Научная статья на тему 'Об эффективности использования компьютерного 3D моделирования при изучении графических дисциплин'

Об эффективности использования компьютерного 3D моделирования при изучении графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / 3D КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPUTER THE GRAPHIC / 3D COMPUTER MODELING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Притьікин Ф. H.

В работе обоснованы преимущества использования компьютерного 3D моделирования при изучении графических дисциплин студентами на младших курсах. Показано, что построение наглядных моделей изделий существенно облегчает процесс получения чертежа и значительно увеличивает познавательную активность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Притьікин Ф. H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the efficiency of computer 3D modeling for studying of graphic disciplines

In this paper advantages of computer 3D modeling are proved at studying of graphic disciplines in the first years of study. It is shown, that construction of evident patterns of products essentially facilitates the process of making of a plain drawing and considerably improves cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Об эффективности использования компьютерного 3D моделирования при изучении графических дисциплин»

УДК 378.146 : 004

Ф. Н. ПРИТЫКИН

Омский государственный технический университет

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО 3й МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В работе обоснованы преимущества использования компьютерного 3Р моделирования при изучении графических дисциплин студентами на младших курсах. Показано, что построение наглядных моделей изделий существенно облегчает процесс получения чертежа и значительно увеличивает познавательную активность студентов. Ключевые слова: компьютерная графика, 3Р компьютерное моделирование, учебный процесс.

В настоящее время любая область инженерной деятельности немыслима без использования средств информатизации. Поэтому существует необходимость на ранних этапах обучения студентов в вузе использовать указанные средства для выполнения индивидуальных заданий, лабораторных и курсовых работ. Известно, что основной целью информатизации образования является обеспечение глобальной рационализации интеллектуальной деятельности и за счет этого получение радикального повышения эффективности и качества подготовки специалиста [1].

Активное развитие и внедрение в практику компьютерных 3D-технологий проектирования и построения чертежа ставит перед кафедрами графики задачу по корректировке базовых курсов графических дисциплин. Основу 3D-технологии построения чертежа составляет создание реалистичной виртуальной компьютерной модели [2]. Заметим, что на современном этапе, на большинстве потоков существует проблема, связанная с ограничением объема учебных часов, выделяемых на графические дисциплины. Для выхода из данной ситуации и обеспечения обучения студентов компьютерным технологиям черчения, необходимо сокращать применение карандаша и линейки. Необходимо сокращать ручную однообразную, рутинную работу, связанную с формированием изображений линий, различных надписей, размерных стрелок и др. Кроме этого, нужен рост квалификации преподавателей в области компьютерной графики и разработка новых методик обучения с использованием современных графических систем. Учитывая то, что трехмерное моделирование в большинстве конструкторских бюро составляет основу новой 3D-технологии проектирования и конструирования, в настоящее время назрела необходимость изучения различных тем традиционных курсов «Инженерная графика» и «Инженерная и компьютерная графика» с совершенно других позиций.

Примером реализации новых подходов, основанных на компьютерных технологиях черчения, может служить курс инженерной и компьютерной графики, который изучается студентами ряда специальностей факультета ФИТиКС и РТФ ОмГТУ. В ка-

честве инструмента получения 2D и 3D моделей на данных потоках применяется пакет программ КОМПАС [3]. По сравнению с такими программами, как АutoCAD, T-flex и SoИdWorks др., указанная выше программа характеризуется наиболее простым интерфейсом, а следовательно, и наиболее быстрым освоением студентами методик формирования и корректирования различных изображений. При этом многие традиционные задания в курсе инженерной и компьютерной графики рациональнее вначале выполнять в эскизной и упрощенной форме (в виде черновиков) с выполнением графических построений по определенным правилам. С помощью данных эскизов студент усваивает такие темы дисциплины как виды, разрезы и сечения, нанесение размеров на чертеже, пересечение поверхностей и др. Здесь нет необходимости в формировании трудоемких, ручных построений размерных надписей, обозначений точек, размерных стрелок и др. Основное назначение данных эскизов является усвоение последовательностей построений, направленных на решение конкретных графических задач, а также изучение стандартов ЕСКД. Выполнение таких работ способствует развитию пространственного мышления и усвоению методов геометрического моделирования. На завершающем этапе чертеж выполняется автоматизированным методом с помощью получения видов, разрезов и сечений на основе созданных 3D моделей. При этом используется новый, более эффективный инструмент геометрического моделирования — это 3D компьютерное моделирование. На данном этапе студенты получают готовый чертеж как в электронном виде, так и выполненный на плоттере, который соответствует всем требованиям стандартов ЕСКД. При этом происходит значительная экономия времени студента.

На рис. 1а приведен пример выполнения задания «Пересечение поверхности плоскостью». Студенты с помощью графических построений на эскизе определяют положения нескольких точек одной линии среза, используя совокупность плоских посредников, в качестве которых выступают горизонтальные плоскости уровня. Данные построения от руки выполняются в виде черновика на миллиметровке. На вто-

Рис. 1. Выполнение задания «Пересечение поверхности плоскостью» на основе создания 3D модели детали

а

б

а

б

Рис. 2. Выполнение задания «Сечения» на основе создания 3D модели

ром этапе студентами создается 3Б модель детали (рис. 1а), на основе которой получаются виды с отображением невидимых линий (рис. 1б). При этом получаются изображения всех остальных недостающих линий среза. Этапы создания 3Б модели представлены на рис. 1а. При этом вначале студентами создается основание с цилиндрическим вырезом. Затем в качестве конструкторской плоскости выбирается верхняя грань и к ней приклеивается усеченный конус. Затем основание отсекается совокупностью плоскостей. Выполняется сквозное отверстие. Вставка видов по 3Б модели осуществляется с помощью команд страницы «ассоциативные виды». Заметим, что ручной этап выполнения заданий позволяет установить геометрический смысл образования различных линий среза детали. Этап работы в графической системе позволяет соответственно сравнить изображения эскиза с компьютерными построениями и оценить их логическое соответствие.

На рис. 2 представлено выполнение задания на тему «Сечения». Студенты, используют изображения двух видов исходных данных и выполняют эскиз с сечениями на миллиметровке. На втором этапе создается 3Б модель (рис. 2а) и формируются сечения на чертеже на основе полученной 3Б модели детали (рис. 2б). Последний этап дает возможность получить наглядное представление о детали и оценить правильность полученных сечений.

На опыте преподавания по новой методике обучения можно сделать следующие выводы. Наличие наглядной модели изделия существенно облегчает студентам построение ее чертежа. Это связано с тем, что 3Б компьютерное моделирование позволяет взаимодействовать с пространственной моделью, минуя промежуточное проекционное отображение проектируемого объекта на плоскости. Заметим, что умение строить модели формируется у студентов в течение двух-трех занятий и далее совершенствуется в процессе выполнения различных заданий. Кроме этого, по наблюдениям преподавателей хода проведе-

ния занятий с использованием графических систем, заметно увеличение познавательной активности студентов за счет внешней привлекательности компьютерных технологий — работа за компьютером, возможность осуществлять движения формируемых 3Б моделей, высокая производительность получения видов, разрезов и сечений чертежей, на основе использования полученных 3Б моделей. Использование компьютерного моделирования так же способствует сокращению времени студента, связанного с выполнением однообразной работы, такой как формирование изображений текстов, размерных стрелок, линий срезов, линий пересечений и др.

Библиографический список

1. Ширшова, И. А. К вопросу об эффективности использования 3Б моделирования при изучении инженерной компьютерной графики / И. А. Ширшова // Состояние проблемы и тенденции развития графической подготовки в высшей школе : сб. трудов Всероссийского совещания заведующих кафедрами графических дисциплин вузов РФ, 20 — 22 июня 2007 г., г. Челябинск. — Челябинск : ЮУрГУ, 2007. - Т. 2. - С. 21-25.

2. Хейфец, А. Л. Компьютерное 3Б моделирование корпусных деталей в курсе инженерной графики / А. Л. Хейфец, В. Н. Васильева // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности : сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск : НГТУ, 2009. - С. 21-25.

3. Компьютерная графика : практикум / А. А. Ляшков [и др.]. -Омск : ОмГТУ, 2007. - 116 с.

ПРИТЫКИН Фёдор Николаевич, доктор технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

Адрес для переписки: e-mail: pritykin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2010 г. © Ф. Н. Притыкин

Книжная полка

Тихонова, Е. В. English for Radioengineering Students [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Тихонова, Е. В. Янушкевич ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 83 с. : рис., табл. - Библиогр. : с. 82. - ISBN 978-5-81490875-9.

Данное учебное пособие содержит оригинальные тексты по специальности на английском языке для студентов 1 — 2 курсов радиотехнического факультета. Каждый раздел (Unit) содержит познавательный материал для обучения чтению, переводу, тексты для аннотирования, развития навыков разговорной речи по своей специальности, а также тестовые вопросы к текстам. В конце пособия даются дополнительные тексты для самостоятельной работы, краткий грамматический справочник.

Анашкина, Н. А. Мультимедийные технологии в образовании. Создание учебного видеофильма [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин ; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 90 с. : рис. -Библиогр. : с. 88-89. - ISBN 978-5-8149-0969-5.

Рассмотрены технические, технологические и творческие аспекты создания учебных видеофильмов: форматы видеозаписи, характеристики видеокамер, программы нелинейного монтажа и записи на электронные носители, а также основы режиссуры, сценарного мастерства, съемки и монтажа видео. Пособие содержит контрольные вопросы, терминологический словарь и библиографию к каждой главе.

Предназначено преподавателям, студентам и техническим работникам высших и средних учебных заведений, а также всем, кого интересует создание видеофильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.