и 76,8 соответственно в 2005 и 2007 гг. Использование интернета для обучения - 12,6 и 18,2%, а для поиска информации - 47,5 и 61,0% соответственно в 2005 и 2007 гг. [12]. Благодаря этому была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны, таких как:

• приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

• разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

• создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

В связи с развитием рыночных отношений в России за достаточно короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг. За рассматриваемый период наблюдается как рост негосударственных образовательных учреждений, так и доля платных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различного уровня. Например, доля негосударственных дневных общеобразовательных учреждений к 2005 г. составила 1,2% [13] от общего числа дневных общеобразовательных учреждений. Динамика платных услуг, предоставляемых дошкольными, а также дневными государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Платные образовательные услуги, предоставляемые дошкольными и дневными школьными государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями населению, %

Годы

2001* 2005

Доля дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные платные услуги 5,2 7,2

Доля детей, пользующихся платными услугами в дошкольных образовательных учреждениях 5,8 8,2

Доля дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, предоставляющих дополнительные платные образовательные услуги 6,8 8,1

Доля учащихся, пользующихся платными дополнительными образовательными услугами 4,0 5,4

* Первые два показателя даны за 2002 г., так как за 2001 г. - отсутствуют. Составлена по данным [9, с. 100].

Со стороны учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования появились предложения на обучение профессиям, востребованным на рынке труда; в ряде вузов - различные уровни профессиональной подготовки (бакалавриат, магистратура, специалист), а также и различные по своему статусу образовательные учреждения.

Динамика количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в целом по стране представлена в табл. 2.

Таблица 2

Количество учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации в 2001, 2005, 2008 гг.

Количество учреждений Темп роста (снижения)

Образовательные учреждения 2001 г. 2005 г. 2008 г. 2005 г. к 2001 г., % 2008 г. к 2005 г., %

ед. % к итогу ед. % к итогу ед. % к итогу кол-во учреж. уд. вес кол-во учреж. уд. вес

ВПО 965 100,0 1068 100,0 1134 100,0 110,7 100,0 106,2 100,0

В том числе: государственные негосударственные 607 368 63,0 37,0 655 413 61,3 38,7 660 474 58,2 41,8 107,9 112,2 97,3 104,6 100,8 114,8 94,9 108,0

СПО 2703 100,0 2905 100,0 2784 100,0 107,5 100,0 95,8 100,0

В том числе: государственные негосударственные 2589 114 95,8 4,2 2688 217 92,5 7,5 2535 249 91,1 8,9 103,8 190,3 96,6 178,6 94,3 114,7 98,5 118,7

НПО 3872 - 3392 - 2861 - 87,6 84,3

Составлена по данным [9, с. 321, 370; 10, с. 135-141; 11, с. 242, 264].

Анализ данных табл. 2 показывает наиболее высокие темпы роста количества учреждений высшего профессионального образования (темп прироста в 2005 г. по сравнению с 2001 г. составил 10,7%, а в 2008 г. по сравнению с 2005 г. - 6,2%), однако темп роста негосударственных образовательных учреждений опережает темп роста государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем во всех рассматриваемых периодах преобладает доля государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Еще более быстрыми темпами увеличивалась численность студентов высших учебных заведений: в 2005 г. по сравнению с 2001 г. - на 30,2%, а в 2008 г. по сравнению с 2005 г. - на 6,3%.

Очень высокий темп прироста (94,9%) имели негосударственные учреждения среднего профессионального образования при общем темпе прироста (7,5%) всех учреждений среднего профессионального образования в 2005 г. по сравнению с 2001 г. В 2008 г., хотя и произошло уменьшение государственных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования на 4,2% по сравнению с 2005 г., для этого периода характерен высокий темп прироста негосударственных учреждений среднего профессионального образования (14,3%). Численность студентов всех учреждений среднего профессионального образования увеличилась на 9,7% в 2005 г. по сравнению с 2001 г. и снизилась на 13,4% в 2008 г. по сравнению с 2005 г.

На фоне роста учреждений высшего и среднего профессионального образования и обучающихся в них студентов происходит существенное снижение количества учреждений начального профессионального образования (на 12,4 и 15,7%) и учащихся в них (на 8,5 и 26,5%) за рассматриваемые периоды. Вместе с тем темпы технологических и организационных изменений в экономике требуют постоянного повышения квалификации занятого населения, т.е. оно должно постоянно пополнять свои знания, доучиваться и, возможно, переучиваться. Отсюда возникает система так называемого «непрерывного образования», или

система образования в течение всей жизни, что и нашло отражение в задачах Болонского процесса.

Динамика подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения в учреждениях начального профессионального образования по договорам с юридическими и физическими лицами представлена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения

Год Обучено В том числе

Всего, тыс. чел. % к итогу По направлению ОСЗ % По договорам с организациями % По индивид. договорам с гражданами %

2001 432,5 100,0 71,9 16,6 91,9 21,2 268,7 62,2

2005 431,6 100,0 70,7 16,4 89,1 20,6 271,9 63,0

Составлена по данным [9, с. 103].

Данные табл. 3 показывают, что произошло снижение подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения в учреждениях начального профессионального образования. При этом более 60% граждан обучалось по индивидуальным договорам, что обеспечивало их социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни.

Таким образом, для первого этапа реформирования системы образования характерен быстрый рост рынка платных образовательных услуг. Об этом свидетельствуют не только более высокие темпы роста численности студентов негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования (171,4 и 194,9% соответственно) [12, с. 72, 75], но и рост доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (49,8 и 35,1% соответственно) [12, с. 74, 83].

Вместе с тем такое развитие рынка образовательных услуг не отвечало возникающим новым потребностям рынка труда, не всегда соответствовало происходящим структурным сдвигам в экономике, особенно на региональном уровне. Это подтверждают и результаты социологического опроса работников предприятий, проведенного ВЦИОМ [8]: из числа опрошенных 30% заявили о несоответствии их нынешней работы полученному профессиональному образованию и 13% затруднились ответить на поставленный вопрос. Из числа людей, имеющих высшее образование, 33% выполняют работу, не соответствующую профилю их образования. Причем указанная тенденция характерна и для выпускников средних специальных учебных заведений и учреждений начального образования. По данным анкетного опроса [5], проведенного службой занятости на предприятиях г. Кирова, выявлено, что для регионального рынка труда характерен дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Этот дисбаланс носит структурный характер: соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. Это объясняется, по мнению автора, тем, что структура и качество подготовки кадров больше ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные неверным образом потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.

Второй этап (2006-2010 гг.) - обеспечение эффективной модернизации образования в стране. Организационной основой его стала реализация Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы.

Изменение целей и функций образования, возникновение в настоящее время наряду с традиционными функциями (профессиональной, экономической, гуманитарной) функции подготовки специалиста к инновационной и креативной деятельности обусловили необходимость модернизации образования.

Модернизация образования является одним из условий успешности поддержания конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик. В подписанном в июле 2006 г. участниками саммита «Группы восьми» (0-8) в Санкт-Петербурге итоговом документе «Образование для инновационных обществ в XXI веке» отмечено, что «образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI в. зависит от способностей стран обеспечивать образование всех членов общества с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире» [6].

Эффективная модернизация системы образования - это длительный процесс, который включает [13]:

• развитие эффективного рынка образовательных услуг;

• новые принципы и система финансирования образования: введение нормативного бюджетного финансирования и др.

Попытаемся раскрыть, что понимается под эффективным рынком образовательных услуг. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке образовательных услуг реализуются целевые установки участников рынка. Применительно к рынку профессиональных образовательных услуг его участниками являются:

• субъекты спроса - население;

• субъекты предложения - учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; государство.

Для субъектов спроса - населения - развитие рыночных отношений способствует удовлетворению потребностей в услугах системы образования как составного элемента повышения качества жизни. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов в систему образования.

Для субъектов предложения - негосударственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования - развитие рыночных отношений дает коммерческий результат, но более важное значение для государственных и негосударственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также для государства имеет инновационная потребность регионов и страны в целом. За счет внедрения в образование различных форм финансирования (нормативного, оплата на основе образовательного кредита и др.) для субъектов спроса расширяется возможность оплаты образовательных услуг, т.е. возможность обеспечить платежеспособный спрос.

Государство выполняет особую роль на рынке образовательных услуг: выступает не только как потребитель накопленных знаний и результата

образования, заинтересованный в контроле и регулировании рынка, но и как опосредованный производитель услуг через сеть государственных образовательных учреждений, оплачиваемых за счет средств бюджета. Выражая интересы граждан, органы государственного регулирования на конкурсной основе размещают государственное задание на предоставление образовательных услуг, контролируют его выполнение по объемам и качеству услуг, стоимостным показателям. Конкуренция при этом заставляет высшие учебные заведения повышать качество образовательных услуг.

Эффективный рынок образовательных услуг должен обеспечить: качество и доступность образовательных услуг; накопление человеческого капитала; прирост ВРП за счет инноваций [3].

Реализация второго этапа концепции модернизации образования, рассчитанного до 2010 г., завершается переходом к созданию и освоению современной модели образования: «Российское образование - 2020». О ее создании впервые было заявлено на Совете по реализации приоритетных национальных проектов 13 сентября 2007 г. в Белгороде. Проект современной модели образования ориентирован на решение задач инновационного развития экономики и общества. Параллельно шла подготовка на очередной среднесрочный период Государственной программы развития образования «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Определены целевые ориентиры к 2012 и 2020 гг. Сохраняется принцип комплексности: изменения затронут все уровни российской образовательной системы: дошкольное образование, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

В разработанной модели «Российское образование - 2020» заложены четыре направления развития:

• доступность качественного образования для любого жителя страны (эта задача ставилась и в концепции модернизации образования на втором этапе) и его непрерывность;

• ориентация системы образования на инновационное развитие экономики;

• открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг;

• возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ.

Стратегия, нацеленная на обеспечение эффективной модернизации образования, совпала по срокам с разработкой очередной Федеральной программы развития государственной статистики на 2007-2011 гг. Большую работу по модернизации информационного обеспечения образования провели специалисты института статистических исследований и экономики знаний ГУ Высшей школы экономики: сформулированы требования, показаны ограничения существующей статистики образования, поставлены задачи. Разработан инструментарий статистического наблюдения за деятельностью учреждений общего образования и начального профессионального образования [2], продолжается работа по инструментарию статистического наблюдения за образовательными учреждениями других уровней. Большой вклад в аналитическую базу исследований в сфере образования внесла разработка региональных рейтингов систем образо-

вания [6], которые позволяют сравнить образовательные системы регионов, определить точки роста, но не позволяют вскрыть причинно-следственные связи, оценить влияние образования на экономический рост. Так, например, на образовательную деятельность регионов влияют существенные различия в социально-экономическом и географическом положении регионов, демографической ситуации (например, возрастная структура). Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития региона может стать основой для разработки перечня направлений и специальностей (национальной квалификационной структуры), с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан. Для этого требуется дополнительная информация не только на уровне страны, но и на региональном уровне: о трудоустройстве выпускников по группам специальностей в разрезе регионов; потребность в работниках, заявленная организациями в органы службы занятости, по группам специальностей и др.

Совершенствование информационного обеспечения системы образования будет способствовать выработке государственной политики образования на основе количественной определенности закономерностей развития рынка образовательных услуг на методологической базе статистического исследования и моделирования рынка образовательных услуг как многофакторного процесса.

Литература

1. Болонский процесс. Основополагающие материалы / Пер. с англ.; сост. А.К. Бурцев, В.А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 2007. 88 с.

2. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В. и др. Статистика образования: новый инструментарий: Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ; НФПК, 2006. 85 с.

3. Исарова Н.С. Становление двухуровневой системы высшего профессионального образования и задачи ее статистического обеспечения // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2008. № 4 (42). С. 50-59.

4. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Рейтингование регионов по показателям развития образования: задачи, методы, возможности, перспективы // Вопросы статистики. 2008. № 7. С. 56-68.

5. Лаптев Ю. Несоответствия системы подготовки кадров потребностям экономики Кировской области и предложения по решению данной проблемы. URL: http:// www.labourmarket./ru/Paqes/conf1/book/conf1_book3.pdf

6. Образование для инновационных обществ в XXXI веке. Саммит «Группы восьми»// Бюллетень Минобрнауки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 3.

7. Перегудова Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса // Педагогическая наука и практика: Проблемы и перспективы: Сборник научных статей. М.: ИОО МОН РФ, 2004. С. 128-132.

8. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России // Вопросы статистики. 2004. № 9. С. 45-49.

9. Статистический ежегодник «Образование в Российской Федерации»: 2006. М.: Минобрнауки РФ; ФСГС; Федеральное агентство по образованию; ГУ ВШЭ, 2006. С. 100-101.

10. Статистический ежегодник «Россия в цифрах». М., 2009. С. 135-141.

11. Статистический сборник «Регионы России»: 2008. М., 2008. С. 242, 264.

12. Статистический сборник «Индикаторы информационного общества». М.: Минобр-науки РФ; ФСГС; ГУ ВШЭ, 2009. С. 90, 121, 136, 137.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. С. 8-9.

Bibliography

1. Bolonskij process. Osnovopolagajuwie materialy / Per. s angl.; sost. A.K. Burcev, V.A. Zvo-nova. M.: Finansy i statistika, 2007. 88 p.

2. Gohberg L.M., Zabaturina I.Ju., Kovaleva N.V. i dr. Statistika obrazovanija: novyj instru-mentarij: Informacionnyj bjulleten'. M.: GU VShJe; NFPK, 2006. 85 p.

3. Isarova N.S. Stanovlenie dvuhurovnevoj sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija i zadachi ee statisticheskogo obespechenija // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. Samara, 2008. № 4 (42). P. 50-59.

4. Kovaleva N.V., Kuznecova V.I., Nechaeva E.G. Rejtingovanie regionov po pokazateljam razvitija obrazovanija: zadachi, metody, vozmozhnosti, perspektivy // Voprosy statistiki. 2008. № 7. P. 56-68.

5. Laptev Ju. Nesootvetstvija sistemy podgotovki kadrov potrebnostjam jekonomiki Kirovskoj oblasti i predlozhenija po resheniju dannoj problemy. URL: http://www.labourmarket.ru/ Paqes/conf1/book/conf1_book3.pdf

6. Obrazovanie dlja innovacionnyh obwestv v XXXI veke. Sammit «Gruppy vos'mi» // Bjulleten' Minobrnauki RF. Vysshee i srednee professional'noe obrazovanie. 2006. № 9. P. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Peregudova Ju.M. Problemy razvitija rossijskogo vysshego obrazovanija v uslovijah Bolonskogo processa // Pedagogicheskaja nauka i praktika: Problemy i perspektivy: Sbornik nauchnyh statej. M.: IOO MON RF, 2004. P. 128-132.

8. Savickaja E.V. Cennost' i dostupnost' vysshego professional'nogo obrazovanija v Rossii // Voprosy statistiki. 2004. № 9. P. 45-49.

9. Statisticheskij ezhegodnik «Obrazovanie v Rossijskoj Federacii»: 2006. M.: Minobrnauki RF; FSGS; Federal'noe agentstvo po obrazovaniju; GU VShJe, 2006. P. 100-101.

10. Statisticheskij ezhegodnik «Rossija v cifrah». M., 2009. P. 135-141.

11. Statisticheskij sbornik «Regiony Rossii»: 2008. M., 2008. P. 242, 264.

12. Statisticheskij sbornik «Indikatory informacionnogo obwestva». M.: Minobrnauki RF; FSGS; GU VShJe, 2009. P. 90, 121, 136, 137.

13.Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2006-2010 gody. Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23 dekabrja 2005 g. № 803. P. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.