ОБ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ В ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН
Л.Р. Розенгаузов1, студент И.Р. Исаичкин1, студент Д.С. Дайкер1, студент
Научный руководитель: Т.В. Дорожкина1,2, канд. экон. наук, доцент 1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 2Институт управления, бизнеса и технологий (Россия, г. Калуга)
№1:10.24412/2411-0450-2023-11-3-28-31
Аннотация. Современные реалии диктуют новый порядок ведения внешнеторговой деятельности за счет резко сменившихся курсов движения товаропотоков - с Европы на Азию. В статье представлены основные аспекты торгового сотрудничества России со странами Азии и Восточных регионов, а также определены уже достигнутые цели в рамках такого сотрудничества. Несмотря на взаимную заинтересованность всех участников таких торговых интеграций, выделены основные риски при реализации инфраструктурных проектов, в рамках китайских инициатив. Определены основные направления по развитию транспортной инфраструктуры и улучшению торговых отношении России со странами Востока.
Ключевые слова: логистические цепочки, транспортные коридоры, рынки сбыта, санкции, внешняя торговля, транспортная инфраструктура.
Мировая торговля и транспортно-логистические операции зависят от введенных санкций против российских отраслей торговли. Принятие множества пакетов санкций создало проблемы для торговли в странах Европы, и сократило товарные потоки в страны Ближнего Востока.
Для облегчения интернациональной торговли становится первоочередной задачей реализация крупных международных проектов, которые улучшат проходимость межнациональных логистических цепочек. Это требует создания комфортной бизнес-среды для инвесторов и использования иностранного опыта.
На протяжении последних лет Китай становится значимым партнером для развития транспортно-логистических коридоров и других инвестиционных проектов в России. Китай также проявляет способность к реализации крупных проектов и удерживает высокие темпы развития внешнеторговых отношений, став основным торговым партнером России [1].
Ситуация в мировой экономике открыла новые перспективы для развития внешне-
экономической деятельности РФ не только с Поднебесной, но и с Индией, Турцией, Ираном, Египтом, ОАЭ, странами Средней Азии и Ближнего Востока [2].
Через территорию РФ проходят важные межнациональные транспортные пути, для автомобильного и железнодорожного сообщения, такие как Панъевропейские, железнодорожные транспортные коридоры Организации сотрудничества железных дорог, коридоры Центральноазиатского регионального экономического содружества, МТК «Европа - Западный Китай», Транскаспийский международный транспортный маршрут и МТК «Север - Юг» и др., которые открывают широкие горизонты для взаимовыгодного сотрудничества России и стран Восточного региона [3].
Для выявления взаимосвязи между торговыми показателями и развитием транспортной инфраструктуры приведем динамику взаимной торговли России и КНР, как главного торгового партнера со стороны Азиатского континента. Данные о товарообороте РФ и КНР представлены на рисунке.
2020г. 2021г. 2022г.
■ млрд. доля .США
Рис. Динамика товарооборота России и Китая в 2020-2022 гг., млрд. долл. США [4]
Приведенные данные за 3 года свидетельствуют не только о положительной динамике объема товаропотоков, но показывают, что в 2022 году товарооборот между РФ и КНР достиг рекордных 190 млрд. рублей, что на 44 млрд. больше показателя 2021 года и на 83 мрлд. больше показателя 2020 года. Во многом это стало возможно работе по формированию инфраструктуры, в том числе таможенной.
Одним из таких сложных объектов является Евразийский транспортный коридор Москва-Пекин, значительной частью которого станет скоростной транспортный маршрут «Россия» длиной 12 тыс. км от Санкт-Петербурга до Владивостока, а также автодороги, соединяющие Москву и Тюмень. Амбициозность проекта привлекает внимание, и ограниченные сроки осуществления его обосновывают приоритетность развития трассы М12 «Восток», седьмой участок, которой был введен в эксплуатацию почти на 8 месяцев раньше, что позволяет почти вдвое сократить время пути между Казанью и Москвой. Также к началу 2025 года запланировано завершение реконструкции трассы Волга (М7).
В целом, в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (далее - ОПОП) были построены железнодорожный мост между китайским городом Тунцзян и российским селом Нижнеленинское, а также автодорожный мост между китайским городом Хэйхэ и российским городом Благовещенск, благодаря активному привлечению инвестиций от КНР.
Развертывание транспортно-
логистических проектов в рамках китайской инициативы ОПОП привело к взрывному росту железнодорожных контейнерных перевозок, которые значительно превосходят морские по скорости.
При этом необходимо отметить ряд рисков, которые могут существенно повлиять на ход реализации данного международного коридора.
Логистические проекты требуют значительных бюджетных затрат. А сформированный на 2024 год бюджет является дефицитным, что при неблагоприятном развитии внешней обстановки может привести к необходимости сокращения финансирования именно логистических проектов. Финансовые вложения в трассу М12 вызывают сомнения в возможности окупаемости ВСМ Москва-Казань, если финансирование будет полностью лежать на российской стороне. Эксперты отмечают, что достаточно высокие тарифы на проезд по трассе могут резко сократить поток не только частных автомобилей, но и большегрузов [3].
При этом в условиях сворачивания строительства дороги через Казахстан именно российской трассе придется отдать предпочтение китайским и европейским дальнобойщикам. Вторичной выгодой для российского бюджета (кроме платы за проезд по трассе) станут отчисления от продаж автомобильного топлива, аренды жилья, покупки продовольствия и т.д.
Формирование новой экономической других совместных проектов, направлен-системы, основанной на многополярности ных на ускорение проведения таможенных международных торговых отношений, яв- процедур без ухудшения их качества [5]. ляется одним из последствий западных Для дальнейшего развития междуна-
санкций. Для РФ и её партнёров становят- родного сотрудничества и привлечения ся актуальными вопросы совершенствова- инвестиций в логистические проекты ния международного таможенного сотруд- необходимо использовать более эффек-ничества, с целью более эффективного тивные механизмы планирования и уде-осуществления внешнеторговой деятель- лять большее внимание подготовке доку-ности. Достижение поставленных целей ментации для заключения соглашений и будет способствовать и цифровизация меморандумов о сотрудничестве, чтобы процессов, связанных с прохождением выгода всех сторон-партнёров была ясной границы, взаимного признания УЭО и и однозначной.
Библиографический список
1. Петрушина О.М., Волкова К.А., Хохлова Н.А., Воронина А.Д. Стратегическое сотрудничество России и Китая, как проверка на прочность в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 47 (6). - С. 308-311.
2. Доклад за 2022 год «О создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях «Восток - Запад» и «Север - Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, Один путь»» (включая информацию о реализации Поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ a8e/Doklad-o-transportnoy-infrastrukture-za-2022-g-_p.-7A1_.pdf (дата обращения: 22.10.2023).
3. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Глаголева А.А., Кузнецова А.А. Поворот на Восток: коллаборации в инфраструктурных проектах // Вестник Академии знаний. - 2023. -№2 (55).
4. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 21.10.2023).
5. Путь на Восток: какая инфраструктура нужна для новых торговых каналов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/6488334e7a8aa950eafb7e58 (дата обращения: 21.10.2023).
ON ASPECTS OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT TO ENSURE COMMODITY
FLOWS TO THE EASTERN REGION
L.R. Rozengauzov1, Student I.R. Isaichkin1, Student D.S. Dyker1, Student
Supervisor: T.V. Dorozhkina1,2, Candidate of Economics, Associate Professor 1Kaluzhsky State University named after K.E. Tsiolkovsky 2Institute of Management, Business and Technology (Russia, Kaluga)
Abstract. Modern realities dictate a new order of conducting foreign trade activities due to sharply changed rates of movement of goods flows - from Europe to Asia. The article presents the main aspects of trade cooperation between Russia and the countries of Asia and the Eastern regions, and also identifies the goals already achieved within the framework of such cooperation. Despite the mutual interest of all participants in such trade integrations, the main risks in the implementation of infrastructure projects within the framework of Chinese initiatives are highlighted. The main directions for the development of transport infrastructure and improvement of trade relations between Russia and the countries of the East have been identified.
Keywords: logistics chains, transport corridors, sales markets, sanctions, foreign trade, transport infrastructure.