Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НА ФОНЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НА ФОНЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / КАДРОВЫЙ ГОЛОД / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПРОФЕССИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

Многочисленные реформы в системе высшего образования значительно изменили статус аспирантуры, превратившейся в третью ступень высшего образования. На фоне девальвации статуса преподавателя высшей школы в обществе и сокращения количества вузов по всей территории страны интерес молодых специалистов к построению карьеры в вузе упал. Вместе с этим снизилась и доступность аспирантуры для населения, главным образом, за счет роста стоимости обучения, поскольку чтобы добраться до третьей ступени высшего образования возрастают затраты на освоение двух предыдущих. В дополнение к этому сузились возможности для реализации научно-исследовательского потенциала аспирантов при написании диссертационной работы, что произошло под влиянием роста формализации процесса обучения за счет увеличения нагрузки на аспирантов по выполнению требований ФГОС. В ходе исследования было установлено, что численность аспирантов, как принимаемых на обучение, так и выпускаемых, во всех федеральных округах сократилась, причем выпуска это коснулось в большей степени - в 2015 г. доля выпущенных аспирантов от количества принятых в среднем держалась на уровне 80%, а в 2019 г. опустилась до уровня 60%. Снизилась и эффективность выпуска аспирантов, что выражается в снижении доли тех, кто завершает аспирантуру защитой диссертационной работы, причем численность защитивших диссертацию в 2019 г. сократилась по сравнению с 2015 г. на целых 65,0%. Установленные негативные тенденции в развитии аспирантуры в последние годы представляют реальную угрозу развитию кадрового потенциала высшей школы и научно-исследовательской среды Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF POSTGRADUATE EDUCATION DEVELOPMENT AGAINST THE BACKGROUND OF REFORMS IN THE EDUCATION SYSTEM

Numerous reforms in the higher education system have significantly changed the status of the postgraduate studies, which have become the third stage of higher education. Against the background of the devaluation of the status of a higher school teacher in society and the reduction in the number of universities throughout the country, the interest of young professionals in building a career in higher education has fallen. At the same time, the availability of postgraduate studies for the population has also decreased, mainly due to the increase in the cost of training, since in order to get to the third stage of higher education, the costs of mastering the previous two increase. In addition, the opportunities for implementing the research potential of graduate students when writing a dissertation have narrowed, which was influenced by the growth of the formalization of the learning process due to an increase in the burden on graduate students to meet the requirements of the Federal State Educational Standard. In the course of the study, it was found that the number of graduate students, both accepted for training and released, decreased in all federal districts, and this affected the release to a greater extent - in 2015, the share of graduate students released from the number of accepted on average remained at the level of 80%, and in 2019 it dropped to the level of 60%. The efficiency of graduate students ' graduation has also decreased, which is reflected in a decrease in the share of those who complete postgraduate studies with the defense of a dissertation, and the number of those who defended the dissertation in 2019 decreased by as much as 65.0% compared to 2015. The established negative trends in the development of postgraduate studies in recent years pose a real threat to the development of the human resources potential of higher education and the research environment of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НА ФОНЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

VLASOVA Olga Vladimirovna

THE EFFECTIVENESS OF POSTGRADUATE EDUCATION .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" П4.8 9 l/^i (TliON l©2021 Контент доступен по лццешнн СС ВY-NC 4.0

у A14 J ' О АЛ-O.Z |(сс) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0014 lfcdese™https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ НА ФОНЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 433643 SPIN: 2472-6269

ВЛАСОВА Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Многочисленные реформы в системе высшего образования значительно изменили статус аспирантуры, превратившейся в третью ступень высшего образования. На фоне девальвации статуса преподавателя высшей школы в обществе и сокращения количества вузов по всей территории страны интерес молодых специалистов к построению карьеры в вузе упал. Вместе с этим снизилась и доступность аспирантуры для населения, главным образом, за счет роста стоимости обучения, поскольку чтобы добраться до третьей ступени высшего образования возрастают затраты на освоение двух предыдущих. В дополнение к этому сузились возможности для реализации научно-исследовательского потенциала аспирантов при написании диссертационной работы, что произошло под влиянием роста формализации процесса обучения за счет увеличения нагрузки на аспирантов по выполнению требований ФГОС. В ходе исследования было установлено, что численность аспирантов, как принимаемых на обучение, так и выпускаемых, во всех федеральных округах сократилась, причем выпуска это коснулось в большей степени - в 2015 г. доля выпущенных аспирантов от количества принятых в среднем держалась на уровне 80%, а в 2019 г. опустилась до уровня 60%. Снизилась и эффективность выпуска аспирантов, что выражается в снижении доли тех, кто завершает аспирантуру защитой диссертационной работы, причем численность защитивших диссертацию в 2019 г. сократилась по сравнению с 2015 г. на целых 65,0%. Установленные негативные тенденции в развитии аспирантуры в последние годы представляют реальную угрозу развитию кадрового потенциала высшей школы и научно-исследовательской среды Российской Федерации.

Ключевые слова: аспирантура, Болонская система, кадровый голод, профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические кадры, высшая школа, девальвация профессии, кадровый потенциал.

THE EFFECTIVENESS OF POSTGRADUATE EDUCATION DEVELOPMENT AGAINST THE BACKGROUND OF REFORMS IN THE EDUCATION SYSTEM

© The Author(s) 2021

VLASOVA Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the Economics and management department Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx St., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. Numerous reforms in the higher education system have significantly changed the status of the postgraduate studies, which have become the third stage of higher education. Against the background of the devaluation of the status of a higher school teacher in society and the reduction in the number of universities throughout the country, the interest of young professionals in building a career in higher education has fallen. At the same time, the availability of postgraduate studies for the population has also decreased, mainly due to the increase in the cost of training, since in order to get to the third stage of higher education, the costs of mastering the previous two increase. In addition, the opportunities for implementing the research potential of graduate students when writing a dissertation have narrowed, which was influenced by the growth of the formalization of the learning process due to an increase in the burden on graduate students to meet the requirements of the Federal State Educational Standard. In the course of the study, it was found that the number of graduate students, both accepted for training and released, decreased in all federal districts, and this affected the release to a greater extent - in 2015, the share of graduate students released from the number of accepted on average remained at the level of 80%, and in 2019 it dropped to the level of 60%. The efficiency of graduate students ' graduation has also decreased, which is reflected in a decrease in the share of those who complete postgraduate studies with the defense of a dissertation, and the number of those who defended the dissertation in 2019 decreased by as much as 65.0% compared to 2015. The established negative trends in the development of postgraduate studies in recent years pose a real threat to the development of the human resources potential of higher education and the research environment of the Russian Federation.

Keywords: postgraduate studies, Bologna system, personnel shortage, teaching staff, scientific and pedagogical personnel, higher school, devaluation of the profession, personnel potential.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема развития кадрового потенциала высшей школы и научно-исследовательской сферы в Российской Федерации год от года обостряется [1, 2]. Особую важность при этом приобретает проблема подготовки кадров для развития научно-технической сферы, роль которой многократно возрастает в условиях активизации инновационных процессов страны на пороге перехода к новому технологическому укладу [3, 4]. В условиях глобализации высшего образования и перехода но Болонскую модель ценность высшего образования в обществе заметно снизилась, по сравнению с восприятием данного факта в СССР и до начала реформирования системы высшего образования страны [5-7]. Вместе с тем стал падать престиж профессии преподавателя высшей школы и профессии ученого, что связано, в первую очередь, с уров-

нем оплаты их труда на фоне профессий из других сфер деятельности [8, 9].

Аспирантура до превращения ее в третью ступень высшего образования и формализации процесса подготовки будущих преподавателей и ученых давала более широкие возможности для развития навыков исследовательской деятельности и воплощения творческих идей в процессе подготовки диссертационной работы, а сейчас обучение в аспирантуре предполагает выполнение большого количества требований, установленных стандартами ФГОС, значительно сокращающих возможности для качественной подготовки диссертационных работ [10, 11].

На фоне реформ количество вузов в стране сократилось, в результате чего часть профессорско-преподавательских кадров безвозвратно выбыла из системы высшего образования, найдя новые ниши, а часть из них выбыла в силу возраста, что определяет высокую акту-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ВЛАСОВА Ольга Владимировна ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ ...

альность исследования проблемы восполнения кадрового потенциала в системе высшего образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вузы являются частью инновационной подсистемы, поэтому в них должна вестись активная работа по созданию и распространению инноваций [12, 13]. Девальвация профессии преподавателя высшей школы уже продолжительное время формирует негативную ситуацию с пополнением системы высшего образования научно-педагогическими кадрами, что в перспективе может привести к кадровому голоду в период подъема спроса на высшее образование [14 - 16]. В свою очередь, низкий уровень развития кадрового потенциала для вуза, особенно в условиях инновационной экономики, чреват для образовательной организации потерей собственной конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и, как следствие, несет угрозу его выживаемости среди других образовательных организаций.

В связи с этим целесообразно рассмотреть, как в динамике изменилась ситуация с развитием аспирантуры как кузницы кадров для высшей школы за последние пять лет.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть динамику численности аспирантов в 2015-2019 гг. в разрезе федеральных округов Российской Федерации и эффективность их обучения, отражающуюся в виде удельного веса защищенных диссертаций от общего количества обучающихся, окончивших аспирантуру.

Постановка задания. Проанализировать динамику численности приема и выпуска аспирантов в период 2015-2019 гг. в разрезе федеральных округов, рассмотреть динамику доли выпуска аспирантов от приема на обучение, и оценить эффективность выпуска аспирантов, отражением которой является защита диссертационных работ в отношении к количеству окончивших аспирантуру.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В качестве инструментов и методов анализа развития системы высшего образования были использованы общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных и статистические методы анализа [17]. Статистической базой для анализа стали данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [18].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Аспирантура изначально в России позиционировалась как кузница кадров для высшей школы и научно-исследовательского сектора. К 2015 г. реформы, связанные с переходом на Болонскую систему уже дали свои плоды, но активные изменения в отношении аспирантура только начали набирать обороты. Так, в 2015 г. в Российской Федерации было принято в аспирантуру более 31 тыс. чел. и более 1/3 приема пришлось на ЦФО, где наблюдается высокая концентрация населения и организаций высшего образования (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика численности приема и выпуска аспирантов в 2015-2019 гг. в разрезе федеральных округов, чел.

Субъект РФ 2015 г. 2019 г. Прнр о ст 2 019 г. к 2015 г., %

Прием, Выпуск, защитой диссерта- Прием. Выпуск, защитой диссертации Прием, Выпуск, защитой диссертации

РФ 31647 25S26 4651 24912 15453 1629 -21=3 -402 -65,0

ЦФО 12759 10433 1737 10668 6445 719 -16.4 -382 -58,6

СЗФО 4090 3144 546 3294 1971 197 -19,5 -37,3 -63,9

ЮФО 2190 190S 339 1781 1215 120 -18,7 -36,3 -64,6

СКФО 1163 9S1 206 804 546 60 -30,9 -44,3 -70,9

ПФО 4966 410S 951 3598 2403 251 -27,5 -41,5 -73,6

УФО 173 S 1421 276 1285 796 48 -26,1 -44,0 -82,6

СФО 3797 2994 534 2687 1578 206 -292 ^17,3 -61,4

ЛФО S19 730 50 795 499 28 -2,9 -31.6 -44.0

В динамике ситуация с численностью аспирантов заметно ухудшилась, поскольку в 2019 г. прием в целом по России сократился на 21,3%, а выпуск - на 40,2%, но самым негативным моментом в этом является снижение эффективности выпуска аспирантов, что выражается в защите диссертационной работы. В 2019 г. защитивших диссертационные работы оказалось на 65% меньше, чем в 2015 г. В некоторой степени данный результат отражает правдивость мнений ученых о том, что с формализа-ций процесса обучения в аспирантуре после превращения ее в третью ступень высшего образования снизилась значимость и качество подготовки диссертационных работ, как свелась практически к нулю сама подготовка будущих исследователей и выработка ими навыков научно-исследовательской деятельности. Стоит также отметить, что чем дальше федеральный округ от центра, тем заметнее снижение количества выпускаемых аспирантов.

Это связано, в том числе, с количеством вузов, наличием диссертационных советов и научно-педагогических кадров, которые в большей степени сконцентрированы в ЦФО и вблизи от него.

Целесообразно рассмотреть, как изменилось отношение количества выпущенных аспирантов к количеству принятых на обучение в различных федеральных округах (рисунок 1).

100,0 оС

90,0 81,« 53 8 05 00 00 э

70,0 3 604 а 8 !с £ S оо" £

60.0 ■ Ш

50,0 1

40,0 1

30,0 1

20,0 1

10,0 1

рф ЦФО сзфо юфо скфо пфо .....2015 г. «2019 г. УФО сфо дфо

Рисунок 1 - Изменение отношения выпуска аспирантов к их приему в 2015-2019 гг., %

Негативные изменения в виде сокращения доли выпущенных аспирантов в отчетном году от количества принятых на обучение отмечаются во всех федеральных округах страны. Если в 2015 г. доля выпущенных аспирантов от количества принятых во всех федеральных округах, кроме СЗФО и СФО, была выше 80%, то в 2019 г. показатель не превысил уровня 68,5%, а в СФО установилось его минимальное значение (58,7%). Наибольшее сокращение доли произошло в ДФО (-26,4%), где в абсолютном выражении численность аспирантов является самой низкой по стране. От 19,5% до 21,5% сокращение доли выпущенных аспирантов от количества принятых составило в среднем по России, в ЦФО, УФО и СФО. Наименьшее сокращение доли наблюдается в ПФО (-15,9%).

Важным показателем при анализе динамики подготовки кадров в аспирантуре является эффективность выпуска аспирантов с позиции защиты диссертационной работы, что при прежней роли аспирантуры являлось ключевым моментом учебного процесса.

Защита кандидатской диссертации и получение ученой степени кандидата наук с последующим трудоустройством в вуз являлась целью аспиранта, а сейчас при условии сокращения количества вузов, снижении социального статуса педагога высшей школы и недостаточном материальном стимулировании развития кадрового потенциала высшей школы, выпускникам аспирантуры достаточно диплома преподавателя-исследователя, который не дает никакого преимущества в других сферах экономической деятельности.

Следовательно, на этом фоне необходимо рассмотреть, как изменилась эффективность выпуска аспирантов в динамике (рисунок 2).

VLASOVA Olga Vladimirovna

THE EFFECTIVENESS OF POSTGRADUATE EDUCATION ...

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 с a 4 4 : I i i : : 1 с с с; а-' 1 > с с i : i у 1 i « i

ЭФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО : 2015 г. "2019 г.

Рисунок 2 - Изменение доли аспирантов, защитивших диссертацию, к общему количеству окончивших аспирантуру в 2015-2019 гг., %

В 2015 г. наиболее эффективными в плане соотношения защищенных диссертаций с количеством окончивших аспирантуру было в ПФО и СКФО, в других федеральных округах защиту диссертации проходили менее 20% выпускников, что довольно мало, если оценивать данный факт с позиции достижения цели в виде защиты научной работы и отстаивания своей идеи перед научным сообществом. ЦФО по данному показателю в 2015 г. занимал вторую позицию с конца после ДФО, хотя численность аспирантов в ЦФО является самой высокой. В 2019 г. ЦФО, наряду с ДФО и СФО, показал наименьшее сокращение доли защитивших диссертацию аспирантов от общего количества выпущенных, то есть сохранилась некоторая стабильность в численности ежегодно защищающих работу аспирантов. При этом в СФО установилась самая высокая доля защитивших диссертацию аспирантов относительно количества выпущенных, составившая 13,1% в отчетном году. Наибольшее сокращение эффективности произошло в УФО (-13,4%) и в 2019 г. доля защитивших диссертацию составила всего 6,0% от выпуска, что почти сравнялось с показателем ДФО, где изначально доля защитивших работы была ниже 7,0%. Высокое снижение эффективности отмечается в ПФО, и это при том, что в федеральном округе отмечается наименьшее сокращение доли выпущенных аспирантов относительно приема на обучение.

Таким образом, показатели деятельности аспирантуры в 2015-2019 гг. отражают ухудшение ситуации с подготовкой научно-педагогических кадров, как с точки зрения количества желающих обучаться в аспирантуре и их ежегодного выпуска, так и с позиции эффективности выпуска аспирантов, конечной целью которых должна быть защита диссертации.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Как отмечают многие авторы, [16, 19, 20, 21, 22] и мы солидарны с их мнением, проблема восполнения научно-педагогических кадров в системе высшего образования Российской Федерации стоит очень остро, поскольку интерес молодежи к построению карьеры в вузе падает быстрее интереса к защите диссертационных работ. Если проблема уже сейчас ощущается довольно остро, то через десять лет при развитии ситуации по текущему сценарию в системе высшего образования проблема кадрового голода может приобрести колоссальные масштабы, решению которой не поможет цифровизация высшего образования, поскольку доносить знания до студентов должна не только виртуальная среда, но и человек, обладающий соответствующей квалификацией.

В связи с этим мы согласны с Пономаревой И.К. и Акифьевым И.В.[23], которые считают, что воспроизводство научно-педагогических кадров должно быть беспрерывным, для чего необходимо повышать доступность аспирантуры для населения и расширять мотива-ционные механизмы для повышения интереса молодых специалистов к работе в вузе.

ВЫВОДЫ

Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Выводы исследования. В ходе исследования нами были установлены негативные тенденции в развитии аспирантуры во всех федеральных округах страны. Помимо снижения численности обучающихся в аспирантуре в динамике упала эффективность выпуска аспирантов. Это лишний раз подтверждает мнения различных авторов о том, что с переводом аспирантуры в статус третьей ступени высшего образования со всеми вытекающими последствиями возможности аспирантов для развития собственного научного потенциала значительно упали, что на корню уничтожает саму суть и идею подготовки научно-педагогических кадров для преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Вопрос развития научно-технического потенциала на уровне страны в текущих условиях стоит довольно остро, поскольку в стратегически важных для страны отраслях уже наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров. Для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей выделяются крупные финансовые средства, но в ближайшей перспективе данная мера может потерять ожидаемую эффективность, поскольку привлеченных в перспективные отрасли молодых специалистов должен будет кто-то обучать, что в условиях разрастания кадрового голода в системе высшего образования делает актуальными дальнейшие изыскания с целью решения проблем в данной области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бочкова Е.В., Авдеева ЕА., Назаренко ВА. Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 17-23.

2. Андриянов А.В. Формирование института образования России в период 1990-2000 годов //Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 7 (59). С. 2184-2191.

3. Соловьева Т.Н., Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Активизация инновационных процессов в российской экономике на примере отдельных отраслей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 317-321.

4. Матушанская Е.Е., Матушанский А.К., Башкатова В.Я. Развитие высокотехнологичных и наукоемких производств в современных условиях: отечественный и зарубежный опыт // Экономические и гуманитарные науки. 2019. № 8 (331). С. 13-21.

5. Крючкова С.Е., Меликов И.М., Храпов С.А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект //Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 1. С. 40-48.

6. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 148-154.

7. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.

8. Сенашенко В.С. О Престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий //Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 36-44.

9. Ушакова Ю.О. Проблемы и задачи стимулирования воспроизводства кадров в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 87-97.

10. Оценка обеспеченности кадровым, научно-технологическим и инновационным потенциалом в разрезе приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации / М.Ш. Минцаев, И.Е. Ильина, С.Л. Парфенова, В.Н. Долгова, Е.Н. Жарова, Е.В. Агамирова // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 3 (92). С. 460-479.

11. Леканова Е.Е., Хохлова Е.В. Конвергенция Болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 113.

12. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.

13. Скляр Е.С. Влияние инновационного потенциала на повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 6 (39). С. 35.

14. Рубан Л.С. Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 416-429.

15. Шереги Ф.Э., Кириллов А.В. Преподаватели университетов: интеллектуальная элита или интеллектуальный пролетариат? // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 460-482.

16. Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 9-40.

17. Применение методов статистики: теория и практика: учеб-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.

18. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок в сфере высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index. php (Дата обращения: 16.01.2021 г.).

19. Тавхитова Е.Р. Актуальные проблемы развития современной системы высшего образования в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 4. С. 261-265.

20. Григорьева Е.Г., Новопашина Л.А., Бочарова Ю.Ю. Социально-демографические и профессиональные характеристики преподавательского состава регионального университета // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 2. С. 170-187.

21. Шумилова О.Н., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 301-304.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Колобова Е.А., Малецкий Р.В., Чигирева И.В., Полянская Н.А. Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза //Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 15-25.

23. Пономарева И.К., Акифьев И.В. Система непрерывного образования: формирование аспирантского корпуса в условиях российской действительности // European Social Science Journal. 2018. № 6. С. 203-206.

Статья поступила в редакцию 19.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

ВЛАСОВА Ольга Владимировна ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПИРАНТУРЫ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.