Научная статья на тему 'Об архивном наследии Вячеслава Иванова'

Об архивном наследии Вячеслава Иванова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об архивном наследии Вячеслава Иванова»

АРХИВЫ

Л. Н.Иванова (С. -Петербург) ОБ АРХИВНОМ НАСЛЕДИИ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА

Слависты всего мира, разумеется, всегда испытывали интерес к архивам русских писателей. Западноевропейские и американские ученые, которым порой были недоступны многие документы, находящиеся в советских архивохранилищах, однако, могли успешно осуществлять свои исследования, не пересекая российской границы. В силу известных исторических причин за пределами России оказалось огромное количество ценнейших архивных материалов, вывезенных их владельцами, но в значительной степени — отложившихся уже в зарубежье. Одни собрания находятся в фондах крупнейших библиотек мира, другие (впрочем, уже немногие) — либо служат украшением частных коллекций, либо продолжают принадлежать наследникам писателей.

В 1959 г. русский поэт и историк литературы Юрий Павлович Иваск (1907—1986), в то время профессор Канзасского университета, опубликовал статью "Literary archives of the Russian émigrés"1, представляющую собой краткий обзор архивных собраний, некоторые из которых ему довелось посетить год назад в Париже, Мюнхене, Базеле и Риме. Среди писательских имен назывались: С.К.Маковский, А.М.Ремизов, Г.В.Адамович, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, М.И.Цветаева, А.Бахрах и др. Кратко характеризовался и архив крупнейшего русского поэта-символиста Вячеслава Ивановича Иванова (1866—1949), бережно хранимый, по мнению автора, Mme Olga Dechartes в Риме.

Работая над статьей, 14 ноября 1958 г. Иваск обратился к скрывающейся под этим псевдонимом Ольге Александровне Шор (1894—1978), известной в качестве ближайшего друга семьи Ивановых, многолетней помощницы, комментатора и биографа поэта. "Эта статья скучная, отчетная, — писал Иваск, — но, мне кажется, она принесет пользу. Посылаю отрывок о архиве Вячеслава Иванова. Буду очень благодарен, если прибавите к ней что-либо".

"Если б Вы знали, как я благодарна Вам за присылку черновика Вашей заметки об архиве Вячеслава Ивановича, — тотчас же, письмом от 20 ноября откликнулась О.А.Шор. — Спешу сообщить Вам точные данные о судьбе архива. Он находится в Ленинграде, в Москве и в Риме. Огромная переписка В.И, до 1924 г., а также некоторые рукописные оригиналы и копии его старых, давно напечатанных стихотворений остались в России. В Риме хранятся стихотворения, написанные после 1912г. (года появления последнего сборника стихов В.И. — "Нежная тайна"). Из этих стихотворений был самим автором в последние годы его жизни составлен сборник — "Свет Вечерний", который готовится к печати в Оксфорде (Clarendon Press) и должен выйти в 1959 г.2 Среди неопубликованных произведений находится "Повесть о Светомире-царевиче", которую В.И. считал главным делом своей жизни, но которая осталась неоконченной".

Знаменательно в данном случае употребление слова "архив" в единственном числе. О.А.Шор совершенно справедливо рассматривает богатейшее рукописное наследие Иванова как единое целое, невзирая на его вынужденную раздробленность, принадлежность не только разным архивохранилищам, но и разным странам. Огромная часть рукописей и библиотеки была оставлена поэтом в Москве на период его пребывания в Кисловодском санатории, а затем в Баку, где он возглавил кафедру классической филологии (1920—1924). Потрясенный кончиной жены, Веры Константиновны Шварсалон (1890—1920), Иванов поспешил выехать из Москвы. "Я уложила какие-то вещи, — вспоминала Лидия Вячеславовна Иванова (1896—1985), — (по неопытности много лишнего) и мы оставили Москву, покидая навсегда все остальное: библиотеку, рукописи, письма". Память ее младшего брата, Димитрия Иванова (род. в 1912), сохранила схожую картину: "Мы уезжаем из Москвы, Отец не хочет, не может, душа не пережила бы —

оставаться в Москве. <...> Мы уезжаем с почти что пустыми руками. Вячеслав забрал из покинутой

нежилой квартиры на Зубовском несколько рукописей, стихов, вырванных из тетрадки страниц дневников, несколько любимых писем, портрет Лидии Дмитриевны, написанный Маргаритой Сабашниковой"5.

В августе 1924 г. началась командировка Иванова в Италию, ставшая лишь формальным поводом покинуть Россию, чтобы продолжить полноценную научную и творческую деятельность, а семье — выжить. Об этом втором, уже окончательном отъезде из Москвы Лидия Вячеславовна Иванова писала так: "Это были и бесконечные бюрократические формальности для выезжающих за границу. <...> Нужно было получить столько разных разрешений из разных учреждений <...> Мы взяли три сундука, некоторые рукописи (главным образом, моей мамы), кое-какие книги и одежду. Остальное осталось в Москве на попечении Кассандры"6.

Кассандрой в доме Ивановых называли свояченицу Федора Сологуба, переводчицу Александру Николаевну Чеботаревскую (1869—1925). "Я получила письма, призывающие меня в Петроград, — писала она Вяч.Иванову 26 июля 1924 г., — а с другой стороны, получила — вчера — приглашение вывезти 14 ящиков Вашей библиотеки и архива из дома в Афанасьевском пер<еулке> — ввиду ремонта подвального этажа. В связи с последним убедительно прошу Вас позвонить П.С.Когану и получить от него разрешение (лучше письменное и записку к коменданту дома) на помещение — временное — Ваших книг в одном из складочных или подвальных мест (только не сыром) Академии художественных наук (Пречистенка, 32). Я слышала, что это возможно устроить"7.

К лету 1924 г. относится и заявление Иванова на имя директора Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина с просьбой: "Ввиду моего отъезда за границу прошу имеющуюся у меня библиотеку, рукописи, музыкальные инструменты, мебель и сундуки с вещами принять на хранение в находящийся в вашем заведывании Музей"8.

В числе доверенных лиц Иванова был и московский литератор И.М. Дегтеревский, о чем свидетельствуют, в частности, письма последнего к Ал.Н.Чеботаревской9 и переписка Иванова с О.А.Шор, Так, разыскивая необходимое для работы редкое издание трагедий Эсхила, поэт писал ей из Рима 29 сентября 1924 г.: "Не попала ли она

[книга. — И.Л.] с оставшимися рукописями и пр. к Ивану Моисеевичу Дегтяревскому (Старо-Конюшенный, 4)?"10

Основная часть вынужденно оставленного архива позднее была передана в Отдел рукописей Гос. библиотеки им. Ленина (ныне Российская гос. библиотека) , где составила обширный фонд № 109 (1256 ед.хр. за 1880-е — 1921 г.). Небольшие фонды были созданы также в других московских архивохранилищах: в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) (ф.225) и в ИМЛИ (ф.55). Немало документов, а также книг, мебели, семейных реликвий Ивановых оказалось в ленинградской квартире Федора Сологуба и сестер Чеботаревских. "Это объясняется тем, — писала 17 марта 1924 г. Ал.Чеботаревская к А.С.Ященко, — что в прошлом году, когда в Москве была ликвидирована квартира Вячеслава Ивановича, то кроме вещей, оставленных в Москве, прислали и мне в Питер, с просьбою похранить до его приезда, часть его библиотеки и кое-какие из вещей"11. Очевидно при передаче огромного архива Сологуба, после его кончины в декабре 1927 г., в Гос. публичную библиотеку (ныне Национальная Российская библиотека) и в Пушкинский Дом туда же поступили и остававшиеся "на попечении" также скончавшейся к тому времени Ал. Чеботаревской рукописи Вяч.Иванова. Позднее из них образованы личные фонды Иванова (соответственно: ф.304 и ф.607).

Все перечисленные комплексы материалов, оставшихся в России, давно разобраны, имеют описи, а значит открыты для исследования. Однако уникальное собрание историко-литературных документов конца XIX — XX в., каким является архив Вяч.Иванова в Риме, продолжает быть малодоступным. И отнюдь не по вине нынешнего его владельца, журналиста и писателя Димитрия Вячеславовича Иванова (литературный псевдоним Жан Невсель), благодаря усилиям которого, в том числе и в качестве президента Международной ассоциации по изучению наследия Вячеслава Иванова "Конвивиум", при самом деятельном участии его сестры Лидии и, безусловно, Ольги Александровны Шор, и было положено начало работы с этими архивными документами. В предпринятом ими брюссельском Собрании сочинений Иванова (вышло 4 тома; 1971 — 1987; собран 5-й) немало не публиковавшихся ранее, а также впервые переведенных на русский язык произведений. Уникальные материалы Римского архива нередко появляются и в других изданиях, озвучиваются на конференциях и литературно-музыкальных вечерах, посвященных Вяч. Иванову, экспонируются на выставках. Но все это

касается использования материалов, которое, в свою очередь, не может быть полноценным (?) при едва разобранном и почти совсем не описанном архиве. Используя эти оговорки, я имею в виду существующее лишь в нескольких копиях текстологическое описание поэтических произведений Иванова, составленное в 1996 г. А.Б.Шишкиным12, и, учитывая сегодняшнее состояние архива, являющееся далеко не полным. Целые большие пласты материалов остаются неизвестными. Наряду с текстологически важными творческими рукописями, это еще и огромная переписка поэта, как с литературным (русским и зарубежным) окружением, так и — дружеская, семейная; биографические документы, множество фотографий и т.д. А также комплексы материалов других лиц.

В целях расширения объема информации, необходимой для наиболее полного постижения столь яркой и сложной личности, как Вяч.Иванов, в 1998 г. начата научная обработка его Римского архива, основанная на опыте работы Рукописного отдела Пушкинского Дома. К настоящему времени просмотрена и первоначально систематизирована большая часть материалов, наиболее значимые из них уже обработаны. Составлены две архивные описи, публикация которых предполагается в ближайших выпусках "Ежегодника Рукописного отдела Пушкинского Дома". Одна из них включает в себя главным образом литературоведческие исследования и статьи Иванова, а также упомянутую в письме О.А.Шор к Ю.П.Иваску (см. выше) "Повесть о Светомире царевиче", другие неопубликованные при жизни автора произведения. Содержание следующей описи составила переписка Иванова на русском языке.

В силу объективных причин окончание работы над Римским архивом Вяч. Иванова далеко впереди. Однако близкое к завершению описание значительной части творческих рукописей и важнейшего раздела переписки, надеюсь, вскоре откроет новые научные перспективы для исследователей.

Jvask. G. Literari archives of the russian emigres // The Slavic and East European Journal. 1959. Vol. 17. Р.137- 143.

Речь идет о сборнике: Свет вечерний. Poems by Vyacheslav Ivanov with an Introduction by Sir Mauris Bowra. Oxford: At the Clarendon Press, 1962.

Переписка Ю.П.Иваска и О.А.Шор хранится в неразобранной части Римского архива Вяч.Иванова. "Повесть о Светомире царевиче", завершенная О.А.Шор,

2

опубликована в первом томе Собрания сочинений Иванова (Брюссель, 1971. С.255— 512).

4 Иванова Л. Воспоминания: Книга об отце / Подгот. текста коммент. Д.Мальмстада. М.: РИК "Культура", 1992. С. 83.

5 Иванов Д.В. Из воспоминаний // Вячеслав Иванов. Материалы и исследования. М.: Наследие, 1996. С.37. Портрет второй жены Вяч. Иванова писательницы Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал (1866— 1907) работы М.В.Сабашниковой находится в Риме, у Д.В.Иванова.

6. Иванова Л. Воспоминания. С.122. Мать Лидии - Л.Д.Зиновьева-Аннибал.

7. См.: РО ИРЛИ. Ф. 189, № 47. Коган Петр Семенович (1872— 1932) — историк литературы, критик, первый президент Государственной академии художественных наук (ГАХН).

8 Полный текст заявления см.: Обатнин Г.В. Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб., 1994. С.30.

9 См. :РО ИРЛИ. Ф. 189. №87. См.: РАИ. Оп. 3. № 226.

11 Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин: 1921— 1923. По материалам архива Б.И.Николаевского в Гуверовском институте. Paris; YMCA-PRESS, 1983. С. 295.

12 Полное название описи: "Архив Вячеслава Иванова в Риме. Выпуск 1. Поэтические сочинения и переводы Вячеслава Иванова". Подготовил А.Шишкин. Рим, 1996.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.